Источник

IV. История Иверской иконы:от Афонского до Монреальского образа

Повествование о Чудотворной иконе Иверской Божией Матери

со св. горы Афон и о ее трех чудотворных списках

Ирина Ткачук

«Верую видети благая Господня на земли живых...» (Пс.25)

Мы – современники явления Чудотворной иконы Иверской Бояаей Матери со св. горы Афон, почти 15 лет источавшей благодатное Mиpo и своею целительной силой хранящей нас даже после октября 1997 г., когда икона скрылась, а неизменный и преданный Ее хранитель зверски умучен и убиен.

Мы, потрясенные, осознаем, что эти события, по Промыслу Божию, глубоко затронули души и сердца наши и как бы сняли пелену с глаз наших на наше вразумление и просветление. В эти скорбные и знаменательные дни нашей православной юдоли живым призывом к нам звучит обращение св. апостола Павла: «...и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых...» (Еф.1:18).

***

С изначальных времен христианства и ныне Господь оказывает верующим помощь через чудесные явления, освящая путь к Его Истине – к строению христианского мира и любви в сердцах наших.

Этот живой путь ко Христу ознаменован первым Евангельским Благовестием Пресвятой Владычицей Богородицей и Апостолами, их примером святой жизни и смерти за Господа. И в последующие времена исповедники Христовы учились утверждать этот путь в послушании Заповедям Христа, учились воплощать их в жизнь.

С первых христианских времен святые места, малые и большие обители, пустыни и пещеры подвижников Христовых, мощи святых – истинные свидетельства духовного и крестного пути Православия.

Святая Икона являет собой образ этого крестного пути. Она, икона, несет в себе мир, не равный ни миpy бытия, ни миpy сверхбытия. Она своим святым образом отображает действенную связь с Первообразами и несет нам, грешным, чудо тайны общения тварного и нетварного миpa. Икона, своим образом, открывает тайны Евангельского учения, благовествует и через видимый образ ведет мышление к невидимому Божеству: «...созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества...» (Преп. Иоанн Дамаскин, 3-е слово, глава 8-я, PG, 94,1, 1328).

Святой образ иконы помогает нам, грешным, окончательно не погибнуть в миpe лукавой суеты сердец.

Икона, по словам Л. Успенского, как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с Преданием записанным и Преданием устным.

Действительно, в истории всех времен Православия Святая Церковь бережно хранит Предания о св. явлениях, о чудотворных иконах, о св. подвижниках из века в век, из поколения в поколение, передавая животворящий дух Православия.

Три св. жребия Божией Матери – страна Иверская, св. гора Афон и Земля Русская – в те далекие времена своего земного устроения, по благословению и освящению Самой Божией Матери, чудно сочетались, принимая, опекая и взращивая своих духовных чад, промыслительно объединяя подвижников Христовых в их великих подвигах домостроительства. Пройдут века и тысячелетия, но, преданный Заповедям Христа, их кроткий труд с Божией помощью возсияет, окормляя Православие.

У восточных берегов Македонии безконечная лазурь неба и светлых вод Архипелага окружают гору Афон, освященную в первоевангельские времена самой Божией Матерью.

По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые Апостолы неразлучно с Матерью Божией пребывали в Иepycaлиме до получения обетованного Святого Духа. Ученики Христовы с Матерью Божией бросили жребий, кому и какая страна дана будет для проповеди Евангелия.

По сошествии Святого Духа Божия Матерь хотела идти в Иверскую страну, но ангел Божий удержал ее, велев не отлучаться от Иерусалима до времени, так как страна, выпавшая ей, просветится в последние дни, и Ее владычество утвердится там: «По прошествии некторого времени Тебе предстоит труд благовестия на земле, в какую направит Тебя Бог». И пребывала Пречистая Богородица в Иерусалиме довольно продолжительное время. Пути Господни неисповедимы: Матерь Божия отплывает на остров Кипр. Епископ острова – Четырехдневный Лазарь – ожидал уже давно Божию Матерь, и вот, наконец, долгожданная встреча приближается. Но вдруг сильный порыв противного ветра пригнал корабль в гавань близ горы Афон.

Многие чудеса совершила там Божия Матерь... и, возрадовавшись духом, Матерь Божия сказала: «...Cиe место будет в жребий, данный мне от Сына и Бога Моего, благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с вп)рою, с благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего...» (Путеводитель по Афонской Горе, Москва, 1903 г., стр. 9–10).

Благословив и освятив Святую Гору Афон, Божия Матерь обещала: «...Аз же буду заступница месту сему и Богу о нем теплая ходатайница».

Через 8 веков Пресвятая Богородица вновь посещает Свой земной удел, являясь пустынножителю Афона Св. Петру. Из жития преподобного Петра: «...В тонком сне он сподобился увидеть в неизреченном свете Владычицу миpa и свят. Николая, рабски Ей предстоящего, прося назначить ему место для иноческого пребывания...» (Путеводитель по Афонской Горе, Москва, 1903, стр. 10).

Божия Матерь отвечала: «Во Афонской Горе будет покой его, то бо есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога, данный Мне... зело бо люблю то место и хочу на месте том умножить чин иноческий, и милость моего Сына и Бога имущих тамо иночествовать не разорится во век...» (Путеводитель по Афонской Горе, Москва, 1903, стр. 10).

Так св. гора Афон еще раз освятилась и стала великим оплотом Православия с первохристианских времен.

Далекий X век. На северо-восточном склоне горы Афон, испещренном малыми и большими ущельями, покрытом темной зеленью лесов, устроена первая обитель преп. Афанасия Афонского. Далее, в шести часах ходу от нее к морю, у Климентовой церковки, подвизаются в подвигах уединения духовные чада преп. Афанасия Афонского – иноки Иоанн и его сын, «Златоустый» Евфимий. Они – царского рода великой династии Багрид (Багратионов) страны Иверской – первого жребия Пресвятой Владычицы Богородицы. О высокой и строгой жизни Афонских подвижников вскоре стало известно, и к сему месту стало стекаться множество желающих иноческого подвига. Иоанн и Евфимий, стараясь сохранить свое уединение, устраивают невеликий храм во имя Предтечи Господня, что положило основу сей новой малой обители – Свято-Иоанно-Предтеченской.

Вскоре после воздвижения храма во имя Предтечи Господня стал воздвигаться большой великолепный храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы.

По воле Божией случилось так, что славный воевода Торникий Иверской земли, также рода царского Багрид, принимает иночество с именем Иоанн, подвизаясь вместе с Иоанном и Евфимием. Инок Иоанн, известный своим великим умением полководца, вызывается вдовою императора Романа Младшего, Феофанией, для помощи в отражении сарацын. Торникий (Иоанн) после победы возвращается в обитель с неимоверным богатством, которое было отдано на сооружение дивного храма Успения Пресвятой Богородицы. Храм венчает главный купол над церковью и два над притворами: справа – свят. Николая и слева – св. Архангелов. Стеныхрама сияют, выложенные мраморной плитой, притворы поддерживаются мраморными колоннами.

Так с Божией помощью, по милости и обещанию Божией Матери в заступничестве своего святого удела, из малой обители постепенно будет устраиваться будущий обширный Иверский монастырь. Здесь, где, по древнему преданию, первый раз ступала ее нога, испуганные афонские язычники неистово кричали: «Люди, прельщенные Аполлоном! Ступайте все в Климентову пристань и приимите там Mapию, Матерь Великого Бога Иисуса!» Народ быстро побежал на морской берег, к указанному месту и, действительно, увидел там приставший корабль с Бoжиeй Матерью...». (Путеводитель по Афонской горе, Москва 1903, стр. 9). Именно в этом месте, в X веке воздвигаются стены Иверского монастыря Иверскими подвижниками – Иоанном, Евфимием и Торникием (в иночестве Иоанном).

Сюда, к стенам Иверской обители, прибудет чудесным образом по водам Чудотворная икона Божией Матери, брошенная в море во спасение от иконоборцев.

В IX веке по Рождестве Христовом, в царствование греческого императора Феофила, ярого иконоборца, недалеко от города Никеи жила богатая и благочестивая вдова с сыном. В их доме находилась дивная икона Божией Матери, и в это жестокое время гонений, истязаний христиан за св. иконы, они получали великое утешение в молитвах перед Ней. Вдова построила Церковь недалеко от своего дома и, поместив в ней Святую икону, вместе с сыном непрестанно слезно молилась Владычице о спасении души. Но недолго они утешались. Свирепые и корыстолюбивые иконоборцы снаряжали отряды в поисках св. икон, истязая христиан. Они увидели св. икону Божией Матери в церкви и стали требовать, чтобы вдова заплатила им большую сумму денег, иначе они угрожали замучить ее и сына. Один из них в своей жестокости и дерзости ударил мечом св. икону Божией Матери, и вдруг, чудесным образом, из этого места, на ланите Божией Матери, истекла кровь, как из живой раны. Это первое чудесное явление так поразило воина, что он впоследствии раскаялся в своей дерзости и кощунстве, принял иночество с именем Варвар и, подвизаясь, мирно окончил свою жизнь в Иверском монастыре. Тогда же вдова всю ночь горячо и слезно вместе с сыном молилась перед иконой, затем с трепетом и благоговением она отнесла икону на берег моря и, взывая к Божьей Матери, говорила так: «Владычица Mиpa! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого царя и образ Свой от потопления» (Описание Афонских монастырей, Санкт-Петербург, 1859 г., стр. 43).

Когда же вдова опустила икону в море, икона Божией Матери не упала, но встала прямо и понеслась по волнам к Западной стороне. Это чудо поразило и утешило вдовицу, и, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь, она обратилась к своему единственному сыну: «Теперь, – сказала она, – наши моления не тщетны».

Благочестивая вдова, укрепленная Чудодейственной силой иконы Божией Матери, уже не боялась смерти и готова была умереть за Христа, но своего сына просила бежать в греческие страны. Сын послушался и, простившись с матерью, отправился в г. Солунь, а оттуда в пределы св. горы Афон. Он, прибыв на св. гору Афон в Иверскую обитель, поведал инокам о чудной иконе Божией Матери, вставшей на водах моря и поплывшей к Западу.

Прошло почти два века после кончины сына благочестивой Никейской вдовы. Как-то вечером иноки Иверской обители увидели, что далеко в море стоит столб огня, уходящий своей вершиной в небо. Зрелище, таинственное и страшное, ужаснуло и изумило иноков. Они застыли каждый на своем месте с единой молитвой на устах: «Господи, помилуй». «Страшно зело» видение длилось несколько дней и ночей. Со всех окрестностей св. горы спустились иноки-пустынножители к сему месту. Явление, невиданно чудное, приближалось, и можно было увидеть, что столб огня стоял над образом Божией Матери. Но когда иноки попробовали подойти ближе к морю, икона стала удаляться вглубь моря. Благоговея перед чудом как перед Божиим знамением, иноки и настоятель Иверской обители со слезами день и ночь молились Господу, чтобы Он оказал милость и даровал им этот Чудесный Образ Божией Матери. Господь услышал их молитвы.

В Иверской обители, подвизался старец Гавриил, с простым и добрым нравом, родом ивериец. Его жизнь отличалась особой строгостью. Он проводил дни и ночи на вершинах Афона в великом безмолвии, жил, как Ангел на земле, и питался быльем и водой. И вот этому кроткому подвижнику Гавриилу является во сне Пресвятая Дева в свете неизреченном и говорит так: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу даровать им икону Мою в покров и помощь; и потом войди в море и ступай с верою по волнам, и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители» (Описание Афонских монастырей, Санкт-Петербург, 1859, стр. 45).

Потрясенный явлением, старец рассказал настоятелю об этом дивном видении. Утром вся братия Иверской обители пришла на морской берег. Гавриил вступил в море, с молитвой, чудесным образом пошел по волнам и принял в свои объятия святыню.

Чудесную икону с великой радостью и благоговением встретили иноки, тотчас устроили храмину и три дня и три ночи совершали молебны перед нею, потом внесли в церковь соборную и поставили в алтаре.

На следующий день монах, зажигающий лампады, не нашел на должном месте икону. Настоятель и иноки были поражены. Когда они обнаружили святыню над вратами обители, они отнесли ее на прежнее место в алтарь. На следующее утро икона вновь оказалась над вратами обители. Такое перемещение повторялось несколько раз. Старец Гавриил сподобился увидеть еще одно дивное видение, в котором явилась Пречистая Дева, сказав:

«Объяви братии, чтобы они не искушали Меня, Я не желаю быть охраняемой вами, а желаю быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые в горе сей будут жить добродетельно, с благоволением Божиим. Я испросила у Него сей дар; и се вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего с вами не оскудеет...» (Описание Афонских Монастырей, Санкт-Петербург, 1859 г., стр. 46).

Старец Гавриил сообщил об этом втором видении Владычицы Божией Матери настоятелю и инокам. Тогда они с великой радостью построили во славу Пресвятой Богородицы храм над вратами обители и в нем поместили Чудотворную Икону. С того времени и поныне пребывает Чудотворная икона на избранном Самой Пресвятой Богородицей месте, поэтому и называется эта Чудотворная икона Божией Матери «Портаитисса», т. е. «Вратарница», а от названия обители именуется «Иверской».

Проходят столетия. Чудотворный образ Божией Матери Иверской Вратарницы не покидает обитель. Ее лик потемнел от времени. Но все еще на правой ланите Богородицы заметна рана, нанесенная Ей в далекое столетие иконоборчества. Почитание древней Святыни велико, об этом свидетельствуют богатства Ее убранства. Икона украшена роскошной ризой, усыпанной редкими драгоценными камнями. Великолепный подсвечник, пожертвованный жителями Москвы, денно и нощно сияет множеством свечей.

Образ древней Святыни поражает строгостью и величием, что приводит в трепетное благоговение многих паломников. Интересны записи извстного паломника Барского:

«В семь прекрасном, при внутренних вратех монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руце Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждою, и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многая Ея чудотворения;...

...Имать же еще оная святая икона знамение или шрам язвы на ланите, юже восприят древле от единого, иже, прежде бысть неверный, именовавшеся варвар, и удари ножем от злобы и ненависти; последи же егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружьями, с ножем, стрелами и луком. Сверху же святыя сея иконы есть покров с главою, осеняющею ради падения праха и ради украшения и великолепия, иже весь упещрен есть мелкими художнотворными и различновзорными кожами маргаритными, от него же повешены суть пред святою, чудотворною иконою кандилы великия, иныя от чистого сребра, иные сребропозлащены, числом четыренадесятъ. Низу же ея есть едина завеса, вся изрядно удобренная различными дарами многоценными благоговейных христиан...» (Слава Богоматери, Москва, 1997).

На исподней ризе Иверской иконы, под богатейшим окладом Московским, находится грузинская надпись: «О Владычице, Матерь человеколюбиваго Бога, всенепорочная невеста Мария! Спаси душу господина моего Куаркуара сына Кай Хозроя. Я же раб Твой благодарю Тебя, яко ты удостоила меня недостойнаго позолотить и украсить св. икону Твою Вратарницу. Се приношу Тебе малый дар: приими оный от мене грешнаго и в жизни сохрани меня непорочным, и в день исхода души моей заступи и невидимым сотвори рукописание грехов моих, поставляя и меня грешнаго одесную Сына Твоего и Бога, яко Ему подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и всесвятым и благим и животворящим Духом, ныне и присно и во веки. Аминь.» (Слава Богоматери, Москва, 1907, стр. 326–327).

Эти описания, надписи и богатые убранства Чудотворного образа «Вратарницы» Иверской свидетельствуют о народном благоговении перед ним.

Обитель Иверская неоднократно была спасена Чудотворной силой образа Божией Матери. На протяжении столетий Чудотворный образ Иверский исполняет обещание Божией Матери: «Аз же буду заступница месту сему и Богу о нем ходатаица», о чем свидетельствуют предания (см. Чудеса, Греция).

Торжественное празднование Чудотворной иконы Иверской Божией Матери справляется на Афоне во второй день светлой седмицы: ...доныне совершается литургия и крестный ход со Святыней на берегу моря, где икона была принята отшельником Гавриилом. (Вышний Покров над Афоном, Москва, 1902, стр. 33).

По особому Промыслу Господню и покровительству Царицы Небесной Богородицы Православная Русь уже в те далекие времена своего христианского становления была как бы сращена со св. горой Афон.

***

Время христианского домостроительства знаменовалось особым стечением и духовным сообщением великих подвижников, строителей Христова благочестия в благодатных местах, освященных Божией Матерью.

Так, великий преподобный Антоний Печерский прибывает на св. гору Афон в 973 г. по Р.Х. и, приняв монашество, подвизается там под руководством Афонского старца Феоктиста. Когда же Антоний приходит в возраст духовного возмужания, старец Феоктист благословляет его возвратиться в Poccию и продолжать подвиги иночества.

В 1028 году Антоний навсегда покидает св. Афон, возвращается в Poccию, где продолжает подвизаться, выкопав себе пещеру при Берестовой горе, которая походила на св. гору Афон. Она и послужила основанием Киево-Печерской лавры – духовного оплота Киевской и Московской Руси.

Напомним, что 17 лет назад в 956 г. по Р.Х. на св. гору Афон прибыл основатель первой Афонской Лавры, преп. Афанасий Афонский, духовный отец и сподвижник Иверских иноков Иоанна, его сына Евфимия и Торникия (Иоанна), которые здесь подвизались и основали будущую обитель Иверскую.

Духовно укрепляясь, Россия все более и более сближается со св. горой Афон. Великое множество паломников, богомольцев, тянется к Святой Горе, о чем свидетельствует появление русских монастырей на Афоне.

«Что касается до того, как возникли на св. горе Афон русские монастыри, то на основании одного акта исторического (хрисовулла Императора Алексия Комнина) можно с вероятностью полагать, что Русским инокам, жившим в разных обителях св. горы, дарован был какой-либо незначительный монастырь... дарован именно вследствии просьб и ходатайств наших Великих Князей, начиная со св. Владимира...» (Описание Афонских Монастырей, Санкт-Петербург, 1859, стр. 138).

Воздвижение русских монастырей на св. горе Афон продолжается. Часто исторические события вносят свои изменения в первооснованные обители, влияя на их облик, построение и расположение. Время, исчисляемое столетиями и десятками столетий, сроднило Poccию и Афон, благодаря заступничеству и покровительству Пресвятой Владычицы.

1645 г. – время царствования Алексея Михайловича (2-ой царь из Дома Романовых).

В нашей истории – это был особый период становления Православной России. Это время особого религиозного подъема, оказавшего значительное влияние на развитие Православия в России. События самой жизни обнаруживают высшее усмотрение и милость Божию в духовном развитии Российского государства. Именно в эти годы, невидимо для человеческого ока, душа российского народа подготовлялась к встрече ей предначертанной по самому Промыслу Господа и Самой Владычицы Богородицы.

«Вся сущи в вышних, но и в нижних не отступая, благоизволила ecи, Богомати, якоже древле Антонию даравася благословение Горы Афонския... даровати и новой обители в стране Российстей Свою благодать еюже благословила ecи Афон в подобие честнаго образа Твоего...» (Акафист Пресвятой Богородице Иверской, икос 8).

Патриарх Никон, еще будучи митрополитом Новгородским, проникся мыслью о созидании Иверской обители на величественном озер Валдай. Красота озера и его островов сильно поразили митрополита Никона, вызывая в памяти его св. гору Афон и образ Чудотворной иконы Иверской Божией Матери.

«Странно покрываемую от иконы Богоматери обитель Иверскую слышав патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие: сего ради создав обитель в честь славнаго образа..., да покровом Ея защищаеми вопиют Богу: Аллилуия!» (Акафист Пресвятой Богородице Иверской, кондак 8-й).

Получив как бы незримое водительство и благословение Божией Матери, митрополит Никон, с царского согласия, вдохновился устроить на одном из островов озера Валдай новую Иверскую обитель по точному образцу и плану монастыря Иверского на св. горе Афон. На Афон отсылаются лучппе иконописцы, чтобы списать образ Пресвятой Богородицы с Чудотворной иконы «Портаитиссы» Иверской и доставить в Москву точные планы самого Иверского монастыря.

Существуют и другие сведения о началах этого события: в 1647 году прибыл для сборов в пользу Афонских обителей, архимандрит Иверского Афонского монастыря Пахомий. Игумен Новоспасского монастыря Никон, с дозволения царского, просил Пахомия снять и доставить в Москву самый верный список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Возвратясь на Афон, Пахомий поспешил исполнить его желание и в следующем 1648 г. прислал в Москву новописанную икону при письме своем от 15-го июня к Царю Алексею Михайловичу. Начертание этой иконы благочестивые старцы св. горы сопровождали молитвословием, всенощными бдениями и разными богослужебными обрядами. (Описание Афонских монастырей, стр. 48). Новый список образа Пресвятой Владычицы Иверской был исполнен по древним традициям иконописания.

«Всяко тщание имущи о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы сонм постников Иверских, молебныя пения совершает, водою от чудныя иконы омывает доску, на ней же имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы святою водою и мощами, освященными честное изображение Богоматере...» (Акафист, кондак 9).

И вот наступил 1648 год. Первый список с иконы был привезен в град Москву.

13-го Октября 1648 г., у Воскресенских ворот Китай- города, Царь со всем своим семейством, Патриарх Иосиф, Духовенство, Бояре и несчетное множество народа всякого звания и возраста с особенным благоговением встретили священное изображение Богоматери, принесенное из столь отдаленной страны. Святая икона была поставлена в монастыре, называвшемся тогда Никола Большая глава и отданном Царем Алексеем Михайловичем Афонским инокам Иверского монастыря: монастырь с тех пор стал называться Никольским-Греческим. (Описание Афонских монастырей, стр. 49).

В 1656 году был окончательно устроен новый Иверский монастырь на Валдайском озере. Первый список иконы Иверской Божией Матери был торжественно перенесен из града Москвы в Соборный храм обители:

«...в 1656 году, новописанная икона перенесена была в Святоозерский монастырь. Патриарх прибыл в это время в новоустроенную обитель с митрополитами: Новгородским Макарием, Крутицким Питиримом и Лаврентием, apxиепиcкопом Тверским, для освящения соборнаго Успенскаго храма, Освящение последовало 15 августа, и св. икона была поставлена в приуготовленном месте» (Слава Богоматери, стр. 328).

Первый список иконы Божией Матери Иверской уже в пути со св. горы Афон в Poccию проявит чудодейственную силу. Патриарх Никон в своей книге «Мысленный Рай» рассказывает, что, когда икона еще находилась на пути в Poccию, иноки Корнилий и Никифор, не имея чем заплатить за переправу через Дунай мусульманским перевозчикам и лишившись надежды достигнуть предназначенного места, решили, было, возвратиться на Афон. Но Пресвятая Богородица, явившись им в сонном видении, уверила их, что они благополучно совершат путь свой. В ту же ночь Она явилась одному богатому греку Мануилу Константиеву и повелела ему помочь инокам переправиться через Дунай. Мануил заплатил за них требуемую пошлину и после даже отказался от дара, посланного ему патриapхом, за что Пресвятая Богородица впоследствии наградила его большими выгодами по торговле. (Слава Богоматери, стр. 328).

Патриарх Никон особо благоговел перед Новым образом, уже чудодейственно себя проявившим.

По вере и усердию своему патриарх Никон богато украсил cию икону. Риза на ней – из чистого чеканного золота и украшена она алмазами, яхонтами и жемчугом...

На затворах ризы вырезана следующая надпись: «Лета 7164 (1656) марта в 1-й день, при державе благовернаго и христолюбиваго великаго государя и великаго князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя Poccии Самодержца и присной его государыни и великом князе Алексие Алексиевиче... сей образ Чудотворной Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Mapии Иверския принесен из Афонских гор и обложен бысть честным и многоценным каменем и жемчугом, украшен верою, вниманием и повелением Святейшаго Никона, apxиепископа царствующаго града Москвы и всея великия и малыя и белыя Poccии...».

Размеры сия икона имеет в вышину 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 15 вершков. На ней на полях изображены 12 апостолов; вверху – 2 ангела и надпись на греческом языке, означающая: «вратохранительница Иверская Милостивая». Празднование ей бывает, как и в самом Афонском Иверском монастыре, во вторник Светлой недели; в сей день бывает вокруг монастыря с иконой крестный ход (Слава Богоматери, стр. 328–329).

Первый образ Иверской Божией Матери, списанный в 1648 году с Чудотворной Святыни Иверского монастыря, был ублажен и верою, и молитвою, и благоговейно устроен в Иверском Святоозерском монастыре. Это благодатной силой отозвалось в сердцах русского народа и его духовных и царственных водителей. «Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя, Богородице, яко неисчерпаемый источник милости, но припадая к Тебе пред Чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение...» (Акафист Пресвятей Богородице Иверской, икос 12).

История второго списка с образа Чудотворной Иверской «Вратарницы» относится к 1651 году.

В 1651 году архимандрит Пахомий привез из Иверского Афонского монастыря другой список чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Этот список также поставлен был сначала в Никольском монастыре, после того как первый список перенесен был в Иверскую обитель на Валдайском озере. Потом, в 19-ый день мая 1669 года, другой список был перенесен в особую часовню, устроенную для новой иконы у Воскресенских ворот.

Благочестивый Государь, вспоминая, что в Афонской обители св. икона избрала себе место на вратах монастырских, хотел иметь себе небесную «Вратарницу» ограждением главных врат первопрестольного своего града, которые, кроме названия Воскресенских, назывались еще, по важности своей, Триумфальными. (Описание монастырей и скитов, стр. 50).

По Божией милости благодатными знамениями прославлена св. икона Божией Матери Иверской в Москве. Глубокое благодарение и почитание питала Русь к своей Святыне.

«...се бо и в царствующем граде Москве, благая Вратарница, являешися всем поклоняющымся Тебе, скорое вспоможение подавая, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши...» (Акафист Пресвятей Богородице Иверской, кондак 10).

Из поколения в поколение православный народ на Руси нес и передавал глубокое почитание и благоговение перед Чудотворными Святынями, которые были неотторжимы от сознания православного человека, ибо никакая – ни иноческая, ни церковная, ни жизнь в миpy не существовала без молитвы к «Вратарнице» Московской. И в мирное время, и особенно в лихолетия, «Вратарница» выполняла свою спасительную миссию.

Так, осенью 1653 года, посл объединения Малороссии и Великороссии, первый список с Чудотворной иконы впервые участвовал в сражениях с польскими войсками. По преданию, из похода Святыня возвратилась в палаты царицы Марии Ильиничны.

Бородинская битва. 1 сентября 1812 года, в 12 часов ночи, епископ Августин (Виноградский) получил от графа Растопчина сообщение, что французы идут на Москву. Главнокомандующий и его окружение чувствовали необходимость срочно взять Иверскую, Владимирскую и Смоленскую иконы и выехать с ними на Владимирскую дорогу. Епископ Августин немедленно послал за Иверской иконой о. Лаврентия, настоятеля Перервинского монастыря. Из воспоминания об этом о. Лаврентия: «Я приехал в часовню, хотя и в ночное время, однако же застал многих то выходящих, то входящих в часовню для поклонения чудотворной иконе, а горящие в лампадах свечи разливали яркий свет вдоль самой улицы...»

Икона Иверской Божией Матери была привезена о. Лаврентием в дом Преосвященного, как и икона Владимирская. Епископ Августин с двумя чудотворными иконами прибыл во Владимир 5 сентября, а 10 сентября он уже был в Муроме. Иверскую и Владимирскую иконы поместили в Благовещенском монастыре. Все моления были обращены к Святыням. И вот пришло извещение об освобождении Москвы от врагов. 20 октября Муромцы провожали епископа Августина при звоне с крестным ходом: иконы Богоматери, Владимирская и Иверская, освящали крестный ход. (Святыя иконы Poccии, стр. 59).

1 декабря две чудотворные иконы – Владимирская и Иверская – участвовали в крестном ходе у Китай-города. В это время Наполеон уже был в Париже, а его страждущая армия через снега Poccии спешила к Неману-реке. Владимирская икона вернулась в Успенский собор, а Иверская – в часовню у Воскресенских ворот (Святыя иконы Poccии, стр. 60).

Образ Чудотворной иконы Бoжиeй Матери Московской «Вратарницы» появился и находился в России при усердном молении и почитании Царя Алексея Михайловича. И в последующие времена царствующий дом Романовых хранил традиции глубокого почитания чудотворного образа. При въезде в Кремль царь Николай II чувствовал необходимость приложиться к Иверской иконе. Перед коронацией, ночью, Иверскую часовню посетила Царица Александра Феодоровна. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна предавалась сердечным молитвам перед образом Божей Матери «Вратарницы», особенно в скорбное время, после трагической гибели (убиения) ее супруга, великого князя Сергея Александровича.

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычица, Ты нам помоги: на Тебе надеемся и Тобою хвалимся».

Этим молитвенным пением обычно встречали и провожали чудотворный образ «Вратарницы» Московской. Воспоминания и свидетельства о пути и жизни Чудотворного образа «Вратарницы» Московской раскрывают обширность и глубину всеобщего почитания Святыни народом и его духовными и царственными водителями.

«В ночь на третий день Пасхи к нам всегда привозили Чудотворную икону Иверской Божьей Матери. Всегда ночью, потому что икону эту вывозили из часовни, где она стояла весь день до часу ночи, и возили по домам, в которые ее приглашали, записавшись заранее... Икона, должно быть, страшно тяжелая. Она вся сплошь покрыта золотою ризою, усыпана алмазами и жемчугом, и вставлена она в массивный дубовый ящик –раму в медной оправе...

...Под золотой ризой видны только живописный лик склоненной головы Богоматери и рука Ея, поддерживающая Младенца Христа. К этой руке и прикладываются. Поэтому верно, она такая светлая по сравнению с ликом.... После молебна мы подходим к иконе и, кланяясь в землю, на коленях прикладываемся к тонкой руке Богоматери. Мать прижимается всем лицом к Этой Руке и долго, не отрываясь, целует Ее» (Из книги Воспоминаний Екатерины Алексеевны Бальмонт, отрывок редакции ЭС предоставил внук).

Чудодейственность «Вратарницы» оказывала милость не только православным: часовня хранила книгу, в которой старались записать все чудесные исцеления.

В ночь на 28 июля года 1929 года часовня претерпела открытые нападения антихристианской силы. Темная власть обнаружила свое смертоносное жало. Часовня ночью была «срыта», а икона «спрятана». Однако это не сломило руссий народ в его жажде жить ради Господа.

Чудесный образ Вратарницы Московской «Иверской» пребывает в церкви Воскресения что в Сокольниках. В ноябре 1994 года, в Москве, Патриарх Алексей II освятил кладку Иверской часовни у Воскресенских ворот на месте бывшей разрушенной часовни. 25 октября 1995 г. с Афона прибыл новый, четвертый, список иконы Иверской Божией Матери с Чудотворного образа Афонского и торжественно внесен во вновь отстроенную часовню.

______________________

«Куда ни посмотрю сердечными очами внутрь или вне

себя, везде вижу сильный повод к благодарению

и славословию Господа»

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)

Джорданвилль, Свято-Троицкий монастырь, 12 ноября 1997 г.

Мы все стоим на отпевании нашего брата Иосифа, Хранителя Монреальской Чудотворной Иверской Мироточивой иконы Божией Матери.

Эта Икона является списком с древнего образа Афонской Иверской Божией Матери – «Портаитиссы».

Цветы, многочисленные фотоиконочки Божией Матери Иверской окружают брата Иосифа. Храм переполнен, помимо скорби, наши сердца чувствуют тихое торжество веры, радость единения и теплоту сострадания.

Один молодой человек, недавно прихавший из России, сказал удивительно верно: «знаете, у меня было такое чувство, что я присутствовал не на отпевании и на погребении, а на торжестве Православия...»

Порой в нашей жизни происходят события, которые вдруг преображают привычную житейскую повседневность. И, нам, православным врующим, тогда открывается, что Господь помогает, наконец, приподняться над нашим бренным житием, дает нам еще и еще возможность осознать милость Господню и Его Великие Дарования, с помощью которых освящается наша немощь.

Тогда-то и приходит к нам глубокое чувство сокрушения сердца и покаяние.

Прощание с братом Иосифом ставит перед нами вопросы жива ли действительно наша вера, и согласуем ли мы с ней исполнение заповедей Господних – милости к ближним?

Господь ниспосылает нам Дар Благодатный и Спасительный в Чудесном явленни иконы Иверской Мироточивой Божией Матери.

Господь лишает нас этого Великого Чуда...

В своей проповеди владыка Лавр сказал: «Господь взял от нас Иверскую Мироточивую икону по грехам нашим...» С этим невозможно не согласиться. Но во всех этих событиях есть Промысел Божий. Как пишет апостол Павел в посланиях:

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили по обычаю мира сего, по воле князя господствующего в воздухе духа, действующего ныне в сынах противления...» (Еф.2:1–2).

«Благодаря Бога и Отца призвавшего нас к участию в наследии святых во свете избавившего нас от власти тьмы, и введшего в царство возлюбленного Сына своего» (Кол.1:12–13).

По истечении двадцати лет с момента явления Чудотворного Образа Иверской Божией Матери Мироточивой и Его ухода от нас мы стараемся, в меру наших возможностей, постичь в этом промысел Божий.

Образ Чудотворной иконы Иверской Мироточивой Божией Матери свыше явлен и доверен Хосе Муньосу, испанцу по происхождению, принявшему в отрочестве Православие.

Чили, Сантьяго. Детские годы, юность и возмужание – все эти периоды уже как бы приуготовляли Хосе МуньосаМонреальский списокКортеса к будущему подвигу – служению Святыне.

Еще мальчику, Хосе открывается необходимость молитвы. Боголюбивая мама, католического исповедания, часто отсылала маленького Хосе в Кармелитский монастырь, считая это душеполезным. Хосе любил с детства монастырскую жизнь, находя в ней особенную красоту. Как-то ему, еще совсем ребенку, было поручено нести крест перед Святыми Дарами к умирающей монахине. Неожиданно для всех отрок опускается на колени и просит монахиню помолиться о нем в Царствии Небесном. Монахиня благословила его, обещая исполнить просьбу. Близость Пресвятой Богородицы и ее покровительство он чувствовал с ранних лет. Брат Иосиф вспоминает: «Я верю в Божию Матерь, т. к. был приучен в детстве к особенному Ее почитанию».

1962 год – время, когда Господь и Его Пресвятая Матерь приводят Хосе к Православию. Это важное событие произошло для него «случайно»: заблудившись в улочках Сантьяго и стараясь догнать своих родных, Хосе оказался вдруг в церкви Пресвятой Троицы Кафедрального Собора Русского Зарубежья. В этот день, 14/27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня, Хосе был глубоко потрясен красотой церкви, Ее песнопением, иконами и самим чином поклонения Кресту. Юноше промыслительно была приоткрыта красота Православия, породившая впоследствии в нем любовь к России.

Это приуготовляет Иосифа к таинственному пути служения Чуду.

Итак, в 1964 г. Хосе принимает Православие, находясь под духовным водительством Владыки Леонтия, Архиепископа Сантьягского и Чилийско-Перуанского Русской Православной Церкви Заграницей.

Mир заботливого, требовательного и отеческого внимания и любви, окружал отроческую душу Хосе. Можно понять, как глубоко проникся он духом истинного православного подвига, совершаемого владыкой ежечасно в своем крестном пути – и на своей Родине, в России, и в Русском Зарубежье. Исполнение заповедей Христовых в духе нелицеприятия помогало ему хранить чистоту сердца перед Богом и людьми. Это то явление духовной красоты, которое преображает, с помощью Божией, отношения между людьми в нашем суетном миpe. Вот почему был так любим Владыка и своей паствой, и своими духовными сподвижниками, и всеми, кто узнавал его или о нем. Пути Господни неисповедимо приводят юную душу на духовное и отеческое воспитание именно к Владыке Леонтию. Таким образом Господь ведет юношу Хосе к возмужанию. В 1969 году Хосе прощается с владыкой Леонтием, который отбывает в Аргентину. В 1971 году владыка Леонтий уходить в мир иной.

Хосе осиротел, Его посещает желание удалиться от миpa. Он пишет об этом архиепископу Монреальскому и Канадскому Виталию, под водительством которого находится Преображенский мужской скит в Мансонвилле и иноческое братство на Архиерейском подворье. Иосиф просит у Владыки благословение вступить в братство и обучаться иконописанию...

Жизнь на подворье в Монреале сложилась неожиданно для Хосе. Незнание языков препятствовало общению и обяснению, но все же Хосе удается приобрести опыт в иконографии и встать на трудный и тернистый путь иконописца, жаждущого постичь все достоинства традиционного иконописания. Впоследствии ему удалось организовать у себя иконописную мастерскую. Имея призвание и дар к искусству, он оканчивает художественную академии в Сантьяго. Здесь же, в Канаде, к 1980 г. Хосе сочетает стремление к духовному усовершенствованию с горячим желанием изучения иконописи. Все мысли и деятельность его были направлены к постижению и усвоению традиций иконописного дела.

В 1982 году, готовясь к путешествию на св. гору Афон в поисках встреч с истинными истоками древних традиций иконописи, Хосе приближается Промыслом свыше, пока еще неведомо для себя, к главному назначению жизни – «служителя и хранителя» Святыни, а все мы, православные Русской Церкви Заграницей – к явлению III-го списка образа Иверской Божией Матери Мироточивой.

Как произошло явление иконы Божией Матери Иверской с Афона и как этот Святой образ чудесно стал изливать Целительное и Благоухающее Mиpo, рассказал брат Иосиф, когда впервые Мироточивая Икона Вратарницы прибыла в Свято-Троицюй монастырь Русской Православной Церкви Зарубежья в Джорданвилле ранней осенью 1983 года («Православная Русь», 1983, №17,18,20).

В 1982 году брат Иосиф вмсте с друзьями отправляется на Святую Гору Афон. На Афоне бр. Иосиф с товарищем, хорошо знающим греческий язык, посещает знаменитые монастыри. Главная цель пребывания бр. Иосифа на св. горе Афон прикоснуться к этой земле, к ее древним Святыням, вдохнуть дух древних традиций иконописания. Он очень хотел побывать в келлии Данилеев с ее школой традиционного иконописания.

После длинного и утомительного восхождения на гору брат Иосиф со своим спутником оказываются у скита Рождества Христова, где их радушно принял настоятель. В иконописной мастерской скита бр. Иосиф увидел образ Пресвятой Богородицы – список с Чудотворной иконы Иверской Божией Матери.

Брат Иосиф вспоминал: «Я никогда не смогу обяснить то, что я почувствовал, увидев эту икону, сердце перевернулось в моей груди».

Брата Иосифа охватило особое чувство, которого он ранее никогда не испытывал. Он «крепко привязался к этому образу». Брат Иосиф жаждал обрести икону, но она, как обяснил настоятель, не подлежала продаже. Ночью, во время литургии, когда пели «Достойно есть», брат Иосиф пал ниц и усердно молился Пресвятой Деве. После молитвы он почувствовал душевное успокоение и как бы уверенность в том, что Пресвятая Дева пойдет с ними. И вот в последния минуты перед отплытием настоятель скита, которого искали, чтобы проститься, и не могли найти, спускается к ним с иконой и говорит: «Пресвятая Дева хочет ехать с Вами».

Это поразительное событие глубоко впечатлило брата Иосифа и его спутников. Когда они находились в пути и плыли по направлению к Дафне, властный внутренний голос настойчиво говорил брату Иосифу: «Иди в Иверский монастырь и приложи твой образ к знаменитой чудотворной иконе Иверской, находящейся в этом монастыре».

Брат Иосиф исполнил это внутреннее повеление, и, прибыв в Иверский монастырь, приложил икону к первообразу. Так список с иконы Иверской Божией Матери, освятившись самим Афонским Чудотворным образом Портаитиссы, отправился в свое далекое путешествие в Канаду.

Возвратясь домой в Монреаль, брат Иосиф затеплил лампаду и поместил Святой образ Богородицы между мощами некоторых святых Киево-Печерской Лавры, переданных ему владыкой Леонтием, и рядом с иконой-фотографией святой преподобномученицы княгини Елизаветы. Брат Иосиф много молился Пресвятой Богородице и в течение трех недель каждую ночь читал Ей Акафист.

И вот после трех недель пребывания святого образа в скромном жилище брата Иосифа вдруг происходит явление великой силы Божией – Святой образ стал изливать чудесное целительное и благодатное миpo. С этого момента икона никогда не переставала источать миpo, кроме нескольких дней Страстной Седмицы.

Явленное чудо Иверской Мироточивой Божией Матери иконы с Афона совершило потрясение среди православных верующих Зарубежья и, конечно, в России, а также среди неправославных; многих чудо приводило к вере. Уже в первое время фотоиконочки с Мироточивой Монреальской были переданы в Poccию. Православные верующие с новым духом, верою, упованием и с великой молитвой потянулись к Пресвятому Образу Владычицы.

С 1983 г. образ Пресвятой Владычицы Иверской Божией Матери начал свое странствование, которое продолжалось до 1997 года. Икона посетила православных во всех епархиях Русской Зарубежной Церкви. Слава об Иверской Мироточивой Монреальской иконе распространялась неимоверно быстро и повсюду. Ее везде ждали, и она спешила, спешила и спешила, особенно на помощь страждущим, больным, умирающим. Как открыты были сердца молитве при встрече этого «идущего» к нам Чуда! Пение, слезы, а там вдалеке, в обычной темной своей одежде, тихий и кроткий облик всегдашнего странника – брата Иосифа.

Да, икона Иверской Божией Матери Мироточивой – явление Чудесное. Это, как сказал один верующий ученый, «самое большое чудо XX века».

Когда в далеком X веке Чудотворный образ Иверской Божией Матери явился по волнам моря в огненном столпе к берегам св. горы Афон, иноки Иверского монастыря, остолбеневшие и безмолвные, смогли произнести одно из самых сильнейших молитвословий: «Господи, помилуй».

Потрясенные чудом, они принимали его как знамение Господа. По их вере и их молитве Господь смилостивился, даруя им святой чудотворный образ Божией Матери «Портаитиссы». Также и бр. Иосиф вымаливал не один раз чудо явления и мироточения хранимой им иконы.

На протяжении долгого времени, вот уже 1000 лет, образ древней Портаитиссы хранит Иверскую обитель и гору Афон. О явлении чуда Господь свидетельствует: «Когда не верите мне, то верьте моим делам» (Ин.10:38). Явление Чуда Мироточивой Монреальской Иверской иконы Божией Матери является знамением, которое, Божественною силою, позволяет верующим осознать великое духовное лихолетие настоящих и грядущих времен. Запад и восток, юг и север – все страны и народы страждут. Люди теряют свой естественный облик, свою личность, как это предсказал еще в XVI веке преподобный Нил Мироточивый: «к середине XX столетия народ того времени начнет становиться неузнаваемым. Когда время будет приближаться к пришествию Антихриста, разум людей помрачится от плотских страстей, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваем, изменятся облики людей, и нельзя будет ясно отличать мужчин от женщин. Эти люди будут жестоки и будут подобны зверям из-за соблазна Антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет, и пастыри xpистианские, епископы и священники, станут тщеславными мужами... Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе накопляющим сокровища... Тогда Всеблагий Господь, видя гибель человеческого рода, сократит дни, ради тех не многих спасающихся» (Нил Мироточивый, Кипрский монастырь, XVI век).

Чудотворный образ Иверской Божией Матери явил множество чудес, вызывая почитание и великую любовь верующих и за рубежом, и в России. Особенность попечительства милости Божией в том, что Чудотворный образ был вечно странствующим. Божия Матерь как бы нашла возможным выйти из всех пределов и стать странницей в утешение всем страждущим. Все это – и великая помощь, и великие знамения, которые еще предстоит нам осознать, чтоб «не до конца погибнуть».

США, 2002 г.


Источник: «Дом Иконы» «Паломник». Монреаль Москва. 2003

Комментарии для сайта Cackle