Источник

Зло и грех

Протопресвитер Михаил Помазанский

Протопресвитер Михаил Помазанский родился 7 ноября 1888 года (в канун праздника Архангела Михаила) в селе Корысть Ровенского уезда Волынской губернии. Родители его происходили из потомственных священнических семейств. Окончил Волынскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. До 1917 г. преподавал церковнославянский язык в Калужской духовной семинарии. После закрытия семинарии со своей семьей (он женился на дочери священника Вере Федоровне Шумской, и у них было несколько детей) вернулся в родные места на Волынь, которая в то время входила в состав Польши. С 1920 по 1934 г. преподавал в Ровенской русской гимназии, сотрудничал с церковными издательствами. В 1936 г. принял священство и до 1944 г. состоял в клире Варшавского собора. К концу Второй мировой войны о. Михаил с семьей оказались в Германии.

В Германии о. Михаилу было поручено издание официального печатного органа Русской Зарубежной Церкви «Церковная жизнь», и он этим занимался до своего отъезда в Америку в 1949 году.

С этого времени он проживал при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, преподавая в семинарии греческий и церковнославянский языки и догматическое богословие. О. Михаил является автором множества публикаций; наибольшей известностью из множества его работ пользуется «Православное догматическое богословие». Скончался 4 ноября 1988 года.

О. Серафим (Роуз) в статье о протопресвитере Михаиле Помазанском отмечает его «уникальность» среди современных православных богословов как представителя дореволюционной богословской академической школы и выразителя Православия, укорененного в столетних традициях. Еще в возрасте 90 лет он писал богословские сочинения.

Ниже публикуются «Главы вступительные к отделу “О Боге – Спасителе мира”» из «Православного догматического богословия».

Зло и грех в мире

Зло и бедствия. Злом называются в обычном нашем словоупотреблении явления двух родов. Часто понимаем под этим словом вообще все то, что вызывает бедствия и причиняет страдания. В другом же смысле, более точном и прямом, злом называются отрицательные явления нравственного порядка, зависящие от дурного направления воли и от нарушения Божеских законов.

Что касается бедственных явлений в мире физическом, каковы, напр., землетрясения, бури, наводнения, обвалы и пр., то ясно, что сами по себе они не являются ни добром, ни злом. В общей мировой системе они составляют то, что в живописи при светлых красках тени, что в музыке при мягких звуках грубые и т.п. Так представляют нам эти явления святые отцы, например, блаженный Августин, Григорий Богослов. Нельзя отрицать, что стихийные явления становятся часто причиной бедствий и страданий для чувствующих тварей и для человека. Однако должно преклониться с чувством благоговения перед премудрым устройством мира, где бесконечно разнообразные, противоположные, в каждый момент сталкивающиеся друг с другом стремления слепых стихийных сил и органических тварей согласуются, приводятся к гармонии и становятся источником непрерывного развития и обновления в мире.

Страдания и грех. В некоторой степени неприятные, теневые стороны нашей человеческой жизни делают для нас более ощутимыми и более ценными радостные стороны жизни. Но само Слово Божие говорит нам, что тяжелые страдания и болезни не могут быть признаны явлениями совершенно закономерными и нормальными и представляют собой сдвиг с нормы. Страдания в роде человеческом начались с появлением нравственного зла и явились следствием вошедшего в нашу жизнь греха. Об этом свидетельствуют первые страницы Библии: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей – слова, обращенные к Еве после грехопадения; проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей – слова, сказанные Адаму31. Страдания даны людям как средство наказания, вразумления и исправления людей; страдания и сама смерть, по выражению св. Василия Великого, «пресекают возрастание греха». Многочисленные примеры сознания связи между страданием и грехом как следствием и его причиной дает нам Слово Божие32. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим33. Само по себе внимательное наблюдение показывает, что виновниками болезней и страданий в подавляющем количестве случаев бывают сами люди, создавая искусственные, ненормальные условия для своего существования, внося жестокую взаимную борьбу в погоне за собственным, эгоистическим, физическим благополучием, а то и прямо, по причине некой демонической настроенности, гордости, мстительности и злобности.

Как поучает Слово Божие, следствия нравственного зла распространяются от людей и на животный мир, и на всю тварь. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, – пишет апостол Павел и объясняет: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих34.

Сущность35 нравственного зла. Святые отцы указывают, что зло не есть какая-либо сущность, которая имела бы действительное самостоятельное бытие, подобно созданным Богом элементам и силам мира; оно есть только уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому не Бог виновник зла нравственного, но оно исходит от самих существ, уклоняющихся от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Божиих и того нравственного закона, который написан в совести человека. Это нарушение называется грехом.

Происхождение зла. Откуда же возникло нравственное зло? Бог создал мир чистым, совершенным, свободным от зла. Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло, по данным Слова Божия, сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом и отразилось во всей живой природе.

Падение в мире ангельском. Мир темных и злых духов

По свидетельству Слова Божия, начало греха идет от диавола. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил36. Слово «диавол» значит «клеветник», из сопоставления указаний Священного Писания видим, что он один из разумных духов – ангелов, уклонившихся на путь зла. Обладая, как все разумные существа, свободой, данной ему для совершенствования в добре, он в истине не устоял и отпал от Бога. Спаситель сказал о нем: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи37. Он повлек за собой падение других ангелов. В посланиях апостола Иуды и апостола Петра читаем об ангелах, не сохранивших своего начального достоинства, но оставивших свое жилище38.

Что было причиной грехопадения в мире ангельском? Из того же Божественного Откровения заключаем, что причиной была гордыня. Ибо начало греха – гордость, – говорит сын Сирахов39. Апостол Павел, предостерегая апостола Тимофея от поставления в епископы из новообращенных, прибавляет: чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом40.

О злых духах в Ветхозаветном Откровении упоминается только в некоторых местах. Эти места следующие. В третьей главе книги Бытия читаем о змее – искусителе первых людей. В первой главе книги Иова рассказывается о действиях сатаны в жизни праведного Иова. В Первой книге Царств сообщается о Сауле – что им владел «дух лукавый», когда отступал от него «дух Господень». В Первой книге Паралипоменон читаем по поводу возникшей у царя Давида мысли сделать перепись народа, что это восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян?41. В книге пророка Захарии сказано о видении Захарии первосвященника Иисуса – что Иисусу противодействовал диавол42. В книге Премудрости Соломона говорится: завистью диавола вошла в мир смерть43. (Также во Втор. 32:17: приносили жертвы бесам, а не Богу, Пс. 105:37: приносили... в жертву бесам).

Несравненно полнее представлены действия сатаны и его ангелов в Новозаветном Откровении. Из него знаем, что сатана и злые духи неустанно влекут людей к злу. Сатана дерзал искушать самого Господа Иисуса Христа в пустыне. Злые духи вторгаются в души и даже в тела людей, о чем свидетельствуют многие события Евангелия и учение Спасителя. О вселении злых духов в людей знаем из многочисленных исцелений Спасителем бесноватых. Злые духи как бы подстерегают беспечность человека, чтобы увлечь его к злу. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого44. По поводу исцеления скорченной женщины Спаситель сказал начальнику синагоги: Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?45.

Священное Писание называет злых духов также духами нечистыми, духами злобы, бесами, демонами, ангелами диавола, ангелами сатаны. Главного же из них, диавола, называет также искусителем, сатаною, веельзевулом, велиаром, князем бесовским и другими именами; также денницею.

Диавол, принявший образ змия, был искусителем и виновником грехопадения первых людей, как об этом повествует третья глава книги Бытия. В Апокалипсисе он называется великий дракон, древний змий46.

Диавол и его ангелы лишены пребывания в светлых небесных обителях. Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию47. Низверженные из горнего мира, диавол и его слуги действуют в мире поднебесном, среди людей на земле, и как бы взяли в свое обладание ад и преисподнюю. Апостол называет их началами, властями и миродержителями этого века48; диавола – князем, господствующим в воздухе49, и его слуг, падших ангелов, – духами злобы поднебесными50.

Грехопадение людей

Почему было возможно грехопадение людей? Тремя величайшими дарами наделил человека при создании его Творец: свободой, разумом и любовью. Дары эти необходимы для духовного роста и для блаженства человека. Но где свобода, там возможно колебание при выборе, возможен соблазн. Соблазн для разума – возгордиться умом; вместо познания премудрости и благости Божией искать познания добра и зла вне Бога; возжелать самому быть «Богом». Соблазн для чувства любви – вместо любви к Богу и ближнему любить самого себя и все то, что удовлетворяет низкие желания и дает временные наслаждения. Эта возможность соблазна и падения стояла перед человеком, и первый человек перед нею не устоял.

Воспользуемся мыслями на эту тему о. Иоанна Кронштадтского. «Почему Бог допустил, – пишет он, – падение человека, Своего любезного создания и венца всех тварей земных? На этот вопрос надо отвечать так: что если бы не допускать человека до падения, то его не надобно было создавать по образу и подобию Божию, не давать ему свободной воли, которая есть неотъемлемая черта образа Божия, а подчинить его закону необходимости, подобно бездушным тварям – небу, солнцу, звездам, земному кругу и всем стихиям, или подобно бессловесным животным; но тогда на земле не было бы царя земных тварей, разумного песнословца Божией благости, премудрости, творческого всемогущества и промышления; тогда человек не мог бы ничем доказать своей верности и преданности Творцу, своей самоотверженной любви; тогда не было бы подвигов борьбы, заслуг и нетленных венцов за победу, не было бы блаженства вечного, которое есть награда за верность и преданность Богу и вечное упокоение после трудов и подвигов земного странствования».

История грехопадения. Бытописатель не сообщает, долго ли жили прародители блаженной райской жизнью. Говоря об их падении, он указывает, что не сами собой они пришли к соблазну, а были в него введены искусителем.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел51.

Церковь христианская всегда разумела под змеем-искусителем диавола, который принял образ змея, наиболее соответствующий характеру вкрадчивости, изворотливости и ядовитости искусителя. Для такого понимания есть ясные слова Самого Господа о диаволе: Он был человекоубийца от начала52. В Откровении Иоанна Богослова он назван великим драконом и древним змием53. В книге Премудрости Соломона сказано: Завистью диавола вошла в мир смерть54.

В чем была греховность вкушения плода? Преступление прародителей состояло в том, что, соблазненные змеем, они нарушили прямую заповедь Божию – не есть от запрещенного дерева. Исполнение этой заповеди выражало и послушание Богу, и доверие словам Божиим, и смирение, и воздержание – сумму простых и естественных добродетелей. Вкушение сразу повлекло за собой сумму печальных нравственных и физических последствий.

Нравственные следствия грехопадения. Вкушение плода было только началом нравственного уклона, но уже таким явственным и гибельным, что в нем обнаружилась невозможность вернуться к прежней святости и праведности и, наоборот, обнаружилась склонность идти дальше по пути отступления от Бога. Это сказалось в том, что они сразу заметили, что они наги, и, услышав в раю голос Божий, скрылись от Бога, и, оправдываясь, только увеличивали свою вину. В ответах Адама Богу видно сначала желание уйти от очей Божиих и попытка скрыть свою вину; и неправда в словах, что он скрылся от Бога только потому, что он наг; потом попытка самооправдания и желание переложить свою вину на другого – на свою жену. «Здесь была, – говорит блаженный Августин, – и гордость, потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией; и поругание святыни, потому что не поверил Богу; и человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти; и любодеяние духовное, потому что непорочность человеческой души осквернена убеждением змея; и татьба (воровство), потому что воспользовался запрещенным деревом; и любостяжание, потому что возжелал большего, нежели скольким должен был довольствоваться».

Так, с первым преступлением заповеди, сразу вошло в человека начало греха, «закон греха» – nomos tis amartias. Оно поразило самую природу человека и быстро стало в нем укореняться и развиваться. Об этом греховном начале, вошедшем в природу человека, апостол Павел пишет: Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих55. В человеке греховные наклонности приняли господствующее положение, он стал рабом греха56. В нем помрачились ум и чувство, поэтому и сама нравственная свобода стала часто склоняться в нем не к добру, а к злу. В глубине побуждений жизненной деятельности человека оказались – похоть и гордость. О них читаем в Первом послании Иоанна: Не любите мира, ни того, что в мире... Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего57. Плотская похоть – ослабление власти духа над телом, подчинение низшим, плотским желаниям; похоть очей – ложные кумиры и привязанности, жадность и алчность мирская, зависть; гордость – самомнение, эгоизм, превозношение, презрение к другим людям, к слабейшим, любовь к себе, тщеславие.

И современные психологические наблюдения приводят исследователей к выводу, что похоть и гордость (жажда превосходства над другими) являются главными рычагами стремлений современного падшего человека, даже когда они глубоко скрыты в душе и не выступают вполне в сознании.

Физические следствия грехопадения. Физическими следствиями явились болезни, тяжелый труд, смерть. Они были естественным результатом падения нравственного, разобщения с Богом, отхода людей от Бога. Люди подчинились тленным началам мира, в которых действует разложение и смерть. В людях ослабело питание от Источника жизни и постоянного обновления всех сил. Господь Иисус Христос указал на зависимость болезней от греха при исцелении расслабленного, сказав ему: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже58.

С грехом вошла в род человеческий смерть. Человек создан бессмертным по душе, и он мог бы остаться бессмертным и по телу, если бы не отпал от Бога. Бог не сотворил смерти, – говорит книга Премудрости59. Тело человека, – как хорошо выразил это блаженный Августин, – не обладает «возможностью умереть», но оно обладало «возможностью не умирать», которую потеряло. Бытописатель сообщает, что эта возможность не умирать поддерживалась в раю вкушением плодов от древа жизни, которого лишились праотцы по изгнании из рая. Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили60. Апостол называет смерть оброком, то есть платой, возмездием за грех: ибо возмездие за грех – смерть61.

Бедствия и смерть как наказания Божии. Физические бедствия, будучи следствиями греха, являются одновременно и Божиими наказаниями, как это выражено в словах Божиих прародителям при изгнании их из рая. Ясно, что эти наказания даны как средство удержать человека от дальнейшего и окончательного падения.

О значении трудов и болезней падшего человека св. Кирилл Александрийский говорит, что человек, «получив в удел себе изнурительный пост и скорби, был предан, как бы некоторой узде, болезням, злостраданиям и другим горестям жизни. За то, что не удержался благоразумно в свободной от трудов и печалей жизни, он предается злополучиям, дабы страданиями уврачевал в себе болезнь, постигшую его среди блаженства»62.

Так же рассуждает этот святой отец о смерти. «Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Поскольку Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал сему наказанию, – то и устроят так, что самое наказание служит ко спасению. Ибо смерть разрушает эту животную нашу природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой – избавляет человека от болезней, освобождает человека от трудов, прекращает его скорби и заботы и оканчивает страдания телесные. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание»63.

Потеря Царствия Божия как тягчайшее следствие грехопадения. Однако конечным, последним и самым главным следствием греха были не болезни и физическая смерть, а потеря рая. Потеря рая была однозначна с потерей Царствия Божия. В Адаме все человечество лишилось будущего блаженства, предстоявшего перед ним, того блаженства, которого Адам и Ева отчасти вкусили в раю. Вместо того чтобы видеть впереди жизнь вечную, человечество увидело смерть и за нею ад, мрак, отверженность от Бога. Поэтому священные книги Ветхого Завета наполнены мрачными мыслями о загробном бытии: Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?64. Это не отрицание бессмертия, а мысль о беспросветности существования за гробом. Такое сознание и печаль облегчались только надеждой на будущее избавление через пришествие Спасителя: Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога65; Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление66.

Милость Божия к падшему человеку. После грехопадения человека Бог не отверг человека-грешника. Он не отнял от него ни образа Своего, отличающего его от животного мира, ни свободы его воли, ни разума, способного постигать духовные начала, ни других способностей его. Бог поступил с ним как врачеватель и воспитатель: одеждами прикрыл его наготу; умерил в нем самомнение и гордость, плотские похоти и страсти врачебными средствами – трудом и болезнями, дав им даже воспитательное значение: мы сами можем видеть воспитательное действие труда и очищающее действие на душу болезни. Бог подверг человека физической смерти, чтобы не предать его окончательной смерти духовной, то есть чтобы греховное начало в нем не развивалось до крайних сатанинских пределов.

Однако естественная узда страданий и смерти не искореняет самого источника зла. Она только удерживает развитие зла. Для человечества была крайне необходима такая сила, такая сверхъестественная помощь, которая бы совершила в нем самом внутренний переворот и дала ему возможность от постепенного все более глубокого падения повернуться к победе над грехом и к постепенному восхождению к Богу.

Божий Промысл предвидел будущее падение неукрепившейся свободной воли человека. Предвидя падение, предустроил и восстание. Грехопадение Адама не оказалось непоправимой гибелью для человечества. Силой возрождающей, по предвечному определению Божию, явилось нисшествие Сына Божия на землю.

Первородный грех

Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними. Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так как на нем основан ряд других догматов.

Слово Божие учит нас, что в Адаме все согрешили. Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили67. Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни его определены и число месяцев его у Тебя68. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя69. «Семя тли во мне есть»70.

Общую веру древнехристианской Церкви в существование первородного греха видно из древнего обычая Церкви крестить младенцев. Поместный собор в Карфагене в 252 году из шестидесяти шести епископов под председательством св. Киприана постановил против еретиков следующее: «Не возбранять крещения младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедший от плоти Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». <...>

Человек после первого падения отошел сам душой своей от Бога и стал невосприимчив к открытой для него благодати Божией, перестал слышать обращенный к нему Божественный голос, и это повело к дальнейшему укоренению в нем греха.

Однако Бог никогда не лишал человечество Своей милости, помощи, благодати, а особенно избранный народ, – и из этого народа вышли великие праведники, как Моисей, Илия, Елисей и позднейшие пророки. Апостол Павел в XI главе послания к Евреям называет целый сонм ветхозаветных праведников, говоря о них, что это те, которых весь мир не был достоин71; все они усовершались не без дара свыше, не без благодати Божией. В книге Деяний приведена речь первомученника Стефана, где он говорит о Давиде: Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова72, т.е. создать Ему храм. Величайший из пророков, св. Иоанн Предтеча, Духа Святого исполнился еще от чрева матери своей73. Но ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, то есть до Воскресения и Вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное. <...>

* * *

32

Пс. 2:12 (церковнослав.: Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного).

33

Пс. 118:71 (церковнослав.: Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим).

34

Рим. 8:22 и 20–21.

35

Здесь: суть, в отличие от богословской категории «сущность», которой зло не имеет.

42

См.: Зах. 3:1; в церковнослав. – диавол, в синод, переводе – сатана.

56

Срав.: Рим. 6:6.

62

Св. Кирилл Александрийский. О вочеловечении Господа.

63

Там же.

70

Вечерняя молитва.


Источник: Зло, грех, страдания: В свете православного В 68 Предания (сборник). – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 112 с. – (Православие в жизни).

Комментарии для сайта Cackle