Святыни Подмосковья. Звенигород

Святыни Подмосковья. Звенигород

(1 голос5.0 из 5)

В самом назва­нии это­го горо­да слы­шит­ся радост­ный пере­звон коло­ко­лов, празд­нич­ный гул вос­крес­ной ярмар­ки и блеск на солн­це золо­тых купо­лов. И небо, обра­ти­те вни­ма­ние! Голубое-голубое.

Святыни Подмосковья. Звенигород

Элек­трич­ка от Бело­рус­ско­го вок­за­ла идёт час два­дцать. Мель­ка­ют за окном ели, сос­ны. «Хлю­пи­но», «Малые Вязё­мы», «Жаво­рон­ки», – про­бе­га­ют мимо стан­ции с милы­ми рус­ски­ми назва­ни­я­ми. По ваго­нам ходит бая­нист со сво­и­ми неза­мыс­ло­ва­ты­ми наигрышами.

Авто­бус № 23 – имен­но на него нуж­но сесть, если Вы хоти­те дое­хать до мона­сты­ря – отправ­ля­ет­ся от желез­но­до­рож­ной стан­ции и про­хо­дит через весь Зве­ни­го­род, пет­ляя по его узким улоч­кам. Город на хол­мах, низ­ко­этаж­ный, уют­ный. По сути, то, что сей­час явля­ет­ся горо­дом – это посад, посе­ле­ние, неко­гда раз­рос­ше­е­ся у стен зве­ни­го­род­ско­го крем­ля, осно­ван­но­го еще в XII веке Юри­ем Дол­го­ру­ким – в одно вре­мя с Москвой.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Что­бы попасть в место, с кото­ро­го начи­нал­ся Зве­ни­го­род, нуж­но попро­сить кон­дук­то­ра или води­те­ля «оста­но­вить на Город­ке». Собор Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы на Город­ке – это неболь­шой бело­ка­мен­ный храм с одним купо­лом. Стро­и­ли его мос­ков­ские масте­ра где-то на рубе­же XIV и XV веков. Древ­ний. Таких древ­них хра­мов сохра­ни­лось мало – вот, напри­мер, Тро­иц­кий собор в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ре, или собор Неру­ко­твор­но­го Спа­са в Спа­со-Анд­ро­ни­ко­вом мона­сты­ре (в Москве). Все они свя­за­ны с име­на­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия и его уче­ни­ков – пре­по­доб­ных Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го и Анд­ро­ни­ка Московского.
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

К Успен­ско­му собо­ру на Город­ке нуж­но под­ни­мать­ся: сна­ча­ла по желез­ной кова­ной лест­ни­це, потом — в гор­ку. По обе сто­ро­ны доро­ги – ого­ро­ды, дере­вян­ные избы. Так все, навер­ное, и было 7 веков назад – изго­ро­ди, под­сол­ну­хи, куры-гуси во дворах.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Рестав­ра­ци­он­ные леса, нако­нец, сня­ли, и теперь бес­пре­пят­ствен­но мож­но полю­бо­вать­ся тво­ре­ни­ем древ­них зод­чих, кото­рые в камне сла­ви­ли Господа.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Навер­ху, по пери­мет­ру апси­ды – полу­круг­ло­го высту­па – вьет­ся камен­ный орна­мент, опо­я­сы­ва­ю­щий фасад собора.

Когда захо­дишь внутрь, гла­за долж­ны попри­вык­нуть к сумра­ку собо­ра, что­бы раз­гля­деть сохра­нив­ши­е­ся фрес­ки XIV века. Вот ангел вру­ча­ет сви­ток с мона­ше­ским обще­жи­тель­ным уста­вом пре­по­доб­но­му Пахо­мию. Повы­ше – свя­тые вра­чи Флор и Лавр. А вот пре­по­доб­ный Вар­ла­ам бесе­ду­ет с индий­ским царе­ви­чем Иоаса­фом. А если запро­ки­нуть голо­ву, то там, в бара­бане купо­ла – про­рок Даниил.

Святыни Подмосковья. Звенигород

Лик Спа­са Все­дер­жи­те­ля (“Рус­ский Спас”), хоро­шо извест­ный нам, ока­зы­ва­ет­ся, был обна­ру­жен в 1918 году здесь же, в Успен­ском собо­ре. Вме­сте с ико­на­ми архан­ге­ла Миха­и­ла и апо­сто­ла Пав­ла, образ хра­нит­ся сей­час в Тре­тья­ков­ской гале­рее. Не было у ико­но­пис­цев обы­чая под­пи­сы­вать свои тво­ре­ния – кто я такой, все­го лишь кисточ­ка в Божи­их руках – пото­му-то чаще все­го и не зна­ем мы, кто писал ту или иную ико­ну. Но Спас Все­дер­жи­тель с боль­шой веро­ят­но­стью напи­сан рукой Андрея Рублева.

Лик Спаса Вседержителя

Саввино-Сторожевский монастырь

… Пово­рот в мона­стырь — здесь нуж­но вый­ти из авто­бу­са. Идти неда­ле­ко, но в гору. Пеший подъ­ем мож­но рас­тя­нуть минут на 10.

Саввино-Сторожевский монастырь

Сквозь дере­вья беле­ют камен­ные сте­ны оби­те­ли, с круг­лы­ми баш­ня­ми, бой­ни­ца­ми – как у кре­по­сти. Ведь мона­сты­ри-то рань­ше и были кре­по­стя­ми, часто выпол­ня­ли обо­ро­ни­тель­ную функцию.

Саввино-Сторожевский монастырь

Любил это место царь Алек­сей Михай­ло­вич Тишай­ший. Как-то во вре­мя охо­ты в окрест­но­стях мона­сты­ря встре­тил­ся он с мед­ве­дем, и не ока­за­лось рядом нико­го из госу­да­ре­вых людей. По пре­да­нию, из чащи вдруг вышел ста­рец и усми­рил дико­го зве­ря. «Кто ты?», – спро­сил Алек­сей Михай­ло­вич. «Сав­ва», – отве­тил монах и так же неожи­дан­но скрыл­ся, как и появился.
С тех пор царь регу­ляр­но при­ез­жал сюда, даже постро­ил себе здесь рези­ден­цию – цар­ский дво­рец и цари­цы­ны пала­ты, где сей­час рас­по­ла­га­ют­ся соот­вет­ствен­но палом­ни­че­ская служ­ба и музей. Уче­ные гово­рят, что эти бело­ка­мен­ные цар­ские пала­ты – один из самых зна­чи­тель­ных памят­ни­ков граж­дан­ско­го зод­че­ства сере­ди­ны-кон­ца XVII века.

Саввино-Сторожевский монастырь

Окна цар­ской свет­ли­цы, навер­ное, выхо­ди­ли на луга…

Саввино-Сторожевский монастырь

А в поко­ях, где когда-то оста­нав­ли­ва­лась Мария Ильи­нич­на Мило­слав­ская, супру­га Алек­сея Михай­ло­ви­ча, теперь рас­по­ла­га­ют­ся экс­по­зи­ции и выстав­ки Зве­ни­го­род­ско­го исто­ри­ко-архи­тек­тур­но­го и худо­же­ствен­но­го музея. Израз­цо­вые «мурав­ле­ные» печи, мебель бояр­ская, кокош­ни­ки и серь­ги – чего-чего там толь­ко нет! В музее мож­но про­быть и час, и два.

Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь

Рождественский собор монастыря

Пер­во­на­чаль­но на месте это­го хра­ма в 1398–99 году была воз­двиг­ну­та дере­вян­ная цер­ковь. Вокруг – мож­но себе пред­ста­вить – воз­вы­ша­лись такие же дере­вян­ные кельи, мона­стыр­ские построй­ки. Но уже через несколь­ко лет, в 1404–1405 гг., по ука­зу кня­зя Юрия и на его сред­ства начи­на­ет­ся стро­и­тель­ство бело­ка­мен­но­го собо­ра в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Белый камень добы­вал­ся неда­ле­ко от этих мест – в вер­хо­вьях Москва-реки.

При­мер­но в это же вре­мя, по при­гла­ше­нию кня­зя Юрия Зве­ни­го­род­ско­го, Сав­ва остав­ля­ет Тро­иц­кую оби­тель в Сер­ги­е­вом мона­сты­ре, где он был на тот момент игу­ме­ном, и при­хо­дит в Зве­ни­го­род, что­бы окорм­лять мест­ную братию…

Саввино-Сторожевский монастырь

Захо­жу в полу­мрак собо­ра. Вечер­нее бого­слу­же­ние, чита­ют кафиз­мы. Спо­кой­но, мирно.

Наста­ви мя, Гос­по­ди, на путь Твой, и пой­ду во истине Тво­ей; да воз­ве­се­лит­ся серд­це мое боя­ти­ся имене Твоего…

В хра­ме тем­но, лишь огонь­ки све­чей. Под купо­лом через окон­ца льет­ся вечер­ний свет, загля­ды­ва­ет послед­ний закат­ный луч. С бал­ко­на поёт муж­ской хор: «Свя­тей­ший вла­ды­ка, бла­го­сло­ви», – Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ская оби­тель – став­ро­пи­ги­аль­ный мона­стырь.

Саввино-Сторожевская обитель

Рас­по­ло­же­ние глав­ной свя­ты­ни оби­те­ли, мощей пре­по­доб­но­го Сав­вы – спра­ва от ико­но­ста­са, под рез­ной золо­той сенью. Когда-то сень была дубо­вой, потом – сереб­ря­ной; рядом были осо­бо почи­та­е­мые Сав­вой обра­за, теп­ли­лись неуга­си­мые лам­па­ды. После рево­лю­ции мощи пре­по­доб­но­го были кон­фис­ко­ва­ны, а 22 авгу­ста 1998 года тор­же­ствен­но воз­вра­ще­ны в обитель.

Саввино-Сторожевская обитель

Саввино-Сторожевская обитель

* * *

Саввино-Сторожевская обитель

Остать­ся пере­но­че­вать в гости­ни­це при мона­сты­ре – это зна­чит мно­гое. Напри­мер, мож­но спо­кой­но вый­ти после вечер­ней служ­бы, не спе­ша прой­тись по тер­ри­то­рии мона­сты­ря. Дой­ти до смот­ро­вой пло­щад­ки, кото­рая за сте­на­ми оби­те­ли, с юго-запад­ной сто­ро­ны. Мона­стырь нахо­дит­ся на хол­ме, под кото­рым течёт реч­ка Сто­рож­ка. Это от сло­ва «сто­ро­жить», ведь и мона­стырь назы­ва­ет­ся Сто­ро­жев­ским. Рас­по­ло­жил­ся он запад­ным фор­по­стом мос­ков­ско­го кня­же­ства, слов­но сто­рож Москвы.

Саввино-Сторожевская обитель

В пол­де­вя­то­го спус­ка­ют­ся сумер­ки, и в это вре­мя бра­тия идёт с крест­ным ходом вокруг стен оби­те­ли, с ико­на­ми, кроп­ле­ни­ем свя­той водой и пени­ем «Свя­тый Боже».

Саввино-Сторожевская обитель

В этот час нет наро­да и у колод­ца Сав­вы. Мож­но спу­стить­ся по дере­вян­ной лест­ни­це (спуск про­дол­жи­тель­ный, собьешь­ся со сче­та сту­пе­нек), умыть­ся водою из источника.

Рядом с колод­цем рас­по­ло­же­но рыб­ное мона­стыр­ское хозяйство.

Саввино-Сторожевская обитель

Толь­ко зано­че­вав в мона­сты­ре, есть воз­мож­ность попасть на ран­ний брат­ский моле­бен, кото­рый в Сав­в­ви­но-Сто­ро­жев­ской оби­те­ли начи­на­ет­ся в 6 утра. После него откры­ва­ет­ся стек­ло над моща­ми и мож­но при­ло­жить­ся к гла­ве преподобного.

…Пре­по­доб­ный Сав­ва при­нял постриг от пре­по­доб­но­го Сер­гия, «игу­ме­на рус­ской зем­ли», и так же, как его учи­тель, явил собой обра­зец крот­кой и сми­рен­ной жиз­ни. Как гово­рит­ся в житии, «всем казал­ся про­стым и ниче­го не знав­шим, хотя муд­ро­стью пре­вос­хо­дил мно­гих мня­щих быть мудрыми».

Скит преподобного Саввы Сторожевского

Скит преподобного Саввы Сторожевского

Над пещер­кой Сав­вы – местом его уеди­не­ния и непре­стан­ной слез­ной молит­вы – сей­час нахо­дит­ся мона­стыр­ский скит с хра­мом в его память. Скит обра­зо­вал­ся в 60–70 гг. XIX века сила­ми свт. Фила­ре­та (Дроз­до­ва), насто­я­те­ля Сав­ви­на мона­сты­ря епи­ско­па Дмит­ров­ско­го Лео­ни­да (Крас­но­пев­ко­ва), зве­ни­го­род­ско­го куп­ца и фаб­ри­кан­та Пав­ла Гри­го­рье­ви­ча Цури­ко­ва и намест­ни­ка Сав­вин­ской оби­те­ли о. Галак­ти­о­на. Назы­вал­ся он изна­чаль­но «обще­жи­тель­ное отде­ле­ние». Жизнь в Сав­вин­ском ски­ту осно­вы­ва­лась на пра­ви­лах стро­го­го обще­жи­тель­но­го уста­ва. Мит­ро­по­лит Фила­рет усерд­но насаж­дал в оби­те­лях подоб­ный тип ино­че­ской жиз­ни, вос­хо­див­ший к тра­ди­ци­ям пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го и его уче­ни­ков. Сей­час там храм в честь пре­по­доб­но­го Сав­вы, брат­ский кор­пус, мона­стыр­ский ого­род, скот­ный двор.

Рас­сто­я­ние до ски­та – вер­ста, чуть боль­ше кило­мет­ра, то есть. Ран­ним утром народ поне­мно­гу сте­ка­ет­ся в скит к Боже­ствен­ной Литур­гии, кото­рая быва­ет там еже­днев­но. За литур­ги­ей – общее пение. Реген­ту­ет все­ми монах, и толь­ко Херу­вим­скую песнь и Милость мира поют в одно­го­лос­ную мело­дию мона­хи. Без нестрой­ных выкри­ков, сла­жен­но поют люди, дружно.

* * *

Как-то побы­вав здесь с груп­пой ико­но­пис­цев, мне захо­те­лось вер­нуть­ся сюда сно­ва. Тогда, слу­шая экс­кур­си­он­ные искус­ство­вед­че­ские речи про ран­не­мос­ков­ское зод­че­ство и ико­но­пис­ные тех­ни­ки арте­ли Андрея Руб­ле­ва, мне вдруг поду­ма­лось, что Русь – свя­тая, и мы, совре­мен­ные несчаст­ные люди, долж­ны чаще воз­вра­щать­ся в эти свя­тые места, что­бы быть счастливыми.

Вот я и вернулась.

В мате­ри­а­ле исполь­зо­ва­ны фото с офи­ци­аль­но­го сай­та оби­те­ли и фото­гра­фа Артё­ма Мочалова.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки