Крестная слава – краеугольный камень сербского народа

Крестная слава – краеугольный камень сербского народа

(6 голосов4.3 из 5)

Уникальное явление у православных христиан, известное под названием «Крестная Слава», существует только у сербов. Этот многовековой обычай ярко отражает самосознание всего сербского народа и много говорит об особенностях национальной традиции сербов с присущим ей принципом органичного двуединства «веры и крови», духовного и национального. Крестная Слава – это важнейший семейный праздник каждого православного серба, небесного покровителя всей семьи и целого рода. Он отмечается раз в году, в день памяти святого, которому посвящена Крестная Слава.

Крестная слава – краеугольный камень сербского народа

Праздник начинается с освящения славского хлеба, который напоминает по виду русский кулич, но выпекается по постному рецепту. Этот особый хлеб, как правило, изготовляется в форме большой просфоры с надписью: «ИС ХС NIKA». На столе рядом со славским хлебом размещается икона святого или святой покровительницы, славская свеча, ладан, красное вино и жито – перемолотая пшеница с добавлением сухофруктов. Во время обряда священник читает молитвы из требника и освящает вином хлеб и жито и поет положенные тропари, а в момент пения песнопения «Исаие, ликуй!» хозяин этого дома вместе со священником крутит славский хлеб по кругу и затем переламывает на две части со словами: «Христос посреди нас. – Есть и будет».

После освящения славского хлеба, которое происходит в храме до Литургии или накануне самого праздника, или в самом доме хозяина Славы (в зависимости от загруженности священнослужителей), и начинается праздничная трапеза. Отмечая Крестную Славу, семья в течение целого дня принимает гостей и делит трапезу с родными, друзьями и кумовьями. Особенность этого праздника в том, что никто из гостей специально не приглашается, потому что это само собой разумеющееся. Все люди, с которыми эта семья общается, но не празднуют ту же Славу, уже приглашены и могут прийти в любое время дня. Нередко случается, что большие семьи отмечают свою Славу и в течение трех дней. В некоторых балканских государствах, где живут сербы (Сербия, Черногория, Республика Сербская – Сербская автономия в Боснии и Герцеговине), каждый православный христианин по закону имеет право на выходной день, чтобы отметить свою Крестную Славу. 

Семья делит трапезу с родными, друзьями и кумовьями, никто из гостей специально не приглашается, потому что это само собой разумеющееся

Существует несколько версий возникновения у сербов этого интересного обычая. Первая из них указывает, что он относится к еще дохристианским временам и восходит к индоевропейской традиции (ср. похожий праздник «лары и пенаты» у древних римлян). Во время христианизации южнославянских народов, начало которой относится к VI–VIII векам, некоторые народные праздники были переосмыслены в христианском духе с миссионерской целью, чтобы люди лучше усвоили и приняли христианскую веру. Конечно, не все древние обычаи принимались безоговорочно. В условиях сохранения тех или иных народных традиций неизменно происходило отделение зерен от плевел, согласно известному высказыванию святителя Василия Великого из его поучений юношеству: «Христианин даже у языческих авторов может почерпнуть то, что будет полезно и богоугодно для его христианской жизни». 

Крестная слава – краеугольный камень сербского народа

Вторая версия указывает на то, что небесный покровитель избирался в память о святом, в честь которого был крещен первый серб в роду, и так Крестная Слава передавалась из поколения в поколение по мужской линии. Поэтому, когда девушка выходила замуж, она могла отмечать и свою Крестную Славу, и Славу мужа, а ее дети уже праздновали Славу своего отца.

Небесный покровитель избирался в память о святом, в честь которого был крещен первый серб в роду

Один их вариантов выбора Крестной Славы связан с памятью святого, в честь которого освящена первая церковь в селении, где проживала та или иная семья. Косвенно это послужило и появлению приславы, переславы или прислужбицы, которая отмечается вместе с главной Славой. Причина появления приславы может быть разная. Когда одна семья или молодой мужчина переезжает в другое селение или город, то, желая сохранить память о месте своего рождения, он берет приславу в честь святого покровителя своего села. Иногда бывало, что во время войны или османских нашествий целая семья исчезала и, чтобы сохранить память о ней, их соседи продолжали праздновать день Славы этой семьи, претерпевшей смерть и страдание от чужеродных завоевателей. Начиная с периода раннего средневековья и вплоть до конца XIX столетия обычай Крестной Славы соблюдали даже сербы, исповедующие католичество (некоторые области Средней Далмации и Славонии). Для них это был обычай, напоминающий им об их сербских корнях. Некогда Слава была распространена и на территории современной Македонии, случаи празднования здесь Крестной Славы встречаются и сегодня. Не стоит забывать, что Охридская архиепископия имеет очень большое значение для истории Сербской Православной Церкви, а в XX веке ею управлял выдающийся сербский святой Нового времени епископ Николай (Велимирович).

Сохранились многие примеры из жизни, когда люди в знак особой благодарности Богу за сохранение и продление жизни стали праздновать память святого, которому молились об избавлении от смерти или чья память совершалась в день их спасения в самых разных обстоятельствах (военное сражение, авария, ситуация, опасная для жизни). Считается, что у сербов очень распространена Слава в честь святителя Николая Чудотворца. Существует даже такое выражение: «В день памяти святителя Николая одна половина сербов празднует эту Славу, а вторая идет к ним в гости».

Крестная слава – краеугольный камень сербского народа

В истории описан интересный пример празднования черногорским племенем Васоевичи памяти русского святого – благоверного князя Александра Невского. По преданию, люди из племени Васоевичей молитвенно обратились к святому Александру Невскому за помощью в борьбе против турок и, получив ее, стали в благодарность отмечать день памяти этого русского святого-воина как Славу своего рода.

Память о значительной помощи русских святых бережно сохраняется в сербском народе, а в последнее время можно даже встретить обычай празднования Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского, Сергия Радонежского, блаженной Матроны Московской. Есть храмы, где в качестве храмовой Славы совершается память святой Царской семьи.

Память о русских святых бережно сохраняется в сербском народе, можно встретить празднование Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского, Сергия Радонежского

Совсем недавно прихожанка монастыря Михольска Превлака (некогда древней лавры) близ города Тиват в Черногории рассказала, что ее прислава – день памяти преподобного Серафима Саровского, которому она благодарна за то, что 15 января, когда русский святой отошел ко Господу, по ее горячей молитве он спас ее от неминуемой смерти в автокатастрофе.

Обратившись к истории, мы вспомним события Первой мировой войны. Она была победоносной для сербов, но буквально обескровила страну, ведь в ней погибло почти две трети мужского населения. В особенно решающий и трудный момент для сербской армии, когда она с огромными потерями вынуждена была отступить на греческий остров Корфу, союзники не оказали ей никакого содействия и остались равнодушными к страданиям героических сербских воинов. И тогда в это дело решительно вмешался Русский Император Николай II и заставил союзников прислать корабли для спасения сербов и возвращения их на родину. Во время пребывания на Корфу многие сербы взяли в качестве заветной Славы память преподобного Спиридона Тримифунтского в благодарность за свое спасение от верной смерти.

В день памяти великого чудотворца святителя Василия Острожского (12 мая по новому стилю) свою Славу отмечают сербы в очень многих городах и селениях, а по городу Никшич, где находятся нетленные мощи святого, ежегодно проходит крестный ход численностью более сорока тысяч человек, что составляет примерно две трети населения самого города.

Крестная Слава – один из важнейших сербских праздников, который отмечают и государственные учреждения из сферы образования, просвещения, медицины и др. Например, официальный праздник всех учащихся, как и всех сербов вне зависимости от территории их проживания, является день святого Саввы, первого Сербского архиепископа и просветителя, основателя независимой Сербской Церкви (1219). Русская Церковь отмечает память святителя Саввы 25 января, а Сербская – 27 января по новому стилю. Вся судьба сербского народа, его менталитет, духовное и культурное становление, а также развитие национального государства теснейшим образом связаны с личностью святителя Саввы. Святитель Савва был царским сыном правителя средневековой Сербии Стефана Немани. Святородная династия Неманичей праздновала Крестную Славу в честь первомученика архидиакона Стефана.

Крестная слава – краеугольный камень сербского народа

Столица Сербии – Белград отмечает славу в честь праздника Вознесения Господня (серб. Спасовдан). По всей стране это выходной день, а в праздновании участвует и армия, и всё сербское общество. Республика Сербская в Боснии и Герцеговине празднует Славу святого архидиакона Стефана (9 января по новому стилю): в этот день проходит торжественный военный парад, проводится множество культурных мероприятий. Почтить этот день и разделить праздник вместе со своей паствой и руководством Республики Сербской приезжает и Патриарх Сербский. «Для нас, сербов, Слава означает и наш день рождения, и наши именины, но не в физическом, а в духовном смысле», – говорил наш Святейший Патриарх Сербский Павел.

Выше было сказано, что Крестная Слава есть только у сербов. Именно благодаря традиции празднования Славы, сербам удалось сохранить верность православию и историческую память о своих героических предках даже в коммунистические времена второй половины XX столетия, несмотря на гонения на Церковь и духовенство (особенно в Черногории) и преследование национальных обычаев и традиций. Когда у людей не было возможности открыто исповедовать свою веру и ходить в храмы, оставались те, кто продолжал праздновать память небесного покровителя своего рода. История знает и другие примеры, когда действовали разного рода ограничения и даже запреты на празднование Славы. Они относились ко времени, когда часть сербской нации некоторое время пребывала под австрийским или венецианским управлением. Подобные запреты вводили под предлогом того, что эти празднования бывают чрезмерными, но в действительности за этим стояло стремление навязать унию и подчинить славянское население этих регионов влиянию Ватикана.

Cербам удалось сохранить верность православию и историческую память о своих героических предках даже в коммунистические времена

В период установления в Югославии богоборческого титовского режима (1945–1987) воинствующий атеизм внедрялся на государственном уровне через систему образования и партийную идеологию. Это проявлялось, например, в том, что работники, находящиеся на государственной службе, не имели права уйти с работы в день своей Славы. При этом коммунистическое руководство страны всеми силами стремилось переломить многовековую традицию празднования Славы, навязав праздники т. н. социалистической славы, особенно в Воеводине, где все меньше отмечались Славы в честь престольных праздников сельских храмов. Церковный характер новой «славы» подменялся чуждым смыслом: в качестве нового повода для празднования вводились даты, приуроченные к событиям новейшей истории, например, день освобождения какого-либо населенного пункта от гитлеровской оккупации. И это при том, что в период Второй мировой войны большую часть православных сербов (включая и настоящую сербскую элиту) физически истребили даже не немецкие или итальянские оккупанты, а сами титовские коммунисты и покрываемые ими усташи.

Крестная Слава – это древний сербский обычай, благодаря которому на протяжении многих веков сохранялась духовная память в сербском народе и укреплялось его национальное самосознание. Это позволило сербам остаться верными православной вере и сохранить свое национальное естество во времена чуждой турецкой или австрийской оккупации, а также в тяжелейший период коммунистического ига. Интересно, что эта особенная сербская традиция стала заметна и за пределами сербства: традиция празднования Славы занесена и в наследие мирового значения ЮНЕСКО в сфере образования, науки и культуры, как сербское нематериальное культурное наследие.

Сегодня сербский народ в своем подавляющем большинстве празднует Крестную Славу и, несмотря на колоссальное давление Запада, неуклонно возвращается к своей святосаввской вере, к своим национальным корням и православной истории.

Мила Церович

Источник: Московский Сретенский монастырь

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки