Г.С. Битбунов

  Вход Господень в ИерусалимСвятая Пятидесятница 

Глава III. Переходящие двунадесятые праздники

Вознесение Господне

Событие праздника и его эортологическая динамика

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям Священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50–51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9–11). См. также краткое изложение в Мк.16:19. Согласно этим повествованиям после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (Ин.16::7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк.24:49; Деян.1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян.1:12) и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк.24:52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян.2:1–4).

В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре. Очевидно, что в одних источниках все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как в других – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях апостолов указывают на связь со следующим за ним эпизодом о Сошествии Святого Духа. В Деян.1:3 период явлений Воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк.2:22–38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф.4:1–2; Мк.1:12–13; Лк.4:1–2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (Деян.2:з2–36; 3:15–16; 4:10; 5:30–32; 10:40–43; 13:31; 1Кор.15:5–8).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк.24:26; Деян.5:31; Еф.4:8–10; Флп.2:6–11; Откр.3:21; 12:5; о прославлении после Воскресения – в 1Петр.1:21; о седении одесную Бога – в Рим.8:34; Еф.1:2о; 2:5–6; Кол.3:1.

Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета: либо прямые, либо аллюзионные. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных Страданий, толкуя Пс.109, говорит о Своем седении одесную Бога (Мк.12:35_37; 14:62). В Откр.3:21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (Евр.4:14; 6:20; 7:26 и проч.). Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение или восхождение на небеса (Мф.16:27; 24:30; 26:64; Мк.8:38; 13:26; Лк.21:27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир. Ср. Ин.3:13; 13:1–3; 16:5, 28 и Ин.3:17, 31; 6:38; 8:23; 13:3; 16:28. О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф.4:8–10 и 1Петр.3:18–22. Ср. Пс.67:19 и 138:8.

Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Господнем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.

Последнее обстоятельство в свою очередь объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания.

Уже в вероисповедных формулах I-II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.

В большинстве древних Символов веры рассматриваемое событие упоминается вслед за Воскресением. Например, в Никео-Константинопольском Символе: И возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца.

Важность события Вознесения неизменно подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в Таинствах Церкви. Неслучайно евхаристический аспект Вознесения Господня присутствует уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин.6:22–71).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреям (Евр.1:3; 9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр.9:12, 24–26).

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо (см. Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою»: Мф.24:зо; Лк.21:27.

Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены будут только те, которые «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию»76.

По поводу эортологической истории нужно прежде всего отметить одно специфическое обстоятельство: до конца IV века празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, наступающий после Пасхи, а не как отдельный праздничный день.

Этот факт непротиворечиво доказывают, например, записи паломников, побывавших в Святой Земле. Так, Этерия сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон – в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и начинается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. Она также указывает и на совершение праздничной службы в Вифлееме на сороковой день после Пасхи77. Хотя в данном случае речь идет, по-видимому, не о Вознесении Господнем, а об иерусалимском празднике Вифлеемских младенцев, приходившемся на 18 мая. Если это предположение верно, паломничество Этерии следует относить к 383 году, когда названное празднование совпало с сороковым днем по Пасхе.

Впрочем, вышеуказанные свидетельство и его датировка находятся в полном согласии с мнением большинства исследователей о том, что размежевание Вознесения и Троицы произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе, который состоялся в 381 году.

Упоминания об отдельном праздновании сорокового дня после Пасхи встречаются у свт. Григория Нисского и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста. Прямо говорят об этом и Апостольские постановления.

Существует предположение о том, что как Вознесение Господне надо понимать «четыредесятницу» из пятого правила I Вселенского Собора, который, как известно, созывался в 325 году Однако такая ранняя датировка не подтверждается позитивными аргументами.

Как бы то ни было, но источники V века однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник – на сороковой день после Пасхи, что должно было подчеркнуть благодатную роль Святого Духа в домостроительстве спасения.

Понятно, что Вознесение было отнесено с тематической точки зрения в Господские, с календарной – в переходящие, а с уставной – в великие, двунадесятые праздники.

Первые сведения о празднике Вознесения Господня на христианском Западе встречаются в проповедях епископа Хроматия Аквилейского и в «Книге о различных ересях» епископа Филастрия Брешианского (381–383 гг.), где среди великих Господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который Господь «взошел на небо около Пятидесятницы». Последнее обстоятельство, без сомнения, указывает на нераздельность – как событийную, так и литургическую, праздников Вознесения Господня и Пятидесятницы.

Как уже упоминалось, с V столетия традиция празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно. Блж. Августин, например, называет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсеместным».

Праздник в православном богослужении

Обращаясь к истории литургического формуляра, необходимо указать, что согласно армянской редакции Иерусалимского Лекционария на Вознесение Господне служба, проходившая на горе Елеон, имела следующее содержание: чтения Литургии, прокимен Пс.46:6, Деян.1:1–14, аллилуиарий из Пс.23, Лк.24:41_53.

Более поздний грузинский перевод содержит сходные сведения: накануне Вознесения Господня на вечерне пели тропарь На горе святей: и прокимен Пс.46:6. Литургия имела те же особенности, что и в армянском варианте Лекционария.

Согласно древнейшей редакции Иадгари праздник содержал несколько циклов стихир на Господи, воззвах, тропарь 2-го гласа, канон плагального 4_го гласа Возведший нас от врат смертных: (со 2-й песнью), стихиры на хвалитех, уже указанные чтения на Литургии. Кроме того, указаны тропари на умовение рук и на перенесение Даров78.

Ср. одно из замечаний А.А. Дмитриевского о праздновании Вознесения на рубеже XIX-XX столетий на горе Елеон: «Церковное торжество в собственном смысле начинается на Елеоне с 9 часов вечера, по восточному счислению, за г часа до заката солнца, но богомольцы стекаются сюда с полудня, после обеда, с целью помолиться у «стопочки», как трогательно называют святое место Вознесения Господня наши паломники, облобызать ее и поставить к ней свою трудовую свечу»79.

Празднование Вознесения Господня в соборном богослужении Константинополя IX-XII вв. осуществлялось по Типикону Великой Церкви. На вечерне накануне праздника отменялись изменяемые рядовые антифоны и читались паремии из книг Исход и пророка Захарии. В заключение пелся тропарь 4-го гласа Вознеслся еси во славе Христе Боже наш: со стихами Пс.46. После вечерни и чтения из Апостола совершался паннихис.

На утрене опускались рядовые антифоны. К Пс.50 припевали тот же тропарь, что и на вечерне.

На Литургии полагались три праздничных антифона из Пс.41:45, 46 и назначались следующие чтения: прокимен из Пс.107, Деян.1:1–12, аллилуарий из Пс.46, Лк.24:36–53; причастен – Пс.46:6.

Примечательно, что песнопение праздника относится здесь только к самому дню Вознесения. Но уже Синайский Канонарь IX-X столетий предписывает петь тропарь вплоть до субботы Пятидесятницы. Данное указание, безусловно, свидетельствует о том, что с течением времени празднование Вознесения Господня оформилось в циклическую структуру.

По данным Студийского и Иерусалимского Уставов, Вознесение Господне празднуется по чину двунадесятого праздника. Его обширный цикл включает в себя 10 дней: один день предпразднства – в среду 6-й седмицы по Пасхе, собственно праздник – разумеется, в четверг, и восемь дней попразднства с отданием в пятницу 7-й седмицы по Пасхе. При этом чтения вечерни и Литургии, а также праздничный тропарь установлены в соответствии с Типиконом Великой Церкви.

* * *

76

Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. Том 9. – М. Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 199.

77

Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IVвека. – М.: Паломник, 1994. – С. 214.

78

Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. Том 9. – М. Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 201.

79

Дмитриевский А.А. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе (www.rusdm.ru).



Источник: Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). — 2-е изд. — М.: Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011, юн. — 248 с.

Комментарии для сайта Cackle