архимандрит Рафаил (Карелин)

О вечном и преходящем

Предисловие

Глава I. Искать Бога О вечности В чем истинная жизнь Мистерия времени Грех демоноуподобления Мистическая сущность греха Загадка смерти О памяти смерти Время – огонь О времени и вечности Что нас влечет ко греху? Демонизм греха – тайна вечных мук Глава II. Дева – Апостол Кавказ – трон Божества Авва монахов Луч духовного света Сила молитвы Царственная лилия Красота безмолвия Горы – царство монаха Путь к исихии Царственные крестоносцы Грузии Орлица из гнезда Багратиони Воины Иверской земли Глава III. Эволюция человеческой культуры и инволюция души За что Господь нас терпит? Как противостоять внешней информации О болезнях диспута и дискуссии Об апокалиптическом времени и «апокалиптиках» Причины потери духовности О слове Печать Каина и Авеля Мировозрение и нравственность Цареубийство – эксцесс революции? Глава IV. О демонизме в поэзии Размышления над картинами Рериха Черная музыка Блока Современная психология и христианство Об оккультизме О демонообщении наркоманов, алкоголиков и курильщиков Советы тем, кто пришел в Церковь из оккультизма О лжи Глава V. О современном монашестве Встреча в Барганах О формах духовных отношений Осторожно, гуру!     О благодарности О декламации в храме Восточное и западное монашество Интеллигенция и католицизм О духовной энтропии С чего начать духовную жизнь?  

 
Предисловие

В настоящий сборник статей известного церковного писателя-полемиста архимандрита Рафаила (Карелина) вошли, пожалуй, лучшие работы автора – как изданные ранее, так и опубликованные только на сайте о. Рафаила или никогда прежде не выходившие в свет. Несомненны большая эрудиция и начитанность архимандрита Рафаила, прекрасное владение стилем, умение популярно, красочно, наглядно и доходчиво излагать предмет. Наиболее подкупает в книге то, что автор не щеголяет эрудицией и, как это часто бывает, поверхностно усвоенной информацией, но сведения пережиты и переработаны о. Рафаилом в соответствии с духовными критериями Православия, приведены им в определенное соответствие с ценностной шкалой. Издание такой книги можно только приветствовать, учитывая несомненный дефицит в современной русской Церкви авторов, способных обращаться к широкой аудитории и быть услышанными ею.

Книга посвящена размышлениям на духовные, исторические и злободневные темы. Особо выделяется единой композиционной и тематической целостностью вторая часть книги, посвященная изложению ключевых моментов истории Грузии, поданных через судьбу грузинских святых – монахов и царей. В целом материал схож с известным собранием житий священника М. Сабинина*.

Впрочем, о. Рафаил одни эпизоды опускает, другие добавляет. Оставляя в стороне традиционную литературную риторику, присущую агиографическому жанру, автор проводит такие параллели и находит такие образы, которые производят неизгладимое впечатление и лучше помогают уяснить суть событий и подвигов святых. К сожалению, богатейшее духовное наследие Грузинской Церкви малоизвестно широким православным кругам России. Включение данного раздела в книгу следует всячески приветствовать. Позволю себе сделать все-таки одно замечание. Если подвиги царей и воинов описаны о. Рафаилом на протяжении всей истории Грузии, то монашеско-аскетические корни представлены житиями только так называемых сирийских отцов. Однако исихастская традиция Грузии была гораздо более богатой в последующие века – подвижниками как Афона, так и других мест**.

Наиболее уязвимая сторона книги – представление истории и людей в черно-белом формате, без «градаций серого», в двухмерной плоскости. Однако в реальной жизни добро и зло, достоинства и недостатки людей, «семена и плевелы» в разные моменты смешаны в разных пропорциях***.

Например, автор называет священника Павла Флоренского «оккультистом» и утверждает, что он «пишет о Христе как о мертвеце». Упрек в гностицизме и оккультизме часто раздается в адрес о. Павла, и в некоторой мере он соответствует действительности. Однако нельзя забывать, что ректор Московской духовной академии еп. Феодор (Поздеевский) считал о. Павла глубоко верующим человеком – гораздо более верующим, чем прочие профессора Академии. Мученическая кончина о. Павла и ряд других фактов свидетельствуют о том же. Несмотря на то, что о. Павел проявлял интерес к мистике и оккультизму в разных его формах, в определенной степени он был даже более резко настроен в отношении современных ему мистическо-оккультных течений, нежели критикующий 0. Павла архимандрит Рафаил. Так, о. Павлу принадлежит очень резкая оценка творчества Блока как сугубо демонического****.

В этой оценке о. Павел более категоричен, чем о. Рафаил. За пределами книги осталась критика автором профессора Московской духовной академии А. И. Осипова и его ученика А. А. Зайцева, критика во многом очень и очень справедливая, ибо о. Рафаил первым поднял более чем обоснованную тревогу об искажении православного догматического богословия в выступлениях и трудах названных лиц, – а также полемика с диаконом А. Кураевым. Однако и в критических работах автор остается мастером рисунка пером, но не пастели. Отзвуки их, равно как и соответственных приемов, чувствуются и в настоящей книге, когда о. Рафаил включается в антикатолическую полемику.

Книга дополнена краткими комментариями, без которых трудно воспринимать и усваивать большое количество специфических понятий и терминов, которыми щедро одаривает эрудированный автор своего не всегда готового к такому изобилию читателя. Подобный стиль часто дает многочисленным оппонентам архим. Рафаила лишний повод для нападок на него. Впрочем, такие «мелочи» легко прощаются читающей аудиторией заслужившему горячую любовь и признательность о. Рафаилу, и секрет этой любви не в препретелных человеческий премудрости словесех, но в явлении духа и силы (1Кор.2:4). Остается пожелать мужественному ревнителю чистоты православной веры помощи Божией в его стоянии в любви и правде.

Канд. ист. наук А. Г. Дунаев

* * *

*

Последнее переиздание: Иверский патерик. М., 2004.

**

Необходимая информация имеется в грузинском разделе книги «Исихазм: Аннотированная библиография» (М., 2004). В последние годы многие первоисточники были переведены на русский язык протоиереем Иосифом Зетеишвнли и опубликованы в католическом журнале «Символ»; к сожалению, статьи эти труднодоступны широкому читателю.

***

Схематичность мышления о. Рафаила уже была отмечена его критиками. См., например: Остальцев А. Два пути. Ответ на сочинение архим. Рафаила (Карелина) «Об экуменизме» // http:// pagez.ru/i tems/040.php.

****

Доклад о. Павла дошел в записи другого человека, однако авторство Флоренского не вызывает у нас лично, как и у многих Других ученых, никакого сомнения. Лучшая публикация: Петроградский священник. О Блоке // Павел Флоренский и символисты: Опыты литературные. Статьи. Переписка / Сост., подг. текста и коммент. Е. В. Ивановой. М., 2004. С. 599–626 (текст), 626–632 (коммент.), 633–661 (Е. В. Иванова. Об атрибуции доклада «О Блоке»),

Вам может быть интересно:

1. Вся жизнь в нашем мире - хождение по водам архимандрит Рафаил (Карелин)

2. Путь обновления архиепископ Феодор (Поздеевский)

3. Под сенью Креста Христова архимандрит Лазарь (Абашидзе)

4. Заупокойные службы только для православных! священник Георгий Максимов

5. Два пути преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец

6. Практические советы относительно повседневной жизни христианина архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

7. Нравственные условия Богопознания мученик Михаил Александрович Новоселов

8. Слова митрополит Питирим (Нечаев)

9. Избранные советы и наставления затворника Георгия Задонского профессор Константин Ефимович Скурат

10. Дар страдания, дар медицины, дар смысла. Интервью с Жаном-Клодом Ларше профессор Жан-Клод Ларше

Комментарии для сайта Cackle