Азбука веры Православная библиотека архиепископ Варфоломей (Ремов) Записка с изложением Слова при наречении во епископа


архиепископ Варфоломей (Ремов)

Записка с изложением Слова при наречении во епископа

Доброе дело слово научения; еще лучше назидательный пример, но что несравненно выше того и другого? Как назовете вы ту третью силу? – Эта сила есть Сострадающая Любовь, эта сила есть страдание за другого, дающее ему начаток возрождения.

(М<итрополит>1 Антоний)2

Господь пришел и принес Себя именно нам, людям, благоволил пройти нашим путем жизни, жил в наших условиях жизни. Так дано нам спасение, – спасаться мы должны в этих земных условиях жизни, мы – люди – содевая3 свое спасение (Флп 2:12)4.

Светлый луч солнца утром радует – обещает яркий свет дневной и ласково-тихий свет вечерний.

Жизнь просит солнца, и солнце дает оживление: ни холода, ни тьмы, мы ведь не хотим; да, не хотим.

Восход и утро человека – юность я благословляю с надеждой и крепкой думой о его полудне и вечере.

Господи, как устремляется человек к величию; но куда заводят пути достижения его?!

Чистая радость жизни есть та жемчужина, за которую можно все отдать, всем поступиться (ср. Мф 13:45–46)… //5

Господь обещает, что многие приидут от востока и запада, и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии небесном (Мф 8:11). Здесь отрадно воспринять обетование не только 1) блаженства и при том 2) личного, но и 3) единого, общего со святыми, 4) блаженства многих (и ненадеющихся – робких и грешных, лишь бы не противников Бога, Мф 12:31–32; 1Ин 5:16–18). Думается даже больше, эти слова (особенно если принять во внимание обстоятельства их произнесения) успокаивают недоумение, будет ли место в Царствии небесном не ведавшим Христа.

«Всегда содержи пред собою в памяти Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых» (2Тим 2:8). Во Христе воскресшем мы владеем всерадостной тайной («бессильно зло, мы вечны: с нами Бог» у Соловьева6). Ею желает укрепить Божественный Павел Тимофея, возлюбленного о Христе сына своего, на терпение скорбей и страданий. Силою тайны Воскресения Христова ликовали христиане апостольского века: «если умерли мы с Ним, с Ним и жить будем» (см. 2Тим 2:11). И Павел углубляет это исповедание – убеждение (верное слово) мыслью о вытекающей из истины Воскресения Христова нашей ответственности.

«Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф 28:20). Это обещание несет такую радость нам, которой, по Христову же слову (Ин 16:22), никто не может отнять // у нас – радость и в скорбях, и даже именно в скорбях. Ведь это, по прекрасному слову Св<ятителя> Тихона Задонского, материнское: Не бойся, я – с тобою! для каждого из нас и для всех детей Божиих7

– Всякий, предназначенный во еписк<опство>… – Святейший Отче, Святители Христовы! Я стою пред вами, как Жених и Жертва вами обрученный и обреченный в жертву Агнцу (Откр 1:58 во образ Жертвы Христовой). И хочется мне поведать вам мысли и чувства, что теснятся во мне. Благодарю Господа, что на самом пути жизни моей Он поставил меня в такие условия, что я вплотную соприкоснулся с горем и бедой, с болью души и страданиями людскими – всему этому мы, посланники Христовы, призваны послужить.

Мне не стыдно признаться, что душе моей в жизни часто и было и бывает больно. Но я очень жалею того времени, когда я страдал своими собственными бедами – тогда я мало огляделся кругом. Теперь же я вижу – вижу, что кругом меня такая бездна страданий, что жутко до боли и стыдно еще копаться в собственной душе, носиться с собственными страданиями.

Господь сподобил меня послужить Его бедным страдающим детям в их страде житейской, в их обычном убожестве, в их скорби жгучей, в их // тоске безысходной. Начавши это служение по свободной покорности воле любящей и ласковой, я продолжал его и несу, как послушание суровой, жесткой действительности. Так, мне пришлось познакомиться близко с тем, чем болеют, страдают души малых сих. Что мне особенно дорого – ценно, так это то, что открылась предо мною сама жизнь – в ее простоте без всяких прикрас – или в обычном течении житейской страды трудового существования, или в болезненных тягостях, которые ударяют и бьют по человеку. И я старался нести им сознание жизненности нашей веры, Свет Живого Бога, Христа, Прошедшего нашим человеческим путем жизни и Могущего спострадать немощам нашим, Благословившего честную трудовую жизнь с ее горями и радостями. (Да, убедить хотя одного человека, что нужно быть кротким и зло побеждать добром (Рим 12:21), это – большое дело и большое счастье.)

– Мы поступим недостойно нашего священного отделения (нас) на служение Церкви, будем преступниками, если не понесем в служении пастырском крест сострадания и не сделаем ничего особенного, кроме повеленного нам, если пойдем этим крестным путем сострадания (ср. Лк 17:10). – В сострадании грешному человеку и миру – существо искупительного подвига жизни Христа Спасителя. Он – Первый и Единый // Истинный9 Пастырь, Положивший душу Свою за овец Божиих. В сострадании ко спасению даже до смерти – существо и нашего пастырского подвига по образу Христа. На поставляемого во епископа возлагается иго и бремя наибольшее в церковной работе, к нему предъявляется требование напряжения в сострадании тем, кому он служить призывается. Посвящаемому во епископа испрашивается благодать у Господа – («Сотвори его быти подражателя Тебе») быть подражателем Единого Истинного Пастыря; он поставляется быть соработником Христа (1Кор 3:9), слугою пасомых – рабом их ради Иисуса (Мф 20:27; 2Кор 4:5), никак не ради господства и обладания (Мф 20:27; 1Пет 5:3) и причисляется в лик пострадавших за проповедь Евангелия. – И как необъятно велико сострадание Христа, так необъятен подвиг и нашего сострадания по и о Христе.

Мы должны хорошо знать, на что пошли; так было, так и будет. Не я – первый, и не я последний. Представляя это, ужасаюсь в немощи моей; но Господь зовет: иди, иди. И я осмелился сказать, правда, со трепетом: се аз, посли мя (ср. Ис 6). По слову Твоему, Христе мой, я хочу по Тебе // идти и взять крест свой, по тому же слову Твоему я должен не (по)жалеть и самой жизни своей (Мк 8:34–35).

– Я не могу, призываемый, отказаться от архиерейства, потому что оно есть служение сострадания. И благодать посвящения для меня необходима, потому что она подает мне слабому силу на крестный путь святого сострадания.

– Ох, грустно и скорбно и от самых терний крестного пути нас, пастырей, особенно архиереев. Благодатный путь святого сострадания прекрасен, сладостен блаженными терниями. Мы идем на жестокий суд, поругания и пропятие – крест от самих же наших пасомых. Вот хотя бы это, например. Будешь общительным – это тягостно, но неизбежно, – тебя осудят, назовут слабым и рассеянным, будешь замкнутым – это мило сердцу, но [зa]10 замкнутость обвинят в холодности и безразличии. За твердость и серьезное отношение к делам обвинят в жестокости и гордости, а станешь мягким и ласковым, проявишь снисходительность и доброту, – скажут – // заискиваешь любви народной… Тесно и тяжело отовсюду. Но что< >ж?!. Так было, так и будет. Не я – первый, и не я – последний. Так и с Самим Великим Пастырем и со многими до нас…

– В утешение и ободрение мне, молодому [и] несамоуверенному, предстоят Иеремия и Тимофей. Иеремия был призван на свое пастырское-пророческое служение, когда был очень молод (Иер 1:6), и страшился служения, на которое посылался – малодушествовал. Делание его и обещало быть и оказалось тяжким и исполненным горечи и страданий (Иер 1:5,7,10–19; 20:7–18 [и мн<огое другое>, Ос.]), а пророк «многобедственным» и «муче­ни­ком» (Пр<еподобный> Исидор Пел<усиот>11, кондак пророку12), но Господь обещал быть с пророком и укреплять его (Иер 1:8–9,18–19) и был с ним как сильный ратоборец (Иер 20:11). Так и Тимофей, один из первых епископов апостольского века – Нового Завета, был, как и я, юн, и обдержим, как и я, частыми недугами, но дана была ему чрез Павла Божественная епископия и указано, что // никому непозволительно зазирать его юность (1Тим 4:12)…

Да и сам Павел… больной, слабый, невзрачный на вид, гонимый, злословимый, нищий (2Кор 10:10; 4:8–12; 1:6–10,12; 6:8–10; 10:1; 11:23–30; 1Кор 2:1–4; 4:9–13; 9:22), но возглашающий благодушно13: «когда я немощен, тогда силен» (2Кор 12:10, ср. 9), и отчетливо сознает он, чем силен, когда исповедует: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна… Я – наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом… но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор 15:10а, 9, 10б [ср. 30–31]). Вот и я знаю и исповедую – признаюсь, что мал, слаб, немощен и хочу Божьей силы, обильной благодати.

И еще… мне в назидание, укрепление и утешение предо мною самые стены эти напоминают того, кто обитал в них и чей дух молит, – чтобы было ныне с вами, дух великого // Филарета; встает величие исполненной необъятного труда жизни святителя Филарета: великий дух его нес иго работы в теле14 слабом, постоянно отягченном болезнями. Он был великий, а я малый. И тем более я имею право и долг желать, да будет дух, который в нем, сугуб во мне…

(Эти приблизительно мысли я высказывал при наречении меня во епископа. Я не скрывал той тягости и подавленности, с какою на это шел; но, не отрицая в себе этих чувствований, я считал, что так и должно быть, по Христову пути идти нелегко, легко тому, у кого легкий взгляд на жизнь. Но представшие моему духовному взору четыре дорогих образа облегчили скорбь, грусть мою, ободрили радованием надежды, и я кончил мою речь так (приблизительно).)

Эти четыре дорогих образа несут уте-//шение и успокоение моему сердцу. Уже не так грустно, я чувствую ободрение радованием надежды. Уже легче душе моей, и я осмеливаюсь сказать, что счастлив стать строителем таин Божиих, хочу через Ваше рукоположение укрепления меня нашествием и силою и благодатию Святаго Духа на Евангельское иго и архиерейское достоинство – на святое сострадание и, по днех немнозех, дерзну, если Богу угодно будет и живи будем (Иак 4:15), придти к Вам просить хиротонию архиерейския благодати.

Каждый гордец хочет быть первым. Стремление спасать Церковь – это значит быть о себе высокого мнения. А еще от этого пахнет реформационными замыслами. – Но «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс 126).

У епископов не должно быть прав, а обязан-//ности, долг. В существенном diakon…a <=служение> (Clem R Cor 44<)>15; leitourg…a <=литургия> (D d<иdeka ўpostТlwn>. XV)16, fron…j <=попечение> (Aп<ос­тол, к Титу> 3<:>8)17 – и это, если власть, то – нравственного обязательства. Грустно за отламывающихся от древа Христова. Да, живое, живоносное древо (Христа, Креста, Церкви) – знамя разделения18. Пусть мы слабы, но буия мира избра Бог (1Кор 1:27). Больно за погибающих премудрых (1Кор 1:18), но будем пребывать в благости, не гордясь, чтобы верно удержаться на древе, питаться его корнем и соками (Рим 11:22,20,17). О, тре­блаженное древо страдания и победы, вознесения и бодрости, любви Отца и Сына, Бога и Человека. Верующий в таинство любви Богосыновней (и откровение ее), только верующий имеет жизнь вечную – Ин 3:15.

Что больно за погибающих, за отламывающихся, за это слава Богу: кому больно, тот жив, а кому не больно, тот умер. //

Те, кто снисхождение мое принимает за признак близости ко мне, пусть знают, что по благодати служения моего лежит на мне долг быть близким к людям, но права быть близким ко мне я не даю никому. Святая жизни – та жизнь, в которой есть Бог и нет рисовки.

* * *

1

Здесь и далее в угловых скобках помещены реконструкции публикатора и перевод (со знаком =) иноязычных слов.

2

В этом эпиграфе владыка Варфоломей скорее всего сжато пересказывает фрагменты из Речи при вступлении в управление Уфимскою епархиею епископа Антония (Храповицкого). Ср. «По Христову учению <…> пастырь есть продолжатель дела Его на земле <…> Как же совершал Он служение пастырское? Он его обнаруживал в слове назидания, в примере Своей святой жизни, в подвигах любви, в делах чудотворения, но это были лишь внешние обнаружения того внутреннего пастырского делания, коим незримо совершалось возрождение людей. Совершалось это возрождение посредством <…> огня сострадающей скорби о грехах людей, которым горел дух Спасителя нашего <…> Вот в этом-то <…> и заключалась та таинственная всесокрушительная сила, которая грешников приводила к покаянию <…> видите, в чем заключается пастырское служение, а наипаче служение преемников апостольской власти – архиереев <…> если именно пастырь будет в душе своей сострадательною любовию переживать нравственную жизнь <…> своей паствы <…>». – Архиепископ Антоний (Храповицкий). Полное собрание сочинений. В 3 тт. СПб., 1911. Т. 1. С. 107–108. Идея о том, что сострадательная любовь есть главное призвание пастыря, довольно часто встречается в трудах митрополита Антония, см., например, Там же. Т. 2. С. 232, 235, 257, 338–340 и др.

3

Здесь и далее курсивом отмечены слова, подчеркнутые в оригинале.

4

Оформление ссылок на цитаты из Священного Писания здесь и далее приведено в соответствие с современными стандартами. Прямым шрифтом даны адреса, приведенные в оригинале, курсивом – вставленные нами.

5

Здесь и далее – знак конца страницы.

6

«Владеешь ты всерадостною тайной: / Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!». – Владимир Соловьев. Имману-эль // Стихотворения Владимира Соловьева. СПб., 1895. С. 61.

7

Ср. «Бывает, что мати, видя свое дитя скорбящее и плачущее, утешает тое, и говорит ему не бойся, я с тобой. Тако милосердый и человеколюбивый Бог <…> верной душе, находящейся во искушениях и напастях, скорбящей и сетующей и боящейся, глаголет: не бойся, Я с тобою». – Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. [В 5 тт.] М., 1889. Т. 4. 1777–1779. Сокровище духовное. 122. Не бойся: я с тобою. С. 298. Эта главка из книги святителя Тихона печаталась и отдельно: Не бойся, я с тобою: (Из твор<ений> Св<ятителя> Тихона Зад<онского>) // Воронежские Епархиальные ведомости. № 15, 1 августа 1894 г. С. 543. В Российской Государственной библиотеке хранится экземпляр (Х 51/5) Воронежских Епархиальных ведомостейex libris Дополнительной библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Оп. 1906 г. Отд. 2. № 2292), который мог читать и студент Николай Ремов.

8

Так в оригинале; возможна ошибка переписчика.

9

Далее – другой почерк.

10

Здесь и далее в квадратных скобках помещены слова, вписанные над строкой.

11

Ср. «Многобедственный из пророков Иеремия видел ореховый жезл – изображение священства, в котором видимое и наружное, и, как сказал бы иной, первоначальное есть нечто вяжущее, суровое и имеющее вкус острый, а сокровенное и внутреннее постоянно, твердо и имеет силу укреплять. Посему и многотрудное в священстве надлежит переносить мужественно, и наград за оное ожидать ревностно». – Творения Святых отцов, в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 34. Творения святого Исидора Пелусиота. Ч. 1. М., 1859. С. 33–34.

12

Ср. «Очистив духом, великий пророче и мучениче, твое светозарное сердце, славне Иеремие, пророчествия дар свыше приял еси и возопил еси велегласно во странах: се Бог наш, и не приложится ин к Нему, Иже, воплощся, на земли явился есть». – Минея. Май. День первый. Служба пророку Иеремии. Кондак.

13

2Кор 5:6. (Примечание оригинала внизу 8 страницы «книжечки». – А. Б.)

14

В оригинале ошибочно: с темъ.

15

Слово diakon…a и его производные отсутствуют в соответствующем месте климентова Послания к коринфянам (Clemens Romanus. Epistola I ad Corinthios. XLIV // PG 1, 296–297, 300). У владыки Варфоломея оно появляется как неточный обратный перевод на греческий русского служение и служители (святой Климент употребляет слово leitourg…a и его производные). Кроме указания на один из аспектов епископского призвания, оно отсылает нас к фрагменту, который во второй половине 1920-х гг. должен был восприниматься как нельзя более актуально: «И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (к этому слову прим. переводчика: т. е. епископов. – А. Б.), и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры, которые разрешились от тела после многоплодной и совершенной жизни: им нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места. Ибо мы видим, что вы некоторых, похвально провождающих жизнь, лишили служения, безукоризненно ими проходимого». – Святого Климента Епископа Римского к Коринфянам послание I. Глава XLIV // Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот<оиерея> П<етра> Преображенского. СПб., 1895. С. 101–102.

16

Ср. «Поставляйте себе также епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых, и испытанных, ибо и они также исполняют для вас служение пророков и учителей; поэтому не презирайте их, ибо они у вас должны быть почитаемы вместе с пророками и учителями». – Учение XII апостолов. Греческий текст с русским переводом М. С. Соловьева и введением Вл. Соловьева. Глава XV // Православное обозрение. 1886, июль. С. 39 (цит. по отдельному оттиску). Последняя фраза отрывка (от слов поэтому не презирайте их) в контексте записки наверняка также имела полемическое звучание и прилагалась ее автором к митрополиту Сергию (Страгородскому).

17

Мы остановились на чтении front…j потому, что слово № frТnij (‘благора­зумие, знание’) отсутствует в византийских текстах (A Patristic Greek Lexicon / Ed. by G. W. Lampe, D. D. Oxford, 1994. P. 1490–1491). В Тит 3:8 употреблено не существительное front…j, а однокорневой глагол front…zein. Очевидно, епископ Варфоломей цитирует греческий текст Нового Завета по памяти. О том, что отцы, служившие в Высоко-Петровском монастыре, и их настоятель читали Новый Завет по-гречески, см., например, Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 77; упомянутое здесь прозвище отцов Никиты и Зосимы – аллюзия на греч. текст Мк 12:1; Мф 21:33.

18

Это выражение – аллюзия на Евангельский текст (ср. Мф 10:34–35) и слова святителя Игнатия, который довольно часто в своих письмах называет Крест знаменем. Ср., например, «Крест – это знамя стада Христова, это знамение овцы Христовой». – Письма аскета: (Из переписки архим<андрита> Игнатия Брянчанинова с С. Д. Нечаевым) // Христианское чтение. Вып. 3. Май-Июнь. 1895. С. 588.

Вам может быть интересно:

1. Выписки из духовной литературы Н. А. Кенарской и (возможно) монахини Евгении (Рожиной) архиепископ Варфоломей (Ремов)

2. Юбилей Казанской Духовной Академии профессор Василий Александрович Соколов

3. Слово при закладке владимирского храма-памятника архиепископ Виталий (Максименко)

4. К вопросу о "сне царя Иоаса": по поводу статьи проф. Мочульского Василий Михайлович Истрин

5. Архиепископ Виталий: к столетию со дня рождения архиепископ Никон (Рклицкий)

6. Мужи веры: слово на заупокойной литургии 30 сент. 1914 г. при поминовении почивших тружеников Академии протопресвитер Василий Виноградов

7. Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия шестидесятилетие священнослужения протопресвитер Михаил Помазанский

8. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, митрополит Сербский профессор Григорий Александрович Воскресенский

9. Новооткрытые LOGIA IESOU, как церковно-исторический источник профессор Борис Михайлович Мелиоранский

10. Искания младороссов профессор Георгий Петрович Федотов

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс