Источник

Беседа двенадцатая

Сегодня мы с вами начинаем чтение 28-й главы и с Божьей помощью должны рассмотреть начало 30-й главы.

И мы читаем с 1-го стиха 28-й главы:

«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе, и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!» (Быт. 28:1–4).

Вот здесь обращает на себя внимание то, что пророческий дар возвратился к Исааку. Когда он говорит о предполагаемой̆ женитьбе Иакова, он имеет в виду не одну дочь Лавана, а говорит во множественном числе: «жену… из дочерей». То есть, как пророк Божий он уже посвящен в тайну, что у Иакова будет две жены из дочерей Лавана и две наложницы.

«Посмотри, как праведник все наперед ему провозвещает и дает ему достаточные средства к утешению, предрекая ему и возвращение, и наследование земли, и то, что он не только возрастет во множество потомства, но и сонмы народов произойдут от семени его. Услышав это, сын исполнил повеление отца и пошел в Месопотамию к Лавану, брату матери своей»313.

Почему пророческий дух вернулся к слепому Исааку? Это связано с тем, что он все-таки определился, какой сын может наследовать ему, а какой – наследовать не может. Действительно, в семье иногда так бывает, что есть любимые и нелюбимые дети. И парадокс заключается в том, что иногда «нелюбимые» дети, в кавычках, конечно, оказываются духовно более благополучными. Потому что им приходится доказывать свою состоятельность, им приходится постоянно доказывать, что они не хуже других. А любимчики расслабляются – им ничего не надо доказывать. И мы знаем, что злодей Исав был любимым сыном у слепого Исаака, а к Иакову он относился несколько с прохладцей, Иаков называется «муж, живущий в шатрах», то есть выглядит как домашний ребенок. Но мы с вами уже определились, что словосочетание «живущий в шатрах» означает, что он, более интенсивно, чем его старший брат, изучал Закон Божий.

И вот Исаак благословляет Иакова, он говорит ему, куда надо идти и что от него, Иакова, произойдет «множество народов» (Быт. 28:3). Не один еврейский народ – чада Авраама по плоти, но именно «множество народов» (Быт. 28:3), то есть в формате христианства чад Авраама по духу!

Почему дважды говорится об одном и том же: «да расплодит тебя» и «да размножит тебя» (Быт. 28:3)? Такая, казалось бы, тавтология. Но в действительности, когда говорится: «да расплодит тебя» (Быт. 28:3) – имеются в виду, именно его потомки по плоти, а когда говорится: «да размножит тебя» (Быт. 28:3) – имеются в виду его потомки по духу. И с этим трудно поспорить!

«Возлюбленные, когда благословенный Исаак отправлял своего сына в Месопотамию, он являл собой образ Бога Отца, а Иаков – Господа Христа. Отвергнув женщин тех мест, где он жил, благословенный Исаак послал сына за женой в отдаленную страну, потому что Бог Отец отвернет синагогу евреев и пошлет Сына Своего единородного создать Церковь из язычников. Это истинно исполнилось, когда апостолы говорили евреям: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46314.

И далее мы читаем:

«И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава» (Быт. 28:5).

Вот здесь о Ревекке говориться, как о «матери Иакова и Исава» (Быт. 28:5). Она не перестает быть матерью Исава, хотя Исав – злодей. Она продолжает оставаться матерью обоих братьев, и святые Отцы говорят, что она искала спасения и для Исава, и благословений Божьих искала для Иакова, об этом мы уже беседовали выше.

Помните этот диалог, когда она говорит: «Для чего мне в один день лишиться обоих вас?» (Быт. 27:45). Имеется в виду, что если Исав убьет Иакова, то Иаков умирает физически, а Исав, который станет убийцей, умирает духовно. Эта женщина до конца боролась за своих двух сыновей. Но то, что она проявила инициативу в деле перехвата благословения от слепого патриарха Исаака, было связано с тем, что она знала внутренние качества Исава, она понимала, что Исав не сможет стать духовным лидером, настоящим патриархом народа Божьего. И если бы это произошло, то это была бы не только трагедия народа Божия, но и личная трагедия Исава.

И неслучайно на Руси был такой обычай: когда человек хотел постричься в монахи или быть рукоположенным в церкви, он сначала спрашивал у своих родителей. И если они благословляли, тогда он шел, и совершалось то, что он искал. Почему надо спрашивать благословение родителей? Потому что они лучше знают нас, чем мы сами. Они наблюдают нас на протяжении разных этапов нашего становления, они знают, какими мы были в младенческом возрасте, какими мы были в отроческом возрасте и так далее.

И то, что Ревекка называется матерью обоих сыновей Исаака, это свидетельство того, что она хотя и участвовала в заговоре против Исава, как это могло выглядеть, но в действительности она не перестала быть и матерью этого человека.

«Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских» (Быт. 28:6).

Вот здесь немного непонятно: «Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав» (Быт. 28:6). Как можно увидеть сказанные слова? Можно увидеть действие. Надо заметить, что этот вопрос – не праздный. В Книге Исход в 20-й главе сказано, что люди, которые стояли у подножья Синайской горы: «Весь народ видел громы…» (Исх. 20:18). Как можно видеть громы? Можно видеть молнии, а как можно видеть звук?

В действительности, как я уже говорил, есть несколько способов прочтения библейских текстов. И когда мы читаем библейский текст как книгу просто о людях, то многое становится непонятным. «Во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет. 3:20). А тела что, потонули, что ли? Непонятно!

Но в действительности, чтобы нам понять любой библейский текст, мы должны брать все уровни истолкования, какие можем для себя обнаружить. Тогда нам станет многое понятно.

Исав увидел перемену, которая произошла в сознании слепого Исаака. И он увидел, что отец уже не относится так же хорошо, как раньше, отец определился, скажем так, с первенцем, поменял все местами. Раньше первенец был Исав. И мы знаем, что в истории Божьего домостроительства перемена первенства произошла и тогда, когда Бог забрал у израильского народа их первенство и передал христианам. Но Исав тоже был первенец своего отца. И чтобы Иакову завладеть условно незаслуженным первенством, ему надо было надеть на себя кожи, кожаные ризы.

И святые отцы обращают на это внимание, они говорят: чтобы Сыну Божьему найти для нас благословение от Бога Отца, Ему потребовалось тоже облечься в кожу, Он стал Человеком, Он стал подобным нам! Святые Отцы обращают на это внимание: Он тоже облекся в человеческую плоть, чтобы взять на Себя все наши грехи, чтобы умереть на кресте, чтобы вознестись на небеса и ходатайствовать этим человеческим телом перед Престолом Всевышнего. Тайна Боговоплощения отчетливо видна, когда Иаков надевает на себя кожаные ризы, и тогда когда отправляется к язычникам в Месопотамию искать для себя невесту.

Иаков очень часто символизирует Христа, об этом мы будем говорить и дальше. Но как поступает Исав? Ему уже видно, для него очевидно, что отец изменил к нему отношение. Исав пытается исправить ситуацию. Мы читаем:

«Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его» (Быт. 28:6–8).

Опять «увидел» (Быт. 28:6)! То есть отец не решался выговаривать сыну, что называется, вслух! Это были святые люди, это были праведные люди, очень благочестивые! Он видел это, он чувствовал больше, чем слышал! И Исав, являясь сыном столь великого пророка, конечно, тоже был наделен духовными чувствованиями. Исав, по мнению некоторых истолкователей, был именно очень заботливый сын, несмотря на его дурные качества.

А в Библии говорится, что если даже грешный человек почитает родителей, то только за это Бог благословит его. Читаем: «ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир. 3:14–16). То есть, сора с родителями, это сора и конфликт с Самим Богом!

«И пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих» (Быт. 28:9).

Вот здесь многое непонятно. Ранее мы читали, что Измаил умер (Быт. 25:17)315. Здесь же мы видим, что Исав идет к Измаилу и берет его дочь себе, женится на ней. Я уже говорил по этому поводу: Библия – это не учебник по истории, и многие события, которые уже были описаны ранее, повторяются – бытописатель Моисей возвращает нас к этим же событиям.

С другой стороны, в этом стихе есть такое непонятное место, вопрос: почему сказано, что вот эта девушка, которая становится женой Исава, называется «сестра Наваиофова» (Быт. 28:9)? А зачем говорить, чья она сестра? Дело в том, что на Востоке считали, что если ты хочешь узнать, какие сыновья родятся от твоей предполагаемой невесты, посмотри на ее братьев. Братья предполагаемой невесты – это твои будущие дети!

И вот она называется сестрой определенного человека, то есть Писание, таким образом, показывает нам, что Исав опять делает ошибку. Он увидел этого человека с таким сложным именем, и более сложным характером, но он взял его сестру. Он думает, что он сам может исправить ситуацию какими-то механическими действиями.

Как он должен был поступить? Он должен был, прежде всего, попытаться своих хананеянок отвести от зла идолопоклонства. А он умножает число жен язычниц, не понимая, что проблем станет намного больше: у него уже три жены.

В наставление правителям Закон Божий учит: «и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его…» (Втор. 17:17).

Здесь мы читаем про Иакова:

«Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран» (Быт. 28:10).

Вот этот путь из Вирсавии в Харран пролегает через земли, где потом возникнет Иерусалим. Тогда это было небольшое поселение, и мы знаем, что царь Салима (будущего Иерусалима) Мелхиседек по истолкованию Ефрема Сирина и Блаженного Иеронима – это Сим, один из сыновей Ноя (Ноаха).

Конечно, если путь Иакова пролегает в Харран из Вирсавии через значимое место, он должен туда зайти. Мы с вами уже определились, что все стоянки Авраама были в тех местах, где потом происходили какие-то очень важные, судьбоносные события в истории еврейского народа. Все стоянки, где останавливался Авраам, будучи пороком Божьим, он намаливал, понимая, что в будущем это поможет его потомкам. Конечно, когда Иаков идет из Вирсавии в Харран, он не может пройти мимо места, где будет построен дом Божий – первый храм, посвященный Богу.

И далее мы читаем:

«И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте» (Быт. 28:11).

Здесь опять ничего непонятно! «Пришел на одно место…» (Быт. 28:11), – что это место может означать?

Дословный перевод будет: «наткнулся на это место», «запнулся на одном месте». И мы не можем не вспомнить похожее событие: «…Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека» (Быт. 22:4). То есть «то» в смысле: «то самое место». Как и здесь – «на том месте». То есть «на том самом же месте». Имеется в виду известное место встречи со Всевышним.

«Остался там ночевать, потому что зашло солнце» (Быт. 28:11) – зачем такое добавление? Казалось бы, ясно: если солнце зашло – надо ночевать. Зачем Моисей добавляет эти лишние слова? Дело в том, что когда Бог начинает говорить со своими пророками, то перед Божьими словами наступает затишье. Зашедшее солнце означает, что Иаков ощутил как бы приостановку во внутреннем диалоге его с Богом, и он проявляет беспокойство.

Почему он камень «положил себе изголовьем» (Быт. 28:11) под голову? Это совсем непонятно – это же не подушка! Ну кому придет мысль камень подложить себе под голову? В действительности все действия Иакова глубоко символичны, и мы именно так должны воспринимать его действия. Он кладет камень в основание будущего Дома Божия.

«В то время, когда Иаков бежал от своего брата в Месопотамию, он пришел в Луз и там, как сказано, положил себе камень изголовьем. Камнем под его головой был Христос. Никогда ранее он не клал себе под голову камня, только в тот момент, когда бежал от преследователя… до тех пор, пока пребывал в доме своего отца и имел утешения плоти, не клал под голову камня. Он покинул свой дом бедным, с одним только посохом, и тотчас, в ту же ночь, нашел камень и положил себе изголовьем. Поскольку имел такую подушку для отдыха, то представьте себе его видение»316.

Вот это выражение «изголовьем» (Быт. 28:11) означает и «во главу угла». То есть, по сути дела, Иаков пришел на это святое место, он – пророк Божий, и ему открылось, что здесь будет храм. А с чего начинается построение храма? С закладки первого камня.

И вот он положил этот камень. Но так как все зиждется на Христе, этот камень символически и обозначает Христа. И в Евангелии от Матфея (Мф. 21:42) мы находим такие слова: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Как это – «головою угла» (Мф. 21:42)? Имеется в виду, – в возглавие!

Ветхий и Новый Завет очень связаны один с другим. То есть, в действительности, Иаков пришел на это место, и он понимает, ему открывается, что здесь будет Иерусалимский Храм. Но сам Иерусалимский Храм – это Икона (образ) Христа, сказавшего о Себе: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21).

Но в нашей религии и сам человек есть храм одухотворенный. Читаем: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:19–20). Следовательно, тот человек, который «положил себе изголовьем» (Быт. 28:11) камень, это человек созидающий Храм Божий и на земле, как и на Небе. Человек, ставящий во главу угла – Христа Спасителя, заботу проявляющий более о душе, нежели чем о теле.

И Иаков ставит первый камень, кладет основание будущему Храму. Конечно, обычно это происходит очень торжественно: когда собирается много людей, у них есть планы что-то построить, и вот кто-то кладет первый камень, и так далее. Но здесь нет никакой торжественности, все происходит в простоте…

Все наполнено смирением Иакова…

«Когда зашло солнце, он уснул там, где его застигла ночь. И взял, сказано, один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте… За то, как он имел любомудрую душу, ум твердый и был чужд всякой житейской суетности, то и удостоился дивного видения. Таков наш Господь: когда видит душу благомыслящую, немного заботящуюся о настоящем, тогда являет о ней великое промышление»317.

Иаков сподобился созерцания небесной лестницы, «удостоился дивного видения», лестницы, которая соединяет небо с землей, потому что проявил смирение.

Итак, мы видим, что отцы по-разному оценивают поведение Иакова: целая группа отцов настаивает, что это была закладка камня. Причем Иаков, на что обращают внимание отцы, потом возлил и освящающий елей на этот камень. Что значит: возлить елей на камень? Это значит – камень помазанный. А что такое «помазанный», «помазанник»? Это слово «Христос»! Слово «Христос», на иврите «Машиах», означает «помазанник», «тот, который помазан»!

«Иаков – образ Господа нашего Спасителя; и камень, который он положил под голову, не меньше прообразует Христа Господа. Послушайте апостола, объясняющего, почему камень у изголовья означает Христа: «всякому мужу глава Христос» (1Кор. 11, 3). И, наконец, обратите внимание на то, что благословенный Иаков возлил елей на камень. Обратите внимание на елей, и вы узнаете Христа: Христос означает помазанник»318.

В наше время – это место к востоку от современного центра Иерусалима, находящееся в так называемом «Старом Городе». На горе Мориа возвышается удивительное здание голубого цвета, похожее на волшебный дворец из бирюзы. Это мечеть халифа Омара или «Купол скалы» в Иерусалиме.

Когда-то там был Первый храм – храм Соломона. Потом был Второй храм, который был отстроен Иродом Великим, и в этом храме Дева Мария отроковицей была возведена первосвященником по ступеням во Святая Святых, и там Сын Божий проповедовал будучи 12 отроком.

«И взял один из камней того места» – он мог взять любой! Он взял единственный камень! Отцы настаивают, что это – Христос.

Этот камень – символ Христа. «И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем» (Быт. 28:11) – основанием! Что значит: «лег на том месте» (Быт. 28:11)? Да, лег, но это тоже было символическое действие! Он на этот камень что положил, ноги? Нет, голову! Это теперь означает, что все его помышления будут об этом святом месте! Читаем: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс. 136:5–6).

Далее мы прямо увидим, что он скажет, что это дом Божий, даст обещание от лица своих потомков построить этот дом – об этом говорится дальше. То есть он заложил основание будущего Храма.

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12).

«Отец наш Иаков помолился в Вефиле и увидел открытыми небесные врата и лестницу, поднимавшуюся до небес. То, что видел Иаков, есть образ нашего Спасителя. Врата небесные есть никто иной, как Христос, поскольку Он Сам говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9). И также Давид говорит: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117:20). Лестница, которую видел Иаков, есть также образ нашего Спасителя, ибо Им восходят праведники от нижних к вышним. Но также она является образом креста нашего Спасителя, Который был воздвигнут подобно лестнице, и действительно Господь стоит наверху ее. Ибо выше Христа лишь Господь всяческих, как сказал блаженный апостол: «Христу глава – Бог» (1Кор. 11:3319.

В этом стихе обращает на себя внимание то, что «вот, лестница стоит на земле» (Быт. 28:12), а неба – касается слегка, «а верх ее касается неба» (Быт. 28:12). Что это значит? Это значит, что ветхозаветные люди не получили полноту Откровения. Да, лестница твердо стоит на земле, всей тяжестью – это огромная лестница, а неба-то она только касается!

Ветхозаветные люди, даже наделенные пророческим даром, не были посвящены во все тайны! Царствие Небесное приблизилось, когда Иоанн Креститель начал проповедовать! Главная тема всех притчей Иисуса Христа – о том, что приблизилось Царствие Божие. Вот оно, теперь, здесь! И Христос, более того, говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть!» (Лук. 17:21). А в ветхозаветные времена все слишком заземленное, а небес они – только касаются, слегка касаются. Потому что полнота Откровения будет дана людям, только когда в день Святой Пятидесятницы Дух Святой сойдет на народ Божий.

«Ангелы Божии восходят и нисходят по ней…» (Быт. 28:12) Интересно, а есть разница между этими ангелами? Одни поднимаются, другие спускаются – может быть, в этом есть какой то, аллегорический смысл?

«И увидел ангелов восходящих и нисходящих по ней. Заметьте, что сказано: он видел ангелов восходящих: он видел возносящегося Павла. Он видел ангелов нисходящих: Иуда-предатель низринулся. Он видел ангелов восходящих: святых людей, поднимающихся от земли на небо. Он видел ангелов нисходящих: диавола, демонов и его воинство, низвергнутое с неба. И это огромная трудность, восходить от земли на небо. Ведь мы легче падаем, нежели поднимаемся. Для нас легче падать, ибо в восхождении – огромный труд и много пота. И если я буду стоять на первой ступени, то сколько мне еще останется до небес? И если буду затем на второй, на третьей, на четвертой, на десятой ступени, то какая мне польза, если не достигну вершины? Допустим, для меня эта лестница состоит из пятнадцати ступеней и я дошел до четырнадцатой: но если не достигну пятнадцатой, то что мне пользы, что дошел до четырнадцатой? Если же дойду до пятнадцатой и упаду, то большее восхождение станет для меня и большим падением»320.

Итак, мы видим целую политру мнений. Для епископа-мученика IV века, Афраата Персидского, подражателя Иакова Низибийского, Лестница Иакова, это Сам Христос; для Иеронима Блаженного это лестница Мытарств; Беда Достопочтенный, видит в ней образ церковной проповеди:

«Лестница, виденная Иаковом, – это Церковь, рождение которой на земле, а «жительство – на небесах» (Флп. 3:20). По ней «восходят и нисходят ангелы», когда евангелисты в одно время открывают совершенным слушателям превосходящие все другие сокровенные таинства Божественности [Христа], в другое – возвещают еще не окрепшим о хрупкости Его человечности. Они «восходят», когда обращаются разумом к горнему, и «нисходят», когда наставляют слушателей в том, как жить на земле»321.

Перечислить все возможные истолкования того, что есть лестница Иакова, в святоотеческой традиции практически невозможно. Но для русского православного сердца, созерцание этой лестницы, это и созерцание Пресвятой Девы Марии, которая в себе самой соединяет в ипостась едину Истинное Божество и Истинное Человечество Христа Иисуса.

Здесь, конечно, наблюдалась Иаковом будущность его потомков: их восхождение, и падение, и вновь восхождение. Он видел и ангелов целых народов, как высоко они поднимались и как потом низко падали.

Поэтому вот эта лестница от земли до неба имеет для нас больше символическое значение.

И мы читаем далее:

«И вот, Господь стоит на ней, и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему» (Быт. 28:13).

Обычно, когда Господь является символически в пророческих видениях, Он восседает на троне – это и Апокалипсис (Откр. 20:11), и великие пророки (Иез. 43:7; Дан. 7:9). А что означает Бог, который встает на этой лестнице судьбы?

Господь, тут прочитали мы, который «стоит на ней» (Быт. 28:13) – это означает решение, которое вынесено. Это означает решение, которое провозглашено. Почему? Потому что на Востоке, когда проходило любое судебное разбирательство, все сидели. Но когда выносилось решение, то судья, который выносил приговор, вставал обязательно и объявлял приговор стоя. Так как Моисей писал для людей своего времени, он использует, по вдохновению от Духа Святаго, вот такой распознаваемый образ.

То есть Бог уже не переменит ничего! Исав будет оставаться злодеем, а Иаков – патриархом Божьим!

Но здесь возникает другой вопрос: «И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28:13). Как это – «Авраама, отца твоего» (Быт. 28:13)? У Иакова отец был Исаак, а почему здесь сказано: «Авраама, отца твоего» (Быт. 28:13)? И только потом про Исаака говорится… Иаков был духовным воспитанником Авраама! Авраам воспитывал их, Иакова и Исава до пятнадцатилетнего возраста, не забывайте об этом!

Для меня есть великое утешение в том, что Иаков называется «сыном Авраама». Почему? Те люди, которые дали обет безбрачия или монашествующие, иногда чувствуют внутреннее беспокойство: «Нет детей!» Я читал записки одного священника, он отвечает другому, молодому еще отцу, такими словами: «Ты говоришь, что нет детей, и это проблема? Почему: «нет детей»? Все дети – твои дети! Тебя же называют «отцом»! И будь для них, настоящим отцом!»

Авраам был настоящим духовным отцом для своих внуков! Он был и отцом для тех людей, которых он духовно рожал в Харране! И потом в Египте и в Ханаане…

«И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь… и Бог Исаака» (Быт. 28:13). Вот здесь Исаак как-то отодвинут в сторону: Иаков объявляется сыном Авраама. Потому что, действительно, отец не тот, кто родил, а тот, кто воспитал, тот, кто вдохнул веру в сердце.

С другой стороны, путь Исаака пока еще не завершен, а в Библии нет другого такого текста, где Имя Бога было бы соединено с именем еще живого, то есть еще не состоявшегося человека!

«Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему» (Быт. 28:13). И мы начинаем понимать, что это действительно было такое видение во сне. Потому что трудно представить себе, что в то время, когда «Господь стоит» (Быт. 28:13), Иаков продолжает лежа наблюдать за всем происходящим.

Это был такой глубокий сон. Наподобие, сказанного: «Муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его» (Чис. 24:3–4).

И Господь далее говорит:

«И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. 28:14).

Вот здесь опять словосочетание «в семени» (Быт. 28:14) – в единственном числе, не сказано: «в семенах». Русский синодальный перевод не дает четкого звучания, а на еврейском – именно в единственном числе.

То есть «в семени» (Быт. 28:14) – чрез Иисуса Христа, Им и в Нем!

«Благословятся... все племена земные» (Быт. 28:14) – то есть чрез Христа милосердие Божие коснется всего человеческого рода!

Вот здесь очень интересно! Что значит: «распространишься к морю» (Быт. 28:14)? На иврите это можно понять как: «распространишься на Запад». Если от Святой земли распространяться на Запад, то это Греция, Италия, Галлия (Франция), Испания и Британия. Откуда видно, что это выражение «и распространишься к морю» (Быт. 28:14) означает «на запад»? Дело в том, что еврейское слово ям, которое переводится как «море», оно же означает и «запад». То есть все земли, которые лежат на западе.

Единобожие, которое стало распространяться, когда Сын Божий, повелел апостолам, сказав: «Итак идите, научите все народы» (Мф. 28:19), осуществлялось именно начиная с Запада. Так вот, сначала они действительно шли к морю, и все апостольские путешествия совершались действительно от берега в сторону западную.

А дальше сказано: «И к востоку…» (Быт. 28:14) – когда возникли италийские (латинские) христианские общины, элладские (греческие), то христианство начинает распространяться уже и на Восток. Известно, что, апостол Фома отправляется в Индию, чтобы там проповедовать Евангелие, другие апостолы…

«И к северу…» (Быт. 28:14) – а что такое «к северу»?

Видите, какая здесь очередность? Север от Святой земли – это как раз Скифия, следовательно, и наша Русь! Это обращение встречает по пути наши страны – и Грузию, и Армению, и нас – мы достаточно поздно принимаем Христову веру!

«И к полудню…» (Быт. 28:14), – а что такое «к полудню»? Это – означает «на юг». То есть, конечно, это Северная Африка, которая вся стала христианской. Но с учетом очередности событий, которую я вам сейчас предложил, интересно посмотреть, что предполагают святые Отцы. Отцы предполагают, что «на юг» – это и возвращение в Святую Землю!

То есть евреи как нация последними примут веру Святого Евангелия! Когда во дни антихриста Бог пошлет на землю двух пророков, Илию и Еноха, Енох будет проповедовать всем людям мира, а Илия – будет проповедовать еврейскому народу (Мал. 4:5–6).

И они, еврейский народ, обратятся – после всех, ибо «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25).

И далее Господь говорит:

«И вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт. 28:15).

И вот это выражение, очень важное: «И возвращу тебя в сию землю» (Быт. 28:15) – это не только свидетельство о реальном событии из жизни этого конкретного патриарха Иакова, это свидетельство о том, что свет Евангелия вернется в ту землю, из которой он воссиял!

Первыми учениками Иисуса Христа были лица еврейской национальности, это – 12 апостолов, Дева Мария, 70 апостолов. Первые общины возникали рядом с синагогами, потому что апостолы проповедовали в этих синагогах. И этот свет – вернется для иудеев, когда дверь спасения для язычников закроется.

«Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал» (Быт. 28:16).

Что значит: «я не знал» (Быт. 28:16), если он там остановился, если он там сделал закладку камня? То есть он не понимал, насколько это место является святым! Он до конца не мог осознать, насколько это место свято!

«И убоялся, и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:17).

Здесь он прямо называет это место храмом Божиим, потому что ему Господь открывает, что это за место: «врата небесные!» (Быт. 28:17).

Почему Господь выбрал именно это место, особое место? Потому что с ним связаны очень значимые события, здесь был приносим в жертву Исаак Авраамом, но Господь остановил это жертвоприношение. Это особое место, где Господь промыслительно определил, что там будет Первый Его храм, Второй Его храм и Одушевленный храм – Сын Божий будет проповедовать на этой горе.

«И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» (Быт. 28:18).

Что может означать это символическое действие?

«Также и это образно предвосхитил отец наш Иаков, ибо камни примут помазание. Ведь народы, о которых сказал Иоанн: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Авраам» (Лук. 3:8), – уверовав в Помазанника, получили миропомазание. Таким образом, молитва Иакова предызобразила тайну призвания народов»322.

Толкований так много, что не сразу можно определиться, каким отдать предпочтение.

Вот один из древних экзегетов, пишет:

«Иаков возлил елей на камень и поставил его в виде памятника, потому что истинный израильтянин (то есть Иаков, второе имя которого Израиль, – О. С.) понимает, что Искупитель наш был Отцом помазан «елеем радости более соучастников» Своих (Пс. 44:8). От этого помазания Христос получил Свое имя, а таинство Его воплощения и есть памятник нашего искупления. И хорошо, что, когда был возлит елей и камень поставлен памятником, Господь открылся на небе, потому что нет сомнения, что Он во времени явился человеком среди людей, оставаясь вечным с Богом Отцом. И вот смерть повержена, Он шествует «на небесах небес от века» (Пс. 67:34), пребывая с нами памятником нашего спасения «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Тот, Кто перенес на небо тело, принятое Им на земле, наполнил и землю, и небо Божиим присутствием»323.

Вот видите? Эти все действия действительно были символические, они совершались Иаковом как некие таинственные священнодействия, как некое таинство веры и пророческого озарения на этом месте.

«А прежнее имя того города было: Луз» (Быт. 28:19).

А что такое «Луз»? Луз – это слово переводится как «миндальное дерево». То есть прежде с этого места распространялось благоухание каждений! То есть люди, проходя мимо этого места, ощущали благоухание как от миндального дерева! Таким образом, из древности Бог выделял это место.

«И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом» (Быт. 28:20–21).

Вот тут все очень непонятно! Как это: «и будет Господь моим Богом» (Быт. 28:21)? А что, Господь не является «Богом»?

Здесь давайте вспомним, что есть два имени Бога. Одно обозначает меру Божественного милосердия – «Яхве», и другое меру Божественного правосудия – «Элохим». Именно здесь употребляются эти два разных имени! «Элохим» обозначает, – «Судьи».

Что же он (Иаков) хочет сказать, когда он говорит: «И будет Господь моим Богом» (Быт. 28:21)? Он как бы говорит: «Господь мне судья»!

В каких случаях мы произносим подобные слова? Когда мы даем какое-то обещание! Мы берем на себя какое-то обязательство, мы говорим: «Бог мне судья!»

И далее мы читаем:

«То этот камень, который я поставил памятником (правильнее будет это перевести «основанием», – О. С.), будет домом Божиим; (то есть из этого камня, потом возникнет целый дом Божий, – О. С.) и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:22).

Закон об отделении десятин «из всего» строится на этом прецеденте: «десятую часть». То есть Иаков обязуется десятую часть всего, что Господь ему даст, жертвовать на Божьи дела.

И мы читаем далее:

«И встал Иаков и пошел в землю сынов востока. И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя» (Быт. 29:1–3).

Здесь мы видим следующую ситуацию: колодезь, – символ богопознания чрез слово Божие. На нем – огромный неподъемный камень. Камень закрывает устье колодца. Снять его могут только три стада: когда «собирались туда все стада», только пастухи этих трех стад смогут поднять этот камень и доставать эту воду.

Число «три» для христиан всегда символически указывают на Святую Троицу. То есть, иными словами, Писание нам аллегорически показывает, что истинно напитаться Словом Божиим мы сможем только тогда, когда догмат о Святой Троице будет нам открыт324. Вот эти три стада, три группы пастухов – только они могут поднять этот камень! То есть, нет Богословия без исследования тайны, – Триединого325.

А здесь – лежит этот огромный камень на устье колодца…

«Иаков сказал им: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана» (Быт. 29:4).

Почему Иаков называет незнакомых ему людей братьями? Потому что он понимает, что все люди, живущие на земле, произошли «от одной крови» Адама (Деян. 17:26). То, что называется «Священным Преданием» патриархи очень хорошо знали! Святитель Иоанн Златоуст – я напоминаю тем, кто не слышал! – в начале своих Бесед на Евангелие от Матфея пишет:

«В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в ветхом завете, но, как известно, и в новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа…»326.

И вот Иаков, который знает, что весь род произошел от одной крови, обращается к этим незнакомым людям – он не знает, откуда они, поэтому он и спрашивает: «откуда вы» (Быт. 29:4), обращаясь к ним со словами: «Братья мои» (Быт. 29:4).

«Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем. Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами» (Быт. 29:4–6).

А вы знаете, если дословно перевести с иврита слова: «и вот, Рахиль… идет с овцами» (Быт. 29:6), как получится? «И вот овца идет с овцами». Дело в том, что имя «Рахиль», переводится как «овца».

«Рахиль переводится как Божия овца, и весьма справедливо, что к ней прилагают образ Церкви из язычников. Ибо она есть овца Христова, которая ранее была смешана с прежними стадами и загнана во дворы Спасителя… И божественные ученики пасли Церковь Христову, то есть разумеемых под ней словесных овец; они стали ее рачителями и невестоводителями, представляя ее (то есть Церковь-Невесту, – О. С.) Богу чистой девой, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но святой и непорочной»327.

«И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите» (Быт. 29:7).

Очень непонятные слова: «не время собирать скот; напойте овец» (Быт. 29:7)! Любая шероховатость в тексте, есть намек (ремез) на аллегорическое истолкование.

Скот – это язычники. То есть он как бы себе говорит: не время еще обращать вот этих, из Харрана! Надо со своими овцами разобраться! Овец поить! Данный смысл (сод), перекликается с известными словами Христа: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5–6).

То есть, иными словами, он как бы говорит: придет время, и других, овец «не сего двора, и тех» (Ин. 10:16) напоим словом Господним, и скот, и диких зверей…

А смысл этих слов перекликается с призывом Христа-Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

И все обратятся в веру Святого Евангелия! Но сейчас – не время! Сейчас время другое совсем! Вот почему, казалось бы, такое противоречивое тут присутствует в его рассуждениях: «не время… напойте» (Быт. 29:7).

«И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите. Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец. Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего» (Быт. 29:7–9).

Опять вот это выражение: «с мелким скотом» (Быт. 29:9)! А потому что народ-то еврейский был тогда очень маленький! Это был очень маленький народ!

Потому что она именно пасла овец и коз, она здесь называется пастушкой. Причем это слово в оригинале немного пренебрежительное, потому что на Востоке считалось очень неправильным девицу отправлять пасти скот. Потому что в полях может все что угодно произойти. И вот эта ситуация показывает нам характер Лавана, ее отца. Это был человек, для которого важен его семейный бизнес, а целомудрие дочери не стоит для него на первом месте.

«Она пришла со стадом, босыми ногами, в убогой одежде, и лицо ее было опалено солнцем»328.

«Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей» (Быт. 29:10).

Рахиль – это двоюродная сестра Иакова. Но так как Моисеев закон еще не был дан во всех тонкостях, то такие браки допускались.

Слова: «и напоил овец Лавана» (Быт. 29:10), тоже характеризуют Лавана. Он считал, что все, что в его доме – его собственность. Позже Лаван заявит Иакову: «Дочери – мои дочери; дети – мои дети; скот – мой скот, и все, что ты видишь, это мое» (Быт. 31:43).

«И поцеловал Иаков Рахиль, и возвысил голос свой и заплакал» (Быт. 29:11).

Не думайте, что он ее поцеловал, что называется, «уста в уста». Отцы говорят, что такого не могло быть на Востоке: он мог поцеловать край ее одежды, признав в ней родственницу. Некоторые говорят: возможно, руку. Но никак не лицо: женщины на Востоке лица прикрывали.

«Иаков уразумел, что Тот, Который послал прекрасную Ревекку к источнику, и убогую Рахиль посылает к колодцу – и показывает ей опыт своего мужества: отваливает от колодца закрывавший его камень, который едва могли сдвинуть многие сильные. Когда же он обручил Рахиль Богу таким чудным деянием, он и сам обручается с ней при помощи поцелуя»329.

Но есть и аллегорическое истолкование этого библейского стиха:

«Если вы, братья, обратите внимание, то поймете, что праотцы не случайно находили себе жен у колодцев или источников. Если бы такое случилось лишь раз, можно бы было сказать, что это случайность и не имеет особой цели. Однако благословенная Ревекка, которой предстояло соединиться с благословенным Исааком, обнаружилась у источника; Рахиль, на которой предстояло жениться благословенному Иакову, была узнана у источника; и Сепфора, на которой женится Моисей, тоже обнаруживается у источника. Не нужно сомневаться в том, что в этих фактах мы должны видеть таинства. Все трое из праотцев были образом нашего Господа и Спасителя, и они потому находили своих жен у колодцев или источников, что Христу предстояло найти Свою Церковь у вод крещения. Более того, когда Иаков пришел к колодцу, Рахиль сначала напоила стадо, и лишь затем он поцеловал ее – действительно, возлюбленные, пока христиане не омоются от всего злого водами крещения, они не достойны иметь мир Христов… Церкви было необходимо благодатью крещения освободиться от всякой несправедливости и любых разногласий и так заслужить мира с Богом»330.

«И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее, и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему. Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его, и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану все сие» (Быт. 29:11–13).

Что она рассказала? Ревекка рассказала отцу Лавану, что произошел конфликт Иакова с Исавом, что он вынужден был убежать, потому что мать его Ревекка, пророчица, прочитала мысли, которые были в сердце Исава, и посоветовала ему уйти из Святой земли. Обычно девушки рассказывают что-либо своим матерям, но здесь она рассказывает отцу. И мы можем предположить, что мать ее к тому времени уже умерла.

«Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя» (Быт. 29:14).

Вот здесь мы начинаем догадываться, почему Ревекка так любила Иакова – он был очень похож на мать! Вот почему Лаван говорит: «Ты – подлинно кость моя и плоть моя!» Он не сказал бы этого, если бы Иаков не был похож на мать.

«Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц» (Быт. 29:14).

Кстати, что значит «жил целый месяц»?

В Евангелие от Луки на церковно-славянском находим нечто схожее: «Пребысть же Мария с нею три месяцы и возвратися в дом свой» (Лук. 1:56). Пресвятая Дева Мария приходит к Елизавете в гости, и находится там «три месяцы» (Лук. 1:56). У нас обычно гости приходят, мы думаем: «Когда же они уйдут? Что-то засиделись, вроде, друзья-то!» А если остаются на какое-то время, мы уже ждем: «Пора уже, наверное, второй-третий день пошел…»

Тогда так не было! Дева Мария идет к Елизавете и три месяца там находится! И это не праздные были гости. И Иаков, мы сейчас это увидим, не просто остался в гостях – он трудился.

«И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе?» (Быт. 29:15).

«Блаженный Иаков был доволен тем только, что получал от Лавана ежедневное пропитание, и за это был много ему благодарен, но поскольку он обнаруживал особенную кротость, то Лаван вызывается дать ему вознаграждение, какое тот сам назначит»331.

Видите, он (Иаков) что-то делал, он «служил», то есть, уже работал на Лавана. Это прецеденты. Это то, что для нас очень важно!

«У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль» (Быт. 29:16).

Имя: «Лия» – от ивритского глагола леа, что означает «страдает», «болеет».

Есть очень достоверное предание, что так как она боялась, что ее как старшую дочь выдадут замуж за старшего сына Исаака Исава, то, не желая разделить свою судьбу с этим злодеем, она выплакала все свои глаза. За такое рачительное отношение к семейной жизни Бог и попустил ей стать первой женою Иакова.

Имя: «Рахиль» – как мы уже выше сказали, переводиться словом: «овца».

«Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою» (Быт. 29:17–18).

Вот у Иакова с Рахилью, на это надо обратить внимание, была романтическая история. Но поверьте мне, эти романтические истории – они до добра-то не доводят! И именно с Рахилью у него будут серьезные проблемы! А большая часть его детей родится от этой немощной, от Лии! А никак не от Рахили! Причем, если говорить о прямой линии к Иисусу Христу, то эта линия пройдет не через Рахиль, а через Лию, через эту «немощь». Рахиль, в отличие от Лии не сподобится даже быть погребенной в пещере Махпела, в этой усыпальницы патриархов (см.: Быт. 48:7)!

Сказано: «сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1Кор. 15:43). Эти слова, более чем характеризуют то, что и произошло с Лией.

И эта романтическая история, то, что у Иакова было с Рахилью – конечно, это было приятно, интересно: первая любовь, первые чувства. Но здесь нет серьезного духовного основания! И молодые люди должны проанализировать эту ситуацию, чтобы разобраться, как правильно находить для себя невесту.

«Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня» (Быт. 29:19).

И Лаван соглашается: а где такого жениха найдешь? Не просто порядочный человек, а еще и пророк, сын пророка, и внук пророка! Предки его – очень хорошие люди, у него хорошая кровь, хорошая наследственность.

«И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт. 29:20).

Мне, как славянину, было бы понятнее, если бы здесь было написано: «семь лет; и они показались ему за тысячи лет». Ведь действительно, когда ожидаешь момент встречи с любимой, то время никак не сокращается, а наоборот – растягивается. Но здесь мы можем предположить и вмешательство Всевышнего, Который превратил утомительное и длинное ожидание, как бы в «несколько дней»!

Если Авраам, который воплотил в себе библейскую добродетель «вера» и в полноте реализовал ее, как сказано: «… Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3), то есть для Авраама вера в Единство Божие являлась источником праведности, то патриарх Исаак – это «надежда», глубокое упование на Бога! То самое упование, о котором сказано: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8:24–25). И хотя от Иакова не могло укрыться порочное состояние души Лавана, он, любя Рахиль, «не раздражается», «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:5,7).

Он – влюбчивый. То он влюбился в Рахиль, то потом он полюбит Иосифа, своего сына, он будет одевать его в разноцветные одежды. Потом ему внушат, что Иосиф погиб, так он Вениамина полюбит, самого младшего, душа его прилепится к Вениамину. Это был человек, который умел любить, для которого это чувство значило гораздо больше, чем для многих людей сейчас.

Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14), – то есть любовь, подлинная любовь, пробуждает в человеке все лучшие качества и свойства души. И возможно, что именно она и помогает переносить любые испытания!

И ему эти семь лет службы за Рахиль показались как несколько дней, потому что он любил ее!

«И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней» (Быт. 29:21).

Свадьбу надо справлять: «Я же семь лет отработал!» И вот он требует: «Уже исполнилось время, чтобы войти к ней». Казалось бы, здесь мы наблюдаем некое плотское нетерпение со стороны Иакова. Но так ли это на самом деле?

А что если такое рачительное рвение в брачном союзе обусловлено нетерпением в ожидании, когда же в этот мир родиться Миссия-Христос? Именно так реагировала, на рождение своего первенца наша проматерь Ева, когда, родив ребенка, она и воскликнула: «приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1)!

Ей тогда действительно могло показаться, что реально исполнилось Первоевангелие: «И вражду положу между тобою (то есть диаволом, – О. С.) и между женою (то есть Церковью, – О. С.), и между семенем твоим и между семенем ее (то есть непорочной Девы, – О. С.); оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

«Лаван созвал всех людей того места и сделал пир» (Быт. 29:22).

Лаван – злодей, это надо прямо сказать. Но он не может нарушать те обычаи, которые уже сложились в той местности. Если бы он не пригласил людей того места, над ним потом смеялись бы: «Что это за свадьба?!»

«Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков]» (Быт. 29:23).

Дело в том, что на Востоке и сейчас молодых девушек с закутанным лицом выдают замуж. Вот эта прозрачная вуаль, которая есть у наших российских девушек, когда они выходят замуж, – это отголосок того восточного обычая, когда все лицо было замотано, иди-разбирай: то ли это Лия, то ли это Рахиль, то ли это кто-то еще! «Гюльчитай! Открой личико!»

А почему так получается? Ведь имя: «Иаков» обозначает «обманщик»! Он же обманул своего слепого отца с помощью вот этих кожаных одежд! Надел эти кожаные одежды, мамочка помогала ему… И вот сейчас – его обманут! И тоже это связано с одеждами. В данном случае со свадебной паранджой. И обманувший слепого отца сын, получит слепую невесту!

«Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков]. И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии» (Быт. 29:23–24).

Совершенно неожиданно святитель Иоанн Златоуст в этих коварных действиях Лавана обнаруживает свою любовь к Иакову. Поистине: «Для чистых все чисто…» (Тит. 1:15) – это о Златоусте!

«Впрочем, здесь можно также заметить любовь Лавана к Иакову, потому что он придумал это для того, чтобы подольше удержать при себе праведника. Лаван знал, что Иаков пламенел любовью к другой и что, если бы получил ту, которую желал, не оставался бы еще служить и жить вместе с ним ради Лии. Поэтому Лаван, замечая добрые свойства этого мужа и понимая, что иначе нельзя склонить и убедить его к тому, употребил такой обман и дал ему Лию, вместе с Зельфой, рабой»332.

Мы уже говори о том, что даже язычники не могли не замечать того, что когда рядом с ними селились Божие пророки, это приносило благословение и всем их окружающим.

«Зелфа» (по-еврейски – Зильпа) от глагола залаф – «пылать». То есть «горячая».

Мне один журналист из «МК» рассказывал, что он ездил в Ирак, когда там еще не было американцев. И он ходил по Ираку: там такие люди ходят, правильные все, никаких пьяных нет. А он журналист, светский человек. И он спросил у гида: «А есть какое-то место, где можно отдохнуть?» Гид спрашивает: «А в каком смысле «отдохнуть»?» – «Ну, так, с девушками пообщаться…» Гид говорит: «Ну, я тебе организую». И он вечером взял этого моего знакомого, привел его в здание – а там шалман! Все пьют, курят – то, что напоказ в исламских странах никогда не выносится. И он пытается приставать к девице, как ему кажется, что это девица, и он говорит: «Я запутался в ее одеждах, я просто запутался!..»

А теперь вернемся к повествованию. И вот утром выясняется, что это – Лия. Представьте себе! Эта немощная, эта больная – да кому она нужна, инвалидка какая-то! Основание народа Божьего будет на Лии! Иисус Христос-Мессия по плоти произойдет от Лии, от этой немощной, от этой больной, от этой инвалидки!

«Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?» (Быт. 29:25).

Но его имя и означает «обманщик», поэтому эту фразу можно прочитать так: «Зачем ты сделал меня Иаковом? Я уже Иаков!» Или: «Зачем ты обманул обманщика?» – даже так можно перевести!

На самом деле, это великое благо, когда человек за свои грехи отвечает уже в этой жизни. Ведь сказано: «Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.» (Ис. 33:1). Слова: «Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя» (Ис. 33:1) – это предостережение, что, не ответив за свои грехи в этой жизни, человеку придется отвечать в будущей!

И, напротив, у пророка Наума, мы находим слова: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится» (Наум 1:9).

«По закону, например, блудник или блудница карались немедленной смертью. Поэтому, когда человек понес наказание за грех свой и получил достойное воздаяние за свершенное преступление, что будет потом, какая кара будет угрожать душам их, если нет иного греха, их осуждающего, но они совершили лишь этот грех, и притом грех столь великий, хотя они уже были наказаны и понесли кару по закону? Господь не пошлет вторично скорби на одних и тех же (LXX; Наум 1:9), ибо они получили воздаяние за грех свой, и кара за преступление исполнена. Итак, оказывается, что этот вид предписаний не жесток, как утверждают еретики, обвиняя закон Бога и отрицая, что есть в Нем некое человеколюбие, но Он полон милосердия, ибо этим народ не осуждался, но от грехов очищался»333.

Этот же принцип: «не отомстиши дважды за едино», подтверждается и 25 правилом Святых Апостолов – этим наиболее авторитетным собрании правил в Христовой Церкви!

«Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей» (Быт. 29:26).

Лаван, как бы говорит: «У нас так не принято, у нас так не делают, младшую выдать прежде старшей! Надо сначала старшую, потом младшую. Ты младшую захотел? Дадим! Но так, как у нас положено! Вот, сначала Лия – ну больная, ну и что? Нормально все будет!»

«Окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других» (Быт. 29:27).

Здесь немного не понятно, кого имеет в виду Лаван, говоря: «дадим» (венитна). Почему это слово стоит во множественном числе? Здесь он действительно мог ссылаться на тот обычай, который существовал в той местности!

Но это и характеристика Лавана: Иаков потом скажет о нем: «А ты десять раз переменял награду мою» (Быт. 31:41).

«Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену. И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили» (Быт. 29:28–29).

«Иаков так и сделал». Он понял, что прежде содеянные грехи настигли его и нанесли ему предательский удар в спину. Но он мог как пророк понять и необходимость произошедшего. Ибо наказание очищает от ответственности за содеянное.

«Валла» – по-еврейски Бильга. Это имя переводиться как «ветхая».

Бильга – это ветхая синагога, по истолкованию святых отцов. Лия – это Церковь, и она инвалидка! И апостол Павел пишет: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:26–29).

«Мудрый по плоти преисполнен великого безрассудства, и особенно он бывает неразумным тогда, когда не хочет отвергнуть нечестивого учения. Как в том случае, когда какой-нибудь врач хочет научить других своему искусству, люди мало сведущие, но дурно и превратно пользующиеся этим искусством, из-за упрямства не скоро могут научиться, а ничего не знающие могут скорее воспринять его слова, так было и здесь. Простые люди убеждались скорее, потому что не имели того крайнего безумия, чтобы считать себя мудрыми… По человеческому разумению невозможно было рыбакам победить философов, однако это стало возможным. Поэтому ясно, что это сделано силою благодати»334.

Реально Лия (Церковь) и посрамила Рахиль (синагогу). Но и «Рахиль» однажды возродиться. Читаем: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» (Ам. 9:11).

«О тех же израильтянах по плоти, которые теперь не хотят веровать во Христа, но уверуют впоследствии, то есть о сынах их (ибо те путем смерти отойдут в свое место), тот же пророк свидетельствует, говоря: «Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя, и без князя, и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима» (Ос. 3:4). Кому не ясно, что иудеи в настоящее время находятся именно в таком положении? Но послушаем, что прибавляет пророк: «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» (Ос. 3:5). Яснее этого пророчества ничего не может быть, если под именем Давида разуметь Христа, бывшего, как говорит апостол, «от семени Давидова по плоти» (Рим 1:3335.

То есть, и Рахиль не будет сухою ветвью, ведь от нее произойдет Иосиф Прекрасный, этот удивительный прообраз Самого Христа Спасителя!

«Замечай благопромыслительную премудрость Божию. Поскольку одна привлекала к себе благорасположение мужа красотой, а другая, будучи лишена красоты, казалась нелюбимой, то Бог этой последней подает чадородие, в то время как у первой заключает утробу. То и другое Бог устраивает по свойственному Ему человеколюбию: чтобы одна имела некоторое утешение от рождаемых ею детей и привлекала бы этим к себе любовь мужа, а другая, по причине дарованной ей красоты и благообразия, не восставала бы против сестры»336.

«[Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других» (Быт. 29:30).

Итак, мы видим ситуацию: сложного семейного треугольника…

Предваряя вопрос: «А почему многоженство?», поспешу сослаться на Златоуста:

«Здесь ты вновь видишь, как дела брачные совершались в древности со всяким благоприличием. Но когда слышишь, что Иаков взял за себя старшую, а потом и младшую, не смущайся и не суди о тогдашних делах по нынешним обстоятельствам. Тогда, поскольку времена были еще первобытные, начальные, дозволялось сочетаться с двумя, тремя и более женами для распространения человеческого рода; ныне же, по благодати Божией, и сам род человеческий уже распространился в великом множестве, и преуспеяние в добродетели возросло. Христос, придя на землю и насадив между людьми добродетель, сделав из людей, так сказать, ангелов, искоренил все подобные обычаи древности. Видишь, как не следует основываться на обычае, а везде изыскивать полезное? Данный обычай многоженства был не хорош; он искоренен, и теперь уже никому не позволительно ссылаться на него. Поэтому ни в чем не смотри на обычай, а изыскивай всегда полезное, не душевредное. Если что-либо оказывается хорошим, хотя бы его и не было в обычае, пусть оно будет у нас; а если что-либо пагубно, хотя бы и в обычае оно было, будем избегать и отвращаться того»337.

Итак, треугольник: Иаков и две женщины – Рахиль и Лия. Есть одна любимая жена, – романтическая история, очень романтическая! – и есть нелюбимая, инвалидка немощная.

И далее как некий ответ с Небес, на сложную ситуацию:

«Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна» (Быт. 29:31).

Бог, всегда занимает сторону незаслуженно обиженных и нелюбимых другими людей! Если вы какого-то своего ребенка не любите или любите меньше, чем другого – Бог всегда займет сторону нелюбимого!

В Книге Второзаконие, 21-я глава, есть такие слова: «Если у кого будут две жены – одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, – то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» (Втор. 21:15–17).

Что такое «двойная часть из всего»? Нам, христианам, принадлежат Ветхий и Новый Заветы! Мы – народ Божий! Двойная часть из всего Божественного Откровения!

Но есть и еще более аллегорическое истолкование:

«Поскольку эта беседа предлагает нам в подкрепление пример Книги Второзакония, где говорится о муже, который имеет двух жен, одну нелюбимую, а другую любимую, – то кажется, тебя весьма волнует, как бы не понять это таким образом, будто он имеет две души, чего быть никак не может. Однако тебе самому хорошо известно, что, говоря иносказательно, Писание нечто относит к понятию синагоги, а нечто к Церкви; одно к душе, а другое к тайне слова; или к различным свойствам и качествам души, которые различает тот, кто рассуждает духовно. Поэтому в данной главе Закона, как я думаю, понимаются не две души, но различные качества одной души. Ведь свойство любимой души – это то, что она вожделеет к соблазну, избегает труда, отклоняет угрызения совести: любимая она потому, что в настоящее время выглядит приятной и сладостной и не досаждает уму, но услаждает его. Другая же (более печальная) – это та, которая охвачена ревностью о Боге и, словно суровая супруга, не позволяет своему возлюбленному развратничать: не терпит разврата, не попустительствует телу и не уступает наслаждению и удовольствию, отказывается от тайного и постыдного, переносит тяготы трудов и бремена опасностей»338.

А теперь смотрите: удивительные события здесь разворачиваются пред нашим духовным взором!

«Лия зачала и родила [Иакову] сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой» (Быт. 29:32).

«Рувим был первородным между родившимися после него, но о родстве с ним тех, кто родился поле него, свидетельствовали их внешние черты и сходство с первородным, так что нельзя было не признать их братства, о котором свидетельствовало подобие по виду. Итак, если и мы через единообразное возрождение водою и Духом стали братьями Господа, Который ради нас стал первородным между многими братьями, то следует и нам в чертах своей жизни выражать родство с Ним, поскольку Тот, Который был рожден прежде всякой твари, принял на Себя образ нашей жизни… Итак, если мы намерены называться братьями Проводника нашего рождения, то мы должны заверять о своем родстве с Ним через безгрешность нашей жизни, чтобы никакая скверна не отделяла нас от соединения с чистотой. Но Первородный есть также праведность, освящение, любовь, искупление и тому подобное. Итак, если и наша жизнь будет характеризоваться этими чертами, то мы представим ясные признаки нашего благородства, так что каждый, видя эти черты в нашей жизни, засвидетельствует наше братство (то есть сродство – О. С.) с Христом»339.

Имя: «Рувим» от глагола раа – «видеть». То есть с чего начинается духовная жизнь? Мы должны сначала видеть свет Божественного Откровения! Сказано: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12:1–2).

«И зачала [Лия] опять и родила [Иакову второго] сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон» (Быт. 29:33).

Имя: «Симеон» от глагола шама – «слышать»! Чтобы человеку стать религиозным, он должен сердцем слышать словеса Господни! Сказано: «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам…» (Откр. 2:11).

«Заметь, с какою щедростью человеколюбивый Бог вознаграждает ее, желая и потомство праведника умножить и вместе с тем Лию сделать более любезной для Иакова… Смотри же, как за каждое чадо благодарит она Господа и как она признательна за благодеяния: услышал Господь, говорит она, что я ненавидима, и дал мне еще чадо! И потому нарекла ему имя: Симеон. Видишь, что она даже и имена нарекает рождающимся не просто и не как придется, но назвала сына Симеоном потому, что услышал ее Господь. Имя это на еврейском языке означает: услышан»340.

«И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий» (Быт. 29:34).

Имя: «Левий» от глагола лава – «привязывается», «прилепляться». Сказано: «А вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне» (Втор. 4:4).

Слово «религия» происходит от латинского religare – «связывать», «соединять»! – это латинский эквивалент слову лава.

А колено Левино – это священническое колено. То есть здесь очень ясно показано, как от «нелюбимой» возникает и ветхозаветная церковь! Это люди, которые слышат слово Божие, они видят реалии жизни, и связь с Богом реально осуществляется, в этом мире через священников!

«И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я вос- хвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать» (Быт. 29:35).

Имя: «Иуда», (Иеhуда) – это «хвалящий Господа», «прославляющий», «православный». Корневая основа этого слова: hодаа означает: «прославление».

Именно из колена Иудина по плоти произойдет Господь наш Иисус Христос. Это – царственное колено, из него происходит и псалмопевец Давид, сказавший: «Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена» (Пс. 116:1).

Итак, Валла (Бильга) была служанкой Рахили. И когда Рахиль увидела, что у нее не рождаются дети, она дает Бильгу, эту обветшавшую (Бильга символизирует собой синагогу) Иакову в жены. И от этой Бильги кто рождается? «Дан»! Дан – это колено, из которого произойдет антихрист!

Дан – это первый, кто родится в доме Рахиль, которая символизирует собой еврейский народ, именно строго по плоти потомков Авраама. Воспримет Дана, чтобы он родился на коленки ей (Рахили), она будет его нянчить, взращивать, пестовать. Все это – великие тайны Слова Божьего!

Когда мы внимательно все это изучаем, вникаем в буквальный и аллегорический смысл Библии, историческое прочтение, истолкования отцов, тогда сила Откровения назидает нас. Сказано: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3).

О том, как родится Дан, какие будут сложности в доме Иакова – мы будем говорить с вами в следующий раз, если будем живы, и Господь нам поможет.

Спаси вас Господи!

* * *

313

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

314

Цезарий Арльский, Проповеди.

315

Измаилу было 74 года, когда родились Иаков и Исав. Измаил, был старше Исаака на 14 лет, а когда у Исаака родились дети ему 60 (Быт. 25:26). Прожил Измаил всего 137 лет (Быт. 25:17). Выходит, что Исаву и Иакову было по 63 года, когда умер их дядя Измаил.

316

Иероним Стридонский, Трактат на Псалмы.

317

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

318

Цезарий Арльский, Проповеди.

319

Афраат Персидский, Тахвиты.

320

Иероним Стридонский, Трактат на Псалмы.

321

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия.

322

Афраат Персидский, Тахвиты.

323

Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия.

324

Почему важно раскрыть, догмат о Святой Троице? Одинокий Бог иудеев и мусульман, при всей Своей благости и любви, до сотворения мира может представляться источником себялюбия (эгоизма). И напротив: Бог христиан, всегда есть именно Любовь, движение любви направленное от Отца к Сыну, и от Сына к Отцу. Причем в христианском понимании Любовь Отца и Сына, имеет Жизнь Саму в Себе, как и Отец есть Ипостась, как и Сын есть Ипостась. И если Отец говорит божественным Логосом (Богом Сыном), то и любит Духом Святым, Который и есть «любовь Божия» (Рим. 5:5). Блаженный Августин пишет: «Коль скоро Отец, Сын и Святой Дух называются Премудростью, и не тремя Премудростями, а одной, я не понимаю, почему Отец, Сын и Святой Дух не могут называться Любовью, причем одною Любовью все вместе» (De Trin. XV, 17.). То есть, все, что имеет Дух Святой, имеет и Бог Отец и Бог Сын. Но Дух Святой, как Божественная Любов предвечно исходит от Отца, а Сын Божий, как предвечное Его слово, рождается от Отца, «…и Сии три суть едино» (1Ин. 5:7). Как и сказано: «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8).

325

Ветхий Завет – это время, когда люди ходили среди образов и символов, они не могли рассмотреть тайну Бога до конца! И первый человек, который созерцал трисветлую Тайну Бога, , кстати, он был ветхозаветный человек, не новозаветный, это – Иоанн Креститель! Сказано: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Лк. 7:28). То есть он остался за порогом Нового Завета, он остался в Ветхом Завете, он и проповедовал этот формат богопознания! И он говорил Господу Иисусу Христу, то есть о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Это он говорит как бы от лица ветхозаветного откровения. И вот Иоанн Креститель видел Пресвятую Троицу, он видел Сына Божьего, который стоял в струях Иордана особо, он видел Духа Святого, который в виде голубином парил над головой Сына Божьего особо, и он слышал голос Бога Отца и видел осеняющее облако.

326

Иоанн Златоуст, Гомилии на Матфея.

327

Кирилл Александрийский, Искусные толкования на Пятикнижие.

328

Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.

329

Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.

330

Цезарий Арльский, Проповеди.

331

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

332

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

333

Ориген, Гомилии на Книгу Левит.

334

Иоанн Златоуст, Гомилия 5 на 1-е послание к Коринфянам.

335

Августин Иппонский, О граде Божием.

336

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

337

Там же.

339

Григорий Нисский, О христианском совершенстве.

340

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.


Источник: Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. (Авраам, Иисаак, Иаков) / Прот. Олег Стеняев. - Изд.: Сергиев Посад. - 2009. 431 с.

Комментарии для сайта Cackle