Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра

Автор: Андрей**

(1 голос5.0 из 5)

Свя­то-Успен­ская Кие­во-Печер­ская Лав­ра. Древ­няя оби­тель Свя­той Руси. Этот мона­стырь был постав­лен по пове­ле­нию Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­вен­ным подви­гом вели­ких подвиж­ни­ков — Анто­ния и Фео­до­сия Кие­во-Печер­ских и иных печер­ских пре­по­доб­ных отцов, о житии и слав­ных подви­гах кото­рых нет нуж­ды писать осо­бо, так как об этом мож­но подроб­но про­честь в их житиях.
Как мона­стырь, Лав­ра извест­на с 1051 года, но молит­вен­ный подвиг пре­по­доб­ных отцов на Киев­ских горах начал­ся намно­го рань­ше. Житие пре­по­доб­но­го Анто­ния повест­ву­ет, что он впер­вые при­шёл на Рус­скую зем­лю с Афо­на при бла­го­вер­ном кня­зе Вла­ди­ми­ре, а зна­чит до 1015 года.
Пре­по­доб­ные отцы копа­ли пеще­ры для молит­вен­но­го уеди­не­ния, но, как ска­зал Гос­подь: “не воз­жи­га­ют све­тиль­ни­ка, что­бы поста­вить его под спу­дом, но на свещ­ни­це, что­бы све­тил всем, кто в доме”.
Пре­по­доб­ные Анто­ний и Фео­до­сий не иска­ли сла­вы, но Гос­подь Сам про­сла­вил их. Так же как и дру­гих Кие­во-Печер­ских святых.
В пеще­рах Кие­во-Печер­ской Лав­ры почи­ва­ют мощи 122 свя­тых (73 в ближ­них пеще­рах и 49 в даль­них). Нигде в мире боль­ше не най­ти столь­ко свя­тых мощей, собран­ных вкупе.
Я рас­ска­жу о сво­ём палом­ни­че­стве в эту древ­нюю обитель.

Итак, май 2016 года.
Как добрать­ся до Кие­ва, думаю писать не сто­ит. Я пред­по­чёл желез­но­до­рож­ный транс­порт. От глав­но­го вок­за­ла (Киев-Пас­са­жир­ский) про­ще все­го доби­рать­ся до Лав­ры таким обра­зом: с вок­за­ла сра­зу на мет­ро, ехать до ст. Арсе­наль­ная. Затем на авто­бу­се 24 или трол­лей­бу­се 38, или марш­рут­ном так­си 470 и 520 до оста­нов­ки “ули­ца Цита­дель­ная” (перед ней будет оста­нов­ка “Кие­во-Печер­ская Лав­ра”, но выхо­дить на ней не нуж­но, если толь­ко Вы не соби­ра­е­тесь пря­мо с сум­ка­ми и чемо­да­на­ми начать посе­ще­ние собо­ров; поэто­му нуж­но дое­хать до сле­ду­ю­щей оста­нов­ки, отту­да бли­же до гостиниц).Стоимость про­ез­да в мет­ро 4 грив­ны, а авто­бу­се, трол­лей­бу­се и марш­рут­ном так­си 3 гривны.

Где остановиться

В Лав­ре на сего­дня (май 2016 г.) есть 3 гости­ни­цы. Бро­ни­ро­вать места сле­ду­ет зара­нее по теле­фо­ну. Здесь инфор­ма­ция о гости­ни­цах и теле­фо­ны для бро­ни­ро­ва­ния: https://lavra.ua/where_to_stay/. Как я уже ска­зал, до гости­ниц бли­же идти от оста­нов­ки ул. Цита­дель­ная. Отсю­да вид­ны вра­та, веду­щие в Ниж­нюю Лав­ру. Нуж­но зай­ти в них и спу­стить­ся вниз по брус­ча­то­му спус­ку до Церк­ви во имя ико­ны Божьей Мате­ри Всех скор­бя­щих Радо­сте. Прой­дя её, повер­нуть направо.
Гости­ни­цы рас­по­ло­же­ны в кор­пу­сах 54, 56 и 58. Я жил в той, кото­рая в кор­пу­се 54, пря­мо напро­тив выше­ука­зан­ной церк­ви. Там име­ют­ся номе­ра 2‑, 3‑, и 4‑местные. 1‑й этаж — муж­ской, 2‑й — жен­ский, 3‑й не пом­ню.:) Сто­и­мость за 1 сут­ки на 1 чело­ве­ка: в 3- и 4‑местном — 130 гри­вен, в 2‑местном — 150 гри­вен. В номе­ре толь­ко всё самое необ­хо­ди­мое: кро­ва­ти и при­кро­ват­ные тум­бы, вешал­ки, стол, чай­ник, чаш­ки. Чисто, уют­но. На эта­же име­ет­ся туа­лет (несколь­ко кабин, рас­по­ло­жен в кон­це кори­до­ра) и душе­вая (тоже несколь­ко кабин но в отдель­ном от туа­ле­та поме­ще­нии). С горя­чей водой про­блем нет.
Если нужен холо­диль­ник, то нуж­но обра­тить­ся к адми­ни­стра­то­ру, он даст ключ от поме­ще­ния, где есть холодильник.
В 56‑м кор­пу­се, насколь­ко я понял усло­вия поху­же немнож­ко. А в 58‑м есть номе­ра повы­шен­ной ком­форт­но­сти, если кому надо.
Бро­ни­ро­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся не более чем на 3 суток. На боль­ший срок не бро­ни­ру­ют. С чем это свя­за­но — не понят­но. Но уже по засе­ле­нии, мож­но попро­сить, что­бы про­дли­ли срок.

Где питаться

На тер­ри­то­рии Лав­ры есть несколь­ко тра­пез­ных. Еда вкус­ная (малень­кая замет­ка: я к пище не при­ве­ред­лив, поэто­му за всех утвер­ждать не ста­ну). Если у вас пост, то мож­но спро­сить, что есть пост­но­го, вам подскажут.
Самое вкус­ное, что я там про­бо­вал, было пирож­ное “Мура­вей­ник”, совсем не пост­ное, но более вкус­но­го пирож­но­го, кажет­ся, я нигде не ел больше.

Сто­и­мость одно­го при­ё­ма пищи, состо­я­ще­го из 1‑го, 2‑го блю­да, гар­ни­ра, сала­та, десер­та и чая варьи­ру­ет­ся в пре­де­лах 80–90 гри­вен. Соот­вет­ствен­но, если аппе­тит уме­рить, то мож­но уло­жить­ся и в 50. Малень­кое неудоб­ство: тра­пез­ные все закры­ва­ют­ся в 19:00, то есть до окон­ча­ния вечер­не­го бого­слу­же­ния. Так что, нуж­но выби­рать, или есть до служ­бы, что неудоб­но, или запа­сать­ся едой, что­бы поесть потом в номере.

Про богослужения

В гости­ни­це в 5:30 утра вас раз­бу­дит звон в коло­коль­чик, что­бы Вы не про­спа­ли к ран­ней Литур­гии. Но, разу­ме­ет­ся, если Вы пла­ни­ру­е­те поспать подоль­ше, то никто вас не повле­чёт “за шиво­рот” в храм.
В Лав­ре совер­ша­ет­ся обыч­но от 2 до 7 (ни разу тако­го коли­че­ства не видел ни в одном мона­сты­ре!) литур­гий в раз­ных хра­мах (нача­ло от 5:30 до 9:00). Под вос­кре­се­нье слу­жит­ся даже 2 все­нощ­ных бде­ния в раз­ных собо­рах (тоже ни разу тако­го не видел). Испо­ведь совер­ша­ет­ся обыч­но и во вре­мя вечер­ней служ­бы и на Литур­гии. Но, толь­ко утром испо­ведь начи­на­ет­ся за 30 минут до чте­ния часов.
Меня очень впе­чат­ли­ло все­нощ­ное бде­ние под вос­кре­се­нье в Успен­ском собо­ре, самом боль­шом собо­ре Лав­ры. Пели 2 хора, анти­фон­но, пооче­ред­но, из-под само­го купо­ла. Очень тор­же­ствен­но и кра­си­во. После служ­бы все жела­ю­щие мог­ли помочь в убор­ке храма:).

Ещё очень впе­чат­ли­ла ран­няя Литур­гия в пеще­рах, то есть в под­зем­ной пещер­ной церк­ви. В Лав­ре вооб­ще 6 пещер­ных Церк­вей. Навер­но так и моли­лись древ­ние хри­сти­ане, в катакомбах.
А сколь­ко в Лав­ре назем­ных хра­мов — я сбил­ся со счёта.

Совер­ша­ют­ся так­же молеб­ны (нуж­но смот­реть рас­пи­са­ние). В церк­ви Живо­нос­ный источ­ник совер­ша­ют­ся молеб­ны с оде­ва­ни­ем шап­ки прп. Мар­ка-гро­бо­ко­па­те­ля, того само­го, кото­рый вос­кре­шал мёртвых.

Пещеры

Пеще­ры — осо­бое место в Лав­ре. Они пред­став­ля­ют собой сеть под­зем­ных лаби­рин­тов, в кото­рых нахо­дят­ся мощи пре­по­доб­ных Кие­во-Печер­ских отцов и под­зем­ные церк­ви. Есть две таких цепоч­ки лаби­рин­тов — Ближ­ние и Даль­ние пеще­ры. Ближ­ние назы­ва­ют Анто­ни­е­вы­ми, а Даль­ние — Фео­до­си­е­вы­ми. Вооб­ще, прп. Анто­ний начал подвиж­ни­че­ство там, где ныне нахо­дят­ся Даль­ние пеще­ры. Но потом, он поста­вил сво­им уче­ни­кам игу­ме­на, прп. Нико­на, и уда­лил­ся в дру­гое место (Ближ­ние пеще­ры). После Нико­на игу­ме­ном был прп. Фео­до­сий. Поэто­му такие назва­ния и закре­пи­лись за эти­ми пеще­ра­ми. Заблу­дить­ся в пеще­рах конеч­но нель­зя: вез­де есть ука­за­те­ли и за посе­ти­те­ля­ми при­смат­ри­ва­ют блю­сти­те­ли пещер. Пеще­ры откры­ты для посе­ще­ния с 9:00 до 16:00, но если слу­жит­ся Литур­гия в Пеще­рах, то откры­ва­ют­ся раньше.
Мед­лен­но про­хо­дя по пеще­рам и при­кла­ды­ва­ясь к Св. мощам, и молит­вен­но обра­ща­ясь к пре­по­доб­ным отцам, пони­ма­ешь и чув­ству­ешь душой, что они, в пря­мом это­го сло­ва, живее всех живых.

Мощей пре­по­доб­ных Анто­ния и Фео­до­сия в пеще­рах не ищи­те, их там нет. Осно­ва­те­ли Лав­ры и настав­ни­ки ино­ков, как при жиз­ни убе­га­ли от люд­ской сла­вы, так и после сво­ей телес­ной смер­ти про­дол­жа­ют делать то же самое. Мощи прп. Анто­ния так и не были обре­те­ны, а об обре­те­нии мощей прп. Фео­до­сия повест­ву­ет прп. Нестор-лето­пи­сец, в “Пове­сти вре­мен­ных лет”. Соглас­но ему, они были обре­те­ны в 1071 г., в их обре­те­нии и сам прп. Нестор при­ни­мал самое непо­сред­ствен­ное уча­стие. Но в ХIII веке, при наше­ствии на Киев Батыя, мощи были спря­та­ны, а потом место их поло­же­ния было забыто.
Тем не менее в Пеще­рах вы може­те посе­тить келии прп. Анто­ния и Фео­до­сия, в кото­рых уста­нов­ле­ны кено­та­фы (сим­во­ли­че­ские гро­бы, в кото­рых нет Св. мощей).

Ещё, в Лав­ре есть два колод­ца, Анто­ни­ев и Фео­до­си­ев. Лавр­ское пре­да­ние гово­рит, что их выко­па­ли сами пре­по­доб­ные. Здесь мож­но набрать воды. Есте­ствен­но, для это­го не нуж­но спус­кать вед­ро на верёв­ке. На месте колод­цев сто­ят часо­вен­ки, а вода из колод­цев пода­ёт­ся насо­сом, и наби­ра­ет­ся с помо­щью обыч­ных кра­нов, выве­ден­ных на внеш­нюю сто­ро­ну часо­вен. Пустые бутыл­ки про­да­ют­ся здесь же.

Немного фото

Соб­ствен­но, немно­го фото из Лав­ры, мож­но посмот­реть здесь https://azbyka.ru/palomnik/forum/media/albums/kievo-pecherskaja-lavra.1/

Про туристов, нацистов и русский язык

Гово­рить о Лав­ре мож­но дол­го. Но, как гово­рит­ся, луч­ше один раз уви­деть. Палом­ни­ков и про­сто тури­стов здесь доволь­но мно­го. Я слы­шал пери­о­ди­че­ски то укра­ин­скую, то рус­скую, то англий­скую, то немец­кую речь. Кста­ти, на тер­ри­то­рии Лав­ры есть воз­мож­ность зака­зать экс­кур­сию, но сколь­ко это сто­ит, не уточнял.
В Кие­ве, вопре­ки стра­шил­кам, кото­рые любят рас­ска­зы­вать СМИ, по-преж­не­му поло­ви­на насе­ле­ния гово­рит по-рус­ски, а дру­гая поло­ви­на, выслу­ша­ет вас по-рус­ски, а затем вполне дру­же­люб­но отве­тит по-укра­ин­ски (про­сто им так удоб­нее, а не пото­му что они над вами хотят поиздеваться:)).
Наци­о­на­ли­сти­че­ские митин­ги… Ну, киев­ляне, кажет­ся, к ним так при­вык­ли, что уже даже не обра­ща­ют вни­ма­ния. Я уж, не знаю, санк­ци­о­ни­ро­ван­ные они, или нет, не вни­кал. На Май­дане Неза­леж­но­сти посто­ян­но кто-нибудь да митин­гу­ет. Обыч­но несколь­ко десят­ков чело­век. Так что они уже про­сто ста­ли частью пей­за­жа. К тому же они ведут себя отно­си­тель­но спо­кой­но, по край­ней мере, если ты про­сто про­хо­дишь мимо.:) Ино­гда слу­ча­ют­ся митин­ги и за пре­де­ла­ми май­да­на. В день мое­го при­ез­да, как раз наци­сты устро­и­ли оче­ред­ное про­пла­чен­ное шоу (до это­го несколь­ко меся­цев всё было более-менее спо­кой­но:)) и я застал его неболь­шой фраг­мент по доро­ге в Лав­ру. В основ­ном, они ста­ра­лись про­из­ве­сти “шумовой“и “дымо­вой” эффект: били в бара­ба­ны, ора­ли во всё гор­ло свои нацист­ские лозун­ги, жгли дымо­вые шаш­ки. Но, по край­ней мере на людей не кида­лись, поли­цей­ское оцеп­ле­ние про­рвать не пыта­лись. Зева­кам было на что посмот­реть. Но мне смот­реть на тол­пу душев­но-боль­ных людей не хоте­лось, и я, помо­лив­шись в серд­це Гос­по­ду, свер­нул на боко­вые ули­цы. Здесь было всё тихо, игра­ли дети, люди шли по сво­им делам. Город жил сво­ей обыч­ной жизнью.
Осталь­ные дни про­шли, с Божьей помо­щью, без происшествий.
Раз­мыш­ле­ния о раз­де­лён­но­сти и раз­но­род­но­сти обще­ства в Кие­ве (и в Укра­ине в целом) выхо­дят за рам­ки этой темы. Так что на этом я и оста­нов­люсь, пожалуй.
А в общем Киев — кра­си­вый древ­ний город. А Лав­ра — это его свет­лый венец.

Небольшое дополнение. Про Святую великомученицу Варвару и раскольников

Свя­тая Лав­ра — не един­ствен­ная свя­ты­ня горо­да Киева. В горо­де так­же нахо­дят­ся свя­тые мощи самой свя­той вели­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры и свя­щен­но­му­че­ни­ка Мака­рия Киев­ско­го. Я очень почи­таю св. вмц. Вар­ва­ру и бук­валь­но неза­дол­го сво­ей поезд­ки в Киев я узнал, что в Кие­ве нахо­дят­ся её св. мощи. Но про­бле­ма ока­за­лась в том, что они (как и мощи сщмч. Мака­рия) нахо­дят­ся во Вла­ди­мир­ском Собо­ре, кото­рый с 90‑х годов ХХ века нахо­дит­ся в руках раскольников.
Тем не менее, меня не поки­да­ло жела­ние помо­лить­ся у свя­тых мощей вмц. Вар­ва­ры и при­ло­жит­ся к ним. Ведь свя­ты­ня не осквер­ня­ет­ся от при­кос­но­ве­ния к ней раскольников.
Я знал, как вести себя, когда нуж­но при­ло­жить­ся к свя­тыне, захва­чен­ной рас­коль­ни­ка­ми, без­бож­ни­ка­ми или ере­ти­ка­ми, но, конеч­но, ещё раз про­кон­суль­ти­ро­вал­ся со свя­щен­ни­ком. Общие сове­ты были таки­ми: кре­стить­ся и кла­нять­ся вхо­дя в собор, не сле­ду­ет, т.к. в нём не совер­ша­ет­ся кано­ни­че­ская Литур­гия. Воз­ле мощей и древ­них икон и фре­сок мож­но молить­ся и кре­стить­ся, при­кла­ды­вать­ся к мощам, нуж­но как обыч­но мы это дела­ем. У рас­коль­ни­ков ниче­го не поку­пать, ни све­чей, ни икон, ниче­го им не жерт­во­вать. Если они будут совер­шать свои “служ­бы” — то их сле­ду­ет пол­но­стью игно­ри­ро­вать, не кре­стить­ся, не пре­кло­нять голо­ву, ну, одним сло­вом никак не участ­во­вать в их молитвах.
Я решил отпра­вить­ся ко св. Вар­ва­ре в вос­кре­се­нье, после того, как побы­вал на Боже­ствен­ной Литур­гии в одном из хра­мов Свя­той Лав­ры и при­ча­стил­ся Свя­тых Тайн.
Вла­ди­мир­ский Собор рас­по­ло­жен на буль­ва­ре Т. Шев­чен­ко, стан­ция мет­ро Уни­вер­си­тет. Соб­ствен­но, заблу­дить­ся там слож­но — выход из мет­ро там один и он ведёт на буль­вар Шев­чен­ко, а Вла­ди­мир­ский Собор отту­да уже виден, так как рас­по­ло­жен очень близ­ко. Выхо­жу из мет­ро и пово­ра­чи­ваю напра­во. И вот он — кра­са­вец-собор, захва­чен­ный рас­коль­ни­ка­ми. Пере­хо­жу доро­гу — и я перед собором.
Людей вокруг доволь­но мно­го. Замед­ляю ход, осмат­ри­ва­юсь поне­мно­гу. Народ совер­шен­но раз­ный и по воз­рас­ту и по полу. Под­ни­ма­юсь по сту­пень­кам. Как это непри­выч­но — вхо­дить в храм без крест­но­го зна­ме­ния. Иду мед­лен­но, но уве­рен­но. В прин­ци­пе, я не смот­рю теле­ви­зи­он­ных стра­ши­лок, и я пони­мал, что ско­рее все­го на меня про­сто никто не обра­тит вни­ма­ния, если я толь­ко сам не нач­ну кри­чать что-либо про­во­ка­ци­он­ное. Но с дру­гой сто­ро­ны, я пони­мал, что если вдруг, вопре­ки моим ожи­да­ни­ям, мне при­дёт­ся с кем-то заго­во­рить, то нуж­но быть пре­дель­но осто­рож­ным, в том смыс­ле, что даже на сло­вах я не дол­жен выра­жать ника­ко­го сочув­ствия расколу.
Я вла­дею укра­ин­ским язы­ком на про­стом раз­го­вор­ном уровне, но, одно дело укра­ин­ский язык, и совсем дру­гое — укра­ин­ский раскол.
Я поло­жил­ся на Гос­по­да, кото­рый ска­зал, что если нам при­дёт­ся сви­де­тель­ство­вать исти­ну, что­бы мы не бес­по­ко­и­лись что и как гово­рить, пото­му что Он Сам даст нам уста пре­муд­рость. К тому же я толь­ко пару часов как при­ча­стил­ся, Гос­подь со мной, всё хорошо.
Вхо­жу в храм. Рас­коль­ни­ки слу­жат “типа водо­свят­ный моле­бен с ака­фи­стом”. Вижу раку с моща­ми св. Вар­ва­ры (спра­ва от цен­траль­но­го нефа) и с моща­ми сщмч. Мака­рия (сле­ва). Иду к Св. Вар­ва­ре. Оче­редь совсем малень­кая, пару чело­век. Я помо­лил­ся св. Вар­ва­ре и достал из сум­ки её икон­ку, пред­ва­ри­тель­но куп­лен­ную в Лав­ре (т.к. поку­пать у рас­коль­ни­ков ниче­го нель­зя). При­ло­жил­ся к свя­тым мощам и при­ло­жил икон­ку. Ото­шёл. Затем схо­дил при­ло­жить­ся к мощам сщмч. Макария.
А затем даже ещё раз вер­нул­ся к св. Вар­ва­ре. Затем посто­ял немно­го у само­го выхо­да, пораз­мыш­лял. Кто они — эти все люди, кото­рые при­шли сюда?
Оче­вид­но, было какое-то коли­че­ство тех, кто захо­дит в храм, что­бы “поста­вить свеч­ку”. Они в любом хра­ме выде­ля­ют­ся. При­шёл, поста­вил свеч­ку и с чув­ством выпол­нен­но­го дол­га ушёл. Совер­шен­но оче­вид­но, что им всё рав­но в каком хра­ме ста­вить свеч­ки: в истин­ной Церк­ви или у рас­коль­ни­ков. Если зав­тра пред­ло­жат поста­вить свеч­ку перед идо­лом… сколь­ко из них заду­ма­ет­ся, что они делают?
“Бог в душе”… Вот к чему оно при­во­дит, это “Бог в душе”. Люди пре­да­ют Хри­сто­ву Цер­ковь и даже не задумываются.
Но есть и дру­гие. Те кто при­шёл сюда молить­ся, кто был после “испо­ве­ди”, и “при­ча­стия”. По ним вид­но, что они более или менее пони­ма­ют о чём служ­ба. Тем более служ­ба у них на понят­ном для них укра­ин­ском, а не на непо­нят­ном цер­ков­но-сла­вян­ском. Лад­но, молит­ва на наци­о­наль­ном язы­ке — это, в целом, не страш­но, ведь боль­шин­ство помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей слу­жат на наци­о­наль­ном язы­ке, кро­ме, пожа­луй, русской.
Но неуже­ли их не сму­ща­ет то, что в хра­ме слу­жат рас­коль­ни­ки, кото­рые разо­рва­ли хитон Хри­сто­вой Церк­ви ради наци­о­наль­ных инте­ре­сов, внес­ли в Тело Хри­сто­во нена­вист­ную рознь мира сего и тем самым отторг­ли себя от пол­но­ты Церк­ви? Неуже­ли всё рав­но, что этот рас­кол не при­зна­ла ни одна помест­ная Цер­ковь?
Выхо­дит, для них даже Таин­ства Церк­ви были про­сто риту­а­лом. Кому-то доста­точ­но про­сто­го риту­а­ла (поста­вить свеч­ку), а кому-то нужен риту­ал послож­нее. Но, полу­ча­ет­ся, что для них Цер­ковь — это все­го лишь риту­ал, ина­че они не пошли бы в раскол.
От таких мыс­лей ста­ло тяже­ло на душе и, помо­лив­шись Гос­по­ду о вра­зум­ле­нии рас­коль­ни­ков, я ушёл.

В тот день я ещё побы­вал в Софий­ском Собо­ре. У нас на Руси с древ­них вре­мён было извест­но три “Софии”, сде­лан­ные по образ­цу Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской. Они рас­по­ло­же­ны в Кие­ве, Полоц­ке и Нов­го­ро­де. Но на сего­дня, насколь­ко мне извест­но, дей­ству­ю­щей явля­ет­ся толь­ко Нов­го­род­ская София.
От Вла­ди­мир­ско­го Собо­ра до Софий­ско­го все­го кило­метр с лиш­ним и это рас­сто­я­ние я решил прой­ти пеш­ком. Имея под рукой кар­ту или нави­га­тор, сори­ен­ти­ро­вать­ся несложно.
Софий­ский Собор, как я уже ска­зал, недей­ству­ю­щий; офи­ци­аль­но явля­ет­ся “Наци­о­наль­ным запо­вед­ни­ком” и нахо­дит­ся в юрис­дик­ции Мини­стер­ства куль­ту­ры Укра­и­ны. За исклю­че­ни­ем одно­го хра­ма, рас­по­ло­жен­но­го рядом, на тер­ри­то­рии собо­ра, но храм тот — раскольничий.
Поэто­му я про­сто побро­дил по тер­ри­то­рии, посмот­рел на зда­ния, на древ­нюю клад­ку, кото­рую спе­ци­аль­но оста­ви­ли без шту­ка­тур­ки, что­бы была вид­на всем желающим,поднялся на коло­коль­ню. Вход на тер­ри­то­рию и коло­коль­ню — плат­ный, кас­сы рас­по­ло­же­ны здесь же, про­да­жу биле­тов осу­ществ­ля­ет Мини­стер­ство куль­ту­ры, по край­ней мере так напи­са­но на билетах.
В этом собо­ре неко­гда молил­ся бла­го­вер­ный князь Яро­слав Муд­рый, а теперь это собор-музей.
Внутрь собо­ра я не захо­дил. По прав­де ска­зать, собо­ры-музеи наве­ва­ют на меня скорб­ные чув­ства. Ведь душа любо­го хра­ма — это Боже­ствен­ная Литур­гия. А тело без души — это, увы, труп. Да, мне конеч­но доро­ги эти собо­ры и в таком виде, как память, но с дру­гой сто­ро­ны, есть что-то невы­но­си­мое в осо­зна­нии их “мёрт­во­сти”, будь то Софий­ский Собор в Кие­ве или Полоц­ке, или “мёрт­вые” собо­ры Мос­ков­ско­го Кремля.
Погу­ляв ещё немно­го по Кие­ву, я вер­нул­ся в Лав­ру и начал гото­вит­ся к отъ­ез­ду, кото­рый был наме­чен на сле­ду­ю­щий день.

И в завер­ше­ние — немно­го фото Киев­ских Собо­ров: https://azbyka.ru/palomnik/forum/media/albums/kievskie-sobory.2/

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки