протоиерей Пётр Смирнов

34 Реформаторы, или кальвинисты

В одно почти время с Лютером, в 1519 году, и также по поводу продажи индульгенций, выступил в качестве реформатора Церкви кафедральный проповедник в Цюрихе Цвинглий. В небольшом вольном государстве – Швейцарии дело реформы прошло еще быстрее, чем в Германии, и сразу приняло широкие размеры: Цвинглий не только отвергал все в Католической Церкви, что было отвергнуто Лютером, но не хотел согласиться с ним и относительно того значения, какое предоставлял он двум таинствам, и совершенно разошелся с ним в учении о таинстве причастия. По учению Цвинглия, таинства суть только знаки, которыми человек удостоверяет Церковь в своей вере; в частности, евхаристия есть только символическое воспоминание страданий Христовых и знак взаимного общения верующих.

Отделившееся от лютеран в 1529 году общество Цвинглиевых последователей в 1541 году соединилось с последователями Кальвина и вместе с ними получило название реформаторов.

Кальвин родился во Франции и здесь начал свою реформаторскую деятельность, а потом переселился в Швейцарию и проповедовал преимущественно в Женеве. Он пошел дальше Лютера и в учении об оправдании. Если человек оправдывается верою, а вера есть дар Божий, то, по учению Кальвина, верующий уже есть Божий избранник, предопределенный к царству небесному. Бог, по учению Кальвина, предвидев падение человека и решив его искупление, от вечности предопределил, кто из людей спасется и кто погибнет. Спрашивать, почему Бог одних избрал, а других отвергнул, по мнению Кальвина, – бесполезно, потому что законы, по которым действует Божественная воля, для нас непостижимы.

Реформаторское общество отличается от лютеранского тем еще, что отвергает изображения и вообще украшения в храмах. В этом отношении реформатское богослужение представляет крайнюю противоположность богослужению Католической Церкви, слишком уже обильному обрядами. Храмы у реформаторов обращены в молитвенные залы, для причащения ставится обыкновенный стол.


Вам может быть интересно:

1. История христианской Православной Церкви – 40. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры протоиерей Пётр Смирнов

2. Иллюстрированная история Русской Церкви. Часть 1 – Период второй. Русская Церковь под властью митрополитов московских. протоиерей Андрей Беляев

3. Летопись происходящих в расколе событий за 1892 год профессор Николай Иванович Субботин

4. История Воронежской духовной семинарии. Часть 2 Павел Васильевич Никольский

5. Исторические очерки Византийско-восточной церкви от конца XI-го до половины XV-го века – Духовное просвещение и богословская наука профессор Алексей Петрович Лебедев

6. Тульские древности Николай Иванович Троицкий

7. Руководство к библейской истории Нового Завета – Отдел четвертый. Дела и учение Иисуса Христа от второй до третьей Пасхи профессор Александр Павлович Лопухин

8. История Церкви – Часть 2 Николай Дмитриевич Тальберг

9. Исторический путь православия – Глава 6. Темные века протопресвитер Александр Шмеман

10. Стихотворения исторические – Раздел II. О других святитель Григорий Богослов

Комментарии для сайта Cackle