Обзор пособий по Богословию иконы

Богословие иконы как особое направление научно-богословского творчества формировалось постепенно. Ряд фундаментальных работ в этой области был создан в период иконоборчества; главным образом, они были направлены на догматическое обоснование иконопочитания.

Среди них выделяются: «1-е опровержение иконоборцев» и «2-е опровержение иконоборцев» преподобного Феодора Студита, «Три защитительных слова против порицающих святые иконы» преподобного Иоанна Дамаскина, «1-е послание к императору Льву исаврянину о святых иконах» и «2-е послание к императору Льву исаврянину о святых икона» папы Римского Григория II, «Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон», «Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам» святителя Никифора Константинопольского.

В процессе развития иконописного творчества создавались и особого рода произведения – Иконописные подлинники, – где были изложены требования иконографического характера. К примеру, в России пользовался известностью «Иконописный подлинник новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века».

Вкладом в развитие отечественного богословия следует признать деятельность преподобного Иосифа Волоцкого. Отчасти мыли святого о православных иконах отражены в «Послании иконописцу и трёх «Словах» о почитании икон».

В XIX – XX вв. было издано множество сочинений научного и просветительского характера, посвященных тем или иным аспектам православной иконописи и иконографии. Среди них есть работы исторического характера, труды, посвященные трактовке символики отдельных типов икон и отдельных икон, и пр.

Серьёзный вклад в развитие отечественной иконографической науки внёс Н. В. Покровский. Из общего перечня его работ выделяются: ««Добрый пастырь» в древне-христианской символике», «Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских», «Благовещение Пресвятой Богородицы в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской», «К истории нерукотворенного образа Иисуса Христа на Западе», «Памятники живописи древнехристианского периода», «Стенные росписи в древних храмах греческих и русских», «Символические формы агнца в древне-христианском искусстве» и др.

Большое значение для развития этой науки и её популяризации имели творения Н. П. Кондакова: «Иконография Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа » «Иконография Богоматери», «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей», «Византийские церкви и памятники Константинополя» и др.

Свою роль в развитии Богословия иконы сыграло и появление в научном пространстве таких трудов, которые отражали религиозно-философские взгляды на иконопись и на произведения иконописи, на их значимость в жизни верующих. К их числу принадлежит, скажем, работа Н. Е. Трубецкого «Умозрение в красках».

В XX веке был создан ряд пособий, где учение об иконописи и иконографии было представлено в системном порядке.

Среди таких пособий особое место принадлежит работе «Богословие иконы Православной Церкви» Л. А. Успенского. Здесь заключены сведения о происхождении христианского образа, о первых иконах Спасителя и Божией Матери, о первохристианском искусстве, здесь же дано объяснение смысла и содержания икон.

Достойно упоминания произведение И. К. Языковой: «Богословие иконы». В частности в нём представлены такие разделы как «Икона с точки зрения христианского мировоззрения и Библейской антропологии», «Икона в литургическом пространстве», «Икона – благовестие современному миру».

Из пособий просветительского характера можно отметить «Иконоведение» протоиерея Александра Салтыкова.

Среди работ частной направленности известны: «По образу и подобию» В. Н. Лосского, «Функции иконы. Икона и образ» В. В. Лепахина, «Иисус Христос. Иконография» Н. В. Квливидзе, «Божия Матерь в Её иконах» О. В. Губаревой, «Изучение путей к упрочению и уставности литургической жизни всей Православной Церкви, переданной через церковное Предание и находящей выражение в иконописи и церковной архитектуре» епископа Сергия (Голубцова) и др.

Комментарии для сайта Cackle