Святыни Подмосковья. Звенигород

Святыни Подмосковья. Звенигород

(3 голоса2.7 из 5)

В самом названии этого города слышится радостный перезвон колоколов, праздничный гул воскресной ярмарки и блеск на солнце золотых куполов. И небо, обратите внимание! Голубое-голубое.

Святыни Подмосковья. Звенигород

Электричка от Белорусского вокзала идёт час двадцать. Мелькают за окном ели, сосны. «Хлюпино», «Малые Вязёмы», «Жаворонки», – пробегают мимо станции с милыми русскими названиями. По вагонам ходит баянист со своими незамысловатыми наигрышами.

Автобус № 23 – именно на него нужно сесть, если Вы хотите доехать до монастыря – отправляется от железнодорожной станции и проходит через весь Звенигород, петляя по его узким улочкам. Город на холмах, низкоэтажный, уютный. По сути, то, что сейчас является городом – это посад, поселение, некогда разросшееся у стен звенигородского кремля, основанного еще в XII веке Юрием Долгоруким – в одно время с Москвой.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Чтобы попасть в место, с которого начинался Звенигород, нужно попросить кондуктора или водителя «остановить на Городке». Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке – это небольшой белокаменный храм с одним куполом. Строили его московские мастера где-то на рубеже XIV и XV веков. Древний. Таких древних храмов сохранилось мало – вот, например, Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, или собор Нерукотворного Спаса в Спасо-Андрониковом монастыре (в Москве). Все они связаны с именами преподобного Сергия и его учеников – преподобных Саввы Сторожевского и Андроника Московского.
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

К Успенскому собору на Городке нужно подниматься: сначала по железной кованой лестнице, потом — в горку. По обе стороны дороги – огороды, деревянные избы. Так все, наверное, и было 7 веков назад – изгороди, подсолнухи, куры-гуси во дворах.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Реставрационные леса, наконец, сняли, и теперь беспрепятственно можно полюбоваться творением древних зодчих, которые в камне славили Господа.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Наверху, по периметру апсиды – полукруглого выступа – вьется каменный орнамент, опоясывающий фасад собора.

Когда заходишь внутрь, глаза должны попривыкнуть к сумраку собора, чтобы разглядеть сохранившиеся фрески XIV века. Вот ангел вручает свиток с монашеским общежительным уставом преподобному Пахомию. Повыше – святые врачи Флор и Лавр. А вот преподобный Варлаам беседует с индийским царевичем Иоасафом. А если запрокинуть голову, то там, в барабане купола – пророк Даниил.

Святыни Подмосковья. Звенигород

Лик Спаса Вседержителя (“Русский Спас”), хорошо известный нам, оказывается, был обнаружен в 1918 году здесь же, в Успенском соборе. Вместе с иконами архангела Михаила и апостола Павла, образ хранится сейчас в Третьяковской галерее. Не было у иконописцев обычая подписывать свои творения – кто я такой, всего лишь кисточка в Божиих руках – потому-то чаще всего и не знаем мы, кто писал ту или иную икону. Но Спас Вседержитель с большой вероятностью написан рукой Андрея Рублева.

Лик Спаса Вседержителя

Саввино-Сторожевский монастырь

… Поворот в монастырь — здесь нужно выйти из автобуса. Идти недалеко, но в гору. Пеший подъем можно растянуть минут на 10.

Саввино-Сторожевский монастырь

Сквозь деревья белеют каменные стены обители, с круглыми башнями, бойницами – как у крепости. Ведь монастыри-то раньше и были крепостями, часто выполняли оборонительную функцию.

Саввино-Сторожевский монастырь

Любил это место царь Алексей Михайлович Тишайший. Как-то во время охоты в окрестностях монастыря встретился он с медведем, и не оказалось рядом никого из государевых людей. По преданию, из чащи вдруг вышел старец и усмирил дикого зверя. «Кто ты?», – спросил Алексей Михайлович. «Савва», – ответил монах и так же неожиданно скрылся, как и появился.
С тех пор царь регулярно приезжал сюда, даже построил себе здесь резиденцию – царский дворец и царицыны палаты, где сейчас располагаются соответственно паломническая служба и музей. Ученые говорят, что эти белокаменные царские палаты – один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины-конца XVII века.

Саввино-Сторожевский монастырь

Окна царской светлицы, наверное, выходили на луга…

Саввино-Сторожевский монастырь

А в покоях, где когда-то останавливалась Мария Ильинична Милославская, супруга Алексея Михайловича, теперь располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Изразцовые «муравленые» печи, мебель боярская, кокошники и серьги – чего-чего там только нет! В музее можно пробыть и час, и два.

Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь

Рождественский собор монастыря

Первоначально на месте этого храма в 1398–99 году была воздвигнута деревянная церковь. Вокруг – можно себе представить – возвышались такие же деревянные кельи, монастырские постройки. Но уже через несколько лет, в 1404–1405 гг., по указу князя Юрия и на его средства начинается строительство белокаменного собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Белый камень добывался недалеко от этих мест – в верховьях Москва-реки.

Примерно в это же время, по приглашению князя Юрия Звенигородского, Савва оставляет Троицкую обитель в Сергиевом монастыре, где он был на тот момент игуменом, и приходит в Звенигород, чтобы окормлять местную братию…

Саввино-Сторожевский монастырь

Захожу в полумрак собора. Вечернее богослужение, читают кафизмы. Спокойно, мирно.

Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей; да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего…

В храме темно, лишь огоньки свечей. Под куполом через оконца льется вечерний свет, заглядывает последний закатный луч. С балкона поёт мужской хор: «Святейший владыка, благослови», – Саввино-Сторожевская обитель – ставропигиальный монастырь.

Саввино-Сторожевская обитель

Расположение главной святыни обители, мощей преподобного Саввы – справа от иконостаса, под резной золотой сенью. Когда-то сень была дубовой, потом – серебряной; рядом были особо почитаемые Саввой образа, теплились неугасимые лампады. После революции мощи преподобного были конфискованы, а 22 августа 1998 года торжественно возвращены в обитель.

Саввино-Сторожевская обитель

Саввино-Сторожевская обитель

* * *

Саввино-Сторожевская обитель

Остаться переночевать в гостинице при монастыре – это значит многое. Например, можно спокойно выйти после вечерней службы, не спеша пройтись по территории монастыря. Дойти до смотровой площадки, которая за стенами обители, с юго-западной стороны. Монастырь находится на холме, под которым течёт речка Сторожка. Это от слова «сторожить», ведь и монастырь называется Сторожевским. Расположился он западным форпостом московского княжества, словно сторож Москвы.

Саввино-Сторожевская обитель

В полдевятого спускаются сумерки, и в это время братия идёт с крестным ходом вокруг стен обители, с иконами, кроплением святой водой и пением «Святый Боже».

Саввино-Сторожевская обитель

В этот час нет народа и у колодца Саввы. Можно спуститься по деревянной лестнице (спуск продолжительный, собьешься со счета ступенек), умыться водою из источника.

Рядом с колодцем расположено рыбное монастырское хозяйство.

Саввино-Сторожевская обитель

Только заночевав в монастыре, есть возможность попасть на ранний братский молебен, который в Савввино-Сторожевской обители начинается в 6 утра. После него открывается стекло над мощами и можно приложиться к главе преподобного.

…Преподобный Савва принял постриг от преподобного Сергия, «игумена русской земли», и так же, как его учитель, явил собой образец кроткой и смиренной жизни. Как говорится в житии, «всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми».

Скит преподобного Саввы Сторожевского

Скит преподобного Саввы Сторожевского

Над пещеркой Саввы – местом его уединения и непрестанной слезной молитвы – сейчас находится монастырский скит с храмом в его память. Скит образовался в 60–70 гг. XIX века силами свт. Филарета (Дроздова), настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Назывался он изначально «общежительное отделение». Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава. Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Сейчас там храм в честь преподобного Саввы, братский корпус, монастырский огород, скотный двор.

Расстояние до скита – верста, чуть больше километра, то есть. Ранним утром народ понемногу стекается в скит к Божественной Литургии, которая бывает там ежедневно. За литургией – общее пение. Регентует всеми монах, и только Херувимскую песнь и Милость мира поют в одноголосную мелодию монахи. Без нестройных выкриков, слаженно поют люди, дружно.

* * *

Как-то побывав здесь с группой иконописцев, мне захотелось вернуться сюда снова. Тогда, слушая экскурсионные искусствоведческие речи про раннемосковское зодчество и иконописные техники артели Андрея Рублева, мне вдруг подумалось, что Русь – святая, и мы, современные несчастные люди, должны чаще возвращаться в эти святые места, чтобы быть счастливыми.

Вот я и вернулась.

В материале использованы фото с официального сайта обители и фотографа Артёма Мочалова.