Беседа одиннадцатая
Сегодня мы будем беседовать об Исааке, сыне Авраама. Вы, наверное, знаете, что имя «Исаак» обозначает «радость», «веселье» – он действительно был радостью для своего отца. Но мы говорим об Исааке, когда он уже живет один, без отца – в прошлый раз мы остановились на том, что Исаак раскопал все те колодцы, которые в свое время выкопал его отец, патриарх Авраам.
Колодцы, как я вам объяснял, были стратегические с миссионерской точки зрения места, потому что у колодцев собирались люди. Иногда дожидались друг друга, когда большой камень лежал на устье колодца, и одна группа людей не могла его снять, тогда собирались пастухи трех групп, чтобы сдвинуть такой камень (Быт. 29:2–3).
Христос проповедовал у колодца Иакова, беседуя с самарянкой. Колодец в Библии – это символ чистой воды, и как я вам уже объяснял: чем глубже колодец, тем чище вода. Чем более мы углубляемся в познание слова Божьего, тем в более чистом виде слово Божье открывается перед нами.
И очень знаменательно то, что Исаак обнаруживает источник чистой воды, «воды живой» (Быт. 26:19), бьющей из-под земли тогда, когда он раскопал все колодцы своего отца, засыпанные язычниками.
Это для нас очень серьезная подсказка: возрождение России произойдет тогда, когда мы восстановим все храмы. И если мы действительно восстановим все храмы – это изменит ситуацию. Говоря о храмах, я имею в виду не только те места, где молились наши предки, но, прежде всего, необходимо восстановить веру в том формате, как веровали наши предки. Восстановление храма не означает только восстановление стен: необходимо восстановить то древнее благочестие, которое было на Святой Руси. И тогда мы можем ждать новых благословений от Бога.
И жить заслугами предков, не приумножая их невозможно. На этом и преткнулись иудеи, на этом преткнулась и Россия…
Мы думали, что если в нашем роду есть такие святые как преподобный Сергий, благоверный Александр, святой Серафим Саровский, то этим как бы и восполняется пробел нашего нечувствия духовной жизни и реальное нравственное и моральное падение. Но могут ли считаться нашего рода те, которым мы не подражаем, и даже не стремимся к этому?
«Их называют иудеями, потому что так именовались их предки – израильтяне. Однако если мы хотим понять все, что сюда относится, то должны будем также принять во внимание три значения названия «иудеи». Во-первых, это сыны Авраама, который своей верой заслужил звания отцов многих народов. Далее, из-за связи с Иаковом, который за растущую веру свою был назван «Израилем», ибо достоинство отца прославилось в сыновьях. В-третьих, не столько из-за Иуды, сколько из-за Христа: ведь они зовутся иудеями, поскольку Христос по плоти родился от Иуды, и в Иуде было явлено то, что должно было прийти во Христе. Сказано: «Иуда пойдет впереди» (Суд. 20:18), и: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои» (Быт. 49:8). Эта хвала дана не Иуде, а Христу, Которого ныне восхваляют все те, кто достойны, называться Его братьями. Поскольку иудеи этого не понимают, то они защищают свое плотское имя – человека Иуды»288;
«В прежние времена само это имя «иудей», как и теперь «христианин», было очень почтенным, поскольку и тогда различие людей зависело от имени, почему апостол и начинает речь с этого. И заметь, как он уничтожает это преимущество. Он не сказал: «Ты – иудей», но: Ты называешься иудеем и хвалишься Богом, то есть ты возлюблен Богом и предпочтен Им остальным людям. Здесь, как мне кажется, он слегка подтрунивает над их безрассудством и большим тщеславием: что они этим даром воспользовались не для своего спасения, но для того, чтобы заводить распри и презирать остальных людей»289.
Бог и нас православных, тем более не пощадит, если мы имя-наименование «православный» будем использовать для превозношения над другими людьми. Тем более, – потому что сказано: «Ибо если Бог не пощадил природных ветвей (то есть евреев, – О. С.), то смотри, пощадит ли и тебя (то есть уверовавшего из язычников, – О. С.)» (Рим. 11:21).
То есть, православный – это не тот, кто так называется, но тот, кто так верует, так живет и так прославляет Бога. Но для этого нам с помощью Божией много надо потрудиться над собственным восстановлением и преображением.
И когда Исаак восстановил все колодцы своего отца, очистил их от грязи, от того, что туда набросали язычники, только тогда он обнаруживает источник с живой водой. Поэтому, когда мы ищем возрождения для нашей земли, мы должны понять, что оно происходит, когда мы возобновляем веру наших отцов, как поступал Исаак, восстанавливая колодцы своего отца – патриарха Авраама.
Блаженный Иероним, истолковывая стих 19-й 26-й главы Книги Бытия, пишет:
«И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой» (Быт. 26:19), пишет: «И здесь вместо «долины» написано «поток». Потому что в долине никогда нельзя найти колодец с живой водой»290.
То есть речь идет об источнике, потоке, который становится руслом и наполняет всю долину, превращая ее в поток. Так и духовная жизнь начинается с реставрации того немногого, что мы потеряли, а при бережном отношении к ней она превращается в стремительный поток.
И мы читаем:
«Оттуда перешел он в Вирсавию. И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего» (Быт. 26:23–24).
На эти слова мы должны обратить особое внимание. Бог является к Исааку и говорит: «Я Бог Авраама» (Быт. 26:24). Пройдет несколько столетий, и Бог явится к Моисею, и скажет: «… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова…» (Исх. 3:6). Но сейчас Он называет Себя «Я Бог Авраама» (Быт. 26:24). Это очень важно, когда дети исповедуют веру своих отцов. Бог, являясь самодостаточным, не стыдится называть Себя Богом определенных людей: «… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова…» (Исх. 3:6), – скажет Он Моисею. Потому что Бог раскрывает Себя в вере этих удивительных людей. Вера святых подсказывает нам правильное направление к Богу, когда мы ищем Его, идя «по следам овец» Его (см.: Песн. 1:6–7).
И Церковь-Невеста находит своего Жениха-Христа, подражая святым, то есть их любви и их духовной стойкости. Когда мы подражаем святым, идем по их стопам, мы приходим к небесному Жениху Иисусу Христу. Сказано: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Фил. 3:17). И еще: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
То есть, идя по следам овец, которые всегда следуют за Пастырем, мы приближаемся и к Нему Самому. Так, например, апостол Павел однажды воскликнул: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16).
Эти слова: «Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою» (Быт. 26:4), сказанные Исааку, напоминают те, которые некогда услышал Авраам: «Не бойся, ибо Я – твой щит» (Быт. 15:1). Помните, Авраам однажды услышал подобные слова? «Не бойся, Я – твой щит, награда твоя весьма велика» (Быт. 15:1).
И для Исаака было весьма важно услышать эти слова, ведь он вступил в конфронтацию с язычниками, он восстановил колодцы, которые были ими засыпаны. Это, наверное, было не просто, очевидно, что было сопротивление, но он, преодолевая все трудности, выполняет свой долг перед умершим отцом и восстанавливает все колодцы.
И Господь говорит: «Не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего» (Быт. 26:4).
Здесь очень важно, что Господь делает что-то, именно ради рабов Своих. Это значит, что наши молитвы к святым имеют библейское обоснование, это очень важно осознать. И в Пятикнижии есть пример, когда Сам Господь говорит нечестивому Авимелеху, отнявшему у Авраама Сарру: «теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои» (Быт. 20:7).
Казалось бы, сам Господь беседует с царем Герара Авимелехом, и достаточно, может быть, только этого диалога. Но Господь говорит об Аврааме: «он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт. 20:7). То есть ради святых, ради рабов Божиих Господь благословляет продолжателей их веры. И даже на Небесах ходатайства святых не прекращаются. Сказано: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3–4).
И мы читаем далее о действиях Исаака:
«И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской]» (Быт. 26:25).
То есть, когда восстановлены колодцы отца, здесь уже можно строить что-то новое и для себя («шатер свой»), но как бы на старом фундаменте, на вере Авраама.
Если бы мы попытались оценить жизнь этих людей с точки зрения современного мира, то их жизнь была в постоянном движении, это была очень трудная жизнь. Апостол Павел пишет: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11:8–16).
Сегодня очень знаменательная дата: в 1389 году на поле Косовом в Сербии произошло в этот день сражение. И со стороны христиан эту битву возглавлял князь сербский Лазарь. Силы были неравные: у сербов было где-то 15 тысяч воинов, у турок – около 30 тысяч. Князь Лазарь готовился к этой битве, молился, и ему было видение от Господа: ему явился пророк Илия и сказал: «Если ты хочешь земного царства, то ты в этом сражении одержишь победу. Но если ты хочешь Царствия Небесного, то ты все потеряешь, даже свою жизнь, и победы не будет». Князь сербский Лазарь принимает это условие. И когда происходила битва на Косовом поле, князь Лазарь стоял впереди и воины, видя его, были счастливы воинствовать на его глазах. Они бросались в бой – им было совершенно не страшно, когда князь смотрит на них.
Но в какой-то момент ему надо было отъехать в сторону, поскольку сам бой перемещался. И рать сербов дрогнула: они уже не видели своего князя, они потеряли воинский дух. И тогда князь поспешил вернуться назад. Он так поспешил, что увлекся и влетел на коне в турецкую рать. Сербы, конечно, бросились за ним, началась схватка, и князь Лазарь был схвачен в плен.
После он был казнен. Он потерял все: после этой битвы турки наложили дань на весь сербский народ, началось порабощение Балкан. И, казалось бы, почему вот эта битва, которая с точки зрения военной стратегии была проиграна, оказалась победой? Почему Косово поле так дорого для сербов, почему они так отмечают этот день? А потому что этот сербский царь сделал свой выбор между земным царством и небесным.
И вот патриархи, Авраам, Исаак и Иаков – это были люди, как пишет Первоверховный апостол Павел, которые искали горнего Иерусалима, вышнего. Они стремились в град Божий, поэтому все те действия, которые они совершали в этом материальном мире, имели больше символическое значение, тут не было привязанности к земному, материальному.
«И он устроил там жертвенник, – читаем мы про Исаака, – и призвал имя Господа» (Быт. 26:25). Что значит «призвать имя Господа»?
Дело в том, что в древние времена было особое благоговение перед именем Бога. Когда в Иерусалимском храме произносилось четырехбуквенное имя «Господь» – это делалось только один раз в году – весь народ падал ниц. И только первосвященник мог произносить имя Божие: так было в Ветхозаветной Церкви. И призвание имени Божьего означает подчинение этой местности Богу, провозглашение Его теократического порядка на данной территории. Исаак устроил Богу жертвенник и призвал имя Божие. То самое имя, которое мы превозносим, словами: «Да святится имя Твое» (Мф. 6:9) и которое для нас, христиан, раскрывается в имени: «Иисус», ибо имя Иисус прямо проистекает от четырехбуквенного имени Бога, и в нем мы видим три первых буквы – йот, хет и вав.
И апостолы прямо учили о Имени Сына Божия: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11–12). Иудеи до сих пор, произнося Имя нашего Господа, проявляют к Нему пренебрежение, и произносят Его Имя только в урезанном и сокращенном виде.
Итак, Исаак устроил там жертвенник и призвал имя Господа.
«И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской]». (Быт. 26:25).
То есть не только жертвенник, но раскинутый шатер и выкопанный колодезь – это место, где можно жить. Раскинутый шатер аллегорически обозначает присутствие божественной благодати, божественного сияния над этим местом, особого Божьего покровительства. Также шатер означает и место учения и совместной молитвы.
И далее мы читаем:
«Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?» (Быт. 26:26–27).
Действительно царь Герара выслал от себя Исаака. Он боялся этого человека, потому что он видел, как тот богател, он видел, как Бог благословлял Исаака буквально всем, и ему стало страшно.
Но почему именно теперь Авимелех приходит к Исааку?
Когда Исаак получал Божие благословение, то через него эти благословения касались и всех людей, которые жили вокруг него. В том числе и неверующих. Таких язычников, как Авимелех, царь Герара. То есть если верующий человек где-то живет, и Бог его благословляет, то эти благословения распространяются и на всех окружающих. Люди могут этого не оценить, как царь Герара не оценил это сначала.
Но когда верующий человек ушел, вдруг все они поняли, что очень многое они потеряли с его уходом. Мы иногда не ценим некоторых людей, нам кажется, что все это так обычно, так повседневно, что мы можем общаться с тем или иным человеком. И вдруг его не стало. И образовался некий вакуум, некая пустота, которую никто другой заполнить не может.
И царь Герара, который действительно вытеснил Исаака из своей земли, вытеснил и Божье благословение. И теперь он понял, что это – очень серьезная проблема. И он рассуждает так: если я не смогу вернуть Исаака, то я хотя бы заключу с ним договор, потому что заключить договор со святым – это заключить договор с его Богом. Потому что святой не действует сам от себя. Слово «святой» на еврейском языке означает «выделенный» или «отделенный». То есть «отделенный от всего другого мира», «выделенный», «посвященный Богу»291.
«Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз» (Быт. 26:27–28).
Когда они ясно увидели, что Господь с ним? Не тогда, когда он жил среди них!
Им казалось, что урожай хороший, потому что дождь падает на землю, потому что хорошая земля… А когда святой ушел – дождя не стало! Началась засуха! И они вдруг поняли, когда он ушел, что вместе с ним, ушло и их благополучие. Они поняли, что этот человек был представителем Бога! Они говорят: ««мы ясно увидели, что Господь с тобою!» (Быт. 26:28) И если за период жизни с Исааком они что-то получали, они наверняка благодарили за это своих ложных богов! Но с уходом Исаака эти ложные боги им не помогли! Поэтому они и говорят: «Господь с тобою!» (Быт. 26:28)
Если бы они видели, что Господь был с ним и тогда, когда он жил среди них, и оценили бы это, то они бы его не отпустили, они бы за него держались – это очевидно! А здесь они это поняли только тогда, когда он ушел. Они догадываются, что вернуть его не смогут, но они хотят заключить с ним союз.
«Поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом». (Быт. 26:28–29).
Смотрите, братья и сестры, какое коварство раскрывается в их словах! «Чтобы ты не делал нам зла, как мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя…» (Быт. 26:29). Оказывается, то «доброе», что они ему делали – это они его не касались, они на него не нападали. Представляете, если вам кто-нибудь скажет: «Я к тебе так хорошо отношусь! Ведь даже не убил еще, не ограбил!»
И вот такой смысл заложен в этих словах, вот такие нравы были у хананеян! Хананеи – это страшные люди! Это потомки Хама, и мы с вами помним, что в Писании сказано: «… и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле» (Быт. 13:7). «Жили тогда» – имеется в виду, что эта земля им не принадлежала, она принадлежала Симу и его потомкам, а они пришли в чужой удел! «Теперь ты благословен Господом» (Быт. 26:29), – они говорят. О Господе даже вспомнили!
Но Исаак не напоминает им не о чем дурном, мир для него важнее, чем ссора. Сказано: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:14–15).
«Он сделал им пиршество, и они ели и пили» (Быт. 26:30).
«Будем подражать благости Исаака, будем подражать чистоте! Исаак был поистине добродетельным и целомудренным мужем. Он был предан Богу, верен жене, не мстил за обиду, уступал притесняющим, принимая их, когда они каялись, не будучи ни раздражительным по отношению к их упрямству, ни жестоким для оказания милости. Уходя от людей, он избегал с ними ссор, принимая их вновь, легко миловал; прощая, был щедрым на доброту. Они стремились к общению с ним, и он устроил им пиршество радости»292.
Ну что же? Если они ищут мира, Исаак не будет от этого отклоняться: он Божий пророк, а одно из имен Господа – «Мир». Он устраивает им пиршество, и они едят и пьют.
«И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром» (Быт. 26:31).
Вот это выражение «и отпустил их Исаак» (Быт. 26:31) нам подсказывает, что он мог и оставить их при себе. Он обладал Божьей помощью, Божьей поддержкой, он мог разгромить всех своих врагов. Помните, как Господь наш Иисус Христос сказал: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:53). И еще: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин. 4:4).
И Исаак отпускает этих людей с миром, этих лицемерных людей, считавших, что они великое добро ему сделали: не тронули его. Представляете, как они относились к другим людям, которых он не боялись?
«Рано утром, поклялись друг другу» (Быт. 26:31). Почему рано утром это все происходит? Рано утром обычно совершается смертная казнь. То есть он предоставляет их суду Божьему. Потому что здесь их инициатива – они на его территории, и он рано утром заключает с ними договор.
«В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду» (Быт. 26:32).
Как мы с вами уже определились, Исаак находит новые источники вод, получает новые благословения от Бога, потому что он восстановил попранные святыни, старые колодези своего отца.
«И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива [Вирсавия] до сего дня» (Быт. 26:33).
Слово «Шива» в данном контексте означает: «Клятва».
То есть здесь был заключен договор, скрепленный клятвою, и название ему дается Шива.
«И был Исав, – вот тут сразу появляется Исав, сын Исаака, – И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт. 26:34–35).
Здесь мы видим, что Исаву было 40 лет. Значит, Исааку – сто лет на тот момент. И как поступает Исав? Он берет себе в жены хананеянок. Нравственность хананеян нам показывает, иллюстрирует царь Герара Авимелех, когда он говорит: «мы не коснулись до тебя» (Быт. 26:29). А Исав, склонный к язычеству от чрева матери, как мы с вами вспоминали такую легенду, что когда Ревека проходила возле языческого капища, Исав от радости начинал прыгать у нее в животе. А когда она подходила к своему дому, где изучали Закон Божий, от радости Иаков прыгал в ее чреве.
Но как мы уже ранее обращали на это внимание, когда в Ветхом Завете говориться о возрасте человека, Писание как бы хвалит этого человека.
В случае с Исавом, это более чем очевидно, «Исав сорока лет», – подражает своему отцу, который тоже женился в сорокалетнем возрасте (см.: Быт. 25, 20).
Да, Исав берет не одну жену, а две, и не из своего народа, а из чужого. И все же он хотя бы как-то подражает своему отцу, и Библия не выпускает это из вида.
И Исав берет хананеянок себе в жены. И они были в тягость Исааку и Ревекке. Вот эти хананеянки – ими наполнены наши дома! Наши дети приводят в наши семьи этих хананеянок, и они в тягость нам, верующим. Этими ханаанскими девицами и юношами наполнены наши православные квартиры – это проблема! Они нам в тягость, они – чужие, они – не наши!
Ощущение «свой–чужой» – это нормальное ощущение, которое должно присутствовать у каждого верующего человека! Как в Книге Иисуса Навина сказано: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5:13–15).
Впрочем, и не каждый ангел для нас свой. Сказано: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).
Это очень важно – иметь такое ощущение, оно должно быть даже на биологическом уровне «свой–чужой», чтобы уметь вовремя распознать, оно срабатывает как некий инстинкт самосохранения не только физического, но и духовного (религиозного).
И вот они были в тягость, эти хананеянки, которых притащил Исав в шатры Исаака и Ревекки. Это было тяжело – жить с этими «девицами»! Они были в тягость, потому что они не приняли веру Авраама. То есть они не прошли гиюр, как это было тогда принято в Ветхозаветной Церкви, когда над женщинами совершали обряд присоединения к ветхозаветной вере, совершали обряд микве – полное погружение в воду. А эти девушки были в тягость, потому что они не присоединились к вере Авраама и Исаака.
И сразу начинается 27-я глава:
«Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я» (Быт. 27,1).
Итак, Исаак состарился. Скажем прямо: сто лет для людей того времени – небольшой срок, ведь отец Исаака Авраам прожил 175 лет! В каком же смысле «он состарился»? Не в возрастном смысле имеется в виду! А какие-то духовные проблемы начались у этого человека! «Притупилось зрение», – какое зрение у него притупилось? У него притупилось духовное зрение, и сейчас мы это четко увидим! То есть имеется в виду, что не просто глаза перестали хорошее видеть – это тоже с ним произошло! Но главное: у него притупилось духовное зрение! Он же пророк Божий! Они же все были пророки Божии, эти ветхозаветные патриархи! Смотрите!
«Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей» (Быт. 27:1–2).
Точно у него притупилось духовное зрение – он не знает дня своей смерти! Например, Иаков знал день своей смерти! – Бытие, 48-я глава, 21-й стих. Иаков там ясно говорит о дне своей смерти.
Иосиф – 50-я глава Книги Бытия, 2-й стих – знает день своей смерти. Мой покойный дедушка Журавлев Егор Аркадьевич, который был простым человеком, четко сказал, когда с утра наступил день его смерти: «Я сегодня умру». – Попросил, чтобы воду поставили кипятить. Даже простым людям открывается момент ухода, не говоря уже о пророках! Иаков знает день смерти, Иосиф знает день смерти, Иисус Навин знает (Нав. 23:14), Давид знает день своей смерти (3Цар. 2:2). А смотрите, что говорит Исаак: «Вот, я состарился; не знаю дня смерти моей» (Быт. 27:2). У него притупилось именно духовное зрение!
С чем это связано? Есть у евреев такое предание, что жены Исава кадили своим ложным богам, и дым от этих каждений касался глаз Исаака. И за то, что Исаак допустил проникновение в свою семью хананеянок и их порочного образа жизни, с религиозной и с нравственной точки зрения, Господь как бы наказывает его: его пророческий дар ослабевает.
Но есть и другое объяснение:
«Таков был патриарх Исаак, который не во цвете лет, чтобы брак не стал делом страсти, но уже по прошествии юности берет себе в сожительство Ревекку ради благословения Божия в потомстве и, послужив браку до первых родов, опять всецело обращает свой взор к невидимому, закрыв телесные чувства. Ибо на это, как мне кажется, указывает повествование, когда оно рассказывает, что у патриарха притупилось зрение»293.
Итак, Исаак говорит:
«Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи» (Быт. 27:3).
У Исаака два сына: Иаков и Исав. Исав символизирует собой еврейский народ, он – первенец, он рождается первым. А Иаков, который вылезает вторым, держась за пятку своего брата, символизирует собой христиан: христианам первенство не принадлежит, потому что первенцы Божии – это еврейский народ. Сказано: «И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22).
И вот Исав, символизирующий еврейский народ, любимчик у Исаака, его первенец. Бог любил еврейский народ…
Но ситуация изменилась. Теперь еврейский народ находится на положении падшего Исава, а о христианах сказано: «Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет. 2:10).
Поэтому перестановка Божьего благословения раскрывается в отношении к этим двум сыновьям. Итак, Исав – любимчик Исаака. Почему? Он приносит дичь, он – добытчик, а главное – он первенец! Вот такая интересная характеристика еврейского народа. Действительно, они очень находчивые, успешные и трудолюбивые люди. Они умеют обеспечить семью и старость своих родителей.
«То, что пророк дал повеление Исаву, попросив у него пищи, означает призыв, который Слово обращает к прежнему народу (то есть народу еврейскому – О. С.), поскольку Оно (то есть Господь – О. С.) требует от него плода дел праведности, которая, как пища, полагалась Отцу (то есть Отцу Небесному – О. С.). Ведь слова: «пойди в поле, и налови мне дичи» (Быт. 27:3) – означают жизнь в этом мире, а слова: «возьми колчан твой и лук твой» (Быт. 27:3) – говорят о том, что этот народ имел намерение добиться своей собственной славы вместо того, чтобы снискать оправдание верой. Хвалясь ратными подвигами и мечом, он намеревался просить для себя тирана в качестве царя, как и Моисей сказал ему: «и меч похвала твоя» (Втор. 33:29)»294.
«И приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27:4).
Исаак хочет благословить Исава и поставить его патриархом над всем племенем. И действительно, Бог хотел, чтобы еврейский народ принял Мессию Христа как Спасителя, и чтобы они оставались первенцами, но они потеряли этот статус. Почему? Привязанность к мирскому подвела этих людей.
«Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи» (Быт. 27, 5).
Здесь мы не можем сказать, что Ревекка не любила Исава, а любила только Иакова, даже видя, как она наблюдает за Исавом в его взаимоотношениях с отцом. Скорее всего, она, как добрая мать, старалась одинаково хорошо относиться к обоим своим сыновьям. Но хорошо относиться к своим детям лишь тот родитель, который реально оценивает их возможности и их таланты. Могла ли любящая мать желать ребенку занять такое положение в обществе, которое совершенно не соответствовало его желанием, и прежде всего его способностям. Конечно, нет!
При этом невозможно не видеть и Божественного промышления о происходящем.
«Заметь здесь, возлюбленный, неизреченную премудрость Божию и то, как отец дает такое повеление Исаву, проявляя естественную любовь, а премудрый и благоискусный Господь через Ревекку устраивает исполнение Своего предречения, научая нас, как велика сила добродетели и кротости нравов. Тот (то есть Исав, – О. С.), который и по первородству, и по расположению к нему отца думал иметь преимущество, вдруг лишился всего, потому что не хотел делать того, что ему следовало; а этот (то есть Иаков, – О. С.), поскольку и сам по себе был добродетелен, и имел помощь свыше, приобретает благословение отца против его воли. Нет сильнее того, кому помогает Вышняя десница! Примечай же тщательно все, чтобы познать дивное устроение Божие – как одному при помощи свыше все благоприятствует, так что переходит к нему и благословение отца, а другой все теряет, сам себя погубив развращением своих нравов»295.
Получается, что не Иаков обманул, запнул Исава, а сам Исав обманул себя всеми теми иллюзиями и фантазиями, которые присутствовали в его сознании, как мы и прочитали у Златоуста: «сам себя, погубив развращением своих нравов». А если Иаков кого и обманул, так это диавола, который всегда изощряется поставлять на церковные должности людей неспособных и неразборчивых в выборе средств для достижения своих целей, весьма и весьма далеких от всякой религиозности, о чем предупреждал верующих еще апостол Павел. Читаем: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29–30).
«А Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею» (Быт. 27:6–7).
Благословение, которое получается кем-либо от умирающего человека – это особое благословение! Помню, что когда я был еще семинаристом, я приехал в Орехово-Зуево, где умирала моя бабушка. Я сразу это вспомнил, я сказал ей: «Благослови меня!» – она находилась как бы в такой прострации от тяжелой болезни. Но что-то вдруг сверкнуло у нее в глазах, и она осознанно, осмысленно меня перекрестила, и я буквально ощутил, что это значит – благословение умирающего человека!
И напротив, проклятие родителей слишком много может стоить для их чад:
«По словам благочинного церквей Волоколамского уезда, протоиерея Михаила Николаевича Рождественского, в одной деревне прихода села Середы близ г. Волоколамска жили молодые супруги, у которых родился ребенок. В один из весенних дней супруги поехали в поле, где муж сеял яровое, а жена боронила. По окончании дневного труда они, усталые, возвратились домой. Поужинав, муж лег спать, а жена никак не могла успокоить малютку-сына, который плакал и нестерпимо кричал. Мать долго успокаивала его, наконец, не вытерпела и вскричала в гневе: «Хоть бы тебе нечистый глотку завалил, хоть бы тебя нечистая сила взяла». Малютка после этого безумного пожелания моментально умолк. Мать очень обрадовалась успокоению младенца, положила его в люльку, а сама погрузилась в глубокий сон. Прошло 3–4 часа. Мать проснулась и, не слыша плача, подошла к люльке, чтобы покормить ребенка. К своему ужасу, сына она не нашла. Предполагая, что впросонках положила его на кровать, и думая, не придавила ли его, мать стала усиленно искать его на постели, шаря руками. Разбуженный муж спросил ее: «Что ты здесь ищешь, спать не даешь?» Жена с воплем отвечала: «Николай! Ребенок пропал». На это муж ответил: «Глупая баба! Куда он мог деваться, зажги свет». Оказалось, что ребенка в люльке нет, на кровати тоже нет, и когда стали осматривать все углы в комнате, то заметили вдруг под лавкой торчат ножки, а голова ребенка просунута в подполье через скважину шириной вершка в два с половиной. Стали супруги доставать ребенка, но не могли, они позвали соседей, которые вынули половицу. Только после этого они смогли вытащить ребеночка, личико которого уже почернело, но было еще с признаками жизни. С большим трудом он был приведен в сознание. Благочинный официально донес об этом случае митрополиту Московскому Филарету. Митрополит в своей резолюции на донесении просил все духовенство того благочиния о том, чтобы священники внушали своим прихожанам быть осторожными в выражениях по отношению к детям. Особенно матерям предписывалось резолюцией помнить слово Божие, в котором говорится, что матери дан суд над своими детьми. Потому всякое слово матери имеет особенную действенную силу и непременно сбывается. Если мать своего ребенка благословит, то и Божие благословение будет почивать на нем во все дни его жизни. Если же мать проклянет его, никакая сила не сможет избавить ребенка от бедствия, пока сама мать не покается в своем безумном слове и не испросит у Господа Бога благословения своему чаду»296.
Вот здесь возникает очень интересная деталь. Исаак хочет передать свой статус патриарха Исаву, первенцу еврейской нации, через возложение рук. Но сам Исаак разве получил такое благословение от Авраама? Нет! Он не получал такого благословения от Авраама! Почему? Потому что Исаак был благословлен Самим Богом! Господь Сам говорил, что Он благословит Исаака (Быт. 25:11). А здесь, когда Исаак потерял зрение, и духовное, и физическое, он не знает, кого же Бог благословляет из двух: первенца ли?
Еврейский народ – люди, которые первые исповедовали веру в Единого: «Шма Исраэль, Адонай элокейну, Адонай эхад» – «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Вот первенец Бога! Сказано: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1) Это – тоже о еврейском народе, который, действительно, как первенец на заре, как нация в начале пути, как птица на взлете…
Почему? Исав – добытчик, он может расставить сети, поймать, приготовить, доставить дичь, для таких людей нет такого понятия, как дефицит – это тоже некоторая характеристика, которая подсказывает, почему еврейский народ оказался неспособным принять Мессию. Они просто были заняты сами собой. В отличие от Исава Иаков выжидает, когда будет Божье благословение – он не покидает шатер, находится рядом с отцом и матерью. А вот Ревекка боится, она напугана, что Исава могут поставить патриархом: она знает жестокий нрав его! Он мог вести себя хорошо перед отцом, он имитировал некие духовные знания, но от матери трудно что-то утаить.
И вот здесь мы вдруг начинаем понимать, что Ревекка не потеряла пророческий дар – жены патриархов обладали пророческим даром, именно в пророческом озарении они давали имена своим детям, которые являлись характеристикой для их последующих действий и поступков. И она говорит:
«Исав пошел ловить дичь!.. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе» (Быт. 27:8).
Она настойчиво начинает говорить, потому что она опасается, что он не послушается ее, потому что она знает его нравственные качества. Поэтому она говорит: «Сын мой! Я прикажу тебе»!
Сказано: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» (Прит. 1:8–9). И здесь Иаков оказался между наставлением, предпочтением отца и заветом, приказом своей матери. Кого он должен послушаться в этой ситуации, того ли, в ком угас пророческий дар, или ту, которая продолжала пророчествовать?
«Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших» (Быт. 27:9).
Два козленка! Как интересно! А что в этом случае символизирует число два? У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. От Сима произошел еврейский народ, а от Хама и от Иафета, от этих двоих – все остальные народы! А мы здесь говорим о том, что происходит перемена статуса: с одного – это первенство по плоти, на другого – это уже первенство по благодати!
«Итак, Ревекка, представляя собой образ Церкви, уже тогда прообразовала то, чему предстояло совершиться через ее младшего сына. В самом деле, она говорит ему: «пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка нежных и хороших» (Быт. 27:9). Исав посылается в поле, как живущий в мире пришелец, Иаков же посылается в стадо, чтобы исполнилось сказанное Господом: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). А слова Ревекки: «возьми мне оттуда два козленка нежных и хороших» (Быт. 27:9) – указали на два призвания, обращенные через Евангелие. В самом деле, хотя мы от начала козлы (поскольку мы все были грешниками), но становимся нежными и хорошими через послушание, будучи оправданы верой в Христа, и более уже не осуждаемся как козлы, но как овцы, чистой жертвой приносимся Богу в «приятное благоухание» (Ефес. 5:2)»297.
«Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших: и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею» (Быт. 27:9–10).
Ревекка символизирует здесь Церковь Божию, как мы и прочитали у Ипполита Римского, которая возникает в еврейском народе. Первая община была составлена людьми еврейской национальности: Божия Матерь, 12 апостолов, 70 апостолов. И эта Церковь умеет приготовить людей: хорошие кушания означают хорошие дары. И Церковь, действительно возникнув в Иерусалиме, распространилась на другие народы, и хорошие плоды были принесены Богу.
В то время, когда сами иудеи гонялись за дичью случайного обогащения, и от дикости бесчеловечных антисемитских погромов.
Ревекка тоже, как и Иаков, понимает важность такого благословения, которое, перед смертью своею может преподать патриарх Исаак.
Мы с вами уже договорились, что в Писании нет ни одного лишнего слова, поэтому для нас каждое слово имеет смысл, особенно те слова, которые мы сразу не можем понять. Шероховатость в библейском тексте – это подсказка: «Вот здесь остановись, здесь прояви внимание! Здесь некий намек и некая тайна!»
«Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий» (Быт. 27:11).
Вот Исав косматый, все эти косы – что они обозначают? Они обозначают Божье благословение, которое имел еврейский народ. Помните, у Самсона волосы были длинные, он был косматый? И когда остригли все эти его космы, он все потерял, «начал он ослабевать, и отступила от него сила его» (Суд. 16:18). И вот Иаков, который говорит Ревекке, матери своей: «Исав, брат мой, человек косматый» (Быт. 27:11) – это как бы язычник, которого Господь призывает в Церковь, а он говорит: «Ну, я же не имею такого благословения, как еврейский народ!»
Но возможно и другое истолкование:
«Как ясно Иаков показал здесь свое благочестие… Было также истинным и то, что он сказал: «Исав, брат мой, человек косматый» (Быт. 27:11), то есть грешный, а я человек гладкий, чем указывается на непорочность и безгрешность плоти Господа»298.
И действительно, иногда косматость, означает в Библии и некую осатанелость. Читаем: «Но будут обитать в нем (то есть в оставленном Богом месте, – О. С.) звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там» (Ис. 13:21)299. Следовательно, длинные волосы, как символ присутствия божественной силы, при отпадении от Бога, могут в своей косматости превратиться в жизни отпавших в диавольскую противоположность Божественного избрания (Ин. 8:42–44).
«Может статься, ощупает меня отец мой (то есть люди слепые обычно ощупывают лица других людей, – О. С.), – и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение» (Быт. 27:12).
Действительно, как он может присвоить себе статус, который ему не принадлежит в силу рождения его вторым. И евреи нам, христианам, ставят в укор: «Как это вы объявили себя детьми Божьими? У Бога только еврейский народ – дети Божии! И причем тут христиане?»
Мать понимает смущение Иакова: «Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне» (Быт. 27:13).
«Можно также понять, что некогда сказанное Ревеккой ныне сбылось на Церкви. Действительно, слова: «на мне пусть будет проклятие твое; сын мой» – означают то, что ныне некоторые хулят и поносят Церковь за то, что она почитает Распятого; таким образом они покрывают нас проклятиями и бранью. Ведь крестное страдание Господа для неверующих считается проклятием, а для верующих – «жизнью и миром» (Рим. 8:6). Ибо и апостол говорит: «Христос искупил нас от клятвы (то есть проклятия, – О. С.) Закона, сделавшись за нас проклятием» (Гал. 3:13), что ныне и исполнил Спаситель, телом претерпев на кресте смерть человека, чтобы Своим послушанием упразднить заключавшееся в Законе проклятие Адама, то есть: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19)»300.
То есть в понимании иудеев и современного нам секуляризированного мира грех не может быть снят. И проклятие действует по отношению оступившегося человека всю его жизнь, когда именно по этому поступку человеку дают окончательную характеристику.
И мир, выдвигает свои претензии: «Почему у вас в Церкви много блудников, злодеев и других преступников?» Мы отвечаем: «Таково назначение Церкви, в этом земном мире, быть лечебницей, для всякого нравственно больного, и оступившегося».
И Сам Христос наставляет лицемеров и ханжей словами: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). И еще: «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук. 9:56). То есть Церковь готова нести на себе поношения и за тех немощных, находящихся в ее ограде, как и Ревекка готова была взять на себя любое проклятие, лишь бы доставить благословение тому, которого любила.
Сказано: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор. 5:19).
«Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова» (Быт. 27:14–15).
Что это за богатая одежда? Иероним Стридонский говорит, что эти одежды – те самые, которые Бог дал Адаму и Еве. Помните, сказано, что Он одел их в кожаные ризы? И они сохранялись, эти одежды, из поколения в поколение. И так как Адам имел власть над всеми животными, тот, кто надевал его одежды – ему как бы подчинялся весь мир природы. Это и одежды первосвященника. Эти одежды принадлежат Исаву, первенцу по праву плотского рождения, но в них одевают младшего сына Исаака, Иакова.
Тот факт, что столь ценные одежды «старшего сына… у ней (то есть у Ревекки – О. С.) в доме» (Быт. 27:15), свидетельствовал о нечестии жен Исава. Ибо он, не доверяя им, хранил свою одежду у матери.
«А руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят» (Быт. 27:16)
Если отец будет щупать Иакова, а там ему попадется шкура козлят, он подумает: «А, это он, лохматый».
Но в этом переодевании в грубые кожаные одежды святые отцы не могли не увидит и пророчеств о Христе:
«То, что Иаков был одет в одежду, означает, что Слово (то есть Логос-Христос, – О. С.) собиралось стать плотью. А то, что руки его были обложены кожей козлят, означает, что Слово взяло на Себя грехи всех нас, распростерши Свои руки на кресте. Как и Исайя сказал: «Он взял на Себя наши грехи и понес наши болезни» (Ис. 53:4)»301.
И действительно! Бог отец распознает в нас Своих чад только благодаря тому, что смотрит на нас чрез Истинное Человечество, нашего сотелесника Господа Иисуса Христа. Читаем: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» (1Тим. 2:5–6).
«И дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему» (Быт. 27:17).
Представляете, как Иаков трепетал от страха? А если отец догадается? Он же проклянет его! Ведь отец ждет, когда придет Исав! И ему хочет отдать все благословение.
И вот Иаков входит к отцу:
«Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! (Здесь нет лжи, он действительно его отец, – О. С.) Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой» (Быт. 27:19).
Вот здесь у нас в синодальном переводе неправильно проставлены запятые. Здесь правильно запятые поставить как? Смотрите, как они у нас поставлены: «Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой» (Быт. 27:19). А надо не так поставить запятые: «Я, – запятая. – Исав первенец твой». То есть он не лжет. Отец спрашивает: «Кто ты, сын мой?» Он говорит: «Я». И тут же соглашается со статусом Исава: «Исав – первенец твой» (Быт. 27:19). Есть тут ложь? Нет!
«Я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя» (Быт. 27:19).
А вот здесь элемент лжи уже присутствует! Ему он не говорил «приготовь мне». И надо сказать, что поскольку Иаков обманывает слепого отца, то пройдет немного времени, он влюбится в красавицу Рахиль и будет за нее работать долгое время, справит свадьбу, но в шатер вместо красавицы Рахили введут слепую Лию! Это произойдет ночью, и когда он переспит с ней, проснется и увидит эту слабовидящую, он вспомнит, что он и сам когда-то обманул слепого отца!
Зло – оно всегда возвращается к человеку. Причем наказание всегда принимает форму того греха, за который оно наказание и проявляется в нашей жизни. Вот он обманул слепого – и будет наказан слепой женою, слепой Лией, которую он не любил. У него будет любимая и нелюбимая жены – об этом мы потом будем говорить, если будем живы, и Господь позволит.
«И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу» (Быт. 27:20).
Кого послал навстречу? Казалось бы, он говорит о дичи! Нет, мать послала его навстречу с отцом и не без промысла Божия. Он как бы на нее перекладывает всю ответственность, не называя ее.
«И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?» (Быт. 27:21)
У него сомнения, голоса-то разные!
«Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы» (Быт. 27:22).
Тут отец, что называется, больше доверяет «на ощупь».
Но есть и другое объяснение:
Иаков, объясняя, почему скоро пришел, пояснил: «потому что Господь Бог твой послал мне навстречу» (Быт. 27:20). И Исаак, услышав, что предполагаемый «Исав» призывает во свидетельство Имя Божие («Господь Бог твой послал мне» (Быт. 27:20)), удивляется и говорит: «голос, голос Иакова» (Быт. 27:22). То есть, он привык к тому, что только Иаков причину происходящего видел в Боге, а Исав причину всего видел в себе.
Но есть и аллегорическое истолкование слов: «голос, голос Иакова; а руки… Исавовы» (Быт. 27:22):
«Это означает, что Слово, прообразовавшее в Иакове таинство [искупления] (то есть его переодевание, символизировало собою, приоткрывало тайну Боговоплощения, – О. С.), стало также голосом пророков (то есть доминирующей темой, – О. С.), приоткрывая в них будущее. А руки Его (то есть Христа, – О. С.) стали руками Исава (когда Он взял на Себя все дела рук наших, – О. С.), ибо Оно (то есть божественное Слово, – О. С.) было предано смерти за грехи народа»302.
«И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его» (Быт. 27:23).
Патриархом становится Иаков. Имя «Иаков» обозначает «обманщик» или «тот, кто создает преткновения». Теперь все, исправить ситуацию уже нельзя: первенец потерял свой статус. Еврейский народ потерял свой статус, мы знаем об этом. Теперь новый Израиль, новые дети Авраама – это православные христиане (Рим. 2, 28–29).
И вот он благословляет своего сына, и мы читаем далее:
«И сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я» (Быт. 27:24).
Уже после благословения. Здесь он уже загнан в некий угол, то есть он до конца старался все-таки говорить точно, говорить правду. Но здесь уже ситуация более сложная.
«Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил» (Быт. 27:25).
Мы уже прочитали с вами, что он благословил его, а дальше мы читаем раскрытие, как это происходило. В Священном Писании иногда не соблюдается хронология событий: 23-й стих говорит: «И благословил его» (Быт. 27:23), а дальше все рассматривается более подробно:
«Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его, и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» (Быт. 27:26–28).
«Итак, Иаков благоухал этими плодами: он следовал за Господом сквозь опасности и верил, что под Его водительством пребудет везде невредим. Хотя запах поля приятен и сладок, потому что это запах природы, тем не менее от святого патриарха веяло благодатью добродетелей. Сколь умерен и воздержан он был! Он не устремился на приготовленную ему пищу, но без промедления уступил ее просящему брату, от которого получил благословенное первородство. Сколь уважителен по отношению к родителям! По материнской любви он стяжал первенство над старшим братом и по дару отеческого благословения осветился. Сколь благоговеен! Он отказался причинить вред брату. Сколь стыдлив! Он боялся обмануть отца. Сколь почтителен! Он не смог отказать матери в том, что она повелевала»303.
Смотрите: «от росы небесной» (Быт. 27:28)! В случае с Исавом там ситуация будет изменена: Исав тоже будет требовать благословения, но оно уже будет другого характера. Так что такое благословение от «от росы небесной» (Быт. 27:28)? Это пророческий дар! «Пусть усилится в тебе пророческий дар!»
«А слова: и от росы небесной свыше означают то, что пророки, подобно облаку, оросили их, открыв им слова Божии»304.
«От тука земли» (Быт. 27:28) – то есть от богатства земли. «И множества хлеба и вина…» (Быт. 27:28) Хлеб и вино – это евхаристические символы! И здесь прямо мы видим пророческие указания на перемену статуса, когда его теряет еврейский народ, и приобретают христиане, и средоточием их жизни становится откровение от Бога и евхаристическая жизнь через преосуществление хлеба и вина во время Божественной литургии.
И далее:
«Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» (Быт. 27:29).
Здесь уже прямо говорится: «сыны матери твоей поклонятся тебе». Какие же сыны, если у Ревекки их было только двое, и один из них тот, к кому и обращены эти слова? Здесь прямо уже говорится о Церкви! «Проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» (Быт. 27:29). То есть те, кто злословит Церковь Христову – получат проклятие, те, кто благословляет – будут иметь благословение от Бога. И мы видим, как это произошло на примере одного народа…
«Исав, брат его, пришел с ловли своей. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? – был же уже первенец его и получил благословение, а теперь еще кто-то пришел! – Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав» (Быт. 27:30–31).
Вот здесь такое словосочетание: «с ловли своей…» (Быт. 27:30) не может не напомнить нам другой библейский стих: «И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый» (Быт. 25:29). Писание намекает нам подобными аллюзиями, что Исав уже раньше все потерял.
Исаак уже наелся, зачем ему еще какая-то пища? Уже никакие дары Бог не примет, никаких тельцов упитанных, никаких козлов, никаких овец! После Жертвы Сына Божьего на Голгофском кресте, Бог, принявший Его святую Кровь во искупление рода человеческого, разве Он примет еще какую-то жертву или какое-то приношение? Нет! Нет, не примет!
«Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, (то есть слепой Исаак вострепетал, он понял, что есть уже другой патриарх, – О. С.) и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен» (Быт. 27:32–33).
Что нам напоминает этот трепет? Когда Сын Божий умирает на Голгофском кресте, то вся земля Иерусалима потряслась, были расселины, землетрясение началось, солнце померкло и скрылось. И как Иерусалим вострепетал – так же вострепетал Исаак. Слепой Исаак – это символ Иерусалима, который не увидел Мессию Иисуса Христа!
Но есть и другое объяснение:
«В самом деле, то, что сделал Иаков, было прообразом таинства домостроительства Христа, Который родился по благословению Отца и стал благословенным вовеки. А слова Писания: «И вострепетал Исаак весьма великим трепетом» (Быт. 27:33), то есть изумился случившемуся, – означают, что он предвидел, как языческим народам предстоит быть благословенными Богом через младшего Сына и войти в завет обетования отцов. Именно поэтому и Иаков, когда рождался на свет и выходил последним из чрева матери, то ухватился за пяту Исава, ибо последнему народу (то есть христианскому, – О. С.), следующему по следам отцов (то есть Авраама, Исаака и Иакова, – О. С.), предстояло принять первородство и первым войти в Новый Завет»305.
«Он и будет благословен!» (Быт. 27:33) – все! Ничего нельзя поменять! Здесь слепой Исаак подтверждает, что статус изменен. Исав, который первенец Божий, первый ребенок, особое благословение, радость – все потерял!
«Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня» (Быт. 27:34).
Этот человек, который за чечевичную похлебку буквально продал первородство, понял, что он потерял! Великий вопль: «Отец мой! Благослови и меня!» (Быт. 27:34).
«Исав «поднял громкий вопль» (Быт. 27:34), – не о том, что утратил духовные благословения; но о том, что лишился добрых плодов земли благословенной; не о том, что не мог уже быть оправдан, но о том, что не мог обладать своими братьями; и не о том, что не наследует жизни бессмертной, но о том, что не его уделом стала земля Ханаана»306.
Но здесь мы видим, что слепой Исаак как бы прозревает:
«Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? (то есть «запнул», «обманул» – это одно слово, «Иаков» можно перевести и как «обманщик», и как «тот, кто ставит преткновение», – О. С.), Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?» (Быт. 27:35–36).
Действительно, вот еврейский народ. Неужели они все потеряли?! Неужели ничего не осталось? Он молит, молит.
«Что же я сделаю для тебя, сын мой? Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал» (Быт. 27:37–38).
И действительно, Бог современного иудаизма – это «молчащий Бог». Они считают, что «тот, кто не верит, что 500 лет до новой эры пророчества прекратились, не может считаться иудеем».
И в этом смысле, молчание Исаака более чем красноречиво!
«Вы думаете, что это все случилось так себе, без особого чего. Нет. Отпадение Израиля в неверие имеет последствием своим то, что в ограду спасения вводятся язычники, а это введение благоволено с тем, чтоб привлечь туда же после и Израиля, возбудив в них верность или соревнование, и таким образом спасся весь род человеческий. Вот промыслительное значение того, что совершается ныне пред глазами нашими среди язычников и иудеев»307.
Отцы прямо говорят, что как во дни земной жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов, уверовавших было более из числа иудеев. В последние времена апостасии и антихриста все будет подобным образом: более уверуют во Христа и Его Церковь иудеи, нежели язычники. Апостасия, как мятеж против истины и прямое отступление от нее, в последние времена может произойти только среди православных христиан. Ибо отступить от чего-либо может только тот, кто в чем-либо пребывает. Сказано: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25).
Итак, и потерявший первородство не остался без благословения:
«И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше» (Быт. 27:39).
Вы видите, все перевернуто? В случае с Иаковом – сначала «от росы небесной», то есть Божие откровение дается, потом – «от тука земли» (Быт. 27:28). Здесь же все перевернуто: от тука земли (Быт. 27:39), а роса небесная как бы на втором месте. Почему? Потому что на первом месте у этих людей оказалось стремление к богатству. И таким образом, через алчность они вытеснили Божие благословение. Как пишет апостол Павел: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор. 3:14–16).
Но, с другой стороны, отойдем немного от аллегорического истолкования, Исав – это тот человек, который будет продолжателем линии Измаила. Измаил – это родоначальник всех арабов, и Исав, кроме жен хананеянок, возьмет себе жен из дома Измаила. И он тоже будет праотцем всех мусульман, всей арабской нации. И здесь мы посмотрим на это благословение несколько иначе.
Впрочем, не все экзегеты уверены в том, что это было именно благословение. Например, Ипполит Римский спрашивает:
«Следует рассмотреть, имеет ли сказанное блаженным Исааком силу благословения или пророчества? Вот что он говорит: «от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше» (Быт. 27:39)»308.
«И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше» (Быт. 27:39).
А что такое «тук земли»? Это «жир» земли, потому что «тук» – это жир. А жир земли – это нефть. Прямые потомки Измаила и Исава – это арабы. Арабы жили в пустынях, они и сейчас там живут. И в начале XX века они пригласили американцев бурить для них артезианские колодцы, чтобы иметь доступ к грунтовым водам. И американцы делали скважины в поисках источников вод, но нашли нефть. Оказывается, арабы сидели на туке земли, и они не понимали, может быть, в чем же это благословение «от тука земли».
А сейчас они живут в Арабских Эмиратах, не занимаются ручным трудом, навезли из Индии язычников, вот те там у них работают, а арабы ходят, отдыхают, читают Коран, молятся, беседуют. В общем, ведут такой свободный образ жизни. Вот такое благословение дается, а Божии благословения – они непреложны.
Люди могут верными быть или неверными, а благословения – непреложны.
«От тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше» (Быт. 27:39). Откровение только на втором месте, потому что мусульмане не имеют полноты откровения. Они имеют истинное представление, что Бог един, но не видят Божественного единства в Лицах Святой Троицы. Они почитают пророков, но не читают писания пророков – им запрещено читать писания пророков, хотя они всех пророков почитают. Они почитают Деву Марию как Девственницу, они почитают Иисуса Христа, но не как Сына Божьего, а как пророка. То есть, у них нет полноты откровения, как и иудеев – покрывала на головах. И здесь на первом месте тук земли, а потом только роса небесная свыше.
Какое счастье быть православным человеком! Какое счастье иметь благословение, прежде всего, с неба!
И вот, смотрите, далее характеристика именно арабам:
«И ты будешь жить мечом твоим (это правда: арабы очень воинственные, – О. С.) и будешь служить брату твоему (патриарху еврейского народа Иакову: и действительно, они живут в святой Палестине под давлением иудеев до сих пор! – О. С.), будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей». (Быт. 27:40).
Последнее пророчество пока не исполнилось: когда-нибудь арабы свергнут еврейскую власть на Святой Земле. И многие религиозные иудеи это знают…
На самом деле Израиль с точки зрения даже здравого смысла – это националистическое государство. Там гражданство имеют только лица определенной национальности и определенного вероисповедания. Если при въезде в страну еврей заявляет, что он христианин, он может потерять надежду получить гражданство: ему откажут в паспорте. Если он скажет, что он безбожник – ему тут же выдадут паспорт. Или безбожник, или иудей. То есть очень жесткая система!
Арабы, которые там проживают, палестинцы, имеют иорданские паспорта, так как евреи не дают им гражданство. И их просто выдворяют. Человек родился в Иерусалиме, жил, работал там, стал неугоден этому режиму – его берут и выдворяют. И там сейчас создается гетто для арабов, как сами евреи были в немецком гетто. Строится огромная стена, которая отделяет еврейские участки земли от арабских – огромная бетонная стена, до семи метров!
И вот здесь говорится, что однажды они свергнут это иго: «Будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» (Быт. 27:40). «Воспротивишься» – это интифада, арабская война.
И в тоже время из слов «будешь служить брату твоему» (Быт. 27:39) слово «служить» имеет и некий скрытый смысл. Здесь некая игра слов: «служить» на иврите – таавод, «воспротивишься» – тарид. Скрытый смысл таков: если брат твой Иаков будет праведен, то покоришься ему, если нет, то начинай восстание против него.
Так как христиане – это Новый Израиль (Рим. 9:7–8), то по отношению к нам действует этот же принцип: когда мы в благочестии веры, мусульмане покоряются нам, когда мы нарушаем пределы благочестия, Бог отдает нас в их жесткие руки. Так произошло в Византии, на Балканах, так происходит и в современной России.
«И возненавидел Исав Иакова» (Быт. 27:41)… – А за что?
«И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего» (Быт. 27:41).
Еще и поэтому Исаак подчинил старшего брата младшему, так как первый не мог контролировать и сдерживать свой гнев.
«Ибо неразумный не может добровольно быть учеником добродетели или упорным в прилежании, потому что «безумный изменяется, как луна» (Сир. 27:11). И справедливо Исаак отказал Исаву в свободе собственной воли, чтобы тот не носился по волнам, словно корабль без кормчего, но подчинил его брату согласно написанному: «глупый будет рабом мудрого» (Прит. 11:29). Поэтому справедливо он подчинил его, чтобы тот исправлял свои чувства под властью владычествующего над ним. И поэтому Исаак говорит: «ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему» (Быт. 27:39), ибо благочестие господствует над свирепостью и кротость превосходит жестокие чувства»309.
И смотрите, теперь мы увидим, что Ревекка – пророчица:
«И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее…» (Быт. 27:42). А кем слова пересказаны? Ведь только что мы читали, что Исав говорил «в сердце своем» (Быт. 27:41)! Ангелы Божьи пересказали!
«И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя» (Быт. 27:42).
«Ревекка отдавала предпочтение не одному сыну перед другим, но праведному перед неправедным. Для благочестивой матери тайна божественного промысла перевешивала ее детей: она не столько предпочитала Иакова его брату, сколько посвящала его Господу, ибо знала, что тот может сохранить вверенный ему дар. Беспокоилась она и о другом сыне, избавляя его от божественной немилости, чтобы тот не навлек на себя более тяжкой вины, лишившись благодати полученного благословения»310.
Ревекка боится за своего младшего сына, она говорит:
«Вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего» (Быт. 27:42–44).
«Если получится, давайте научимся от Ревекки, какую надлежит иметь прозорливость, чтобы ненависть не вызвала гнев и гнев не повлек за собой братоубийство. Пускай к нам придет Ревекка – то есть облечемся терпением, этим благим сторожем непорочности – пускай она убедит нас не уступать гневу. Давайте скроемся куда-нибудь подальше, пока в нас со временем не утихнет негодование и не придет забвение обиды. Итак, терпение не боится изгнания, но с готовностью принимает его: не столько для того, чтобы испытать само спасение, сколько для того, чтобы стало возможным уклониться от повода к преступлению»311.
И мы знаем, что христиане также покинули Святую землю. Там началась Первая Иудейская война, потом Вторая Иудейская война. Христиане покинули Иерусалим уже во время Первой Иудейской войны, потому что Господь сказал: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное» (Лук. 21:20–22).
И действительно, во время этих жестких зачисток, которые делали римляне, спасались только те евреи, которые убежали в горы. И вот христиане и спаслись в горах, но и не покинули Святую землю.
Когда христиане покидали Иерусалим, они плакали. Многие христиане хотели умереть за Иерусалим – они были патриотами своей нации, но они слушались слов Иисуса Христа, и со слезами, но уходили.
И вот Иаков теперь вынужден уходить в Харран. И мать говорит:
«И поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?» (Быт. 27:44–45).
Вот посмотрите, какие удивительные слова: «для чего мне в один день лишиться обоих вас?» (Быт. 27:45) Что же имеется в виду? Если Исав убьет Иакова, она теряет Иакова и теряет Исава – он стал убийцей! Сын, который стал убийцей – ну что это такое? Он духовно мертв, нравственно мертв, морально мертв. И поэтому она опасается не только за Иакова, она и об Исаве думает, она продолжает его любить как мать. Она сознательно поменяла его статус, все это подстроила, потому что, обладая духовным зрением, она видела его качества, что он совершенно не способен стать религиозным лидером своего племени.
«И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских» (Быт. 27:46).
«Поскольку намерения ее согласны были с Божией волей, то поэтому Бог и вложил в ее ум все, что могло содействовать будущему домостроительству и спасению ее сына. Она говорит: «я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?» (Быт. 27:46) Здесь, мне кажется, она разумеет дурные нравы жен Исава – именно то, что они были для них причиной многих огорчений. Выше Божественное Писание рассказывало нам, что Исав взял жен от хеттеев и евеев и «они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт. 26:34–35). Желая это самое напомнить Исааку, Ревекка как бы так говорит ему: ты знаешь, сколь горькой сделали мне жизнь жены Исавовы и как за их злой нрав я теперь неприязненно смотрю на всех дочерей сынов хеттеевых и возненавидела ради них весь этот народ. А если случится, что и Иаков возьмет из них себе жену, то какая мне останется надежда на спасение – к чему мне и жизнь? Если и тех мы не можем выносить, да еще и Иаков поспешит взять себе жену из дочерей этой земли, то жизнь наша кончена»312.
То есть от этих хананеянок, которых он навел в дом, она была жизни не рада! Я думаю, и вы бы жизни были бы не рады, если в ваших семьях жили бы эти неверующие хананеянские юноши и девушки, которые вступили в брак с вашими детьми – это просто страшное что-то такое!
Этими словами она и отсылает Иакова к Лавану, и она умоляет его, чтобы он не брал этих хананеянок: пусть возьмет себе нормальную жену! И мы знаем, что там, в Месопотамии, он найдет себе двух жен – это будет Лия, и это будет Рахиль. Но это будет уже совсем другая история, другая встреча, если будем живы и Господь позволит.
Спаси вас Христос!
* * *
Амвросиаст, Комментарий на Послание к Римлянам.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Римлянам.
Иероним Стридонский, Еврейские вопросы Книги Бытия.
Слово «святой» имело преимущественно ритуальное значение. «Святым», «освященным», «посвященным» считалось все, что отчуждалось от обыденного, всеобщего употребления и служило религиозным целям. В этом смысле говорится ο «святом храме» (Пс. 5:8); Все помещения скинии называются «святыми», и все предметы, которые принадлежали к культу, считались «священными», например: десятина, первинки и другие дары и приношения (Исх. 29:38; Лев. 21:22), также елей для помазания священнослужителя и т.д.
Амвросий Медиоланский, О кончине брата Сатира.
Григорий Нисский, О девстве.
Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Троицкие листки с луга духовного. С. 130.
Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова.
Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова.
Даже в классическом иудейском истолковании РаДаКа, на данный стих: «косматые, – это бесы, подобно «косматым, за которыми они блудно следуют» (Лев. 17:7). Они называются сеирим («косматыми), потому что верящему в них они представляются в таком виде. И также Таргум Йонатана гласит: «и бесы будут тешатся там».
Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова.
Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова.
Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова.
Амвросий Медиоланский, Об Иакове и блаженной жизни.
Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова.
Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова.
Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.
Феофан Затворник, Толкование Послания апостола Павла к Римлянам, на главу 11‑ю, стих 11‑й.
Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова.
Амвросий Медиоланский, Об Иакове и блаженной жизни.
Там же.
Там же.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.