С.И. Остроумов

Источник

Вторая заповедь Синайского закона

«Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужити им». (Исх. 20:4–5).

Тексты

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им». (Втор. 14:15–19).

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». (Пс. 61:11).

«Все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил». (Пс. 95:5–8).

«Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них». (Пс. 134:15–18).

«Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему». (Еккл. 5:9 и Еккл. 5:12).

«Золото многих погубило и склоняло сердца царей. Здоровье и благосостояние тела лучше вся-кого золота и крепкое тело лучше несметного богатства. Многие ради золота подверглись паде-нию». (Сир. 8:32, Сир. 8:30, Сир. 8:15; Сир.31:6).

«Осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их и пророки их, – говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: встань и спаси нас. Где же боги твои, которых ты сделал себе? – пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего» (Иер. 2:26–28).

«Разве неть Господа в Сионе? Разве нет Царя его в нем? Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными?» (Иер. 8:19).

«О, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя! Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя, и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям». (Иез. 22:3–4).

«Не собирайте себе сокровищ на земли, где моль и ржа истребляют, и где воры подкопывают и крадут». (Мф. 6:19).

«Никто не можете служить двум господам. Не можете служить Богу и маммоне». (Мф. 6:24).

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).

«Безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». (Лк. 12:21).

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». (1Ин. 2:15–16).

«Они (язычники) заменили истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25).

«Все мне позволительно, но ничто не дол-

жно обладать мною». (1Кор. 6:12).

«Идол в мире – ничто». (1Кор. 8:4). «Какое согласие между Христом и Велиаром? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога живаго».(2Кор. 6:15–16).

«Сам Сатана принимает вид ангела света. И служители его принимают вид служителей правды». (2Кор. 11:14–15).

«Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям». (2Тим. 6:10). ;

Изречения

«Люди дорого ценят позолоченную пыль и дешево запыленное золото». (Шекспир).

«Я люблю бедность, потому что Иисус ее любил. Я люблю богатство, потому что оно родит возможность помогать бедным». (Паскаль).

«Что свыше потребности, то безполезно и излишне. Сапоги, слишком просторные, будут мешать тебе в ходьбе. Дом, слишком просторный, помешает тебе идти к небу. Если ты уж непременно хочешь строить роскошные дома, я не препятствую; но только не на земле, а на небе строй вечные и негибнущие жилища, в которые ты мог бы принимать и других». (Златоуст).

Богатство, что соленая вода: чем больше ее пить, тем сильнее жажда.

«Ества сладенька, да ложка маленька». (Пословица 18-го в.).

«.Большая сыть брюхо портит». (Пословица 18-го в.).

«Если замечаешь, что становишься алчным к приобретению, жадным, скупым, охотно сохраняешь все для себя, то начни все раздавать! Скажи скупости, что настал для нее час смерти и вырви из себя эту греховную наклонность». (Мооди).

«На саване нет карманов». (Пословица).

«Бывали скупы великие люди, но никогда – великие души».

«Скупой с потом и лишением собирает, со скорбию оставляет».

«Все двери растворяются пред золотом, но не дверь рая».

«На земле весь род людской чтит один кумир священный, тот кумир – телец златой». (Мефистофель в «Фаусте»).

«С нужды умнеют, а от богатства дуреют. С жиру и собака бесится». (Пословица).

«Богатство пред Богом – велик грех, а бедность – пред людьми». (Пословица).

«Бедному – горе, а богатому – вдвое. Богатство – с золотом, бедность – с весельем». (Пословицы).

«Нечувствителен и равнодушен к чужому горю бывает человек богатый». (Талмуд).

«Жалостливлий не бывает богат. Богатый, наверно, не жалостлив». (Манчжурская пословица).

«Христианство жалеет богатых, социализм им завидует. Социализм и капитализм сходятся в том, что оба считают материальный достаток истинным благом». (П. С. О – в).

«Из всех препятствий к получению спасения и вечного блаженства богат-ство–почти первое», (Прот. И. Полисадов).

«Сребролюбие – неверие Богу в том, что Он печется о тебе, ненадеяние на обетования Божии и любовь к гибельным удовольствиям». (Авва Исаия).

«Для язычников богатство – добро и слава, для истинных христиан – зло и срам. Сказать «богатый христианин» – то же, что сказать: «жидкий лед».

«Отчего человеку хочется быть богатым? Отчего ему нужны дорогия лошади, хорошие одежды, прекрасные комнаты, общественные увеселения? Только от недостатка духовной жизни. Дайте этому человеку внутреннюю духовную жизнь, и ему ничего этого не будет нужно». (Эмерсон).

Духовное и телесное – как два конца коромысла весов: чем тяжелее телесное, тем выше поднимается конец духовный, и наоборот.

«Как тяжелая одежда мешает движениям тела, так и богатство мешает движению души». (Демофил).

«Бедным лучше быть, чем богатым, потому что богатые больше завязают в грехах, чем бедные, да и грехи богатых мудренее и запутаннее, и трудно разобраться в них». (Л. Т.).

«Богатые люди так привыкли греху служения телу, что не видят его и, полагая, что делают то, что должно для блага людей, с первых лет приучают их к объядению, роскоши, праздности, то-есть, развращая их, готовят для них тяжелые страдания». (Л. Т.).

Источник страстей – самолюбие. Из него истекают три страсти: сластолюбие, подразделяемое на чревоугодие и блуд, славолюбие, подразделя-емое на гордость и тщеславие, и сребролюбие. Эти страсти обольщают человека, маня призраком счастия. Но последствием их часто бывают: гнев, печаль и уныние. «Веселие мира гнуснее его гнева» (Сперджон).

Союзница страстей – привычка.

«Угашай искру, пока в пламень не возросла, и убивай врага, пока он мал. Аще бо искру не угасиши, то великий огнь будет, и аще врага не убиеши, пока мал есть, то, возросши, укрепится, одолеет и низложит тя». (Св. Тихон Задонский).

«Привычки подобны снежинкам. Медленно падают, но образуют заносы».

«Порабощенный тщеславию – по необходимости идолослужитель: считая себя служителем Бога, он стремится угождать не Богу, а человекам». (Преп. Иоанн Лествичник).

«Бархат и шелк угашают огонь на очаге».

«Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум». (Св. Григорий Богослов).

«Простор сердца – надежда на Бога; теснота его – попечение о теле».

Однажды Магомет спал на циновке и встал очень загрязненный ею. Некто сказал ему: «о, посланник Божий! ведь, если бы ты пожелал, я постлал бы тебе мягкую постель». Магомет ответил: «что мне до этого мира? Ведь, я здесь, как путешественник, который вошел в тень дерева и сейчас выйдет из нея».

«Если человек положил свою жизнь в телесных удовольствиях и не может получить всего того, что он желает, то он старается обмануть самого себя: поставить себя в такое положение, в котором ему казалось бы, что он имеет желаемое: он одуряет себя табаком, вином, опиумом, морфием». (Л. Т.).

«Если бы люди ели только тогда, когда голодны, и питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы бороться со страстями». (Л. Т.).

«Потакать телу, давать ему лишнее сверх того, что ему нужно, – большая ошибка уже потому, что от роскошной жизни не прибавляется, а убавляется удовольствие от еды, от отдыха, от сна, от одежды, от помещения. Стал есть лишнее, сладкое, не проголодавшись, – расстраивается желудок, и жизнь – не мила. Стал ездить там, где мог пешком пройти, привык к мягкой постели, к нежной, сладкой пище, к роскошному убранству в доме, привык заставлять других делать, что сам мог бы сделать, – и нет радости отдыха после труда, тепла после холода, нет крепкого сна, и все больше ослабляешь себя и не прибавляешь, а убавляешь радости и спокойствия и свободы ». (Л. Т.)

«Казалось бы, ученым, богатым людям, тем, кто называет себя просвещен-ными, надо бы понимать, что в обжорстве, в пьянстве, в нарядах нет ничего хорошего; а именно эти-то люди и придумывают сладкие кушания, пьяные напитки и всякие наряды и, кроме того, что этим сами себя портят, развращают своим примером и рабочих людей. «Если ученые люди находят радость в роскошной жизни, то значит, что так и надо», говорят рабочие люди, и портят свою жизнь, подражая богатым». (Л. Т.).

«В числе условий, предрасполагающих к развитию страстей, большое значение имеет общественное положение человека, его материальное обезпечение и вообще среда. Богатство и высокое общественное положение сравнительно опаснее в смысле развития страстей, нежели бедность, соединенная с постоянным трудом и скромным положением. Богатство изнеживает душу и предоставляет средства к удовлетворению чувственных влечений. С богатством связаны тщеславие и превозношение, потому что роскошь, блеск и золото не составляют предмета природных потребностей, но нужны для внешности, для хвальбы. Богатство отвлекает мысли человека от неба и приковывает их к земле. Высокое положение в свете, власть и свобода действий ведут к преувеличенному мнению о собственном значении». (М. Васильев).

Что сказано выше о бедности не применимо к нищете: нищета прямо бросает людей в объятия пороков.

«В ряду добродетелей я ставлю на первом месте воздержание, так как оно сохраняет свежую голову и здравые мысли». (Франклин).

«Когда мы принимаем пищу без голода и пьем без жажды, то кушанья и напитки, пагубно действуют на нашу душу и тело. Разумела это Цирцея, превратившая спутников Улисса в свиней».1 (Сократ).

«Если ты хочешь господствовать над собой, то начинай с желудка, потому что этот тиран окутывает тебя чарами похотливости». (Пифагор, мудрец, не употреблявший мяса).

«Довольство и умеренность укрепляют силу воли, а эта устанавливает путь к небесам». (Сенека).

«Суеверен тот, кто возлагает свою надежду на обрядности, и горд, надменен– нежелающий их принимать». (Паскаль).

«Знаю, что все – суета, кроме Бога». (Поэт Лебид).

«Блажен, кто разумеет, что есть любить Иисуса и себя самого презирать ради Иисуса. Надобно оставить возлюбленное для Возлюбленного, ибо хочет Иисус, чтобы Его одного, паче всего любили. Любовь к творению обманчива и непостоянна; любовь к Иисусу блаженна и не колеблется. Кто привлекается к твари, падет вместе с нею, как она падает; кто обемлет Иисуса, тот утвердился во веки. Его люби, Его соблюди себе другом: когда все отступят, Он не покинет тебя и не даст тебе в конец погибнуть. Хочешь или не хочешь, надобно будет тебе когда-нибудь со всеми разлучиться». (Фома Кемпийский).

«Чудотворные иконы не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них или в присутствии их для возбуждения веры или в силу веры, кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Почему Господу угодно бывает так делать, – Его святая воля. Слепорожденного не мог разве Он исцелить словом? Но творит брение, помазывает очи и посылает к Силоамскому источнику. Так и тут». (Епископ Феофан Говоров).

«Чем выше человек, тем более он подвержен влиянию демонов, и много ему нужно усилий воли, чтобы не уклониться в сторону от правого пути». (Гете).

«Святость есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимуществен-но она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий» (Феофан еп.).

(На Евр. 2:15) «Тысячи около нас живут в постоянном порабощении страху. Их дух, которому надлежало бы быть сильным и свободным, слаб и связан. Страшится он черного дня, страшится пересудов, страшится убытков и более всего страшится смерти. Как нужна нам вера в обыденной жизни, вера в силу добра и правды, вера в безпредельного Бога, обитающего и в нас, Ему подобных!» (Крине).

«Богатство всегда представляет чрезвычайную опасность для истинной духовной жизни и закрывает обогащенному дверь к высшим радостям жизни и общение с лучшими людьми. Я не примечал в течение своей жизни, чтобы богатство содействовало кому-либо в духовном росте, но часто наблюдал дурное действие обогащения на характер даже добрых людей. Что-то богоборное тяготеет над богатством, как проклятие. Следует даже по возможности уклоняться от обращения с богачами, дабы не остыть к своим высшим задачам. Говоря по-человечески, богатые всего менее способны внести в жизнь помощь и утешение». (Гильти).

«Жалкое утешение доставляет богатство, когда душа полна скорбью». (Ибсен).

«Жизнь – вот богатство. Жизнь с ее силами любви, радости и удивления. Это – богатейшее поместье, которое питает множество благородных и счастливых людей. Тот истинно богат, кто, исполняя все до мельчайшей обязанности своей жизни, своею личностию и своим духовным капиталом оказывает благотворное влияние на жизнь многих». (Рескин).

«Невоздержание в пище и питье – самый обыкновенный порок. Мы мало замечаем его только потому, что почти все ему подвержены. Брюхо – это цепь на руки и кандалы на ноги. Раб брюха редко чтит Бога». (Сади).

«Возросшие в гористой местности чувствуют томительное уныние, живя на низине. Наша родина возвышенная, а потому мы чувствуем неутолимую тоску в течение земной жизни, и всякая музыка есть вспоминание о небе». (Жан Поль).

«Ничто земное не может наполнить твой дух, потому что он может быть наполнен только безконечным. Ни одно временное благо не может утолить желание, потому что ты рожден для вечности». (Прем. 2:23) (Арндт).

«Кто пренебрегает великим значением религии, тот, не смотря на свою ученость, работает на руку суеверию». (Лейбниц).

«Люди, не имеющие действительных забот, тешат себя воображаемыми». (Кингслей).

«Ныне сандалии, завтра сапоги». (Ефрем Сирин).

«Кто купил фарфоровую чашку, тот погиб». (Берне).

«Чем каждый является сам для себя, чем остается он в уединении, чего ему никто не может дать или от него отнять, – это для него существеннее всех его имений и мнений о нем других людей». (Шопенгауер).

«Божье-то крепко, а вражье-тο лепко». (Посл.).

«Куда сатана не может явиться лично, туда он посылает вино». (Евр. пословица).

«Грех становится обычаем, обычай привычкой, привычка природой, природа необходимостью». (Бернанд Клервосский).

«Как дым отгоняет пчел, так порок – ведение». (Св. Ефрем Сирин).

«О христианской церкви говорят, как об учреждении устаревшем, не соответствующем современному уровню образования. Что же заменит эту религию смирения, любви, оправдания?» (Фридр. фон-Штейн).

«Откуда у тебя, что имеешь теперь? Если скажешь, что это от случая, то ты безбожник, не признаешь Творца, не имеешь благодарности к Даровавшему. А если признаешь, что это от Бога, то скажи причину, ради которой получил ты? Ужели несправедлив Бог, неравно разделяющий нам потребное для жизни? Для чего ты богатеешь, а этот пребывает в бедности? Не для того ли, конечно, чтобы и ты получил свою награду за доброту и верное домостроительство, и он почтен был великими наградами за терпение? А ты, захватив все в ненасы-тимые недра любостяжательности, думаешь, что никого не обижаешь, лишая сего столь многих. Как же ты не любостяжателен, как же ты не хищник, когда обращаешь в собственность, что получил только в распоряжение?» (Св. Василий Великий).

«Мы, словесные твари, да не окажемся жестокосердее бессловесных. Ибо оне, как чем-то общим, пользуются тем, что естественным образом производит земля. Стада овец пасутся на одной и той же горе; множество коней на одной равнине находят себе корм, и какой ни возьми род животных, все дозволяют друг другу необходимое наслаждение потребным. А мы общее достояние прячем себе за пазуху и собственностию многих владеем одни». (Св. Василий Великий).

Примеры

Избиение идолов. Христианский мальчик, посещая мастерскую делателя идолов, повторял хозяину, что «существует только один

Бог, сотворивший небо и землю, дающий свет, тепло и дождь, спасающий и наказующий. А идолы – земля и камень; они не слышат и не видят и не могут делать ни плохого, ни хорошего». Язычник мало тревожился этими речами. Однажды в его отсутствие мальчик палкой перебил всех идолов в мастерской, кроме самого большого, которому и вложил в ладонь свою палку. Возвратившийся мастер при виде такого разрушения пришел в неописуемый гнев и закричал: «кто это сделал»? Мальчик отвечал: «поверишь ли ты, что твой большой идол перебил всех маленьких братцев?» «Нет! закричал язычник, не верю я этому; идол еще никогда не двигал рукой. Это ты сделал, негодный мальчишка, и за твое озорство я тебя убью этой палкой». Мальчик на это дружественно сказал: «если твой идол не силен сделать того, что сделал я моей слабой детской рукой, как же может он быть богом и творцом неба и земли?» Язычник присмирел, задумался, а потом добил последнего идола и в первый раз вознес молитву живому истинному Богу.

Убедительное доказательство. Миссионер Леопольд рассказывает в своих «воспоминаниях», что два брамина, ехавшие на лодке по Гангу, горячо укоряли своего бывшего единоверца Залима за обращение в христианство. Как сведующие в браминских науках, они уличали Залима в невежестве и называли делом безразсудным его переход в христианскую веру. Тогда Залим им ответил: «что касается моей неучености, то вы вполне правы. Но все таки я не безразсудно отступил от идолослужения. У меня в дому был великолепный идол, тонкой работы и дорого мне стоивший. Я в течение многих лет служил и поклонялся ему, но не получал от него никакого благословения. Предположите, что я сейчас в правую руку возьму идола и в левую собаченку и обоих брошу в Ганг, что из этого выйдет?» Брамины молчали, но другие спутники сказали: «понятное дело, каменный бог пойдет ко дну, а собака выплывет на берег». «Итак собака, добавил Залим, важнее бога. Этот не может сам себя спасти, а она может. Поэтому не требуйте от меня, учёные люди, чтобы я кланялся богу, который слабее собаки. Не буду я отселе почитать камень, но поклонюсь Тому, Кто сотворил камень. Поклонюсь Господу Иисусу, за меня распятому.

Деньги – кумир. О Джоне Джемсе Асторе, который считался богатейшим из английских миллиардеров, рассказывают, что он в предсмертный час попросил себе банковых билетов. Его доверенные, видя, что зрение их хозяина угасает, подали ему лист той бумаги, на которой печатаются процентные билеты. Умирающий ощупал пальцами поданный лист и, поняв, что его обманывают, разорвал бумагу и потребовал ценный билет. Ему подали облигации, он успокоился и с этой грамотой в руках испустил дух. Всю жизнь деньги были его богом. Как ему было не тяготеть к ним и в час смерти?

Стоимость перлов. Томимый зноем, жаждой и голодом араб шел по пустыне. Встретил он источник свежей воды и жадно припал к нему. Освеженный, бодро пошел далее, но голод сильно напоминал о пище. Вот на дороге лежит небольшая сумка. Бросается к ней истомленный путник, ощупывает... Зерна! Первый взгляд на блестящие крупинки подтверждает надежду. Но, убедившись, что это не зерно, а только камни высокой ценности – перлы, путник упал на горячий песок и горько заплакал.

Колчедан вместо золота. Несколько лет назад Истратенковы из Сибири привезли на руках, из Иркутска в Петербург, тачку с золотоносным песком. Они думали, что в их тачке целое богатство – «счастье».

И вот, каково было их огорчение, когда им сказали, что здесь, в их тачке, больше серного колчедана, чем золота. А золота столько, что не только везти в Петербург тачку, но и на месте-то пожалуй промывать ее было мало выгодно.

Сколько хлопот и какой результат...

А у нас? Разве не часто мы хлопочем, мучимся, мятемся из-за такого счастья, которому цена та-же, что серному колчедану?

Горе скупым. «Как бы я хотел с собою взять свои деньги», говорил умира-ющий старик. – Растопятся, ответил ему на это присутствующий здесь сосед.

Борьба со скупостью. Один богатый откупщик, очень самолюбивый человек, известный повсюду за скрягу, принял христианство. Вскоре после его обращения появляется на пороге его жилища бедняк и просит у него милостыни. У него сгорел дом, и нечего ему есть. Новообращенный хочет быть шедрым и дать ему ветчины. Он идет в коптильню, но искуситель шепчет ему на ухо: «Выбери самый маленький окорок».

Он борется сам в себе, взять ли самый маленький или один из больших. Искуситель шепчет ему: «Ну, дурак!» Но тот отталкивает его и говорит: «Если ты сейчас не замолчишь, то я отдам ему все окорока из моей коптильни».

Если ты поймаешь себя в скупости, то начни раздавать. Не переставай побеждать этим дух себялюбия и умерщвляй свою плоть, чего бы тебе это ни стоило.

Мистер Дюран рассказывал мне, что он выступил адвокатом в деле Гродреарса по поводу патентованного товара, и что ему обещана половина патента, если дело примет хороший оборот. И таким образом Дюран в один прекрасный день сделался богатым человеком. Он рассказывал мне, какого огромного труда ему стоило выдержать борьбу.

Весь вопрос был в том, он ли победит деньги, или деньги его, он ли сделается рабом их, или они станут его рабом. Наконец, он взял верх и деньги пожертвовал на постройку школы.

Все это радикальные хирургические средства. Увы! здесь помогает только хирургия. Смешно побеждать такого врага, как грех, гомеопатией.

Грустная смерть. Одного священника позвали к постели умирающего богача. Священник опустился на колени у постели больного и хотел, молясь за него, взять его руку. Но, к удивлению священника, больной не хотел протянуть ему руки. Когда больной умер и подняли одеяло, то в сжатой руке нашли ключ от ящика с деньгами. Сердце и рука до последнего вздоха принадлежали земле, а, между тем, бедный богач ничегоне мог взять с собою.

Из «Луча Духовного». Один ювелир, – плыл по морю. С ним были и его драгоценности.

И вот услышал он, что матросы решили бросить его в море, чтобы овладеть камнями.

Он призвал своих детей и сказал:

– Делайте все, что я прикажу вам.

Затем развернул полотно и приказал:

– Принесите ларцы.

Принесли.

Он разложил все камни на полотне и потом сказал:

– Так вот от чего зависит моя жизнь.

И ради этих игрушек я подвергаюсь опасности погибнуть на море, близок к скорой смерти, не взяв ничего от мира. Бросайте все в море.

И те немедленно исполнили приказание. Матросы были поражены этим поступком, и их замысел разрушился.

Купец говорил о жизни, об опасностях жизни, но даже и у него мелькала мысль:

«Неужели стоят блага мира того, чтобы из-за них жертвовать спасением души. Не нужно ли научиться хоть в минуты опасности для души – безтрепетно «бросать в море» то, что связывает душу, грозит ей гибелью и смертью.

Больше ты на нас не имеешь силы... Один старец, рассказывает пролог, имел великую власть на бесов.

Он своей молитвой исцелял всех больных, каких к нему приводили.

Но вот, за исцеление сына царя – он получил большое богатство. Старец накупил волов, ослят, завел хозяйство.

Он, повидимому, не оставлял ни молитвы, ни подвига. Но когда к нему привезли больного, оказалось, что сила его связана.

– Больше ты на нас не имеешь силы, – ответил ему бес.

Отчего связана сила «молитвенника». Оттого, конечно, что связана была самая его молитва.

В ней не было уже прежней сосредоточенности в Боге, – и в нее вошло разложение, суета.

Тяжелое расставание. Один богатый человек, умирая, вскрикивал: «деньги – мои! деньги – мои! я никому их не уступлю!»

У другого пред смертью потемнело в очах, но руками он перебирал золото и прислушивался к звону этого металла.

Дороже золота. По мере накопления богатства уменьшается способность наслаждения благами жизни. Кто все может, кому все достается без труда, тот утрачивает интерес к жизни. Нищий рад бы уменьшить свой аппетит, а богатый никак его не дождется. По известному сказанию, царь Мидас был наказан тем, что каждый подносимый им кусок обращался в золото.

На кого походит скряга? Он походит на ворона, который собирает в свое гнездо множество ненужных ему вещей. В одной басне петух спрашивает такого ворона:

– Что ты намерен делать с этими вещами, которые не прибавляют тебе счастья?

– Не знаю, отвечал ворон: мне того довольно, что я ими обладаю.

Лютер говорил, что самое полезное действие, на которое способен скряга, смерть его. В жизни он не нужен ни Богу, ни людям, ни себе самому. Примечено, что скряга-отец воспитывает в большинстве случаев расточителя-сына.

Скряга походит поэтому, на ту породу котов-рыболовов, которые водятся в Китае и легко дают себя приручать. Прежде, чем пустить рыболова на охоту, китайцы перевязывают ему глотку так, что ему остается возможность только дышать, а не глотать. Поймавши рыбу, рыболов несет ее хозяину.

Походит скряга и на осла, который в течение жизни работает, получая за это, в виде поощрения, только удары хлыста. По смерти осла из его шкуры сделают барабан, и будут под веселые звуки барабана петь и плясать.

Скупость делает человека подобным камню, потому что он становится чуждым всему человеческому; плотоугодие уподобляет человека скоту, а гордость – диаволу.

Печальная развязка. Скупец накопил полный горшок денег. Что делать с ним? Домашним нельзя доверить. Зарыть в землю в саду, – как бы сосед не пронюхал... Ночью скупец пошел в лес к знакомому развесистому дубу с крепкими ветками. Между корнями там была щель, в которую скупец и протиснул горшок, завалив щель тяжелым камнем. Через несколько дней к нашему дубу пробирался известный в городе забулдыга с веревкою в руках. Он все прокутил, а жить милостыней он не привык. Как не боявшийся Бога человек, он решил повеситься. Подойдя к дубу, он выбрал подходящий надежный сук и придвинул к нему камень, чтобы достать веревкою до сучка. Его заинтересовала щель под камнем. Просунув в щель по локоть руку, наш молодец нащупал горшок и вытащил его. Любитель веселья пересыпал деньги в карманы и платок, а веревку положил в горшок, поставил горшок в щель и задвинул камнем.

Каков был ужас нашего скупца, когда он, придя чрез несколько недель к дубу, нашел там, вместо денег, веревку! И эта веревка сослужила скупому отвратительную службу.

Довольство. Как улитка оставляет свою слизь на роскошных цветах, так неблагодарные люди портят данные им от Бога дары.

Люди желают того, чего у них нет, и пренебрегают данным. Как Израильтяне в пустыне, они отвращаются от манны небесной и желают мяса. Своею неблагодарностью они, подобно улитке, кладут пятно на дары Божии и оскорбляют Подателя.

Но расточая свое имущество и свои таланты в роскошной и плотоугодной жизни, люди наносят еще большую порчу дарам Божиим, чем улитка садовым цветам. Они портят источник, из которого пьют. Ящерицы, улитки и мыши причислены Моисеем к нечистым животным, потому что они портят, что едят. Подобны им неблагодарные и расточительные. «Да исчезнут, как распускающаяся улитка» (Пс. 57:9) – вот, что сказал пр. Давид о нечестивцах.

Слишком короткая одежда не покрывает нашей наготы, а слишком длинная мешаеть ходить. Бог дал нам то, что нам к лицу, и не нам поправлять Его дело. Не овцы выбирают пастбище, но пастух.

Христианин должен быть доволен своим жребием. Излишек даров так же тягостен, как и недостаток их.

«Довольно», – вот золотое слово, Бог лучше нас знает положение, соответствующее этому слову. Разве мы не видим, как богатство препятствует хождению во истине; и как бедность облегчает следование за Христом. Тяжело идти по тесному пути в длинной одежде, да еще с грузом забот на плечах!

Виды идолопоклонства. Миссионер посетил язычницу. У нее в комнате было три идола: один для нее самой, другой для мужа и третий для обоих детей. К устам этих аляповатых и грязных истуканов язычница каждый день благоговейно подносила пищу, которая, конечно, оставалась нетронутою. Попытка миссионера выяснить язычнице безумие ее идолопочитания не произвела никакого действия. Некоторые язычники почитают не только самодельных истуканов, но и различных животных. Дикари западной Африки покланяются обезьянам, крокодилам, змеям и другим животным. Эти животные, обильно питаемые и оберегаемые своими поклонниками, становятся кроткими и до некоторой степени ручными. Но горе человеку, который чем-нибудь раздражит этих богов; они яростно нападают на своего оскорбителя.

И о мертвых, и о живых кумирах можно сказать словами китайской поговорки:

– Человек и без них легко может обойтись, но они без человека погибнут.

Глубокую грусть вызывать должны все виды идолопоклонства. Один собиратель редкостей поместил в своем шкафу китайского истукана с надписью: «языческий идол». Рядом с ним он поместил червонец с надписью: «кумир называющих себя христианами».

Богач и бедняк. Авва Макарий, проходя с братом чрез Египет, услышал отрока, говорившего матери: «один богач любит меня, а я ненавижу его, а такой-то бедняк ненавидит меня, а я люблю его». Авва применил слова отрока к человеческой жизни. «Истинно, сказал он, Господь наш богат и любит нас, а мы не хотим Его слушать; враг же наш, диавол, беден и ненавидит нас, а мы любим скверны его.

Ненасытность. – Какой у вас ныне прекрасный урожай!

– Да, да! Картофель уродился очень крупный, только жалко, – нет малень-кого для свиней!

Таких ничем не довольствующихся людей много. Они забывают, что из маленького родника можно так же хорошо напиться, как и из большого озера. Бедность и богатство не в сундуке, а в душе. У кого невелики потребности, тот находит многое для их удовлетворения.

Хорошо быть недовольным собою, потому что мы назначены для неба.

А в остальном хорошо познать радости Сократа, сказавшего при виде драгоценностей, одежды, утвари:

– Как много вещей на свете, в которых я не нуждаюсь.

Morituro satis, достаточно для смертного, – такую надпись можно видеть по пути из Генуи в Ниццу над окнами одного миниатюрного домика с таким же миниатюрным садиком. А безпредельность моря и высокие горы за садиком напоминают о безпредельном могуществе Сотворившего небо и землю и готового придти на помощь всякому, возведшему к Нему свои очи.

Рабство телу. Не угождайте чрезмерно телу: оно – друг неблагодарный. Скорее лаской укротишь льва, чем угождением телу смиришь его. Чем больше будешь ухаживать за ним, тем более оно предявит к тебе требований. Необузданный и необезженный конь для малоопытного ездока опасен; так же опасно и тело, не обуздываемое воздержанием.

Но проследим за собою: благоразумно-ли мы поступаем в отношении к своему телу? Слуга ли оно у нас и для нас, или разжиревший и зазнавшийся повелитель? Да – именно повелитель, который управляет и помыкает нами. Мы же, как безгласные рабы: ни одного звука в самозащиту; и сердце и разум подчинили телу: его прихотям служим, ему угождаем, а о бессмертной душе забыли, совсем забыли. Несправедливо. Как злая мачеха родных детей тешит и холит, а не родных теснит, обижает и оделяет, так и мы несправедливо, не честно поступаем со своею душею: телу все – и покой, и удобства, и хорошие яства, и лакомое житье, и удобная, дорогая, красивая одежда, если доступно, то ему и кольца, и бриллианты... А душе – что? Вечные потемки, темница греха, оковы лжи и неправды, рабство страстям... Вечный голод и холод, жажда и нагота...

Лучшее питание. Аде, сестре царя Мавзола Карийского, Александр Македонский предоставил престол ее родителя. Благодарная за милость, она изготовила изысканнейшие кушания и лакомства и послала в подарок великому царю, чтобы он усладил ими свое сердце после воинских трудов и лишений. Царь поблагодарил за внимание, но прибавил, что он пользуется еще лучшими средствами питания, чем эти кушания, а именно: утренней прогулкой для завтрака и умеренным обедом для ужина.

Угощай с умом. Учитель высшей школы в Базеле Генрих Гляран был видный поборник умеренности. Когда его на одном пиру хозяин угощал напитками, Гляран спросил хлебосола:

– Друг! за кого вы меня считаете?

– За ученого и честного человека, был ответ.

– Однако, повинуясь вашим просьбам, я стану глупее моей собаки, которая пьет только тогда, когда чувствует жажду.

Да, слишком много мы ухаживаем за желудком и исполняем прихоти его, уподобляясь в этом одному живому существу, по названию coelenterata, которое – все желудок.

Объядение. Доктора говорят, что одна из самых распространенных причин заболеваний – злоупотребление пищей.

Мы едим вообще больше, чем следует. Отсюда в организме получаются отложения мочевой кислоты, отравляющей весь организм.

Не без причины, значит, церковь считает грехом чрезмерность в питании, – это, отчасти, самоубийство.

Для чего обычная изысканность в пище, заботливость о том, чтобы обед был поразнообразнее?

Говорят: «иначе плохо обедается, нет аппетита и это вредно».

В действительности все приправы и поварское искусство помогают съесть больше, чем требуется для организма, т.-е. отравляют его.

И если подумаешь, что отравляют люди себя насчет чужого голода, не думая, что съеденное насильно накормило бы действительно голодных, которые сыты были бы и хлебом, · – грех становится тяжким и отвратительным.

На праздниках в деревне кое-где подают до десяти перемен, едят и кормят гостей насильно. Неужели это «жертва, угодная» тому, Кому празднуют?

Ведь, там, за стеной, Христос стоит голодный.

Посмотрите когда-нибудь на любителя поесть: он священнодействует, он весь в еде.

Можно ли сказать о нем, что он ест, чтобы жить? Нет, он живет, чтобы есть, живет в еду.

А достойно ли это человека?.. Здесь «обед» – богослужение, а бог – «чрево».

Похоть и вера. Католик и протестант, сидя в гостинице за столом, спорили о том, чье исповедание лучше, и выпивали бутылку за бутылкой пива. Наконец, протестант увидел в конце стола известного проповедника Феликса Неффа и попросил его решить их спор. Нефф сказал: «напрасно вы спорите: у вас обоих одно исповедание – пивное».

Св. Василий Новый у виноторговца. К св. Василию все современники относились с благоговением и глубокой любовью. И богатые, и бедные, все одинаково искали его благословений. И всюду св. Василий нес людям слово молитвы, любви и назидания.

Раз один виноторговец устроил обед, на который созваны были все калеки и нищие города: сюда же приглашен был и преподобный. Его ожидали с почетом.

Когда он явился, то хозяин предложил ему благословить трапезу.

– Все благословил я, сказал св. Василий, обошедши столы и приближаясь к большому сосуду, вмещавшему пятнадцать мер вина... Но вот этот сосуд я разобью, так как в нем скрывается погибель, как для тебя самого, так и для тех, кто заходит в твою лавку.

И с этими словами преподобный замахнулся палкой и разбил стоявший пред ним сосуд с вином. «Имеяй уши слышати, да слышит!»

Наследственность пьянства. – Цыган Смит рассказал в одном из собра-ний: недавно в одном доме мать неожиданно вошла в комнату, где увидела страшную сцену: ее 7-ми летний мальчик собирался убить своего 2-х летнего брата. «Что ты делаешь?» – воскликнула мать. «Я хочу убить его». Мать была поражена этим и уговорила отца взять мальчика и сходить с ним к доктору. Доктор осмотрел мальчика, обернулся к отцу и сказал: «вы пьете?» «Да, сказал отец – но я редко напиваюсь». Доктор ответил: «словом, вы пьете. Этот мальчик непременно убьет кого-нибудь. В его крови есть склонность к этому и это вследствие того, что вы пьете: Вы пожнете, что посеяли». Порок родителей порождает порок в детях. Насколько же родители ответственны за свои поступки пред Богом.

Сила примера. Член Швейцарского общества трезвости был взят на военную службу. расставшись с сотрезвенниками, молодой воин решил и в военной службе соблюдать обет, помня древнюю латинскую пословицу, что не столько людей гибнут от меча, сколько от глотки.

Наш трезвенник хорошо успевал по службе и обратил на себя внимание начальства. Тогда и другие однокашники последовали примеру трезвенника и скоро целая рота заявила своему командиру о нежелании получать ежедневной порции вина. Командир был очень этим обрадован и, взамен водочной порции, сделал значительное улучшение в пищевом содержании роты.

Желания. Желания людей различны, и в них выражается душевная суть человека. Например, Иона желал лучше умереть, чем видеть неисполнив-шимся пророчество (Ион. 4:8). Апостол Павел желал, чтобы все, его слушавшие, обратились ко Христу; еще желал он быть отлученным от Христа, если бы это послужило спасению других (Деян. 26:29; Рим. 9:3). Не всякое желание от Святого Духа, даже если оно в начале кажется добрым. Исполнение некоторых наших желаний составило бы истинное наше несчастие.

Часто наши желания бывают просто низменны и представляют наше обличение. Мы не далеки от негра Цезаря, которому хозяин пообещал исполнить три желания, если исполнение их будет в его, хозяина, власти и возможности. Негр пожелал большое количество табаку и новую одежду.

– В чем же третие твое желание? – спросил хозяин.

– Да разве еще немножко табачку! – подумав, ответил раб. Так малоценны бывают и наши желания, так низменны и наши мечты!..

Страшная сказка. «Удобнее верблюду пройти в игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие» (Лк. 18:25). Есть ужасная сказка – одна из сказок Шехеразады.

Одному человеку, владевшему 80 верблюдами, дервиш открыл клад, полный драгоценностей и золота, такой большой, что на всех 80 верблюдах нельзя было увезти клада.

Дервиш выговорил себе половину – сорок верблюдов. И вот поделили клад. Но разбогатевшему торговцу стало жалко половины богатства. Он несколько раз догонял дервиша, чтобы выпросить из его части.

И так выпросил все...

Но и этого было мало ему. Он захотел отнять у дервиша и баночку с мазью, которую он имел в кармане.

Отнял и ее. По словам дервиша, если мазью помазать левый глаз, то откроются все богатства мира. И скупец испытал мазь. Все богатства открылись для него в своих тайниках.

Однако и этого показалось мало обезумевшему богачу. Он захотел помазать мазью правый глаз, надеясь увидеть еще большие богатства. Напрасно дервиш умолял его не делать опыта, угрожая слепотой.

Безумец помазал правый глаз и... ослеп.

Разсказ прекрасно рисует то ослепление души, какое часто причиняет богатство.

Человек вместо того, чтобы быть господином богатства, становится рабом его.

Он, как «цепная собака», даже не пользуется сокровищами, а заботится только о накоплении их.

И чем богаче становится человек, тем суше становится сердцем, мертвеннее душою.

И тяжелее становится открывать хранилища свои, чтобы наполнить руку просящего Христа.

Дьявол берет за золото у человека его Душу.

«Удобнее верблюду войти в игольные уши, чем богатому войти в царство Божие».

Суеверие. Недавно в Берлине, прославившемся своим нецерковным просвещением, интеллигентные девицы праздновали день рождения своей подруги. Лишь уселись они за стол, одна гостья с ужасом вскричала: «какое горе! нас тринадцать!» Хозяйка попыталась успокоить взволнованных девиц, но безуспешно. они решились кинуть жребий, и одной пришлось удалиться. Когда она сходила с лестницы, оступилась, повредила себе ногу и вскоре умерла.

Этот случай не только не поколебал суеверия просвещенных жителей столицы, но еще более уверил их в действительности приметы. Между тем, если бы девица спокойно оставалась за столом, то беды бы не произошло.

Вина этой беды всецело лежит на старших, на родителях, у которых дети научились нелепому предразсудку.

Удивительно часто суеверия вступают в союз с неверием.

Вольтер, видевший главную задачу своей жизни в борьбе против Евангелия, возвращался с прогулки встревоженный, если вороны каркали по левую сторону его дороги.

Изгони веру в дверь, суеверие влетит в окно; не терпи Бога в доме, там появятся привидения.

Церковь нередко боролась с этой наклонностию к суевериям. Так, на двух поместных соборах (в 465 и 508 г.), воспрещался, под страхом отлучения от церкви, обычай гадать, открывая Библию. Цезарий Арльский (ум. 542 г.) писал: «пусть никто не обращает внимания на то, в какой день он вышел из дому и в какой возвратился, потому что, по Писанию, все дни Господь сотворил». Елигий, еп. Нойонский, увещевал: «не вешайте ладонок (амулетов) на шею человека или животного, хотя бы эти ладонки содержали в себе какую святыню. Никто не должен придавать значения встречам на пути, вопросам встречных, тому, что в руках у встречных, крикам птиц. Пусть никто не издает криков во время затмения месяца; пусть никто не страшится начать в новолуние какое-либо дело. Никто не должен верить в судьбу или в значение звезды для человека. Кто все это принимает, тот не далек от язычества».

Тиранка – мода. Государи, управлявшие народом не по закону, а по прихоти и самовластию, назывались тираннами. Есть и ныне такая тиранка – мода, которую осуждал еще пророк Исаия. Мучает эта тиранка слабых женщин. И как много огорчений она им причиняет! Как мучительны их сборы в церковь или в гости! Как продолжительны их беседы с портнихами! Как разорительны для семей их расходы на ленты, зонтики, шляпки! И мода без всяких причин передвигает эти шляпки то на правое ухо то на левое, то на лоб, то на затылок; мода навязывает на эти шляпки то крылья диковинных птиц, а то и целое гнездо с птенцами. Мода заставляет носить привески на ушах и удлинняет подолы платьев; а иногда она сужает низ платья, так что хождение становится стесненным и неправильным. Но как бы ни были безумны требования моды, бедные женщины повинуются им безпрекословно. Все модное им кажется прекрасным. Стиснут ребра и легкие суровым корсетом, затянут ногу в узкий башмак, спустят завитые локоны на лоб, подобно самоедкам, у которых неть расчесок. Не лучше ли, женщины, вам последовать словам ап. Петра, который говорит: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа»?

Красивая обуза. Кто-то вздумал известному в немецкой земле пастору Фляттику подарить шелковые чулки. Пастор сказал своему почитателю:

– Благодарю за честь. Если бы я позволил себе натянуть такие чулки, то это вошло бы мне не менее, как в тысячу гульденов. Мне бы пришлось позаботиться, чтобы и весь костюм мой соответствовал чулкам. Затем мне пришлось бы улучшить костюмы жены и детей. После этого стало бы необходимым переменить всю скромную обстановку моего дома. Если все это сообразить, то ваш подарок окажется мне не по карману. К чему он? Довольно забот о пище, жизни без больших затей.

Маленький кит в сердце. Миссионер пытался привлечь к вере во Христа одного китолова. Но тот оставался безчувственным. На вопрос миссионера о причине холодности к Евангелию китолов ответил:

– Видите ли, я весь день только и думаю о китах, ночью, как только закрою глаза, мне видятся киты. Мне кажется, если бы вскрыть мое сердце, то там нашли бы маленького кита.

Много на свете таких занятых сердец, хотя не все они заняты китами.

Временное и вечное. Проповедник Пинкертон пришел в 1816 году к одному богатому коммерсанту в Одессе и попросил его сделаться членом Библейского Общества.

– У меня много дел временных, текущих, и я не имею досуга заниматься вечными, гордо ответил миллионер, повернувшись спиной к проповеднику.

Чрез несколько месяцев коммерсант начал терпеть одну неудачу за другою, расстроился здоровьем и умер, уверившись пред смертью в крушении своих предприятий.

Умеренность. Когда царь Александр прислал Ксенократу, Афинскому философу, в подарок 50 талантов, то последний пригласил царских послов к ужину и без особых приготовлений предложил им лишь столько пищи, чтобы только утолить голод. Когда на другой день послы спросили Ксенократа, кому они должны вручить деньги, то он сказал:

– Как? разве вы вчерашним ужином не вразумились, что мне деньги не нужны, и что я не забочусь ни о каком богатстве?

Но, заметив их смущение, он принял 30 мин, чтобы только не показаться неприязненным к царю.

Новообращенные. В той стране, где христианство насчитывает 900 лет существования, не редко в христианине встретить служителя мамоны. Но вот что рассказывают о новообращенных Корейцах.

80% заработка они приносят в церковь. Они продают волов, мало того – сами впрягаются в плуг, чтобы выстроить храм. Они закладывают дома, чтобы освободить от долга дом Божий. Продают поля, чтобы выручку внести в кассу церкви. Женщины продают волосы, чтобы внести лепту на распространение Евангелия. Помоги им, Господи!

Почтение к Евангелию. В одном доме набожнице лежало Евангелие в богатом переплете. Его однако никогда не читали. Ребенок лет пяти спросил мать:

– Это Божья книга?

– Да, дитя мое.

– Так нам должно отдать ее Богу; нам она не нужна. Никто у нас не читает ее.

* * *

1

Спутники Улисса набросились на сладкие кушанья Цирцеи, а Улисса она не могла заколдовать, так как он не стал объедаться.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 2. Ч. 3-4. - [2], VIII, 157 с.

Комментарии для сайта Cackle