Главная » Мученики » Почему еретиков и раскольников не может быть мучеников?
Распечатать Система Orphus

Почему еретиков и раскольников не может быть мучеников?

( Почему еретиков и раскольников не может быть мучеников? 0 голосов: 0 из 5 )

протоиерей Сергий Аракелов

 

Православие – истинно. О главном доказательстве в преддверии праздника Торжества Православия

 

— Известно, что у еретиков и раскольников не может быть мучеников. Чтобы стать мучеником – нужно быть православным. Прокомментируйте это утверждение, пожалуйста.

— Напомню, что слово «мученик» в греческом и латинском языках означает не совсем то, что означает в русском и украинском. Слово «мартир» означает — «свидетель». Мученик это человек, который своей кровью свидетельствует истинность веры. А если мы говорим о каких-то ересях – то о какой истинности еретики могут свидетельствовать? Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что вся трагедия ереси состоит в том, что еретик признаёт за Христа не того «Христа». Понимаете в чём уловка?
Если человек воспринимает как истинного Христа не того, Кто является истинным Христом, значит он принимает того, кто только изображает Христа. Поэтому в таком случае говорить о мученичестве как о свидетельстве никак не приходится. Даже если человек отдает за свой вымысел жизнь.

«Церковь стоит на крови мучеников». Эти известные слова Тертуллиана как нельзя точно отражают историю христианской Церкви. От времен апостолов и до наших дней мученичество ради Христа есть созидание Церкви Божией, продолжение апостольского служения миру. Почему? Потому, что мученики засвидетельствовали истинность веры пролитой кровью.

Вот это одно из главных доказательств истинности христианской веры, которое никто не может опровергнуть. История христианства является, фактически, двухтысячелетней историей мученичества. И если мы возьмём вымыслы человеческие – коммунизм, фашизм, еще что-то, мы увидим, что никогда человечество не отдавало свои жизни на протяжении всей своей истории за какую-то выдуманную идею, не считая фанатиков.

— В советское время, при Хрущеве, по политическим причинам было убрано из церковной практики анафематствование — соборно провозглашаемое отлучение от церкви лица, мысли и действия которого угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Что Вы думаете по этому поводу?

— Увы. Это и сейчас редкость. Хотелось бы, чтоб этот чин снова внедрили в богослужебную практику. Мы должны понимать, во-первых, в какого Бога мы верим, а во-вторых — в чем должна осуществляться наша вера. Вер много, «богов» тоже много, все народы являются религиозными. Всяк верит во что горазд. Но истинный Бог один. Кто Он? Как мы веровать должны?

Апостол Иаков предупреждает: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:17). И бесы веруют и трепещут. Бес догматику знает получше нас с вами. При этом остается бесом.
— Чем отличаются современные раскольники от своих предшественников?

— Современный раскол несет в себе определенные элементы ереси — это уже не просто раскол. Потому что раскол – это каноническое разделение Церкви, а  не догматическое, т.е. юридическое, но не вероучительное. Святые отцы предупреждают, что всякий застаревший раскол рано или поздно переходит в ересь.  
Так произошло со многими старообрядческими направлениями. Не со всеми, некоторые смогли сохранить православное вероучение и вернуться в общение с Православной Церковью, но таких старообрядцев немного. Большинство раскольников впало в ересь.

— Почему запрещается межконфессиональная молитва? И какое возможно общение с раскольниками?

— Апостольские правила и правила Вселенских соборов совершенно определённо запрещают молиться не то что христианам с нехристианами, а даже христианам, исповедующим правую веру с еретиками, т. е. с теми, кто отделился от Церкви. Запрещаетсят совместно молиться даже представителям разных христианских вероисповеданий. Потому что есть только одна Апостольская вера, остальное – человеческие измышления. Это правило еще с апостольских времен существует.

На бытовом, социальном уровне – пожалуйста, можно общаться. Апостол Павел приходил проповедовать в языческие Афины, в Ареопаг, но он приходил проповедовать, а не приносить жертвы в Ареопаге. Это две разные вещи – нести свет Православия неправославным и говорить: «какая разница, кому молиться, давайте вместе послужим». Это абсолютно разные вещи.

Вспомним разговор Христа с самарянкой. Мы зачастую вырываем из контекста мысли. Во второй части разговора Христос прямо говорит: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся: ибо спасение от иудеев» (Ин. 4:22). Самаряне — это кто были? Те же раскольники, те же еретики, отвергнувшие истинную веру во времена правления сына царя Соломона, Ровоама.

Вот мы с вами только закончили читать покаянный канон прп. Андрея Критского, как раз и вспоминали Ровоама. Стал сын царя Соломона править, послушался глупого совета молодых советников и стал жестоко обращаться со своим народом. И тогда десять колен израилевых отошли от Израиля, создали своё собственное государство. Но на этом они не остановились, из политических причин построили себе свой лжехрам, создали своё лжесвященство, да еще и поклонялись изображениям тельцов.

Вера самарян содержала признаки раскола и ереси, вот Христос самарянке и говорит об этом. Другое дело, если человек ищет истинного Спасителя, истинной веры, тогда Господь из любых глубин ада человека вытащит.

Мы знаем, что и самарянка  спаслась, и селение ее все спаслось, приняв Христа. Мы знаем, что священномученик Киприан из слуги бесовского стал священномучеником и прославил имя Христово своей мученической смертью. Мы знаем, что блаженный Августин находился в секте, но потом — стал святым. Если человек действительно ищет Бога, Бог его сам находит, даже  в самых  глубинах заблуждения. Но для этого надо искать правды, а не «подгонять» правду под свои интересы.

Далее, Господь, говоря «но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» (Ин. 4:23–24), имеет в виду, что жизнь должна соответствовать вере.
Возвращаясь к словам апостола Иакова «вера без дел мертва», мы должны понимать, что если я все прекрасно знаю о Боге и о Церкви, но при этом пьянствую, ворую и пр., то грош цена такой моей вере, такая вера меня не спасет.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru