протоиерей Олег Стеняев

Беседа десятая

Мы с вами изучили жизнь патриарха Авраама и теперь приступаем к изучению жизни Исаака, но уже не в контексте сыновства Аврааму, но самостоятельный период его жизни. И мы читаем с вами Книгу Бытия, 25-ю главу с 11-го стиха:

«По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои» (Быт. 25, 11).

Давайте вспомним, что Беэр-лахай-рои – это источник, при котором Агарь собеседовала с Божьим Ангелом, и этот источник означает следующее: «Ты Бог видящий меня» (Быт. 16, 13). То есть это то место, где Господь видит страдания человека, видит его проблемы и готов ему помочь. И это очень знаменательно, что мы обнаруживаем после смерти Авраама его сына при этом источнике.

Таким образом, создается прецедент посещать знаковые и святые места.

«Вот и все благословение, которым Господь благословил Исаака: чтобы тот жил у колодезя видения. Однако сколь велико это благословение для посвященных. Если бы только и меня благословил Господь, чтобы и я заслужил жить у колодезя видения… И если кто может знать каждое видение в Пророках и в Законе, знать и понимать, – то он живет у колодезя видения. Однако не упусти из виду, что Исаак заслужил благословение Господа на жизнь у колодезя – но когда же мы сможем вполне заслужить благословение, чтобы хотя бы пройти у колодезя видения? Он заслужил пребывания и жизни в видении; мы же, которые в столь малой степени освещены милосердием Божиим, едва ли в состоянии видеть или даже подозревать в себе хотя бы одно видение»265.

Действительно, когда умирает такой духовно значимый человек, как патриарх Авраам, его сын, который становится патриархом, нуждается в особой Божьей помощи, в особой поддержке. Сын, который привык во всем опираться на опыт своего отца, теперь будет действовать самостоятельно.

Но в некотором смысле жизнь отца продолжается в жизни сына. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Например, в Библии сказано, что грехи родителей наследуются детьми «за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20, 5). Естественно, и добродетели, какие-то положительные нравственные качества – тоже сохраняются в жизни потомства благочестивых людей.

«Вот родословие Измаила», – говорится далее. Итак, позиция с Исааком обозначена, он находится в месте, где Бог слышит и видит человека, оказавшегося в данном случае в трауре. А теперь говорится про Измаила.

Перечисляются имена его (Измаила) потомков, таким образом, Тора (Пятикнижие) подчеркивает значимость этого человека и свидетельствует о глубине его покаяния.

«Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма» (Быт. 25, 12–15).

Вот эти имена представляют интерес. С какой стороны? Здесь мы впервые встречаем чисто арабские, не еврейские имена!

Как мы с вами поняли, каждое еврейское имя что-то означает. יִצְחָק «Исаак» – означает «радость». Причем не просто «радость», а имя Ицхак – это радость в будущем времени, от слова: цхок, то есть «смех». То есть если дословно перевести имя Исаак, то получится так: «возрадуется». Это очень примечательно, что у отца всех верующих Авраама, рождается сын, который получает такое таинственное имя – «Возрадуется». Ведь Исаак – прямой предок Господа Иисуса Христа.

И радость Авраама заключалась не только в том, что у него родился сын, а и в том, что Исаак своим рождением приближал рождение Христа (Миссии). То есть настоящая радость наполнила патриархов именно тогда, когда Христос и родился в этот мир. Читаем, слова Иисуса Христа, обращенные к иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8, 56).

Здесь слова: «рад был» указывают на радость рождения Исаака, как еще одной ступени навстречу Миссии; а слова: «и увидел и возрадовался» означают, что возрадовался с Небес, созерцая Сына Божия на земле.

В Библии говорится о том, что имена могут иметь и числовое значение. Например, об имени антихриста сказано: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13, 18). То есть, число («сочти»), имя «человеческое».

Дело в том, что в славянском языке, как и в еврейском, и в греческом языках, цифры записывались буквами. Так, на церковно-славянском, то есть на кириллице буква «Азь», означает 1, «Буки» – 2, «Веди» – 3, «Глаголи» – 4 и т.д. Подобное и на иврите, и на греческом.

Например, когда ученые раскопали Помпеи, город, который весь накрыло вулканическим пеплом, и он хорошо сохранился, то там среди надписей на стене нашли и такую: «Я люблю ту, число которой 545», и тем самым влюбленный назвал имя своей возлюбленной и в то же время не назвал его!

Что же это значит?

Это значит, что числовое значение имени этой любимой соответствует числу 545. И когда Иоанн Богослов пишет, что «число зверя… число его шестьсот шестьдесят шесть», он указывает на то, что, в общем-то, еврейские люди знали всегда: имя имеет числовое значение. И если мы вскроем числовое значение имени, мы немножко лучше поймем человека.

И что же мы наблюдаем с именем Исаака? Числовое значение буквы י (йот) – 10. Мы знаем, что Исаак не так легко стал сыном Авраама: Аврааму пришлось испытать 10 переживаний. И десятое – когда Бог потребовал принести в жертву уже Исаака. То есть такие праведные дети – они не даются просто!

Следующая буква в имении Исаака – צ (цади). Она равняется числовому значению 90. Девяносто лет было Сарре, когда у нее родился Исаак.

И следующая буква ח – (хет) – означает число 8. В восьмой день Исаак был обрезан. Исаак считается первым человеком, который был обрезан на восьмой день после рождения, в восьми­дневном возрасте266. И последняя буква ק – (куф), в имени «Исаак» означает – 100. Сто лет было Аврааму, когда родился Исаак. Такое совпадение не может быть случайным…

Действительно, имена имели некоторое числовое значение, и это знал Иоанн Богослов, когда подсказывал христианам своего времени, кто антихрист, и христианам будущих времен, потому что, как мы знаем из Нового Завета, главный антихрист придет, но антихристов – много (1Ин. 2, 18).

Святые отцы именно по такой системе и расшифровывали имя последнего, и предшествующих ему антихристов267.

Итак, после того как Книга Бытия сообщает нам, что по смерти Авраама Бог благословил Исаака, и Исаак жил при источнике Беэр-лахай-рои. Потом перечисляются имена сыновей Измаила, и мы обратили внимание на то, что здесь впервые в Библии встречаются арабские имена.

Таким образом, бытописатель Моисей подчеркивает, что Измаил, сын Авраама – предок всех арабов. Арабы это знают и очень любят это выделять, и в их традиции, как я вам уже говорил однажды, Авраам принес в жертву не Исаака, а Измаила, то есть они поменяли местами библейских персонажей, потому что каждому хочется быть поближе к такому праведному человеку, как Авраам.

И вот мы читаем:

«Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их» (Быт. 25, 16).

Как и было предсказано праматери арабского народа служанке Агарь, что «великий народ», произойдет от нее (Быт. 21, 18). Вот здесь и говорится о двенадцати князьях, которые создают свои племена (тейпы). И далее мы читаем:

«Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему» (Быт. 25, 17).

Жизнь Измаила была сложной. Это был сын от Агари, он уклонялся от путей истины, но когда совершалось погребение Авраама, мы видим, что он признал первенство Исаака над собой, то есть пережил покаяние. И вот в этом выражении: «и приложился к народу своему…» – а какой это народ? Его отец – Авраам. Но если бы было сказано: «приложился к отцу своему», так было бы понятней.

Но речь идет о том, что под народом, к которому приложился Измаил, надо понимать ту общину Авраама, которая началась с Хеврона, ибо в Хевроне Авраам проповедовал мужчинам единобожие, Сарра проповедовала единобожие женщинам, и конечно, это были мужчины и женщины разного возраста, и они умирали. Измаил, который приложился, как здесь сказано, «к народу своему» – это Измаил, который покаялся, восстановил свой статус праведного человека в общине. И когда он умер, он перешел в другую часть общины верующих людей. Как Господь наш Иисус Христос и учит: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8, 11).

Мы, православные, учим, что Церковь – едина. Но в тоже время мы видим, что есть как бы две Церкви: это Церковь земная, странствующая и воинствующая, и Церковь небесная, торжествующая. И вот Ветхозаветная Церковь – она так и называется: «Церковь». Потом на ее смену приходит Новозаветная Церковь, и этот порядок сохраняется на земле – где странствия и борьба с грехом, а там, на Небесах – торжество.

И начало Церкви уходит более в чем в глубокое прошлое… «Начало ея (Церкви) в раи положи», – находим мы в одном из чинопоследований церковных268.

«Под Церковью не разумейте одних тех, которые начали быть святыми по пришествии и рождении Господа; к Церкви принадлежат и все святые, какие только когда-либо были»269;

«А что же такое едино тело?.. Все верующие, какие только существуют во вселенной, существовали и будут существовать. Равно и те, которые до пришествия Христова угодили Богу, суть едино тело. Почему? Потому что и они знали Христа»270.

И свидетельство того, что Измаил приложился к народу своему – это свидетельство о том, что его религиозный статус был подтвержден и на Небесах в день его смерти, как ветхозаветного верующего православного вероисповедания. Ведь согласитесь: это очень тяжело в день смерти вдруг пережить разочарование! Человек молится, кается, надеется, плачет, радуется – и вдруг в день смерти он узнает, что он не будет принят в сообщество спасенных. Про усопшего Измаила сказано: «и скончался он, и умер, и приложился к народу своему»!

Далее здесь сказано:

«Они (то есть потомки Измаила, – О. С.) жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих» (Быт. 25, 18).

Вот опять подтверждается религиозный статус Измаила и его потомков: «они поселились пред лицем всех братьев своих». А какие братья были у Измаила? У него, в общем-то, был один брат, Исаак. Но были и другие верующие. И то, что «они поселились пред лицем всех братьев своих», надо понимать так: «братьев по вере в Единого Бога». Авраам не создал нацию. Вот это надо понять! Он создал, прежде всего, религиозную общину. И в этой общине все считали друг друга братьями и сестрами!

И далее мы читаем:

«Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина» (Быт. 25, 19–20).

Значит, в 40 лет Исаак женится на רִבְקָה (Ревекке).

Имя «Ревекка» означает «петля» или «сеть», «ловушка». И 20 лет он молился, чтобы у него родился наследник. То есть у него рождается наследник, когда ему уже 60 лет. И я вам как-то пояснял, ссылаясь на блаженного Феофилакта, который пишет, что святые люди рождались от пожилых родителей, для того чтобы в самом рождении, в зачатии, не было бы страстности, свойственной молодости.

Пожилые люди уже не имеют такой огненной страстности, как молодые люди. И дети, которые рождаются от пожилых родителей, они бесстрастные. С другой стороны, такие дети являются плодом очень длительных молитв, они – вымоленные дети. Вот Авраам сколько молился! Он долго молился. И его сын Исаак 20-ть лет молится, чтобы у него родился сын.

Есть один истолкователь, который говорит, что Исаак, женившись на Ревекке, не решался сразу вступать с ней в супружеские отношения. Он считал, что надо молиться усердно, подготовлять себя молитвенно, ответственно подходя к этому моменту, чтобы не просто там легли и кого-то зачали. А чтобы знак какой-то был свыше…

И только через 20 лет совместной жизни, когда он понял, что вот теперь можно, что уже пора, Ревекка уже изжила в себе все языческое прошлое дома отца своего, происходит это зачатие!

Нам должны быть дороги все истолкования. Они разные, я говорил вам, что Священное Писание – это как драгоценный камень, каждый стих Библии как драгоценный камень: вы слегка повернете его, и вся окраска меняется. Еще повернете – еще поменяется окраска. И когда, кажется, что истолкования как бы противоречат друг другу – ничего подобного! Даже если они внешне противоречат друг другу, они друг друга дополняют. В этом – богатство традиции экзегезы, истолкования Божьего слова.

И вот, смотрите, мы читаем с вами, далее:

«И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» (Быт. 25, 21).

Эти слова: «И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей…» – можно перевести и следующим образом: «И молился Исаак Господу напротив своей жены», – то есть они молились вместе, напротив друг друга, Исаак молился в ее присутствии, и над ней.

«Исаак, сын обетования, который, как прообраз Искупителя нашего, стал послушным отцу даже до смерти, родился от престарелых родителей и от матери, бывшей неплодной. У Иакова, патриарха Иосифа: у храбрейшего из вождей Самсона, у выдающегося пророка Самуила – матери были долгое время неплодны телом, но всегда обильны плодами добродетели. Достоинство их познавалось через чудесное рождение детей (то есть как плод, длительной молитвы, – О. С.), подтверждавшее их будущее величие – на исходе своей жизни они превосходили то, что обыкновенно свойственно людям (то есть потеря возможной беременности в старости, – О. С.271.

Слова: «и Господь услышал его» означают, что Бог услышал его ради заслуг Авраама. О Ревекке не сказано: «и Господь услышал ее», То есть «все же услышал»: ей не повезло с родителями.

И вот здесь мы сталкиваемся с очень сложной сюжетной линией. Казалось бы, такая радость: Господь услышал, она зачала! Зачала сразу двоих – два мальчика должны родиться от нее. Но:

«Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа» (Быт. 25, 22).

Вот здесь все очень непонятно. Прежде всего, непонятно, что она, жена Божьего пророка Исаака, идет куда-то вопрошать Господа. Ну, представьте себе: жена – она сама имеет, кстати, статус пророчицы, это праматерь Господа нашего Иисуса Христа – куда-то идет вопрошать Господа! И потом, как понять, что в утробе ее «стали биться» сыновья: драться, соревноваться? Ну, можно перевести «толкаться». И как это она, вообще-то, ощущала? Когда она это ощущала?

Есть такая легенда, что когда беременная Ревекка проходила рядом с капищами языческими – они же жили среди хананеян, – то Исав начинал от радости прыгать в ней, как будто зная, что он потом станет лидером язычников. А Иаков – затихал. А когда она возвращалась в шатры своего мужа, Иаков от радости прыгал в ее чреве, а Исав пугливо затихал.

«Утроба Ревекки волнуется, хотя еще далеко до рождения и нет еще никакого дуновения воздуха. И вот, двое сыновей в утробе ее стали биться, еще не будучи двумя народами. Пожалуй, пророческой является такая резвость детей, которые соперничают прежде, чем начали жить, и враждуют до того, как стали дышать, если даже они обеспокоили мать своими толчками. Когда же утроба открывается, и число их становится явным… тогда, полагаю, уже не только ясным образом подтверждается наличие у детей душ, но и их соперничество»272.

«Вместо «двигались» Семьдесят толковников поставили «играли», то есть «играли, брыкались». Акила перевел это как «сыновья разбивали друг друга в ее чреве» а Симах – как «передвигались», то есть «носились наподобие корабля по поверхности воды»273.

Ну, казалось бы, сказка. Но смотрите: в Евангелии от Луки мы находим подобное повествование, где говорится, что когда Дева Мария вошла в дом Своей сродницы Елисаветы, то младенец Иоанн Креститель «взыграл … во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1, 41). Таким образом, он, будучи еще не рожденным младенцем, приветствовал Деву Марию.

В действительности, духовная жизнь человеческого плода до рождения – это некая духовная загадка. В Писании есть такой текст, где сказано: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138, 16) – то есть это тайна! Тайна, как душа нерожденного младенца духовно самореализуется. Конечно, она может пребывать в абсолютном блаженном благоговении. Иоанн Креститель «взыграл»; на греческом, на языке оригинала – «запрыгал»! А вот тут они толкались. Или прыгали от радости. И наверняка тому были разные причины…

И вот Ревекка произносит такие слова: «если так будет, то для чего мне это?» Дословно это можно перевести так: «То для чего я существую, если не могу родить?»

Ну, вот так можно истолковать – перевод прямой будет: «Для чего я?», а по смыслу получается: «Для чего я существую, если не могу родить?».

Действительно, а для чего существуют женщины? Какое-то должно же быть назначение. Первое послание к Тимофею: «И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим. 2, 14). И вы знаете, что наказание за грехопадение было жене: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16).

И далее апостол Павел пишет о женах: «Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2, 15). Теперь нам понятнее становятся слова Ревекки: «То для чего я, если я не могу родить?!» Женщина – она спасается чадородием!

«Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа».

Куда она пошла – непонятно…

Ефрем Сирин, очень вдумчивый истолкователь слова Божьего, утверждает, что она пошла к Симу, к тому самому Симу, который был одним из трех сыновей Ноя. У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет, и Сим считался первосвященником, который принял первосвященство от самого Ноя – до него Ной был первосвященником. Потом Сим является Аврааму – это Мелхиседек. Ефрем Сирин говорит, что Мелхиседек – это Сим. Он называется וּמַלְכִּי צֶדֶק «Мелхиседеком», потому что он царь Салима: «царь» – מֶלֶךְ «мелех», שָׁלֵם «салим» – и есть יְרוּשָׁלַםִ Иерусалим («город мира»).

Преподобный Ефрем Сирин, пишет:

«Кого же ходила вопрошать она, об этом сказано выше. Ибо, говоря о Мелхиседеке, уже сказали мы, что его ходила вопрошать Ревекка. Но она скоро возвратилась в дом, потому что приближались уже болезни рождения, и родила Ревекка Исава и Иакова»274.

И здесь Ревекка, по Ефрему Сирину, идет вопрошать лидера того поколения людей. А почему не мужа? Муж-то – пророк! Тут происходит интересное действие – создается прецедент. Мы с вами уже определились, что мы изучаем Книгу Бытия – это уроки семейной жизни. Наш курс так и называется: «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов».

Так что это значит? А то и значит, что, если, например, есть женщина, и у нее муж – очень духовный человек, священник, и у этой женщины какие-то проблемы, то она не должна исповедоваться у своего мужа! Она должна иметь своего духовника. И в нашей Русской Православной Церкви этот принцип соблюдается. Неэтичным считается, если будет по-иному. Или, например, дети священников. Казалось бы, ну как удобно: папа – священник. Это же здорово! Согрешил – тут же покаялся. Предположим, так нахулиганил, что заслужил порку. Упал на колени: «А я каюсь!» – и тогда отец даже не может никому рассказать – тайна исповеди…

Но это не разрешается. Дети священника должны исповедоваться у другого священника. И вот здесь нам предлагается некий, очень важный прецедент. И мы с вами изучаем именно эти прецеденты.

Итак, она идет к старшему в роду, к Симу, ибо они все семиты и его потомки. И что же Господь сказал ей через Сима? Тем более, что он назывался и был царь и первосвященник Всевышнего Бога.

«Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25, 23).

Вот это пророчество о двух племенах, которые произойдут от Ревекки, из утробы ее, и один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему – как это понять?

Здесь нам очень важно сделать остановку. Исав, когда он вырастет, станет брать себе в жены хананеянок. Но когда он увидит, что это не нравится его отцу Исааку, он пойдет к потомкам Измаила – тогда Измаил был еще жив – и возьмет одну из его дочерей.

Кстати, в Библии строгой исторической хронологии нет. Здесь мы уже прочитали о смерти Измаила, но дальше будет говориться о том, что Исав будет брать себе в жены одну из его дочерей, пойдет к нему (Быт. 28, 9). Библия – это не учебник истории, поэтому одно и то же событие может упоминаться в разных местах, и очередность подачи материала бывает разная.

И вот когда он, Исав, возьмет из дочерей Измаила жену, он станет патриархом рода Измаила, а как мы с вами установили – от Измаила произошли все арабы. Это значит, что два племени во чреве Ревекки, два различных народа, которые произойдут из утробы ее, и один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему – это об арабском и еврейском народах.

Прежде всего, один народ сделается сильнее другого. И на настоящий момент сильнее, многочисленнее оказывается арабское племя, оно более распространено, это люди обеспеченные и воинственные. Но, в то же время, сказано: и больший, то есть больший народ, который сильнее, будет служить меньшему.

Каким-то совершенно странным образом государство Израиль, которое существует в окружении арабских племен, живет за счет всех этих враждебных арабских стран. И если арабы справедливо начинают возмущаться: когда же это прекратится? – американцы подводят свой флот туда, поближе, чтобы возник необходимый «порядок». И здесь об этом говорится, здесь это показано. Сим (Мелхиседек) произнес пророческие слова!

То, что она пошла к Симу-Мелхиседеку, мы видим из второй части 22-го стиха: «И пошла вопросить Господа». Куда пошла? У них же шатры были намоленные, там Ангелы Божии являлись. Значит, она пошла к другой стоянке. А кто еще был такой значимый, кто мог бы ей поведать волю Бога? Конечно, Сим! И здесь Ефрем Сирин, безусловно, прав.

Но есть и аллегорическое истолкование, того что она «пошла вопросить Господа»:

«Сказано о Ревекке: «И пошла вопросишь Господа», что следует понимать… не так, будто пешком ногами своими отправилась, а так, что умом своим обратилась ко Господу. Следовательно, и о тебе, если начнешь смотреть не на видимое, а на невидимой, то есть не на плотское, а на духовное, не на настоящее, а на будущее, скажут, что ты пошел вопросить Господа. Если вырвешь себя из прежней жизни и из общества тех, с кем вел жизнь позорную и печально известную, и соединишься с честным и религиозным деланием, и если будут искать тебя среди спутников непристойности и в полчище мерзавцев и так и не смогут найти, – то и о тебе тогда будет сказано: пошел вопросить Господа. Так, следовательно, святые переходят не от места к месту, но от одной жизни к другой, от начальных к высшим принципам»275.

И то, что «два различных народа произойдут из утробы» ее, тоже имеет аллегорическое истолкование в богатстве христианской экзегезы:

«Полагаю, то же можно сказать и о каждом из нас, что «два племени» и «два различных народа» находятся внутри нас. Ибо есть народ добродетели внутри нас и в не меньшей мере есть народ греха внутри нас: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19), а также «обманы, вражда, разногласия, зависть, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5, 20–21). Видишь, какой большой злой народ есть в нас? Но если мы действительно заслужим того, чтобы произнести следующее слово святых: «от страха Твоего, Господи, мы зачали во чреве и родили; дух спасения Твоего соделали по земле» (Ис. 26, 17–18), – тогда и другой народ обнаруживается в нас, рожденный в духе. Ибо «плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» и им подобное (Гал. 5, 5, 22–23). Ты видишь второй народ внутри нас, но этот народ меньший, а первый больший – поскольку всегда больше злых людей, нежели добрых, и пороки многочисленней добродетелей. Но если мы будем такими, как Ревекка, и удостоимся от Исаака, то есть от Слова Божия, зачать, то также и в нас «один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему», ибо тогда плоть будет служить духу и пороки падут перед добродетелями»276.

«И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков» (Быт. 25, 24–26).

Вот видите, рождается арабская нация – Исав, а за пятку ее уже держит еврейский народ в лице Иакова! Имя – «Яаков» в переводе означает «обманщик» или «тот, кто обхитрит». Пятикнижие интерпретирует имя Иаков (Я’аков) как производное от «пята» (экев), так как Иаков вышел из чрева матери, держась за пяту Исава. Учитель Церкви Ориген, пишет об имени «Иаков»:

«Тот, Кто запнул деятельность противника»277.

Имя «Исав», происходит от слова: асуй. Имя, указывающее на то, что он родился «развитым», «сформированным» и уже «косматым» (волосатым). И до наших дней его потомки развиваются быстрее, чем их сверстники-неарабы и рано обнаруживают волосяной покров на теле своем.

«Исав из чрева матери вышел весь красный, как кожа, Иаков же гладким и обычным. Итак, Иаков получил свое имя за борьбу, или подножку брату, а Исав – как говорят те, кто толкует еврейские имена, – получил свое имя от красного цвета или от земли, то есть красный, или земной, или же, как представляется другим, его имя означает творение (то есть сформированный до конца – О. С.). Воистину, не мне рассуждать, почему таким образом определены привилегии рождения, почему один из них подставил ножку брату (то есть когда Иаков обхитрил брата – О. С.) и рожден гладким и обычным, в то время как другой красным, как кожа, и, как я бы сказал, опутанным грязью греха и подлости»278.

Здесь мы сталкиваемся с очень интересной проблемой. Это серьезная проблема. В Новом Завете сказано: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого… Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9, 11, 13).

Так сказано у апостола Павла. Если Бог возненавидел одного из детей до рождения, а другого возлюбил, то какая тому причина? И для истолкователей это всегда была головная боль. Почему прежде чем они родились, не сделали ни худого, ни хорошего, Бог Иакова возлюбил, а Исава возненавидел? И даже была придумана евреями такая очень страшная сказка.

Когда дети находились в чреве у матери, они начали спорить о первородстве. Иаков говорит Исаву: «Я должен быть первым сыном, потому что есть пророчество о том, что я буду патриархом». Тогда Исав говорит: «Если ты не уступишь мне первородство, не дашь первому родиться, я убью нашу мать, она умрет во время родов!» И тогда нерожденный Иаков говорит нерожденному Исаву: «Ладно, только не трогай мою мать – она же и твоя мать, вылезай первым». Вот такая сказка, притча, легенда.

Но действительно, какие-то качества уже заложены в плоде. Августин Блаженный, когда писал свою «Исповедь», решил покаяться во всех грехах, какие только может человек иметь. И он каялся даже в тех грехах, о которых он не помнил. Например, он пишет в своей Исповеди:

«Так рассказывали мне обо мне, и я верю этому, потому что то же я видел и у других младенцев: сам себя в это время я не помню. И вот постепенно я стал понимать, где я; хотел объяснить свои желания тем, кто бы их выполнил, и не мог, потому что желания мои были во мне, а окружающие вне меня… Я барахтался и кричал, выражая немногочисленными знаками, какими мог и насколько мог, нечто подобное моим желаниям, – но знаки эти не выражали моих желаний. И когда меня не слушались, не поняв ли меня, или чтобы не повредить мне, то я сердился, что старшие не подчиняются мне и свободные не служат как рабы, и мстил за себя плачем»279.

Далее мы читаем такие радостные слова:

«Дети выросли…».

Наконец-то дети выросли! Вы видите, здесь нам не дается описание событий, как все происходило. История эта, как мы с вами уже установили, с 12-й главы Книги Бытия по 50-ю – это история одной семьи! История Авраама Фарровича, потом Исаака Абрамовича, потом Якова Исааковича, а потом Иосифа Яковлевича – это действительно история одной семьи, поэтому нам очень важно изучить вот эти главы – с 12-й по 50-ю.

Хорошо бы, если бы мы в храме жили! Но мы в семьях живем, нам приходится покидать святые места и возвращаться к нашим домашним. Апостол Павел пишет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5, 8). В Новом Завете семья называется домашней церковью; это очень важно усвоить (Рим. 16, 4; 1Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Флм. 1, 2).

И мы читаем далее:

«Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт. 25, 27).

Вот здесь мы видим проблему: «дом – улица». Есть такая проблема и у современных детей. Так вот, Исав живет на улице, он такой уличный мальчишка. А Иаков такой, как бы сейчас сказали, «маменькин сыночек», «домашний ребенок». Но это – на первый взгляд. Если более внимательно, глубже посмотреть на это обстоятельство: кого нам напоминает Исав, о котором сказано, что он был «человеком искусным в звероловстве, человеком полей»? Он нам напоминает Нимрода, организатора построения Вавилонской башни, того самого Нимрода, который был создателем первой империи, конфедерации царств против Бога. О нем же тоже сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод…» (Быт. 10, 9).

Хотя даже отцы по-разному истолковывают это место. Например, Златоуст говорит о Нимроде, что искусный зверолов выполнял как бы роль палача. Если кто-то нарушал законы Божии, он находил и казнил, потому что задача государства – казнить злодеев. Но большая часть отцов говорит, что Нимрод – это прообраз антихриста. Он – организатор построения Вавилонской башни, и он искусный зверолов: он уловлял в свои сети не только животных, но и людей. И Исав – это как бы продолжение линии Нимрода, нечестивого Нимрода.

Он тоже будет уловлять людей в их словах: «Ты убил!» – «Нет!» – «А кто с тобою убивал?» – и т. д.

Но верно и то, и другое истолкование: если бы Исав, так похожий на Нимрода, использовал свою врожденную агрессивность для борьбы с противниками Божественного закона, защищал бы общину Бога, то о нем можно было бы сказать, что он нашел свое призвание. Но, увы! Подобного не произошло…

Библия учит нас, что если человек имеет дурные наклонности, но пытается направить их в правильное русло, то это может принести ему благословение. Например, апостол Павел, когда он еще был гонителем Савлом, имел ревность не по рассуждению. И Господь, призвав его, направил его ревность в нужное русло. Сказано: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся» (1Кор. 7, 20–21).

Это значит, что мы можем использовать любые недостатки нашего положения в настоящем для того, чтобы сделать их преимуществами в будущем. И в молитвах утренних мы находим такие слова: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюби иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому».

Иными словами, если бы Исав направил свои врожденные склонности в правильное русло, то он, внук Авраама и сын Исаака, смог бы прожить жизнь богоугодную. Но этого не произошло…

А Иаков называется «человеком кротким, живущим в шатрах». Но вот то слово, которое здесь у нас переведено как «кроткий», оно может быть переведено и как «цельный», то есть в своей жизни он исполнит Божественное предназначение, не разбрасывался, не терял время, а совершенствовался, и прежде всего, духовно.

Что значит «живущий в шатрах»? Здесь имеются в виду шатры, в которых обитала мудрость! Это – школы. В случае с Иаковом это «шатер» Авраама и его учеников.

Помните, сказано: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9, 27). И мы с вами объясняли это пророчество, что шатры Сима – это Библия, написанная лицами еврейской национальности, а сыны Иафета – это мы, европейцы, и мы вошли в это наследие, когда через апостолов получили Священную Книгу в свое достояние. Поэтому Иаков, живущий в шатрах – это не просто маменькин сынок, это богослов!

Помнете как Исаак «глумился» – богословствовал, ожидая Ревекку…

И вот Иаков, его сын, тоже «глумится», если по-славянски, то есть размышляет. Он – богослов! Он не бегает по улицам, он изучает закон Божий, изучает уставы Божии, Божии постановления. Кто-то из вас скажет: «А откуда он все это взял? Это у нас теперь можно пойти и купить Библию, комментарии к Библии». Да он все это имел! Вот смотрите, что сказано про Авраама (Быт. 26, 5): «Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои».

«Повеления» – это прямые повеления Бога, которыми Создатель испытывал Авраама;

«Уставы» – священные обряды молитв и жертвоприношений;

«Законы» – нравственные и моральные предписания и предостережения.

Это три уровня всей законодательной системы закона Божьего! И нам очень важно осознать, что эти люди – были ученые люди, которые пребывали в шатрах своих и изучали глаголы Божии.

Тем более что, когда умер Авраам, Исаву и Иакову было по 15 лет! Авраам их обучал. Вот этим самым повелениям Божиим, уставам, законам, которые и сам исполнял. Он их обучал, как их понимать и как их исполнять. Но ученики-то разные бывают. Один – в шатре сидит, не убегает из кабинета своего дедушки Авраама, а другой – бегает по улице в стране далече! Собственно говоря, обучение начиналось в еврейском народе с пяти лет. Так что десять лет они были в школе Авраама («бейт Авраhам»), как это видно из текста.

И далее мы читаем:

«Исаак любил Исава…». Вот тут непонятно! Казалось бы, Исаак сам пророк Божий, патриарх Божьего народа, он должен любить Иакова, который занимается исследованием Закона Божьего. Но он любит больше Исава. И здесь дается даже пояснение, почему: «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Быт. 25, 28).

Если мы буквально примем этот текст, в этом прочтении, и так оставим его в таком понимании, то личность Исаака меркнет! Он любит Исава, потому что тот хорошо готовит мясо! И в этом случае к нему применимы слова: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23, 8).

Но на самом деле все сложнее!

Давайте вспомним: Ной знает, какие животные чистые, какие – нечистые (Быт. 7, 2).

И Авель знает, как приносить жертву «от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4, 4), как и в законе сказано. В Книге Левит: «И принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях» (Лев. 3, 3).

И естественно, что они передавали эти подробности – то, что называется Священным Преданием – из уст в уста. Пятнадцать лет и Иаков, и Исав наблюдали, как все это делал Авраам, он обучал их, возможно с пятилетнего возраста, до пятнадцати лет. Десятилетка! Представляете, иметь такого директора школы?!

У пророков, по-видимому, были и так называемые «дома сынов пророков», пророческие школы, где обучались отроки с пяти лет. Ученики «школ пророков» назывались «сынами пророков». Это, по-видимому, ученики, ο которых упоминает и пророк Исаия (Ис. 8, 16; 54, 13). В библейское время уже существовали различные правила обучения и воспитания, основанные на практическом опыте. Юношество должно было быть обучаемо соответственно его возрасту (Притч. 22, 6).

Так что эти слова: «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его» – можно понять вот каким образом, вот как можно расширить этот текст: «Исаак любил Исава, потому что тот приготовлял пищу по тем законам Бога, которые были установлены», – потому что невозможно представить, чтобы патриарх Исаак, в то время, когда люди уже знали, какая пища чистая, а какая нет, и был запрет на употреблении в пищу крови (Быт 9, 4), употреблял в пищу что-либо недозволенное.

А Ревекка любила Иакова. Почему? Дело в том, что на Востоке приготовление мяса – это мужское дело. И, конечно же, Ревекку никогда не допускали до этого. А почему она чаще общалась с Иаковом? Так ведь он чаще сидел в шатре, занимался с дедом Авраамом, пока тот был жив, а потом Исаак обязан был его обучать.

«Нам не следует осуждать родителей за то, что они предпочли младшего сына старшему. Одновременно следует остерегаться, чтобы, внимая их примеру, никто бы не стал выносить несправедливых суждений между сыновьями, полагая, будто одного следует любить, а другим пренебрегать… Пусть равная мера любви согревает детей. И если какая-либо черта в ребенке, который более ласков и больше похож на тебя, в большей степени притягивает твою любовь, то справедливость должна быть равной по отношению ко всем»280.

И мы читаем:

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом» (Быт. 25, 29–30).

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал слова Исава:

«»Красный», или «рыжий» на еврейском языке будет «Едом». Таким образом, из-за того, что Исав продал свое первородство за пищу красного цвета, он получил имя «Едом», то есть «рыжий»»281.

Он любит все красное! Вид кроваво-красного возбуждает этого человека. Он пришел с поля, он не поймал ничего в этот день, а Иаков приготовил красную чечевицу, похлебку!

По преданию, красную чечевицу Иаков готовил для поминовения деда Авраама, который только что умер. Родители в то время оплакивали умершего Авраама и не могли заниматься ни чем другим. Иначе, действительно, трудно объяснить, почему мать, которая любила Иакова, позволяла ему самому готовить чечевицу, приготовление которой в отличие от мяса, было женским делом.

«И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого», – ему хочется этого! Мы тоже в погоне за счастливой жизнью в России, в конце XIX – в начале XX века увлеклись идеями социализма, коммунизма, и тоже захотели этого «красного, красного».

С красными флагами бегали – ради чего? Ради счастливой жизни! «Мы будем жить во дворцах!» – говорили революционеры. «Все будут сыты, обуты, одеты!» И вот этот Исав, этот потомок Нимрода, «красного, красного» хочет! Его последователи тоже готовы отказаться от первородства, от веры ради чечевичной похлебки! И наш народ поверил большевикам!

А Ленин был очень хитрый человек. Он говорил: «Крестьянам – землю, рабочим – заводы!» Надо было еще ему добавить: «Кронштадтским матросам – воду!» Он был последователен. И действительно, крестьянам дали землю – два метра: были голодные крестьянские восстания Антонова (1920–1921), тяжелое время, множество голодных смертей в центральной России! Кронштадтский мятеж подавили самым жестоким образом. Тамбовских, воронежских и липецких крестьян травили газом, устраивали против них газовые атаки. Матросов бросали со связанными руками, бросали в Кронштадте в воду. Рабочих превратили в крепостных: на заводах работали по две-три смены.

И вот эта философия Едома – она живет и в наше время! В пророческих текстах имя «Едом» означает очень многое: оно уже не связано только с историческим Исавом. «Едом» – это символ готовности из-за ежесекундных наслаждений отречься от вечных благ. Своим власяным покровом «Исав» показывает, что благо животной и скотской жизни для него дороже преимуществ блаженного счастья жить в Боге и с Богом. Он хочет все получать теперь же и сейчас – это попытка и Исава (Едома), подобно построению Вавилонской башни «от земли до неба», как и его потомков, возвыситься над всем миром («все выше, и выше, и выше»). Это тоже знакомая история!

«Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство» (Быт. 25, 31).

Неужели Иаков проявляет хитрость? Нет! Иаков понимает, что такой человек не может быть лидером столь славной семьи! Он не может быть патриархом народа Божьего – его приоритеты совсем другие. До этого Иаков никак не оспаривал его первородство, но теперь, когда он рассмотрел своего брата, он сказал: «Продай мне первородство теперь же, сейчас! Раньше бы я у тебя этого не попросил, но теперь я вижу, теперь я понимаю!»

«И увидел Иаков, что Исав пренебрегает своим первородством, и начал ухищряться, чтобы присвоить последнее себе, уповая на Бога, Который сказал: «больший будет служить меньшему»… И поклялся Исав, и продал свое первородство, а Иаков отдал ему кушанье, и тот ел. И Писание, показывая, что Исав не от голода продал свое первородство, добавляет, что после того, как он ел, он встал и пошел; «и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25, 34). Итак, не от голода он продал первородство свое, но из пренебрежения, как ничего не стоящее, отдал за ничто»282.

То есть, Иаков в этом смысле, ничего не украл у Исава, а скорее подобрал то, что тот отбросил от себя, чем тот пренебрег. Сказано: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).

«Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25, 33–34).

Вот что составляет интерес многих людей! Есть и пить. Встать и пойти, куда хочется сходить… И это – серьезная проблема!…

И далее мы читаем:

«Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные» (Быт. 26, 1–4).

Казалось бы, здесь повторяются те же самые обетования, которые были даны Аврааму.

И, тем более что об этом голоде сказано: «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама». Почему Моисей напоминает о днях Авраама? Авраам спустился в Египет из-за голодной жизни, и за это последовало Божье наказание: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Быт. 15, 13). Он, Авраам, пошел за хлебом в Египет – и евреи переедут в Египет, также из-за хлеба. Но в отличие от Авраама, Исаак преодолел в себе желание идти в Египет, и наказание Египтом было сокращено до 210-ти лет.

В 4-м стихе обращает на себя внимание следующее: «Умножу потомство твое…». Потомство – это многие, правильно? «Умножу потомство твое, – опять потомство: многие, – как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные». Не сказано: «в потомстве твоем благословятся все народы земные», но – «в семени твоем»! Как об одном сказано, в единственном числе! Это – о Христе! И апостолы обращали внимание на этот текст, подмечая, что когда говорится о потомстве – это о многих, а когда говорится, что в семени твоем все народы земли получат благословение – это об Иисусе Христе! Читаем: «…Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3, 16).

Ибо чрез Христа, благословение приходит ко многим народам, а не к одному еврейскому, как и написано: «благословятся в семени твоем все народы земные».

Христос и повелел апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). И только во Христе и со Христом благословение пришло ко многим.

Далее Господь говорит, почему Он благословляет Исаака:

«За то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26, 5).

Не сможете вы найти в Книге Бытия, когда Господь бы преподавал Аврааму, что такое «повеления, уставы, законы»! Со всеми градациями и тонкостями. Но Бог был истинным Наставником Авраама. В Духе Святом Авраам знал закон Бога, поэтому то, что мы называем Священным Преданием – это присутствие Духа Святого среди народа Божьего! Ведь Дух Святой – это Тот, Кто научает и наставляет нас на всякую правду! Сказано: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

Итак:

«Исаак поселился в Гераре» (Быт. 26, 6).

Он не идет в Египет, он поселился в Гераре, но здесь когда-то был и Авраам. Авраам намолил это место. Здесь же были проблемы у Авраама в связи с Саррой. И далее мы читаем:

«Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это сестра моя, – здесь он подражает своему отцу! – потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом» (Быт. 26, 7).

И много времени он там прожил, среди этих хананеян – как мы с вами с детства живем среди этих коммунистов, безбожников, каких-то там «черных» всяких…

То есть и к ветхозаветным патриархам мы можем отнести известные слова из Нового Завета: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16); и еще: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

«Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею» (Быт. 26, 8).

Вот эти сторонние люди, которые окружают нас, они всегда стремятся найти на нас какой-то компромат. «Посмотреть в окно» на языке Библии означает то же, что на русском языке – «посмотреть в замочную скважину». Помните, когда пророк Даниил молился, он открывал окна на Иерусалим (Дан. 6, 10–13). А был запрет: никому нельзя было молиться, кроме как на истукана. И он молится на этот город, а там, в окне, такие физиономии стукачей-доносителей высовываются, которые подсматривали за ним! Они услышали, наверное, как он молится. Отметили это для себя, наверное, на глиняных табличках: «Ага! молится не на истукана, все… сейчас доносик и отправим…».

Поверьте мне, братья и сестры: всегда есть недоброжелатели у нас, у верующих! Люди гневливые будут говорить о нас, что мы раздражительные, люди блудливые будут говорить о нас, что мы не целомудренны, люди, нечистые на руки, будут говорить о нас, что мы крадем…

И все эти слухи, которые могут ходить вокруг любого из нас, на самом деле не свидетельствуют о нашем состоянии! Они свидетельствуют о том безнравственном окружении, в котором мы вынуждены находиться, жить среди современных нам хананеян.

Особенно усердно будут наговаривать на нас, и клеветать, да и просто позорить нас всякие неообновленцы и еретики. И злословить нас будут не за то, что у нас, как и у всех людей есть грехи и пороки. А за то, что при этом мы не разделяем и их вероубеждения. И признай мы их ложные взгляды, уже ничего дурного в нас замечать не будут. Следовательно, позорят и бесчестят нас, даже иногда и правду говоря о нас, не ради самих наших падений, но за то, что при всем при этом, мы не соглашаемся, не склоняемся на их ложные вероубеждения!

Итак, мы прочитали: «Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею». Что значит «играет»? Это слово – еврейское слово мецахек. Помните, мы это слово вспоминали в связи с тем, что когда Исааку было два года, Измаил осуществлял «мецахек» против маленького двухлетнего Исаака (в Быт. 21, 9 – здесь слово «мецахек» переведено словом: «насмехается»)?

Но мецахек может означать и какие-то сексуальные действия, естественно, не запрещенные во взаимоотношениях между мужем и женою.

И здесь Авимелех увидел, что он (Исаак) допускает вольности, «играет с Ревеккою, женою своею». И он понял, что это жена его. Без сомнения, зная о нравственных принципах Исаака, не мог же его Авимелех заподозрить в грехе кровосмешения.

«И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее. Но Авимелех сказал [ему]: что это ты сделал с нами? едва один из народа [моего] не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти» (Быт. 26, 9–11).

Это был очень сложный мир, в котором жили те люди, это было и непростое окружение.

Но о последних временах, о самых последних временах у пророка Даниила мы находим такие слова: «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени…» (Дан. 12, 1). И еще: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2Тим. 3, 1–4). То есть самые тяжелые времена – впереди! Самые тяжелые испытания, когда придется спасать своих жен, проявлять какую-то хитрость, чтобы на них не нападали – еще впереди.

А сейчас на улицах наших городов на наших девушек открыто посягают пришельцы. Они позволяют себе мецахек – играть с ними, флиртовать, неприлично заговаривать с ними! И уже люди не знают, что им делать, как им обезопасить своих жен и детей?

Но здесь мы не можем не озадачить себя вопросом, а в праве ли был Исаак поступать так, как он поступал, скрывая от окружающих, кто же в действительности для него была Ревекка?

Может быть, правы иезуиты со своею «святою ложью» или «ложью во спасение»?

«Люди, склонные утверждать, что иногда мы должны лгать, прибегают к неподходящим упоминаниям Авраама, как якобы солгавшего о Сарре, которую он назвал сестрой своей. Неподходящим, потому что он не говорил: «Она не жена моя», но говорил: «она сестра моя» (Быт. 12, 19), поскольку Сарра была из семьи, столь тесно связанной узами родства, что неложно могла называть себя его сестрой. Это подтвердил Авраам позднее, когда Сарра была возвращена ему тем, кто увел ее. Авраам ответил ему, сказав: «да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей» (Быт. 20, 2, 12), то есть принадлежит семье его отца, но не его матери. Так он утаил истину, но не сказал ничего ложного, скрыв, что она жена его, и сказав, что она его сестра. Его сын Исаак так же поступил, когда выбрал родственницу в жены. Не является, следовательно, ложью утаивание в молчании истины, поскольку ложью является высказывание в речи неистинного»283.

Прав Августин, не может христианин врать, может промолчать или недоговорить, но только не ложь! Сказано: «Всякая неправда есть грех…», хотя далее и сказано: «но есть грех не к смерти» (1Ин. 5, 17). В сложных ситуациях, Своего земного бытия, Сын Божий отвечал молчанием на провокационные вопросы (см.: Мф. 26, 63; Мк. 14, 16 и т. д.).

Поэтому все вот эти уроки имеют практический смысл для нас. Книга Бытия с 12-й по 50-ю главу – это школа выживания верующей семьи в безбожном мире! И мы читаем:

«И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему» (Быт. 26, 12–14).

Господь будет заботиться о Своих верующих до конца, Господь всегда помогает нам! И мы иногда удивляемся: как нам удается выживать в таких тяжелых условиях? Но вот эта Божья помощь не может быть слишком открытой, потому что зависть окружающих тогда уничтожила бы нас. Поэтому Господь, если так можно сказать, дозированно помогает нам. Он дает то самое необходимое, в чем мы действительно нуждаемся. Как сказано у апостола Павла в Послании к Тимофею: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим. 6, 8–9).

И вот – зависть со стороны хананеян. Исаак стал великим человеком, и филистимляне стали завидовать ему.

«И все колодези, которые выкопали рабы отца его, при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею» (Быт. 26, 15).

«Колодези, которые выкопал Авраам, то есть книги Ветхого Завета, засыпаны землей стараниями филистимлян, или дурных учителей, книжников и фарисеев, или даже враждебными силами; и протоки их перекрыты, чтобы они не могли предложить питье тем, которые от Авраама. Ибо народ тот (то есть иудеи, – О. С.) не может пить от Писания, но испытывает «жажду слышания слов Господних» (Ам. 8, 11), пока не придет Исаак и не откроет им, чтобы пили рабы его. Благодарение сыну Аврама Христу, о Котором написано: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1, 1), Который пришел и открыл колодези для нас. Их самые Он открыл тем, кто говорил: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и изъяснял нам Писание?» (Лук. 24, 32). Ибо, как сказано, он вновь открыл колодези воды «и назвал их теми же именами, которыми назвал их Авраам, отец его»; не изменил имен колодезей»284.

Все колодези завалили и засыпали землей! В той местности колодезь – это источник жизни. А в библейском понимании колодезь – это символ чистой воды слова Божьего! Потому что речная вода – не чистая, она проточная, несет в себе речной песок и мусор. Кстати, река аллегорически означает ереси (Откр. 12, 15).

Читаем: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней <…> Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену… И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою» (Откр. 12, 6; 13–15).

Зачем это он реку, как бы реку пустил в пустынное место? А это – ереси, заблуждения. То есть мало того, что Церковь будет гонима в последние времена, так лукавый еще и ложную воду лукаво заструится ересь, в нашу сторону! А колодезь – это чистая вода. И чем глубже выкопан колодец, тем чище вода. И вот засыпали колодцы с чистой водой.

Был период в нашей истории, когда храмы были разрушены. И сейчас многие еще стоят разрушенные, невосстановленные. Как бы колодези благодати, забитые грязью, щебнем, камнем, песком… и еще – нашим равнодушием, невниманием и трусостью.

И вот когда Исаак сталкивается с этой проблемой, его главной жизненной целью станет раскопать колодцы отца. Когда нас, православных людей XXI века, спрашивают: «Какую цель вы ставите перед собой?» Мы должны знать, что наша цель – расчистить колодцы кристально чистой воды православного вероучения!

Сейчас много либерально настроенных священнослужителей и мирян, у них своя цель: взорвать Церковь изнутри. А цель настоящего православного человека какая? Раскопать все колодцы наших отцов, удалить из них всю грязь, весь этот щебень, чтобы учение святых отцов господствовало! Чтобы слово Божие чисто было, доступно, без примесей и ила.

«Задумайся над тем, что в душе каждого из нас есть «колодезь воды живой», есть некое небесное чувство и незримый образ Божий (ср.: Быт.1, 27), и «филистимляне», то есть враждебные силы, засыпали этот колодезь землей. Какого рода землей? Плотскими чувствами и земными помыслами, и поэтому «мы носили образ земного» (1Кор. 15, 49). Когда мы «носили образ земного», следовательно, филистимляне завалили наши колодези. Но теперь, когда Исаак наш пришел (то есть Господь Иисус Христос, – О. С.), примем Его приход и выкопаем наши колодези. Раскидаем с них землю, очистим их от всей грязи и от всех нечистых земных мыслей и найдем в них «воду живую», о которой упоминает Господь: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Узри великую щедрость Господню: филистимляне завалили колодези, позавидовав бывшим у нас тонким и скудным протокам воды, – и вместо них нам восстанавливаются источники и реки. Следовательно, если и вы, которые слышат эти слова сегодня, верно воспримете услышанное, то и в вас пребудет Исаак, и Он ваши сердца очистит от земных чувств. И, увидев, насколько большие тайны сокрыты в Божественных Писаниях, вы продвинетесь в разумении, продвинетесь в постижении духовного смысла; и вы сами сделаетесь учителями, и из вас «потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Ибо Божие Слово здесь пребывает, и Его действие в данный момент таково, чтобы из души каждого из вас удалилась земля и открылся колодезь. Ибо он внутри тебя и не извне приходит, так же, как и «Царствие Божие внутри нас есть» (Лук. 17, 21285.

«И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас» (Быт. 26, 16).

Это и есть секрет нашей силы, верность традиции наших отцов, возвращаясь к ней, мы даже с точки зрения наших врагов становимся сильнее их. И они сами, бываю вынужденными признать и бросить в лицо каждому из нас: «ты сделался гораздо сильнее нас».

И вот патриарх Исаак начинает выполнять свою миссию. А филистимляне? Исаак удаляется оттуда, он располагается шатрами в долине Герарской, то есть в стороне от самого Герара:

«И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,] отец его» (Быт. 26, 16–18).

Надо вернуть имена нашим храмам! Надо вернуть имена нашим селам, нашим городам, улицам, если они были переименованы. И Исаак был такой человек. Он выкапывал колодцы, которые язычники забросали грязью, ведь это были колодцы его отца. И наша нация не возродится, пока мы все святыни Русской земли не очистим от щебня и мусора, которые туда набросали эти бесы-филистимляне (демократы и коммунисты)!

Исаак понимает, что надо возрождать традицию отца. Мы должны стремиться возрождать традицию своих отцов. Любовь к слову Божьему должна наполнять наши сердца, мы должны углубляться в познание слова Божьего! И чем глубже колодец, чем больше усилий, тем вода будет чище. И сегодня за Божественной литургией было чтение Евангелия о самарянке, о том, как Господь беседовал с ней при колодце (Ин. 4, 6–42). Этот колодец назывался «колодец Иакова». То есть дело, начатое Авраамом и Исааком, продолжит и их внук, и их сын Иаков (Израиль).

«И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой» (Быт. 26, 19).

«Давайте же теперь, насколько это только возможно, есть от хлебов – и черпать воду из колодезей. Постараемся делать то, о чем напоминает нам мудрость: «пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя» (Прит. 5, 15, 18). Постарайся, о слушатель, иметь свой собственный колодезь и твой собственный источник. Чтобы и ты тоже, когда берешь книгу Писания, мог начать даже с прямого смысла и развить некоторое понимание, следуя за тем, что узнал в Церкви. Попробуй и ты испить от источника твоей одаренности. У тебя есть внутри, в природе твоей, вода живая. Там вечные протоки и потоки, несущие разумное познание, если только они не забиты землей и щебнем. Но займись расчисткой земли и очищением от грязи, то есть прогони праздность от твоих природных способностей и сбрось оцепенение с твоего сердца. Услышь, что говорит Писание: «Наносящий удар глазу вызывает слезы, а наносящий удар сердцу возбуждает чувство болезненное» (Сир. 22, 21286.

Итак, Исаак восстановил все колодези, которые его отец, патриарх Авраам, создал, и нашел собственный колодец воды живой! Что это значит?

Мы как-то говорили об этом, почему говорится: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Ис. 3, 6)? Почему три раза? Конечно, это указание на триединство Бога, но, с другой стороны, это свидетельство о том, что опыт богообщения у каждого из нас неповторим! И опыт богообщения Авраама – совершенно самостоятелен. И Исаак все делает для того, чтобы уберечь этот опыт, сохранить. Но и приумножить. Бог не только Бог Авраама, Он Бог и Исаака! То есть у Исаака есть собственный опыт богообщения. И он неповторим, как неповторим и уникален опыт богообщения каждого из нас, если мы только трудимся над своим сердцем, разбирая его греховные завалы (Мф. 15, 19).

И вот этот источник, колодезь воды живой, который выкопали рабы Исаака – это свидетельство о том, что жизнь продолжается. Что борьба между магизмом и единобожием, язычеством и монотеизмом идет.

«И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода» (Быт. 26, 20).

А им не нужна вода – у них в городах ее хватало. Они спорят, казалось бы, ни о чем: «Наша вода!» А зачем тогда колодези Авраамовы засыпали? Они хотят завладеть и этим колодезем чистой воды. Как сейчас мир хочет контролировать все, в том числе и Церковь! Они стремятся все держать под своей рукой, чтобы в нужный момент набросать щебень и грязь в чистые источники нашего исповедования.

«И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним. [Когда двинулся оттуда Исаак,] выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле» (Быт. 26, 19–22).

Слово «Есек» – означает «тяжба», «раздор»;

Слово «Ситна» – означает «препятствие»;

Слово «Реховоф» – означает «пространное место», «свободное место».

То есть когда мы прекратим споры и вражду («Есек»), мы устраним и другие препятствия, стоящие на нашем пути («Ситна») и обретем свободу («Реховоф») от власти их, язычников и безбожников, над нами! Сказано: «Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» (Притч. 5, 16). И еще: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6).

Надо не пререкаться и спорить с ними, а игнорировать их претензии на господство и управление над нами. Но если мы подчинимся власти нечестивых, требующих от нас подчинения их богомерзким законам, то мы непременно пострадаем. Сказано: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл. 8, 9). И еще: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4).

Но вернемся к нашему повествованию.

Что еще могут означать эти колодези? Это стратегические места для проведения миссионерской работы! Лучше мест на Востоке не найти. Что такое колодезь? Это место, где собираются самые разные люди. И тот человек, который контролирует колодец, может организовывать любые беседы у этого колодца. Люди не читали газет, не было журналов, не было телевидения, даже интернета не было. Были колодцы – у колодезя они узнавали все! И тот, в то время, кто контролирует колодцы, контролирует ситуацию, контролируя все информационные потоки. И за эти «потоки», колодцы идет ожесточенная борьба!

«Исаак, следовательно, выкапывает новые колодези; вернее, их выкапывают рабы Исаака (то есть Христа, – О. С.). Рабы Исаака суть Матфей, Марк, Лука, Иоанн; рабы его суть Петр, Иаков, Иуда, раб его апостол Павел – все они колодези Нового Завета выкопали (то есть «колодезь воды живой», – О. С.). Но и за них ссорятся и борются те, кто мыслят о земном,· и не терпят, ни основания новых колодезей (то есть новозаветных, – О. С.), ни очищения старых (то есть ветхозаветных, – О. С.). Евангельским колодезям противоречат, с апостолами-колодезями борются. И поскольку во всем противоречат, вздорят из-за всего, говорится им: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13, 46287.

Таким образом, все информационные потоки оказались в руках у патриарха Исаака. Он боролся не только за воду: да много ли надо человеку воды? Ну, три литра в день, даже меньшим можно обойтись. Он хотел контролировать поток человеческой мысли, обмен информацией – он же Божий пророк! И это были очаги миссионерского служения во имя идеалов единобожия против язычества. А бесы борются с очагами, где распространяется слово Божие, они противостоят этому. Но Исаак продолжает свое дело, восстанавливает колодцы своего отца и находит новые.

Во время этих наших занятий, сегодня закончилось десятое, мы углубляемся в слово Божие. И поверьте мне, чем больше мы углубимся, тем чище будет вода, тем радостней будет личный опыт богообщения. Примеры патриархов – это примеры бескомпромиссной жизни, это примеры жизни людей, для которых воля Бога, Его, Бога, постановления, уставы, законы были превыше всего! Мы видим, как они, патриархи, похожи друг на друга, как они сменяют один другого – Книга Бытия показывает, как одно поколение старших верующих может повлиять на следующее, молодое поколение. И как молодые могут довершить то, что начали им предшествовавшие.

Спаси вас Господь!

* * *

265

Ориген, Гомилии на Бытие.

266

Потому что когда Бог повелел Аврааму совершать обрезание, самому Аврааму было 99 лет, Измаилу было 13, а Исаак – это первый человек, который был обрезан по закону Божьему, как сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме» (Быт. 17, 12).

267

«Говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его (то есть антихриста, – О. С.), но по страху Божию и ревности к истине, ибо имя Еванфас содержит искомое число, но я о нем ничего не утверждаю. И имя Латинос имеет число 666, и весьма вероятно, что последнее царство носит это название, ибо ныне латиняне царствуют, но я не хочу этим хвалиться. Но из всех нами находимых имен Титан, если написать первый слог посредством двух греческих гласных…» (Ириней Лионский, Против ересей).

268

Чин Православия, лист 16, Москва. 1820.

269

De Jacob et Esau serm. IV, al. XLIV.

270

In Epist. ad Ephes. homil. X, n. 1.

271

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия.

272

Тертуллиан, О душе.

273

Иероним Стридонский, Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

274

Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.

275

Ориген, Гомилии на Бытие.

276

Ориген, Гомилии на Бытие.

277

Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна.

278

Ориген, Гомилии на Бытие.

279

Блаженный Августин, Исповедь. 1, 8.

280

Амвросий Медиоланский, Об Иакове и блаженной жизни.

281

Иероним Стридонский, Еврейские вопросы Книги Бытия.

282

Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.

283

Августин Иппонский, Против лжи.

284

Ориген, Гомилии на Бытие.

285

Ориген, Гомилии на Бытие.

286

Ориген, Гомилии на Бытие.

287

Ориген, Гомилии на Бытие.


Вам может быть интересно:

1. Семейная жизнь ветхозаветных патриархов – Беседа одиннадцатая протоиерей Олег Стеняев

2. Примечания к чтению и толкованию Священного Писания по указанию самого Писания и толкований святоотеческих архиепископ Игнатий (Семенов)

3. Св. пророк Даниил: очерк его века, пророческого служения и священной книги Александр Матвеевич Бухарев

4. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 131. Толкования Свящ. Писания. Общие свойства толкования. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии – Свидетельства Священного писания ветхого и нового завета о святейшей Евхаристии или Литургии, Иван Иванович Дмитриевский

6. Новозаветное толкование Ветхого Завета – В) Ветхозаветное предсказание профессор Иван Николаевич Корсунский

7. Пособие при чтении и изучении Библии в семье и школе. Выпуск II архимандрит Никифор (Бажанов)

8. Толкование на Первую книгу Маккавейскую – Глава VI профессор Александр Павлович Лопухин

9. Православная Церковь и сектанты – Празднование воскресного дня протоиерей Димитрий Владыков

10. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – Глава 2 протоиерей Геннадий Фаст

Комментарии для сайта Cackle