Почему у еретиков и раскольников не может быть мучеников?

про­то­и­е­рей Сергий Ара­ке­лов

Пра­во­сла­вие – истинно. О глав­ном дока­за­тель­стве в пред­две­рии празд­ника Тор­же­ства Пра­во­сла­вия

— Известно, что у ере­ти­ков и рас­коль­ни­ков не может быть муче­ни­ков. Чтобы стать муче­ни­ком – нужно быть пра­во­слав­ным. Про­ком­мен­ти­руйте это утвер­жде­ние, пожа­луй­ста.

— Напомню, что слово “муче­ник” в гре­че­ском и латин­ском языках озна­чает не совсем то, что озна­чает в рус­ском и укра­ин­ском. Слово “мартир” озна­чает — “сви­де­тель”. Муче­ник это чело­век, кото­рый своей кровью сви­де­тель­ствует истин­ность веры. А если мы гово­рим о каких-то ересях – то о какой истин­но­сти ере­тики могут сви­де­тель­ство­вать? Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов гово­рит, что вся тра­ге­дия ереси состоит в том, что еретик при­знаёт за Христа не того “Христа”. Пони­ма­ете в чём уловка?

Если чело­век вос­при­ни­мает как истин­ного Христа не того, Кто явля­ется истин­ным Хри­стом, значит он при­ни­мает того, кто только изоб­ра­жает Христа. Поэтому в таком случае гово­рить о муче­ни­че­стве как о сви­де­тель­стве никак не при­хо­дится. Даже если чело­век отдает за свой вымы­сел жизнь.

«Цер­ковь стоит на крови муче­ни­ков». Эти извест­ные слова Тер­тул­ли­ана как нельзя точно отра­жают исто­рию хри­сти­ан­ской Церкви. От времен апо­сто­лов и до наших дней муче­ни­че­ство ради Христа есть сози­да­ние Церкви Божией, про­дол­же­ние апо­столь­ского слу­же­ния миру. Почему? Потому, что муче­ники засви­де­тель­ство­вали истин­ность веры про­ли­той кровью.

Вот это одно из глав­ных дока­за­тельств истин­но­сти хри­сти­ан­ской веры, кото­рое никто не может опро­верг­нуть. Исто­рия хри­сти­ан­ства явля­ется, фак­ти­че­ски, двух­ты­ся­че­лет­ней исто­рией муче­ни­че­ства. И если мы возь­мём вымыслы чело­ве­че­ские – ком­му­низм, фашизм, еще что-то, мы увидим, что нико­гда чело­ве­че­ство не отда­вало свои жизни на про­тя­же­нии всей своей исто­рии за какую-то выду­ман­ную идею, не считая фана­ти­ков.

— В совет­ское время, при Хру­щеве, по поли­ти­че­ским при­чи­нам было убрано из цер­ков­ной прак­тики ана­фе­мат­ство­ва­ние — соборно про­воз­гла­ша­е­мое отлу­че­ние от церкви лица, мысли и дей­ствия кото­рого угро­жают чистоте веро­уче­ния и един­ству Церкви. Что Вы дума­ете по этому поводу?

— Увы. Это и сейчас ред­кость. Хоте­лось бы, чтоб этот чин снова внед­рили в бого­слу­жеб­ную прак­тику. Мы должны пони­мать, во-первых, в какого Бога мы верим, а во-вторых — в чем должна осу­ществ­ляться наша вера. Вер много, «богов» тоже много, все народы явля­ются рели­ги­оз­ными. Всяк верит во что горазд. Но истин­ный Бог один. Кто Он? Как мы веро­вать должны?

Апо­стол Иаков пре­ду­пре­ждает: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:17). И бесы веруют и тре­пе­щут. Бес дог­ма­тику знает получше нас с вами. При этом оста­ется бесом.

— Чем отли­ча­ются совре­мен­ные рас­коль­ники от своих пред­ше­ствен­ни­ков?

— Совре­мен­ный раскол несет в себе опре­де­лен­ные эле­менты ереси — это уже не просто раскол. Потому что раскол – это кано­ни­че­ское раз­де­ле­ние Церкви, а  не дог­ма­ти­че­ское, т.е. юри­ди­че­ское, но не веро­учи­тель­ное. Святые отцы пре­ду­пре­ждают, что всякий заста­рев­ший раскол рано или поздно пере­хо­дит в ересь.  

Так про­изо­шло со мно­гими ста­ро­об­ряд­че­скими направ­ле­ни­ями. Не со всеми, неко­то­рые смогли сохра­нить пра­во­слав­ное веро­уче­ние и вер­нуться в обще­ние с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, но таких ста­ро­об­ряд­цев немного. Боль­шин­ство рас­коль­ни­ков впало в ересь.

— Почему запре­ща­ется меж­кон­фес­си­о­наль­ная молитва? И какое воз­можно обще­ние с рас­коль­ни­ками?

— Апо­столь­ские пра­вила и пра­вила Все­лен­ских собо­ров совер­шенно опре­де­лённо запре­щают молиться не то что хри­сти­а­нам с нехри­сти­а­нами, а даже хри­сти­а­нам, испо­ве­ду­ю­щим правую веру с ере­ти­ками, т. е. с теми, кто отде­лился от Церкви. Запре­ща­ется сов­местно молиться даже пред­ста­ви­те­лям разных хри­сти­ан­ских веро­ис­по­ве­да­ний. Потому что есть только одна Апо­столь­ская вера, осталь­ное – чело­ве­че­ские измыш­ле­ния. Это пра­вило еще с апо­столь­ских времен суще­ствует.

На быто­вом, соци­аль­ном уровне – пожа­луй­ста, можно общаться. Апо­стол Павел при­хо­дил про­по­ве­до­вать в язы­че­ские Афины, в Аре­о­паг, но он при­хо­дил про­по­ве­до­вать, а не при­но­сить жертвы в Аре­о­паге. Это две разные вещи – нести свет Пра­во­сла­вия непра­во­слав­ным и гово­рить: «какая раз­ница, кому молиться, давайте вместе послу­жим». Это абсо­лютно разные вещи.

Вспом­ним раз­го­вор Христа с сама­рян­кой. Мы зача­стую выры­ваем из кон­тек­ста мысли. Во второй части раз­го­вора Хри­стос прямо гово­рит: «Вы не знаете, чему кла­ня­е­тесь; а мы знаем, чему кла­ня­емся: ибо спа­се­ние от иудеев» (Ин. 4:22). Сама­ряне — это кто были? Те же рас­коль­ники, те же ере­тики, отверг­нув­шие истин­ную веру во вре­мена прав­ле­ния сына царя Соло­мона, Ровоама.

Вот мы с вами только закон­чили читать пока­ян­ный канон прп. Андрея Крит­ского, как раз и вспо­ми­нали Ровоама. Стал сын царя Соло­мона пра­вить, послу­шался глу­пого совета моло­дых совет­ни­ков и стал жестоко обра­щаться со своим наро­дом. И тогда десять колен изра­и­ле­вых отошли от Изра­иля, создали своё соб­ствен­ное госу­дар­ство. Но на этом они не оста­но­ви­лись, из поли­ти­че­ских причин постро­или себе свой лжехрам, создали своё лже­свя­щен­ство, да еще и покло­ня­лись изоб­ра­же­ниям тель­цов.

Вера сама­рян содер­жала при­знаки рас­кола и ереси, вот Хри­стос сама­рянке и гово­рит об этом. Другое дело, если чело­век ищет истин­ного Спа­си­теля, истин­ной веры, тогда Гос­подь из любых глубин ада чело­века выта­щит.

Мы знаем, что и сама­рянка  спас­лась, и селе­ние ее все спас­лось, приняв Христа. Мы знаем, что свя­щен­но­му­че­ник Киприан из слуги бесов­ского стал свя­щен­но­му­че­ни­ком и про­сла­вил имя Хри­стово своей муче­ни­че­ской смер­тью. Мы знаем, что бла­жен­ный Авгу­стин нахо­дился в секте, но потом — стал святым. Если чело­век дей­стви­тельно ищет Бога, Бог его сам нахо­дит, даже  в самых  глу­би­нах заблуж­де­ния. Но для этого надо искать правды, а не “под­го­нять” правду под свои инте­ресы.

Далее, Гос­подь, говоря «но наста­нет время и настало уже, когда истин­ные поклон­ники будут покла­няться Отцу в духе и истине, ибо таких поклон­ни­ков Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и покло­ня­ю­щи­еся Ему должны покло­няться в духе и истине» (Ин. 4:23–24), имеет в виду, что жизнь должна соот­вет­ство­вать вере.

Воз­вра­ща­ясь к словам апо­стола Иакова «вера без дел мертва», мы должны пони­мать, что если я все пре­красно знаю о Боге и о Церкви, но при этом пьян­ствую, ворую и пр., то грош цена такой моей вере, такая вера меня не спасет.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки