протоиерей Олег Стеняев

Беседа шестая

Мы продолжаем цикл бесед «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». И сегодня мы будем говорить о негативном семейном опыте, который связан с Лотом, племянником Авраама, и его семейством.

Давайте вспомним, что мы читали в прошлый раз:

«И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем. И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18, 16–21).

Ефрем Сирин обращает внимание на то, что, в отличие от Авраама, ангелы скрывают от Сарры, жены Авраама, цель своего визита в Содом153. Чтобы радость о ее будущем ребенке не омрачалась беспокойством за судьбу брата, то есть Лота.

Таким образом, по истолкованию Ефрема, мы научаемся не беспокоить тех женщин, которые в скором времени могут оказаться в положении. Тем более нельзя беспокоить женщину, которая вынашивает плод. И древние особенно бережливо относились к беременным женщинам, потому что любое волнение сказывается на формировании плода. И если во время беременности женщины в семье идут какие-то скандалы, то это отражается на будущем ребенке. Потому что, пока плод находится во чреве матери, он все воспринимает от нее, через нее, и в процессе формирования плода закладывается фундамент всей будущей нервной системы ребенка, особенности его поведения и так далее. Поэтому древние старались беременных женщин изолировать от тяжелых обстоятельств, чтобы они находились в спокойном окружении.

Святые отцы говорят, что Бог неохотно наказывает содомлян за их грехи. То есть наказанию предшествует расследование и то, что называется суд. Выражение «сойду и посмотрю, точно ли…» говорит не о том, что Бог чего-то не знал. Это наставление для судей: они должны не просто увидеть, они должны узнать, то есть исследовать любое дело, исследовать от начала и до конца.

Иосиф Флавий пишет:

«Когда Аврам узнал об их поражении, то на него напал страх за его родственника Лота и он почувствовал также сострадание к содомитянам»154.

То есть жители Содома не могли бы пожаловаться на жестокое отношение к себе ни со стороны Бога, ни со стороны Его пророка Аврама. И Лот оказался в Содоме как «проповедник правды» (2Пет. 2, 5), подобно Ною (проповедь которого была услышана только его домашними), как последний шанс им от Бога опомниться и исправить порочный образ своей жизни (2Пет. 2, 6–9).

И 19-я глава начинается словами:

«И пришли те два Ангела в Содом вечером155, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли» (Быт. 19, 1).

«И пришли те два Ангела, – сказано, – в Содом вечером». Это указание времени с особенной силой показывает нам добродетель праведника: и с наступлением вечера он не сходил со своего места в ожидании путников… Лот увидел, сказано, и встал, чтобы встретить их. Да слышат это люди, которые, обнаруживая явную бесчеловечность, прогоняют от себя пришельцев, прибегающих к ним с просьбами и с сильными убеждениями. Посмотри на этого праведника, как он не дожидался, чтобы к нему подошли, но, подобно праотцу Аврааму, не зная, кто эти прохожие, а только предполагая, что они какие-нибудь путники, как только увидел их, вскочил и так обрадовался, как будто искал для себя добычи и нашел то, что искал»156.

Что мы здесь с вами видим? «… Лот сидел у ворот Содома». Казалось бы, деталь, которая ни о чем не говорит. В действительности она говорит о многом. «Сидеть у ворот» в те времена означало быть судьею, ибо судьи сидели у ворот городов. Сказано в законе Божьем: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (Втор. 21, 18–21).

Сказано также, что Мардохей сидел у ворот (Есф. 2, 21). Он был судья у своего народа, и как судья он не должен был вставать перед нечестивым Аманом: перед судьею встают, а не наоборот.

И сейчас, когда судья входит в зал заседаний, объявляют: «Всем встать, суд идет!»

Как Лот мог оказаться в таком положении, в положении судьи в Содоме? Как вообще жители Содома, известные своим эгоизмом, приняли Лота к себе в город?

Что известно о грехах Содома? В книге Иезекииля сказано: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее (то есть Гоморры, – О. С.): в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иез. 16, 49). Жители Содома были настолько богаты, праздны, что они заботились о сохранении вот этого уровня своей жизни, изгоняя всех бедных, странников, проходивших через их город.

На востоке считается очень страшным преступлением, когда не принимаются странники. Причем жители Содома расправлялись со странниками самым диким образом, чтобы преподать им урок, чтобы никто больше не приходил в их город или просто не проходил через него.

Но почему Лот был принят этими людьми и даже оказался на положении судьи? Дело в том, что личность Авраама была известна всем жителям Ханаана. И не принять Лота, племянника Авраама, не решились бы даже содомляне. Потому что Авраам был настолько у всех на слуху, что когда приходит его племянник и говорит: «Я хочу тут жить», – конечно, они, несмотря на то, что были кончеными злодеями, не решились не пустить его в этот город.

Содом – это не просто один город. Содом, Гоморра – это была конфедерация пяти городов, из которых Содом был главным (так как всегда упоминается первым). И у них был очень высокий уровень жизни, и вы помните, когда Лот переселялся туда, он говорил, что эта земля «как сад Господень» (Быт. 13, 10). То есть эта конфедерация пяти городов вела очень богатый образ жизни и была против прихода каких-то гастарбайтеров. Жители их изгоняли и очень жестоко поступали, особенно с мужчинами.

Иосиф Флавий пишет:

«Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока, а к Предвечному – нечестиво, видимо совершенно забыв о полученных от Него благодеяниях; равным образом они перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми»157.

Кстати, есть другое истолкование, почему Лот сидел у ворот города. Он караулил странников, чтобы предупредить их, научая и нас таким образом предупреждать людей о всякой грозящей им опасности. Но возможно, что он выполнял сразу две функции: был судьей и, в тоже время, предупреждал странников, которые подходили к этому городу, чтобы они каким-то окольным путем его обошли – мы увидим дальше, что говорится в Писании.

Лот увидел, что идут два ангела. Он не понял, что это ангелы, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли. Как он поступает? Он поступает так, как Авраам, его дядя, как мы и прочитали у Златоуста. Помните, когда является Троица – икона Троицы – Аврааму, то Авраам бежит навстречу и поклоняется до земли этой иконе, этому образу Троицы. И, приветствуя трех, разговаривает с одним, обращается к Богу.

И вот Лот ведет себя подобным образом. Но Лот не был свидетелем встречи Авраама с Троицей. Это значит, что Авраам со всеми людьми так поступал, которые проходили мимо его жилища! Он выбегал навстречу и кланялся до земли. То есть Авраам был удивительным человеком: он смирялся перед каждым прохожим, и, возможно, это было связано с тем, что он как пророк Божий понимал, что любой человек – это икона Бога. Потому что человек создан по образу Божьему. Сказано, что «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1, 27). Образ – по-гречески – иконос. И вот Лот ведет себя так же, как и его дядя.

Но в то же время Лот, хотя он и подражает Аврааму, это человек, который отделился от Божьего пророка. Он стал искать для себя более удобной жизни, и это погубило его семью.

Лот обращается к двум ангелам:

«И сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице» (Быт. 19, 2).

Лот говорит: «зайдите». В дословном переводе с еврейского это получится: «заверните», «сверните», «пройдите окольной дорогой». То есть не идите прямо, через город! Пройдите окольными путями, чтобы вас не заметили содомляне, к моему дому! Тут дословно именно – «заверните».

«Зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши» – непонятно. Надо наоборот говорить: умойте ноги, а потом ночуйте. Почему он так говорит? Он имеет в виду, чтобы они ночевали, не омыв ног. А если содомляне ворвутся, он бы сказал: «Они только пришли, они только пришли. Смотрите, у них и ноги не омыты!» Поэтому он так и говорит. Он говорит: «ночуйте, а потом умойте ноги ваши».

«И встаньте поутру» – то есть рано-рано надо встать и также каким-то окольным, обходным путем уйти. Мы видим, что хотя Лот и был судьей в Содоме, о чем свидетельствует выражение: «Лот сидел у ворот Содома», восседал как судья, но он не жил по законам Содома, что называется, «на все сто процентов». Он как бы ведет партизанскую войну с этими установленными законами. Но он входит в истеблишмент Содома, если он судья, и в этом его проблема.

Конечно, эти конченые негодяи могли его принять как племянника Авраама. Они тоже боялись Авраама, но он, Лот не просто живет среди них, он становится частью их мира. Ниже мы увидим, что он решил породниться с ними. Он своих дочерей хотел уже выдавать за содомлян.

Здесь нам урок преподносят ангелы, они говорят: «Нет, мы ночуем на улице». Что это значит? Это значит, что ангелы выглядят как молодые люди, которые не могут ночевать в домах грешников! Потому что, если молодые люди ночуют в домах грешников, то они там едят, их могут угостить вином, какие-то оргии могут происходить! «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1, 1)! И ангелы являют вот этот урок: «Нет, мы ночуем на улице», – то есть лучше ночевать на улице, чем идти к каким-то людям, неизвестно, какой у них нравственный уровень. Поистине, блаженны те, блажен тот, «который не ходит…не стоит…и не сидит», с теми к кому не ходят, с кем не стоят за одно, и даже не сидят рядом. И тем более не ложатся вместе спать…

«Хочешь знать причину (то есть причину уничтожения Содома и Гоморры, – О. С.), по которой это произошло? Это был тяжкий, проклятый грех. Тогдашние люди совокуплялись с мальчиками; за это понесли такое наказание»158.

Это сплошные уроки! В каждом библейском стихе, слове и букве, и даже в надстрочном и подстрочном знаке (см.: Мф. 5, 18) нам дается какой-то урок, и наша задача его услышать, идентифицировать. То есть понять, для чего это говорится, зачем так пишется и зачем это говорится для меня?

«Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели» (Быт. 19, 3).

Вот здесь мы видим отличие поведения Божиих посланников в доме Авраама и в доме Лота. В дом Авраама они идут сразу, Авраам не упрашивает их, потому что в праведности Авраама нет причины сомневаться. Но Лот – это упавший праведник, который выпал из духовного мира Авраама в погоне за какими-то благами, благами земными. В этом его проблема.

«Лот принимает мужей, но двоих, а не всю Троицу, вечером, а не в полдень. Что же он предлагает им? И испек пресные хлебы, и они ели. Поскольку заслугами он значительно уступал Аврааму, то нет у него откормленного тельца, и таинство Троицы он не признает в трех сатах муки. Но, предлагая то, что у него есть, с добродушием, он удостаивается освобождения при разрушении Содома. Заметьте, братья, что Лот удостаивается принять ангелов, потому что не отвергает странников: ангелы входят в гостеприимный дом, а дома, закрытые для странников, гибнут в пламени серного огня»159.160

Потом, смотрите: когда Авраам угощает пришедших к нему, там вся семья принимает участие в этом деле. Помните? Авраам побежал, сказал слугам, которые пасли скот, побежал, сказал женщинам, еще куда-то побежал – там все приходят в движение! А здесь Лот один всё делает. Он оказался один. То есть его дочери не помогают ему, этого не видно – «он сделал им угощение». А там отрок Измаил помог, сын Авраама… А здесь Лот один. Его дочери, возможно, не хотели вставать со своих кроватей, его жена – мы не видим, что она в этом участвует. Он оказался в одиночестве, в каком-то духовном вакууме, в собственном доме, и в собственной семье.

«Он сделал им угощение и испек пресные хлебы». Пресные хлебы обычно делают, потому, что нет возможности подождать какое-то время, чтобы вскис мучной состав. То есть поспешно это делается. Поспешно – значит втайне. Возможно, втайне и от домашних. Но это могло произойти от его бедности, так как он все расточил, израсходовал и потратил. Но тогда, похоже, он отдает пришельцам последнее.

«Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Видишь ли, что и здесь страннолюбие открывается не в богатстве угощения, но в обилии душевного усердия? Принудив их войти в свой дом, он немедленно стал исполнять дело гостеприимства: сам занят был служением перед ними, предлагал им пищу, оказывал всякую честь и услугу пришедшим, принимая их за обыкновенных путников»161.

И далее мы читаем:

«Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом» (Быт. 19, 4).

Откуда они узнали, что к Лоту пришли два молодых человека – так со стороны выглядели ангелы? Есть такая версия, что жена Лота побежала и рассказала, что ее муж, который судья в Содоме, нарушает законы Содома не принимать всяких бродяг! И здесь объяснение, почему она пострадала. Не просто оглянулась, и вот за это только пострадала – такого не может быть. Действительно, здесь мы можем увидеть намек на некоторые обстоятельства. То есть ее грех, скорее всего, именно в том и заключался, что она не разделяла убеждений своего мужа. Скорее всего, она и была содомлянкой, ведь нигде ранее мы не читали о женитьбе Лота, то есть, Писание как бы стыдливо умалчивает об этом…

«Городские жители, Содомляне, от молодого до старого162…» – смотрите, грехами Содома были заражены не только люди в возрасте, но и молодые. Если это хулиганское какое-то действие, то почему «старые горожане вместе с молодыми»? Видимо, это действительно показывает формат извращения всех этих людей: что не было вообще среди них праведных. Десяти не было праведных даже! От мала до велика, все, весь народ «со всех концов города, – сказано, – окружили дом».

«И вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19, 5).

Что значит «мы познаем их»? Имеется в виду: «совокупимся с ними»163. То есть они не хотели познать их, разузнать о них. В смысли расспросить, кто они и откуда. Они хотели именно надругаться над ними, изнасиловать их, думая, что это юноши. На востоке это очень страшное оскорбление – так надругаться над мужчиной. То есть они хотят проучить этих людей – мы с вами прочитали у Иезекииля (Иез. 16, 49), что они были богатые, в роскоши жили и не принимали бедных. И здесь они хотят изощренно наказать непрошеных гостей. Они вызывают Лота и говорят: «Где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их».

В Катенах на Книгу Бытия164 сказано:

«Привычка бесчестить людей довела содомлян до оскорбления ангелов. Так нечестие в отношении пророков довело иудеев до убийства Христа. Итак, дурная привычка – вредна и губительна, даже если не сразу»165.

Ориген пишет, что, именно подражая своему дяде, Лот с нетерпением ждал появления путников и обрадовался, когда те пришли.

А здесь мы видим, что он спасает этих людей, окольным путем приведя их в свой дом, но здесь и оказался перед дилеммой, очень сложной дилеммой. Но кто виноват в этом, если не сам Лот? Он сначала хотел «жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (Быт. 13, 12). А здесь мы видим, что он уже живет в городе! Город этот поглотил его. Город этот совратил его. Он оказался в тяжелом положении, он семью свою подставил, переехав жить в этот город!

Как и многие сейчас уезжают жить за границу. Одна семья уехала жить в Германию, и они с ужасом оттуда убежали, говорят: «Германия – это вообще что-то невероятное! Там такие нравы у них ужасные, извращения всякие, наркомания, чего только нет!»

И вот вызывают Лота, и он становится перед собственной проблемой, которую сам же он и создал. Она как бы замыкает его в некий круг – как и все эти люди, содомляне, окружившие его дом.

«И вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла» (Быт. 19, 5–7).

А почему он называет их братьями? Он же хочет породниться с ними! Они действительно стали для него братьями. Он похож на них. Он отделился от пророка Божьего в погоне за благами земными. Гедонизм, стремление к наслаждению – это привлекает его, и он говорит: «Братья мои, не делайте зла».

И в то же время в нем остается то доброе, что от Авраама. Иногда бывает так, что родители воспитывают своих детей, дети ходят в храм, молятся, причащаются, посещают воскресную школу. И вдруг потом – пятнадцать, шестнадцать, семнадцать лет – они перестают ходить в церковь. Но это не значит, что мы их окончательно потеряли. Они уходят в страну далече, они поселяются среди содомлян, или окажутся в полях Моавитских, их привлекают эти греховные конфедерации, но это не значит, что в них ничего не осталось! То, что вы посеяли в них, может помочь им с меньшими потерями пройти через сложнейший период своей жизни, а молодость – это самый опасный период в жизни человека, как пишут святые отцы и говорит Писание. И годам к сорока, сорока пяти, пятидесяти они могут вернуться в Церковь. Но конечно, они много и потеряют.

И вот, хотя он называет их братьями, но в то же время как племянник Авраама он призывает их не делать зла. Он стал побратимом с этими людьми, но в то же время он призывает их удаляться от зла.

Далее Лот совершает очень серьезную ошибку. Он говорит:

«вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего» (Быт. 19, 8).

Возникает очень серьезный вопрос. Конечно, гостеприимство, особенно на востоке – это очень важное дело, но можно ли ценою целомудрия своих собственных дочерей защитить пришедших гостей? Дочерей отдать на растление? Вот в этот момент Лот погубил своих дочерей – он только высказался об этом!

Вы помните, как Иаков погубил свою жену Рахиль? Когда пришел Лаван искать идолов своих, Рахиль спрятала их под себя и села. И подходили ее обыскать, а она говорила, что нечиста: «да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское» (Быт. 31, 35). А Иаков сказал: «У кого найдешь богов твоих, тот не будет жив» (Быт. 31, 32). Он сказал так, потому что он не знал, что Рахиль взяла идолов. Он заклял Рахиль этими словами! «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем» (Быт. 35, 19).

Слова имеют силу! Опасайтесь произносить какие-то слова, потому что слово – это всеянный в нас Божественный Логос, как всеянный в весь мир, учит святой Иустин Мученик, что, сама возможность говорить – это от всеянного в нас Логоса-Христа166.

И вот здесь Лот уже как бы отдал в своем сердце дочерей на растление, и потом мы увидим, как это скажется на его дочерях. Это серьезная была ошибка! Он мог защищать гостей с оружием в руках, но так сказать: «Вот, берите моих дочек…».

Он же не знает, кто они такие (пришедшие к нему). Он не знает, что это ангелы Божии, они еще не открылись ему. Это просто молодые люди, которые зашли к нему. И некоторые говорят, что Лот предлагает своих дочерей, потому что атмосфера разврата Содома и Гоморры была такова, что к таким отношениям сексуальным относились очень просто, в этом не видели проблемы. А вот выдать гостей – это проблема.

Или, возможно, что он знал, что этим людям, собравшимся перед его домом, никакие женщины не нужны, они ищут другой для себя утехи.

Святитель Иоанн Златоуст, писал о современных его временам извращенцах:

«…Женскому полу предстоит уже опасность сделаться излишним, так как его во всем заменяют отроки. И не только это ужасно, но и то, что такая мерзость совершается с полною безопасностью и беззаконие стало законом. Никто уже не опасается и не страшится; никто не стыдится и не краснеет; но еще хвалятся этим позором, и целомудренные кажутся безумными, а обличающие – не здравомыслящими; если они слабы, то подвергаются побоям, а если сильны, то терпят насмешки, поругания и бесчисленные издевательства. Не помогают ни суды, ни законы, ни воспитатели, ни отцы, ни приставники, ни учители: одних успели развратить деньгами, другие имеют в виду только то, чтобы им было жалованье; а из тех, которые добросовестнее и заботятся о спасения вверенных им, одни легко поддаются укрывательству и обманам, а другие боятся силы развратников. Легче спастись заподозренному в тирании, нежели избежать рук этих нечестивцев тому, кто попытался бы удалять от них (детей)… Бывает у некоторых бессловесных вожделение сильное и похоть неудержимая, не отличающаяся от бешенства, но и они не знают этой страсти, а удерживаются в пределах природы, и, сколько бы ни раздражались, не нарушают законов природы. А эти, одаренные разумом, сподобившиеся божественного учения (то есть имеются в виду извращенцы из числа оглашенных – О. С.), преподающие другим, что должно делать и чего не должно, и слышавшие Писания (то есть речь идет о учащих в церквах извращенцах – О. С.), нисшедшие с неба (то есть занимающие высокое положение – О. С.), не с такою наглостью совокупляются с блудницами, как с отроками»167.

Человек должен иметь правильную иерархию ценностей. Что стоит на первом месте? Служение Богу. А дальше? Служение ближнему. О каком ближнем идет речь? Прежде всего, собственная семья! Сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5, 8). А потом все человечество? Нет, братья по вере потом идут. Сказано: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 10). А потом, потом уже можно и обо всем человечестве подумать. То есть должна быть правильная иерархия ценностей: служение Богу – забота о семье – забота о братьях по вере – и потом, если мы видим человека даже другой веры, и он нуждается, мы можем ему помочь.

И Лот перепутал эти понятия, у него нет правильной иерархии ценностей, для него ценность – это жить в таких городах. Такая удивительная конфедерация пяти городов: такой комфорт, богатство! Счастье! Как некоторые переезжают: в Америку они переехали, как здорово! Нашу страну втягивали в этот формат западного Содома и Гоморры. И именно в той мере, в какой нас туда втянули, мы и испытаем последствия кризиса. Вот в той мере, в какой мы влезли в ВТО всякие, Международный банк и прочее – вот в такой мере мы и пострадаем. Как в Писании сказано, что иногда «… человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл. 8, 9). И вот Лот интегрировался в этот мир конфедерации пяти городов.

«Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними» (Быт. 19, 9).

Вот это выражение «хочет судить» – его можно понять и так: «Хочешь судить по-своему? Ты же у нас как судья, ты должен по нашим законам действовать! Тебе доверили такое важное дело: сидеть у ворот, разбирать всякие дела, а ты хочешь по-своему судить, переиначить наши законы? Если ты поселился среди нас – значит, принял условия нашей жизни. Все! Ты назвал нас братьями. Так будь таким же, как и мы!»

Вот трагедия Лота: «И хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними» – теперь они уже и на Лота хотят напасть. Они уже забыли, что это – племянник Авраама, что обязательно за этим последует наказание Божие. Они опьянены желанием показательно наказать этих двух пришедших.

«И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь» (Быт. 19, 9).

Теперь Содом уже не кажется ему таким приятным местом, когда он перед такой дилеммой стоит: как поступить?

«Тогда мужи те (то есть Ангелы, – О. С.) простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли» (Быт. 19, 10).

Итак, ангелы каким-то чудесным образом отворяют дверь изнутри, которую Лот «запер за собою» (Быт. 19, 6). Они вводят его к себе: как бы этот мир дома Лота освящен приходом ангелов. Когда освящается жилище, то в православном обряде поются песнопения с такими словами: «… дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, так и ныне входом священнослужителей Твоих, а с ними – святых Твоих ангелов мир Твой подай дому сему и милостиво благослови…»168.

«И ввели Лота к себе» – грамматически правильнее надо бы сказать: «Ввели Лота в его дом». Но они ввели его к себе, то есть ангелы уже как бы превратили этот дом своим пришествием в некую духовную крепость, которая потеряла статус дома Лота.

«А людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа» (Быт. 19, 11).

Они поражают их слепотою. Наказание Божие всегда является наказанием тем, чем человек грешит. То есть Бог всегда наказывает нас нашими грехами. Почему именно слепота? Потому что эти люди, которые жили роскошно, богато, не хотели видеть других людей, находящихся ниже их по своему социальному положению, они не хотели замечать проблем других городов – вот есть наша конфедерация, и все! С другой стороны, они похотливы, а похоть проявляется через глаза, и они бросили вожделенный взгляд на красоту пришедших к Лоту Небожителей. Здесь может быть несколько причин. Но всегда мы должны обращать внимание на наказание: оно всегда связано с преступлением.

Вот что делали египтяне, помните? Они брали еврейских детей и бросали их в воду. Так? И Господь потопил египтян в воде! То есть Господь, всегда посылает наказание, скажем так, которое является следствием того, что человек уже совершил. Мы всегда получаем наказание в самом грехе, который мы совершаем. Уже в совершенном нами грехе, содержится и формат наказания, которое мы получим за него. Об этом никогда не надо забывать! А когда человек получает вечное наказание – это он остается один на один со своим грехом, один на один в вечности ада. И как я рассказывал вам уже, в аду человеку кажется, что он там находится совершенно один. Как Макарий Великий писал, что человеку кажется, что он там один, что вообще никого нет. Они как-то повернуты спинами друг ко другу. И огонь адский – это не источник света, а источник тьмы, они не видят друг друга.

«Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп: «Кто ты такой?» «Я, – отвечал тот, – был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение». «Какое же облегчение получаете вы, – спросил Макарий, – и каковы ваши мучения, расскажи мне?» «Как далеко отстоит небо от земли, – отвечал со стоном череп, – так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда ты молишься за нас, находящихся в аду, мы видим немного друг друга и это служит нам некоторым утешением». Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: «Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди». И снова спросил у черепа: «Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?» «Внизу, на много глубже под нами, находятся многие другие», – отвечал тот. «Кто же находятся среди тех лютейших мучений» – спросил Макарий. «Мы, не знавшие Бога, – ответил череп, – хотя и не много еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его, и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями»»169.

И вот эта слепота показывает, прежде всего, бездуховность этих людей, они не видят реалий духовного мира, но и Лот этих реалий не видит. Все-таки Авраам, приветствуя трех, призывает имя Господа, четырехбуквенное имя он произносит: «Яhве». Обращаясь к трем, он приветствует единого Создателя. А Лот, похоже, ослеп духовно, ослеп настолько, что ему надо будет объяснить ситуацию.

«Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места» (Быт. 19, 12).

В этих словах есть элемент осуждения Лота: «Кто у тебя есть еще здесь? Ты все потерял! Но кто у тебя здесь еще?» У него же были – помните? – рабы, пастухи… Сказано, что богатство было велико. Дословный перевод: «оно было тяжелым», тяжело было этим стадам Авраама, Лота.

«Кто у тебя есть еще здесь?» – он все потерял! Его пастухи ругались с пастухами Авраама, они спорили и говорили: «У Авраама нет наследника. Его наследник – это Лот!» – помните, я вам рассказывал, что они могли говорить? Они это говорили, скорее всего, потому что он действительно был наследник. И он мог бы стать наследником и в духовном смысле, но он избрал для себя другой путь. В этом трагедия этого человека.

«Кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, – у него нет никаких сыновей, у него нет никаких наследников! – дочери ли твои…» Вот эти слова можно произнести так: «А дочери? Ты уверен, что дочери остались твоими? То есть по духу? Да и сам ты изменился. И дочери – твои ли они?» – все под сомнением! А жена? О жене даже не спрашивают. «И кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места»! То есть: «Ты сможешь всех вывести?» А кого выводить-то? Никого не осталось практически!

Единственная настоящая ценность – добродетель, которая осталась у Лота, и может спасти его и его дочерей, это – Странноприимство:

«Ангелы, посланные для разрушения Содома и стремящиеся исполнить возложенное на них дело, в первую очередь заботятся о том, чтобы избавить гостеприимного Лота от неминуемой гибели в огне. Услышьте слова эти вы, закрывающие двери перед странниками, услышьте это вы, избегающие гостей как врагов! Лот жил в Содоме. Не прочтем про другие его добрые дела: из всех них только гостеприимство здесь и упоминается. Спасается от огня, спасается от большого пожара только потому, что дом свой открыл для гостей. В гостеприимный дом пришли ангелы – в закрытые для гостей дома пришел огонь»170.

«Ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его» (Быт 19, 13).

Грехи, которые вопиют к Богу, их немного…

К Богу вопиют: убийство – сказано Господом: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4, 10); удержанная плата (жнецов) вопиет от земли на небо – вот если вам вовремя зарплату не дают, то ваши работодатели рискуют в аду оказаться в дурной компании: «плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5, 4); обижать вдов и сирот – этот грех вопиет к Богу; и содомский грех вопиет к Богу. Всё. Об этих грехах в Библии сказано, что они вопиют к Богу.

Если кто-то задерживает зарплату или пенсию, он может оказаться в аду среди извращенцев, убийц и злодеев, которые обижали сирот и вдов, то есть в очень скверной компании. Расскажите своим работодателям об этом, они должны знать, куда они могут влететь после смерти.

И вот говорится, что вопль велик, и Господь послал Своих ангелов истребить этот город. Но имеются в виду не только Содом и Гоморра, но все пять городов.

«И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19, 14).

Это же была ночь, глубокая ночь. И пожилой Лот прибегает к дверям своих зятьев и говорит: «Встаньте!» То есть: «проснитесь!» – они же спали. Представляете, ночью к вам прибегает какой-нибудь старик, стучится в дверь: «Быстро выходите из квартиры, сейчас дом провалится!»

Ну, вы подумаете: это, наверное, больной человек. И вот эти зятья смеялись над ним – это же процветающий мир! Как Америка! Это такая удивительная страна. Как Евросоюз! Это же рай! Такая экономика прекрасная. Такая отлаженная банковская система, так все здорово работает. И в один день – экономический кризис. И все это рушится! Сколько сейчас самоубийств в Америке – вы себе не представляете, какое огромное количество! Разочарование у людей происходит.

Но здесь зятья не видят никаких проблем, они живут в лучшем городе мира. Почему же должен провалиться этот город? Куда это он провалится? Такого не может быть, потому что не может быть никогда! «Но зятьям его показалось, что он шутит» – они видят в этом взволнованном пожилом человеке шута. Как город, который стоит на вершине благосостояния, вдруг провалится? Как эта конфедерация, которая стоит на вершине благополучия, провалится? Куда это она провалится? Что там, шахты какие-нибудь внизу? Как вообще это может быть?

И далее мы читаем:

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота» (Быт. 19, 15).

Казнь совершается рано утром только на основании этого библейского текста. Христиане принимали решения о казни утром, у иудеев старались тоже рано утром совершать казни – только на основании этого текста.

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота». А почему они начали торопить Лота? Лот не знает, что брать с собой. Мне рассказывали, что во время войны, когда объявляли, что начинается бомбежка, неверующие люди выбегали из домов с продуктами питания, набирали в чемоданы крупу, все, что только можно. А верующие – с иконами, с Библией. Сразу, рассказывали, можно было увидеть, кто верующий, кто неверующий: святыни выносили, святую воду крещенскую спасти от бомбежки…

Действительно, представьте, к вам прибегают: «Дом провалится!» И вы думаете: а что выносить? Может, холодильник надо спускать вниз, может, что-то еще. Может, матрас удастся спасти? И вот Лот медлит. А заря взошла.

«Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города» (Быт. 19, 15).

Вот здесь появляется жена. И мы можем сделать вывод, что ее не было, она где-то бегала. Потому что о дочерях сказано раньше, а вот жена – только появилась. Скорее всего, она бегала, собирала жителей города против собственного мужа, «настучала» на него. Такие жены бывают. Особенно, если мужья перевозят их жить в такие вот гедонистические места, где только наслаждение превыше всего.

«И как он медлил, то мужи те [Ангелы], (вот здесь говорится о насилии, но о таком насилии, которое приносит спасение, – О. С.) по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города» (Быт. 19, 16).

Взяли за руку его, его жену – это один ангел. Его дочерей – другой ангел. Вот почему ангелов было двое, видите? Чтоб каждого можно было взять за руку. Вот если бы мы все здесь были уверены, тверды в вере, то, наступи конец света, спустилось бы ровно столько ангелов, сколько нужно, чтобы каждого взять за руку.

«Взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города». Вывели его со всем семейством – эдакое насилие. Потому что он растерялся.

«Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (Быт. 19, 17).

Святые отцы вот этот призыв «спасайся на гору» воспринимают, как призыв видеть источником спасения Голгофский крест, потому что именно гора Голгофа спасет нас от гибели в современном мире греха, порока и беззакония.

И теперь их бегство превращается в восхождение, и так бывает всегда, когда мы без оглядки спасаемся бегством от того, или иного порока.

«Будем бежать, подобно Лоту, от содомских преступлений, которых он боялся больше наказания! Будучи, несомненно, благочестивым человеком, он бежал от заразы злодеяний, заперев свой дом от содомлян, и, когда жил среди них, не был знаком с ними, не ведал их пороков и отвращался их бесчестья. Убегая, он не обернулся к ним, потому что не желал жить с ними. Стало быть, бежит, подобно Лоту, тот, кто отрекается от пороков, отказывается от нравов соотечественников, кто не оглядывается назад, но, мысленно проникая, вступает в тот вышний город и не покидает его… Твое бегство – благо, если твое сердце не подражает замыслам грешников и их помышлениям. Твое бегство – благо, если твое око избегает кубков и чаш, дабы не стать завистливым, удерживаясь вином. Твое бегство – благо, если твое око отвращается от чужой жены, так что язык сохраняет истину. Твое бегство – благо, если ты не отвечаешь безрассудному в его безрассудстве. Твое бегство – благо, если ты удерживаешь свои стопы от пути безумцев»171.

«Спасайся на гору…» – то есть, когда совсем тяжело, когда через трудные обстоятельства ангелы Божии буквально выталкивают нас из тисков греха, мы не сможем сохранить свою жизнь, если мы не будем взирать на Начальника и Совершителя жизни, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Спасайся на гору! Хорошо бы эти слова написать на стене где-нибудь у себя дома, чтобы всегда помнить об этом.

«Но Лот сказал им: нет, Владыка!». Лот уже понял, с кем он общается – тайна раскрыта, они раскрыли эту тайну. «Нет, Владыка!» – как это «нет»!? Господь говорит через этих ангелов! Лот ставит свои условия: как это «на гору»? «А что я буду делать на горе? Как на горе вообще жить, там же нет такой отлаженной системы водоснабжения. А канализация, в конце концов!..» Древние города были тогда очень неплохо оборудованы.

«Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть» (Быт. 19, 18–19).

Какой смерти он боится? А вот без всяких этих удобств, к которым он привык, живя в Содоме.

«Вот, ближе бежать в сей город» – город там, из этой конфедерации. Он просто хочет переехать из одного города в другой. Господь говорит: всё, это место проклято. «Вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]» (Быт. 19, 20).

То есть: «Я выживу там. Сниму квартиру, хорошие условия, вода, канализация, меня знают все…» Ситуация очень сложная. Вы видите, насколько сложная ситуация?

«Посмотрим же, что говорят ангелы в ответ на хлопоты по приему гостей: «спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть». Лот был воистину гостеприимен, и, как Писание свидетельствует о нем, он был спрятан от гибели ангелами, которых гостеприимно принял. Но не настолько он был совершенен, чтобы, немедленно покинув Содом, мог подняться на гору, – лишь совершенный может сказать: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» (Пс. 120, 1). Он же был и ни таким, кому надлежало погибнуть среди жителей Содома, ни достаточно великим, чтобы жить на высотах с Авраамом. Ведь если бы был он таким, Авраам никогда не сказал ему бы: «Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я на лево» (Быт. 13, 9), да и земля и жительство Содома не понравились бы ему. Оттого он был средним между совершенными и обреченными»172.

«И сказал ему173: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор» (Быт. 19, 21–22).

Почему Лоту и его семейству было сказано, чтобы они не оглядывались? Они не имели права видеть, как гибнут грешники, потому что они сами были такие же грешники. И они были спасены только по молитве праведного Авраама, который молился в этот момент, стоя на специальном месте – у Авраама было специальное место для молитвы, об этом дальше говорится.

И они не имели права злорадствовать, видя, как гибнут другие грешники, потому что они – такие же. Это очень страшное преступление, когда мы, сами, будучи грешниками, злорадствуем над другими, такими же, как и мы. Вот почему нельзя было оглядываться – потому что и в Лоте, и особенно в его жене, и в дочерях Содом был уже укоренен. Они убегают из Содома, но Содом поселился в сердце у них. В этом проблема. Грех – он заражает.

«Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 19, 23–25).

Сера с неба идет…

Сейчас на этом месте Мертвое море, оно очень низко от уровня океана, самый низкий уровень на земле! И ученые, которые исследовали это место, говорят, что там повышенная радиация, какой-то катаклизм произошел по непонятным причинам, смещение какое-то произошло. И действительно, говорят, что на дне есть какие-то постройки, то есть что-то там действительно провалилось. И на берегу есть какие-то очертания – сверху это хорошо видно, когда с самолета или с вертолета обозревают эти места, – видны какие-то очертания, прямые формы, видно, что здесь когда-то были какие-то города.

Здесь уже начинается бегство. Лот уже бежит из Сигора, потому что уже не хочет, медлит Господь ради медлительности Лота. И если он остановится в своем бегстве от всех городов, то он разделит участь гибнущих грешников.

«Велико человеколюбие Божие! Всемогущий говорит: «Я не смогу сделать дела, доколе ты не придешь туда». Он сообразуется с немощью раба и терпит его медлительность»174.

И мы читаем:

«Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Быт. 19, 26).

Она оглянулась будучи грешницей, которая заслужила огонь, она могла проявить и злорадство по отношению к гибнущим, и вот – обращается в соляной столб. И Господь наставляет нас: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17, 32)! Почему так?

Потому что сказано: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). Если ты ушел из мира греха, если ты крестился, тебя миропомазали, ты отказался от диавола, от ангелов его, от злых дел его, от гордыни его, от служения его – не оборачивайся назад. А она обернулась… «Оглянулась позади его, и стала соляным столпом».

«Что за великое преступление было в том, что потрясенное сознание жены обратилось назад, в ту сторону, откуда раздавался страшный треск пламени? Однако на том основании, что мы знаем… не является ли Лот, который не оглянулся, разумным пониманием и мужественной душой, в то время как жена его не выступает ли образом плоти. Ведь это именно плоть имеет постоянную склонность к порокам: в то время как душа движется ко спасению, плоть оглядывается и ищет себе удовольствий… То, что она стала соляным столпом, представляется прямым указанием на ее неразумность – соль символизирует благоразумие, которого ей недоставало»175.

«И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа» (Быт. 19, 27).

Вот это место, видите? У него было особое место, где он стоял каждое утро «перед лицем Господа». То есть неоднократно стоял. И вот молится Авраам, и молитвой его спасается Лот и его семейство.

«И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи» (Быт. 19, 28).

Все это ухнуло ниже уровня океана, и дым валит огромный, как дым из адской печи. Авраам стоит на своем месте перед лицом Господа. Перед лицом Господа – значит, молится! Он вымаливает, чтобы хоть что-то сохранилось в семействе Лота. Но как трудно это сделать! Если Содом поселился в сердце дочерей Лота, и он сам, Лот, уносит в себе частичку Содома.

«И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи», – какие страшные слова! Но может быть, это не имеет к нам никакого отношения? Может быть, это вот только Содом, конфедерация городов Гоморры испытала такое наказание? Нет, весь мир испытает такое же наказание. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет. 3, 10). Дальше пишет апостол Петр: «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет. 3, 11–13). Спасаясь на горе, где поставлен крест, где распят Сын Божий, где струи крови Его избавляют нас от всякого греха, мы становимся согражданами ангелов и ожидаем Нового Неба и Новой Земли.

«И вышел Лот из Сигора, («вышел»! он выбежал оттуда! – О. С.) и стал жить в горе, и с ним две дочери его, (жена потеряна, – О. С.) ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его» (Быт. 19, 30).

Он был уверен, что все провалится. Там тоже ничего хорошего, в этом Сигоре. Теперь не до комфорта и удобств, он готов спасаться хотя бы и в пещере. Подобное состояние переживут и грешники последних времен. Сказано: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2, 20–22).

И вот здесь происходит что-то очень странное: Лот начинает пьянствовать вместе со своими дочерьми. И в пьяном угаре ему кажется, что все провалилось, весь мир провалился. И его дочерям кажется, что все провалилось. Включая Авраама. Они живут в пещере. не на горе – там, где спасение, а в каких-то углублениях, ближе к преисподней, Лот ищет для себя защиту как бы уже и от дневного света. «И жил в пещере, и с ним две дочери его»…

«И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли» (Быт. 19, 31).

Они уверены, что нет больше ни одного человека на земле, что все погибли, все провалились. Какая гордыня! Авраам вымолил их, а они думают, что все провалились, весь мир погиб.

«И нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя» (Быт. 19, 31–32).

Вот, Содом, оказывается, так и жил в сердцах этих девушек.

Одна женщина однажды отправила своего четырнадцатилетнего сына в Америку учиться. Я знал его до этой учебы. Потом она мне звонит и говорит: «С ним что-то странное случилось. Он приехал на каникулы. Он говорит с акцентом, говорит о деньгах, – плачет она, – приезжайте, поговорите с ним!»

Я приезжаю, говорю: «Родион! Проснись!» – у него глаза какие-то стеклянные, как будто одержимым стал этим золотым тельцом. «Не надо так громко со мной говорить!» – он мне отвечает. – Я слышу вас!» – с акцентом отвечает каким-то, как Познер говорит, со странным таким акцентом. И ребенок просто зомбированный стал. И она все равно отправила его туда – я не знаю, как там сейчас сложилась у него ситуация.

«И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне» (Быт. 19, 33–37).

«Моав» – это «сын отца», как-то так можно приблизительно перевести. То есть она гордится, она кичится, что вот, от отца!.. Она не стыдится – она содомлянка! Какие грешники не стыдятся своих грехов? Содомляне. В Библии сказано: «… о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3, 9). И вот она, она – такая же. Она имя дает: «Моав»! Ав – это отец.

«И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне» (Быт. 19, 38).

«Бен-Амми» – это скромнее уже. Это как бы «сын скорби, печали». Здесь уже трагедия: она осознает, что она натворила.

От Моава произойдут моавитяне, от Бен-Амми – аммонитяне. Из моавитян, племени, которое возникло через кровосмешение, через много-много поколений выйдет одна праведная душа. Это Руфь Моавитянка. Через много-много поколений, потому что грех не сразу выходит из родовых линий. И Руфь присоединится к еврейскому народу, пройдет очищение и станет прабабкой царя Давида. Жена Моисея, Сепфора, тоже произошла от моавитян.

А аммонитяне, когда евреи во время исхода приблизятся к ним, Бог предупредит израильтян: «…не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым» (Втор. 2, 19).

Лот же ведь племянник Авраама! Несовершенный, но праведник!

Итак, сегодня мы с вами увидели очень плохой пример семейной жизни. Мы увидели, как Лот погубил свою семью, переселившись в Содом. Цикл наш называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов», и вот этот негативный пример дает возможность лучше оценить праведных людей в семейной жизни. Например, праведника Авраама, который вымолил у Бога, чтобы Лот спасся, который искал спасения для всех жителей этих городов, но там не нашлось никого, достойного спасения.

Марк Исповедник пишет, что те люди, которые потонули в водах Потопа, те люди, которые погибли в Содоме и Гоморре, те люди, которых уничтожали по прямому указанию Бога во дни Иисуса Навина, через это наказание обретают благо. Почему? Марк Исповедник говорит: «Они не имели грехов против Бога, потому что они не знали Бога. И грешили друг против друга». И суровое наказание является для них возможностью потом, в аду, услышать проповедь Иисуса Христа, когда Он, сойдя в ад, проповедовал. То есть, по Марку Исповеднику, не только всем тем, которые были до Потопа, но и тем, которые погибли по прямому указанию Бога: когда Господь посылал ангелов или давал поручение, как, например, Иисусу Навину, чтобы умертвить всех мужчин, женщин, детей, и даже животных, никого не оставлять в живых. Вот когда такое прямое указание – это Божья милость. Потому что смертью полагается предел греховности. Мертвый уже не грешит!

И нам, пока мы еще живы, надо умереть для греха. Потому что мертвый – не грешит.

Представьте себе: вы ведете развратный образ жизни, у вас есть друзья, с которыми вы все это делаете, подруги, вы пьянствуете… И каждый день вы с ними встречаетесь. Но вдруг однажды вы не пришли на вечеринку. И ваши друзья толпой идут в ваш дом, толпою. Они приходят в ваш дом узнать, почему вы не идете, а им говорят: «Он умер!» – и они видят, что вы лежите мертвый… Они не будут больше звать вас на вечеринку – ну мертвый же! Они не будут приглашать вас выпить – ну кто же покойника угощает? Правда, ставят там стаканчик, но кто видел, чтобы мертвый выпил? Они не станут приглашать покойника на блуд – они постоят так: «Ну умер, ну что ж!» – развернутся и уйдут потихоньку…

Вот когда мы умираем для греха, мы умираем и для тех сообществ, к которым мы принадлежали. Умираем для тех конфедераций греховных, с которыми мы имели дело: есть такое понятие, как «коллективные грехи». И когда мы вырываемся из мира, где все как один должны вот так поступать, когда мы в сторону, в кювет с широкого пространного пути вылетаем – в кювет! Переворачиваемся… трудности… всё! – но оказываемся на узкой тропинке, тогда это и есть: благо!

Это счастье новой жизни – улететь в кювет с широкого пространного пути, конец которого плач и скрежет зубовный в аду, и оказаться на узкой тернистой тропинке, идя по которой, восходя на гору, мы обретаем спасение во Христе и со Христом. И омытые святым Крещением мы, причастники Его Тела и Крови, пресуществляемся, прилагаемся по благодати176, из состояния чад гнева в состояние чад Божиих.

И пусть такая проскомидия совершится в нашей жизни: как в алтарь вносят вино и хлеб, и на проскомидии дары приготовляются к пресуществлению, переносятся с жертвенника на престол и становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. Когда мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа, попаляется сама склонность ко греху, потому что грех как поступок мы разоблачили на исповеди, и священник прочитал над нами разрешительную молитву. А в самом причастии происходит пресуществлению, приложение, изменение нашей природы. И, мертвые для греха, мы становимся живыми для праведности. И не только друзья наши прежние не будут звать нас на какие-то попойки, но и бесы махнут на нас рукой: «Бесполезно!» – и уйдут в сторону.

Это все, что мне хотелось сегодня рассказать о печальной участи семейства Лота. В следующий раз, если мы будем живы, и Господь позволит, мы с вами будем продолжать цикл бесед «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов» и будем изучать 20-ю главу Книги Бытия.

Спаси вас Христос!

* * *

153

Ефрем Сирин, Беседы на Книгу Бытия.

154

Иосиф Флавий, Иудейские древности.

155

Эти два Ангела, очевидно, медлили в пути, ибо путь от Хеврона до Содома не такой продолжительный. Возможно, они медлили, ожидая, что Авраам сможет умилостивить Бога.

156

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

157

Иосиф Флавий, Иудейские древности.

158

Иоанн Златоуст, Фрагменты.

159

Цезарий Арльский, Проповеди.

160

В этом комментарии Цезаря Арльского, содержится ответ на волнующих многих вопрос: почему Бог одним народам открылся в полноте, а другим, как бы только приоткрыл двери познания. Арльский проповедник пишет: «Поскольку заслугами он значительно уступал Аврааму, то нет у него откормленного тельца, и таинство Троицы он не признает в трех сатах муки. Но, предлагая то, что у него есть, с добродушием». Похоже, и народы и племена, тоже должны иметь некие заслуги, и тогда они смогут познать всю Троицу, не вечером, но в полдень своего нравственного развития и становления.

161

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

162

Возможный перевод: «от отрока до старца», «от мальчика до старика».

163

Ср.: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала…» (Быт. 4, 1).

164

Средневековый сборник комментариев на Библию.

165

Прокопий Газский, Фрагменты.

166

Иустин Философ, 2-я Апология. 13.

167

Иоанн Златоуст, К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни. Слово 3 – К верующему отцу.

168

Православный чин освящения дома.

170

Ориген, Гомилии на Бытие.

171

Амвросий Медиоланский, О бегстве от мира.

172

Ориген, Гомилии на Бытие.

173

То есть Ангел здесь уже один, а другой Ангел начал уничтожение нечестивых городов.

175

Ориген, Гомилии на Бытие.

176

Сущностное приложение человеческой природы невозможно (Иоанн Дамаскин). Но по благодати мы можем стать и «причастниками Божеского естества» (2Пет.1,4).


Источник: Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. (Авраам, Иисаак, Иаков) / Прот. Олег Стеняев. - Изд.: Сергиев Посад. - 2009. 431 с.

Комментарии для сайта Cackle