архимандрит Таврион (Батозский)

Проповеди

Содержание

Слово перед общей исповедью Прощеное Воскресение

 

Слово перед общей исповедью

Благодатные эти минуты, которые мы здесь стоим. Итак, стоим мы перед исповедью. Священническое благодатное разрешение, которое он получил от Христа Спасителя, запечатлевает вас здесь. Поэтому с чем вы приходите, то вы и получаете. Пришел мытарь, он не смел даже войти в церковь, а стоял на паперти, бил в грудь, глаза поднял в небо и только говорил: «Боже, милостив буди мне грешному». И вышел из храма оправданный. Вот так точно вы. Человек должен сознавать, что Господь милосердный, а ты грешник и больше не рассуждай. Мы знаем, как блудный сынок и в то же время любимец вот так тоже погибал где-то далеко, в далекой стране. И когда пришел в жалкое состояние, все размотал, живя распутно, и стал гибнуть, вспомнил отца своего. Зачем же я гибну, пойду к отцу моему. Так точно каждый из вас, посмотри на свою жизнь? Сколько Господь тебе доброго дал, а как ты все это размотал. Хорошо бы если только размотал, а сколько ты зла себе и другим сделал. Жуткий стал, и теперь тебе не только возвратиться к отцу, а и самому на себя стыдно посмотреть. Но вспомни, что в жизни твоей есть Тот, Кто взял тебя к Себе, есть Тот, Кто истинно, свято любил тебя, – твой Отец. И вот этот сын понял это в той далекой стороне, а ведь в жалком состоянии оказался. Всего лишившись, он нанялся пасти свиней. И когда понял, что ему не дают той пищи, которой кормят свиней, решил вернуться к отцу. Так каждый, посмотри на свою жизнь, на свои грехи, что они тебе принесли? Удовольствие? Жалкий ты человек!

* * *

Почему Церковь жаждущая? Церковь едина, но Она трехчастна. Церковь торжествующая – это Богоматерь, святые ангелы и все святые. Церковь Божия воинствующая – это мы с вами. Церковь Божия жаждущая – это все усопшие в вере. Жаждущей Она именуется потому, что жаждет. А жаждет того, чтобы мы некоторых из них, ушедших в вечность, вспоминали, восполняя нашим усердием их недостающее усердие. Поэтому Она именуется – жаждущая Церковь. Итак, о памяти усопших должно у нас сознание быть – они есть жаждущие. Значит, во имя их надо творить молитву, особенно добрые дела приносить в память Христову. Поэтому вспоминаем нашу жаждущую Церковь, вспоминаем дорогих наших усопших, родителей, отцов и матерей наших, братьев, сестер, детей, воинов наших, жизнь свою на поле брани положивших. Вспоминаем всех тех, кого некому вспомнить. Итак, как за близких родных, так и за далеких, поем о них молитву Спасителю: «Со святыми упокой».

Спасибо за ваше доброе усердие! Вот видите, как хорошо вы поете – с приложением усердия, несмотря на то, что вы из самых различных мест и самый различный возраст у вас и характер. А вот при усердии все получается стройно, хорошо! Вот это характер Апостольской Церкви, когда в храме люди все как один поют! Тогда всех недоразумений, трудностей, которые встречаются в Церкви Божьей, не было бы. Так вот, надо стремиться к этому. Раз в церковь Божию ходим, надо в церкви Божией читать и в церкви Божией петь. Тем паче теперь, – все люди грамотные. Самое главное – принимать участие в церковном богослужении. Да поможет нам Бог!

* * *

Приезжают люди и уезжают. И те, которые приезжают, и те, которые уезжают, не могут не составить известного доброго впечатления. Мы вас встречаем, как детей Божиих, и преподаем вам именно то, что велел нам Господь. А что нам велел Господь? Господь велел нам прощать вам грехи. Господь велел совершать для нас великое таинство. Он так сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». И вот вы, дорогие наши богомольцы, приходите к чаше Христовой. Эти моменты имеют неизгладимое для вас впечатление. Мы тоже вас принимаем, потому что каждый из вас лично приходит ко мне, рассказывает свои трудности, свои духовные переживания. Все это хорошо! Это объединяет нас. Вы приходите к нам получить духовное утешение ценное. А мы видим в вас выполнение воли Божией, которая лежит над нами. Господь велел прощать вам грехи. Мы прощаем вам грехи. Господь велел: «Сие творите в Мое воспоминание». Мы это делаем. Значит, у вас доброе воспоминание о пустыньке. Очень доброе! А по отношению к вам у нас умиленная истинная благодарность за то усердие, которым мы и существуем. И наше назначение в том, чтобы вам служить. А если не будем служить, мы никакого предназначения нашего не выполняем. Ведь эта обитель была создана в давнее время для просвещения и укрепления веры православной в этом крае. Вот так она и существует. Значит, первая обязанность наша – это духовное удовлетворение ваших духовных, религиозных чувств. Многие из вас приходят как бы в последней надежде для того, чтобы поправить здоровье, и для мира совести. Мы это понимаем. Значит, от нас зависит – умиротворить вашу совесть, обнадежить в вашем добром здоровье. И вот мы предлагаем вам то, что Господь уполномочил для вас делать. Поэтому вы для нас уже неизгладимы в мыслях, в нашем сознании, в долге о вас. Так точно и вы, находясь в разных местах, не можете забыть о нас. Потому что, кто бы вы ни были, но если вы раз побывали в пустыньке, то за вас молитва поется «Со святыми упокой», и за вас молитва поется «Под Твою милость». А потом, ранненьким утречком, мы совершаем то великое мироспасительное служение, в котором священники говорят: «Твоя от Твоих, о всех и за вся». Это за вас! Понятно? За вас!

В каждом месте, где вы будете, вспомните: в скромной пустыньке за вас приносится величайшая жертва. Не только за вас, но и за весь мир, говоря: «Твоя от Твоих, о всех и за вся». Разве это не ваши копеечки, разве не ваши свечки, разве не ваше милосердие, разве не ваше усердие? Ваше! Так вот: «Твоя от Твоих, о всех и за вся». Хорошо! Этим мы спасемся. Это первейшее наше назначение – выполнение нашего долга. И первейшее наше утешение, если мы его выполняем. Все это взаимно нас связывает. Вы слышите во время богослужения слово Божие, а потом краткое пояснение-напоминание. Этот долг мы несем! Это мы стараемся взаимно выполнить то, что лежит на каждом из нас. Да поможет нам Господь!

Смысл вашего прихода в обитель в том, чтоб в таинстве исповеди получить разрешение прегрешений и соответствующее ободрение, а также наставление, чтобы приходили чаще к чаше Христовой. А это есть величайшее благо для вашей жизни. Вам дается залог вечной жизни. Будете умирать – эти моменты вспомните! Станете пред судом Божьим – вспомните: Господи! Да, я страшный, крепкий, нераскаянный, не пришедший в чувства грешник, но мы стояли в обители и пели: «Твоя от Твоих, о всех и за вся». Ты сердцеведец. Это мы пели в добрые для нас моменты молитвы, которые восполняют всю нашу жизнь. Ты же Сам сказал: «О всех и за вся». Значит, тут ни время, ни человек, ни обстоятельства, ничто не забыто. «О всех и за вся»! Человеку это трудно понять и объяснить, но по-божески это понятно. Потому что Бог Себя отдал за нашу жизнь. Совершает Таинство не священник, а Бог, Сын Божий, Великий Архиерей, а мы благодать только передаем, как труба. Труба ведь людей-то не питает, а через трубу люди получают воду живительную. Так точно и мы. Мы только передаем. А питает вас Дух Божий! Потому-то с таким благоговением как мы, так и вы, будем жить и благоговейно выполнять, каждый из нас лежащий на нас долг. Аминь.

* * *

Что из себя представляет Божественная Литургия? Она начинается словами: «Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира за людской живот и его спасение». Заклание этого Божественного Агнца – наше возрождение. Мы ответственны перед людьми и друг перед другом. Так мы и за них должны что-то такое приносить. И нет могущественнее благодарности перед Богом, когда мы совершаем Божественную Литургию. Она именуется «Литургией», то есть благодарением, мы изливаем перед Господом свою благодарность. Почему она не именуется литургией покаяния, а благодарения? Потому что взял Господь на Себя наши грехи. Он Агнец, закланный за нас. Нам только созерцать, переживать и благодарить Агнца, Который взял на Себя грехи всего мира.

Вот мы и предстоим. Поэтому наша молитва в Церкви так могущественна. Этой молитвой существует вся вселенная! Если этой молитвой существует вся вселенная, тем паче, конечно, каждому из нас легко спастись. Притом не какими-нибудь бедненькими стоим здесь. И не так, словно просим с таким гнетом. Нет! Заклан Агнец за тебя. И кто? Сын Божий! Поэтому мы, когда присутствуем на Божественной Литургии, возлежим на торжественном Божественном пире, брачном пире возлюбленного Сына Божия. Все это для того, чтобы устроить нас. Представим себе: все это дается на известном угощении, а тем более, когда человек идет на брачный пир. С какой радостью, с каким довольством идет! Смотрите, каким прекрасным бывает с любовью предлагаемое угощение. И видите: Господь Сам Собою нас питает и предлагает Себя! Поэтому Литургия заканчивается моментом, когда приступающим к чаше говорится: «Святая Святым»! Какая радость! Святые призываются получить Святое! Правильно!

Священник принимает исповедь. Священник данной ему благодатью прощает вам согрешения. Если верите в это прощение, значит вы уже святые. Поэтому-то предлагается вам: «Святая Святым». А потом священник раздробляет этого Божественного Агнца. И это уже не хлеб и вино, а истинное Тело и истинная Кровь Христова, и говорит: «Разделяется и раздробляется Агнец Божий, раздробляемый, но не разделяемый, всегда едомый и николиже иждиваемый, но причащающиеся освящаяй». Пусть для некоторых это кажется странным. Но здесь, дорогие наши паломники и богомольцы, вы не случайные у нас. И вам следует напомнить главнейшее содержание как вашего искупления, так и божественного служения и то, что вы можете получить возрождение. За вас Сын Божий заклан был и Сам Сын Божий предлагается в ваше освящение. Поэтому сопоставьте – в каком великом и высоком находитесь вы положении по отношению к вашему искуплению.

Искупитель близок к вам. Сам Собою вас питает! Вы должны благодарить! А ведь на скольких из нас, на каждом в отдельности, лежит долга! Сколько людей здесь бывает! А есть некоторые, которые еще надеются побывать. Значит, мы и за них должны что-то такое делать. Ведь не только их усердием мы существуем, но они уповают о своем спасении, об облегчении своего крестоношения. Значит, мы должны что-то им давать. Вот мы предстоим с благоговением перед величайшим служением, которое Господь совершает. И вот поэтому-то дана нам Церковь Божия. В утешение нам и вам, всем верным христианам, жаждущим благочестия и мира, мы говорим: «О всех и за вся». И действительно, где, как не в церкви Божией, где, как не в эти моменты Литургии, человеческой душе отдохнуть? И вот наступает величайший отдых. Слышим мы призывные слова Христа Спасителя, Который говорит: «Примите и ядите». Как Он ласково нас призывает к своей Божественной трапезе! А потом говорит о значении трапезы: «Пиите от нея вси. Сия есть кровь Моя, Нового Завета, которая за вас и за многих проливается во оставление грехов».

Всякий предстоящий должен подумать: «За тебя Сын Божий проливает Кровь Свою. Как же ты должен отнестись к этому? Беспечно?» Любовь Божественная должна возгревать в нас чистейшее, искреннее усердие благодарности Богу. Спаситель сказал: «Тогда, когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к себе». Что это? Пустые слова Спасителя? Это историческое бытие всего человечества. Это взаимоотношения Бога, отдавшего Себя на крест, и человека. Его крестное испытание имеет такую силу, что Он говорит: «Всех привлеку к Себе». Теперь спроси: «Может теперь кто-то погибнуть? Кто-то такой забыт? Наше ли дело горевать о неверии других?» Нет. Спаситель сказал: «Когда Я буду распят, Я всех привлеку к Себе». Слава Богу! Какое утешение для всех нас! Нет у Господа ни своих, нет у Господа неверующих, нет у Господа чужих. Всех Христос привлекает. Для того Он и пошел на крест. Он имеет на это величайшее Божественное право, потому что не просто Он прощает человека, а за человека отдал Свою жизнь. Значит, кто бы ни был – верующий, неверующий, он приобретен, он искуплен кровью Сына Божия! Он не свой, а Божий!

Во грехах мы рождены, но верим, что за твою греховность Сын Божий умер на кресте. И не просто так Он сказал: «Когда Я буду вознесен, Я всех привлеку к Себе». И привлекает. Пусть каждый посмотрит на себя, на обстоятельства и на всю историю человечества. Разве Господь не привлекал? Всех привлекал и привлекает и будет привлекать. Нам, как христианам, следует всегда трудиться, проповедуя слово Божие. Слово Божие не скрывает от нас того, что мы из себя представляем и что нам потребно. Вот сегодня мы слышали апостольское послание к Коринфянам. Апостол Павел говорил: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите, ибо к стыду вам скажу: некоторые из вас не знают Бога». Это и к нам относится. Христиане – именем Божием крещены, христиане миропомазанием, христиане словом Божиим, христиане Божественной чашей. А поступаем, как неверующие! Отрезвитесь! Будем отрезвляться! Особенно в настоящее время, потому что причина неверия, которое мы видим, которое часто близко нас касается, в самих нас лежит.

Посылая учеников на проповедь, Христос сказал: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари». Потом Он говорит: «Вы свет мира, вы соль земли». Вот какой должна быть наша христианская вера и христианская жизнь! Так вот постараемся! Так, чтобы не стыдно было нам носить наше христианское звание. Да поможет нам Бог! А эти благодатные минуты нашего предстояния на Литургии будем переживать именно как благодарение Господу за все минувшее, за настоящее, за будущее. Лучше всего благодарить Господа! А благодарение Господа, как некоторые святые говорят, это новый, больший сосуд для большей благодати. Если мы будем благодарить Господа, значит, мы будем спокойны, мы будем надеяться, будем считать себя обязанными, нужными быть благоговейными и благодарить перед Богом. Особенно каждый из нас. Знаете, по делам достойны мы чего! А вот Господь долготерпит и сколько великих милостей показывается на вас. Так вот, будем внимательны. Аминь.

* * *

«Но Богу благодарение, Который всегда дает нам торжествовать во Христе, благоухание познания о Себе распространяет нами на всяком месте» (2Кор. 2, 14). Вот видите? Благоухание Христово, как апостол Павел говорит, распространяется через них, через апостолов. Так точно и мы. Должно быть в нас усердие. Мы являемся благоуханием Христовым. Апостол дальше говорит: «Для одних запах смертоносный как смерть, для других запах живительный как жизнь». Вот видите? Мы, христиане, призваны к тому, чтобы стать благоуханием Христовым и в погибающих и в спасаемых. Вот видите – мы должны стать благоуханием! Благоухание – это прекрасный, дивный, чудный аромат. Вы должны быть ароматом. А вы знаете, аромат не требует никакой борьбы, никаких усилий. Он как-то вообще разносится, человек своим обонянием чувствует прекрасный аромат. Точно так и мы должны действовать, мыслить в распространении христианства и утверждении нашей веры. Благоухание мы должны источать! Бывают прекрасные плоды, очень вкусные и на вид приятные, и в то же время они благоухают. Так вот, благоухание – такое свойство, которое без всякой борьбы как-то особенно увлекает, привлекает человека. Апостол Павел сравнивает христиан с благоуханными плодами. Такова должна быть наша жизнь христианская.

Апостол пишет и свидетельствует: «И кто на это способен? Ибо мы не размениваем по-торгашески, как многие, слова Божия, но ведь от чистого побуждения, но ведь от Бога, пред Богом, во Христе мы говорим» (2Кор. 2:16, 17). А вот обратите внимание каждый на себя. К каждому делу надо приложить известное усердие.

Хорошо ли мы знаем, что надо постараться нам в усовершенствовании? Тем паче в слове Божием! Постараемся в этом деле трудиться крепко! Мы должны трудиться в слове Божием! Трудиться будем о слове Божием, приносить желаемые плоды. Вы знаете притчу о сеятеле. Господь сказал, что вышел сеять и, когда он сеял, то это семечко пало в самых различных местах. Но все же оно было посеяно и где-то смогло возрасти: где при дороге, где в тернии, где среди камней. Но все-таки одно зерно попало и на добрую землю и принесло сторичный плод. Не унывайте, что люди как бы не воспринимают наше слово о Боге, проповедь Евангелия. Старайтесь сеять! Сейте, прежде всего способом благоухания Христова. Поставьте себя так, чтобы чувствовалось это благоухание. Это благоухание необходимо особенно в настоящее время. Если мы не будем смотреть на наше христианское назначение как на благоухание, мы без ничего останемся.

Представим себе, что сейчас ожидает священника? Жутко! Никакой преемственности нет. Умирает священник. А найдете ему достойную замену? Нет! Какое положение? Страшно, жуть! Теперь посмотрите каждый на свое семейство. Вы жалуетесь, что те или другие неверующие. Если вы жалуетесь на тех, которые воспитаны на христианских началах, в христианской семье, что же говорить о тех, у кого никакой веры нет? Довольно уже того, что не преследуют, не бранят, не ругаются. И этого уже довольно. Вот та реальная действительность, в которой мы находимся. Так вот, скажите, что ожидает веру и что ожидает Церковь Божию? Не надо скрывать этого от нас. Надо ясно смотреть, в каком положении мы находимся и что нас ждет. Мы останемся совершенно без ничего. Надо думать о созидании! В созидании надо начать жить! Надо, чтобы в вашей жизни появилось благоухание Христово. Это необходимо. Вы для этого имеете прекрасную возможность. Но, конечно, вы не хотите трудиться, не хотите брать на себя подвиг! Вот как получается! А в каждом деле нужен подвиг. И не говорите, что я поставлен в тяжелые условия и избрать надо что-то, то-то и то-то. Ничего подобного – не избирать, а трудиться в тех условиях, в которых вы находитесь. Сначала осознать те прекрасные условия и в этих прекрасных условиях делай дело Божие. Вот это * будет проповедь! Тогда можно надеяться на рост Церкви Божией и на Ее сохранение. А если мы так все оставим, будем говорить «ладно», будем считать себя неответственными, то горькая, страшная участь ждет нас. На это не надо закрывать глаза. Что сказано: «Отнимется от вас Царство и дастся народу поверившему Мне. А кто со Мной не собирает, тот расточает». Значит, мы не только Церкви Божией не помоществуем, а последние остатки хороним!

Каждый из нас живет в известных условиях, он должен делать что-то. Далеко ходить не надо, и других каких-то служений и поприщ избирать не надо, а в том, в чем ты находишься, делай. Делай так усердно, делай так красиво, делай так прилично, с глубоким сознанием, что тысячи вокруг тебя будут спасаться. В нашей обители, во всяком храме есть свои святыни. Если в храме есть что-то такое особое, которое будет вызывать у людей симпатии и потребность бывать в храме, то и верующие будут, и храмы будут. Если обитель какую-то духовную ценность имеет, что-то такое дает, так вы уж постарайтесь и в следующий раз, если найдется у вас возможность, обязательно приехать. Почему? Вы сюда приехали не просто так. Не просто чего-то посмотреть. У нас ничего нет, кроме леса и скромненькой обители. А почему вы приходите? Вы приходите, чтобы помолиться, послушать слово Божие. Здесь невозбранно вас призывают к таинству исповеди, причащения, соборованию. Кто только хочет – призываем всех! Если у вас есть потребность, приходите! Вот это и есть настоящее начало внешних форм. А когда вы осознаете дух Евангельской проповеди, то по-другому посмотрите. И когда будете причастниками так, как вас призывают и вам советуют, тогда благодать Божия будет вас осеневать, вы еще нас помянете. По-другому будете смотреть на самих себя, на величайшие ваши обязанности и уразумеете прекрасный путь, которым Господь Бог ведет вас. Каждый из нас собственной своей верой одухотворит, сможет влить в него жизнь, жизнь Евангельского Духа и тогда будет апостолом.

Хорошо, когда человек здоровый. Значит, трудись крепко, держи себя в страхе Божием, чтобы здоровье не повлекло тебя к грехам. Теперь ты человек немощный. Какой прекрасный путь! Терпеливо неси, терпеливо благодари за то, что Господь немощью твоею избавил тебя от жутких и страшных грехов и падений! Радоваться нам не нарадоваться такому положению! Немощному – красота радоваться! И помни, что, если мы терпеливо снесем наши раны, они являются для нас не только физическим страданием, а язвами Иисуса Христа. Как это так? Видите, какой одухотворенности мы можем достичь? А все отчего? Оттого, что каждый должен осознать, куда он идет, что ему поручено, и что его ждет. Церковь Божия души наши, сознание наше просвещает. Она не какая-нибудь учительница, а родная твоя мать, Церковь Божия. Поэтому Она, так как ты такой невнимательный сын, рассеянный, уже Сама, как любящая мать, в сердце твое, в уста твои влагает Свои мольбы за тебя к Богу. Все сводится к тому, чтобы пробудить нашу сознательность. Да поможет нам Бог! Видите, наши дорогие паломники и богомольцы, что посещение обители дало вам возрождение благодати. Мы предлагаем вам таинство исповеди, предлагаем вам чашу Христову, предлагаем вам таинство соборования. И каждый день! Ведь для того вы и пришли в обитель! Вот вы пожелаете прийти к причастию, да не сможете. Нет у вас храмов или обстоятельства семейные заслоняют. Ведь сколько живет таких людей! Живут в своих семействах, воспитали, вырастили своих детей, а приходится молиться под одеялом! А здесь, пожалуйста, молитесь! Раскрывайте перед Господом желания свои, получайте благодать. Раз мы получили здесь то или иное наставление, постараемся в жизни осуществлять его делом. Читай Слово Божие! Теперь уже никто не может извиниться в безграмотности. Теперь безграмотных людей не откроешь! Все грамотные! Читай Слово Божие – это начало будет! Читай Слово Божие – будет вера, будет упование. Будете верным, спасительным путем идти, в чем да поможет нам Господь.

Итак, заканчивая наше вечернее богослужение, поем всею церковью: «Под Твою милость...»

* * *

Видите, как много было дано нашим предкам! Но этих добрых условий у нас нет, особенно в настоящее время. Притом скажу, братья и сестры, если мы так будем жить, наши ряды будут страшно редкие. Как в обобранном саду случайно остаются плоды, так и верующие. А в дальнейшем что будет? Вы же верующие, должны понимать – теперь, чтобы сделать верующим, привлечь человека во цвете лет – попробуйте. Человеку 57 лет – его и учили, и стращали, и подставляли такие обстоятельства, для того, чтобы не только в нем, но и вокруг него, все было атрофировано для веры. Атрофировано для веры! На что вы надеетесь? Что вас ждет? Подумайте, что ждет ваших родных, о которых вы как будто скорбите, что они без веры. Вы подумайте о самих себе – что вас ждет?!!... Действительно, что вас ждет до тех пор, пока люди живут без веры в Бога? Какая жалкая у них жизнь! Вы посмотрите на их жизнь – у них получается в жизни как будто бы все: и образование, и молодость, и условия, а какая пустая у них жизнь! На них смотреть даже страшно! А ведь они живут в этом страхе. Мы ответственны за них. Видите, какой лежит на нас подвиг? Не только сохранить свою веру, но и для них ее показать, показать веру.

Наступило теперь время не учить, а показывать. Мы можем показать. Каждый теперь подумает. Вот ты считаешься христианином, в том или ином звании или положении, а что ты делаешь для утверждения веры? Возьмите любой приход. И что же приход представляет из себя? Люди, самые ближайшие, которые находятся на этом приходе, какой на них груз лежит. Даже найти сторожиху или какого-нибудь служителя Церкви – нет человека. Люди посещают Храм Божий чисто случайно. Но это не может нас оправдывать. Вот в каком вы жалком положении остались. Надо же думать – это очень прискорбно! Когда человек не имеет в жизни ближайшей, светлой, утвержденной перспективы. О чем это говорит? Это говорит о том, что мы поставлены во времена Апостольские. Апостолы даже никакой перспективы не имели, кроме страданий Христа. Они кончали жизнь в тяжких испытаниях: кому голову отсекли, кого на кресте распяли или зверям отдали. И первые христиане жили так, они за каждый день боялись: или их отдадут зверям или деток отберут и зверям отдадут. Вот так христиане жили. Они жили так около 300 с лишним лет. Но что же их утвердило и оставило верными в вере? Чувствовали они веру в Бога, чувствовали правду и потребность веры.

Так точно и теперь. Если внутри человека есть потребность в вере – он будет веровать и найдет веру. Теперь все верующие, если можно так выразиться, поклоняются. Но мир настроен так, что верующий человек является как бы ненормальным. Видите что! И если его нельзя переубедить, его сажают в дом умалишенных. Факт. Как нам себя вести? Теперь сами посудите, как необходимо дорожить теми благодатными возможностями, которые Господь нам дает. А что касается Литургии, Чаши – это Царство Божие, это небо на земле! Это то основание, на котором может человек успокоиться, утвердиться в вере, просветиться в вечность. Чаша дает нам вечную жизнь. В этом правда Божия! Как для себя, так и для других, Поэтому разумей такую возможность – как мы этим должны дорожить, а тем более, когда приходим в обитель. Зачем? Посмотреть, да воздухом подышать? Нет, мы к Чаше приходим. В других условиях этого не найдешь. Все нам дано – вера, обстоятельства – мы должны этим дорожить. Ясно надо смотреть на то, что ждет нас. А потом пожалеем, да уже поздно будет.

Братия и сестры христиане! Теперь все люди грамотные. Никто на свете не предупредит вас – хочу выразить вам мольбу: «Читайте Слово Божие! Через Слово Божие осенит всех вас Дух Божий, и вы будете спасаться». Так Церковь Божия исповедует: «Святым Духом всякая душа живится». Теперь наступает преполовение праздника. Читается очень дивное Евангелие, в котором Господь говорит о живой воде. Он говорит: «Кто верует в Меня, у того потекут реки воды живой». Это говорил он о верующих, которые имели Духа Святого. Эту воду надо содержать! Если эта вода будет в нас, мы сами спасемся и вокруг себя весь мир спасем. В чем да поможет нам Господь!

* * *

Внутреннее содержание потеряно. И как это могло получиться? А очень просто. Часто внешняя форма не только не дает роста, а всякие ростки заглушает и забивает. Вот так оно получается. В старое время мы видели, какое могущество Церкви, монастырей, их цветущее положение. Почему, собственно, недоразумение возникло? А в том, что вперед не смотрели. А те, которые вперед смотрели, они оставили нам напоминание и жизнью своею свидетельствовали, что понимали положение времени и указывали. Вспомните Тихона Задонского. Вспомнить надо Феофана Затворника: бежит. Как же это так? Теперь возьмем многих других, которые уходили. Казалось – надо громить, указывать... а они – уходили. Они смотрели вперед! Тихон Задонский говорил, пробуждая общую спячку и холодность веры. Феофан Затворник уходил в затвор, поскольку положение, в котором находилась Церковь Божия и характер монастырской жизни были таковы, что невозможно было что-то сделать. Он решил: пойду в затвор и в затворе буду делать самое насущное. Что самое насущное? Народ живет без Слова Божия! Страшно подумать и даже представить. Как же это так? В старое время народ жил без Слова Божия! Да, жил без Слова Божия!

Слово Божие богато было, но люди-то не имели к нему никакого интереса. Поэтому Тихон Задонский еще в XVIII веке старался возбудить сознание проповедью, а Феофан Затворник в XIX веке хотел помочь простому народу, чтобы народ понимал Слово Божие, стал бы им дорожить. И он вот начал писать. Слово Божие прекрасно изъяснено Иоанном Златоустом. Но Иоанн Златоуст – это громаднейшие 12 томов – 25 книг, бедному крестьянину какому-нибудь можно было их иметь? Это целое громадное сокровище, и вот Феофан Затворник решил помочь народу. Надо было составить краткое по духу и по содержанию, как у Златоуста, понимание Слова Божьего, и предложить народу. Он над этим трудился. Будучи в затворе, он получал письма и на них отвечал. Он отвечал на них так, как требовало сознание Слова Божия и ответственности перед Богом. Он все изъяснял. Вот эти-то письма составили внутреннюю духовную жизнь, из которых и составились потом книги: «Путь к спасению», и «Как начать христианскую духовную жизнь», и «Начертание христианской нравственности». Как Тихон Задонский, так и Феофан Затворник усматривали единственную возможность, чтобы народ подготовить к грядущим испытаниям. Слово Божие пробуждает наше сознание.

Так точно нам сейчас приходится жить при таком трудном положении. Мы можем быть совершенно инертными, мертвыми, и внутренне совершенно чужими. До тех пор, пока мы не займемся тем делом, о котором мы сегодня читали в Евангелии. Спаситель сказал Никодиму: «Надо родиться свыше». Надо осознать внутреннюю ценность. Эту внутреннюю ценность проработать, а что против – отвергнуть. А что мы видим? В церковной жизни, в монашеской совершенно нет работы внутреннего духа, нет того, чтобы в нас совершалось благодатное возрождение. Придут иные времена! Потому что тех средств, которые мы теперь имеем – их не будет. Не будет материальных средств. Материальные средства мы сейчас имеем. Но наступит время, когда Церковь Божия восчувствует материальных средств. Почему? Да ведь большинство – верующие по традиции. А преемников этой традиции нет. Чтобы сделать современного человека верующим – – большой труд. Этот большой труд почти невозможен. Чтобы современного человека, который с детства воспитан в атеистическом духе, чтобы сделать верующим, да еще православным – почти невозможно. Появляются единицы, на которых смотрят, как на ненормальных.

Смотрите, какая нас ждет перспектива! Надо взяться за внутренние сокровища, за собственную жизнь, за собственную веру. Веру надо утвердить, укрепить, напитать Словом Божиим. Этого мы пока не вполне сознаем – надо трудиться! Тогда все прочее приложится. Мы забыли, что имеем много прекрасных возможностей: имеем и храмы, но к прискорбию, они, кроме воскресных дней, пустуют. Имеем и Слово Божие, но его никто не читает. А какую мы получили прекрасную возможность, кто может извиниться в том, что не имеет Слова Божия? Так вы же грамотные, так неужели у тебя нет возможности переписать Слово Божие собственной своей рукой?! Этого не делают... А ведь вы прекрасно грамотные... Бумагою мы не дорожим. Возможностей и времени тоже сколько хочешь... Если мы будем держать себя так и так понимать веру и положение Церкви Божией, то к нам относятся слова Христа-Спасителя, который сказал: «И отнимется от нас Царство Божие, и дастся народу, творящему Его». Аминь.

Прощеное Воскресение

Еще послушаем божественные слова нашего Спасителя и Его божественное Евангелие, которое только что слушали: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, простит вам и Отец ваш Небесный. Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш Небесный не простит вам ваших». Вот видите, на основании чего, приступая к поприщу Великого поста, Церковь Божия словами нашего Спасителя предлагает вам – прощайте друг друга. Будете прощать друг друга, и Отец ваш Небесный простит. Теперь смотрите, какую умилительную священную песнь мы слышим: «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю» (Пс.68:18, 19). Взгляните на нашу греховность, на нашу бестолковость, растерянность, бедноту! Господь наш иначе не хочет нас принять. И не смотрит на нас иначе, как на прекрасного отрока. А отрок прекрасный, какой прекрасный! Смотрите, сколько у него светлых способностей ума, сколько у него бодрости, а сколько у него светлых надежд. Вот как нас Господь принимает! Не как каких-нибудь отверженных, погибших грешников: «Не отврати лица твоего от отрока твоего». Кто это поет? Тот Давид, тот убийца, прелюбодей, который много совершил ужасных преступлений! А вот видите, душа приходит к Богу, и Духом Святым, устами этого грешника воспевает! Он грешник был, а смотрите, как он приходит к Богу, какая у него юная прекрасная, отроческая душа: «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю».

Видите, душа не стареет, не становится плохой, некрасивой, – а напротив – чистой, святой, бодрой, юной, красивой. Так вот, с этими душами мы и приходим. Почему мы так приходим? Так приходим к нашему Отцу Небесному, Который нас такими прекрасными, бессмертными, способными, светлыми, счастливыми создал, и хочет Он этого и такие мы и есть. Так вот, для того-то и дано нам слово Божие, для того даны нам божественные тайны, для того Отец Небесный никогда, ничего – верует ли человек в Бога, живет ли он добродетельно, или нет – никогда ласка Божия, любовь Божия его не оставляла и вечно не оставит.

Потому что воля Отца Небесного в том, чтобы мы все спаслись и в разум истины пришли. Для того, чтобы спастись, будем же достойны Царства Божия, будем его чувствовать. В чем же царство Божие? Царство Божие в любви. Первое проявление любви – надо друг друга простить, и в примерности жить. А среди людей бывают и адские состояния, жуткие, ужасные состояния, которые человек еще до смерти уже переживает здесь. Реальнейшим образом ужасные страдания и жуткости ада и смерти. Какие? А вот какие! Огорчится человек, огорчится и говорит: «Ну вот, я тебя уничтожу». Вот ад, вот предвестие отвержения Божия, – жуткое состояние! Вот видите, до чего нас доводят страсти? Страсти помрачают человека: «Уничтожу тебя и себя». Вот видите, обуяла сердце человека злоба и ненависть. Господь говорит: «Если вы будете прощать друг другу согрешения ваши, и Отец ваш Небесный простит». Так следует нам порадоваться, неужели человек недостоин того, не заслуживает того, чтобы о нем хорошо говорили, чтобы о нем хорошо напоминали? Так вы скажите – что более уверенно и действенно напоминает нам об этом, чем Божественное Евангелие?

Так скажите после этого – может ли человек не любить Евангелие? Не зная Евангелия, человек не знает себя, не знает своих красот, не знает тех благодатных, духовных и физических сил, которые Господь вложил в существо природы человека! С какой стороны мы ни посмотрим на Евангелие, с какой мы стороны ни обратимся к Церкви Божией – смотрите, сколько красоты, сколько полноты, широты радости, блаженства! Где можно найти и чем человека можно уверить? Уверяет вас Сам Сын Божий, Который сказал: «Тогда, когда Я буду распят на Кресте, Я всех привлеку к Себе». То говорит Сын Божий! Он не просто так пришел, а люди Его не познали! А Пилат Его по своему честолюбию или недоразумению распял. Еврейский народ не признал Его, отверг как Мессию и распял Его на Кресте. Нет! Он пришел взыскать и спасти погибшее. Кого? Тебя, человек! Так вот и смотри! Христос Спаситель распят на Кресте ради тебя. И поэтому Он сказал: «Тогда, когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе». Всех! Нет у Него неверующих! Всех Он привлечет. Нет у Него грешников, всех Он привлечет!

Когда человек придет в сознание, он будет крепко любить Господа! Когда человек падший, жуткий, страшный, безнадежный грешник придет в сознание, он будет благоговейно стремиться к Господу: «Господи, только крестные Твои страдания могут меня спасти». Отдашь тот долг, ту вину, которую я заслужил грехами своими? А сколько на грешниках долгов! Жутко! Он может покаяться. Как же так покаяться?! Так сколько ты сгубил душ, сколько ты жуткостей для людей наделал? Уж не говоря о том, сколько сам себе принес зла, погибели, и другим! Ты хочешь покаяться, и в этом покаянии тебе есть прощение! Кто же это за тебя должен покаяться? Вот за тебя-то и покаялся на Кресте Сын Божий. Нелегки были мои и ваши грехи, когда Господь перед крестом молился в Гефсиманском саду: «Боже Мой, Боже Мой! Если можно, пусть мимо пройдет эта чаша». Тогда Он молился, чтобы была отнята эта чаша. Но ответа не было, и тогда Он сказал: «Не Моя, но Твоя воля да будет». Господь как знал, когда готовился. Он знал каждого из нас, и поэтому со Своей стороны Он все даровал, чтобы человек почувствовал Его величайшие достоинства, почувствовал, как любит его Отец Небесный, какая по отношению к нему оказана любовь!

Ну что ж, человек, это тебе не требуется! Это тебя не трогает, не приводит в сознание! Что ж тебе надо? Чем это ты таким оказался? Шлаком? Нет, не шлак! Осознает человек, вы не думайте, верующий призван благодатным высоким переживанием! А неверующий, вы посмотрите, как он жалок, как он тоскует, как его душа, как у того отрока, плачет: «Не отврати лица твоего от отрока твоего». Однажды мне пришлось встретить такого юношу, которому предстояло и то и другое испытание – тюрьма, а потом, для того, чтобы загладить вину, его поместили в дом умалишенных. И вот однажды он мне рассказывает (а он юношей еще был, лет 16–15): «Знаешь, батюшка, меня ничего так не трогает, как те песнопения, которые поют Великим Постом: «Не отврати лица твоего от отрока твоего», – это для меня поется»! Посмотрите, какой прекрасный, даровитый, способный юноша, в 16 лет он уже назубок знал английский язык, какие прекрасные у него надежды, способности! А жизнь у него сложилась, что пришлось ему в жутких, тяжких условиях находиться в доме умалишенных, а потом на глазах у родителей повесился. Что довело до этого, на ком вина? Родителей и общества!

Душа его чувствовала, когда он был прекрасным, способным, когда он усердно молился Богу. И когда пели эту священную песню, душа его чувствовала, как она поет. Душа его страдала. Пророчески он знал свою мученическую смерть. А вы знаете, умалишенных не судят, им грех самоубийства не вменяют, потому что они вне своего рассудка. Но вот страшно, что родители, а часто и общество, доводят человека до сумасшествия. Вот об этом надо подумать! Вот для него Христос умер, а душа его, бессмертная, чувствовала. И вот он приходил и говорил: «Больше в богослужении ничто меня не трогает: «Не отврати лица твоего от отрока твоего"»! А у самого на глазах слезы. Что такое? Какие глубокие тайны заложены в богоподобной, бессмертной душе человеческой. Так куда же человек может деться. Подвиг Великого Поста раскрывает перед нами красоту того, как Господь заботится о нас, дает нам все возможности, умилительные способы, как тронуть человека, как его спасти, как его простить. А потом приходит к нам и смотрит после всех молитвенных подвигов. Приходит конец Великого Поста – Страстная неделя, а потом само Воскресение Христа Спасителя! Для чего это все? Это нужно для человека! Вот Церковь Божия ежегодно и восстанавливает в нашем сознании великие домостроительства спасения людей. Все это совершено Спасителем! Так точно и мы. Не просто так простим друг друга, а положим начало. Мы ответственны друг перед другом! Мы должны служить друг другу! Сам Сын Божий сказал: «Я не пришел в мир, чтобы Мне служили, но чтоб Мне послужить и отдать душу за спасение многих». Аминь.

* * *

Причастие святых Христовых Тайн является залогом вечной жизни, вашего здравия и благополучия. Так вот, смотрите, какой великий, славный, нужный для вас предстоит путь и деятельность. Залог вечной жизни вы получили. Думайте о вечной жизни. Здоровье вы получили и благополучие. Видите, от вас требуется крепкое внимание к самим себе. Вы получили залог вечной жизни. Причащение – это лекарство бессмертия. Вы получили залог вашего здоровья. Храните свято причащение. Будете свято хранить причащение – здоровье будет. Хотите, чтобы благополучие у вас было, – живите духом причащения Христова. Подражай Господу, старайся любить Господа крепко. Потому что Он к тебе пришел. А Господь говорит: «Научитесь от Меня. Я кроткий и смиренный и найдете покой душам вашим». Чего вам крепче надо? Господь посещает вас, дает вам залог не какого-нибудь здоровья, а бессмертия. И Сам Собою вас питает. И говорит, что Он залог вашего благополучия. Значит, от вас требуется деятельность. Крепкая вера, привязанность к любви Божией. Господь вас так полюбил, а вы как любите? Господь вас так полюбил, что не пожалел Себя на смерть отдать за вас. Для того Он отдал Себя за нас, чтобы искупить нас от греха, проклятия и смерти. И теперь Он нас питает Телом и Кровью Своей.

Скажи, человек, что лучше, чем быть питаемым Телом и Кровью Спасителя своего? Господь говорит: «И ты жить будешь вечно». Какая широта, полнота, убежденность! Будете об этом размышлять, будете чувствовать, какие прекрасные вы личности: какая красота, какая уверенная деятельность, какая близость благодати Божией! Этим-то духом и надо жить. Сам о себе подумай, человек! Вот ты имеешь грехи. Господь кровью Своей смыл с тебя эти грехи. Смотри, какой ты чистенький! Смотри, сколько тебе радости, сколько упования, что грехи твои прощены. Не просто сказал Господь: «Я прощаю». Не просто священник говорит: «Данной мне благодатью прощаю и разрешаю грехи». Нет, Господь кровью Своею смывает с тебя грехи. Вот это есть причащение! Ты подумай: какой ты святой. Сегодня все твои косточки порадоваться должны, потому что ты омыт кровью Христовой! И твое благополучие в руках Божиих. Как ты должен крепко веровать! А для того, чтобы вера была, ты должен крепко понимать, кто ты такой.

Ты должен же пожалеть себя. Сколько Господь дает тебе радости, крепости, вечности, и неужели тебя это все не трогает, и неужели ты где-то в другом месте хочешь что-то найти? Зачем же ты сам себя обманываешь? Зачем же ты сам на себя навлекаешь то, что является разложением, жуткостью? Господь предает тебе Самого Себя. Смотри, какой ты чистенький, кровью Сына Божия омытый. А напитанный чем? Телом и кровью Христа Спасителя! А одетый чем? Христом Спасителем! В этой-то святости и надо ходить. Кающиеся грешники – какую перемену в них производило покаяние? Иди вперед! Что у вас сделано, больше этого не надо делать. А чего не делать, вы сами знаете! Но это не так-то просто. Может быть, физически вы этого и не делаете, а греховность омрачает и душа покоснилась, жуткая и нехорошая. Так это же еще больший позор, что человек не имеет возможности удалить свои гадости. Умом же и сердце утешается. Хорошо, а вот если наша греховность от нас не уйдет, как с этой природой разделаться? Это есть то, о чем Господь Спаситель сказал: «Возьми свой крест и иди за Мной. Никто не может быть Моим учеником, если не отречется от себя и не возьмет своего креста и не последует за Мной». Значит, все, что сделано нами, ничто мимо нас не пройдет. Оно наше! Значит, от него надо отречься! Господь как говорит: «Отрекись, отрекись от себя и возьми свой крест и иди за Мной». Будем этому божественному призыву внимать. Так вот, причастники, требуется от вас глубокое и искреннее размышление.

Порадуйтесь! В основу причащения положите радость. Смотрите, как Господь милостив к нам! Постарайтесь держать себя в этой святости. Вот это и есть настоящая, истинная, спасительная епитимья! Не делать того, что наделано! Чтобы не только физически, но и душою не делать! А то видите, грехи наделали, а они сделали нашу душу похотливою, нечистою, мерзкою. Видите? Это же наша душа такая стала! Почему она такая стала? Потому что вы согрешили. И душа-то ваша невинная и тело невинное стало – отрекитесь от лукавности и греховности вашего тела. Человек досаждает плоти своей. Чем? Грехами своими! Хорошо это? О, не хорошо! Господь все дает вам. Несмотря на нечистоту, на мерзости ваши – приходит Господь, возрождает и очищает нас. Почему? А потому что Сердцеведец знает нас – ничего у нас нету, одни грехи! Все наши обещания недейственны, потому Сам приходит к нам и хочет, чтобы вы с любовью Божией жили. От нас требуется одно: поручить себя Богу, поверить Господу, иметь доброе произволение не противиться спасающей благодати Божией, и вы будете спасены! Требуется глубокое внутреннее перерождение нашего сознания, чтобы не противлением, а любовью Божией у нас было преисполнено сердце. В чем да поможет нам Господь!

* * *

Матери, сестры, братья христиане!

Во всем особая проявляется забота, милость, мудрость Божия в деле нашего спасения. Вы прекрасно знаете, что когда человека увещевают, он прислушивается и меняется. Но иногда бывает, что это увещевание уже не действенно, и тогда требуются особые, устрашающие, решительные меры. Заканчивается чтение Евангелия от Матфея. Кто бывал в Церкви Божией, тот прекрасно знает, как в этом Евангелии постепенно развивается все домостроительство нашего спасения: как Господь Бог воплотился, как Он проповедовал, как страдал, а потом принял смерть. Это Евангелие вкратце раскрывает всю деятельность, все домостроительство Христа Спасителя, выраженным Его пришествием в мир. А вот евангельские слова, на которых наше внимание останавливается. Господь перед Своими страданиями, как бы находясь последнее время с учениками и с народом, предупреждает. Господь говорит: «Тот, кто слушает слово Мое, тот матерь, сестра и брат Мне есть». Если мы слушаем слово Божие, то мы приобретаем такую близость и так близок бывает нам Господь, что мы делаемся сестрой, братом и матерью Божией. Вы слышали подтверждение слов Господних: «Скорее небо и земля мимо пройдут, нежели одна черточка не совершится из того, что Я сказал». С каким вниманием, с какой верностью мы должны относиться к слову Божию! Господь сказал: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». У каждого из нас жизнь совершается в таких условиях, что человек не может часто сказать, когда закончит земное пребывание здесь, когда Господь его призовет и в каких обстоятельствах. Каждого из нас окружает тайна. Вместе с тем мы прекрасно знаем, что к этому неизбежному концу каждый из нас приближается. Господь предупреждает нас: «Будьте бодрственны!» Для того, чтобы каждому человеку жить, требуется немало, прежде всего – соблюдение нравственной жизни. Нет такого момента, таких обстоятельств, где бы человек был оставлен в покое. Всегда надо иметь напряженное бодрствование. Только в бодрствовании он может считать себя стоящим. Поэтому наша духовная жизнь укладывается в двух словах: умное трезвение и молитва. Мы должны всегда трезвиться и пребывать в молитве. Трезвение необходимо нам – если не будем трезвиться, то совершенно потеряем то, в чем даже находимся. А молитва нам нужна для того, чтобы пребывать в том, что мы есть. Поэтому постараемся выполнить волю Божию.

Апостол Павел в своем послании ясно говорит, что воля Божия во Иисусе Христе о вас та: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все Бога благодарите». Радоваться тому, что мы дети Божии, что Господь так о нас беспокоится, окружает любовью. Все, что мы можем представить себе и в тех условиях, в которых живем, мы можем поражаться тому, как любовь Христова объемлет нас. Мы люди разумные – нам дана жизнь. Все то, что окружает, научает нас, что мы здесь на земле ни в чем не можем найти покоя. Требуется человеку такая опора, уверенность, и требуется человеку особая милость благодатного озарения и благодатные силы для его стояния. Мы в сознании на первом месте должны иметь – кто мы такие? Мы дети Божии! Как же нам быть, как стоять, чтобы сознавать этот дар Божий, что мы дети Божии? Надо непрестанно молиться и за все Бога благодарить! Господь предоставил нам такую благодатную возможность! В храме Божием мы чуть ли не все причастники! Как это прекрасно! Некоторые же относятся к этому с совершенным пренебрежением. Такая великая милость Божия! И приходят они к тому, чтобы приступить к чаше Христовой, а у них не находится никакого другого сокрушения, кроме одного: «Вот я вчера скушала яичко». Как будто бы то, что ты скушала яичко, является преградой между тобой и Богом. К какому таинству ты приходишь? Задают вопросы: «Мне завтра обязательно надо отслужить молебен, потому что я именинница». А я спрашиваю: «А ты причащаться будешь?» «Буду». Как же так? Ты причащаться будешь, к тебе придет Господь, так поговори, побеседуй с Господом, попроси, чего тебе надо. Какой же тебе нужен молебен? Ведь Господь Сам к тебе пришел! Осознавай – Господь к тебе пришел! Ты здесь в такой близости находишься к Нему – проси! То, что ты причастилась, никакого значения для тебя не имеет, а надо служить молебен! Какая здесь вера? Вы совершенно не верите в могущество и целительность этого всеочищающего значения таинства причащения. У нас нет на человеческом языке выражений, образов, которые разрешили хотя бы чуть-чуть прикоснуться умом к этому величайшему таинству. Господь приходит к нам, в наше сердце вселяется, делает его обителью Своей и Своими Божественными Тайнами, Телом освящая нас, омывая с нас грехи и тело наше делает соответственным Христу! Вот какую тайну надо иметь в сознании! Если человек это будет иметь, он уже совершенно по-другому будет относиться к Причастию. Сознав, что к нему пришел Господь, с Господом своим Спасителем побеседует, изложит перед Ним свои нужды!

Самое главное, ты должен порадоваться тому, что Господь так близко к тебе пришел, и что Он хочет того, чтобы твое сердце было по сердцу Божию! Вот почему ты должен думать не о житейском благополучии, а о том, что Господь приходит для того, чтобы твое сердце сделать по сердцу Своему! Господь говорит: «Сын Мой, дочь Моя, дай Мне сердце твое»! Вот мы стоим за Божественной литургией. А за Божественной литургией звучат такие слова (их произносит священник): «Горе имеим сердца»! Вы в этот момент, когда священник их произносит, поднимите свои сердца ко Господу! Господь призывает нас. Переживая это великое таинство, мы поем: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея!» Прежде чем мы причастились, уже поем хвалебную песнь небу и земле: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея!» Отчего? Оттого, что Сам Христос пришел и совершает служение «О всех и за вся». Как же тут не радоваться? Скажите, где место греха, где место неверия, где место смерти? Нет! Сам Христос Спаситель совершает это великое служение и призывает: «Примите, ядите, пиите от нея вси». Теперь заключается с нами Новый Завет. «Сия Кровь Моя, Новый Завет в Моей крови, которая за вас и за многия проливается во оставление грехов». Вот какой тайной, великой тайной мы должны жить, вот что должно наполнять наше сердце. Когда будем в таком состоянии, мы совершенно по-другому будем и к таинству приступать, и переживать эти великие моменты и перерождаться. Если же мы не будем верить в могущество этого таинства и не будем верить, что нам предлагается самое существенное, самое величайшее наше счастье, то мы не христиане, поскольку не понимаем, что значит жить в Боге! Да поможет нам Господь жить именно этой верой! Постарайтесь в своей жизни всегда хранить то первостепенное, что является содержанием веры вашей и основой вашего спасения. Такова апостольская вера. Апостол Павел в своем послании так и говорит: «Я верую в Сына Божия, меня возлюбившего и предавшего Себя за меня». Каждый должен на этом строить свою жизнь, в этом черпать свои радости. Господь видел апостола Павла и знал, что он гонитель и обидчик. А потом был призван Господом и после этого какую он стяжал веру. «Я верую в Сына Божия, меня возлюбившего и предавшего Себя за меня». Каждый из нас должен чувствовать и осознавать: Господь тебя возлюбил и Господь за тебя на кресте умер! После этого, скажи, какова должна быть твоя вера и какое пламенное желание ко Господу! С каким усердием ты должен приступать к чаше Христовой! На этом камне надо строить свою жизнь. Другого пути спасения нет. А ведь это доступно.

И вы, пришедшие сюда в обитель, помните – это должно быть для вас самым главнейшим. На этом вы строите свое упование, в этом черпаете нужные вам благодатные силы для души, и для здоровья, и благополучия вашего. Господь на вечере сказал о Чаше: «Я дам ее за жизнь мира». Пребывая в обители, помните, что вас обитель всегда призывала к Чаше Христовой. В Чаше Христовой все! Вся наша будущая жизнь. Мы живем в обществе и несем долг, ответственность за весь мир. А Господь сказал: «И дам ее за жизнь мира». Поэтому, когда мы так усердствуем о причащении, мы несем величайший долг перед всей Вселенной. Вашим причащением живет вся вселенная! Хорошо! Как хорошо! Иначе и быть не может. Вы ведь дети Божии! Вы должны быть преисполнены любовью Божией. Господь сказал: «Будьте совершенны так, как Отец ваш Небесный совершен». Мы удостоились такого великого служения, такого великого таинства! Мы не отделяем себя от мира! А раз это залог вечной жизни, мы благоговейно приступаем к Чаше Христовой.

Комментарии для сайта Cackle