епископ Вениамин (Платонов)

Слово в неделю всех святых

Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. Мф. 10:32–33

Обыкновенная мудрость человеческая, или естественная наша разумность, занимается исследованием того, есть ли мир духовный, отличный от нашего видимого мира? Существует ли Бог, как верховный царь и распорядитель этого невидимого мира и точно ли находятся в нем тончайшие, умные обитатели, высшие и превосходнейшие нас – людей? Христианин, просвещенный мудростью небесной, стоит выше этих вопросов и нисколько не сомневается в том, над решением чего трудится человек естественный. У христианина совсем иная на душе задача, именно та задача, как войти в состав мира духовного, с чем явиться ему в торжественное собрание ангелов Божиих и как угодить Богу, чтобы Он сопричислил его к великой семье своего пространного дома и дал бы ему место в своем небесном, вечно блаженном царствии?

Естественная мудрость человеческая, решая свои вопросы, высоко ценит то, до чего доходит она и признает за истину для неё несомненную. Но эта истина слишком бедна и недостаточна для сердца христианина, ибо она не приводить его к цели своих желаний и поставляет только в преддверии того чертога славы, куда стремится он. А если взять при этом во внимание ложное и совершенно превратное суждение разума естественного о предметах духовных, если подумать, что это превратное суждение свое разум принимает за чистую истину и смело идет наперекор мудрости Божией, то не видишь конца и меры, как жалок человек в своей мудрости, уклоняющей его с пути истины, как преступен он и безответен пред судом Божиим, когда не хочет пользоваться пособиями высшего света, какие предлагает ему Сам Бог для познания тайн жизни вечной!

Чтобы дать надлежащую оценку соображениям разума естественного и не показаться нам отступающими назад пред его мнимой высотой, которой он любит гордиться и в которой поставляет свое преимущество перед нашей христианской мудростью, а с другой стороны, чтобы не оставить без удовлетворения тех, которые чувствуют потребность собственно в спасительных истинах христианского учения, мы избираем для настоящего размышления своего то, что сказано Господом Спасителем в нынешнем евангелии: всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже есть на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергусь его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. Этими словами Господа вполне разрешается то, чего доискивается мудрость внешняя – естественная и выражается то, что собственно нужно для нас, верующих христиан; ибо эти слова Господа ясно свидетельствуют о бытии мира духовного, в котором вечно царствует Отец небесный и открывают то, что требуется от нас для вступления в этот невидимый, духовный мир и для нашего принятия Отцом небесным в число блаженных, бессмертных существ его. Раскроем свои мысли несколько подробнее.

Есть ли мир невидимый, духовный, небесный? Есть ли Бог? Существуют ли ангелы? Будет ли вечная жизнь для людей после их смерти? Вот вопросы, которые задает себе разум земного человека с намерением решить их собственными соображениями! Как же он решает эти вопросы? Не одинаково. Иногда приходит он к несомненному заключению, что есть вечная жизнь для человека за пределами его гроба, есть мир духовный, есть Бог с бесчисленным множеством ангелов. В другое время тот же разум смеется над этими убеждениями человеческими и приходит к решительному отрицанию их. Этого отрицания держится большая часть нынешних наших образованных людей. Почему же они так думают и чем доказывают свой образ мыслей? Тем, что так говорит им их разум. Но разум, как мы сказали выше, может думать и иначе, т. е. что есть мир духовный с существом высочайшим – Богом и ангелами, что поэтому есть и для души человека бессмертие и вечная жизнь. Так думали еще в глубокой древности лучшие и благоразумнейшие из язычников. И у язычников, которые руководствовались знаниями своего ума, были свои верования в жизнь загробную души человеческой; они допускали даже два отдела духов, именно добрых и злых и поэтому признавали, что душа человеческая, по разлучении её с телом, входит в сообщество либо с духами добра и света, либо с духами зла и тьмы, смотря по своим качествам и делам минувшей жизни. Язычники не могли только ясно представить себе самого образа будущей жизни и имели о ней смешанные и темные понятия. Значит, и естественный разум человека может допускать и представлять то, что отрицают нынешние разумные люди. Мы и спрашиваем их: почему же они отрицают эти общие истины всего человечества? Мы, говорят они, умнее прежних людей, которые находились под влиянием темных предрассудков, от которых свободен наш разум. Но как доказать, что понятия древних людей были предрассудочные и неверные, а понятия нынешних новообразованных умствователей очищенные и справедливые? Твердых доказательств наши разумные люди не представляют никаких в защиту своих убеждений. Самое сильное доказательство у них в этом случае одно: кто видел этих духов, и почему они не являются нам? Мы их не видим, а потому и отрицаем их бытие? Разумно ли это и доказательно ли? Чего мы не видим, того и нет! Но если бы так стал рассуждать какой-нибудь узник, находящийся в темнице, который имел несчастье родиться в своем заключении и который поэтому не видел света Божия со всеми чудесами природы, и на этом основании не признавал бы ничего существующим кроме стен своей темницы, то что сказали бы на это мы, пользующиеся свободой и наслаждающиеся видением красот великого мироздания Божия? Жалкий он человек, сказали бы мы ему! Точно таким же образом рассуждают и нынешние образованные считающие себя превосходнейшими перед древними умами. Все, продолжают они, что говорится о мире духовном и будущем загробном состоянии душ, есть выдумка людей, составленная для устрашения слабодушных и для стеснения жить свободно в нынешнем веке. Опять нужно доказать, точно ли это выдумка человеческая, а не голос истины, предостерегающий нас от зла и наставляющий на путь добродетели для нашего же блага? Но доказать этого твердым и очевидным образом они никогда не могут. Следовательно в их образе мыслей всегда лежит сомнение и колебание для человека здравомыслящего. Пусть и не успокаивают себя произвольными мечтами своего разума эти ложные мудрецы, отвергающее будущую жизнь и не признающие бессмертия души за гробом, почитая это за вымысел человеческий, или сказку. Вот что услышат они в вечности от Бога вечного: «Вы не верили в будущую жизнь и ответственность за дела свои потому, что считали это за сказку: но если бы это и в самом деле казалось вам за сказку, то сказка это такая, на которой вам надлежало остановиться всею силою души на случай, если она не сказка. Вы слышали эту сказку и не подумали о верности её, не разобрали с достоверностью её смысла и бессмысленно отвергли ее, как ложь и выдумку для того, чтобы жить свободно на земле. Какое же вы имели право безбоязненно жить и грешить, когда слышали истинное учение, противное вашим понятиям, не имевшим твердой для себя опоры? Вы виновны, вечно виновны предо Мной потому, что не вняли голосу вечности, о которой слышали, позволяли себе смеяться над тем, что должно бы заставить вес день и ночь проливать слезы, дабы избежать слез вечных. Вы насмехались над этим и весело проводили свою жизнь, теперь плачьте вечно, без надежды освобождения от места плачевного!» И воздействует тогда мысль в разуме этих несчастных людей, что в самом деле они не имеют никакого для себя оправдания, когда ясно слышали о вечной жизни с её радостями и мучениями и не поостереглись от этих мучений, не позаботились о своем будущем блаженстве и не взяли этого в ум свой!

Много пришлось бы нам говорить во обличение нынешнего жалкого настроения умов, но считаем достаточным для нашей цели и сказанного. Переходим к тому, что всего важнее и нужнее для нас, верующих христиан. Нас занимает, главным образом, то, как войти в будущее блаженное царство духов чистых и святых? Что требуется со стороны нашей, чтобы милостиво принял нас Отец духов светоносных, признал нас своими и дал бы нам место в обителях небесных? Ответ на эти вопросы находим в словах Господа, слышанных нами в нынешнем евангелии: всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. Что значит исповедовать Господа Спасителя пред человеки? Значит открыто свидетельствовать свою веру в Него, так чтобы все могли видеть и знать, кто мы и какие наши внутренние чувства и расположения в отношении ко Господу своему. Для чего нужно такое исповедание наше? Почему бы не ограничиться нам одними своими внутренними чувствованиями и сокровенными мыслями в деле веры? Это нужно для продолжения и распространения на земле самой веры нашей, которую воспринимают люди одни от других и которая таким образом переходит из рода в род, из века в век. Предположим, что верующие христиане стали бы содержать свою веру только в уме и сердце без внешнего её проявления и устного исповедания. Тогда распался бы взаимный союз между ними и прекратилась бы на земле церковь Христова. Мы связываемся друг с другом посредством веры, а веру узнаем потому, что она выражается внешними знаками. Так дошла вера христианская от времен апостольских до нашего времени; так должна она перейти от нас в дальнейшие роды. Если бы не было внешнего исповедания веры Христовой, то она окончилась бы временами и числом св. апостолов. Внешнее исповедание веры требуется также для обличения нечестивых людей, которые не терпят её святейших истин, готовы искоренить христианство и на место его воцарить свои заблуждения. Действуя против веры Христовой, они этим самым обнаруживают свой богопротивный дух, за что собирают себе гнев в день гнева Божия и останутся безответными пред Богом на суде Его. А если бы не было исповедания веры Христовой, то и эти нечестивцы имели бы предлог к своему оправданию; ибо могли бы сказать, что они с любовью приняли бы истину Божию, если бы она была им открыта. Но они не знали её и ни от кого не слышали, и потому стали бы наряду со всеми благочестивыми и святыми. Этот предлог отнимается от всякого неверующего, при открытом исповедании веры Христовой. Открытого исповедания веры Христовой требует само величие Бога небесного, которого мы должны чтить и прославлять всем своим существом, не только духом, но и телом, не внутренним только образом, но и внешним. Если бы мы содержали свою веру только внутри себя – в своем духе и не свидетельствовали своих душевных расположений к Богу никакими внешними знаками, ибо это было бы служение наше не полное и не всецелое, ибо чему мы всецело преданы и совершенно любим, того и не можем скрывать в своем сердце. От избытка чувств и полноты сердца сами собой говорят уста. Наконец, внешнего исповедания веры требует и самая справедливость дела, ибо если мы в будущем веке ожидаем благ не для одной только души своей, но и для тела, и в жизни временной пользуемся бесчисленными дарами Божиими, относящимися к нашей телесной природе, то и почитать Бога, и прославлять Его обязаны не духом только своим, но и телом, не внутренним только образом, но и внешним, свидетельствуя пред всеми свою любовь к Тому, в Кого мы веруем и кому преданы душой. Что скажут на это те из среды христиан, которые, считая себя людьми духовными и совершенными, отрицают необходимость внешних выражений своей веры и своего видимого служения Богу, которые хотят ограничить дело веры и богопочитания одними лишь внутренними движениями своей души? Умствование этих людей не истинное – не евангельское, а самопроизвольное – мечтательное. Истина говорит прямо и положительно: сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение217.

Если открытое исповедание веры христианской необходимо для нашего спасения и для признания нас своими Господом Спасителем в мире небесном, то возблагодарим Бога за ту свободу, с какой можем исполнять эту неизменную волю Его, не опасаясь никаких за это нападений от кого-либо, или преследований. Пользуясь этой свободой, мы без всякого стеснения и страха ходим в храмы Божии, составляем здесь торжественные собрания для общественной молитвы, песнопений и священнодействий церкви, чем выражаем и наше исповедание своей веры и наше святое служение Господу. Это одно из величайших благ нашего времени, за что мы должны воздавать глубочайшее благодарение милосердному Богу. Не забудем, христиане, что не всякому веку и времени предоставлено пользоваться этим благом. Церковь христианская не всегда наслаждается видимым спокойствием на земле. Бывают времена крайне тяжкие и трудные для верующих христиан, когда открыто восстает против них языческое нечестие, преследует их и предает разным мучениям, о которых страшно и подумать. Так было в первые век христианства; так будет пред концом мира, с пришествием на землю антихриста – человека беззакония, который воздвигнет страшное гонение на церковь Христову и будет разорять ее всеми злодеяниями и самыми бесчеловечными жестокостями. Будем чаще приводить себе на память это ужасное состояние христиан времен последних, чтобы лучше оценить нам наше счастливое и золотое в этом отношении время, когда так легко и беспрепятственно каждый из нас может исполнять завещание своего Господа – исповедовать Его пред человеки. За то тем виновнее и безответнее будут на суде Божием те из нас, которые почему-либо окажутся неверными Господу, отступившими от Его учения и правой веры.

В заключение наших мыслей о своем предмете выскажем еще одно побуждение, почему мы должны и сами искренно исповедовать Господа Спасителя пред человеки и, по-возможности, заботиться о поддержании нашей божественной веры в других. Этим мы как бы придерживаем и отдаляем от себя грозное приближение последних, ужасных времен, с наступлением которых обрушатся на род человеческий все бедствия и скорби, главным виновником которых будет злой враг всякого добра и правды, избранный сосуд дьявола, называемый антихристом. Этот сын погибели, человек греха и всякого беззакония, которого пришествие будет по действию сатанину во всякой силе, знамениях и чудесах ложных218, произойдет вследствие крайнего развращения людей времен последних и отступлении их от истинной веры Божией, принесенной на землю Господом Спасителем. Дух богоотступный и развращенный, который под конец мира распространится по всей земле и обымет живущих на ней, как бы сам собой родит и воспитает царя нечестия, величайшего злодея и противника Божия, которого главное дело будет состоять в том, чтобы окончательно подавить истину, разорить церковь Христову и воцариться на земле, как Богу святому. Тайна беззакония давно уже совершается в мире и оный великий беззаконник уже действует в своих предтечах, уготовляющих путь ему. Кто эти предтечи? Лжеучители, развращающие умы людей и погашающие в душах их веру Божию. Лжеучители – это малые звери, которые своими дикими голосами как бы издали предвозвещают приближение великого зверя, имеющего опустошить вселенную и положить конец стоянию нынешнего мира. Ибо для поражения этого зверя и прекращения его злодеяний явится Сам Господь в полной славе своего Божества, со всеми небесными силами, чтобы рассудить дела людей и вслед за тем открыть свое вечное царство. Потому-то пока сохраняется между людьми истинная вера Божия, пока живет в них дух благочестия, дотоле невозможно прийти антихристу. Дух общего благочестия как бы разоряет гнездо зверя и сдерживает силы, имеющие произвести его. Следовательно великие бедствия рода человеческого, какие постигнут его при конце мира во времена антихриста, имеют свое основание и причины в самих людях, в их развращении нравов и отступлении от Бога истинного.

Ясны и непререкаемы внушения нашей веры; но тайна беззакония продолжает свое дело и как бы спешит к своему разрушительному концу, которого не могут отвратить никакие человеческие силы. Желающим спасти свою душу и сохранить ее для жизни вечной остается один исход из этого мира, обреченного на запаление и разрушение219 – веровать в Господа Иисуса, держаться Его учения и исповедовать Его пресвятое имя пред человеки, хотя бы это стоило нам потери всего, что есть дорогого в мире и даже лишения самой жизни. Для верующего христианина не здесь вечное жилище и истинное успокоение, а там – в другом, лучшем мире. Не сомневается он в бытии этого мира с его блаженными обитателями, который хотя и закрыт от взоров наших, но завеса, скрывающая его от нас, очень прозрачна и светла! Туда перешли уже многие тысячи святых людей, живших некогда на земле, которые и по своем переселении в отечество небесное, не перестают действовать на наш бедный мир, являя здесь свои силы и помощь тем, которые притекают к ним с верой и любовью. Аминь.

* * *



Источник: Платонов Вениамин, еп. Собрание слов и размышлений. Кострома: Губернская типография, 1908 г. – 572 с.

Вам может быть интересно:

1. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

2. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

3. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

5. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

6. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

7. Современное русское сектантство: (очерки, статьи и исследования) Дмитрий Иванович Скворцов

8. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

9. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

10. Дорожные заметки на пути по Монголии в 1847 и 1859 гг. архимандрит Палладий (Кафаров)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс