Н.В. Маслов

Источники мыслей

Как возникают наши мысли?

Все ли они происходят от нас самих?

Тщательно исследуя состояние ума человека, святые отцы выделяют «три начала наших мыслей: от Бога, от диавола и от самого человека»84.

«Бог есть высочайшее Добро, от Которого, как источника всё доброе видимое и невидимое происходит»85. «Всё доброе есть Божие»86.

«От Бога бывают мысли, когда Он возбуждает нас к высшему совершенствованию и преуспеянию и вразумляет нас спасительным сокрушением о том, что мы мало преуспели, или, пребывая в беспечности, были побеждены чем-либо – или когда открывает нам Свою волю и намерение наше обращает к лучшим действиям»87.

«Как всё необходимое для физической жизни мы получаем из земли, воздуха, огня и воды: так всё необходимое для жизни духовной – все светлые, добрые и спасительные мысли и расположения сердца получаем от Бога, хотя этого и не замечаем по причине невидимости мыслей и сердечных движений»88.

От врага спасения происходят злые, порочные, греховные мысли, так как «враг есть начальник и изобретатель греха»89. «От врага – помыслы услаждения пороками»90.

Святитель Феофан Затворник, раскрывая действия злой силы91, врага спасения, пишет: «Враг всячески искушать будет, чтобы поставить душу в недоброе состояние, стараясь или мысли рассеять, или заботу о чём породить, или недовольство чем, или неудовольствие на кого возбудить»92.

Как действует злая сила на мысли человека

Злая сила:

· Мысли рассеивает

· Порождает мысли заботы о чём-либо

· Вызывает мысли недовольства чем-то

· Вызывает мысли неудовольствия на кого-то

«Вся сила и характер, и хитрость искушений диавольских относительно людей состоят в том, что он прельстил и прельщает, подстрекал и подстрекает людей любить суетные вещи земные, заботиться о возможно большем их изобретении и приобретении и презирать душу и её истинные потребности; любить плоть, её здоровье, цвет, красоту, тучность, сладострастие плоти и ненавидеть душу, т.е. Добродетель, забывать бессмертие души, её первообраз – Бога, чтобы она и не думала о бессмертии и о пути, ведущем к бессмертию, о Боге и о соединении с Ним»93.

От врага происходят либо явно злые помыслы, либо враг «с тонкой хитростью ложно представляет человеку зло под видом добра»94.

«От нас происходят помыслы, когда естественно вспоминаем то, что мы делаем или сделаем, или слышали...»95.

Преподобный Диадох говорит, что от человека могут быть «помыслы добрые и недобрые»96.

О злых помыслах человека преподобный Никодим Святогорец пишет: «Три у нас в душе силы: мысленная, желательная и раздражительная. От эти трёх сил, по причине повреждения их, рождаются и троякого рода неправильные помыслы» (См. Схему)97.

Добрые мысли внушают людям и Ангелы98.

«Отеческое предание говорит: когда естество наше впало в грех, Бог падение наше не оставил Своим промыслом, но в помощь каждому человеку приставляет некоего Ангела, но и с противной стороны враг, растлитель естества ухищряется посредством некоего лукавого и злотворного демона вредить человеческой жизни. Человек же, находясь среди этих двух сопровождающих его, так как цель каждого из них противна другому, сам собою делает одного сильнейшим другого. Добрый Ангел указывает помыслам блага добродетели. А другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на блага, только настоящее, вкушаемое, видимое порабощает чувства малосмысленных. Посему, если кто чуждается того, что манит к худому, устремив помыслы к лучшему, и порок как бы оставил позади себя, а душу свою, как некое зеркало, обратил лицом к упованию благ, чтобы в чистоте собственной его души напечатлелись все изображения и представления указанной ему Богом добродетели: то встречает его тогда и оказывает ему помощь брат; ибо по дару слова и по разумности души человеческой Ангел некоторым образом делается человеку братом»99.

Преподобный Иоанн Кассиан учит, что источники «помыслов мы постоянно должны наблюдать, и все помыслы, возникающие в нашем сердце, зорким суждением разбирать, сначала исследуя происхождение их, причины и виновников, чтобы можно было знать, как мы должны относиться к ним»100.

При этом очень важно не принять внушаемые врагом мысли за свои собственные.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) указывает: «До грехопадения человек был в единении с Богом. У него не было плохих мыслей. А теперь враг то с одной стороны, то с другой – подступает, а человек слаб, слушает внушение врага и принимает их за свои собственные». Поэтому старец часто повторял: «Не слушай врага, не соглашайся с ним! Не исполняй то, что он тебе внушает».

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет о том, что часто человек не знает и не понимает, что враг внушает ему свои мысли и называет такое непонимание душевной болезнью: «Тогда как враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума, все эти суетные заботы и попечения суть мои собственные и неотложно необходимы для меня. Вот первая и величайшая из всех болезней душевных»101.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Великая ошибка и ошибка всеобщая – почитать всё, возникающее в нас, кровной собственностью (т.е. Худые чувства, злые мысли, движения страстные)»102. «Бесы притаиваются, исподтишка научая человека всякому злу и отклоняя от всякого добра, так что тот уверен, что всё делает сам, а между тем только исполняет волю своего врага»103.

* * *

84

Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Добротолюбие. М., 1884. Т. 2. гл. 6 С.159.

85

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 67.

86

Варсонофий Великий, преподобный. Ларец духовной мудрости. М., 2014. С. 112.

87

Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Добротолюбие. М., 1884. Т. 2. гл. 6 С. 159.

88

Иоанн Кронштадский, святой, праведный. Моя жизнь во Христе. Спб., 1893. Т. 2. Ч. 3. С. 318.

89

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 193.

90

Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина. Спб., 1874. С. 182.

91

Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М., 2008. С. 300–301.

92

Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М., 2008. С. 300–301.

93

Иоанн Кронштадский, святой, праведный. Моя жизнь во Христе. Спб., 1893. Т.1. С. 85.

94

Иоанн Кассиан Римлянин. Добротолюбие. М. 1900. Т.2. С. 159.

95

Там же.

96

Диадох, блаженный. Добротолюбие. Т.3 М., 1900. с. 57.

97

Никодим Святогорец, преподобный. Невидимая брань. М., 1892. С. 57–58.

98

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Четырех родов помыслы и ощущения действуют на человека: одни происходят от благодати Божией, насажденной в каждого православного христианина святым Крещением, другие предлагаются Ангелом хранителем, иные возникают из падшего естества; наконец, иные наносятся падшими духами. Первых двух видов помыслы, правильные, усиливают внимание и чувство покаяния, производят умиление, плач сердца, слезы, обнажают пред взорами человека обширность греховности его и глубину падения человеческого, возвещают о неминуемой никем смерти, о безызвестности часа ее, о нелицеприятном и страшном суде Божием, о вечной муке, по лютости своей превышающей постижение человеческое. В помыслах и ощущениях падшего естества добро смешано со злом, а в демонских зло часто прикрывается добром, действуя впрочем иногда и открытым злом. Последних двух родов помыслы и ощущения действуют совокупно, по причине связи и общения падших духов с падшим человеческим естеством, и первым плодом действия их являются высокоумие, в молитве – рассеянность. Демоны, принося мнимо духовные и высокие разумения, отвлекают ими от молитвы, производят тщеславную радость, услаждение, самодовольство, как бы от открытия таинственнейшего христианского учения. Вслед за демонскими богословием и философией вторгаются в душу помыслы и мечтания суетные и страстные, расхищают, уничтожают молитву, разрушают благое устроение души. По плодам различаются помыслы и ощущения истинно благие от помыслов и ощущений мнимо благих».

99

Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского. М., 1861. Ч. I. С. 272.

Солоухин В.А. в книге «Смех за левым плечом» пишет: «Отчетливо помню урок о двух крайностях земного бытия, преподанный мне матерью на самых первых порах. Я думаю, что ни профессора, учившие меня впоследствии, ни писатели, книги которых я успел прочитать, не подарили мне столь же ясной и неотразимой конструкции, как это сделала Степанида Ивановна.

– У тебя, – говорила она, – где бы ты ни был и что бы ты ни делал, всегда за правым плечом стоит Ангел, а за левым плечом – сатана. (Она называла его – Лукавый.) Они видят все, что ты делаешь, и даже знают о том, что ты думаешь. И вот, если ты сделаешь что-нибудь хорошее, доброе... ну там, заступишься за того, кого обижают, подашь милостыню, поможешь отцу с матерью, накормишь собаку, перекрестишься на ночь, – Ангел за правым плечом радуется и улыбается, а Лукавый морщится и корчится, словно его поджаривают. Если же ты сделаешь дурное – обидишь девочку или старушку и вообще того, кто слабее тебя, если огорчишь отца с матерью, будешь лениться, мучить котенка, то Ангел за правым плечом будет горько плакать, а Лукавый злорадствовать и смеяться.

– Почему он будет смеяться?

– Потому что это его козни. Это он нашептал тебе сделать дурно, а ты, дурачок, и послушался. Вот ему и радостно, что ты у него в руках. Вот он и хихикает и потирает руки.

– Почему же Ангел не шепчет, чтобы я поступал хорошо?

– И Ангел подсказывает, но только мы его меньше слушаем.

– Почему?

– Потому что другой-то, враг-то его – Лукавый... Вот они и будут всю жизнь тянуть тебя в разные стороны. Один будет губить, а другой будет спасать.

Ночью, лежа с открытыми глазами, я обещал себе, что всегда у меня мой Ангел будет смеяться и радоваться, а Лукавый за левым плечом будет корчиться и скрипеть зубами. Из психологических оттенков надо бы отметить именно тот, что, как же я подведу моего Ангела, как же я, так сказать, не оправдаю его доверия».

100

Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. М., 1892, с. 53.

101

Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Ч. 1. М., 2001. С. 119

102

Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 2008. с. 494.

103

Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. М., 1890, С. 241–242.

Комментарии для сайта Cackle