Беседа первая
В книге Песнь песней говорится: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских» (Песн.1:6–7), и я бы назвал курс, который мы с вами будем проходить: «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». То есть в течение некоторого времени мы будем искать Жениха – Христа, идя по следам Его овец – ветхозаветных патриархов, поселившись «подле шатров пастушеских».
Конечно, мы будем говорить о грехопадении, мы будем говорить об Аврааме, Исааке и Иакове, об Иосифе Прекрасном. Но порядок подачи материала будет несколько неожиданным. Например, первая тема, с которой мы начнем, – это тема праведного Авраама1, хотя нам придется говорить и о Ное, и о других персонажах книги Бытия.
Мне кажется, что такая форма общения оживит наш диалог2. С другой стороны, изложенное в Книге Бытия с 12-й по 50-ю главу – это именно история одной семьи, настоящая семейная сага.
Итак, мы читаем Книгу Бытия, 12-ю главу с 1-го стиха:
«И сказал Господь Авраму3: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12:1–2).
Вот здесь все непонятно. Кто такой Аврам? Почему Бог выбирает именно этого человека? Здесь непонятно в целом, почему Господь дает предпочтение одним людям и не дает предпочтения другим? Например, в Новом Завете сказано, что от чрева матери, когда дети еще не родились, Господь одного возненавидел, а другого возлюбил4. Все, что касается Божественного избранничества, – это очень сложная тема. Сказано: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30).
«Нам остается разрешить еще тот вопрос, каким образом кого Он призвал, тех и оправдал, раз, согласно сказанному выше, много званных, а мало избранных. Но мне кажется, существует некое различие призваний, в соответствии с тем, что мы изложили в предыдущей главе, потому что все, конечно, призваны, однако не все призваны по Его изволению. Ибо те, кто призывается по благому намерению и благой воле, которую они проявляют по отношению к Богу, суть те, о которых сказано, что они призваны по Его изволению, и именно они, будучи призваны, бывают оправданы»5.
«Чей выбор Бог предведал, тех Он предопределил изначально. А предопределив, и призвал; а затем, призвав, оправдал через крещение. Оправдав же, прославил, назвав сынами и даровав благодать Святого Духа. Но пусть никто не говорит, будто предведение есть причина этого. Ведь не предведение сделало их такими, но Бог задолго предвидел, что будет, потому что Он – Бог»6.
Слова «возвеличу имя твое» имеют глубокий смысл: то, к чему строители Вавилона стремились собственными силами, Бог властно дает Своей благодатью.
«Справедливо, братья, верить Богу прежде, нежели воздаст нам чем-либо, ибо в чем-либо лгать или обманывать нас не может: ибо Он – Бог. Так веровали отцы наши, так Ему верил Авраам. Вот вера воистину достохвальная и образцовая. Ничего не получил от Него и Обещающему поверил, а мы, уже получившие, еще не верим! Разве мог Авраам сказать Ему: Поверю, потому что Ты обещал мне и воздал? С первого призыва доверился, ничего в таком роде прежде не получив. «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1). И поверил сразу, и не дал ему Бог саму землю, но для семени его сохранил»7.
Все, что касается Божественного избранничества, – совсем не простой вопрос. С Авраамом здесь ничего не ясно!
Если мы перелистаем несколько страничек Священного Писания назад, то увидим, что говорится о призвании Ноя, и здесь все ясно и понятно: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8). А далее поясняется, почему: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).
«Сообщив нам о чрезмерном усилении нечестия человеческого и о великом наказании, которому должны были подвергнуться виновники этого, Писание показывает нам и того (то есть Ноя, – О. С.), кто среди такого множества [грешников] мог сохранить чистоту добродетели. Конечно, добродетель и сама по себе достойна удивления; но если кто-то творит ее еще и окруженный препятствиями, то она является гораздо более дивною. Поэтому Божественное Писание, как бы удивляясь праведнику, говорит, что среди такого множества людей, имевших подвергнуться за свое нечестие гневу Божию, Ной обрел благодать пред очами Господа Бога. Обрел благодать, но – пред Богом; не сказано просто – обрел благодать, но – пред Господом Богом, дабы показать нам, что единственною целью его было – заслужить одобрение от того недремлющего Ока и что он нисколько не заботился ни о славе, ни о бесчестии, ни о насмешках людских»8.
Казалось бы, все понятно с Ноем: это человек праведный и непорочный в роде своем, «кто среди такого множества [грешников] мог сохранить чистоту добродетели». Но вот Аврам – это человек, который появляется на библейских страницах уже в семидесятипятилетнем возрасте, когда обычно жизнь идет к закату, и какие-то особые благословения даются ему. С чем это может быть связано?
Есть несколько точек зрения. Обратим внимание на 1-й стих 12-й главы Книги Бытия: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего». Богословы достаточно давно обратили внимание на неточность этого текста. Человек сначала выходит из дома, потом он удаляется от своих родных, потом он покидает свою землю. Здесь же предлагается какой-то другой порядок: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе».
Не бывает так в жизни! Обычный человек выходит из дома, закрывает дверь, он видит родных и близких, или, по крайней мере, он может позвонить им по телефону, сказать, куда он собрался. Если он уезжает за границу – это последний этап. А здесь же предлагается все в таком зеркальном искажении. Почему?
Ответ может быть неоднозначный. Некоторые говорят, что таким образом Бог испытывал Аврама: легко уйти из дома, ведь мы каждый день выходим на работу, в магазин, в храм; легко расстаться с родными и близкими, когда мы им говорим: «до вечера!», или говорим: «до завтра!», или: «увидимся на той неделе!» Даже за границу съездить сейчас не так сложно. Сейчас человек может сказать: «Вот мне повезло! В Святую землю поеду!» – и все будут немножко завидовать этому человеку.
В те же времена все было совсем иначе.
О Сократе, греческом философе, известно, что когда над ним совершился суд, его поставили перед некоей дилеммой: или он выпьет яд, или он покинет Афины – свой родной город. Про Сократа известно, что он только однажды в жизни был загородом. Это был абсолютно городской человек, который всю жизнь находился в городе, если не учитывать его участие в военных походах. Но однажды ученики вывезли его за город, чтобы он посмотрел, что есть не только дома и стены, но и природа, и мир, созданный Богом.
Когда, побыл там недолго, он вернулся, его спросили: «Ну как там?» Он ответил: «Ну, неплохо…»
Всю свою жизнь Сократ приходил на городскую площадь и спорил с людьми, беседовал с ними – он был человеколюбив в хорошем понимании этого слова, он всю жизнь искал Человека, с которым будет интересно поговорить, что-то услышать от него. У Сократа была профессия: он был скульптором и, говорят, неплохим. Но когда перед ним поставили вопрос: или он выпьет чашу яда, цикуты, или покинет родные Афины, он избрал для себя смерть.
Итак, Господь обещает Авраму, что Он произведет от него великий народ, благословит его, возвеличит имя его, и будет Аврам в благословение многим племенам и народам. И у нас складывается такая картина: может быть, Бог его испытывает, проверяет, тяжело ли уйти из дома.
А ведь еще тяжелее прекратить все контакты с родными и близкими, еще тяжелее покинуть свою землю, свою родину! Если Аврам выдержит эти три испытания, можно будет сказать, что он стал совершенным человеком, и он будет достоин той награды, которую ему обещает Бог.
Но это ошибочная точка зрения: Бог никого и никогда не испытывает, не искушает (Иак. 1, 13)! Бог – Сердцеведец! В глазах Бога мы абсолютно прозрачны. И если в Библии иногда встречаются выражения, что Бог испытывал человека – считается, что было десять основных испытаний, которые пережил Авраам, – то это условные понятия испытания. Потому что Бог не имеет прошлого и будущего, у Него – всегда настоящее. Как первый вздох, так и последний выдох – все это известно Богу, для Него любой результат – налицо, Ему не надо перепроверять нас, устраивать какой-то экзамен!
Так чего же хочет достигнуть Бог, призывая Аврама покинуть свою родину, своих родных и близких, свой дом? Бог посылает нам испытания с одной целью: усовершенствовать нас. Сказано: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:12–13).
Есть и другая цель: показать нам нас самих. В еврейском языке этот раздел Библии называется «Лех леха» לֶךְ לְךָ. Что такое «лех леха»? – это разговорное «иди себе», или «иди к себе». Господь говорит Авраму: «Иди себе».
Представьте, что вам кто-то скажет: «Иди себе!» Или так: «Иди к себе!» – «Куда идти? Зачем? У меня есть дом, у меня есть родня, у меня есть земля, на которой я живу, где живут люди, язык которых я понимаю…».
Некоторые ошибочно представляют, что города Ур и Харран, которые покинул Аврам, это было что-то наподобие диких деревень в современной Африке. Но это далеко не так!
Столетиями местонахождение города Ур не было известно. Критики были того мнения, что Ур, если он вообще существовал, был незначительным, отсталым местом. Велико же было их удивление и смущение, когда развалины между Вавилоном и Персидским заливом были ясно опознаны как руины Ура.
Тысячи глиняных табличек, раскопанных на этом месте, доказывают, что Ур был центром мировой торговли с большим многонациональным населением. Во времена Авраама в городе были даже школы, в которых учили писать и считать мальчиков.
Раскопки в Уре показали, кроме того, что архитекторы того времени строили уже колонны, арки, своды и купола. Искусные мастера Ура изготовляли изысканные ювелирные изделия, сложно устроенные арфы и кинжалы с лезвием из чистого золота. Во многих домах археологи раскопали канализационные трубы из обожженной глины, которые входили в большие сточные ямы глубиной до двенадцати метров!
Благодаря таким открытиям у многих ученых возникло совсем иное представление об Аврааме. Так, например, сэр Леонард Вулли в своей книге «Digging Up the Past» писал, что «мы привыкли думать об Аврааме как о простом человеке, жившем в палатках, а теперь находимся перед возможностью думать о нем как о жителе сложного кирпичного дома в городе». Археолог Алан Миллард объясняет в своей книге «Treasures From Bible Times»: «Авраам оставил современный город, со всей его безопасностью и со всеми его удобствами, чтобы стать одним из презренных кочевников!»
Наши предки славяне считали всех иностранцев немыми и называли их «немцами». Когда русский человек слышал, как голландец с итальянцем объясняются, может быть, по-английски, ничего ему не было понятно, и создавалось впечатление, что они сами друг друга не понимают: немые – они и есть немые, «немцы». И оказаться среди чужестранцев в их земле, оставив удобства привычного быта, это была проблема.
Итак, Бог хочет усовершенствовать человека. И у святого Антония Великого мы находим такие слова: «Есть такие, кто призван законом любви, который в их природе, и который изначальное Благо насадило в них при первом творении», то есть пока еще не был даже сотворен человек! Сказано: «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе…» (Еф. 1:4–5)!
Господь уже определяет, какие качества будут у того или иного человека. И будут люди, как пишет Антоний Великий, в которых любовь – как некое природное чувство, которое заставляет их действовать.
«Слово Божие пришло к ним, и они без малейшего сомнения последовали за ним с готовностью, как праотец Авраам, – ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога (оказывается, Аврам научился любить Бога не от людей, его никто не учил этому! – О. С.), но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия…»9.
Значит, Бог вкладывает в каждого человека некий закон, который может научить и наставить нас на всякую правду. Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14–15).
Преподобный Антоний пишет про Аврама:
«… ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1). И тот пошел, не усомнясь и не помедлив (давайте запомним это слово: «не помедлив», – О. С.), но готовый к своему призванию. Он – образец того расположения духа, которое и доныне пребывает во всех, кто идет по его стопам. Трудясь и ища страха Божия в терпении и тишине, они достигают истинного рода жизни, поскольку души их готовы следовать за любовью Божией. Это первый род призвания»10.
Есть понятие в Православии: «призывающая благодать». Призывающая благодать – это такой тип благодати, который касается каждого человека: и верующего, и неверующего, и мусульманина, и иудея, и язычника. И очень важно дать ответ на ее призыв. Потому что Бог печется обо всем Своем творении. Филон Александрийский писал: «Великие натуры, свободные от страстей, как-то легко достигают истины».
Но зачем мы изучаем жизнь Аврама, его семейные отношения? Тем более – пожилой человек (ведь ему уже семьдесят пять лет!). Зачем?
Во-первых, Евангелие от Матфея начинается словами: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1).
В Послании к Римлянам, в 4-й главе, апостол Павел пишет, что Авраам стал: «… отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры… Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам» (Рим. 4:12–13, 16).
С этими словами апостол Павел, который был «апостолом языков», обращается к уверовавшим из язычников и называет Авраама отцом всех нас.
«Здесь апостол указывает на два блага: во-первых, на то, что дары непреложны и, во-вторых, что они даются всему семени, причем он включает сюда также язычников и показывает, что иудеи окажутся вовне, если начнут враждовать против веры. Ведь вера более надежна, нежели закон; вера не вредит тебе, только ты не упорствуй; она даже спасает тебя, испытывающего бедствие от закона. Вслед за этим апостол определяет, какому семени, и говорит: но и по вере потомков Авраама, указывая на родство Авраама с язычниками и на то, что не могут мудрствовать об Аврааме те, которые не верят подобно ему. Вот вера совершила и иное, третье: она сделала родство с праведником более полным и явила его праотцем многочисленнейшего потомства. Потому апостол назвал его не просто Авраамом, но и отцом всех нас, верующих»11.
Апостол Петр в 1-м своем послании пишет, обращаясь к женщинам-христианкам: «Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:5–6).
Даже после смерти верующие могут сподобиться оказаться рядом с Авраамом, и это окажется для них великим преимуществом перед погибающими (Мф. 8, 12). Сын Божий наставляет нас: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11).
Оказывается, личность Авраама имеет очень большое значение в истории всего домостроительства Божьего! Как апостол Павел записал о древних ветхозаветных людях: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор. 10:11).
Итак, мы читаем далее. Господь говорит:
«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3).
Вот эта последняя часть третьего стиха называется «Евангелие». Евангелие – это Благая или Радостная весть об Иисусе Христе. Здесь говорится, что в семени Аврама благословятся все племена земли.
Но о современном еврейском народе, о современных евреях, о которых апостол Павел пишет таким образом: «которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся» (1Фес. 2:15), не скажешь, что они «в семени Аврама благословятся». И ни в какой мере этот текст (Быт. 12:3) применить к ним в теперешней ситуации невозможно – это было бы нелепо!
Но прочитаем снова эти слова: «и благословятся в тебе». Здесь «в тебе» – то есть во Христе, потомке Авраама. На это обращает внимание апостол Павел: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3:16).
И далее: «… и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3) – это пророчество об Иисусе Христе, Который называется сыном Авраама и произошел из чресл Авраама по плоти, и через Которого все народы и все племена получили величайшее благословение.
«И ветхозаветное Писание называет обетование, бывшее Аврааму, заветом Божиим… Обетовал же Бог всяческих благословить народы семенем Авраама; а это семя есть Сам Владыка Христос. Ибо обетование это Им приведено в исполнение, и народы приняли благословение. Все же прочие, даже достигшие самой высокой добродетели: Моисей, Самуил, Илья, одним словом, все ведущие род от Израиля по естеству, – хотя и называются семенем Авраамовым, однако же не суть Семя, принесшее источник благословения народам. Ибо это говорит божественный апостол: «Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3:16). Следовательно, не потому, что и они ведут род от Авраама, именуются семенем Авраамовым, но потому, что Христос в собственном смысле имеет это наименование, как единственный, имевший по обетованию даровать благословение народам»12.
Если кто-то из присутствующих думает, что через Иисуса Христа благословение пришло только одному еврейскому народу, тот серьезно ошибается! Я хочу прочитать из книги Откровение Иоанна Богослова из 7-й главы 9-й и 10-й стихи, где сказано, как возлюбленный ученик Иисуса Христа видит спасенных людей.
Но прежде, чем я процитирую этот кусок, я хочу напомнить, что в Ветхом Завете в 3-й книге Ездры сказано: «… больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли» (3Езд. 9:15).
Представляете, как мало людей спасалось в ветхозаветные времена! Как капля против волны! Причем ветхозаветные пророки установили даже диаметр этой капли. Один из них сказал: «Ной, Даниил и Иов… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Иез. 14:20).
Это – ветхозаветное представление о спасении. Авраму было сказано, что в семени его благословятся все народы земли!
И мы читаем Откровение Иоанна Богослова, 7-я глава, 9–10-й стихи (это один из самых любимейших библейских отрывков для меня): «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр. 7:9–10).
Какие полные надежды слова! Здесь действительно буквально исполняется то, что было сказано Авраму, и то, что было записано в древние времена: «И благословятся в тебе все племена земные»!
Далее мы читаем:
«И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана» (Быт. 12, 4).
Некоторое уточнение для любителей Библии. Если в Библии называется возраст человека, то, как правило, Библия хвалит его.
«Во время чтения Писания мы сейчас слышали, как Господь говорит благословенному Аврааму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Братья возлюбленные, все, что написано в Ветхом Завете, является прообразом и прототипом Нового Завета. Вот и апостол говорит: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор 10:11). Посему, если происходившее телесно в Аврааме написано для нас, то мы увидим это исполненным в нас духовно, если будем жить праведно и благочестиво. Пойди из земли твоей, – говорит Господь, – от родства твоего. Все это, братья, как мы верим и чувствуем, совершается с нами через таинство крещения. Земля наша есть наше тело; мы идем из земли нашей, когда оставляем плотские привычки ради того, чтобы следовать за Христом. Разве не кажется тебе счастливо покидающим землю свою, то есть себя самого, тот, кто из гордого превращается в смиренного, из гневливого – в терпеливого, из развратного – в целомудренного, из жадного – в щедрого, из завистливого – в добродушного, из жестокого – в кроткого? Истинно, братья, счастлив тот, кто, столь изменяясь ради любви к Господу, таким образом оставляет землю свою. Ведь даже в частном общении, если вдруг некий порочный человек начинает совершать дела добра, мы склонны сказать о нем: он превзошел себя. На самом деле уместно сказать о нем, что он превзошел себя, если он отрешается от пороков и посвящает себя добродетели.
«Пойди из земли твоей» (Быт. 12:1), – говорит Господь. Земля наша, то есть наше тело, до крещения было землей умирающих, после же крещения она стала землей живущих. Это о ней говорит псалмопевец: «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых» (Пс. 26:13). Через крещение, как я сказал, мы стали землей живых, а не мертвых, землей добродетелей, а не пороков – если только, приняв крещение, мы не вернемся в трясину пороков; если только, став землей живых, мы не будем совершать постыдных и губительных дел смерти. «[И иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1), – говорит Господь. И верно, что мы тогда с радостью войдем в землю, которую Господь нам укажет, когда с Его помощью мы сначала исторгнем грехи и пороки из нашей земли, то есть тела нашего»13.
Слова: «и с ним пошел Лот» (Быт. 12:4) надо понимать так, что Лот пошел не за Богом, а за дядей, то есть «за компанию».
Здесь сказано, что Авраму семьдесят пять лет. Обычно люди считают, что пятьдесят лет, шестьдесят – и всё, жизнь уже заканчивается. У Авраама же жизнь только начинается! Он проживет сто семьдесят пять лет! Вся жизнь впереди – впереди целый век!
Евреи считают, что он должен был прожить сто восемьдесят лет. Почему они настаивают на этом? Ведь в Писании прямо сказано, что он умер в сто семьдесят пять! Потому что сказано, что Авраам умер в «старости доброй» (Быт. 15:15). Что же имеется в виду? Его сын Измаил, старший сын, рожденный от Агари, вел преступный образ жизни. Но к концу своей жизни он пережил покаяние, обращение к Богу.
И когда говорится о погребении Авраама, то сказано: «И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере הַמַּכְפֵּלָה Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре» (Быт. 25:9). И то, что имя Исаака стоит впереди, а Измаила – вторым, значит, что Измаил признал духовное первенство Исаака и пережил покаяние. И действительно, это – добрая старость. Но причем тут пять лет, о которых иногда спорят евреи?
В это время в семье Авраама бегал один мальчик, которого звали Исав. Он был юный (пятнадцать лет). Исав и Иаков – это дети Исаака, сына Авраама. Евреи говорят: «Исав – о, он был миленький, кошерный, хорошенький мальчик! Разбирался в вопросах кашрута». Он еще не успел испортиться! А вот если бы он испортился, и дедушка Авраам видел это – это была бы уже не добрая старость! То есть если мы умираем, и после нас остаются дурные внуки, невоспитанные дети – вот это и означает: «недобрая старость». Но если мы умираем, и нас хоронят наши близкие с молитвой, с благоговением, усердием – это добрая старость, которую можно ожидать для каждого человека.
Как я уже сказал, если Библия называет возраст человека, она хочет его похвалить. Например, когда в Библии говорится об обрезании Измаила, сына Агари, сказано, что ему было тринадцать лет. И комментаторы задавали вопрос: «А зачем Моисей уточнил, что ему было именно тринадцать лет?»
В тринадцать лет он мог испугаться того, что происходило, он мог убежать – обрезывали всех мужчин! Но он как взрослый встал в очередь, и Авраам совершил над ним обрезание. И чтобы похвалить его, дается вот это вот число – тринадцать лет.
В русском тексте Библии есть два имени Бога. В русском синодальном тексте одно произносится как «Бог», по-гречески: Офеос (ὁ θεός), а второе имя – «Господь», по-гречески: Киреос (Κύριος). Когда православные христиане переводили Библию, то имя Божие אֱלֹקִים «Элохим», которое означает «судья» или «судьи», они перевели именем «Бог». А имя יהוה «Яhве», которое означает «милосердный», переведено словом «Господь».
Если вы читаете начало Библии, то мир создается на основах правосудия. Там стоит только אֱלֹקִים «Бог», а имя «Господь» не встречается. Мир природы строго подчиняется Творцу. Есть такое понятие: «законы природы».
Но когда Библия рассказывает о сотворении человека, наделенного свободной волей, появляется имя יהוה «Господь». Потому что Господь Бог понимал, что если и человека сотворить на основах правосудия – ведь никто не спасется! Каждый подпадет под какое-то наказание. Почему אֱלֹקִים Элоhим – это судьи?
В Пятикнижии Моисея есть такой текст, в котором сказано, что если родители имеют непутевого ребенка и не могут с ним справиться, они должны привести его к воротам города, в то самое место, где сидели судьи, которые и назывались אֱלֹקִים «элоhим» – тем же самым словом, каким называется Бог14.
Причем, языческие боги в Библии тоже иногда называются словом «элоhим». А слово «Элоhим» – это сложное имя от имени «Эль», (равнозначно имени «Аль»), от которого в арабской традиции мы имеем имя اللهِ «Аллаhи» (это имя Бога используется не только мусульманами, но и православными арабами и осетинами).
Если имя יהוה «Яhве» встречается в сокращенной форме «Ях» – это означает «милость, ограниченная судом». Следовательно: если имя אֱלֹקִים «Элоhим» означает меру суда, то его сокращенная форма «Эль», «Аль», «Эли», «Или» – означает умаление суда, просьбу об умалении суда.
Это мы видим в Евангелии от Матфея: «а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! (то есть «милосердый Судья», – О. С.) лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).
Надо заметить, что в Священном Писании содержится достаточно большое количество имен Бога. Имя יהוה «Яhве» встречается шесть тысяч восемьсот двадцать три раза и переводится у нас «Господь». Совершено ошибочно «свидетели Иеговы» переводят это имя как «Иегова». Его нельзя так перевести!
Проблема заключается в том, что евреи записывали имена Бога согласными, а гласные не ставили. В случае с именем «Яhве», которое и запрещено было произносить, под согласными יהוה они с V–XI веков поставили гласные от имени «Адонай», чтобы правоверный еврей, когда читает Тору (Пятикнижие), дошел бы до этого имени и четко читал: «Адонай». Это серьезная ошибка – прочитывать имя «Яhве» как «Иегова», она обнаружилась и при составлении Синодального перевода15.
Есть имя Бога שַׁדָּי «Шаддай». Чаще всего встречается в книге Иова и переводится как «Всемогущий», а по-гречески – Παντοκράτωρ «Пантократор». В еврейской традиции имя «Шаддай» возникло следующим образом: когда Бог сказал: «Да будет свет» (Быт. 1:3), вселенная стала стремительно расширяться. И чтобы ее упорядочить, было сказано: «Остановись!» Вот именно это слово – «Шаддай» и «Пантократор» – это «Тот, Кто обеспечивает равновесие во всем творении». Неслучайно, что во многих православных храмах именно с внутренней стороны верхнего купола мы можем видеть изображение Пантократора.
Есть имя Божие עליון «Элион», в Ветхом Завете оно часто встречается, особенно в поэтических текстах.
Имя אדני «Адонай» означает «Господь», то есть Адонай – это «Тот, Которому я подчиняюсь, и Кто надо мною господствует». От слова «Адонай» есть слово «адоним» – «господин». Как в славянском языке: «государь» – «Господь», а в еврейском: «адоним» – «Адонай».
Есть имя «Цебаот» – это известное нам имя «Саваоф», которое означает «Бог воинств».
Есть имя Божие «Абир» – оно означает «могучий».
«Цур Израэль» – «Скала Израиля», «Эбэн Израэль» – «Камень Израиля»… Есть много имен Божиих в Библии.
Главнейшее имя Господа, это мя: אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה «Эhе Ашер эhе» – «Я есть Тот, Кто Я есть». В славянской Синодальной Библии оно переводится как Сущий.
Сказано: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3:14). Имя אֶהְיֶה означает именно Сущий, как правильно оно переведено в нашей русской Библии.
Что значит Сущий? Все мы существующие, и наше существование зависит от многих причин: от наличия воды, пищи, воздуха и так далее. В отличие же от нас Бог абсолютно самодостаточен.
С другой стороны, если мы скажем, что Господь милосерд, то окажется, что мы не сказали того, что Он правосуден! И так далее. А когда мы говорим, что Он – Сущий, Единый, мы предполагаем и все Его атрибуты и имена. Неслучайно Никео-Цареградский Символ веры начинается словами: «Верую во Единого…».
Давайте вспомним события, когда юноша по имени Савл шел из Иерусалима в Дамаск с письмами от первосвященников, чтобы преследовать там христиан, мужчин и женщин влачить за волосы. И когда он шел, он вдруг услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4) И Савл, по-еврейски Шауль, который верил в одного Бога – евреи не верят во многих богов, они верят в одного Бога, у Которого разные имена, – он задает очень странный вопрос: «Кто Ты, Господи?» (Деян. 9:5)
Если бы грек-язычник спросил: «Кто Ты, Господи?», мы могли бы предположить, что он хочет узнать, то ли это Аполлон прилетел, то ли это Геракл. А Савл хочет знать, с каким именем Бог остановил его на пути: или это Саваоф, Бог воинств, Который поможет ему, или это Пантократор-Шаддай, Который упорядочит его деятельность… И он услышал новое имя Бога. «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:5).
И вот Савл, еврей Шауль, услышал это новое имя Бога. И некогда апостол Петр, исполненный Духа Святого, воскликнет об имени Иисуса Христа: «… нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).
И Аврам – это был человек, которому было предсказано, что благословятся в нем все племена земные, – выходит из Харрана. В Книге Бытия Аврам – родоначальник евреев הָעִבְרִי (первый еврей)16, вместе с отцом Фаррой, женой Сарой и племянником Лотом отправился в Ханаан (Быт. 11, 31).
Фарра (Терах) умер по дороге в Харране17. Там же Бог повелел Авраму оставить страну, обещая сделать его потомство большим народом. Αврам, тогда –семидесятипятилетний старик, отправился в Ханаан вместе с Сарой и Лотом. Около Сихема Бог снова явился ему и обещал всю эту страну в наследство его потомкам (см.: Быт. 12:1–9). Это был не просто исход, скорее, это выглядело как бегство, изгнание.
Как происходит это изгнание?
В Библии это не описано, но в Святой земле есть об этом событии предания, одинаковые у разных этнических групп – я специально интересовался на предмет их схожести. И евреи, и мусульмане, и христиане одинаково рассказывают о бегстве Аврама, ссылаясь на древних отцов. Это – предания о детстве Авраама, очень интересные предания. Подобное мы находим в Лицевом Своде Иоанна IV Грозного (XVI век), у Блаженного Иеронима и в Палее Толковой (XI–XII век).
Когда Аврам был маленьким мальчиком18, его отец Фарра (Терах) занимался тем, что продавал идолов, изготовлял их и продавал. И вот маленький Аврам однажды сидел, смотрел в окошко и думал о Боге: кого из богов избрать, кому поклоняться? Он увидел звезды, луну – какая красота! И он подумал: «Вот мой бог – луна! Звезды ей помогут!»
Но луна и звезды зашли, и Аврам сказал: «Не люблю богов, которые заходят!»
Появилось солнце – древние египтяне почитали солнце как бога («Ра»), славяне, наши предки, почитали солнце как бога «Ярило»… Но и солнце зашло.
И тогда маленький мальчик понял то, что многим не дано было понять, как мы прочитали у Антония Великого, внутренний голос совести подсказал этому маленькому мальчику идею единства Бога. Юный Аврам понял, что Бог – это Тот, Кто сотворил и солнце, и звезды, и луну, и землю.
И он разрушил в магазине отца, пока того не было дома, всех идолов. Был там и большой идол, которого Аврам не мог сдвинуть. И когда отец вернулся, посмотрел на учиненный этот беспорядок и строго спросил маленького Аврама: «Кто это сделал?!», Аврам ответил: «Вот этот большой перебил всех маленьких!» Отец тогда вскричал: «Ты что, смеешься надо мною? Он же не может ходить!» На что Аврам, этот отрок Божий, заметил: «А что же, отец, ты ему поклоняешься, если он даже ходить не может?»
Возник скандал: жители Ура Халдейского узнали о случившемся. По преданию иудеев, мусульман и некоторых христиан – от коптов я тоже слышал подобное, – правителем Ура Халдейского был тогда ни кто иной, как Нимрод, построитель Вавилонской башни. И вот он позвал Аврама на допрос.
Маленький Аврам стоит перед тираном, и тот его спрашивает: «В какого Бога ты веришь? Ответь, ребенок!» Аврам отвечает: «Я верю в Бога, Который дает жизнь и отнимает ее». Тогда Нимрод говорит: «Так это же я! Я даю жизнь, когда отменяю казнь, и я умерщвляю, когда выношу смертный приговор!». Мальчик посмотрел на этого языческого монстра и сказал ему: «Солнце восходит на востоке. Повели, чтобы оно взошло на западе!» И этот правитель страшно разозлился, он велел разжечь камин, который у него был, и бросил Аврама в эту печь.
Дело в том, что слово וּר «ур» может означать «огонь», и вот это название כַּשְׂדִּים וּר «Ур Каздим» (Ур Халдейский) может означать «халдейский огонь». И когда в Писании говорится, что они покинули Ур Халдейский, можно перевести так, что они убежали оттуда, спасаясь от огня.
И вот смотрит этот тиран на Аврама, Аврам же, как и те три отрока в печи во дни пророка Даниила (см.: Дан. 3:92), ходит, молится, прославляет единого Господа… Тогда Нимрод его вызывает оттуда и говорит: «Убирайся с семьею, чтобы здесь вас не было!»
Эти предания мы не можем ни опровергнуть, ни подтвердить, но они принимаются христианами, иудеями и мусульманами, и они пытаются хоть как-то объяснить: ну почему же, в конце-то концов, Бог избрал именно этого человека, о котором нам так малоизвестно до его избрания?
«Таким образом, верно предание евреев, о котором я сказал выше, что Фара вышел со своими сыновьями из «огня халдейского» и что Аврам, находясь среди вавилонского огня за то что не пожелал ему (огню – божеству халдеев, – О. С.) поклонятся, был освобожден благодаря Божьей помощи; и с того времени, когда он исповедовал Господа, презрев халдейских идолов, исчисляются дни его жизни и возраст»19.
То есть неважно, сколько тебе лет – пятнадцать или семьдесят: подлинная жизнь начинается тогда, когда человек обращается от тьмы неверия к Божественному свету.
Меня лично как христианского проповедника больше привлекает объяснение, что Бог избрал Аврама, потому что Он (то есть Сам Бог) просто так захотел. Не было никаких заслуг у Аврама, он был такой же человек, как я, как вы…
Мы не можем купить жизнь вечную ценою временной жизни. Мы не можем купить ценою тленной жизни жизнь нетленную, как бы правильно мы здесь ни жили! Мы не можем ценою жизни на земле приобрести жизнь на Небесах! Это – несоизмеримые и несопоставимые вещи! Поэтому были ли подвиги Аврама, не было ли этих подвигов – Бог избрал этого человека! И этот человек пошел за Ним.
Кстати, в русском народе больше всего любят тех святых, которых у нас не украли. Я поясню, что я имею в виду. Я совершенно согласен с профессором Осиповым Алексеем Ильичом, который говорит, что когда составлялись жития святых в XVIII веке, многие тексты были списаны с католических источников, где имелись во множестве невероятные фантазии. И в результате теперь мы получили украденных святых. Что значит «украденный святой»? Читаю я Симеона Нового Богослова. Он пишет:
Я был убийцей – слушайте все!…
Я был, увы мне, и прелюбодеем в сердце,
И содомитом на деле и в произволении.
Я был блудником, магом и деторастлителем,
Употребителем клятв и стяжателем,
Вором, лжецом, бестыдником, похитителем – горе мне! –
Оскорбителем, братоненавистником, преисполненным зависти,
Сребролюбцем и совершителем
Всякого другого вида зла.
Да, поверьте, я говорю об этом правду
Без притворства и без лукавства!20
Ну я прочитал, и думаю: надо бы его биографию почитать – когда это он успел-то? Открываю его биографию: «С детских лет посещал монастырь, процвел величайшим благочестием, достиг вершин духовной жизни, был переведен в другой монастырь… – какой-то намек все-таки есть: почему-то перевели его в другой монастырь! – там достиг еще большей высоты и был возвращен в свой монастырь, где до смерти подвизался в благочестии».
Или, например, читаю Макария Великого: «Все считают меня святым и праведным, мне уже много лет, а до сих пор блудные страсти одолевают меня…»
У нас украли святых! Это очень серьезная проблема. И народ чувствует это. Раньше на Руси каждый день за службой читалась книга, которая называлась «Пролог». В этой книге читалось житие святого этого дня. Русский народ теперь ничего не читает из Пролога, кроме всего лишь одного жития! Это житие преподобной Марии Египетской. Потому что здесь явно ничего не украли, она такая, какая она была. И такое житие может вдохновить грешного человека задать себе вопрос: «А что же я стою на месте? Почему же я ничего не предпринимаю для того, чтобы моя жизнь изменилась?»
И вот мы читаем далее:
«И взял Аврам с собою Сару 21, жену свою, Лота 22, сына брата своего (его брат умер), и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране» (Быт. 12:5).
Вот тут с иврита нужно перевести буквально так: «… и всех людей, которых они сделали в Харране». А как это понять: «сделали в Харране»?
Если о человеке скажут: «Он делает деньги» – это же не значит, что он фальшивомонетчик, правильно? Он просто умеет зарабатывать. И слова, что «они взяли всех людей, которых они сделали в Харране», нужно понимать следующим образом: Аврам проповедовал мужчинам единобожие, веру в одного Бога, а Сара проповедовала женщинам…
«Сия сопряженная плотью и духом святая двоица, Авраам и Сарра, была среди рода неверного как крин в тернии, как искра в пепле и как злато между блатом23. В то время как все народы уклонились в идолослужение и жили безбожно, совершая неизреченное зло и нечестивые беззакония, они оба знали единого Бога и веровали в Него, и верно служили Ему, угождая добрыми делами. Они прославляли и проповедовали святое имя Его и другим, кому могли, наставляя их в богопознании. Ради сего Бог и водил их с одного места на другое»24.
И они, Аврам и Сара, создали религиозную общину. Например, слово «еврей» в первоначальном значении означает не нацию, а именно религиозную принадлежность. И христиане никогда не воспринимали слово «иудей» или «еврей» как обозначение национальности.
Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности (там, с носом или с пейсами… – О. С.), и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28–29). И древние пророки призывали так называемых этнических иудеев (евреев): «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер. 4:4). Да, они были обрезаны – тем самым внешняя форма была соблюдена, – но сердца их не были обрезаны для Бога.
«и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи» (Быт. 12:5–6).
Если вы внимательно выпишите все стоянки Авраама, где он делал жертвенники, где он просто останавливался на какое-то время, и посмотрите, где эти места встречаются в Библии, вы увидите, что он как бы намаливал места, в которых потом происходили какие-то очень значимые, а иногда и крайне опасные для его потомков события.
Итак, Сихем. В Сихеме была изнасилована девятилетняя Дина, дочь Иакова, которая пошла посмотреть, как живут жители этой области. Принц Сихема влюбился в эту маленькую Дину, забрал ее к себе, надругался над нею, но потом испугался из-за содеянного, и начались переговоры.
Братья Дины Левий и Симеон, которые были братьями ей и по отцу, и по матери, узнали, что сделали с девятилетней Диной, и решили отомстить. Они сказали жителям Сихема: «Ладно, давайте жить вместе, тем более что ваш царевич полюбил Дину. Но у нас такой закон, что все мужчины должны быть обрезаны».
И все жители Сихема обрезались. А когда человек совершает обрезание, то по особенностям физиологии три дня он лежит в горячке, ему очень тяжело передвигаться. И вот когда обрезанные жители находились в горячке, Левий и Симеон, братья этой девочки, вырезали всех мужчин Сихема. А потом отдали весь этот город на разграбление своим другим братьям. (Быт 34:1–31).
Они, конечно, имели право отомстить насильнику за сестру, но без этой крайней жестокости! Позже патриарх Иаков скажет о них: «проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49:7). То есть в гневе не должно быть жестокости, а в ярости – свирепости. И Иаков испугался, потому что все другие народы могли посмотреть на евреев – а евреи тогда были очень маленькой семьей, – как на каких-то злодеев, которые не могут сдержать договор, взять, и убить их всех. Вот так в Сихеме существовала опасность уничтожения всего еврейского народа.
Сихем – это и «дубрава Море», место между горою Гаризим и горою Гевал. При входе в землю обетованную потомки Авраама проклинали грешников на горе Гевал и благословляли на горе Гаризим (Втор. 11:29).
И Аврам останавливается в Сихеме, он – Божий пророк. «И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи» (Быт. 12:6). Опять же, почему Моисей употребляет эту фразу: «в этой земле тогда жили хананеи»?
Вот если, например, мы выйдем на улицу, и я скажу: «А вот тут недавно стояли узбеки и чеченцы», что это значит? Это значит, что они ушли! А когда Моисей пишет, что на той земле тогда еще жили хананеи, имеется в виду, что они и тогда еще продолжали жить, когда Моисей писал эти слова.
Этим самым бытописатель Моисей показывает, что хананеи захватили эту землю. Помните, как в книге Деяний сказано: «От одной крови (то есть от крови Адама, – О. С.) Он (то есть Господь, – О. С.) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26)?
И вот эта земля, святая земля, была предназначена для потомков Сима, Евера и Авраама. Поэтому здесь и сказано: «В этой земле тогда жили хананеи», то есть жили незаконно.
«И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему» (Быт. 12:7).
В Сихеме создается жертвенник Господу, и Господь говорит, что Он будет заботиться о потомстве Аврама: «потомству твоему отдам Я землю сию». То есть потом отдам, когда сгоню с нее чужаков.
Сейчас мы переходим к последней части сегодняшней беседы. Эта часть объясняет, почему Бог попустил евреям оказаться в египетском рабстве под властью фараона – языческого и оккультного правителя всего Египта.
«Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» (Быт. 12:8).
«Где Вефиль, то есть дом Божий, там и жертвенник; где жертвенник, там призывание Бога. Вполне заслуженно он достиг такого преуспеяния, потому что надеялся, что Бог ему поможет. Подвижник Господа упражняется и закаляется через препятствия»25.
Это место тоже неслучайно. Когда во дни Иисуса Навина израильтяне будут входить в землю обетованную, они будут проходить как раз через это место, намоленное Авраамом. И здесь Ахан, сын Хармия, сделал великое преступление, он «взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля» (Нав. 7:1).
Слова: «шатер свой» надо понимать так, что сначала поставил шатер жены, потом свой. Написание אָהֳלֹה, буква ה «хет» в конце слова вместо ו «вав» означает – «ее шатер». Сначала раскинул шатер своей жены, а затем свой. Это урок для мужей: позаботься сначала о жене, потом о себе. Сказано: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет. 3:7). Оказывается, если кто не уступает место женщине, например, в автобусе или метро, молитвы того несовершенны.
Авраам – это был пророк! Мы не всегда понимаем, что такое пророк. Пророк в библейском понимании – это именно человек, который видит. Помните случай с Моисеем, как он убил египтянина? Сказано, что Моисей: «Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке» (Исх. 2:12).
Моисей был принц Египта! Он мог убить любого вельможу Египта – кого ему бояться? Но будучи пророком Божиим, он посмотрел в прошлое этого надзирателя: было ли что-то хорошее у него там? И ничего не нашел! Потом посмотрел в предполагаемое будущее этого человека: может быть, он совершит покаяние, станет верующим, примет веру в одного Бога? И там ничего хорошего не увидел. Тогда он взял камень, ударил его по голове и закопал в песке.
И далее мы читаем:
«И поднялся Аврам и продолжал идти к югу» (Быт. 12:9).
Аврама несет к югу. Юг по отношению к Израилю – это проклятое место. Юг – это Африка, это Мицраим (Египет). И вот здесь дается объяснение, почему потом из-за проступка Авраама пострадали все его предки в Египте:
«И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет…» (Быт. 12:10).
Когда в Библии говорится, что люди приближаются к Иерусалиму, обычно сказано: «восходят», «поднимаются». А если отходят от Святой земли, неважно в какую сторону, – то говорится: «спустился», «нисшел», «сошел», как в этом случае.
«Сошел» – означает, что и уклонился от правильного пути. Но сначала мы прочитали: «И поднялся Аврам и продолжал идти к югу…» и далее: «И сошел Аврам в Египет». То есть если ты идешь в дурное место, ты сначала «поднялся…», потом «и продолжал идти к югу…». И, наконец, появляется неправильная мотивация, под влиянием которой «и сошел Аврам в Египет».
«И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той» (Быт. 12:10)
Но ведь не было прямого Божьего указания идти в Египет, не было! Вот в чем ошибка Авраама! И потом его предки в дни патриарха Иакова из-за голода тоже сойдут в Египет. Все, что с ними происходило – дано нам в неких прообразах. Когда Господь призывал Аврама, Он сказал ему: «и благословлю тебя» (Быт. 12:2), то есть позабочусь о тебе. Аврам забыл об этом или счел себя недостойным Божественной помощи!
«Благословлю» – буквально означает: «дам тебе благо», или: «дам тебе потомство».
«Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом» (Быт. 12:11).
Египтяне были не те египтяне, которые сейчас: современный Египет завоеван арабами, семитскими племенами, сейчас там у людей преимущественно светлая кожа. А тогда это был Мицраим, хамиты, все-все чернокожие. В житии святого апостола и евангелиста Матфея рассказывается о том, что когда он их крестил, – а он крестил эфиопов и каннибалов (хамитов), это можно как притчу воспринимать, конечно, а можно и серьезно к этому отнестись, – они входили в воду крещения губастые, иссиня черные, а выходили белые, нормальные люди… Вот такое описание существует.
Так вот, в Мицраиме в то время жили точно чернокожие хамиты. И светлокожая женщина без сомнения выглядела красавицей, несмотря на свой возраст в шестьдесят пять лет, без этих отвислых ушей, отвислых губ, отвислого живота…
«Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых» (Быт. 12:11–12).
Вот здесь опять промах Аврама – за это придется отвечать! Наступит момент, когда государственная политика Египта провозгласит: «Всех мужчин-евреев умерщвлять, оставлять только женщин! Мальчиков бросать в Нил, и только девочек и женщин оставлять, чтобы они ассимилировались и становились египтянками!»
Вы видите, как ошибка праотца реально потом оскоминой оказывается на зубах его потомков! Не случайно у древних иудеев была пословица: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31:29). Пророки из уважения к отцам осуждали эту пословицу.
Аврам инструктирует Сару: «И когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых». Он боится! Где же упование на Бога?! Он вышел с той территории, которая была территорией Бога, и где он мог чувствовать себя совершенно безопасным.
Блаженный Иероним настаивает на том, что Сара таким переселением была поставлена в очень опасное положение из-за такой кризисной политики Аврама:
«Оказавшаяся в незнакомых ей чертогах, при попустительстве мужа она не могла сопротивляться…»26.
«Сара была отведена в дом царя, чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла она его на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример: как она не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку; как весь дом фараонов подвергнут был казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет»27.
Одна моя знакомая семья уехала жить в Соединенные Штаты Америки. И они говорят: «Мы не знаем, что происходит с нашими детьми! Их крутит-вертит! Мальчик начал колоться, девочка в своем колледже вступила в кружок лесбиянок!» Отец ее спрашивает: «Дочка, разве ты лесбиянка?» А она отвечает: «Нет, я не лесбиянка, но в моей учетной карточке будет написано, что я была в таком клубе, и это потом мне поможет сделать карьеру!»
Это опасность, огромная опасность – выйти с Божьей территории! Вот мы живем на Святой Руси, мы должны дорожить этой возможностью, тем, что мы сейчас можем бывать, например, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре!
«и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт. 12:11–13).
То есть египтяне были такие развращенные люди: если они видели мужчину с красивой женой, у них считалось в порядке вещей убить мужа, а ее забрать себе как добычу. Но если этот мужчина был ее братом – ему надо было сделать какой-либо подарок. По отношению к брату насилие над женщиной уже считалось преступлением. Вот такая своеобразная логика.
«Воздвигнув там алтарь и призвав Бога, Авраам ушел оттуда и жил в пустыне, а потом вынужден был из-за голода идти из того места в Египет. Там жену свою он назвал сестрой, ни в чем не солгав, ведь и это являлось правдой по причине близости крови. Так же и Лот, той же крови, поскольку был сыном ее брата, называется братом. Таким образом, он замолчал ее супружество, однако не отрицал его. Смотреть за целомудренностью супруги он доверил Богу, человеческих же козней по-человечески остерегался. Не остерегайся он, насколько мог остерегаться, он, скорее бы, в большей степени испытывал Бога, нежели на Него надеялся. … И вот тогда-то случилось то, чего Авраам ожидал от Бога, ибо царствовавший в Египте фараон, взявший было ее себе в жены, будучи жестоко поражен, вернул ее мужу Да не думаем при этом, будто она осквернилась через сожительство с другим, поскольку гораздо большей веры заслуживает то, что тяжкие казни не позволили фараону этого совершить»28.
Красота наших православных жен всегда ставит их в некую группу риска. Поэтому верующие мужья должны оберегать и защищать их от наглых шуток и действий всяких хамитов. Черных племен, которых так много обнаруживается на просторах современной России, – вот уж точно столько, сколько апокалипсической саранчи из бездны (Откр. 9:3), которая вот-вот «станет на крыло» и начнет поедать нашу землю, нападая на нас самих, наших жен и детей!
«Он (то есть Аврам, – О. С.) удалился в пустыню. – Случился голод, и он сошел в Египет. Он знал, что в Египте – распутные юноши, разврат, разнузданное вожделение, необузданность страстей. Он понимал, что в такой среде скромность его жены будет без защиты и что красота супруги будет для него опасна, поэтому он научил ее говорить, что она его сестра. Тем самым мы научаемся, что не слишком следует искать красоты супруги, которая часто может стать причиной смерти мужа. Ведь не столько красота жены, сколько ее добродетель и серьезность радуют мужа. Тот, кто стремится к счастливому супружеству, пусть не ухаживает за той, которая кичится богатством, которую не сдерживают брачные обязательства, ни за той, которая украшает себя драгоценностями, – но за той, которую украшают добрые нравы. Нередко жена оскорбляет мужа, если знает, что она более знатна. Все это близко гордыне. Сара не была богаче состоянием, ни блистательней родом. Поэтому она не считала мужа неравным, поэтому она любила его как равного ей достоинством, поэтому ее не удерживали ни состояние, ни родители, ни родственники, но она следовала за своим мужем, куда бы тот ни шел. Она вступила в чужую страну, объявила себя его сестрой, согласившись, раз уж это необходимо, подвергнуть опасности свою честь, а не безопасность мужа, и, чтобы спасти супруга, солгала про родство с ним, чтобы злоумышлявшие против ее чести не убили бы его как соперника и защитника жены. И действительно, едва только египтяне увидали ее, то, пораженные ее необыкновенной красотой, ввели ее к своему царю и хорошо обращались с Авраамом, оказывая ему почести как брату той, которая понравилась их царю»29.
«И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая» (Быт. 12:14).
Я читал в святой земле предание, что когда Аврам ввозил Сару в Египет, он ее в сундук спрятал. А таможенники посмотрели и закрыли: «Проезжайте, проезжайте дальше!» – там уже все было решено.
«увидели ее и вельможи фараоновы30 и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Авраму хорошо было ради ее31; и был у него мелкий и крупный скот32 и ослы и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт. 12:15–17).
Неправ был Аврам! Неправа была Сара! Но Авраам и Сарра – это люди Божии, и Господь вступается за них. Как в Новом Завете сказано: «Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).
«Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену33. И теперь вот жена твоя; возьми ее и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было. И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом (как и потомки его при Исходе, – О. С.)» (Быт. 12:17–20; 13:1–2).
«Это место представляет великое свидетельство и доказательство того, что следует блюсти непорочность. Оно каждого побуждает показать себя непорочным: не жаждать чужого ложа, не соблазнять чужую жену надеждой на то, что все останется в тайне и будет совершаемо безнаказанно, и не пользоваться беспечностью и глупостью мужа, или его долгим отсутствием. Покровитель брака есть Бог, от Которого ничто не сокрыто. Никто не избежит Его, ни один человек не надсмеется над Ним. Он взирает вместо отсутствующего мужа, стоит на страже, и даже без стражи Он уличает виновника, прежде чем тот совершит, что задумал. В душе каждого, в уме всякого Он распознает преступление. Даже если ты, прелюбодейка, обманула мужа, ты не обманешь Бога; даже если ты избежала мужа, даже если ты одурачила судью на суде, ты не избегнешь Судьи всего мира. Он очень строго карает за обиду бедного, за оскорбление ничего не подозревающего мужа, ведь обида сильнее, когда презрен и оставлен без внимания Создатель брака, а не просто его Страж»34.
«Смотри, как тяжкое наказание потрясло его душу (то есть Душу фараона – О. С.): он даже извиняется перед праведником и оказывает ему всяческое почтение. Конечно, если бы сила Божия не смягчила его душу и не внушила бы ему страха, то следовало ожидать, что он предаст себя еще более сильному гневу, накажет праведника, как обманщика, жестоко отомстит ему за себя и подвергнет его крайнему бедствию. Но ничего такого он не сделал: страх наказания загасил его ярость, и он об одном только старался, как бы сделать угодное праведнику. Он узнал, наконец, что пользующийся таким небесным благоволением человек не мог быть обычным»35.
Чтобы ускорить уход Аврама, фараон дал им большие богатства. То же самое произошло с еврейским народом после десятой казни египетской: когда каждый первенец умер, египтяне стали давать евреям и серебро, и золото – только б ушли, только б ушли быстрее из их земли! И по преданию, которое подтверждается Библией («египтянка, именем Агарь» (Быт. 16:1)), фараон решил отдать египетскую принцессу Агарь – а это как раз египетского происхождения имя! – служанкой для Сары. Потому что фараон понял, что лучше для его дочери быть служанкой у жены пророка Божьего, чем царевной в Египте!
Вот на этом мы окончим нашу сегодняшнюю беседу. Последнее, что я хотел бы сказать: я буду специально выбирать, изучая с вами Книгу Бытия, такие темы, которые касаются бытовой жизни, взаимоотношений между мужем и женою, родителями и детьми, чтобы слово Божие, которое живо и действенно, реально способствовало и вам выстраивать свою жизнь правильно. Потому что Писание – это великое Господне руководство к действию. Спаси вас Господь!
* * *
По-еврейски אַבְרָהָם – «отец высей»; אב «ав» – «отец», רהם «рам» – «высокий».
Для тех, кто хочет построчно изучать Книгу Бытия, уже сейчас существуют: первый диск – «Гибель первого мира», второй – «От потопа до Авраама», и недавно вышел третий аудиодиск – «Авраам. Начало народа Божия». Эта серия будет продолжаться – ее длительность 45–50 часов. Вышел уже и укороченный цикл бесед на книгу Бытия – 14 часов. Это тот цикл, который читался на радио «Радонеж». Более подробный – и аудио, и видео – делался в храме, где я служу, – храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.
До Быт. 17:5 он называется אַבְרָם Аврам, потом имя меняется на אַבְרָהָם Авраам. «Авраам представляет собой разум. Наконец, Авраам означает и переход. Поэтому, чтобы разум, который во Адаме всего себя предал наслаждению и плотским обольщениям, перешел в форму и вид добродетели, нам был предложен для подражания мудрый муж. Действительно, Авраам в переводе с еврейского на латынь означает отец, потому что разум с некоторой отеческой властью, суждением и заботой управляет всем человеком. Итак, этот разум находился в Харране, то есть в пещерах, будучи подвластен различным страстям. Поэтому Аврааму сказано: пойди из земли твоей, то есть из тела твоего. Из этой земли вышел тот, чье жительство на небесах» (Амвросий Медиоланский, Об Аврааме, 8).
«Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого… Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:11,13). Блаженный Августин пишет: «Он избрал того, о ком заранее знал, что этот человек поверит Богу, и ему Он дал Духа Святого, чтобы он деланием добра стяжал жизнь вечную. Вера – наше дело, а добрые дела принадлежат Тому, Кто верующим в Него дает Духа Святого. Пример этот использовался против некоторых иудеев, которые, поверив в Христа, хвалились делами до получения благодати и говорили, что заслужили благодать Евангелия своими прежними делами, хотя лишь получившие благодать могут творить добро. Благодать же такова, что прежде грешнику приходит призыв, когда нет у него никаких заслуг, и идет он прямо на суд. Но если он следует призыву Божиему по своей свободной воле, он заслужит и Духа Святого, через Который он сможет творить добро. Оставаясь в Духе – и это совершенно в свободной воле, – такой человек заслужит и жизнь вечную, которая не подвержена никакому тлению» (Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам).
Ориген, Комментарии на Послание к Римлянам. (Здесь и далее святые отцы и учителя Церкви цитируются (кроме обозначенных случаев) по изданию: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Тверь: Герменевтика, 2005–2013).
Феодорит Кирский, Толкования на послания святого Павла, 8. 30.
Августин Иппонский, Проповеди.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия, 23.
Антоний Великий, Послания.
Там же.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Римлянам, 4. 16.
Феодорит Кирский, Толкования на послания святого Павла.
Цезарий Арльский, Проповеди.
«Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (Втор. 21:18–21).
Что касается происхождения имени «еврей», то оно представляет сочетание предлога עִבְרִי – «за», «через», «по ту сторону» и суффикса – י. Предлог עִבְרִי в самостоятельной форме или в соединении с другими предлогами обычно употребляется в применении к морю или реке, преимущественно Иордану, с точки зрения писателя, живущего в Палестине; реже им обозначается направление к западу от Иордана (с точки зрения лица, живущего в Заиорданье). Довольно часто этим словом определяется также местность за Евфратом. Слово «еврей» обозначает тот народ, предки которого жили «по ту сторону реки» Евфрата. То есть «человек с другого берега», человек, противостоящий всему миру (он – по одну сторону реки, весь мир – по другую).
Авраму было семьдесят пять лет при выходе его из Харрана (Быт. 12:4). А Фарре (Тераху) было семьдесят лет, когда родился Аврам (Быт. 11:26). Значит, Фарре было сто сорок пять лет, когда Аврам покинул Харран, и ему еще оставалось жить много лет. Почему же Писание говорит о смерти Фарры до ухода Аврама? Чтобы об этом не было известно всем, чтобы не сказали, что Аврам не исполнил долга почитания отца, оставил его на старости лет и ушел. Поэтому Писание говорит о нем, как о мертвом. Надо понимать, что он был духовно мертв, то есть так и остался язычником. Следовательно, Аврам мог покинуть его (ср.: «И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4:22); и еще: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29)).
В разных источниках его возраст варьируется.
Иероним Блаженный, Библейские вопросы Книги Бытия. 2009 МДА. С. 91.
Игумен Иларион (Алфеев), Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. Введение. 2001. С. 23.
Имя שָׂרַי «Сара» (евр. «Сарай») означает «борющиеся»; «Сарра», в дальнейшем, означает «княжна», «госпожа». Имя Сара встречается в вавилонских письменных документах, то есть было распространенным. Свят. Дмитрий Ростовский: «…Авраам переименовал жену свою Есху (Иску – Быт. 11:29) в Сарру. Она почитала своего мужа, называя его господином; также Авраам почитал супругу свою, называя ее госпожою. Ради этого он назвал ее Саррою, что толкуется «госпожа», ибо это наименование имеет такое именно значение и смысл в еврейском языке» (Келейный Летописец. Паломник. – 2000. С.241).
Имя לוֹט «Лот» означает «покрывало», сравни: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (2Кор. 3:14); то есть Лот имел ослепленный ум, и божественный Логос (Слово) не касался его.
«Блато» (ц.-слав.) – грязь, болото, тина, ил. Ср.: «И блато и лес, и несть места, еже уклонитеся» (1Мак. 9:45).
Свят. Дмитрий Ростовский, Келейный Летописец. Паломник. – 2000. С.240–241.
Амвросий Медиоланский, Об Аврааме.
Иероним Блаженный, Библейские вопросы Книги Бытия.
Ефрем Сирин, Толкования на Книгу Бытия.
Августин Иппонский, О граде Божием.
Амвросий Медиоланский, Об Аврааме.
Вот эти таможенники.
Какое-то время евреям действительно было хорошо, когда они, Авраама потомки, жили в земле Гесем в Египте (Быт. 47:11).
И его потомки тоже занимались скотоводством: помните, как Иосиф сказал: «Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец» (Быт. 46:34). Видите, как все повторяется?
То есть – убив тебя…
Амвросий Медиоланский, Об Аврааме.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.