Источник

Иаков

Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к небесем. Почто не имела еси (не избрала) восхода тверда, благочестия?

Исаак, благословляя Иакова, нарек его господином над братом его Исавом и утвердил за первым обетование обладания землей, обильной хлебом и вином (Быт.27:28). Исав за предвосхищенное у него благословение воспылал враждой против Иакова и грозил убить его, как только умрет отец. Иаков по совету родителей, спасаясь от ярости брата, предпринял путешествие в Месопотамию, где и провел 20 лет у дяди своего Лавана и женился на дочерях его Лии и Рахили. На первом ночлеге во время этого путешествия Иаков сподобился чудного видения во сне. Ему показана была лествица, простиравшаяся от земли до неба. По лествице восходили на небо и нисходили на землю Ангелы Божий, а на верху лествицы занимал место Сам Господь. Господь при этом удостоверил Иакова в Своем покровительстве во время его странствования и на всех путях его жизни и подтвердил ему обетования, данные Аврааму.

Пробудившись от сна, Иаков, ободренный видением и словами Господа, по чувству благодарности к Нему поставил на месте видения каменный столп, принес на нем бескровную жертву Господу, возлив на верх столпа елей, и дал обет, если благополучно возвратится на родину, принести Господу десятую часть от своего имущества (Быт.28:12–22).

Видение лествицы было знаменательно не только в отношении к Иакову. Оно вообще знаменовало непрерывающееся общение мира духовного с избранниками Божиими на земле, показывало, что не только Сам Господь с высоты святыя Своея призирает на них, но и слуги Его, Ангелы, по Его воле сходят к ним для их охранения. Но преимущественно видение лествицы было знаменательно в том отношении, что предуказывало тайну воплощения Сына Божия. Грех расторг тесный союз человека с Богом и с верными Его слугами, Ангелами. Через сошествие Сына Божия на землю и все Его искупительные действия, как через лествицу, небо снова соединилось с землей. Бог – с людьми, на земле снова водворился мир с Богом и странникам земли открылся путь к небу. Именно в этом смысле разуметь Иаковлево видение лествицы научил нас Сам Господь Иисус, когда в беседе с Нафанаилом открыл ему, что отныне верующие в Него будут видеть очами веры небо отверстое и Ангелов Божиих, восходящих на небо и нисходящих к Сыну Человеческому и в лице Его – ко всем искупленным людям (Ин. 1:51).

Но чем поразительнее милость к нам Господа, открывшаяся в воплощении ради нас Сына Божия, тем достойнее сожаления, что мы не умеем пользоваться ею. С воплощением Сына Божия для всех земнородных открыт путь к небу, и Сын Божий простирает с высоты небес объятия Своего милосердия, призывая нас на небо, и Ангелы Божий посылаются с неба для всех хотящих наследовать спасение (Евр.1:14) и всегда готовы облегчать нам восхождение на небеса. Но грех так крепко привязывает душу к земле, что ей не хочется даже думать о восхождении на небо. У нее недостает того, что нужно для безопасного восхождения на небо, – нет благочестия, того благоговейного настроения духа, которым проникнут был Иаков, когда сподобился видеть чудную лествицу.

Он сподобился этого утешительного видения во время путешествия в дальнюю страну, которое совершал один, без слуг, пеший, с одним жезлом в руках и с дорожной сумой. Надобно было иметь немало самоотвержения, чтобы не испугаться трудностей такого путешествия. Что же поддерживало его в этом самоотвержении? Единственно упование на Бога. Он уповал, что Господь, избравший его в наследники Своих обетовании, не покинет его и проведет его благополучно через все трудности и препятствия на всех путях его жизни. Господь – Пастырь мой, – говорил он про себя, – я ни в чем не буду нуждаться. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня (Пс.22:1–4). Видением лествицы еще больше было подкреплено его упование на Бога.

Какой внушительный пример для твоего подражания, душа христианская! Путь к небесному Отечеству так же труден, как и путь Иакова в дальнюю страну. Но если Иаков утешался надеждой на помощь Божию и на получение обещанных ему благ, то и ты, душа христианская, ободряй себя к перенесению трудностей пути к спасению упованием на благость и любовь Господа – ибо если Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего? (Рим.8:32) – упованием на Его всемогущую силу, совершающуюся в немощах наших, на верность и непреложность Его обетовании вообще, особенно же относящихся к нашему вечному спасению (Евр.10:23).

Далее, благочестие Иакова выразилось в том, что после видения он поспешил принести Богу жертву и дал обет принести Ему новую жертву. И каждый из нас должен приносить Богу жертвы: дух сокрушенный и смиренный, жертву хвалы и благодарности Господу, жертву благотворения ближним, ибо всеми этими жертвами благоугождается Бог, – каждый должен давать Богу обеты или обязательства всегда благоугождать Богу подобными жертвами. Они восходят к Богу, как дым кадила восходит кверху, и облегчают нам восхождение на небо.

Как жаль, что ты, душа христианская, не избираешь этого благонадежного восхождения – не подвизаешься в делах благочестия, боишься трудностей и унываешь при одной мысли о них! Перестань малодушествовать и с упованием на помощь Божию вступи на предлежащий подвиг. Без подвига нет воздаяния.

Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия. Аще хощеши убо деянием и разумом и зрением пожити, обновися.

По лествице, виденной Иаковом, восходили Ангелы. Это означало не только то, что Иаков и подобные ему находятся под покровом Сил Небесных, но вместе с тем указывало на то, что христианская душа должна стремиться к равноангельскому совершенству в духовной жизни. Она должна постепенно отрешаться от земных пристрастий, подобно тому, как по ступеням лествицы чем выше поднимаются кверху, тем дальше отходят от земли. Она должна поставить себе задачей достижение ангельского бесстрастия и совершенства. Она должна помнить заповедь Спасителя: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48) и стремиться к исполнению этой заповеди с ангельской ревностью.

Смысл заповеди не тот, что мы должны быть совершенны в одинаковой мере с Отцом Небесным, а тот, что если Отец Небесный беспредельно совершен, то мы можем быть совершенными в отмеренном нам круге деятельности, соответственно данным нам силам и условиям. Так, мы не можем быть милосерды в той степени, как милосерд Отец Небесный, простирающий Свое милосердие на весь мир, но мы можем подражать Его милосердию в доступном нам круге деятельности, по мере данных нам сил и средств. Ближайшим руководством в духовном усовершенствовании себя должна служить для нас жизнь Иисуса Христа. В вас, говорит апостол, должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп.2:5). Всем нам вменяется в обязанность достигать зрелости совершенного мужа, приходить в меру возраста полноты Христовой (Еф.4:13).

К духовному совершенству мы должны стремиться не ослабевая, не останавливаясь на пути к нему, но простираясь все дальше и дальше, поднимаясь все выше, подобно апостолу, который говорил о себе, что он, забывая заднее и простираясь вперед, стремится к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3:13–14). По словам Григория Двоеслова, душа наша подобна кораблю, плывущему вверх по реке. Если он не будет подниматься вверх, то спускается вниз – на одном месте не может стоять («Указание пути ко спасению» епископа Петра. 1872, с. 12). Так и в духовной жизни: застой в ней – это смерть для души, созданной по образу Божию и способной развиваться в бесконечность. Кто не идет вперед, тот пятится назад. Не поддерживаемая ревностью к дальнейшему усовершенствованию, жизнь духовная слабеет.

Недостаток этой ревности может происходить от нравственной усталости, когда человек чувствует, что ему не под силу держать себя в постоянном духовном напряжении, – или от самодовольства, когда человек, оглядываясь на пройденное им поприще, начнет любоваться своими успехами в духовных подвигах и скажет себе: «Я достаточно потрудился, теперь можно позволить себе какую-нибудь льготу, пора отдохнуть». Самодовольство более всего пагубно для человека. Оно – шаг к нравственной распущенности и ведет к потере плодов всех предшествовавших трудов.

Преспеяние в духовной жизни должно состоять в деятельном восхождении, в том, чтобы подвигаться вперед в благоустроении нравственного поведения, в христианском доброделании, в том, чтобы постепенно усовершаться в благочестии, набожности, молитве, смирении, кротости, милосердии, целомудрии, в подвигах чистоты душевной – вообще в исполнении заповедей, данных для упражнения воли и сердца, в деянии. Но с деянием должно соединяться разумение, с деятельным восхождением – разумное восшествие. Недостаточно только жить благочестиво и добродетельно, надобно еще заботиться о сознательном усвоении христианского учения о христианской жизни, именно: надобно узнать, в чем состоят добрые дела, как следует совершать их, при каких условиях они могут быть богоугодны. Не знающий ничего подобного подвергается опасности под видом добрых дел творить совсем не добрые или не получить никакой пользы для души от совершения добрых дел, если по невежеству будет совершать их без смирения, с пренебрежением других нравственных обязанностей.

Кроме нравоучительных истин, христианин обязан упражняться в познании догматов веры. Незнание их может вести к грубейшим заблуждениям – к ереси, суемудрию, к суеверию – и потому не менее пагубно, чем нехристианская или ложнохристианская жизнь. Что каждый должен не только жить по-христиански, но и заботиться о духовном просвещении себя, это внушает апостол, когда говорит: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Кор.14:20). Не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия (Еф.5:17).

Многие не считают для себя обязательным следовать подобным внушениям, говоря в оправдание себя: «Мы люди темные, с нас за невежество не взыщут». Но в самом этом оправдании кроется обвинение против себя. Сознание недостатков, если оно искренно, должно вести к исправлению себя. Голодный не ограничивается тем, что скажет: «Я голоден», а старается достать себе кусок хлеба. Подобно этому и называющий себя темным человеком, если только он не намеренно любит оставаться во мраке, должен искать выхода из него.

Христианину неизвинительно не только жить в духовной темноте, но и ограничиваться только начатками христианского учения – ему вменяется в обязанность восходить в разумении его выше и выше. Да растете в разуме Господа нашего Иисуса Христа, пишет апостол Петр (2Пет.3:18). И апостол Павел внушает верующим из евреев: оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству (Евр.6:1). Он же благодарит Бога за то, что при помощи благодати Божией коринфяне обогатились всяким словом и всяким познанием (1Кор.1:5).

Венец разумения того, что нужно знать и творить для благоугождения Богу, есть зрение – созерцание, духовное ясновидение, когда человек достигает такого совершенства в разумении истины, что как бы видит ее глазами, ощущает ее чувством сердца.

Потребен немалый труд, чтобы пожить деянием и вместе с тем разумением, или духовным ведением, чтобы счастливо сочетать в себе деятельную и созерцательную жизнь. Но если хочешь этого достигнуть – а не хотеть нельзя, – то с ревностью возьмись, душа христианская, за этот труд и не ослабевай в нем, а обновляйся – не довольствуйся приобретенными успехами, а ищи новых, с юношеской бодростью продвигайся вперед по пути духовного совершенства и по мере умножения препятствий на этом пути увеличивай усилия к побеждению их.

Зной дневный претерпе, лишения ради (нужды ради) патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения (прибыток) творя, пасый, труждаяйся, работая, да две жене сочетает.

Иаков, убежавший в Месопотамию к дяде своему Лавану отчасти для того, чтобы укрыться от мщения Исава, отчасти для того, чтобы найти себе жену в том племени, откуда взята была мать его Ревекка, – прожил у Лавана 20 лет, пася его стада. Первые 7 лет он работал на Лавана, чтобы получить в супружество младшую его дочь – Рахиль, но, будучи обманут и получив вместо нее старшую – Лию, согласился иметь обеих и за это служил у Лавана еще 7 лет. Остальные 6 годов Иаков служил Лавану за вознаграждение, которое состояло в агнцах и козлятах известного цвета, какие народятся в порученной его надзору части Лаванова стада. В эти 6 лет Иаков разбогател и по прошествии их вернулся к отцу с семейством, рабами и многочисленным скотом.

Тяжело было положение Иакова на службе у Лавана. Но нужды ради он с самоотвержением служил ему, заботясь в первые два семилетия только о его выгодах и забывая о своих. Иаков, прощаясь с Лаваном, говорил ему: Овнов стада твоего я не ел. Растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропало, ночью ли что пропало. Я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих (Быт.31 :38–40). И все эти тягости Иаков нес, да две жене сочетает.

Но не менее тяжелый подвиг предстоит душе христианской, если она желает преуспеть в добродетели и духовном ведении. Каждый шаг на пути, к этой цели она должна завоевывать тяжелой борьбой с искушениями внутренними и внешними. Она должна неустанно бороться со своим самолюбием, чтобы оно не охладило ее ревности к духовной жизни, – с зноем страстей, готовых, если дать им волю, в самом корне иссушить эту жизнь, – с нападениями духов злобы, ищущих с зверской алчностью поглотить ее. Она должна работать Господу, все делать во славу Его, с таким же усердием и преданностью, с каким Иаков работал на Лавана. На службе Господу она должна быть готова отказаться от всего, что ей дорого на свете, если все то, чем она дорожит, грозит ей опасностью измены Богу и Его закону. Она должна не только мужественно обороняться против врагов спасения, воюющих с ней, против плоти, мира и диавола, но и все больше и больше преуспевать в подвигах духовной жизни, – должна не только не поддаваться искушениям греховным, но еще и восходить от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Если Иаков не жалел никаких усилий, чтобы услужить Лавану и заслужить право быть мужем его дочерей, – не гораздо ли больших трудов и подвигов стоит для души стяжание духовного совершенства, а с ним – вечного спасения?

Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную (полученную через многие труды), ибо кроме (без) трудов ни деяние, ни зрение, душе, исправится.

Почему в этом стихе христианская добродетель и духовное разумение приравниваются к женам? Жена роднее, ближе всего мужу, она – одна плоть с ним. В подобное близкое отношение к добродетели и ведению, или мудрости, должен поставить себя каждый христианин. Добродетель и мудрость должны сродниться с ним, войти в его плоть и кровь.

Так и бывает. Говорят про иного: «Это воплощенная мудрость, воплощенная честность, кротость», – и тому подобное. Смысл в этих отзывах такой: «Если хотите иметь ясное понятие о том, что такое то или другое из названных духовных качеств, то посмотрите на этого человека. Они в нем отразились всей полнотой, стали неотделимыми от него». «Хваля Афанасия, буду хвалить добродетель», – говорит святой Григорий Богослов об Афанасии. Бывает и противоположное: «Это воплощенная злоба, скупость, зависть», – говорят про иного. В иных эти злые свойства постоянно живут, составляют их характер, всецело господствуют над их душой. Но и добродетельные, и благочестивые не защищены от опасности испытать на себе подобную силу зла. Неровён час – и ими иногда овладевает, например, ярость до такой степени, что в этом состоянии, перестав владеть собой, они способны совершить самые тяжкие грехи, делаются воплощенным бешенством. Христианская душа не иначе как смирением может избежать подобного несчастья и утвердиться в добродетели и мудрости.

Образом добродетели пусть послужит для нее Лия, которую Господь благословил многочадием и тем преимуществом, что один из ее сыновей был родоначальником колена, давшего миру Спасителя мира. Ревнуй, душа христианская, быть многоплодной в нравственном отношении, как Лия была многоплодна в физическом. Рахиль была красива, за что особенно любил ее Иаков и по любви к ней служил Лавану лишних 7 лет, она стоила ему самых тяжелых трудов – вот образ трудов, необходимых, чтобы достигнуть совершенства в христианском ведении!

Ведение в своей высшей степени есть созерцание истины. Оно услаждает созерцателя, как Иаков услаждался красотой Рахили; но оно бывает плодом болезненных подвигов очищения себя от всего страстного и греховного. Свет истины ясно отражается только в чистой душе, как свет солнца в чистой воде. Подвиги самоотвержения для достижения чистоты сердечной, необходимого условия для преспеяния в ведении и созерцании, в такой же мере необходимы, как и для преуспеяния в деянии, то есть в добродетельной жизни.

Бди, о душе моя, изрядствуй (будь мужественна), якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении (в созерцании), и будеши великий купец (стяжатель).

Иаков на обратном пути из Месопотамии в Ханаанскую землю прежде чем перейти Иордан счел нужным задобрить брата своего Исава, чтоб обезопасить себя от его мести. Иаков отправил Исаву дары и не без смущения ждал встречи с ним. Накануне этой встречи он всю ночь наедине бодрствовал и молился Господу. И вот во тьме ночной Кто-то приблизился к нему и стал с ним бороться, и эта упорная борьба продолжалась до появления зари. Боровшийся не одолел Иакова, но повредил его бедренный сустав, так что Иаков остался хромым на всю жизнь.

– Отпусти Меня, – просил Иакова Незнакомец, – ибо взошла заря.

Иаков сказал:

– Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

Тот спросил:

– Как имя твое?

Иаков назвал себя по имени. И сказал ему Незнакомец:

– Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль8, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

Спросил и Иаков:

– Скажи мне имя Твое. Тот сказал:

– На что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно, – и благословил его, то есть выразил ему Свое благоволение.

И нарек Иаков имя месту тому Пенуэл (лицо Божие), ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (Быт. 32:30).

Значение этой таинственной борьбы такое: она была образом дерзновенной и настойчивой молитвы Иакова. Понятно это дерзновение, эта настойчивость в его положении: ему грозила опасность от Исава. Иаков опасался, что Исав жестоким образом отомстит ему за похищение первородства, что он лишит его всех плодов его двадцатилетних трудов в доме Лавана, отнимет у него весь скот, перебьет или возьмет в плен его и его семейство и рабов. Иаков хотя уповал на Господа, милости Которого испытывал доселе, но в то же время, ввиду угрожавшей ему опасности, в нем могли пробудиться беспокойные движения совести при воспоминании о тех неодобрительных в нравственном отношении средствах, о той хитрости и обмане, при помощи которых ему удалось во вред Исаву исторгнуть благословение Исаака. Он почувствовал себя неправым пред Богом и мог думать, что на этот раз Сам Господь для его вразумления попустит ему пострадать от гнева Исава.

Ему осталось одно – умилостивить Господа молитвой. Он и за день перед этим молился Господу: Недостоин я всех милостей Твоих... Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь, чтобы он, пришедши, не убил меня и матерь с детьми (Быт. 32:10–11), и теперь, накануне встречи с братом, он провел всю ночь в той же молитве. Она была так же настойчива, как настойчива и упорна была его борьба с таинственным Незнакомцем, продолжавшаяся целую ночь. Он догадывался, что с ним борется не простой человек, что под его образом скрывается Высшая Сила – Сам Господь, и потому, напрягая телесные усилия, чтобы одолеть Его, он в то же время был в молитвенном напряжении, чтобы победить гнев Господа, заслуженный им, и преклонить Его на милость.

И Иакову удалось достигнуть своей цели. Он боролся с Незнакомцем до тех пор, пока не получил от Него благословения. Это значило, что он утруждал Бога своей молитвой до тех пор, пока не получил удостоверения в Его благоволении к нему, пока ему не было объявлено, что если он боролся с Богом, то одолеет и людей: могут ли быть люди страшны тому, кто с дерзновением и непреклонной настойчивостью в молитве препирался с Самим Богом, склоняя Его к милосердию? И сама борьба была уже делом милости Господа, ибо поставила Иакова в столь близкое отношение к Нему, что он лицом к лицу видел Господа в чувственном образе, прикасался к Нему – и остался цел.

Велика была близость Господа к Иакову, боровшемуся с Ним. Но и ты, душа христианская, можешь сподобиться такого счастья. Подобно Иакову, всю ночь бодрствовавшему и подвизавшемуся в молитве, и ты бодрствуй и мужественно упражняйся в том же подвиге. Неотступно, с дерзновением веры и упования умоляй Господа, стучи в двери Его милосердия во всех твоих нуждах – и будешь услышана, по Его обетованию: просите, и дастся вам, толцыте, и отверзется вам.

Все наши нужды и скорби близки Его сердцу, но преимущественно Он готов помогать нам в духовных нуждах. Иаков неотступно молил Бога об отведении от него внешней беды и был услышан Им, получил от Него благословение. Не больше ли Он услышит нас, когда мы будем неотступно умолять Его о помощи в духовной жизни? Взывай же, душа христианская, к Господу об этой помощи, смиренно исповедуя пред Ним свою немощь, свое бессилие в борьбе с греховными искушениями, и ты стяжеши деяние с разумом – преуспеешь в добродетели и духовном ведении, восторжествуешь над врагами твоего спасения, запинающими твои стопы на этом многотрудном пути.

Этого мало: Иаков в ночной темноте сподобился узреть Бога лицом к лицу. Подобного боговидения и ты можешь достигнуть, если предочистишь к нему твой ум подвигами добродетели и духовного ведения. Еще в этой жизни ты вступишь в незаходящий мрак в видении, то есть будешь умными очами ощущать присутствие Господа как бы в зерцале и гадании, в Его действиях на тебя через Его святое слово, Таинства и видимую природу, пока наконец не достигнешь Царства славы, где узришь Его лицом к лицу (1Ин.3:2), в Его существе, а не только в откровениях Его присносущей силы. Выше этого блага ничего не может быть, и, обладая им, ты будешь великий купец, или стяжатель.

Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив (родив), тайно (таинственно) утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив (премудро расположив детей, как ступени, а свои шаги по этим ступеням, как восхождения вверх).

Господь благословил Иакова многочадием – от него родилось двенадцать сыновей, родоначальников двенадцати колен израильского народа. Это физическое многоплодие Иакова имеет духовно-таинственный смысл: подобно многоплодному Иакову должна быть многоплодна в духовной жизни и душа христианская.

Духовная жизнь начинается с покаяния, а истинное покаяние состоит не в том только, чтобы называть себя грешником, исповедовать свою вину пред Богом, но и в плодах, достойных покаяния. Плоды же покаяния состоят в усиленной борьбе с грехами, в которых приносится покаяние, и в подвигах ревности о жизни святой и богоугодной. Как ни тяжелы эти подвиги для души, боримой грехом, она не должна ослабевать в них, но, как по лествице, восходить к большему духовному совершенству, с одной ступени подниматься на другую.

К сожалению, опыт показывает противоположное. Бесплодное покаяние – обыкновенное явление. На исповеди редко можно слышать, чтобы грешник отстал от прежних грехов; он приносит на исповедь свои старые грехи с добавлением новых. Пока человек говеет, он еще сдерживается, но по окончании говения спешит к прежним греховным привычкам. От этого и само говение бесплодно. Не хотят знать, что говением не прекращается покаяние, а только полагается его начало, только сеется доброе семя; а чтобы это семя принесло плод, надобно продолжать труды покаяния.

Нелегки эти труды, но без труда ничего не добывается. Притом сначала бывает трудно, а потом все легче и легче. Поступившему на военную службу сначала трудно привыкать к воинскому искусству, а когда привыкнет, он шутя упражняется в нем. Учиться грамоте сначала тоже трудно, а как выучится человек, чтение делается его насущной потребностью. Итак, не бойся, душа христианская, трудностей покаяния, приноси плоды покаяния и ревностью об их умножении благоугождай Господу.

* * *

8

Слово «израиль» переводится как «богоборец».


Источник: Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний Епископа Виссариона. - 2-е изд. - Москва : Изд. Товарищества "Светлячок", 1995. - 381, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle