Источник

Слово в день св. апостолов Петра и Павла

Величаем вас святии апостоли Христови Петре и Павле, и чтем болезни и труды ваша, имиже трудилися есте во благовестии Христове

Чувство признательности налагает на нас священную обязанность почитать и прославлять своих благодетелей соразмерно величию того благодеяния, какое нами получено. Долг справедливости требует, чтобы наша признательность за полученное благодеяние выражалась тем искреннее и сердечнее, чем это благодеяние больших трудов и пожертвований стоит благодетелям нашим.

Мы получили от святых апостолов в преподанной ими евангельской истине благодеяние высочайшее – несравненное, благодеяние такое, которое равносильно нашей вечной жизни. Труды, понесенные святыми апостолами при распространении евангельской проповеди, необычайные – изумительные, и пожертвованиe их при этом было полное – всецелое; ибо они всецело посвятили себя служению благовестия Христова и запечатлели его своей жизнью.

Следовательно, святые апостолы Христовы вполне заслуживают того, чтобы мы воздавали им вечную славу и вседушевную благодарность за их труды и болезни, ими же трудились они во благовестии Христове. Чтобы расположить свой дух к живому и достойному прославлению святых апостолов Христовых за их труды и болезни в деле святого и спасительного для нас благовестия Христова, нам нужно уяснить себе то, в чем именно состояли эти их труды и болезни?

Прежде всего нас изумляет и поражает обширность того поприща, какое святые апостолы должны были пройти с проповедью евангельской; этим поприщем была для них целая вселенная. Шедше в мир весь, заповедал им Господь, проповедите евангелие всей твари 220. Немалый труд потребен со стороны человека, чтобы только совершить всесветное путешествие а если при этом нужно еще научить чему-либо всех живущих на земле, то такая обязанность превышает ограниченные человеческие силы. Между тем св. апостолы Христовы, укрепленные силами высшими, в точности исполнили эту обязанность; они обтекли своими красными ногами вселенную и возвестили людям пути жизни вечной, так что во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их 221. Трудности св. апостолов в научении людей истинам небесным усиливаются и отягчаются от противодействия им сопротивных сил, с которыми они должны были вступить в борьбу, при распространении евангельской проповеди. Эту проповедь они начали с Иерусалима, здесь же встретили они сильных врагов своей проповеди со стороны начал и властей, осудивших Господа Спасителя на смерть, которым нестерпимо было слышать о воскресении из мертвых Того, Кому они явились личными, ожесточенными врагами. Началовожди народа иудейского не потерпели божественной проповеди апостольской, а потому, при первом слухе о ней, призывают проповедников Христовых и строго воспрещают им говорить о имени Иисуса 222. Потом, когда апостолы Христовы не убоялись их страха и продолжали дело Божие, то их заключают в темницу, из которой чудным образом, при содействии ангела Божия, получают свободу 223. Ненавистники Христовы не смотрят на чудесные силы, действующие в св. апостолах Христовых, продолжают преследовать их, предают биениям и составляют совет, чтобы умертвить их 224. Тоже самое должны были испытать св. апостолы и вне пределов Иудейских, ибо враги их везде следовали за ними, имели произвести возмущение в народе и воздвигнуть против них гонение. Так, по наущению Иудеев, возмутился против апостола Павла народ в одном малоазийском городе Дервии, где он был побит камнями и вынесен за город как умерший 225. В Македонии, за исцеление одной прозорливой отроковицы, которая, под влиянием духа нечистого, предсказывала будущее и приносила этим великий доход своим господам, св. ап. Павел происками и клеветами этих господ был схвачен, как возмутитель народный, наказан палками и посажен в темницу 226. В одно из своих путешествий в Иерусалим, куда влекла его особенная любовь к братьям своим по плоти – иудеям, пред которыми он хотел свидетельствовать об Ииcyce Христе, чтобы вывести их из состояния ослепления, едва не был растерзан злобой своих соплеменников, между которыми нашлись такие ожесточенные люди, что закляли себя уморить гладом, если не погубят его 227. Отсюда, т. е. из Иерусалима, в оковах, под прикрытием военной стражи, по причине народной злости, св. апостол Павел был отправлен в Рим на суд Кесарев 228. Во время этого путешествия на море св. Павел подвергся жестокой буре, которая носила по морским безднам корабль его четырнадцать дней и ночей, в продолжение которых никто из плавающих не мог вкусить пищи, трепеща за свою жизнь 229. Описывая все эти бедствия, св. апостол говорит о них: «от иудеев пять раз дано было по сорока ударов без одного. Три раза били меня палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями. В труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся 230?» Все, что говорит о себе апостол Павел, претерпели и прочие апостолы; ибо, посылая их на вceмирную проповедь, Господь сказал им: «вот Я посылаю вас как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии и просты как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня для свидетельства пред ними и язычниками... И будете ненавидимы всеми за Имя Мое; претерпевый же до конца спасется» 231». И точно, св. апостолы Христовы претерпели до конца, когда мученически скончали свою жизнь среди народов, которым они возвещали вечные истины божественной веры Христовой.

Кроме жестоких нападений со вне от людей злонравных и безбожных, что происходило в самом обществе верующих? Являлись и здесь лжеименные христиане, которые производили возмущение в недрах самой церкви и были причиной многих скорбей для святых апостолов. С распространением церкви и умножением членов её стали открываться между верующими лицемерные люди, которые не искренно обращались в христианство, и которые не замедлили обнаружить свой лукавый дух. Эти люди осмелились восставать на божественный авторитет св. апостолов, выдавать себя за лучших и превосходнейших наставников веры, которые приводили в подозрение чистоту апостольского учения и служения, стали клеветать, что учение св. апостолов не ясно и двусмысленно, что они отягощали народ своими требованиями и взятками для собственных выгод, что они слишком угодливы и льстивы для привлечения людей на свою сторону, что они только велики в отсутствии и издали, а когда находятся налицо, то ничем не отличаются от обыкновенных слабых людей и лишены всякой известности в быту общественном. Против всех этих укоризн находим защищение в посланиях св. апостола Павла к коринфянам, между которыми лжеапостолы успели посеять такие плевелы и возмутили общество верующих. Устанавливая должный взгляд на себя и прочих апостолов, святой Павел говорит: «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и строителей тайн Божиих... Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь: Судья же мне Господь» 232. Обличая неправоту и погрешность тех, которые под влиянием лжеучителей изменили свои понятия о св. апостолах и стали считать их как бы для себя ненужными, потому что и сами избыточествуют всеми духовными совершенствами, пишет: «вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! Ибо я думаю, что нам последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе, мы немощны, вы крепки, вы в славе, а мы в безчестии. Даже до ныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим, мы как сор для мира как прах, всеми попираемый до ныне. Не к постыждению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей... Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; но я скоро прийду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу... Чего вы хотите? С жезлом ли прийти к вам, или с любовию и духом кротости?» 233 Защищая чистоту и определенность своего учения, которое понятно и вразумительно для всякого благомыслящего человека, говорит: «мы Христово благоухание Богу в спасаемых и погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь... Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе 234. «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не возсиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимаго» 235. Против своекорыстия и взяточничества, в чем клеветали на св. апостолов, св. Павел отвечает: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим евангелие жить от благовествования» 236. «Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти» 237. Всего тягостнее и прискорбнее было для св. апостолов дерзкое вмешательство в их служение людей надменных и заносчивых, которые уничижали их в глазах верующих христиан, как не заслуживающих чести апостольского звания и достоинства, а себя выставлявших, как лучших и превосходнейших служителей Христовых. Св. апостолы Христовы любили смирение и никак не хотели хвалиться какими-либо достоинствами пред верующими; но эти надменные люди вынудили их против воли напомнить верующим о своих достоинствах, чтобы смирение их не послужило соблазном для тех, пред кем они были смиренны. По этому предмету св. апостол Павел писал следующее: «Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что как он Христов, так и мы Христовы. Ибо, если бы я и более стал хвалиться нашей властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде. Впрочем да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями; так как некто говорит: в посланиях он строг, и силен, а в личном присутствии слаб и речь его незначительна. Такой пусть знает, что каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично. Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют. Они измеряют себя самими собою, и сравнивают себя с собою неразумно. А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас; потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами; но надеемся с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе» 238. Как скромно и вместе сильно низлагает св. апостол высокомерие тех, которые сами присвоили себе честь учителей в обществе христианском, и учителей таких, пред которыми св. апостолы Христовы как бы ничего не значили! Мы, говорит святой Павел, и сравнивать себя не хотим с этими самозванцами, которые велики только на словах, в одном месте, в частном обществе верующих христиан и которые проповедуют свое учение на готовом основании. А наш удел целая вселенная; мы проповедуем слово истины в местах не просвещенных и кто принимает от нас учение благовестия, тот вместе с этим и должен смотреть на нас, как на посланников Христовых, устами которых говорит Сам Христос. Не полезно мне, продолжает он, хвалиться; но я готов передать вам и свои особенные, чрезвычайные откровения Божии для того, чтобы уверить вас в своем истинном апостольском призвании. Признаки моего апостольства я показал пред вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами 239. Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне?... Испытывайте самих себя, в вере ли вы: самих себя исследывайте!... Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве. Для того и пишу cиe в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению 240.

Такие-то речи вынуждены были говорить св. апостолы Христовы в среде верующих христиан, рожденных благовествованием их и возмущенных ложными апостолами. Сколько же скорбей и болезней перенесли они, исполняя долг своего апостольского служения! За эти-то скорби и болезни мы должны прославлять и ублажать верных слуг Христовых и строителей тайн Божиих. Но как и чем мы можем их прославить, или что приложим от себя к их светлым и неувядаемым венцам, которые они получили уже от Господа в стране вечной? Пусть скажут нам на это сами святые апостолы; послушаем, чего они от нас желают и ожидают.

«Благодарим Бога непрестанно, пишет св. апостол Павел к христианам солунской церкви, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине, которое и действует в вас верующих» 241. «Мы всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» 242. Нося язвы Господа на теле своем и разделяя со Христом смерть Его 243, они говорили верующим: «мы ныне живы есмы, когда вы стоите о Господе» 244.

Итак, вот чего желают и ожидают от нас св. апостолы Христовы! Они радуются и прославляют Бога, когда мы принимаем их учение, как учение Божие и пользуемся им во спасение свое; они возвеличиваются и исполняются жизнью Божией, когда мы стоим в вере Христовой, входим в дух единомыслия со всеми истинно верующими христианами. «Дополните мою радость, завещал св. апостол Павел филиппийцам, а с ними и всем христианам, имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» 245. «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей!... Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и их слава в сраме; они мыслят о земном» 246. Об исполнении этого завещания апостольского тем более нужно подумать нам, что в наше время ко всем лжеумствованиям древних еретиков и клеветам как на истину Божию, так и служителей её, присоединились еще многие иные заблуждения, направленные к искажению и погашению спасительной веры нашей. Берегитесь! Аминь.

* * *


Источник: Собрание слов и размышлений / епископа Вениамина [(Платонова)] : (Бывшего ректора Харьковской семинарии). – Кострома : Губернская тип., 1908. - 314, 258 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle