архим. Сильвестр (Стойчев)

Тема XXI. Учение о падщих ангелах

§55 Бытие демонов

В Священном Писании Ветхого и Нового Завета неоднократно упоминается о существовании бесов. Традиционно под змием, искусившим в раю первых людей, подразумевается нечистый дух. Во Второзаконии и Псалтири говорится о жертвоприношении бесам: «Приносили жертвы бесам, а не Богу» (Втор. 32:17);

«и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс. 105:37), злой дух влияет на царя Саула (1Цар. 16:14–16, 23), сатана наводит на Иова беды (Иов. 1:6–12). Упоминаются нечистые духи и в неканонических книгах (Тов. 3:8, 17; 6:8). В Новом Завете о бесах говорится многократно: Мф. 8:31; Мк. 5:12; Лк. 4:41; 10:17 и т.д. К нечистым духам вообще и в особенности к их главе в Писании прикладывается много наименований: «нечистые духи» (Мк. 3:11; 5:13; Деян. 8:7), «злые духи» (Деян. 19:12), «бесовские духи» (Откр. 16:14), «духи злобы» (Еф. 6:12), их глава называется драконом, змием древним, диаволом, сатаной (Откр. 20:2), «врагом» (Мф. 13:25, 28), «отцом лжи» (Ин. 8:44), «искусителем» (Мф. 4:3), «человекоубийцей» (Ин. 8:44), «князем мира сего» (Ин. 12:31; 14:30; 16:11) и «богом века сего» (2Кор. 4:4).

§56 Бесы – падшие ангелы. Причина падения

В Писании нет развернутого повествования о происхождении демонов. Естественно, что не может идти речи об их создании Богом, так как всё творение Божье добро: «Благой Бог у всех благомыслящих именуется Создателем благих. Поэтому не создал Он такого естества, которое не в силах делать что–либо доброе»344. Есть несколько библейских текстов, приоткрывающих историю падения части ангелов: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12); 28–я глава книги пророка Иезекииля и особенно слова апостольские: «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1:6)345.

В Послании святого апостола Петра говорится о согрешивших ангелах, которые были наказаны «узами адского мрака» (2Пет. 2:4). Из приведенных текстов видно, что некогда часть ангелов во главе с Люцифером согрешила346 перед Богом, следствием чего стало их падение и наказание. Что же стало причиной этого бунта? Блаженный Феодорит в следующих словах апостола Павла: «Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1Тим. 3:6), видит указание на то, что гордость и есть грех, совершённый диаволом. Ведь одинаковость наказания предполагает одинаковость преступления, и если апостол в качестве кары за гордыню указывает осуждение с диаволом, то, соответственно, диавол согрешил именно гордыней.

У святых отцов есть немало высказываний о гордыне диавола как причине его падения. Однако немаловажным является вопрос о причине самой гордыни. Что повлияло на Денницу и его приспешников таким образом, что в них взыграла гордыня? Святитель Иннокентий Херсонский указывает на два мнения по этому вопросу. Некоторые богословы на основании слов: «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр. 1:5–6), полагали, что Люцифер соблазнился этим Откровением347.

Другие же считают, что соблазном Деннице стало предназначение человека. Отчасти в пользу этой точки зрения свидетельствует, например, мнение прп. Иоанна Дамаскина о том, что Люциферу было поручено охранение земли, то есть, по сути, он был ангелом–хранителем Земли: «Тот ангел... которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла. Но он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец, но по самовластному произволению обратился от того, что согласно с природой, к тому, что противоестественно, и возгордился против Творца своего – Бога, восхотев восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал в зло»348. Таким образом, зависть к человеку стала не только причиной того, что диавол соблазнил прародителей и продолжает искушать всех людей, но и причиной его собственного падения.

Кроме того, есть еще вопрос: почему ангелы решились на бунт против Бога? Можно предположить, что их ум помрачился вследствие зависти и гордыни, и потому они перестали осознавать, что между ними и Богом, между тварью и Творцом – онтологическая пропасть. И никакой бунт ее не сократит и тем более не упразднит. Святитель Иннокентий предлагает следующий ответ на этот вопрос: «Мы видели, что существование свободных тварей сопряжено с ограничением Творца; Бог однажды навсегда отказался от неограниченного действия над свободными тварями, уступил им как бы часть Своего Божества; сделал для них, осмелимся сказать, самопожертвование349. Злые ангелы, без сомнения, хорошо видели сей отказ Божий и знали, что Бог никогда не возвратит назад данного. Потому и смело могли вступить в брань с Богом, зная, что их самостоятельность будет продолжаться во всю вечность»350.

Следует отметить, что, согласно святоотеческому учению, природа падших ангелов осталась ангельской, но изменился способ ее существования: «Они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми, по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу»351, «диавол в начале был добрым, но произвольно допустил в себе наклонность к худшему и злоухищрениями увеличил в себе зло»352. Как уже говорилось, падшие ангелы не могут покаяться. Тем не менее, некоторые святые отцы (свт. Василий Великий) полагали, что диавол и бесы могли еще покаяться до того момента, когда решили искусить человека. Именно это стало точкой невозврата для падших духов353.

§57 Иерархия падших ангелов

После низвержения Люцифера и последовавших за ним ангелов падшие духи образовали некое свое царство. Сам Господь Иисус Христос называет обитель темных сил царством (Мф. 12:26). По–видимому, это темное царство сохраняет некое подобие устройства ангельской иерархии, на что указывают слова апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Из этих слов видно, что речь идет о бесах, но при этом к ним применяются такие же наименования, какие и к ангельской иерархии. Схожий текст есть и в другом Послании апостола Павла, где он, говоря о победе Спасителя над духами злобы, пишет: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору» (Кол. 2:15). Таким образом, бесы сохраняют не только подобие структуры ангельской иерархии, но и наименования составляющих этой лже–иерархии.

§58 Место обитания демонов

Люцифер и те, кто последовал за ним, были низвержены: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18), – говорит Спаситель; в других местах Писания также указывается на падение нечистых духов с небес (см.: Откр. 12:7–9; Ис. 14:12). Однако где сейчас их местонахождение? У апостола Павла есть выражения, которые указывают местом обитания падших духов поднебесье, воздушное пространство: «...князя, господствующего в воздухе» (Еф. 2:2); «наша брань... против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

Ориген, блж. Иероним Стридонский, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит, блж. Августин, свт. Феофан и другие церковные авторы объясняют эти слова в том смысле, что поднебесье (воздух) – это наш видимый мир354: «Духи витают в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте»355, – говорит святитель Феофан Затворник356. Кроме того, нечистые духи стремятся обитать в человеке, на что есть многочисленные указания в Священном Писании. Свт. Иннокентий Херсонский пишет об этом: «Диаволу жить в человеке приятно; жить в человеке для него то же, что жить в прекрасном доме, а жить вне человека значит жить в болоте, в тесноте»357.

§59 Действие злых духов в мире

Падшие ангелы, движимые ненавистью и завистью к человеческому роду, всеми способами пытаются навредить человеку и сделать так, чтобы он свернул с правого пути. Апостол Петр, предостерегая христиан, пишет: «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Диавол, враг рода человеческого, сеет в сердцах людей злые помыслы (Мф. 13:25), подталкивает на преступления (Ин. 13:2) и даже пытается искушать Богочеловека. Сатана как дух лукавый использует всевозможные средства для обольщения человека. Апостол Павел говорит, что «сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14), то есть может надевать маску, личину, выдавать себя и свои действия за доброе. Собственно, так он поступил уже в раю и на протяжении истории не раз успешно использует этот метод искушения. Жития святых изобилуют рассказами о том, как нечистый дух являлся подвижникам не только в виде ангелов, но и даже Самого Господа Иисуса Христа, использовал Священное Писание, творил чудеса и т.д. Кроме того, бесы всячески искушают людей, вызывая в них страстные желания и греховные помыслы.

В этом деле они чрезвычайно опытны и хитры. Пользуясь какой–либо склонностью человека, бесы стараются именно при ее помощи уловить искушаемого: «Мудрого ловит мудростью... богатого – богатством, благообразного – красотой, красноречивого – красноречием... художника – искусством», – пишет прп. Ефрем Сирин358. Евагрий Понтийский сравнивает процесс искушения с деятельностью лекаря, который, простукивая молоточком тело человека, определяет нервную реакцию и на этом основании делает выводы, так и бесы «простукивают» человека в поисках его слабостей, и когда найдут такое слабое место, начинают искушать его именно в этом направлении.

Однако нужно понимать, что источником страстей всё равно остается сам человек: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью», – пишет святой апостол Иаков (Иак. 1:14). Святитель Иоанн Златоуст советует: «Победи только самого себя – и победишь козни диавола»359.

Святые подвижники, говоря об опыте преодоления бесовских искушений, настаивают на том, что над крещеными злые духи не имеют власти и могут искушать лишь со стороны, извне, предлагая соблазны, навязывая их360. Но в глубину человеческой личности они проникнуть не могут, потому что, как пишет св. Диадох Фотикийский: «До святого крещения благодать извне побуждает душу на добро, а сатана гнездится в ее глубинах, пытаясь заградить все правые исходы ума. Но с самого часа, когда мы возрождаемся, бес оказывается вне нас, а благодать внутри... Мы верим, что многовидный змей извергается из кладовых ума купелью нетления»361.

Определенный, если так можно выразиться, успех в соблазнении людей диавол всё же имеет. В Писании говорится, что «весь мир лежит во зле» (1Ин. 5:19), а диавол, как уже указывалось, назван «князем мира» (Ин. 12:31), «богом века сего» (2Кор. 4:4), демоны именуются мироправителями тьмы века сего (Еф. 6:12).

Для объяснения этих выражений приведем толкования на эти слова двух отцов Церкви. Святитель Иоанн Златоуст объясняет так: «Почему апостол называет диавола князем этого века? Потому что природа человеческая почти всецело отдалась ему, и все служат ему добровольно и намеренно. Он властвует в этом веке, у него слуг больше, нежели у Бога, и ему, за исключением немногих, охотнее повинуются, чем Богу. И всё это происходит от нашей беспечности»362. Прп. Симеон Новый Богослов пишет: «Князем мира называется он не как властитель и господин мира. Да идет от нас такая богохульная мысль! Но называется он князем мира потому, что, раздражая пожелание богатства и других вещей мира сего, он порабощает себе прилепляющихся к ним и берёт над ними власть... Но Бог и Владыка наш, яко Творец и Устроитель всего мира, естественно и властно есть князь всех – небесных, земных и преисподних, будучи Светом Невечерним и неприступным и Господом всего – и настоящего, и будущего»363. Как видно из указанных толкований364, наименования князя и т. п. в отношении диавола не обозначают, что ему принадлежит земля, но только то, что до поры есть некое множество покорившихся ему людей, которые образуют своеобразный мир365, князем которого нечистый дух является. Однако придет момент, когда диавол и это его царство будут окончательно посрамлены и «князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31).

§60 Беснование и одержимость

Нечистые силы направляют свой ум и волю, свою деятельность на то, чтобы разрушать доброе, и особенно – вредить людям. Частным примером деструктивного воздействия бесов на человека является беснование и одержимость. В Св. Писании есть целый ряд примеров, когда говорится о злострадании людей и указывается беснование как причина этих бед (см.: Мф. 9:33; 17:18; Мк. 7:29; Лк. 4:35; 9:42).

Как рассматривать это состояние? Как одержимость злым духом или как психическое заболевание? Нередко предпринимаются попытки объяснить всё с научной позиции, считая, что речь идет просто о психических заболеваниях, которые древние, по незнанию и суеверию, считали одержимостью. Принять такое мнение нельзя, так как в Евангелии нет никаких оснований для подобного понимания. Господь Иисус Христос изгонял бесов, и апостолы оставили описание этого. Если гипотетически и можно предположить, что народ неправильно понимал суть происходящего, то такое невозможно по отношению к близкому кругу – апостолам; а именно они и зафиксировали эти случаи. И уж они точно в случае непонимания чего–либо могли осведомиться у Божественного Учителя о сути происшедшего, как нередко и бывало, когда апостолы после каких–то событий вопрошали Господа. Соответственно, сам евангельский текст не дает ни малейших оснований для такой интерпретации.

Конечно, нельзя отрицать, что некоторые формы психического расстройства похожи на беснование. Известный православный богослов Жан–Клод Ларше, посвятивший свое исследование теме психических заболеваний, разделяет безумие бесовского происхождения и безумие соматического происхождения366. В русской богословской науке этому вопросу посвящены рассуждения архиепископа Иннокентия (Борисова). Святитель, во–первых, видит причину, по которой бесы желают овладеть человеком, в том, что именно в человеке, как связующем материальный и духовный миры, демон уменьшает свое страдание и чувствует себя, если так можно выразиться, комфортнее367. Архиепископ Иннокентий допускает сильное влияние на тело человека, но относительно души придерживается мнения, что бесам это не под силу: «Но нельзя не согласиться с тем, что злой дух может действовать на человека так, как действуют на него предметы внешние368. Он может действовать на мозг и на низшие способности, словом, на внешнюю оболочку души, а не на самую душу»369.

Оригинальны рассуждения святителя об этой самой оболочке души, которой (оболочкой) является нервная система человека. И бес как бы вклинивается между духом и телом, вселяясь и контролируя через нервную систему (архиеп. Иннокентий называет ее еще цепью, кольцом, сетью) всего человека. Именно такое состояние и называется беснованием.

Привести обоснование этой точки зрения владыки Иннокентия из святых отцов достаточно трудно, но, несмотря на это, его теория беснования представляется интересной и в принципе не противоречащей православной антропологии. Также святитель Иннокентий указывает, что причин такого печального состояния может быть несколько, но в любом случае это происходит по Промыслу Божьему. В этом своем взгляде он полностью следует святоотеческому учению, согласно которому «они (бесы – а. С.) не имеют ни власти, ни силы против кого–нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства»370.

§61 Каким знанием обладают ангелы и демоны?

Рассмотрим еще вопрос о том, какие знания доступны бесам. Однако, учитывая, что даже после грехопадения демоны, будучи по природе ангелами, но по воле своей падшей, укоренившись во зле, всё равно обладают силой и способностями, свойственными ангельской природе, нужно сначала выяснить, какими знаниями обладают ангелы. Определенно, как существа тварные, ангелы не могут постигать Божественную сущность, и, таким образом, источником их познания о Боге также является Откровение371.

Как указывает прп. Иоанн Дамаскин, знание судеб мира доступно ангелам постольку, поскольку им открывает это Бог. Виктор Несмелов, описывая ангелологию свт. Григория Нисского, указывает, что по учению Нисского архипастыря: «Ангелы совершенно не постигали домостроительства Божия о роде человеческом; они только видели события и дивились, сопровождали Сына Божия в мир и не разумели глубокой тайны Его уничижения, смотрели на страдания Его и ужасались, но смысла тайны не постигали»372. Есть библейские тексты, которые говорят об этом же: «Ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы», – пишет святой апостол Петр (1Пет. 1:12)373.

Таким образом, можно констатировать, что, по православному вероучению, ангелы, хотя и являются существами, обладающими совершенствами, всё же познают только то, что им открыто Богом, а кое–что является и желанным предметом познания, но остается для них тайной.

Соответственно, бесы, хотя и обладают ангельской природой, но как существа падшие уже не причастны Божественному Откровению и, таким образом, не знают многого того, что открыто верным ангелам. Конечно, есть пласт знаний, им доступный. Писание ясно указывает, что нечистый дух знает текст Священного Писания (сатана искушает Христа цитатами из Писания); они, безусловно, не утратили понимания, что есть Бог Творец. Святой апостол Иаков даже назвал это верой: «Бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Что касается будущего, то, как пишет прп. Иоанн Дамаскин, бесы его не знают, но предсказывают (в смысле предугадывают – а. С.): «Предсказывают же и демоны – иногда прозревая в отдаленные события, а иногда только догадываясь, почему они часто и лгут. Не должно им верить, хотя они, как мы сказали, много раз говорят и правду». Отдельного рассмотрения требует вопрос о том, знали ли сатана и бесы, что Иисус Христос – Воплотившийся Бог374.

Вопросы:

Где в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов говорится о существовании нечистых духов?

Какие именно тексты Священного Писания свидетельствуют, что бесы – это падшие ангелы?

Какие наименования применяются в Писании к нечистым духам?

Какие наименования применяются в Писании к начальнику бесов?

В чём был грех Люцифера и последовавших за ним ангелов? Какие мнения существуют по этому поводу?

Где находятся сейчас падшие ангелы? Какие места Священного Писания говорят об этом?

Почему Люцифер и ангелы решили бунтовать против Бога?

Что изменилось в падших ангелах после их грехопадения?

Почему падшие ангелы не могут покаяться?

Есть ли иерархия у бесов?

Какие действия производят бесы в мире?

Как они могут влиять на людей?

Что такое беснование? Как свт. Иннокентий Херсонский объясняет этот феномен?

Как правильно понимать тексты Писания, где диавол назван «князем», «богом» и т. п.?

Знают ли бесы будущее?

Знали ли бесы, что Иисус Христос Бог? Обоснуйте свой ответ.

Перечислите несколько наименований из списка литературы.

Обязательно к прочтению:

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006. С. 140–141.

Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с.

Рекомендуемая литература:

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006. С. 140–141.

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический. О существах, высших человека, или о духах // Сочинения. К.: Успенская Киево–Печерская Лавра, 2000. Т. 2. С .149–194.

Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к авве Фалассию. Вопрос XI // Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 52–53.

Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с.

Демонология // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С .380–388.

Ларше Ж.–К. Безумие соматического происхождения. Безумие бесовского происхождения // Исцеление психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков. М., 2007. С. 53–116.

Марк, игум. Злые духи и их влияние на людей. М.: «Паломник», 1994. 191 с.

Подлеснюк И., свящ. Сокрыл ли Господь от диавола Свое Божество под покровом телесности? // Академический летописец. К., 2014. № 15. С. 44–49.

Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 81– 86.

Флоринский Ф. Рассуждение об участии злых духов в грехопадениях человеческих. М., 1838.

* * *

344

Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 82.

345

Свт. Иннокентий (Борисов) пишет : «Явно, что им вверено было что–то для хранения и какое–то место для жительства; но они не соблюли ни того, ни другого» (Иннокентий (Борисов), архиеп. О существах, высших человека, или о духах // Сочинения. Святая Успенская Киево–Печерская Лавра, 2000. Т. 2. С. 174–175).

346

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин. 3:8).

347

Святитель Иннокентий этого мнения не разделяет – а. С.

348

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006.

С. 140.

349

Следует сказать, что подобные мысли встречаются и у других богословов. Ср., например, высказывание В.Н. Лосского: «Творить – значит вызывать новое; творение, если можно так выразиться, – это риск нового. Когда Бог вызывает не из Самого Себя новый «сюжет», сюжет свободный, – это апогей Его творческого действия; Божественная свобода свершается в сотворении этого высочайшего риска – в сотворении другой свободы». Лосский В. Н. Творение // Догматическое богословие. М., 1991. С. 224–225.

350

Иннокентий (Борисов), архиеп. О существах, высших человека, или о духах // Сочинения. Т. 2. Святая Успенская Киево–Печерская Лавра, 2000. С. 176.

351

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006.

С. 141.

352

Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 85.

353

Интересным является сравнение аргументации восточных отцов о причинах невозможности покаяться демонам и мнения авторитетного латинского схоласта Ансельма Кентерберийского, рассматривающего этот вопрос в юридической плоскости: «Как человек мог быть примирен с Богом лишь благодаря способному умереть Богочеловеку, праведностью Которого возвращено Богу то, что Он утратил из–за греха человека, так же и падшие ангелы могут спастись только Богоангелом, если бы тот был способен умереть и своей праведностью вернул бы Богу то, что похитила у Него греховность остальных [ангелов]» (Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком. Кн. 2. Гл. 21 // Искупление. Материалы Второго Международного симпозиума христианских философов. СПб., 1999. С. 132).

Обращение диавола невозможно. Правда, Ансельм указывает и другой аргумент : «И из ангелов ни один не должен быть спасен другим ангелом, – ведь они, в отличие от людей, не принадлежат к одному роду. Ибо ангелы не происходят все от одного ангела, как все люди произошли от одного человека. Это и устраняет [возможность] их восстановления, ибо как пали они без злого воздействия извне, так и подняться с чьей–либо чужой помощью не смогут, – это для них невозможно» (Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком. Указ. соч. С. 132).

354

Интересным представляется суждение блж. Феодорита, полагающего, что эти слова указывают на то, что Люциферу когда–то было вверено охранение видимого нами мира, космоса: «Диаволу, прежде нежели обратился он в худшее, вверено было смотрение над воздухом. Ибо говорит : «по князю власти воздушныя: духа, иже ныне действует в сынех противления"" (Феодорит Кирский, блж.

О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 83–84).

355

Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. Гл. 6. Ст. 12. М., 2004. С. 595.

356

Также святитель пишет: «С неба низвергнуты, на земле не имеют твердой опоры и витают бездомовно и рассеянно в воздухе, откуда чинят всякие беспорядочные нападения на людей и поддающихся увлекают на зло» (Феофан Затворник, свт. Указ. соч.

Гл. 2. Ст. 2. С. 174).

357

Иннокентий (Борисов), архиеп. Указ. соч. С. 185.

358

Цит. по: Демонология // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 386.

359

Цит. по: Демонология // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 386.

360

«И хотя им позволено искушать человека, но они не могут никого принудить» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006. С. 141).

361

Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. С. 36. Архиеп. Василий, подводя итог рассуждениям св. Диадоха, пишет : «После крещения сатана извержен из нашего сердца и ума и отныне искушает нас извне посредством нашей плоти, мыслей и памяти» (Василий (Кривошеин), ар хиеп. Указ. соч. С. 38).

362

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 8. С. 149.

363

Симеон Новый Богослов, прп. Слово 82. Гл. 8.

364

См. также: Григорий Палама, свт. Омилия XXXIII. О добродетелях и противоположных им страстях, и о том, что «мир», «миродержителем» которого является диавол, это не Божия тварь, а это те, которые, вследствие злоупотребления тварью, покорились ему // Беседы. М., 1994. С. 75–82.

365

В связи с этим представляется интересным выражение прп. Исаака Сирина: «Мир – это совокупность человеческих страстей».

366

Подробнее см.: Ларше Ж.–К. Исцеление психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков. М., 2007. 224 с.

367

«Итак; то, что ниже человека и что выше его, составляют две противоположные крайности. Следовательно, для злого духа, ниспадшего в противоположный мир, каждая сфера мучительна, неестественна. Но по мере приближения существ к средоточию сих двух противоположных миров мучение сие уменьшается, так что в человеке, как цепи или средоточии сих миров, отраднее пребывать злому духу, нежели в каком–либо другом существе всего мира видимого, или чувственного» (Иннокентий (Борисов), архиеп. Указ. соч. С. 185).

368

Эта идея присутствует у многих отцов и в богослужебных текстах. См., напри мер: «Враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения». Ка нон Ангелу Хранителю. 3–я песнь.

369

См. подробнее: Иннокентий (Борисов), архиеп. Указ. соч. С. 182–184.

370

Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 141.

371

Блж. Феодорит объясняет, что евангельские слова: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10), нужно понимать не в смысле познания ангелами Божественной сущности, но как созерцание ангелами Божественной славы.

372

Несмелов В. И. Указ. соч. С. 316.

373

Подобное учение нашло также отражение в богослужебных текстах. Ср.: «Еже от века утаенное и ангелом несведомое таинство: Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог, в неслитном соединении воплощаемь, и Крест волею нас ради восприим, имже воскресив первозданнаго, спасе от смерти души наша» (Богородичен воскресный, глас 4).

374

Подлеснюк И., свящ. Сокрыл ли Господь от диавола Свое Божество под покровом телесности? // Академический летописец.

К., 2014. № 15. С. 44–49.


Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.

Комментарии для сайта Cackle