Источник

Часть вторая. Как изображается ветхий завет

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

1. Девять чинов ангельских

Сонм святых ангелов, по изъяснению св. Дионисия Ареопагита, состоит из девяти чинов, кои разделяются на три лика.

Первый лик: престолы, херувимы, серафимы

Престолы изображаются как огненные колеса с многоочитыми крыльями вокруг, вставленные одно в другое и образующие собою как бы царский престол. А херувимы пишутся в виде одной головы с двумя крылами; серафимы же – с шестью крылами, из коих двумя прикрывают лица свои, двумя ноги, и двумя летают; в руках своих они держат рипиды со словами: Свят, Свят, Свят. Так видел их пророк Исаия (гл. 6).

Тетраморфон

Изображается так: шестокрылый ангел, имеющий венец вокруг головы своей, обеими руками держит Евангелие у своих персей. Среди двух крыльев, простертых вверх от головы его, пишется орел, у правого крыла подле плеча – лев, а у левого, так же подле плеча, – вол. Эти животные смотрят вверх, а когтями и стопами своими держат Евангелия. Так видел их пророк Иезекииль (гл. 1).

Второй лик, называемый Украшение, составляют гоподства, силы и власти

Они изображаются в длинных стихарях, препоясанные златозелеными орарями и в десных руках держащие золотые жезлы, а в шуйцах – шары с буквою X, означающею Христа.

Третий лик составляют начала, архангелы и ангелы

Они изображаются в воинских доспехах, препоясанные золотыми поясами, и в руках держащие древка с секирами и копьями на концах [Таких изображений не видать в афонских монастырях. Там ангелы сего лика пишутся в стихарях с посошками, кои вывершены крестиками].

2. Падение денницы. Исайи гл. 14

На небе Христос, как царь, сидит на престоле и держит Евангелие, в котором написано: «видех сатану, яко молниию с небеса спадша» (Лук. гл. 10). Вокруг Его ангельские лики стоят со страхом, а среди них Михаил указывает им на Христа, держа хартию со словами: «станем добре, станем со страхом: приидите поклонимся цареви нашему Богу». Под ними видны горы и среди них большая расселина с надписью: тартар. Полчища денницы низвергаются с неба: с верхних кругов стремглав летят ангелы, еще не темные, пониже них – другие ангелы, темные, еще ниже – темнейшие, гораздо ниже – полубесы и полуангелы, черные и страшные демоны, а ниже всех их в тартаре денница диавол, всех темнее и ужаснее, лежит ниц, а смотрит вверх.

3. Сотворение Адама

Адам юный, без бороды, стоит пред Безначальным Отцом, который, блистая великим светом, держит его за руку шуйцею, а десницею благословляет. Вокруг их видны горы, дерева, разные птицы и животные, а вверху небо с солнцем и луною.

4. Адам нарицает имена животным

Среди рая, наполненного разными деревами и множеством цветов, Адам сидит, простерши вперед одну руку, а другую держа на колене; пред ним стоят все звери и животные и смотрят на него.

5. Сотворение Евы

В таком же раю Адам, нагой, спит, положив руку под голову: из ребра его исходит Ева, простерши руки вверх, а выше ее Безначальный Отец, весь во свете, шуйцею держит ее за одну руку, а десницею благословляет ее.

6. Прегрешение Адама и Евы

В таком же раю Адам и Ева, нагие, стоят пред большим деревом, подобным смоковнице. На нем много плодов. Около его обвился змий. Голова его близ уха Евы. А она одною рукою держит яблоко и вкушает его, а другою подает тот же плод Адаму, и он принимает его (Быт., гл. 3).

7. Изгнание Адама и Евы из рая

Рисуется такой же рай. Оттуда бегут Адам и Ева, нагие, имея одно препоясание на чреслах своих из смоковничных листьев. Они озираются назад, но их гонит шестокрылатый огненный ангел, держащий в руках своих два огненные меча.

8. Плач Адама и Евы

Рай заключен. У двери его пламенеет меч. А напротив рая Адам и Ева сидят полунагие и рыдают, терзая волосы на головах своих.

9. Адам возделывает землю

Адам заступом копает землю, а Ева сидит против него с прялкою и прядет.

10. Рождение Каина

В пещере лежит Ева одетая, а Адам, у которого едва показалась борода, сидит и держит Каина, повитого пеленами (Быт. гл. 4).

11. Рождение Авеля

В пещере лежит Ева одетая, а Адам обмывает Авеля в сосуде, Каин же льет ему воду из кувшина.

12. Каин возделывает землю

Каин молодой, без бороды, среди нивы одною рукою держит плуг, а другою погоняет волов длинною палкою. В другом отделении этой картины он жнет пшеницу.

13. Авель пасет овец

Авель, молодой, без бороды, держит жезл. Пред ним – множество овец.

14. Жертвоприношение Каина и Авеля

На жертвеннике лежит сожигаемая овца. Пламя от него восходит прямо вверх. Пред ним стоит праведный Авель. Очи и руки его воздеты к небу. Вблизи на другом жертвеннике сожигаются снопы пшеницы. Пред ним стоит Каин, и руками закрывает лицо свое, к которому дугою стелется пламень с жертвенника его.

15. Каин убивает Авеля

Вдали видны горы. На земле лежит убитый Авель, а у головы его стоит Каин с палицею. (1Иоан. 3, 12).

16. Адам и Ева оплакивают Авеля

Авель лежит на земле. Кровь течет из головы его. А Адам, немного поседевший, и Ева плачут над ним. Один ангел говорит Адаму на хартии: «не плачь, восстанет бо в последний день».

17. Ной от Бога получает повеление построить ковчег

Ной стоит и смотрит вверх. Над ним простерто небо и оттуда стремится луч со словами в нем: «сотвори себе ковчег от древ четвероугольных. Аз же се наведу потоп». (Быт. 6, 5–7).

18. Ной строит ковчег

Пред великим кораблем Ной держит сосуд со смолою и мажет его; а сыны его – одни конопатят это судно, другие строгают доски. Внутри ковчега видны жены их, а вне – разные люди: одни из них едят и пьют с женами и играют в органы, а другие осмеивают Ноя. Птицы и животные разных пород входят в ковчег.

19. Потоп

В воде видны утопшие люди и вершины гор. На одной из них остановился ковчег, Из окна его выглядывает Ной, держа в руке голубя (Быт., гл. 8).

20. Ноево жертвоприношение

На горе стоит ковчег. Из него выходят звери, животные и птицы. А у горы поставлен жертвенник, и на нем возлежат овцы и другие чистые животные и птицы. Вокруг его стоят Ной, сыны его и жены их, подняв руки к небу.

21. Ной насаждает виноград

Люди раскапывают землю, а некто колом приготовляет в ней ямки; за ним виден Ной, держащий в одной руке виноградные лозы, а другою сажающий их в ямки.

22. Ной упившийся и обнаженный

В храмине сидит Ной, держа сосуд, и пьет вино из чашки. В другом отделении этой картины он же спит полуобнаженный, а два сына его, Сим и Иафет, держа на плечах своих покрывало, подходят к нему задом; за ними Хам смотрит на Ноя и указывает на него пальцем.

23. Столпотворение

Рисуется крепость с высочайшею башнею. На ней одни люди с молотками и с иною сбруею кладут стену, а другие несут кирпичи, иные – воду, некоторые – раствор извести; прочие обжигают кирпичи. Над башнею сгустились облака и из них стремятся огненные языки и спускаются на каждого работающего (Быт., гл. 11).

24. Авраам получает от Бога повеление оставить родину

Авраам стоит и смотрит вверх; над ним простерто небо; оттуда озаряет его луч, в котором читаются слова: «изыди от земли твоея и отрада твоего» (Быт., гл. 12, 1).

25. Авраам въезжает в Египет

Авраам едет на коне: позади его Сара. Впереди виден укрепленный город. У ворот стоят люди и смотрят на них.

26. Устрашение Фараона, взявшего Сару, супругу Авраама

В чертоге царь Фараон спит на золотом одре. Над ним парит ангел и устрашает его мечом. А Сара в стороне молится.

27. Авраам, приняв от Фараона целомудренную Сару, возвращается в пустыню

В чертоге фараон сидит на престоле, окруженный воинами. Пред ним Авраам держит Сару за руку. А Фараон указывает ему на нее. В другом отделении этой же картины Авраам едет на коне; Сара позади его; а Лот и его домочадцы с овцами и другими животными идут за ними.

28. Авраам, победив царя Ходоллогомора и союзников его, освобождает племянника своего Лота

Воины преследуют воинов и царей, и поражают их. Среди них вооруженный Авраам держит Лота за руку, а позади видны кони, овцы и волы (Быт., гл. 14).

29. Мельхиседек встречает Авраама

Праведный Мельхиседек в священнической одежде держит блюдо с тремя хлебами и сосуд с вином. Пред ним стоят вооруженный Авраам, Лот и воины, а за ними видны кони, овцы и волы.

30. Странноприимство Авраама

В куще три ангела сидят за столом, на котором поставлены голова тельца в чаше, хлебы и другие блюда с яствами, сосуд с вином и кружка. С правой стороны ангелов Авраам несет накрытое блюдо, а с левой Сара подает на блюде печение из пшеничной муки (Быт., гл. 18).

31. Истребление Содома и Гоморры

Три ангела смотрят вниз с облаков, из коих дождем льется пламень. Внизу горят разрушенные дома, и в них лежат мертвые люди. А вдали Лот и две дочери его бегут по горе: позади их Лотова жена, белая как соль, озирается назад (Быт., гл. 19).

32. Жертвоприношение Исаака

Авраам на горе держит отрока Исаака, связанного на дровах, и хочет заклать его ножом. Над ним ангел указывает ему на овна, запутавшегося рогами в кустарнике и говорит на хартии: «Аврааме, Аврааме, да не возложиши руки твоея на отрочища» (Быт. 22, 11–12). Под: горою два юноши держат оседланного осла.

33. Исаак благословляет Иакова

В храмине Исаак, маститый старец, сидит на постели. Подле него стоит стол со снедями. Юный Иаков преклонил пред ним свои колена. А он одну руку держит на голове этого сына своего, а другою благословляет его, Исав же вверху на горах с луком и стрелами охотится (Быт. 23).

34. Лествица Иакова

Иаков, у которого показалась борода, спит. Над ним лествица утверждена в небе и по ней восходят и нисходят ангелы Божии (Быт., гл. 23).

35. Сны Иосифа прекрасного

Иосиф юный, без бороды, спит. Над ним блестит солнце, луна и одиннадцать звезд; а пред ним видны двенадцать снопов, из коих один стоит прямо, а прочие, вокруг его, немного наклонены, и как бы поклоняются ему (Быт. 33).

36. Братья продают Иосифа измаильтянам

Два брата извлекают юного, еще безбородого Иосифа из рва, держа его за руки. Вблизи стоят прочие братья его с овцами. А измаильтяне подле верблюдов на камне отсчитывают им деньги.

37. Иосиф, оставив хитон, убегает от греха

В чертоге жена сидит на постели и влечет к себе Иосифа за одеяние, а он оставляет его в руках ее и бежит (Быт., гл. 39).

38. Иосиф в темнице изъясняет сны хлебодару и виночерпию

В темнице пред Иосифом два человека стоят на коленах и как бы разговаривают с ним. Один на голове своей держит большую корзину со снедями, кои клюют налетающие птицы, другой же одною рукою держит чашку, а другою выжимает в нее сок из грозда (Быт., гл. 40).

39. Иосиф изъясняет сны Фараону

В чертоге царь спит на золотом одре. Вне чертога видны горы и река. На берегу ее пасутся семь коров, тучные и рыжие, а другие семь коров, черные и тощие, выходят из реки. Тут же близко растут семь колосьев, хорошие и полные, и еще семь – негодные и пустые. В другом отделении картины тот же царь сидит на престоле и пред ним Иосиф говорит на хартии: «седмь крав добрых означают седмь лет благополучных» и пр.

40. Иосиф поставлен от Фараона господином всей земли египетской

Фараон сидит на престоле, окруженный воинами. Пред ним Иосиф сидит на золотой колеснице, которую везут два коня. Впереди один человек трубит, а позади идут воины с копьями и разные люди.

41. Иосифу поклоняются братья его

В чертоге Иосиф, молодой, сидит на престоле, как царь. Пред ним стоят на коленях десять братьев его. А внутри подле чертога видны кони и ослы, навьюченные мешками (Быт. 42).

42. Иосиф открывается братьям своим

В чертоге Иосиф целует своих братьев. А вне чертога те же братья стоят печальные подле вьючных животных; воины развязывают мешки, поверженные на землю, а один из них из мешка Вениаминова вынимает серебряную чашу (Быт. 45).

43. Иосиф встречает отца своего Иакова и братьев своих

Подле укрепленного города видны воины на конях и вельможи, а пред ними конь с золотым седлом и золотой уздою; его держат два воина в золотой одежде. Впереди них спешившийся Иосиф целует отца своего Иакова, за которым стоят братья его, женщины с детьми на колесницах и вьючные животные.

44. Иаков благословляет детей Иосифа, прообразуя крест Господень

Иаков сидит на постели. Пред ним стоят справа Манассия, а слева Ефрем. На головах их Иаков держит руки свои крестообразно, правую на Ефреме, а левую на Манассии. Иосиф стоит позади их и удивляется (Быт. 48).

45. Иаков благословляет двенадцать сынов своих

Иаков сидит на постели, и простирая руки благословляет детей своих, которые стоят пред ним на коленах.

46. Дочь фараона находит Моисея в корзинке

Среди гор течет река; у берега ее стоит корзинка; тут же царская дочь сидит на седалище; с правой и левой стороны ее две девицы держат покрывало сзади нее, а третья девица перед нею открывает корзинку и вынимает из нее младенца (Исх., гл. 2).

47. Моисей, пася овец, видит горящую купину

Моисей развязывает свои сандалии. Около него стоят овцы. Перед ним горит купина. Среди нее видна Богоматерь с младенцем, как бы под сводом. С одной стороны купины ангел смотрит на Моисея, а с другой тот же Моисей стоит простерши одну руку, и в другой держа жезл (Исх. 3).

48. Моисей возвещает евреям освобождение их

Моисей стоит рядом с Аароном. Пред ним стоят иудеи и кланяются ему (Исх. 4).

49. Моисей убеждает Фараона отпустить евреев

В царском чертоге фараон сидит на престоле. Пред ним стоят Моисей и Аарон; а пред ними большой змий на земле пожирает других, малых змиев. Вблизи стоят волхвы в скуфьях, повязанных платками, и держат хартии. Вне чертога евреи, одни мешают глину с соломою, другие делают кирпичи, иные обжигают их. Некоторых из них бьют египтяне.

50. Десять казней египетских

Казнь 1. – Аарон жезлом своим претворяет в кровь все воды египетские. Все реки и источники окровавлены. Моисей стоит, а пред ним Аарон простирает жезл свой над рекою. Египтяне, печальные, недоумевают, как будут пить воду. Казнь 2. – Аарон и Моисей, погрузив свой жезл в реку, изводят жаб. Казнь 3. – Аарон и Моисей, ударив жезлом о землю, изводят скнип. Казнь 4. – Множество песьих мух уязвляет египтян. Казнь 5. – Падеж скота египетского. Казнь 6. – Моисей и Аарон пред Фараоном, бросив в воздух пепел, наказывают египтян струпами. Казнь 7. – Моисей, простерши руку к небу, низводит град и огонь, кои губят скот и произрастения в Египте. Казнь 8. – Моисей, простерши жезл к небу, приводит саранчу. Казнь 9. – Моисей, простерши руку к небу, производит осязаемую тьму. Казнь 10. – Ангел, сошедши с неба, поражает всех первенцев египетских от человека до скота (Исх. 7).

51. Моисей совершает пасху с евреями

В храмине стоит трапеза и на ней видны испеченный агнец и большие опресноки. Вокруг нее Моисей, Аарон и другие евреи стоят, обутые в сандалии, и, держа посохи, едят пасху (Исх. 12).

52. Моисей, переведши израильтян чрез Чермное море, потопляет египтян

На берегу моря ликуют женщины и множество евреев, мужей и жен с детьми на руках и на плечах, а Моисей жезлом ударяет по морю, в середине которого видны воины, одни по пояс, другие по горло, там конь, там колесница.

53. Моисей деревом услаждает горькие воды Мерры

Вдали – горы, вблизи – большой родник воды. Моисей погружает в него дерево. Подле него стоят Ор и Аарон. Позади их – множество евреев. Некоторые из них пьют воду (Исх. 15).

54. Моисей с народом пришел в Елим, где находились двенадцать источников и семьдесят финичий

Из горы текут 12 источников, а на ней самой растут 70 финичий. У вод видны Моисей и множество евреев.

55. Моисей на горе, простерши руки свои, побеждает Амалика

Моисей на горе сидит на камне; по обе стороны его стоят Ор и Аарон, и поддерживают воздетые к небу руки его; а под горою Иисус Навин, молодой, преследует иноплеменников. Их убивают евреи.

56. Моисей принимает закон

На самой вершине высокой горы Моисей стоит на коленах и держит скрижали, а над ним много облаков, проникнутых светом, и трубящие ангелы. Пониже, на той же горе он сокрушает скрижали, а под горою евреи едят, пьют и пляшут вокруг высокого столпа, на котором стоит золотой телец (Исх. 20).

57. Моисей и Аарон служат в скинии свидения

Поверх четырех золотых столпов натянута палатка, вытканная из золотистых ниток с изображением шестокрылатов (серафимов); под нею стоит позлащеный кивот, а выше его – золотая стамна, седмисвещный светильник и пять хлебов; над самым же кивотом видна Богоматерь, держащая Младенца у персей Своих. С одной стороны кивота Моисей держит жезл и скрижали, а с другой Аарон, в священном облачении и с митрою на голове, в одной руке держит золотую кадильницу, а в другой жезл свой прозябший; ниже кивота два сына его, Надав и Авиуд, в священнических ризах и с кадильницами лежат на земле мертвые. Вне палатки – много народа, жертвенник, и на нем сожигаемые овны и птицы (Левит 9).

58. Моисей, ударив жезлом о камень, извел из него воду

Моисей, стоя, ударяет жезлом о камень, и из него течет вода. Дети черпают ее сосудами. Подле Моисея множество евреев, мужчин и женщин. Вверху камня надпись гласит: вода пререкания (Числ. 20).

59. Валаам, идущий проклинать евреев, удерживается ангелом

Между двумя огражденными виноградниками Валаам едет на муле, и бьет его палкою; а мул, упав на колена, обратил к нему свою голову. Пред ним стоит архангел Михаил с обнаженным мечом; а вдали, среди двух гор, видны царские сановники на конях (Числ. 22).

60. Валаам, призванный царем Валаком проклинать евреев, благословляет их

Моисей с евреями поборает моавитян. А выше, на горе видны семь жертвенников, и на каждом их них телец и овен. Подле них стоит царь Валак с сановниками, а пред ним Валаам, смотря вниз на евреев, благословляет их, говоря (на хартии): «воссияет звезда от Иакова: возстанет человек от Израиля, и погубит князи моавитские» (Числ. 24).

61. Кончина Моисея

Пророк Моисей на горе лежит мертвый. У ног его стоит диавол наклонившись, а у головы архангел. Он, простерши руки к диаволу, грозит ему мечом (Втор. 33; Иуд. ст. 9).

62. Двенадцать иереев, несшие ковчег завета, остановились среди Иордана, пока Иисус Навин переводил народ по суше

Двенадцать иереев, держа на раменах своих ковчег завета, стоят среди Иордана на суше. Позади их видна колесница, везомая двумя волами; их погоняет возница. Многочисленный народ с Иисусом Навином переходит чрез Иордан (Иис. Нав., гл. 3).

63. Иисус Навин видит архистратига Господня

Чиноначальник Михаил в военных доспехах держит в руке обнаженный меч. Пред, ним преклонил колено Иисус Навин, начинающий седеть, и, смотря на него, развязывает ремни обуви своей (Иис. Нав. 5).

64. Ангел Господень, явившись Гедеону во время жатвы, укрепляет его на битву с мадиамлянами

На ниве люди жнут пшеницу, и стоит жертвенник с огнем. А Михаил, держа в руке свой жезл, прикасается им к жертвеннику. Пред ним Гедеон на коленях простирает к нему руки свои. Подле него лежит серп (Суд. 6).

65. Гедеон выжимает орошенное руно, из которого течет роса в сосуд

У гор среди гумна молится Гедеон. Пред ним распростерто руно; с неба сходит на оное роса. Тот же Гедеон, в стороне от гумна, выжимает из руна воду в сосуд.

66. Маною и жене его ангел предвозвещает рождение Сампсона

Маное, плешивый старец, и жена его рядом стоят на коленах, воздев очи и руки к небу. Пред ними жертвенник и на нем сожигаемый козленок. А архангел в пламени возносится на небо (Суд. 13).

67. Сампсон убивает льва

Сампсон стоит и ногою попирает льва, а руками разрывает пасть его, закинув ему голову (Суд. 14).

68. Сампсон, ввязав в хвосты трехсот лисиц зажженные веревочки, сжег хозяйство иноплеменников

Горят стоги хлеба, виноградники, масличные деревья и нивы; среди них бегут лисицы с ввязанными в хвосты их горящими веревочками. А Сампсон держит одну лисицу и ввязывает в хвост ее такую веревочку.

69. Сампсон ослиною челюстью убивает тысячу иноплеменников

Сампсон, держа в руках своих ослиную челюсть, поражает ею иноплеменников. Позади его лежат многие убитые им.

70. Сампсон, сняв ворота города Газы, несет их на гору

Крепость без ворот стоит растворенная. Сампсон, неся двери на своих плечах, восходит на гору.

71. Сампсон, ослепленный филистимлянами

Сампсон связан цепями. Филистимляне исторгают очи его. А блудная Далида стоит позади и смотрит на него.

72. Сампсон, поколебав два столпа храмины, разрушает ее и таким образом умерщвляет иноплеменников

В разрушенной храмине лежат мертвые люди. Среди них Сампсон, мертвый, держит в руках своих два потрясенные столпа.

73. Самуил, служащий в храме Господнем

В храме у жертвенника стоит отрок Самуил в стихаре с кадильницею. Пред ним первосвященник Илий благословляет его. А мать его Анна и отец Елкана смотрят на него (1 Царств 1).

74. Самуил получает откровение от Бога о смерти первосвященника Илия и сынов его

В храме первосвященник Илий, маститый старец, спит. А отрок Самуил будит его, дотрагиваясь до него рукою, и говорит с ним. В другом отделении этой картины тот же Самуил сидит на постели и смотрит вверх. Над ним виден ангел, благословляющий его (Цар. 3).

75. Смерть Илия и сынов его

Рисуется крепость и подле нее маститый первосвященник Илий, лежащий навзничь, после падения, вместе с седалищем. Голова его разбита. Пред ним стоит удивленный юноша. А вне крепости филистимляне гонят евреев, и держат на руках своих кивот завета. Подле него на земле лежат мертвые сыны Илия, Офни и Финеес, в священническом облачении (1Цар. 4).

76. Иноплеменники, много пострадавшие за кивот завета, возвращают его евреям

Две коровы везут колесницу, на которой стоит кивот завета. Позади его, вдали, иноплеменники смотрят на эту святыню. А впереди видны нивы, жнецы и иереи, встречающие кивот (1Цар. 5).

77. Самуил помазывает Давида на царство

Старец Самуил из рога льет елей на чело юного Давида, за которым стоят Иессей, отец его, старец, и семь братьев его разного возраста и удивляются (1Цар. 16).

78. Давид, играя пред Саулом на киннире, отгоняет от него злого духа

Царь Саул, старый, сидит на престоле. Руки его простерты к Давиду. Подле него стоят воины. А юный Давид держит кинниру и играет на ней пред царем [Киннира – вид Кифары, или лиры, с десятью струнами. Звуки извлекались из нее смычком (Евфимий Зигазин, писатель XI века)].

79. Давид убивает Голиафа

Давид, юный, без бороды, прицепив пращу к поясу и перевесив суму за плечо, в левой руке держит голову, а в правой меч. Пред ним иноплеменник Голиаф лежит на земле, вооруженный и обезглавленный. Вдали евреи гонят филистимлян, а еще далее девицы пляшут под звуки кифар и тимпанов.

80. Давид со всем народом переносит ковчег завета в Иерусалим

Два вола везут колесницу, на которой стоит кивот, как золотой ящик. На нем видны два золотых херувима. А пред ним Давид в белой одежде бряцает в кинниру, сопровождаемый священниками, из которых одни держат тимпаны, другие кифары, иные трубы. У кивота на земле лежит Оза мертвый. Позади идет народ (2Цар. 6) [Эта картина хорошо изображена в алтаре соборного храма Иверского монастыря на Афоне].

81. Давид, обличенный Нафаном, покаялся в грехе своем

В царском чертоге у золотого престола Давид преклонил колена. Пред ним стоит пророк Нафан и говорит ему на хартии: «отьял Господь грех твой.» Подле него ангел влагает меч свой в ножны (2Цар. 12).

82. Когда Давид исчислил народ свой, тогда прогневанный Господь послал ангела, который истребил 70 тысяч и ради жертвы прекратил пагубу

Среди гумна стоит ангел с мечом в простертой руке. Вокруг него видны нивы и многие умершие люди. На одном конце гумна стоит жертвенник, и на нем сгорают два вола, снопы пшеницы и обломки плуга. Пред жертвенником стоит на коленах Давид; лицо его обращено к ангелу. Позади жертвенника видны два воина. А между ангелом и Давидом стоит пророк Гад и, смотря на сего царя, указывает ему ангела. Близ них видна крепость Иерусалимская (2Цар. 24).

83. Помазание Соломона на царство

Давид сидит на престоле. Пред ним стоит Соломон, а один иерей помазывает его елеем из рога. В другом отделении этой картины, Соломон сидит на златоубранном коне; позади него стоят священники и народ, играющий на разных инструментах, а впереди пророк Нафан (3Цар. 1).

84. Построение храма Соломоном

Рисуется великий храм с многими куполами. Его достраивают многие работники. Одни из них несут известь, а другие обтесывают дерева и камни. Близ них стоит Соломон с раскрытою книгой. Около него сановники и воины (3Цар. 5, 6, 7).

85. Жены Соломона поклоняются идолам, кои поставлены этим царем

В большом храме расставлены идолы и жертвенники. Им поклоняются женщины. Среди их стоит Соломон (3Цар. 11).

86. Ворон питает Илию в пещере

В пещере сидит пророк Илия, приложив правую руку к щеке и склонившись на свое колено. Сверху пещеры смотрит на него ворон, держа хлеб в клюве (3Цар. 17).

87. Илия благословляет муку и елей вдовицы

В доме одна женщина держит в руках своих два сосуда. Пред нею стоит Илия и благословляет их (3 Цар.).

88. Илия воскрешает сына вдовицы

Рисуется высокая горница и на плоской крыше ее – одр с сидящим на нем отроком. Илия держит его за руку и дышит в уста его. Позади одра стоит женщина (3 Цар.).

89. Илия разговаривает с царем Ахаавом

Вдали видны горы. Царь Ахаав, старый, сидит на златоубранном коне. Позади его воины, а впереди Илия разговаривает с ним.

90. Илия молитвою низводит огонь с неба на жертву

Илия стоит перед жертвенником. Руки его воздеты к небу и он говорит на хартии: «Господи Боже, послушай мене днесь огнем». На жертвеннике возлежит телец. А с неба сходит огонь и попаляет жертву. Тут же множество мужей приникли челом к земле (3 Цар, 5).

91. Илия избивает жрецов Вааловых

В устье потока воины держат связанных жрецов Ваала. А Илия посекает их мечом.

92. Илию, уснувшего под кустарником, будит ангел и предлагает ему пищу

Илия спит под большим кустом (Ре́тем). У головы его хлеб и кувшин с водою. Ангел рукою прикасается к голове его.

93. Илия помазывает Елиссея и так посвящает его в сан пророка

Люди засевают ниву. При них – 12 пар волов. Тут же Елиссей, прелонив колена, держится за милоть Илии. А сей пророк благословляет его стоя. – Вдали тот же Елиссей стоит пред жертвенниками, на которых сгорают волы и сломанные плуги.

94. Илия низводит огонь с неба и попаляет двух пятидесятиначальников

Илия стоит на высокой горе и смотрит вниз. У подошвы ее лежат многие мертвые воины, попаленные огнем, сходящим с неба. Вдали другие воины на коленах умоляют пророка пощадить их (4 Царств 1).

95. Илия переходит через Иордан, ударив его милотию

Илия ударяет по Иордану своею милотию. Подле него стоит Елиссей. А издали на них смотрят пятьдесят учеников пророческих (4 Царств гл. 2).

96. Вознесение Илии на небо

В средине огненной колесницы с огненными конями Илия возносится к небу. Под ним стоит Елиссей и, смотря на него, одною рукой принимает милоть, спущенную Илиею, а в другой держит хартию со словами; «отче, отче, колесница Израилева и кони его!»

97. Елиссей, приняв милоть Илиину, ударил ею по воде иорданской и перешел по суху

Елиссей в одной руке держит свитую милоть Илии и ударяет ею по Иордану, а в другой – хартию с словами: где есть Бог Илии, Απφώ? [Απφώ значит теперь, по толкованию Никиты Сеида, жившего при царе Алексие Комнине в 1116 году и издавшего свое сочинение под заглавием: Τής γραφής ή σΰνοψις τής θεοπνέυσου, παλαιάς όμοΰ καί καινής διοθήκης, πρός Μιχαήλ προέδρον τόν Γυρήν άυτη άυτοσχεδίως καί οίωλώς έκδοθείσα («Обозрение боговдохновенных изображений, как Ветхаго так и Нового Завета...») Рук. in 4° magno не пергамине в библиотеке Афоно-Иверског монастыря]

98. Елиссей солью врачует неплодные воды

Елиссей сыплет соль в поток и говорит на хартии, которую держит в руке: сице глаголет Господь: исцелих воды сия. Подле него стоят многие мужи. Некоторые из них пьют воду.

99. Елиссей, осмеянный детьми, проклял их. Тогда явились медведи и пожрали их

Близ высокого и густого леса два медведя пожирают многих детей. Некоторые их них влезают на деревья. А Елиссей стоит и смотрит на них грозно.

100. Елиссей благословляет елей вдовицы

В храмине стоят глиняные кувшины; женщина вливает в них елей из малого чванца, а Елиссей стоит и благословляет их. Два юноши несут еще два кувшина (4Цар. 4).

101. Елиссей воскрешает сына Соманитины

В верхней горнице дома на смертном одре лежит отрок; к нему склонился Елиссей лицом к лицу, и по рукам его простер свои руки. Вне горницы стоит мать отрока и плачет.

102. Елиссей повелел Нееману омыться в Иордане. Он омылся и очистился от проказы

Нееман нагой моется в Иордане. На берегу стоят воины, кони и колесницы. У самой воды лежит одежда Неемана (4 Царств, гл. 5).

103. Гиезий, проклятый Елиссеем, покрылся проказою

Елиссей стоит грозный и суровый и на хартии говорит: проказа Нееманова да прильпнет к тебе и к семени твоему. Пред ним стоит Гиезий, прокаженный, в недоумении.

104. Сеннахирим осаждает Иерусалим. Ангел Господень сходит с неба и поражает 185 тысяч воинов

На вершине горы стоит крепость. У подошвы ее множество воинов: одни лежат на земле мертвые, другие падают с коней, иные бегут и с трепетом оглядываются назад. А на облаках стоит архангел в ярком свете, держа в деснице огненный меч (4 Цар., 14).

105. Видение пророка Исайи

На непокрытой площадке дома меж горниц видны облака и яркий свет. Тут, посреди, на высоком престоле сидит Христос, как царь, благословляющий правою рукою, а левою держащий хартию со словами; кого послю, и кто пойдет к людем сим? Вокруг Его шестикрылатые серафимы взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его. По правую сторону Его пророк Исаия, весь трепетный, говорит на хартии: о, окаянный аз, яко человек сый, и нечисты устне имый, и царя Господа Саваофа видех очима моима. А один из серафимов, держа в деснице своей клещи с горящим углем, подносит оный к устам его, а в шуйце держит хартию со словами: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отъимет беззакония твоя и очистит. На левой стороне тот же Исаия стоит пред Господом в страхе и говорит на хартии: се аз есмь, посли мя (Исаии гл. 6).

106. Пророк Исаия претренный пилою

Пророк Исаия привязан к дереву. Два воина перепиливают его деревянною пилою. А напротив его царь Манассия сидит на престоле, окруженный многими евреями, идолами и жертвенниками.

107. Пророк Иеремия ввергается в ров

Рисуется глубокий ров и в нем пророк Иеремия. У рва стоят евреи, ввергшие его туда.

108. Иеремия извлекается из рва Авимелехом

Рисуется ров. На его краю стоят люди и веревкою тащат Иеремию из глубины. А Авимелех берет его за руку.

109. Второе взятие Иерусалима

Рисуется разрушенная и горящая крепость. Вне ее многие воины держат связанных иудеев и царя их Седекию. А Иеремия и Варух стоят подле крепости, смотрят на них и плачут.

110. Даниил и три отрока, питавшиеся одними овощами, стали благообразнее сверстников своих, вкушавших роскошную пищу

За столом юноши едят мясо и пьют вино. А вдали Даниил и три отрока вкушают коливо и разные овощи. – В другом отделении этой картины в чертоге царь Навуходоносор сидит на высоком престоле, окруженный копьеносцами. Пред ним стоят три отрока, Даниил и другие юноши. А один начальник указывает ему на них (Даниил, гл. 1).

111. Даниил избавляет Сусанну

Пред юным Даниилом стоит Сусанна. Руки ее связаны сзади. Два старика, в широкой одежде и в головном уборе из платка, указывают на нее Даниилу. Вблизи стоит муж ее Иоаким и множество народа. А вдали этих же стариков народ побивает камнями (Дан., гл. 13).

112. Даниил, изъясняет Навуходоносору первое сновидение его

В чертоге царь спит на золотой кровати. А вне чертога у подошвы горы стоит истукан. Голова у него золотая, грудь и руки серебряные, чрево и бедра медные, голени железные, ступни полужелезные и полуглиняные. С горы падает камень на голову этого истукана. – В другом отделении картины тот же царь сидит на престоле. Пред ним стоит Даниил и указывает ему на истукан (Дан. 2).

113. Три отрока, не поклонившиеся истукану, ввержены в огненную печь, но там орошает их ангел

Среди печи стоят три отрока в одеждах своих. Очи и руки их воздеты к небу. Среди них архангел Михаил. А у печи видны воины, умерщвленные пламенем, исторгшимся из нее, и вблизи золотое изображение царя (гл. 3).

114. Даниил изъясняет Навуходоносору второе сновидение его

Рисуется высокое и многоветвистое дерево. На ветвях его сидят различные птицы, а у корня бегают разные звери. Ангел подрубает его секирою. В ближнем чертоге царь спит на золотой кровати. А в другом отделении чертога тот же царь сидит на престоле. Пред ним стоит Даниил и указывает ему на то дерево.

115. Даниил изъясняет письмена, начертанные невидимою рукою на стене чертога царя Валтасара

На стене царского чертога видна кисть руки, пишущая слова: Мани, Факел, Фарес. Царь стоит и ужасается. Даниил указывает ему эти письмена. Подле них стоят волхвы и мудрецы, стол со снедями, и позади них женщины (Дан., гл. 5).

116. Видение пророка Даниила

В дома Даниил спит на кровати. Вне дома видно море. На четырех сторонах его дуют четыре ветра; и из моря выходят четыре зверя. Первый зверь – лев с крыльями орла; на нем сидит держащий скипетр (вавилонский царь Навуходоносор). Второй зверь – медведица, держащая в зубах своих три ребра: на ней сидит (персидский царь Дарий) держащий обнаженный меч. Третий зверь – пестрокожий леопард с четырьмя крыльями и с четырьмя головами; на нем сидит держащий копье (македонский царь Александр). Четвертый зверь – как бы черный лев с железными зубами и с десятью рогами на голове, из коих три сломаны, и среди них вырос один рог малый, имеющий очи и уста человеческие: на этом звере сидит держащий драгоценный камень топаз (римский император Август). Остальное рисуется сходно с картиной, представляющей второе пришествие Христово.

117. Даниил, обнаружив обман жрецов, сжигает жилище их и сокрушает Ваала

В капище стоит большой истукан, Пред ним на столе лежат хлебы и разные снеди. У выхода из капища виден царь с копьеносцами, А Даниил держит сито и рассевает пепел по полу. В другой части этой картины тот же Даниил, зажегши капище, сокрушает истукана Ваала. А воины умерщвляют жрецов, их жен и детей (Дан. 14).

118. Даниил убивает дракона

В пещере огромный дракон разинул пасть свою. Пред ним стоит Даниил и бросает в пасть его черные хлебы. Позади него стоят царь и многие люди.

119. Даниил в львином рве получает пищу от Аввакума, которого принес из Иерусалима ангел Господень

Даниил в темном рве воздел очи и руки к небу. Около него лежат семь львов. А над ним архангел Михаил держит Аввакума, прикоснувшись десницею своею к темени головы его. Аввакум же держит корзину с хлебами и подает ее Даниилу.

120. Иона, убежавший от лица Господня, ввергается в море

В море плывет корабль, обуреваемый грозными волнами. Корабельщики, взяв Иону, ввергают его в пучину. Но великая рыба из-под корабля хватает его в пасть (Ион. 1).

121. Кит изрыгает Иону

У крепости волнуется море и чудовищная рыба извергает Иону на берег. А этот пророк на хартии говорит: возопих в скорби моей ко Господу (Ион. 2).

122. Иона проповедует в Ниневии

Рисуется великий и многолюдный город и среди него Иона со словами на хартии: еще три дни, и Ниневия превратится. Пред ним стоят мужи, жены и дети; одни из них плачут, другие молятся, а царь лежит на земле в волосяном вретище, и терзает волосы на обнаженной голове своей. Подле него на земле лежат царские одежды и венец, а позади стоит высокий престол его (гл. 3).

123. Иона скорбит об иссохшем над ним растении

На подставках из сухих сучков висит изсохшее растение в роде тыквицы. Под ним сидит Иона, печальный, и одною рукою защищает голову от лучей солнца, а в другой держит хартию со словами: зело опечалихся аз о тыкве даже до смерти. Над ним распростерто небо, и оттуда сходит на него луч, в котором написано: ты опечалился еси о тыкве: Аз же не пощажу ли Ниневии, града великого. Солнце над головою Ионы жжет его своими лучами (Ион. 4).

124. Иов, лишенный детей и имения, благодарит Бога

В чертоге Иов стоит на престоле и, смотря на небо, раздирает ризы свои. По обе стороны его стоят три человека и извещают его о бедствиях. Вне чертога видна разрушенная храмина и в ней мертвые сыны и дочери его, вдали – поля, овцы и волы, и разбойники, убивающие пастухов и угоняющие стада; а еще далее – верблюды и кони, и другие разбойники, убивающие пастухов (гл. 1).

125. Иов на гноище

У крепости Иов, весь загноенный, сидит на гноище; с ним беседуют три царя, а жена говорит ему: благослови Бога и умри. Он смотрит на нее сурово и говорит: Вскую яко едина от безумных жен возгласила еси? Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим? Яко Господеви изволися, тако и бысть... Буди имя Господне благословенно (гл. 2).

126. Иов за терпение вознагражден вдвойне

В храме на жертвеннике сожигаются овцы и телец. Пред ним Иов в царской одежде молится. Подле него стоят жена, семь сынов и три дочери его, одетые в златошвенные одежды. Вне чертога, вдали на горах и полях, пастухи пасут овец, волов, верблюдов и коней.

127. Праведная Иудифь убивает Олоферна

На горе видна крепость. А внизу на поле раскинуты шатры и в них спят воины. Среди этого стана поставлен шатер весь позлащенный и в нем на золотой кровати лежит обезглавленный Олоферн. Подле него стоит Иудифь, одетая нарядно, и в одной руке держит окровавленный меч, а другою влагает голову Олоферна в мешок, который держит перед нею служанка ее. В другом отделении картины видна та же крепость; на стенах ее стоят люди с распущенными знаменами подле длинного копья, на котором торчит голова Олоферна. А вне крепости иудеи преследуют и убивают иноплеменников (Иудифь, 3).

128. Святые праотцы по родословию

1. Праотец Адам, старец с седою бородою и с длинными волосами. 2. Праведный Авель, сын Адама, юный, без бороды. 3. Праведный Сиф, сын Адама, старец с дымчатою бородою. 4. Праведный Энос, сын Сифа, старец с раздвоенною бородою. 5. Праведный Каинан, сын Эноса, старец с окладистою бородою. 6. Праведный Малелеил, сын Каинана, старец плешивый. 7. Праведный Иаред, сын Малелеила, старец с бородою, разделенною на три пряди. 8. Праведный Энох, сын Иареда, старец с остроконечною бородою. 9. Праведный Мафусал, сын Эноха, старец плешивый. 10. Праведный Ламех, сын Мафусала, старец с круглою бородою. 11. Праведный Ной, сын Ламеха, старец с остроконечною бородою, с длинными волосами, держащий челн. 12. Праведный Сим, сын Ноя, старец с раздвоенною бородою. 13. Праведный Иафет, сын Ноя, старец кудрявый, с круглою бородою. 14. Праведный Арфаксад, сын Иафета, старец с длинною бородою. 15. Праведный Каинан, сын Арфаксада, старец с окладистою бородою дымчатого цвета. 16. Праведный Сала, сын Каинана, старец с бородою, разделенною на пять прядей. 17. Праведный Евер, сын Салы, по имени которого иудеи названы евреями, старец плешивый с остроконечною бородою. 18. Праведный Фалек, сын Евера, плешивый с остроконечною бородою. 19. Праведный Рагав, сын Фалека, старец с раздвоенною бородою. 20. Праведный Серух, сын Рагава, старец с широкою бородою. 21. Праведный Нахор, сын Серуха, старец с бородою, разделенною на три пряди. 22. Праведный Фара, сын Нахора, старец с остроконечною бородою. 23. Патриарх Авраам, сын Фары, с длинными волосами и с бородою до пояса. 24. Патриарх Исаак, сын Авраама, старец с остроконечною бородою и с длинными волосами. 25. Патриарх Иаков, сын Исаака, старец с длинными волосами и с длинною раздвоенною бородою.

129. Двенадцать сынов Иакова и их потомки

26. Патриарх Рувим, старец плешивый, с остроконечною бородою. 27. Партиарх Симеон, старец с раздвоенною бородою. 28. Патриарх Левий, старец с круглою бородою 29. Патриарх Иуда, старец с широкою бородою. 30. Партиарх Завулон, старец с длинною бородою. 31. Партиарх Иссахар, старец с закрученною бородою. 32. Патриарх Дан, старец с поднявшимися волосами. 33. Патриарх Гад, старец кудрявый. 34. Патриарх Ассир, старец с бородою, разделенною на пять прядей. 35. Патриарх Неффалим, старец с длинною широкою бородою. 36. Патриарх Иосиф, старец с длинною бородою, в венце. 37. Патриарх Вениамин, старец курчавый с дымчатою бородою.

* * *

38. Праведный Зара, сын Иуды, старец с редкою бородою. 39. Праведный Фарес, сын Иуды, старец с длинною бородою. 40. Праведный Есром, сын Фареса, старец плешивый с круглою бородою. 41. Праведный Арам, сын Есрома, старец с остроконечною бородою. 42. Праведный Аминадав, сын Арама, с проседью. 43. Праведный Наассон, сын Аминадава, старец с раздвоенною бородою. 44. Праведный Салмон, сын Наасона, старец с широкою бородою. 45. Праведный Вооз, сын Салмона, старец с круглою бородою. 46. Праведный Овид, сын Вооза от Руфи, старец плешивый. 47. Праведный Иессей, сын Овида, старец с остроконечною бородою. 48. Царе-пророк Давид, сын Иессея, старей с круглою бородою. 49. Царе-пророк Соломон, сын Давида, юный без бороды. 50. Царь Ровоам, сын Соломона, с бородою едва показавшейся. 51. Царь Авия, сын Ровоама, молодой, с круглою бородою. 52. Царь Аса, сын Авии, старец с остроконечною бородою. 53. Царь Иосафат, сын Асы, старец с круглою бородою. 54. Царь Иорам, сын Иосафата, юный с остроконечною бородою. 55. Царь Озия, сын Иорама, с проседью в круглой бороде. 56. Царь Ирафам, сын Озии, молодой, с раздвоенною бородою. 57. Царь Ахаз, сын Иоафама, старец с широкою бородою. 58. Царь Иезекия, сын Ахаза, старец с остроконечною бородою. 59. Царь Манассия, сын Иезекии, старец с широкою, раздвоенною бородою. 60. Царь Аммон, сын Манассии, с проседью. 61. Царь Иосия, сын Аммона, старец с бородою, разделенною на пять прядей. 62. Царь Иехония, сын Осии, молодой, с круглою бородою. 63. Праведный Салафиил, сын Иехонии, юный с бородою едва показавшеюся. 64. Праведный Зоровавель, сын Салафииля, с проседью. 65. Праведный Авиуд, сын Зоровавеля, старец плешивый. 66. Праведный Элиаким, сын Авиуда; старец с раздвоенною бородою. 67. Праведный. Азор, сын Элиакима, старец с широкою бородою дымчатого цвета. 68. Праведный Садок, сын Азора, с проседью в раздвоенной бороде. 69. Праведный Ахим, сын Садока, юный, с едва опушенною бородою. 70. Праведный Элиуд, сын Ахима, старец плешивый с круглою бородою. 71. Праведный Элеазар, сын Элиуда, старец с длинными волосами. 72. Праведный Матфан, сын Элеазара, старец с бородою, разделенною на три пряди. 73. Праведный Иаков, сын Матфана, старец с остроконечною бородою. 74. Праведный Иосиф, сын Иакова, обручник Богородицы, с круглою бородою, старец.

130. Иные праотцы и праведники

75. Праведный Мельхиседек, старец с длинною бородою, в священнической одежде с митрою на голове, держит блюдо с тремя хлебами. 76. Праведный Иов, старец с круглою бородою, в венце, держит хартию со словами: Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. 77. Пророк Моисей, с проседью в редкой бороде, в священнической одежде и митре, из-под которой виден платок на голове, держит две скрижали закона. 78. Пророк Аарон, старец с длинною бородою, а священнической одежде и митре, держит стамну златую и жезл процветший. 79. Пророк Ор, старец с раздвоенною бородою, в священнической ризе, держит свиток. 80. Праведный Иисус, сын Навин, старец с круглою бородою в венце и в военных доспехах, держит скипетр. 81. Пророк Самуил, старец с длинною бородою, в священнической одежде и митре, держит рог с елеем и кадильницу. 82. Праведный Товит, старец с длинною раздвоенною бородою, держит хартию со словами: языки многи от далече приидут ко имени Господа Бога, дары имуще в руках (Тов. гл. 13, ст. 11). 83. Праведный Товия, сын его, старец курчавый, держит хартию со словами: Благословен еси, Боже отец наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки (Тов. гл. 8, ст. 5). 84. Святые три отрока – Анания, Азария и Мисаил, юные, без бород. 85. Праведный Иоаким, отец Богородицы, с проседью в круглой бороде. 86. Праведный Симеон Богоприимец, старец с длинными волосами.

131. Ветхозаветные святые жены

1. Праматерь Ева, престарелая, с седыми волосами. 2. Праведная Сарра, жена Авраама, престарелая. 3. Праведная Ревекка, жена Исаака, престарелая. 4. Праведная Лия, первая жена Иакова, престарелая, 5. Праведная Рахиль, вторая жена Иакова, юная. 6. Праведная Асенефа, жена Иосифа прекрасного, юная. 7. Праведная Мариам, сестра Моисея, престарелая. 8. Праведная Деввора, судившая Израиля, престарелая, в венце. 9. Праведная Руфь, юная. 10. Пророчица Олда, престарелая. 11. Праведная Сараффия, к которой был послан пророк Илия, вдовица престарелая. 12. Праведная Саманитина, пропитавшая Елиссея, престарелая. 13. Праведная Юдифь, умертвившая Олоферна, юная. 14. Праведная Есфирь, избавившая израильтян, юная. 15. Праведная Анна, мать пророка Самуила, престарелая. 16. Праведная Сусанна, юная. 17. Святая Анна, матерь Богородицы, престарелая.

132. Святые пророки. Внешний их вид и пророчества

1. Пророк Моисей, с проседью в редкой бороде, говорит: возвеселитеся небеса купно с ним, и да поклонятся ему вси ангели (Втор. гл. 32, ст. 43). 2. Царе-пророк Давид, старец с круглою бородою, говорит: яко возвеличишася дела Твоя Господи (Псал. 91, 5). 3. Царе-пророк Соломон, юный, безбородый, говорит: премудрость созда себе дом (Притч. 19, 1). 4. Пророк Илия, старец с седою бородою, говорит; жив Господь Бог сил, Бог израилев (3Цар. 17, ст. 1). 5. Пророк Елиссей, молодой, плешивый, с закрученною бородою, говорит: жив Господь и жива душа моя, аще оставлю тя (4Цар. 2, ст. 4). 6. Пророк Исая, старец с длинною бородою, говорит: слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола (Ис. гл. 1). 7. Пророк Иеремия, старец с небольшою бородою, говорит: бысть слово Господне глаголя: прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя (Иерем. гл 1, ст. 4). 8. Пророк Варух, старец с круглою бородою, говорит: Господи, призри из дому святаго Твоего на нас (Варух гл. 2). 9. Пророк Иезекииль, старец с остроконечною бородою, говорит: сия глаголет Господь, се Аз взыщу овец (Иезек. гл. 34, ст. 10). 10. Пророк Даниил, юный, безбородый, говорит: восставит Бог небесное царство (Дан. гл. 2, ст. 24). 11. Пророк Осия, старец с круглою бородою, говорит: милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия (VI, 6). 12. Пророк Иоиль, с черною раздвоенною бородою, говорит: Господь от Сиона воззовет, и от Иерусалима даст глас свой (III, 16). 13. Пророк Амос, старец с круглою бородою, говорит: увы люте желающим дне Господня и пр. (5, 18). 14. Пророк Авдий, старец с проседью, говорит: в той день, глаголет Господь, погублю и проч. (1, 8). 15. Пророк Иона, старец плешивый, с круглою бородою, говорит: возопих в скорби моей ко Господу (2, 3). 16. Пророк Михей, старец с остроконечною бородою, говорит: в той день, глаголет Господь, соберу сокрушенную и отриновенную прииму (4, 6). 17. Пророк Наум, старец с короткою бородою, говорит: от лица Господня кто постоит (1, 6). 18. Пророк Аввакум, юный безбороды, говорит: Господи, услышах слух Твой и убояхся (3, 1). 19. Пророк Софония, старец с седою бородою, говорит: близ день Господень великий, близ и скоро зело (гл. 1, ст. 14). 20. Пророк Аггей, старец с круглою бородою, говорит: положите сердца ваша в пути ваши (1, ст. 7). 21. Пророк Захария, юный без бороды, говорит: сице глаголет Господь Вседержитель, се Аз спасу люди моя (гл. 8, ст. 7). 22. Пророк Малахия, с проседью в круглой бороде, говорит: от восток солнца до запад прославися имя мое во языцех (1, ст. 11). 23. Пророк Гедеон, старец плешивый с круглою бородою, говорит: аще будет роса на руне точию, и по всей земли суша (Суд. гл. 6, ст. 37). 24. Пророк Захария, отец Предтечи, старец с длинною бородою, в священнической одежде, говорит: благословен Господь Бог Израилев, яко посети (Лук. 1, 68). 25. Пророк Нафан, старец плешивый, с круглою бородою. 26. Пророк Ахия, старец с длинною широкою бородою. 27. Пророк Самей, старец с круглою бородою. 28. Пророк Иоад, умерщвленный львом, с бородою едва показавшеюся. 29. Пророк Азария, сын Адоя, старец курчавый. 30. Пророк Анина, старец с раздвоенною бородою.

133. Пророчества, кои пишутся на изображениях Господских праздников, чудес и страданий Господа

О рождестве Христове

Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему, и той чаяние языков. – Быт., гл. 49, ст. 10. Пророчество патриарха Иакова.

Снидет, яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю, – Псал. 71, ст. 6.

Отроча родися нам, сын и дадеся нам, и нарицается имя Его велика совета Ангел. – Исаии. 9, 6.

Бог от юга приидет, и святый из горы приосененныя чащи. – Аввакума 3, 3.

И ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже меньши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя Израиля. – Мат. гл. 2, 6; пророчество Михея.

Воссияет вам боящимся имене Моего солнце правды, и исцеление в крилех Его. – Малахии гл. 4, 2.

Сей Бог наш, не вменится ин к нему, на земли явися и с человеки поживе. – Варуха 3, 36–38.

Об обрезании Господа

И младенец осьми дней обрежется вам. – Быт. гл. 17, ст. 12; пророчество Моисея.

О сретении

Всяк младенец мужска полу, разверзаяй ложесна, свят Господеви наречется. Лук. 2, 23. Или: освяти ми всякого первенца, перворожденного. Исх. 13, 2.

О бегстве в Египет

Се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская. – Исаии 19, 7.

От Египта воззвах сына Моего. – Осии у Матф. гл. 2, ст. 18; Осии 11, 1.

Об избиении младенцев

Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног. – Матф. гл. 4, ст. 18; Иерем. 31, 11.

О крещении Господнем

Видеша тя воды, Боже, видеша тя воды и убояшася. Псал. 76, ст. 13.

Измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших. Исаии гл. 1, ст. 16.

Омый от лукавства сердце твое, Иерусалиме. Иерем. 4, 14.

Сия глаголет Господь: воскроплю на вы воду чисту и очиститеся. Иезекииль 36, ст. 25.

Сия глаголет Господь: обладаяй водами многими. Наум гл. 1, ст. 12.

Се Аз посылаю ангела моего, и призрит на путь пред лицем Моим. Малахии гл. 3, ст. 1.

В день он изыдет вода жива из Иерусалима. Захарии гл. 14, ст. 8.

О чудесах Христовых

Он болезни наша приял. Исаии.

О притчах Христовых

Отверзу в притчах уста моя. Псал. 77, ст. 2.

О преображении Господнем

Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются. Псал. 88 ст. 13.

О воскресении Лазаря

От руки адовы избавлю я, и от смерти искуплю я. Осии гл. 13, ст. 14.

О входе в Иерусалим

Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Псал. 8, 3.

Радуйся зело, дщи Сионя. Се Царь твой грядет к тебе, всед на осля и жребя. Матф, 21, 5. Захарии.

О изгнании из храма продающих и покупающих

Дом мой, дом молитвы наречется всем. Исаии 56, ст. 7.

О тайной вечери

Се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов. Иерем. гл. 31, ст. 31.

О соглашении Иуды предателя

И поставиша мзду мою тридесять сребреник. Захарии гл. 11, ст. 12.

О предании Господа Иудою

Ядый хлебы моя возвеличи на Мя запинание. Псал. 40, ст. 10.

О суде Анны и Каиафы

Восташа на Мя свидетеле неправеднии. Псал. 26, ст. 12.

О суде Пилата

Вскую шаташася язы́цы и людие поучишася тщетным. Псал. 2, ст. 1.

О бичевании Господа

Плещи моя вдах на раны и ланите мои на заушение. Исаии гл. 50, ст. 6.

О поругании

От всех враг моих бых поношение. Псал. 30, ст. 12.

О крестном пути

Аз же яко ягня незлобивое ведомое на заколение. Иеремии 11, ст. 19.

О вознесении на крест

Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен. Исаии 53, ст. 7.

О распятии

И будет живот твой висящ пред очима твоима. Второзакония гл. 38, ст. 66.

Ископаша руце мои и нозе мои. Псал. 21, 17.

Предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися. – Исаии 53, ст. 12.

О снятии со креста

От лица неправды взяся праведный. Исаии 57, 1.

О положении во гроб

Возлег, уснул еси, яко лев и яко скимен: кто возбудит Его? Быт. 49, ст. 9, Пророчество Иакова.

Востани, Вскую спиши, Господи. Псал. 43, ст. 24.

Аз сплю, а сердце мое бдит. Песнь Песней гл. 5, ст. 2. Пророчество Соломона.

Будет с миром погребение Его. Псал. гл. 57, ст. 2.

О сошествии во ад

Ад доле огорчися, срет Тя. Исаии гл. 14, ст. 9.

В день третий воскреснем. Осии гл. 6, ст. 3.

О воскресении

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Псал. 67, 1.

Потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения моего во свидетельство. Софонии гл. 3, ст. 8.

О мироносицах

Жены грядущия с позорища, приидите. Исаии 27, ст. 11.

О вознесении

Взыде на херувимы, и лете, лете на крилу ветреню. Псал. 17, ст. 11.

Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Псал. 46, ст. 6.

Станут нозе Его на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток. Захарии 14, 4.

О сошествии Святого Духа

Излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши. Иоиля гл. 2, ст. 28.

Излию на дом Давидов и на сущия в Иерусалиме Дух благодати и щедрот. Захарии 12, ст. 10.

134. Пророчества, кои пишутся на изображениях Богородичных праздников

О рождестве Богородицы

Сия врата заключена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими. Иезекииля гл. 44, ст. 2.

О Введении во храм

Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе. Псал. 44, ст. 15.

О Благовещении

Слыши дщи, и виждь, и приклони ухо твое. Псал. 44, ст. 11.

Многи дщери стяжаша богатство, многи сотвориша силу: ты же предуспела и превознеслася еси над всеми. Притчей Соломона 31, ст. 30.

Се дева во чреве приимет, и родит сына, и наречеши имя Ему Еммануил. Исаии гл. 7, ст. 14.

Об Успении

Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. Псал. 131, 8.

135. В паперти храма изображаются греческие философы с изречениями на хартиях

О воплощении Христовом

1. Аполлоний, старец с длинною раздвоенною бородой, повязанный платком, держит хартию со словами «Я возвещаю единого в троице, царствующего на небеси, Бога, которого нетленное Слово воплотится во чреве чистой Девы. Оно, подобно огненной стреле, быстро протечет пространство, оживотворит весь мир и принесет его в дар Отцу».

2. Солон афинский, старец с круглою бородою, держит хартию со словами: «В последние времена приидет некто на сию многопревратную землю, и явится во плоти без недостатка. Определение Божества неизменно. Он уничтожит пагубу неисцельных страстей, послужит предметом зависти неверного народа, и будет повешен высоко, но все претерпит кротко и добровольно».

3. Фукидид, с проседью в бороде, разделенной на три пряди, говорит: «Бог есть единый умный Свет, и Ему хвала! ибо Он в уме своем содержит все, как единицу. Не иной Бог, не ангел, не иная Мудрость, не демон, не природа, а один Господь и Творец всего, Слово всесовершенное, рожденный от раждающего, низшедши к естеству, создал плодотворную воду».

4. Плутарх, старец плешивый, с остроконечною бородою, говорит: «Превысшему из всех не придумывается никакое начало. Слово из него, а не из другого кого-либо. И ясно открылось, что Божия премудрость и Слово содержит пределы земли».

5. Платон, старец с длинною широкою бородою, говорит: «Ветхий денми юн, и юный исконен. Отец в Сыне и Сын во Отце. Единое тройственно и тройственное едино».

6. Аристотель, старец с курчавою бородою, говорит: «Не трудно рождение Бога, ибо в Нем само собою осуществляется Слово».

7. Хилон филолог, старец плешивый, с длинною раздвоенною бородою, говорит: «Он выше великого неба, превосходнее неугасающего света и непотухающего огня. Пред ним трепещут небеса, земля и море, бездна, тартар и демоны. Он – сам Отец без отца, преблаженный».

8. Софокл, старец плешивый, с бородою разделенною на пять прядей, говорит: «Есть Бог безначальный. Существо Его не сложно. Он сотворил небо и землю».

9. Фул, царь египетский, старец с широкою бородою, говорит: «Отец в Сыне и Сын во Отце. Бесплотный воплотился, пребывая яко Бог».

10. Валаам, прорицатель, старец с круглою бородою, повязанный платком, говорит: «возсияет звезда от Иакова, восстанет человек от Израиля, и погубит князи моавитские» (Числ. гл. 24).

11. Мудрая Сивилла говорит: «приидет с неба Царь веков судить всяку плоть и весь мир. Из неневестной Матери и непорочной Девы имеет явиться единородный Сын Божий, безначальный, неприступный, един Бог – Слово, которого трепещут небеса».

136. Как изображается корень Иессеев

Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями; из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: – первый – Давид с арфою; выше его Соломон с книгою закрытою, выше Соломона прочие цари, по порядку, со скиптрами в руках; а на вершине ветвистого ствола – рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа.


Источник: Ерминия или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом 1701-1733 год / [Пер.] Порфирия, еп. Чигиринского. - Киев : тип. Киевопечерской лавры, 1868. - [2], X, 250 с.

Комментарии для сайта Cackle