епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 149

Аллилуиа. «Песнь сию, – говорит бл. Феод., – пророк повелевает произнести тем, которые по возвращении (из Вавил. плена), при Божией помощи, победили многие народы. Псалом содержит в себе предречение о доблестных делах при Маккавеях».

1. Воспойте Господеви песнь нову. «В переносном смысле, – говорит св. Злат., – новою здесь названа песнь нового завета, потому что тогда обновилось все... А в историческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую Иудеи должны были петь за победы, за успешные деяния, за трофеи. Хваление Его в Церкви преподобных, т.е. хвала Богу в собрании добродетельно и в согласии живущих, ибо Церковию называется соединение, собрание». С Евр.: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых».

2. Возрадуются о Царе Своем, о Господе, о Христе. Бог был Царем Евреев не только по сотворению, но и по усвоению (Злат. и бл. Феод.). С Евр.: «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем».

3. Да восхвалят имя Его в лице709. Т.е. да восхвалят в собрании с согласием, с чистотою жизни (Злат.); – и «на всяком мусикийском орудии» (Бл. Феод.). С Евр.: «Да хвалят имя Его с ликами; на тимпане и гуслях да поют Ему».

4. С Евр.: «Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением».

5. С Евр.: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих».

6, 7. Возношения Божия в гортани их. С Евр.: «Да будут славословия Богу в устах их». «Возношениями, – говорит св. Злат., – называет пророк славословия, песнопения, благодарения». И мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех. С Евр.: «И меч обоюду острый в руке их для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами». «Так как враги, победившие Иудеев, – говорит св. Злат., – во все время (плена) оскорбляли их, то пророк обещает обличить врагов делами и показать посредством дел, что не недостаток силы в Боге, но грехи Иудеев доставляли победу врагам их». «Пророк предсказывает, – говорит бл. Феод., – мужество Маккавеев, с каковым они усмиряли соседственные народы, и поборали Македонян».

8. Связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными. С Евр.: «Заключать царей их в узы, и вельмож их в оковы железные». Т.е. Бог так укрепит Свой народ, что он, победив враждебные ему народы, пленив царей их и вельмож, приведет их с торжеством связанными. Может быть, здесь говорится о победах Евреев, одержанных во время Маккавеев и после над соседственными и другими народами – Самарянами, Идумеями, Филистимлянами.

9. Сотворити в них суд написан. С Евр.: «Производить над ними суд написанный». Т.е. Иудеи победят и накажут врагов своих не по своей воле, а для исполнения суда или открытого в Писании определения Божия о язычниках. «Суд написан, – по св. Злат., – есть суд явный, всеми признаваемый, – такой, какой не может быть предан забвению... Такая, говорит пророк, будет победа, такой трофей, который будет всем столь известен и столь очевиден, как будто бы он был начертан на столбе, и никогда не изгладится». Слава сия будет всем преподобным Его. С Еврейск.: «Честь сия – всем святым Его». «Слава победы, при содействии Божием, при помощи свыше. Впрочем, мне кажется, – говорит св. Злат., – под именем славы пророк разумеет не только победу, но и хвалу, песнопения, славословия, научая всем этим, что прославляющие Бога приобретут себе великую славу, явятся более светлыми». «Святость жизни есть матерь славы, делатели ее соделаются чрез то приснославными» (Бл. Феод.).

* * *

709

В лице εν χορω – хором; Еврейское слово здесь: махол – значит и хор и tibiam или lyram (Псал. 150, 4) – флейту или лиру. Тирин. У Гезениуса – хоровод – reihentanz.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle