О трудничестве

О трудничестве

Автор: Алексей

(4 голоса4.0 из 5)

Когда жела­ешь приблизиться
Серд­цем сво­им к Богу,
дока­жи Ему преж­де любовь свою
телес­ны­ми трудами.
В них пола­га­ет­ся нача­ло жития.

Прп. Иса­ак Сирин

Соглас­но сло­ва­рю Даля, тру́дник — чело­век, рабо­та­ю­щий на мона­стырь по обе­ту, бес­плат­но. Соот­вет­ствен­но, тру́дничество — направ­ле­ние дея­тель­но­сти людей, рабо­та­ю­щих при пра­во­слав­ном мона­сты­ре или хра­ме на доб­ро­воль­ной и бес­ко­рыст­ной осно­ве (во сла­ву Божию), а при дли­тель­ном пери­о­де рабо­ты ещё и про­жи­ва­ю­щих там же. В таких слу­ча­ях труд­ник со сто­ро­ны монастыря/храма обес­пе­чи­ва­ет­ся пита­ни­ем и проживанием.

О трудничестве

На вопрос об истин­ном смыс­ле это­го явле­ния, кто, как и для чего ста­но­вит­ся труд­ни­ком и како­во зна­че­ние труд­ни­че­ства в совре­мен­ной цер­ков­ной (и не толь­ко!) жиз­ни, мы и попы­та­ем­ся отве­тить в дан­ной статье.

На пер­вый взгляд всё про­сто: чело­век берёт отпуск и вме­сто покуп­ки путёв­ки на Бага­мы или поезд­ки на дачу берёт бла­го­сло­ве­ние у батюшки/настоятеля мона­сты­ря и при­сту­па­ет к рабо­те в соот­вет­ствии с этим бла­го­сло­ве­ни­ем. Чем же отли­ча­ет­ся этот труд от ана­ло­гич­но­го «в миру»? Для того, что­бы разо­брать­ся в этом, обра­тим­ся к исто­рии и свя­то­оте­че­ско­му пре­да­нию, свя­зан­но­му с тра­ди­ци­он­но-орто­док­саль­ным отно­ше­ни­ем к тру­ду «во сла­ву Божию».

Само сло­во «труд­ник», как лег­ко дога­дать­ся, про­ис­хо­дит от сло­ва «труд», чаще все­го отож­деств­ля­е­мо­го с физи­че­ской, либо умствен­ной рабо­той. Одна­ко с самых древ­них вре­мён пони­ма­ние этих двух слов было раз­лич­ным. Если сло­во «труд» озна­ча­ло духов­но ори­ен­ти­ро­ван­ные дела, направ­лен­ные на укреп­ле­ние душев­но­го и физи­че­ско­го здо­ро­вья (себя и окру­жа­ю­щих), то сло­во «рабо­та» изда­на нес­ло на себе совсем иную нагруз­ку. Рабо­та – это, преж­де все­го, тяж­кое бре­мя, кото­рое чело­век вынуж­ден нести ради соб­ствен­но­го (и толь­ко!) выжи­ва­ния, в соот­вет­ствии с биб­лей­ским: «В поте лица тво­е­го будешь есть хлеб…»(Быт.3:19). Таким обра­зом, РАБо­та поРА­Бо­ща­ет чело­ве­ка и душев­но и телес­но, ибо направ­ле­на она исклю­чи­тель­но на эго­и­сти­че­ский инте­рес (от эле­мен­тар­но­го выжи­ва­ния до «дела­ния карье­ры» и стрем­ле­ния стать «успеш­ным чело­ве­ком»). «Успех» в совре­мен­ном обще­стве под­ра­зу­ме­ва­ет нали­чие у чело­ве­ка хотя бы одной из трёх его состав­ля­ю­щих (а луч­ше всех вме­сте): вла­сти, денег и секса.

Труд же пред­по­ла­га­ет направ­лен­ное дея­ние по духов­но­му, душев­но­му и физи­че­ско­му совер­шен­ство­ва­нию себя, а через это и окру­жа­ю­ще­го Божье­го мира. Толь­ко чело­век, сотру­дя­щий­ся с Богом по улуч­ше­нию мира как тво­ре­ния Гос­по­да может и соРА­Бот­ни­чать Ему, так как в покор­но­сти Выс­шей Воле нахо­дит он свою под­лин­ную сво­бо­ду. Ни в одном дого­во­ре о при­ё­ме на рабо­ту не встре­тишь сло­ва «труд­ник». Тебя при­ни­ма­ют имен­но на рабо­ту (зача­стую весь­ма далё­кую даже от обще­ствен­но полез­но­го тру­да), само­це­лью кото­рой явля­ют­ся преж­де все­го день­ги. Для того, что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать отли­чие «работ­ни­ка» от «труд­ни­ка», при­ве­дём наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный «круг обя­зан­но­стей» последнего.

Мона­стыр­ский труд­ник должен:

Бес­пре­ко­слов­но соблю­дать внут­рен­ний рас­по­ря­док, устав, обы­чаи и пра­ви­ла мона­сты­ря, сооб­ра­зу­ясь с нор­ма­ми хри­сти­ан­ской этики.
Обя­за­тель­но посе­щать мона­стыр­ские богослужения.
Быть в послу­ша­нии насто­я­те­лю и началь­ству­ю­щей бра­тии, ока­зы­вать им долж­ное ува­же­ние и почитание.
Соблю­дать поря­док и чисто­ту в месте про­жи­ва­ния, береж­но отно­сить­ся к иму­ще­ству монастыря.
Обя­зан­но­сти и послу­ша­ния выпол­нять неукос­ни­тель­но, доб­ро­со­вест­но и в срок.
Не отлу­чать­ся из мона­сты­ря без бла­го­сло­ве­ния игумена.
По пер­во­му рас­по­ря­же­нию игу­ме­на без­ого­во­роч­но поки­нуть мона­стырь в назна­чен­ный срок.

О трудничестве

Для чело­ве­ка, «тру­дя­ще­го­ся» в радост­ном сора­бот­ни­че­стве Гос­по­ду, все эти тре­бо­ва­ния не могут пред­став­лять боль­ших слож­но­стей. Ведь «работ­ник» не ска­жет, что на сво­ей «мир­ской рабо­те» ему безум­но труд­но быть в под­чи­не­нии у сво­е­го руко­вод­ства и ока­зы­вать ему «долж­ное ува­же­ние и почи­та­ние». То же самое отно­сит­ся и ко всем осталь­ным обя­зан­но­стям труд­ни­ка – все они при­ло­жи­мы и к работ­ни­ку на любом «мир­ском» про­из­вод­стве (если бого­слу­же­ние заме­нить на обя­за­тель­ное посе­ще­ние, напри­мер, кор­по­ра­ти­ва — прав­да, с диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ным резуль­та­том). Отче­го же иной раз слу­ча­ет­ся так, что рабо­та пред­став­ля­ет­ся желан­ной и даже труд­но­до­сти­жи­мой целью, а труд­ни­че­ство – невы­но­си­мой сверх­тя­жё­лой ношей? Не отто­го ли, что бес­со­зна­тель­но в нас при­сут­ству­ет такое «урав­не­ние»: трудничество+деньги(секс, карьера)=работа (мож­но и в обрат­ном виде: работа-успех=трудничество)? Что гово­рят нам на этот счёт свя­тые отцы и учи­те­ля Церк­ви Христовой?

Свт.Васи­лий Вели­кий: «Меж­ду делом совер­шай молит­ву, бла­го­да­ря Того, Кто дал силу рук на дела, муд­рость ума на при­об­ре­те­ние зна­ния, Кто дал веще­ство, из кото­ро­го сде­ла­ны ору­дия и кото­рое обде­лы­ва­ет­ся тем искус­ством, каким слу­чи­лось нам зани­мать­ся. …при вся­ком дей­ствии будем про­сить у Бога успе­ха в делании…как ина­че может быть сов­ме­ще­но ска­зан­ное у апо­сто­ла: «Непре­стан­но моли­те­ся (1 Сол. 5:17) и «…ночь и день дела­ю­ще…(2 Сол.3:8)1. А «Тру­ды молитвы…и про­чих дел нуж­но пере­но­сить с вели­ким удо­воль­стви­ем…, пло­ды тру­дов при­зна­вать дей­стви­я­ми Духа… Кто ста­нет вме­нять их себе…, то…произрастут в нём высо­ко­ме­рие и какое-то муд­ро­ва­ние. А эти стра­сти, подоб­но какой-то гни­ло­сти, зарож­да­ясь в душах лег­ко­мыс­лен­ных, рас­тле­ва­ют и губят тру­ды. Что же над­ле­жит делать живу­ще­му для Бога и в упо­ва­нии на Него? – С удо­воль­стви­ем пре­бы­вать в подви­гах доб­ро­де­те­ли, а…надежду…возлагать на Бога и вве­рять­ся его чело­ве­ко­лю­бию»2.

Итак, соглас­но выше­при­ве­дён­ным изре­че­ни­ям, не вся­кие, даже внешне бла­го­при­стой­ные дела, явля­ют­ся тру­дом в выс­шем смыс­ле это­го сло­ва. Труд­ник дол­жен упо­вать на Гос­по­да и Его милость, а для это­го он, выпол­няя послу­ша­ние (неред­ко такое же, как и послуш­ни­ки, гото­вя­щи­е­ся в даль­ней­шем стать мона­ха­ми), дол­жен посто­ян­но воз­но­сить про­си­тель­ные и бла­го­дар­ствен­ные молит­вы молит­вы к Богу; в про­тив­ном слу­чае его труд неиз­беж­но пре­вра­тит­ся в тягост­ную, непо­нят­но зачем совер­ша­е­мую РАБоту.

Может воз­ник­нуть вопрос: а поче­му, соб­ствен­но, такой труд воз­мо­жен толь­ко при хра­ме или в мона­сты­ре? Как буд­то на сво­ей «мир­ской рабо­те» я не могу тру­дить­ся с молит­вой? Без­услов­но, это воз­мож­но, с той толь­ко раз­ни­цей, что, в отли­чие от мона­сты­ря или хра­ма, не будешь окру­жён доб­ро­же­ла­тель­но и пони­ма­ю­ще настро­ен­ны­ми палом­ни­ка­ми, труд­ни­ка­ми и мона­ха­ми. Не будет окру­жать и бла­го­дат­ная тиши­на, спо­соб­ству­ю­щая уеди­нён­ной молит­ве, да ещё могут и обру­гать про­сто по при­чине соб­ствен­но­го пло­хо­го настро­е­ния. Не до молит­вен­ных воз­ды­ха­ний ста­нет в такой обста­нов­ке! Сра­зу вспом­нишь, что из мона­сты­ря «в послед­ний день не хоте­лось уез­жать, была какая-то лёг­кость и умиротворённость»3. Так что: соРА­Бот­ни­че­ство Господу+молитва=трудничество.

Одна­ко и тут воз­ни­ка­ют свои «нюан­сы»: мно­гие труд­ни­ки и труд­ни­цы гово­рят, что самое ТРУД­ное – это как раз молит­ва. И неуди­ви­тель­но: совре­мен­но­му город­ско­му (да уже и дере­вен­ско­му тоже) чело­ве­ку, с его секулризированным4 созна­ни­ем быва­ет тяже­ло испол­нять глав­ное в труд­ни­че­стве – оду­хо­тво­ре­ние соб­ствен­ной души, стре­мя­щей­ся уви­деть в Божи­ей воле свою соб­ствен­ную волю и мак­си­маль­но при­бли­зить послед­нюю к Пер­вой как по сво­им целям, так и по сред­ствам их осу­ществ­ле­ния. «…пол­но­та (тако­го –А.Т.) духов­но­го еди­не­ния пред­по­ла­га­ет уча­стие ВСЕХ (выд.мной‑А.Т.) сил души5». В этом дей­стви­тель­но заклю­ча­ет­ся «истин­ная сти­хия Духа Божия», когда «соци­аль­ное целое…и в еди­нич­ных обра­зо­ва­ни­ях живёт её рит­мом и содер­жа­ни­ем, сла­гая зре­лое осу­ществ­ле­ние добра6». Ины­ми сло­ва­ми, труд­ник (как и монах, и послуш­ник), осу­ществ­ля­ет свой соб­ствен­ный труд «во сла­ву Божию», духов­но совер­шен­ству­ясь и имея перед собой при­ме­ры труд­ни­че­ства цер­ков­ных отцов и учи­те­лей, свя­тых кня­зей и пре­по­доб­ных, длин­но­го ряда поко­ле­ний сво­их пред­ков, века­ми тру­див­ших­ся на нашей земле.

Труд в Рос­сии все­гда высо­ко ценил­ся как бого­угод­ное дело, пред­по­ла­га­ю­щее радость и при­но­ся­щее удо­вле­тво­ре­ние. Само поня­тие тру­да име­ло не столь­ко физи­че­ский, мате­ри­аль­ный, сколь­ко духов­ный смысл и под­текст. Ска­зать «тру­дить­ся» и ска­зать «рабо­тать» не зна­чи­ло ска­зать одно и то же. Труд все­гда имел свой, осо­бый, смысл. Так, духов­ный писа­тель, свя­щен­ник и монах Ермо­лай – Еразм в сво­ём про­из­ве­де­нии «Бла­го­хо­тя­щим царем пра­ви­тель­ни­ца и зем­ле­ме­рие» пишет: «В нача­ле же все­го потреб­ни суть рата­е­ве. От их бо тру­дов есть хлеб, от сего же всех бла­гих гла­виз­на: Бого­ви в служ­бу без­кров­ная жерт­ва хлеб при­но­сит­ся и в тело Хри­сто­во претворяется7». Как видим, хлеб здесь – не толь­ко плод тру­да крестьянина(ратая), но бес­кров­ная жерт­ва Хри­сто­ва. Не сам по себе труд как тако­вой, а созер­ца­ние преж­де все­го его нема­те­ри­аль­ных результатов(хотя и мате­ри­аль­ных, без­услов­но, тоже) явля­ет­ся источ­ни­ком боль­шой духов­ной радо­сти, воз­мож­но рав­ной той, кото­рую даёт лице­зре­ние кра­со­ты Божи­его тво­ре­ния: «Аще хоче­ши про­хла­ди­ти­ся, изы­ди на пред­две­рие хра­ми­ны твоея,и виждь небо, солн­це, луну, звёзды…и про­сла­ви тех твор­ца Хри­ста Бога. Се бо есть истин­ное любомудрие8». И неуже­ли же это не есть так­же труд­ни­че­ство, отнюдь не лёг­кое (учи­ты­вая рас­пи­са­ние дня, см. ниже), но зато какое бла­го­дат­ное! Наш изба­ло­ван­ный город­ским ком­фор­том совре­мен­ник, посмот­рев на режим дня труд­ни­ков, может прий­ти в ужас и решить отло­жить свой труд на весь­ма неопре­де­лён­ное время:

5–00 – подъём.

5–30 – нача­ло богослужения.

9–00 – 16–00 – тру­до­вые послу­ша­ния (12–00-14–00 – обед)

17–00 – 20–00 – вечер­нее богослужение.

20–00 – ужин.

21–30 – вечер­нее правило.

23–00 – отбой9.

Когда уж тут «про­хла­ди­ти­ся», не упасть на зем­лю и не уснуть! И тем не менее, «лёг­кость и уми­ро­тво­рён­ность»! Ну так что же, «Так как сокро­ви­ще вели­ко, то вели­ки долж­ны быть и тру­ды для при­об­ре­те­ния его…Для любя­щих же Бога труд испол­не­ния запо­ве­дей удо­бен и при­я­тен, посколь­ку любовь к Нему дела­ет для нас подвиг нетруд­ным и любезным10».

В Соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви гово­рит­ся, что «Труд – это твор­че­ское рас­кры­тие чело­ве­ка, кото­ро­му в силу изна­чаль­но­го бого­по­до­бия дано быть сотввор­цом и сора­бот­ни­ком Господа11». Одна­ко после гре­хо­па­де­ния «Твор­че­ская состав­ля­ю­щая тру­да ослаб­ла; он стал для пад­ше­го чело­ве­ка пре­иму­ще­ствен­но спо­со­бом добы­ва­ния средств к жизни12». Сде­лать труд радост­ным воз­мож­но лишь после осо­зна­ния глу­бо­ко­го смыс­ла сво­е­го труд­ни­че­ства, заклю­ча­ю­ще­го­ся, преж­де все­го, в мак­си­маль­но воз­мож­ном отож­деств­ле­нии сво­их жела­ний и целей с запо­ве­дя­ми Божи­и­ми. Поэто­му все те послу­ша­ния, кото­рые несёт труд­ник (как и послуш­ник, и монах), несут­ся толь­ко по бла­го­сло­ве­нию эко­но­ма (мона­ха, отве­ча­ю­ще­го за управ­ле­ние мона­стыр­ским хозяй­ством), либо само­го насто­я­те­ля мона­сты­ря. Вос­крес­ные и празд­нич­ные дни посвя­ще­ны исклю­чи­тель­но молит­ве. В обыч­ные дни молит­вен­но­му пред­сто­я­нию отво­дит­ся око­ло 8 часов в сут­ки. Но имен­но это и есть труд, труд­ни­че­ство, име­ю­щие глу­бо­кие кор­ни в народ­ной пси­хо­ло­гии, обра­зе жиз­ни и взгля­дах наших пред­ков. Мно­гие этно­гра­фы, зани­мав­ши­е­ся духов­ной и мате­ри­аль­ной куль­ту­рой рус­ско­го наро­да, отме­ча­ют как харак­тер­ную чер­ту его тру­до­лю­бие и веру:

«Рас­смат­ри­вая тра­ди­ци­он­ный нрав­ствен­ный иде­ал в свя­зи с пра­во­слав­ной верой, сле­ду­ет пом­нить, что рели­ги­оз­ность кре­стьян была очень цель­ной, слит­ной с их обра­зом жиз­ни. Для боль­шин­ства кре­стьян вера слу­жи­ла осно­вой, спо­со­бом само­го их суще­ство­ва­ния. Искренне веру­ю­щий чело­век про­сто не мог пло­хо хозяй­ство­вать на зем­ле, кото­рую счи­тал тво­ре­ни­ем Божиим13.» Тем более это отно­сит­ся к мона­сты­рю, как осо­бо посвя­щён­но­му Богу месту на зем­ле, месту накла­ды­ва­ю­ще­му свой отпе­ча­ток и свою ответ­ствен­ность за труд­ни­че­ский подвиг».

_______

Хоте­лось бы сде­лать неболь­шое отступ­ле­ние и отдель­но ска­зать несколь­ко слов о так назы­ва­е­мом «труд­ни­че­стве в миру» и начать с исто­рии это­го явле­ния в России.

В лите­ра­тур­ном памят­ни­ке ХVI века «Домо­строй» повсе­днев­ная жизнь мирян в иде­а­ле рас­смат­ри­ва­ет­ся как труд­ни­че­ство, глав­ной целью кото­ро­го явля­ет­ся не столь­ко мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие, сколь­ко дости­же­ние хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­ли. Напри­мер, труд жен­щи­ны в доме име­ет преж­де все­го рели­ги­оз­но-нрав­ствен­ный харак­тер и толь­ко потом име­ет зна­че­ние тру­да, направ­лен­но­го на мате­ри­аль­ное пре­успе­я­ние дома в целом.

В дру­гом источ­ни­ке, нося­щем назва­ние «Троп­ник», упо­треб­ля­ет­ся сло­во «рабо­та» в смыс­ле нака­за­ния за пер­во­род­ный грех, в отли­чие от «пра­вед­ных тру­дов» — сред­ства при­об­ре­те­ния Боже­ствен­ной мило­сти и бла­го­по­лу­чия. Так, автор «Поуче­ния лени­вым» (про­из­ве­де­ния, вхо­дя­ще­го в состав «Изма­раг­да» — древ­не­рус­ско­го лите­ра­тур­но­го сбор­ни­ка на темы хри­сти­ан­ской мора­ли, пред­на­зна­чен­но­го для домаш­не­го и келей­но­го чте­ния) «труж­да­ю­щи­ми­ся» назы­ва­ет всех, кто «дела­ю­ща сво­и­ми рука­ми». Сюда же он отно­сит и свя­щен­ни­ков, «упраж­няй­ся на про­по­ведь». А свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий в одной из сво­их бесед («К обогащающимся14») назы­ва­ет всех «тру­до­лю­би­вым» вни­ма­тель­но­го слу­ша­те­ля его про­по­ве­ди. Труд (труд­ни­че­ство), таким обра­зом, при­об­ре­та­ет харак­тер уни­вер­саль­но­го зако­на, это «Богом ука­зан­ная осно­ва и усло­вие бытия»(А.И.Клибанов15).

_______

Вер­нём­ся к труд­ни­че­ству как явле­нию нашей жиз­ни в его более тра­ди­ци­он­ном пони­ма­нии. Труд­ни­ки при хра­ме или в мона­сты­ре могут выпол­нять самые раз­лич­ные обя­зан­но­сти: печь хлеб, колоть дро­ва, рабо­тать на бла­го­устрой­стве тер­ри­то­рии или наво­дить чисто­ту и поря­док в хра­ме. Вне цер­ков­ной огра­ды любая из этих обя­зан­но­стей не явля­ет­ся сама по себе радост­ной или пре­стиж­ной. Так с какой же целью едут люди в свя­тые оби­те­ли потру­дить­ся там, неред­ко полу­чая толь­ко еду и рабо­чую одежду?

Без­услов­но, глав­ной их целью явля­ет­ся сора­бот­ни­че­ство Гос­по­ду и через это – труд по исце­ле­нию соб­ствен­ной души, избав­ле­нию её от тех гре­хов и тягот, кото­рые упа­ли на неё. Отсю­да воз­ни­ка­ют и тре­бо­ва­ния уже «внут­рен­не­го поряд­ка», предъ­яв­ля­е­мые труд­ни­ком или труд­ни­цей самим себе в соот­вет­ствии со Свя­щен­ны­ми Писа­ни­ем и Преданием.

«Ощу­ще­ния мы обя­зы­ва­ем к воз­дер­жа­нию, страст­ную часть души – к люб­ви, разум­ную же улуч­ша­ем, устра­няя с её пути всё, что пре­пят­ству­ет мыс­ли в её вос­хож­де­нии к Богу…Когда чело­век очи­стит тело воз­дер­жа­ни­ем, укро­тит гнев и похоть…с помо­щью молитвы,16 тогда и уви­дит, по сло­ву свя­ти­те­ля Гри­го­рия Пала­мы «в самом себе бла­го­дать, обе­щан­ную всем, кто чист сердцем.17 Рабо­тая на послу­ша­нии, дабы не впасть в уны­ние, тос­ку и необос­но­ван­ную печаль(навеянные, напри­мер, одно­об­ра­зи­ем выпол­ня­е­мых функ­ций), необ­хо­ди­мо посто­ян­но пытать­ся осу­ще­ствить «Един­ство ума с Богом», кото­рое «есть состо­я­ние, но в тоже вре­мя и дви­же­ние, посколь­ку совер­шен­ству нет предела18». Тот, кто тво­рит по сло­ву апо­сто­ла Пав­ла: «Аще ясте, аще пие­те, или иное что тво­ри­те, вся во сла­ву Божию тво­рит­ся» (1Кор. 10:31), тот пой­мёт и сло­ва само­го Гос­по­да: …иго мое бла­го, и бре­мя Мое лег­ко» (Мф.11:30). Аминь.

См. так­же: Куда поехать трудником

О трудничестве

При­ме­ча­ния

Цит. по: Настоль­ная кни­га для мона­ше­ству­ю­щих и мирян. Сост. архи­манд­рит Иоанн (Кре­стьян­кин). Свя­то-Успен­ский Пско­во-Печер­ский мона­стырь, 1998. С.194.
Преп. Мака­рий Вели­кий. Алфа­вит духов­ный. М.,2009. С. 402–403.
Сви­де­тель­ство одно­го из труд­ни­ков Опти­ной пусты­ни на фору­ме сай­та Pobedish.ru.
Здесь – «обмир­щён­ным».
Ильин И.А. Фило­со­фия Геге­ля как уче­ние о кон­крет­но­сти Бога и чело­ве­ка. Спб.,1994. С.373.
Там же.
Цит. по: Най­дё­но­ва Л.П. Мир рус­ско­го чело­ве­ка ХVI-ХVII в.в.М.,2003. С.124.
Цит. по: Там же. С.125
Дан­ные взя­ты с фору­ма сай­та Pobedish.ru.
Свт. Гри­го­рий Нис­ский. Избран­ные тво­ре­ния. М., 2010. С.65.
Соци­аль­ная кон­цеп­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. М.,2001. С.85.
Там же.
Рус­ские: исто­рия и этно­гра­фия. Под ред. И.В.Власовой и В.А.Тишкова. М., 2008. С.645–646.
Свт.Васи­лий Вели­кий. Избран­ные тво­ре­ния. М.,2008. С.313.
Цит. по: Най­дё­но­ва Л.П. Ук.соч. с. 126.
Митр. Иеро­фей (Вла­хос). Пра­во­слав­ная пси­хо­те­ра­пия. Свя­то-Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва Лавра,2004. С.116.
Там же.
Там же. С.126.

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки