епископ Вениамин (Платонов)

Дух – Утешитель

«Царю небесный, Утешителю, Душе истины! Пpииди и вселися в ны»

При каждом общественном богослужении в церкви, и при своих домашних молитвах, взываем мы к Царю небесному – всесвятому и всеблагому Духу Божию, чтобы Он, везде сый и вся исполняяй, пришел к нам и вселился в нас. По ясному и непреложному обетованию Господа, никто из нас не имеет основания и сомневаться в том, чтобы это моление наше не было услышано на небе, или отказано нам в принятии того, о чем мы теперь молим и взываем; ибо так говорил Господь в свое время верующим своим: просите, и дастся вам. Кто есть от вас человек, его же аще воспросит сын его xлеба, еда камень подаст ему; или аще рыбы просит, еда подаст змию ему?200 Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него201. Цель, для которой мы просим Духа Святого и для которой всегда готов даровать нам Его Отец небесный, состоит в том, чтобы Он очистил нас от всякой скверны и спас бы наши грешные души.

Достаточно, слишком достаточно этого одного побуждения для нас, которое мы носим в себе самих – в сознании всякой живущей в нас греховной скверны, чтобы крепче и усиленнее молить Отца небесного о даровании нам Своего всесвятого Духа, без помощи которого мы навсегда останемся со своими сквернами греховными и потонем в них окончательно – безысходно; ибо очищение наше и освящение принадлежит одному всесвятому Духу Божию. Никто не спрашивай, почему мы до сих пор остаемся со своими греховными сквернами, когда так часто вопием и призываем Духа Святого, а между тем греховная скверна течет и течет из нашей падшей души, так что мы не видим даже конца, перестанет ли когда-нибудь изливаться из нас этот мутный и смрадный поток, имеющий внутри нас какую-то свою неистощимую пучину нечистоты? Этот вопрос не решим для нашего разума и ничего не можем сказать на него с определенной верностью. Знаем одно, что мы нечисты и грешны, что наши грехи убивают нас в нашем сознании и прежде огня геенского начинают мучить нас геенским пламенем. А потому, к кому обратиться нам со своими внутренними мучениями и болезнями души, как не к Духу Святому, Который имеет власть отпускать грехи202, и Которому передал Господь все дело нашего спасения, когда Сам вознесся к Отцу на небо.

Не то должно занимать нас, почему мы доселе остаемся в состоянии греха и нравственной нечистоты, а порадуемся о том, что есть у нас святая и всеочищающая сила Духа Божия, которая подается нам по ходатайству Сына Его единородного и по вере нашей в Его божественное достоинство. Если мучительно и несносно для нашей души сознание живущего в ней греха, то какое великое для нас благодеяние в пришествии к нам Духа Божия, врачующего наши внутренние язвы и имеющего силу исцелить нас окончательно, когда бы это ни совершилось! Долг наш состоит в том, чтобы обращаться к Нему с верой и живым чувством сердца неотступно и постоянно, пока наконец совершится вполне великое дело нашего очищения и спасения. Чтобы ободрить свой дух, терзаемый и подавляемый своей внутренней нечистотой, чтобы подкрепить свою благодатную связь с Духом Божиим, ту связь, при которой наше спасение верно и надежно, и без которой мы уже не можем считаться Христовыми и Божиими, поразмыслим в настоящие минуты о тех благодатных действиях, которые производит в нас Дух Божий, спасая наши души, и для которых Он послан в мир от Отца, а затем определим себе наши обязанности в отношении к Духу Божию.

Дух Божий есть Дух – Утешитель, как сказал о Нем Сам Господь: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век Дух истины203.Слово – Утешитель необходимо заставляет предполагать какую-то скорбь нашего сердца, для утоления которой посылается Он. Какая же это скорбь, для облегчения которой испрашивается от Отца Утешитель и посылается к скорбящим? Скорбь об отшествии из мира Господа Спасителя, с Которым любящее сердце никогда не желало бы разлучаться. Итак, кто чувствует эту скорбь, для того и посылается Дух Святой – Дух Утешитель, тот имеет приготовленное в своем сердце место для принятия Его и находится в живой с ним связи. При ближайшем и подробнейшем рассмотрении скорби нашего сердца об отшествии Господа Спасителя яснее обозначается и самая связь ваша с Духом Божиим, подающим собой утешение нашему духу. Почему же мы скорбим о своей разлуке с Господом Спасителем? Чего мы лишились с Его от нас отшествием?

Мы скорбим в этом случае потому, что Господь Иисус, явившись на земле во плоти, был здесь для человечества тоже, что утренняя роса для исчезающего под зноем солнечным растения. Он принес к нам новую, спасительную жизнь, которую сообщил через свое животворное слово. Глаголы, яже Аз глаголю, дух суть и живот суть204; – яко Аз от Себе не глаголах: но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю. И вем, яко заповедь Его живот вечный есть; яже убо Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю205. Не все, но были люди, которые хотели бы слушать животворные глаголы Господа в бесконечность, слушать со всем желанием и жаждой сердца. Сам Господь Иисус готов был говорить верующим еще многое иное, но пришел час Его прейти к Отцу, и с oтшествием Его от мира смолкли пресладкие – животворные глаголы Его, после которых почувствовалась на сердце скорбь. Для утоления этой-то скорби Господь посылает в мир иного Наставника и Просветителя рода человеческого – Духа Святого, Который продолжил бы Его божественное учение и наставил бы верующих на всякую истину. Еще много имам глаголати вам, говорил Он в последнее время ученикам Своим, но не можете носити ныне: егда же приидет Он – Дух истины, наставит вы на всяку истину206. Действительно, с пришествием в мир Святого Духа возобновилась на земле вожделенная, небесная проповедь, заговорили в св. апостолах огненные языки о тайнах царствия Божия всем племенам и народам, обильным потоком полилось спасительное учение во все концы вселенной. Все, что только было для Божественных учеников Христовых непонятного в словах Господа Иисуса, сделалось понятным и ясным, все чего только не досказал им возлюбленный их Учитель, досказано и возвещено Святым Духом. Дух истины, наставивший св. апостолов на всякую истину, озаряет таинственным образом и души тех, к которым они посланы со словом благовестия и делает для них это благовестие понятным и удобовразумительным. Так, если мы без затруднения принимаем евангельскую проповедь, со всей легкостью понимаем тайны царствия Божия, то причина этому во внутреннем просвещении, тайном научении нашего ума от Святого Духа207. Когда же мы с сочувствием относимся к истинам евангельского учения, ощущаем, их духовную сладость и с любовью слагаем их в своем сердце, то это и служит признаком нашего внутреннего общения с Духом Божиим, который свидетельствует о божественном посланничестве в мир Господа Спасителя и совершении Им на земле нашего искупления. Ибо так сказал Господь: егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне208. Значит, свидетельство Духа Божия есть одно с свидетельством Господа Иисуса; сущность же этого свидетельства состоит в тайне нашего спасения, совершенного через пришествие к нам Единородного Сына Божия, в Которого мы должны веровать.

Почему чувствуется нами скорбь об удалении от мира Господа Спасителя? Потому, что с отшествием Его из мира прекратились видимые божественные силы и знамения, которые неограниченно являл Господь страждущему человечеству. Не видно из евангельской истории ни одного примера, чтобы Спаситель человеков отказал кому-либо в своей чудодейственной, божественной помощи. Разве только тот не получал её, кто не хотел веровать в Него и только для одного праздного любопытства или для искушения желал видеть от Него знамений и чудес. Напротив, всякий, кто только прибегал к Нему с верой и любовью, непременно получал просимое по своей вере. После Него не к кому было обращаться за помощью болезнующим, страждущим, слепым, хромым, глухим, алчущим и жаждущим, труждающимся и обремененным, мучимым и терзаемым насилием злых духов. С отшествием из мира Господа Спасителя как бы совсем прервался вожделенный, непосредственный союз между Богом и человеком, мы стали как бы вдали от божества и почувствовали свое беспомощное одиночество, которое не может не сопровождаться великой и глубокой скорбью души о своем безмерно великом лишении. Но приходит в мир великий Утешитель – Дух Святой и наше лишение восполняется, наша радость о близости к нам божества возвращается. С пришествием в мир Духа Божия опять открываются чрезвычайные силы и действия, действия такие, которые изумили вселенную, заставили смириться гордые начала и власти, дерзнувшие было остановить на земле дело Божие – спасение людей через евангельскую проповедь. Читая историю св. апостолов, одушевленных Духом Божиим, видишь в ней исполнение слов Спасителя: аминь, аминь глаголю вам, веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит209. Все, что совершал Господь Иисус, совершали и св. апостолы, и не только они сами могли являть знамения и чудеса, но и самые их вещи, даже тень их имела чудодейственную силу210. Следовательно и в отношении сил и действий заменил собою Дух Святой божественное лице Избавителя мира. И если мы наполняемся радостью, при одном воспоминании об этих силах и действиях, совершившихся во славу пресвятого имени Господа Ииcyca, то радость наша происходит от Святого Духа и она служит ясным свидетельством того, что Дух Божий живет в нас и действует во спасение наше.

Что еще утрачено нами в отшествии от мира Господа Спасителя, почему чувствуем в своем сердце скорбь? Сам сладчайший Господь составляет предмет нашего лишения. Он весь желание и сладость для нашего сердца; к Нему из самых отдаленных времен древности лучшие из людей обращали свои мысленные взоры и с нетерпением ожидали Его пришествия на землю. Были блаженные очи, которым наконец суждено узреть пресветлый лик вожделенного существа. Сам Спаситель засвидетельствовал великое блаженство видевших Его. Ваша же блаженна очеса, говорил Он в свое время тем, которые Его понимали, яко видят: и уши ваши, яко слышат. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и невидеша: и слышати, яже слышите и не слышаша211. Но это блаженство прошло от мира, скрылось от взоров человеческих. Какое же иное чувство может иметь здесь место в нашем сердце, как не чувство скорби? Утешит ли Собой Дух Святой нас в этой скорби? Утешит вполне и совершенно; ибо Он приходит в мир для того, чтобы вселить Христа Спасителя через веру в сердца наши, преискренне приобщить Ему и соединить с Ним теснейшим союзом в духе212. Следовательно человечество, расставшись с Господом на Елеоне, встречается с Ним на Сионе в пришествии Св. Духа, силой и действием Которого вселяется в нас Христос. Тайна христианской жизни на земле состоит в том, что внутри нас воображается Господь Иисус. Как и чем совершается в нас это великое дело? Силой и действием Святого Духа. Без Него мы никогда не могли бы вообразить в себе Христа точно так же, как полотно не может само отобразить на себе какую-либо картину, для этого нужна рука художника. Душа наша по отношению к восприятию в себя Христа Спасителя есть как бы полотно, а художник живописующий на ней пресветлый лик Христов, есть всесвятой Дух Господень. Он своим наитием и осенением образовал пречистую плоть Господа в приснодевственной утробе Богоматери, Его же силой и действием вселяется внутрь нас Господь Иисус. Остановись, душа христианская, своим вниманием на этом великом чудодействии, совершающемся внутри тебя и поразмысли о той высоте чести, к которой предназначена ты всеблагими советами Божиими, и к которой, незаметно для тебя самой, возводишься ты Духом Божиим! Представляя себе эту честь, мы чувствуем не только утешение в разлуке с нашим Господом, но и понимаем сказанное Им в ту пору, когда разлучался он с верующими своими: уне есть вам (т. е. лучше для вас) да Аз иду. Аще бо Аз не иду, Утешитель не приидет к вам: аще ли иду, послю Его к вам213. Пришествие к нам Духа Божия и принятие высочайших даров Его в самом деле лучше и дороже для нас, нежели одно внешнее пребывание с нами Господа Спасителя и наше видимое воззрение на божественное лицо Его. Вожделенно для сердца быть вместе с Господом и видеть неописанную красоту Его. Но как убежать нам от сознания своего внутреннего расстройства и повреждения? Как скрыть нам от своих взоров собственное наше безобразие и унижение, в каком являемся мы без благодати Святого Духа? Христос Спаситель мира явил нам в своем лице высочайший образец всякого совершенства; Дух Святой приходит к нам для того, чтобы возвести нас на эту бесконечную высоту, образовать нас по виду и образу Христа Иисуса, дабы мы сделались достойными вечного соединения с Ним на небе. Как после этого неразумны и жалки были те из современников Господа Иисуса, которые, при виде его высочайших совершенств, вместо любви, уязвились завистью к Нему и из зависти стали гнать и ненавидеть Его, как враги! Они не знали и не могли представить себе, что Господь показал в своем лице высочайшие совершенства для того, чтобы потом всех пересоздать Духом Святым по Своему божественному образу.

Из сказанного нами становится понятным и ясным то, что производит в нас Утешитель – Дух Святой, и по каким действиям Его в душе нашей мы должны разуметь невидимое Его пребывание с нами и нашу духовную связь с Ним. Действия эти состоят в просвещении нашего ума небесными и спасительными истинами евангельского учения, во внутреннем чувстве нашей близости к Богу и благодатном союзе с Ним, вследствие чего водворяется в сердце нашем мир и радость; наконец – в таинственном очищении нашей души и духовном её обновлении по подобию пречистого образа Христова. Если мы ощущаем в себе эти невидимые, благодатные действия Духа Божия, сочувствуем им и даем им место в душах своих, то без всякого сомнения Дух Божий присущ нам и мы находимся в общении с Ним, а пребывая с Ним в общении, мы можем быть уверенными в действительности имеющего совершиться в свое время полного и окончательного спасения душ наших. Не будем колебаться при этом своим сомнением в решительной силе Духа Божия, если замечаем в себе недостаток духовных совершенств, медленно и с трудом достигаемых нами, или что еще хуже, если видим в себе разные проявления греховной нечистоты. Что мы находимся теперь в состоянии этой нечистоты и внутреннего расстройства, то этим свидетельствуется только то, что мы имеем существенную потребность в силе высшей, которая даровала бы нам очищение и восстановление. И как же мы желали бы получить свое очищение? Ужели так, чтобы и сами не знали, какая именно находится в нас нечистота? А мы точно не знали бы её в себе, если бы она не проявляла себя в разнообразных видах с течением дней нашей жизни. Дух Божий силен разогнать одним разом нашу греховную тьму и уврачевать наши нравственные недуги. Но Он, при своем спасительном врачевании нашей болезни, не мешает развиваться и открываться самой болезни для нашего убеждения в ней и нашего глубочайшего обращения к Нему за целительной силой. Что касается медленности развития в нас совершенств духовных и трудности, с какой достигаются они нами: то это составляет общий закон, положенный премудрым Богом для всей ограниченной и сотворенной природы, в которой все развивается постепенно и совершенствуется незаметно. И чем какое совершенство возвышеннее и достославнее, тем медленнее и незаметнее восхождение к нему. А мы уже видели, что наше духовное совершенство, образец которого Сам Господь Иисус, таково само по себе, что выше его нельзя ничего вообразить нам, или представить! Следовательно нам нужно иметь свою терпеливость в, стремлении к нему и ожидании его, утешаясь только тем, что с нами пребывает и в нас живет всесильный Дух Божий.

Какие наши обязанности в отношении к Духу Божию? Иметь постоянное обращение к Нему своего ума и сердца, просить у Него Высочайших даров, с какими Он приходит к нам, внимать Его благодатным внушениям и не противиться Ему, чтобы не оскорбить Его. Не оскорбляйте, говорит св. апостол Павел, Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления214. Днесь аще услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших215. О, жалкое! О, несчастное человеческое сердце! Оно, при всей силе действий, при всей сладости и высоте даров Духа Святого, может противиться Ему и своим противлением оскорблять Его. Будем же, христиане, внимательны к себе и осторожны, чтобы не оказаться нам противниками Святому Духу. Дух Божий есть сила тонкая, чистейшая, всепроницающая, проходящая сквозь все разумные духи216. Надобно хранить в себе возможную для нас чистоту и благолепие, чтобы не оскорбить своим безобразием Утешителя благого и не удалить Его от себя своим недостоинством. Дух Святой может оскорбляться не только внешними, явно грубыми какими-либо делами нашими, но и всякая нечистая мысль, всякое постыдное желание, всякое праздное и гнилое слово может быть причиной оскорбления и печали Святого Духа. А печаль Святого Духа отразится в душе нашей огненными упреками совести и жестокими терзаниями сердца. Потому-то и нужно каждому внимать себе и оберегать свою душу от всякого омрачения и унижения.

Может быть иной скажет, как я могу оскорбить Духа Святого, когда не замечаю даже в себе Его присутствия? Как могу впасть в грех противления Духу Божию, когда не чувствую и не слышу никакого Его гласа? Замечаешь или не замечаешь в себе Духа Святого, говорящий таким образом, но Он послан в мир, чтобы излиться на всякую плоть, а потому верно есть и в тебе. Слышишь или не слышишь в себе глаголы Его, но Он не может остаться безгласным, а потому верно говорит что-нибудь и к твоей душе. Если мы не замечаем в себе присутствия Духа Божия, то это служит признаком того, что Он уже опечален нами, и потому скрыл Себя от нашего ощущения. Если мы не слышим в себе благих Его внушений, то это значит, что мы уже ожестели и отвердели своим сердцем, которое потому сделалось неспособным к воспринятию таинственных глаголов Духа Божия. Следовательно к нам в этом случае тем ближе и прямее относятся слова апостола: не оскорбляйте Духа Святого Божия! Не оскорбляйте Его своим к Нему невниманием, рассеянностью и обращением к предметам земным, ничтожным. Если мы станем внимать себе, то скоро приметим и ощутим в себе Духа Божия, и между множеством противных, оглушительных голосов, потрясающих наш внутренний мир, скоро отличим Его тихий, тонкий, чистейший глас, внушающий нам все благое и святое. И когда услышим этот блаженный, спасительный глас, то будем послушны ему. Днесь аще услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших!

Душе Святой, Царю небесный, Утешителю благий! Прииди и вселися в ны, очисти наше сердце от всего, что служит к нашему от Тебя удалению и освяти нас в селение Свое!

* * *



Источник: Платонов Вениамин, еп. Собрание слов и размышлений. Кострома: Губернская типография, 1908 г. – 572 с.

Вам может быть интересно:

1. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

2. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

3. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

4. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

5. Слова и речи. Том II – Слово в день Успения Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

6. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

7. Мои дневники. Выпуск 6 архиепископ Никон (Рождественский)

8. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

9. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

10. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс