Навязывает ли христианство чувство вины?
Содержание
Обвинения в навязывании вины Существуют ли манипуляции виной? Хотели бы вы отключить чувство вины? Два разных чувства вины Настройка компаса
Обвинения в навязывании вины
Одно из постоянно встречающих в Сети обвинений – «христианство навязывает чувство вины». Как пишет один из комментаторов, оно учит, «что человек всегда грешен. Это утверждение нужно попам для того, чтобы человек, чувствуя свою вину за несуществующие грехи, всегда ходил в церковь и нёс свои деньги попу».
«Чувство вины – основной инструмент для формирования манипулятивной концепции передачи идей религии», – вторит ему другой. Что тут можно ответить?
Существуют ли манипуляции виной?
Существуют ли религиозные манипуляции виной? Да, этому есть примеры, особенно в тоталитарных культах. Человек, пришедший в собрание культа, первоначально может столкнуться с тем, что обозначается термином «бомбардировка любовью».
Он никогда и нигде – ни в родной семье, ни среди друзей, ни на работе – не сталкивался с такой теплой атмосферой любви и принятия. Нигде его так не ободряли и не ценили, никогда он не оказывался среди таких замечательных людей.
Этот «медовый месяц» продолжается какое-то время – а потом обрывается.
Человек обнаруживает, что вокруг него сильно похолодало – улыбки и похвалы иссякли. Он готов на всё, чтобы вернуть то счастье, которое он переживал еще недавно, мучительно думая о том, в чём он оказался виноват и чем оттолкнул от себя этих прекрасных людей.
Ему подсказывают, что делать, чтобы вернуть себе расположение – жертвовать деньги, идти на улицу собирать пожертвования для культа, не вылезать с собраний, где преподается учение, и т. д.
При этом он оказывается под бдительным наблюдением, и за каждый проступок (или то, что проступком считается в культе) ему придется долго извиняться, выпрашивать прощение, заглаживать «вину» усердным служением.
Эти методы манипуляции могут проникать и в более традиционные общины. Как пишет норвежский автор Эдин Ловас,
«Манипулирование сознанием виновности других – излюбленное оружие людей власти. Являясь цепкими наблюдателями, они держат свои жертвы под постоянным контролем, чтобы использовать промахи в их поведении для своих нападок. Они кружат над своими ближними, подобно хищным птицам, чтобы заметить их малейшую ошибку. Люди власти редко применяют беспредметные обвинения. Они говорят о реальных недостатках, однако при этом драматизируют и преувеличивают их. Они являются специалистами использования чистой правды для бессовестного обмана. В конечном итоге они [жертвы манипуляции] впадают в состояние мучительного сознания постоянной виновности; чувствуют себя физически, душевно и духовно нечистыми и неполноценными».
Признаком такой манипуляции является то, что «духовный» властолюбец замыкает и обличение в грехах, и прощение на себя – именно он указывает, в чём вы согрешили, и именно он определяет условия, на которых вы будете прощены.
Причем прощение никогда не является окончательным и полным: вы всегда недокаялись, всегда недозагладили свои проступки, всегда не дотягиваете до требуемой нормы, всегда что-то сделали не так.
Смиренные, совестливые, деликатные люди легко становятся жертвами такой манипуляции. Они гонят от себя мысли «куда это я попал», «а тот ли это человек, у которого мне следует искать руководства и наставления».
«Вот поэтому-то и надо бежать от всякой религии!» – скажут атеисты. Но это их типичная ошибка – приписывать религии то, что является проявлением общечеловеческой греховности.
Манипуляции такого рода – это никоим образом не норма в мире веры вообще и точно не норма в Церкви.
Священноначалие неоднократно принимало меры против явления, которое получило название «младостарчество». Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Архиерейском соборе 2000 года:
«Как правило, непременным и единственным условием спасения они [младостарцы] объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого «старца» совершить любое дело, каким бы незначительным оно ни было. Человек, таким образом, лишается той благодатной свободы воли, которая ему дарована Богом. Для подтверждения своей правоты они неправомочно используют ссылки на творения святых отцов, профанируя их великое делание и извращая само понятие старчества».
Вместе с тем такое манипулирование виной может развиваться и в совершенно нерелигиозном (и даже антирелигиозном) контексте.
Мы можем вспомнить «проработки» на комсомольских и партийных собраниях в СССР. И особенно ярко – во время «культурной революции» в Китае, где людей принуждали публично, ползая на коленях, каяться в реальных или воображаемых прегрешениях против идеологии.
Как пишет китайский писатель Лян Сяошен в «Исповеди Хунвейбина»,
«Некоторые учителя, выведенные на чистую воду в период деятельности рабочей группы, и вызванные на помост по обвинению в проведении «контрреволюционной буржуазной линии», вновь обрели право стать в ряды революционеров. Все они растрогались до слез.
Часть учителей, которым во время существования рабочей группы доверяли, на которых опирались и которых ценили, вынуждены были пополнить ряды «черной банды», им надели колпаки, навесили ярлыки, вымазали лица. Они не понимали, почему еще вчера они считались революционерами, а сегодня неожиданно тоже превратились в дьяволов».
Совсем недавно мы были свидетелями того, как в США приобрела большое могущество идеология Woke, в рамках которой много говорилось о «белой вине». Люди европейского происхождения должны были публично каяться в многовековых преступлениях плантаторов и колонизаторов, даже если не имели к ним никакого отношения и вообще прибыли из Европы совсем недавно.
Прием: «обвини человека в чем-то ужасном → заставь его согласиться → заставь искупать вину, исполняя твои требования» может эксплуатировать любые этические представления, религиозные или нет.
Вы можете быть обвинены в том, что у вас тот же цвет кожи, что и у Эрнана Кортеса или Сесиля Родса. В том, что вы губите климат тем, что вдыхаете кислород, а выдохнуть всё время норовите углекислый газ; что вы пользуетесь несправедливыми привилегиями; в решениях политических лидеров, на которые не имели ни малейшего влияния, и очень много еще в чём.
Если человек признает за собой какой бы то ни было нравственный долг, ему всегда можно указать на то, что он не исполняет его должным образом – и попытаться повесить на него вину и необходимость её как-то заглаживать.
Неуязвимость от такого рода манипулятивных техник мог бы обеспечить полный цинизм и непризнание за собой каких бы то ни было нравственных обязательств вообще – но это едва ли цена, которую стоит платить.
Хотели бы вы отключить чувство вины?
Но представьте себе, что от чувства вины можно избавиться раз и навсегда – просто взять и удалить его, как аппендицит. Хотели бы вы этого? Не торопитесь с ответом.
Потому что люди, которые не испытывают его, существуют – и это обычно не считается редким подарком судьбы. Это считается тяжелым дефектом личности.
Это называется «антисоциальное личностное расстройство». Оно характеризуется «отсутствием эмпатии, эмоциональной холодностью, отсутствием чувства вины и склонностью к манипуляции».
Как пишет канадский психолог Р.Д.Хаер,
«Психопаты – это социальные хищники, которые очаровывают, используют в собственных целях людей и безжалостно пробивают себе дорогу, оставляя за собой широкий след из разбитых сердец, несбывшихся надежд и пустых кошельков. Начисто лишенные совести и сочувствия, они берут, что хотят, и делают, что нравится, нарушая при этом общественные нормы и правила без малейшего чувства вины или сожаления. Их ошарашенные жертвы в отчаянии спрашивают: «Кто эти люди?», «Что сделало их такими?», «Как защитить себя?»... Психопаты демонстрируют ошеломляющее безразличие к разрушительным последствиям своих поступков. Не скрывая своих подлинных чувств, они спокойно заявляют, что не испытывают чувства вины и не сожалеют о причиненной ими боли. Они считают, что у них нет причин для беспокойства».
Хаер цитирует серийного убийцу, который в тюрьме заявил: «Чувство вины? Мы используем его, чтобы держать людей под контролем. Это иллюзия. Это не что иное, как один из рычагов управления обществом».
Человек с таким дефектом личности обманывает, манипулирует или даже убивает, не испытывая ни малейшего дискомфорта. Ему нет дела до горя, которое он причиняет другим людям. Он может имитировать горячую влюбленность или искреннее сочувствие только для того, чтобы в следующую минуту предать тех, кем он хладнокровно воспользовался.
Известна история про серийного убийцу, у которого в багажнике лежал труп его жертвы и который в это время настолько непринужденно болтал с полицейскими, что те были убеждены, что имеют дело с законопослушным гражданином, совесть которого чиста.
Такие люди не способны ни на любовь, ни на дружбу – хотя могут мастерски имитировать то и другое – и обычно проводят большую часть жизни в тюрьме, потому что не извлекают уроков из наказания.
Они не обращаются к психологам или к психиатрам, потому что очень горды и довольны собой и не испытывают никакого дискомфорта. Их приводят для освидетельствования под конвоем.
Психопаты, лишенные совести и сострадания, со стороны глядя, никому не нравятся. Мы не хотели бы иметь с ними дела. В лучшем случае это бессовестные обманщики, в худшем – опасные бандиты.
Но они могут сказать нам: что плохого в отсутствии совести, которая может грызть нас и обличать в наших неправильных поступках? В мире конкуренции и борьбы за ресурсы совесть – это явная уязвимость. Людей можно побудить действовать против их интересов, апеллируя к совести и вообще «лучшим чувствам» – мы видим это постоянно.
С другой стороны, люди «сожженные в совести своей» (1Тим.4:2), то есть способные обманывать и причинять вред без какого-либо внутреннего дискомфорта, могут безо всякого затруднения изображать из себя возвышенных идеалистов, как это бывает у лидеров культов или экстремистских политических движений.
Если такие люди достаточно умны, чтобы не спалиться на каких-нибудь грубых безобразиях, они могут сделать отличную карьеру.
Можно сказать, что чувство вины, сознание того, что мы поступили плохо и причинили вред, может быть полезно для поддержания отношений с другими – мы понимаем, когда нам стоит извиниться, чтобы сохранить отношения. Но манипуляторы и обманщики отлично умеют имитировать раскаяние, и совесть и чувство вины им для этого не нужно.
Бессовестность нельзя назвать принципиальной помехой земному благополучию. Как печалился еще псалмопевец, «ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» (Пс.72:4–14).
Как говорит Ричард III у Шекспира, «Что совесть? Измышленье слабых, чтоб сильных обуздать и обессилить».
Если нет Бога и вечной жизни, нечестивые правы – они получат всё, что хотят, пока глупцы, лохи, слабаки и терпилы утешаются своей чистой совестью, а потом все одинаково истлеют в земле, и никто не отличит костей негодяя от костей праведника.
Но глубочайшая человеческая интуиция говорит, что стремиться к добру и избегать зла очень важно. Еще античный мыслитель Платон говорил о том, что лучше пострадать от зла, чем творить зло.
Чувство вины сохраняет нас от самой ужасной участи – превратиться в упомянутых псалмопевцем «нечестивых», жестоких и надменных, которые, высоко задирая нос, гордо шествуют навстречу собственной погибели.
Два разных чувства вины
Итак, человек, который легко испытывает чувство вины, уязвим для манипуляций. Человек, который на него неспособен, страдает тяжелым нравственным уродством. Как понять, когда это чувство уместно, а когда нет?
Прежде всего, что оно означает?
Чувство вины бывает разрушительным и явно неадекватным. Как пишет один психологический портал, «Чувство вины – непродуктивная и даже разрушительная эмоциональная реакция человека на самообвинение и самоосуждение. Чувство вины по сути – это агрессия, направленная на самих себя, это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию».
Одно из названий дьявола в Писании – клеветник. При этом он может не только обвинять других людей, но и нас самих. Не все обвинения, которые мы воспринимаем как голос совести, таковыми являются.
Ребенок может обвинять себя в том, что родители развелись из-за него – хотя он в этом никак не виноват. Человек может обвинять себя в смерти родственника, думая, что не сделал всё, чтобы вылечить его смертельную болезнь, и тоже без оснований. Предотвратить эту смерть было совершенно не в его силах. Нередко люди, ставшие жертвами дурного обращения и преступлений, винят в этом себя, как будто это они раздражили и спровоцировали своих обидчиков. Люди могут обвинять жертв, и бывает, что жертвы обвиняют самих себя.
Во всех этих случаях важно разобраться: в чём я действительно виноват, а в чём нет. Нет никакой пользы в том, чтобы возлагать на себя вину за чужое поведение, или за беды, над которым у нас нет никакой власти.
Но за таким самообвинением могут стоять и реальные проступки – из которых, однако, делаются совершенно ложные выводы.
Такое ложное, разрушительное чувство вины отличает два важных признака.
Во-первых, оно направлено не на конкретные поступки, а на всю жизнь и всю личность человека. Оно говорит не «ты поступил неправильно и должен что-то с этим делать» а «ты вообще не должен существовать, ты заслуживаешь только ненависти». Плохой поступок перечеркивает всю жизнь человека полностью – и прошлое, и будущее.
Во-вторых, оно безнадежно. Ты дурной человек и навсегда останешься дурным. Твои прошлые провалы будут определять твою жизнь до самой твоей жалкой смерти. Приличные люди никогда не признают тебя своим, а Бог точно отправит тебя в ад. Ты не можешь ничего исправить, нечего и пытаться. Тебе остается только и дальше катиться под откос.
Иначе говоря, за таким чувством стоит кто-то, кто не хочет, чтобы мы исправились, поднялись, привели свою жизнь в порядок. Кто-то, кто ненавидит нас и хочет, чтобы мы ненавидели самих себя.
Некоторые люди испытывают злобную радость от грехов других, охотно на них указывают и тиражируют их на весь интернет. За тем чувством вины, о котором мы говорим, стоит кто-то, похожий на этих злобных насмешников – или, вернее, это они похожи на него.
Это чувство часто эксплуатирует человеческую гордыню – раз я не выдержал высокую планку, которую себе поставил, лучше мне и не жить. Как пишет преподобный Никодим Святогорец, «Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои».
Но есть другое чувство вины. Оно не требует, чтобы ты умер. Оно требует, чтобы ты исправился. Оно обращено на конкретные поступки. Например, ты оскорбил кого-то и должен извиниться. Или оклеветал – и должен публично взять свои слова назад. Или обокрал – и должен вернуть украденное.
Оно направлено не на разрушение, а на восстановление того, что было повреждено грехом. В нём всегда присутствует надежда: моя жизнь может быть исправлена, меня могут принять и простить.
Примером первого, разрушительного чувства вины является Иуда. Он несомненно понял, что натворил: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф.27:4), пошел и удавился.
Пример другого переживания вины – блудный сын. Он ясно сознает и исповедует свой грех, но это не приводит его в отчаяние. Он встает и идет к отцу.
Христианство ни в коем случае не навязывает, не укрепляет и не поддерживает чувство вины в первом смысле. Но оно призывает нас к осознанию греха именно потому, что мы ценны и дороги для Бога, Который ищет нашего исправления и спасения.
Если дорогой вам человек, скажем, спивается, вы будете обличать его в этом грехе – но не для того, чтобы затоптать его, а, наоборот, чтобы помочь ему подняться.
Бог может указывать нам на наши грехи для того, чтобы мы могли сбросить с себя это тяжкое иго и принять Его прощение. Момент сокрушения – «я согрешил» – в этом случае оборачивается радостью освобождения.
Как говорит псалмопевец,
«Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс.31:1–8).
Настройка компаса
Чувство вины, как и другие человеческие чувства, может ошибаться. Мы можем горько обвинять себя в чём-то, в чём мы не виноваты. Мы можем, напротив, игнорировать явное зло, которое мы причиняем себе или другим, или выдумывать себе множество оправданий.
Путь покаяния предполагает, что мы настойчиво ищем воли Божьей – прислушиваясь в Писанию, к голосу совести, к наставлениям добрых и благочестивых людей. Когда мы понимаем, что были неправы, мы исповедуем это перед Богом и вновь и вновь принимаем Его прощение.
Мы не можем искупить наших грехов – но они уже искуплены Христом на Голгофе. Как говорит святой Апостол Павел, во Христе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1:7).
Мы должны исповедовать их – и принять прощение. Как говорит Апостол Иоанн, «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).
Бог прощает охотно, полностью навсегда. Как сказано у пророка, «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис.44:22).
Поэтому христианин не живет в чувстве вины – он живет в прощении Божьем.