епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 151

В надписании сего псалма говорится, что он написан Давидом особенно или отдельно от других псалмов, находится вне определенного (150) числа псалмов, написан по случаю единоборства с иноплеменником или Филистимлянином Голиафом. Достоверно неизвестно, почему сей псалом поставляется вне числа и даже признается некоторыми не каноническим, у Латинян он называется просто апокрифическим; но, вероятно, – потому, что его не было и доселе нет в Еврейском тексте и Халдейском переводах; но зато есть в некоторых Греческих изданиях LХХ, читается в Сирском и Арабском переводах. О сем псалме упоминает св. Златоуст в 17 беседе к Антиохийцам; св. Афанасий поставляет его в числе тех псалмов, которые имеют содержанием: «похваления о Господе711». Между тем, никто из Отцов не оставил нам толкования на этот псалом, впрочем, может быть, и потому, что, кроме немногих слов, он ясен сам по себе.

1. Мал бех в братии моей, и юнейший в дому отца моего. Давид, сын Иессея, из Вифлеема, имел семь братьев и был их всех моложе. По молодости своей он пас стада овец отца своего, тогда как братья его воевали с Филистимлянами в рядах Саулова войска (1Цар. 16:1 и д.); мал был возрастом, но был выше всех братьев по разуму, мужеству и по сердцу, которое усмотрел и возлюбил Сам Господь Бог. «Я видел, говорил один из рабов Саулу о юноше Давиде, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою, и Господь с ним» (1Цар. 16:18).

2. С Евр.: «Руки мои сделали орган, персты мои настраивали псалтирь».

3. Кто возвестит Господеви моему? В Русск. псалтири: «кто возвестил бы Господу моему»? Т.е., кто возвестил о мне Самуилу, Саулу и другим, кто открыл народу, прославил меня? Сам же Давид отвечает: Сам Господь, Сам услышит. Здесь слово: услышит или услышал меня – то же значит, что Сам Господь усмотрел, познал и открыл Давида другим.

4. Сам посла Ангела Своего. Господь послал вестника Своего, т.е. св. пророка Самуила, который был послан Самим Богом помазать в цари Давида (1Цар. 16:1).

Помаза мя елеем помазания Своего, т.е. помазал елеем Своего Божественного помазания, духовного, сверхъестественного, благодатного; ибо сказано: и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после, т.е. тотчас, непосредственно после помазания священным елеем (ст. 13).

5. С Евр.: «Братья мои прекрасны и велики; но Господь не благоволил избрать из них».

6, 7. Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Т.е. вышел на встречу Филистимлянину Голиафу, коего Давид поразил гладким камнем из пращи в самое чело, убил, и потом «исторгнувши у него меч, обезглавил его», – и таким образом «избавил от поношения сынов Израилевых»; ибо сорок дней выходил Голиаф на борьбу, издевался над Евреями (1Цар. 17:15), и никто из храбрых воинов Саула не осмеливался сразиться с великаном, только Давид, силою Божиею, прекратил это поношение.

* * *

711

См. Творения св. Афан. т. 4. – Послание к Маркеллину об истолковании псалмов, стр. 18.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс