Гонения на христиан в Римской империи

Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона

При­чины и мотивы трех­ве­ко­вых гоне­ний на хри­стиан со сто­роны Рим­ской импе­рии сложны и раз­но­об­разны. С точки зрения рим­ского госу­дар­ства, хри­сти­ане были оскор­би­тели вели­че­ства (majestatis rei), отступ­ники от госу­дар­ствен­ных божеств (άθεοι, sacrilegi), после­до­ва­тели запре­щен­ной зако­ном магии (magi, malefici), испо­вед­ники недоз­во­лен­ной зако­ном рели­гии (religio nova, peregrina et illicita). Хри­сти­ане обви­ня­лись в оскорб­ле­нии вели­че­ства как потому, что они для своего бого­слу­же­ния соби­ра­лись тайно и ночью, состав­ляя недоз­во­лен­ные собра­ния (уча­стие в «collegium illicitum» или в «coetus nocturni» при­рав­ни­ва­лось к бунту), так и потому, что они отка­зы­ва­лись чтить импе­ра­тор­ские изоб­ра­же­ния воз­ли­я­ни­ями и куре­ни­ями. Отступ­ни­че­ство от госу­дар­ствен­ных божеств (sacrilegium) также счи­та­лось одною из форм оскорб­ле­ния вели­че­ства. Чудес­ные исце­ле­ния и суще­ство­вав­ший в пер­во­быт­ной Церкви инсти­тут закли­на­те­лей языч­ники счи­тали делом запре­щен­ной зако­ном магии. Они думали, что Иисус оста­вил своим после­до­ва­те­лям маги­че­ские книги, в кото­рых изло­жен секрет изгна­ния демо­нов и исце­ле­ний. Поэтому свящ. книги хри­стиан были пред­ме­том тща­тель­ных розыс­ков со сто­роны язы­че­ских вла­стей, осо­бенно во время гоне­ния Дио­кле­ти­ана. Маги­че­ские сочи­не­ния и сами вол­шеб­ники зако­ном были при­суж­да­емы к сожже­нию, а соучаст­ники пре­ступ­ле­ния были рас­пи­на­емы или уми­рали в цирке.

Что каса­ется до religiones peregrinae, то они были запре­щены уже зако­нами XII таблиц: по зако­нам импе­рии за при­над­леж­ность к чуждой рели­гии люди выс­шего сосло­вия под­ле­жали изгна­нию, а низ­шего – смерт­ной казни. Хри­сти­ан­ство явля­лось притом полным отри­ца­нием всего язы­че­ского строя: рели­гии, госу­дар­ства, быта, нравов, обще­ствен­ной и семей­ной жизни. Хри­сти­а­нин для языч­ника был «враг» в самом широ­ком смысле этого слова: hostis publicus deorum, imperatorum, legum, morum, naturae totius inimicus etc. Импе­ра­торы, пра­ви­тели и зако­но­да­тели видели в хри­сти­а­нах заго­вор­щи­ков и мятеж­ни­ков, колеб­лю­щих все основы жизни госу­дар­ствен­ной и обще­ствен­ной. Жрецы и прочие слу­жи­тели язы­че­ской рели­гии есте­ственно должны были враж­до­вать против хри­стиан и воз­буж­дать вражду к ним. Люди обра­зо­ван­ные, не веру­ю­щие в древ­них богов, но почи­та­ю­щие науку, искус­ство, всю греко-рим­скую куль­туру, видели в рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства – этого, с их точки зрения, дикого восточ­ного суе­ве­рия – вели­кую опас­ность для циви­ли­за­ции. Необ­ра­зо­ван­ная чернь, слепо при­вя­зан­ная к идолам, язы­че­ским празд­ни­кам и обря­дам, с фана­тиз­мом пре­сле­до­вала «без­бож­ни­ков». При таком настро­е­нии язы­че­ского обще­ства о хри­сти­а­нах могли рас­про­стра­няться самые неле­пые слухи, нахо­дить веру и воз­буж­дать новую вражду к хри­сти­а­нам. Все язы­че­ское обще­ство с осо­бен­ным усер­дием помо­гало выпол­не­нию кары закона над теми, кото­рых оно счи­тало вра­гами обще­ства и даже обви­няло в нена­ви­сти ко всему чело­ве­че­скому роду.

При­нято с древ­них времен счи­тать десять гоне­ния на хри­стиан, именно со сто­роны импе­ра­то­ров: Нерона, Доми­ци­ана, Траяна, М. Авре­лия, С. Севера, Мак­си­мина, Деция, Валеpи­ана, Авре­ли­ана и Дио­кле­ти­ана. Такой счет – искус­ствен­ный, осно­ван­ный на числе казней еги­пет­ских или рогов, вою­ю­щих против агнца в Апо­ка­лип­сисе (Апок. 17:12). Он не соот­вет­ствует фактам и плохо объ­яс­няет собы­тия. Общих, повсе­мест­ных систе­ма­ти­че­ских гоне­ния было меньше десяти, а част­ных, мест­ных и слу­чай­ных – несрав­ненно больше. Гоне­ния не имели оди­на­ко­вой сви­ре­по­сти всегда и во всех местах. Самые пре­ступ­ле­ния, взво­ди­мые на хри­стиан, напр. sacrilegium, могли быть нака­зы­ва­емы строже или мягче, по усмот­ре­нию судьи. Лучшие импе­ра­торы, как Траян, М. Авре­лий, Деций и Дио­кле­тиан, пре­сле­до­вали хри­стиан, потому что для них важно было охра­не­ние основ госу­дар­ствен­ной и обще­ствен­ной жизни.

Недо­стой­ные импе­ра­торы, как Коммод, Кара­калла и Гелио­га­бал, были снис­хо­ди­тельны к хри­сти­а­нам, конечно, не по сочув­ствию, а по совер­шен­ному нера­де­нию о делах госу­дар­ствен­ных. Часто само обще­ство начи­нало пре­сле­до­ва­ние против хри­стиан и побуж­дало к этому пра­ви­те­лей. Это осо­бенно про­яв­ля­лось во время обще­ствен­ных бед­ствий. В Север­ной Африке соста­ви­лась посло­вица: «нет дождя, сле­до­ва­тельно, вино­ваты хри­сти­ане». Как только слу­ча­лось навод­не­ние, засуха или эпи­де­мия, фана­ти­че­ская толпа кри­чала: «сhri stianos ad leones»! В гоне­ниях, ини­ци­а­тива кото­рых при­над­ле­жала импе­ра­то­рам, иногда на первом плане были мотивы поли­ти­че­ские – непо­чте­ние к импе­ра­то­рам и про­ти­во­го­су­дар­ствен­ные стрем­ле­ния, иногда мотивы чисто рели­ги­оз­ные – отри­ца­ние богов и при­над­леж­ность к недоз­во­лен­ной рели­гии. Впро­чем, поли­тика и рели­гия нико­гда не могли быть разъ­еди­нены вполне, потому что рели­гия рас­смат­ри­ва­лась в Риме как дело госу­дар­ствен­ное.

Рим­ское пра­ви­тель­ство сна­чала не знало хри­стиан: оно счи­тало их иудей­скою сектою. В этом каче­стве хри­сти­ане поль­зо­ва­лись тер­пи­мо­стью и в то же время были так же пре­зи­ра­емы, как иудеи. Первым гоне­нием счи­та­ется пред­при­ня­тое Неро­ном (64); но оно не было соб­ственно пре­сле­до­ва­нием за веру и, кажется, не рас­про­стра­ня­лось за пре­делы Рима. Тиран хотел за пожар Рима, в кото­ром народ­ное мнение обви­няло его самого, нака­зать тех, кото­рые в глазах народа были спо­собны на постыд­ное дело. Вслед­ствие этого про­изо­шло извест­ное бес­че­ло­веч­ное истреб­ле­ние хри­стиан в Риме. С тех пор хри­сти­ане почув­ство­вали полное отвра­ще­ние к Рим­скому госу­дар­ству, что видно из апо­ка­лип­ти­че­ского опи­са­ния вели­кого Вави­лона, жены, опья­нен­ной кровью муче­ни­ков. Нерон в глазах хри­стиан был анти­хри­стом, кото­рый еще раз явится для борьбы против народа Божия, а Рим­ская импе­рия – цар­ством демо­нов, кото­рое в скором вре­мени уни­что­жится совер­шенно с при­ше­ствием Христа и осно­ва­нием бла­го­дат­ного цар­ства Мессии. При Нероне в Риме постра­дали, по древ­не­цер­ков­ному пре­да­нию, апо­столы Павел и Петр. Второе гоне­ние отно­сят к импер. Доми­ци­ану (81–96); но оно не было систе­ма­ти­че­ским и повсе­мест­ным. Было несколько казней в Риме, по мало­из­вест­ным при­чи­нам; из Пале­стины пред­став­лены были в Рим род­ствен­ники Христа по плоти, потомки Давида, в невин­но­сти кото­рых, впро­чем, убе­дился сам импе­ра­тор и доз­во­лил им воз­вра­титься бес­пре­пят­ственно на родину.

Впер­вые Рим­ское госу­дар­ство начало дей­ство­вать против хри­стиан как против опре­де­лен­ного обще­ства, подо­зри­тель­ного в поли­ти­че­ском отно­ше­нии, при импер. Траяне (98–117), кото­рый на запрос Плиния Млад­шего, пра­ви­теля Вифи­нии, указал, как должны власти посту­пать с хри­сти­а­нами. По доне­се­нию Плиния, за хри­сти­а­нами не было заме­чено ника­ких пре­ступ­ле­ний поли­ти­че­ских, кроме разве суе­ве­рия гру­бого и упор­ства непо­бе­ди­мого (не хотели перед импе­ра­тор­скими изоб­ра­же­ни­ями делать воз­ли­я­ний и куре­ний). Ввиду этого импе­ра­тор опре­де­лил не разыс­ки­вать хри­стиан и не при­ни­мать против них ано­ним­ных доно­сов; но, если их будут обви­нять закон­ным обра­зом и по рас­сле­до­ва­нии они ока­жутся упор­ными в своем суе­ве­рии, под­вер­гать их смерт­ной казни. Этого опре­де­ле­ния отно­си­тельно хри­стиан дер­жа­лись и бли­жай­шие пре­ем­ники Траяна. Но число хри­стиан быстро умно­жа­лось, и уже в неко­то­рых местах начи­нали пустеть язы­че­ские храмы. Мно­го­чис­лен­ное и везде рас­про­стра­нен­ное тайное обще­ство Христа не могло уже более быть тер­пимо со сто­роны пра­ви­тель­ства, как иудей­ская секта: оно явля­лось, в его глазах, опас­ным не только для госу­дар­ствен­ной рели­гии, но и для граж­дан­ского порядка. Неспра­вед­ливо при­пи­сы­вают импер. Адри­ану (117–138) и Анто­нину Пию (138–160) эдикты, бла­го­склон­ные хри­сти­а­нам. При них оста­ва­лось во всей силе поста­нов­ле­ние Траяна. Но пре­сле­до­ва­ния их вре­мени могли казаться незна­чи­тель­ными срав­ни­тельно с тем, что испы­тали хри­сти­ане в послед­ние годы прав­ле­ния М. Авре­лия (161–180).

М. Авре­лий пре­зи­рал хри­стиан, как фило­соф-стоик, и нена­ви­дел их, как пра­ви­тель, забо­тя­щийся о бла­го­со­сто­я­нии госу­дар­ства. Поэтому он пред­пи­сал разыс­ки­вать хри­стиан и опре­де­лил пытать и мучить их, чтобы отвра­тить от суе­ве­рия и упор­ства; оста­вав­ши­еся твер­дыми под­вер­га­лись смерт­ной казни. Гоне­ние одно­вре­менно сви­реп­ство­вало в раз­лич­ных частях импе­рии: в Галлии, Греции, на Востоке. Мы имеем обсто­я­тель­ные све­де­ния о пре­сле­до­ва­нии хри­стиан в это время в галль­ских горо­дах Лионе и Вьене. При М. Авре­лии в Риме постра­дал св. Иустин фило­соф, апо­ло­гет хри­сти­ан­ства, в Лионе – Пофин, 90-летний старец, епи­скоп; твер­до­стью в пере­не­се­нии муче­ний и геро­и­че­скою смер­тью про­сла­ви­лись девица Блон­дина и 15-летний юноша Понтик. По улицам Лиона кучами лежали тела муче­ни­ков, кото­рые потом сожгли и пепел бро­сили в Рону. Пре­ем­ник М. Авре­лия, Коммод (180–192), вос­ста­но­вил более мило­сти­вое для хри­стиан зако­но­да­тель­ство Траяна. С. Север до 202 г. был срав­ни­тельно бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, но с этого года вспых­нули жесто­кие гоне­ния в раз­лич­ных частях импе­рии; с осо­бен­ною силою они сви­реп­ство­вали в Египте и в Африке; здесь осо­бен­ным геро­из­мом муче­ни­че­ства про­сла­ви­лись две моло­дые жен­щины, Пере­пе­туя и Фели­ци­тата. Рели­ги­оз­ный син­кре­тизм имп. Гелио­га­бала (218–222) и Ал. Севера (222–235) побуж­дал их бла­го­склонно отно­ситься к хри­сти­а­нам.

В корот­кое цар­ство­ва­ние Мак­си­мина (235–238) и нерас­по­ло­же­ние импе­ра­тора, и фана­тизм черни, воз­буж­ден­ной против хри­стиан раз­ными бед­стви­ями, были при­чи­ною жесто­ких пре­сле­до­ва­ний во многих про­вин­циях. При пре­ем­ни­ках Мак­си­мина и осо­бенно при Филиппе Ара­ви­тя­нине (244–249) хри­сти­ане поль­зо­ва­лись такою снис­хо­ди­тель­но­стью, что послед­него даже счи­тали самого хри­сти­а­ни­ном. Со вступ­ле­нием на пре­стол Деция (249–251) раз­ра­зи­лось над хри­сти­а­нами такое гоне­ние, кото­рое по систе­ма­тич­но­сти и жесто­ко­сти пре­вос­хо­дило все пред­ше­ство­вав­шие, даже гоне­ние М. Авре­лия. Импе­ра­тор, забо­тясь о старой рели­гии и о сохра­не­нии всех древ­них госу­дар­ствен­ных поряд­ков, сам руко­во­дил гоне­нием; про­вин­ци­аль­ным началь­ни­кам были даны обсто­я­тель­ные на этот счет инструк­ции. Было обра­щено серьез­ное вни­ма­ние на то, чтобы никто из хри­стиан не укрылся от розыс­ков; число каз­нен­ных было чрез­вы­чайно велико. Цер­ковь укра­си­лась мно­гими слав­ными муче­ни­ками; но много было и отпад­ших, осо­бенно потому, что пред­ше­ство­вав­ший долгий период спо­кой­ствия усыпил у неко­то­рых геро­изм муче­ни­че­ства.

При Вале­ри­ане (253–260), в начале прав­ле­ния снис­хо­ди­тель­ном к хри­сти­а­нам, им при­шлось вновь вытер­петь жесто­кое пре­сле­до­ва­ние. Чтобы рас­стро­ить хри­сти­ан­ское обще­ство, пра­ви­тель­ство обра­щало теперь осо­бен­ное вни­ма­ние на хри­стиан из при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сосло­вий и прежде всего на пред­сто­я­те­лей и руко­во­ди­те­лей хри­сти­ан­ского обще­ства, епи­ско­пов. В Кар­фа­гене постра­дал еп. Киприан, в Риме папа Сикст II и диакон его Лав­рен­тий, герой между муче­ни­ками. Сын Вале­ри­ана Гал­лиен (260–268) пре­кра­тил гоне­ние, и хри­сти­ане около 40 лет поль­зо­ва­лись рели­ги­оз­ною сво­бо­дой – до эдикта, издан­ного в 303 г. импе­ра­то­ром Дио­кле­ти­а­ном.

Дио­кле­тиан (284–305) сна­чала не пред­при­ни­мал ничего против хри­стиан; неко­то­рые хри­сти­ане зани­мали даже видные места в войске и в пра­ви­тель­стве. Пере­мену в настро­е­нии импе­ра­тора неко­то­рые при­пи­сы­вали сопра­ви­телю его Гале­рию (см.). При съезде их в Нико­ми­дии был издан эдикт, в кото­ром пред­пи­сы­ва­лось хри­сти­ан­ские собра­ния запре­тить, церкви раз­ру­шить, свя­щен­ные книги отобрать и сжечь, хри­стиан лишить всех долж­но­стей и прав. Гоне­ние нача­лось с того, что раз­ру­шили вели­ко­леп­ный храм нико­ми­дий­ских хри­стиан. Вскоре после этого слу­чился пожар в импе­ра­тор­ском дворце. В этом обви­нили хри­стиан; явился второй эдикт, гоне­ние запы­лало с осо­бен­ною силою в разных обла­стях импе­рии, кроме Галлии, Бри­та­нии и Испа­нии, где управ­лял бла­го­склон­ный к хри­сти­а­нам Кон­стан­ций Хлор. В 305 г., когда Дио­кле­тиан отка­зался от прав­ле­ния, сопра­ви­те­лем Гале­рия сде­лался Мак­си­мин, ярый враг хри­стиан. Стра­да­ния хри­стиан и мно­го­чис­лен­ные при­меры муче­ни­че­ства нашли крас­но­ре­чи­вого опи­са­теля в Евсе­вии, еписк. Кеса­рий­ском. В 311 г., неза­долго перед смер­тью, Гале­рий пре­кра­тил гоне­ние и тре­бо­вал от хри­стиан молитв за импе­рию и импе­ра­тора. Мак­си­мин, управ­ляв­ший ази­ат­ским Восто­ком, и после смерти Гале­рия про­дол­жал пре­сле­до­вать хри­стиан.

Мало-помалу, однако, крепло убеж­де­ние в невоз­мож­но­сти достиг­нуть уни­что­же­ния хри­сти­ан­ства. За первым эдик­том веро­тер­пи­мо­сти, издан­ным при Гале­рии, после­до­вали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, издан­ные Кон­стан­ти­ном вместе с Лици­нием. По Милан­скому эдикту 313 г. хри­сти­ане полу­чили полную сво­боду в испо­ве­да­нии своей веры; им были воз­вра­щены их храмы и все кон­фис­ко­ван­ные прежде иму­ще­ства. Со времен Кон­стан­тина хри­сти­ан­ство поль­зо­ва­лось пра­вами и при­ви­ле­ги­ями гос­под­ству­ю­щей рели­гии в Рим­ской импе­рии, за исклю­че­нием крат­ко­вре­мен­ной язы­че­ской реак­ции при импе­ра­торе Юлиане (361–363).

Лите­ра­тура: Le Blant, «Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs» (в «Comptes rendus de l’academ. des inscript.», П., 1868); Keim, «Rom u. d. Christenthum» (1881); Aubé, «Hist. des perséc. de l“église» (неко­то­рые статьи отсюда были пере­ве­дены в «Пра­во­слав­ном обо­зре­нии» и в «Стран­нике»); Uhlhorn, «Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum» (1886); Берд­ни­ков, «Госу­дар­ствен­ное поло­же­ние рели­гии в Рим­ской импе­рии» (1881, Казань); Лаш­ка­рев, «Отно­ше­ние Рим­ского госу­дар­ства к рели­гии до Кон­стан­тина Вели­кого» (Киев, 1876); А. Лебе­дев, «Эпоха гоне­ний на хри­стиан и проч.» (Москва, 1885).

Гоне­ния на хри­стиан со сто­роны рим­ских импе­ра­то­ров в первые три века

Нерон (54–68 г) При нем про­изо­шло первое насто­я­щее гоне­ние на хри­стиан. Он сжег для своего удо­воль­ствия более поло­вины Рима, обви­нил в под­жоге хри­стиан и как пра­ви­тель­ство, так и народ начали их пре­сле­до­вать. Многие пре­тер­пели ужас­ные муче­ния, пока не были заму­чены до смерти.

В это гоне­ние постра­дали в Риме апо­столы Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз голо­вой, а Павел усечён мечом.

Гоне­ние при Нероне, начав­ше­еся в 65 г., про­дол­жа­лось до 68 г. (Нерон покон­чил жизнь само­убий­ством), и едва ли огра­ни­чи­лось одним Римом.

Вес­па­сиан (69–79) и Тит (79–81), оста­вили хри­стиан в покое, так как тер­пимо отно­си­лись ко всем рели­ги­оз­ным и фило­соф­ским уче­ниям.

Доми­циан (81–96), враг хри­стиан, в 96 г. ап. Иоанна Бого­слова сослал на остров Патмос. Св. Антипа, еп. Пер­гам­ский, был сожжён в медном быке.

Нерва (96–98) воз­вра­тил из зато­че­ния всех сослан­ных Доми­ци­а­ном, в том числе и хри­стиан. Он запре­тил рабам доно­сить на господ и, вообще, боролся с доно­сами, в том числе и на хри­стиан. Но и при нем хри­сти­ан­ство оста­ва­лось ещё недоз­во­лен­ным.

Траян (98–117). В 104 году хри­стиан впер­вые пыта­лись под­ве­сти под закон о запрете тайных обществ. Это первый год госу­дар­ствен­ных (зако­но­да­тель­ных) гоне­ний.

Резуль­та­том пере­писки с Пли­нием млад­шим ста­но­вится рас­по­ря­же­ние Траяна о пре­сле­до­ва­нии хри­стиан, но только в том случае, когда их обви­няют и дока­зы­вают обви­не­ние; тем же, кото­рые отка­зы­ва­ются от хри­сти­ан­ства (это должно дока­зы­ваться жерт­во­при­но­ше­нием язы­че­ским богам), даро­вать про­ще­ние.

Потер­пели, в числе многих хри­стиан, св. Кли­мент, еп. Рим­ский, св. Игна­тий Бого­но­сец, и Симеон, еп. Иеру­са­лим­ский, 120-летний старец, сын Клеопы, пре­ем­ник по кафедре ап. Иакова.

Адриан (117–138) гоне­ния про­дол­жал, но он принял меры для обуз­да­ния неистов­ства толпы против хри­стиан. Обви­ня­е­мые должны были под­вер­гаться судеб­ному раз­би­ра­тель­ству и только по при­зна­нии их вины наказываться.(См. Евсе­вий. Церк. ист. IV, 8,6) При нём впер­вые высту­пают защит­ники хри­стиан – апо­ло­геты. Таковы были Ари­стид и Кон­драт. Их апо­ло­гии спо­соб­ство­вали изда­нию ука­зан­ного закона.

Анто­нин Пий «Бла­го­чи­сти­вый» (138–161) про­дол­жал поли­тику Адри­ана в отно­ше­нии хри­стиан.

Марк Авре­лий Фило­соф (Анто­нин Вер) (161–180) в 177 году запре­тил хри­сти­ан­ство зако­ном. До него гоне­ния на Цер­ковь были фак­ти­че­ски анти­за­кон­ными и спро­во­ци­ро­ван­ными. Хри­стиан пре­сле­до­вали, как уго­лов­ни­ков (при­пи­сы­вая, напри­мер, поджог Рима или орга­ни­за­цию тайных сооб­ществ).

При нем при­няли муче­ни­че­скую смерть в Риме св. Иустин Фило­соф и его уче­ники. Осо­бенно сильны были гоне­ния в Смирне, где был заму­чен св. Поли­карп, еп. Смирн­ский, и в галль­ских горо­дах Лионе и Вене (См. Евсе­вий. Церк. ист. V, 1–2 главы).

Коммод (180–192) был даже, скорее, бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, под вли­я­нием на него одной жен­щины, Марции, веро­ятно – тайной хри­сти­анки. Но и при нём были отдель­ные случаи пре­сле­до­ва­ния хри­стиан. Так в Риме был казнен сена­тор Апол­ло­ний, защи­щав­ший в сенате хри­стиан, обви­нён­ный своим рабом в при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству. Но за донос казнён был и раб (см. Евсе­вий. Церк. ист. V, 21).

Сеп­ти­мий Север (193–211) При нем:

  • в числе других был обез­глав­лен Леонид, отец зна­ме­ни­того Ори­гена,
  • бро­шена в кипя­щую смолу девица Пота­ми­ена,
  • принял муче­ни­че­ский венец Васи­лид, один из испол­ни­те­лей казни над Пота­ми­е­ной, обра­тив­шийся ко Христу увидев муже­ство девицы.
  • В Лионе был заму­чен св. Ириней, тамош­ний епи­скоп.

В кар­фа­ген­ской обла­сти гоне­ния были силь­нее, чем в других местах. Здесь Фивия Пер­пе­туя, моло­дая жен­щина бла­го­род­ного про­ис­хож­де­ния, была бро­шена в цирк на рас­тер­за­ние зве­рями и добита мечом гла­ди­а­тора.

Та же участь постигла и другую хри­сти­анку, рабыню Фели­ци­тату, мучив­шу­юся родами в тем­нице, и её мужа Рево­ката.

Кара­калл (211–217) про­дол­жал част­ные и мест­ные пре­сле­до­ва­ния.

Гелио­га­бал (218–222) не пре­сле­до­вал хри­стиан, потому что сам не был при­вя­зан к рим­ской госу­дар­ствен­ной рели­гии, а увле­кался сирий­ским куль­том солнца, с кото­рым стре­мился объ­еди­нить и хри­сти­ан­ство.

К тому же к этому вре­мени народ­ные воз­му­ще­ния против хри­стиан начи­нают осла­бе­вать. При бли­жай­шем зна­ком­стве с ними, осо­бенно, в лице хри­сти­ан­ских муче­ни­ков, народ начи­нает раз­убеж­даться в своих подо­зре­ниях отно­си­тельно их жизни и учения.

Алек­сандр Север (222–235), сын почтен­ной Юлии Маммеи, почи­та­тель­ницы Ори­гена. Усвоив миро­со­зер­ца­ние нео­пла­то­ни­ков, искав­ших истины во всех рели­гиях, он позна­ко­мился и с хри­сти­ан­ством. Не при­знав его без­условно-истин­ной рели­гией, он, однако, нашёл в нем много достой­ного ува­же­ния и многое из него принял в свой культ. В его бож­нице, наряду с при­зна­ва­е­мыми им боже­ствен­ными суще­ствами, Авра­амом, Орфеем, Апол­ло­нием, стояло изоб­ра­же­ние Иисуса Христа.

Алек­сандр Север даже раз­ре­шил некий спор между хри­сти­а­нами и языч­ни­ками в пользу хри­стиан.

Но хри­сти­ан­ство все же не объ­яв­ля­лось «рели­гией доз­во­лен­ной».

Мак­си­мин Фра­ки­я­нин (Фра­киец) (235–238), был врагом хри­стиан из нена­ви­сти к своему пред­ше­ствен­нику, кото­рого убил.

Издал эдикт о пре­сле­до­ва­нии хри­стиан, в осо­бен­но­сти, пас­ты­рей Церкви. Но гоне­ние раз­ра­зи­лось лишь в Понте и Кап­па­до­кии.

Гор­диан (238–244) Пре­сле­до­ва­ний не было.

Филипп Ара­ви­тя­нин (244–249), был настолько бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, что впо­след­ствии воз­никло мнение, что он и сам был тайным хри­сти­а­ни­ном.

Деций Траян (249–251) Решил пол­но­стью истре­бить хри­стиан. Пре­сле­до­ва­ния, кото­рые нача­лись после эдикта 250 г., пре­вос­хо­дили все пред­ше­ству­ю­щие своей жесто­ко­стью, за исклю­че­нием, разве, гоне­ния Марка Авре­лия.

В это жесто­кое гоне­ние многие отпали от хри­сти­ан­ства.

Основ­ная тяжесть гоне­ния обру­ши­лась на пред­сто­я­те­лей церк­вей.

В Риме в начале гоне­ний постра­дал еп. Фабиан, при­няли муче­ни­че­скую кон­чину Карп, еп. Фиа­тир­ский, Вавила, еп. Антио­хий­ский, Алек­сандр, еп. Иеру­са­лим­ский и др. Зна­ме­ни­тый же учи­тель Церкви Ориген пре­тер­пел мно­же­ство истя­за­ний.

Неко­то­рые из епи­ско­пов поки­дали на время места, где они жили, и издали управ­ляли церк­вями. Так посту­пили св. Киприан Кар­фа­ген­ский и Дио­ни­сий Алек­сан­дрий­ский.

А св. Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский вместе со своей паст­вой уда­лился на время гоне­ния в пустыню, вслед­ствие чего у него совсем не было отпав­ших.

Гоне­ние про­дол­жа­лось только около двух лет.

Галл (252–253) пово­дом для гоне­ния послу­жил отказ хри­стиан от язы­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний, назна­чен­ных импе­ра­то­ром по случаю обще­ствен­ных бед­ствий. В это гоне­ние постра­дали в Риме Кор­ни­лий и Луций, сме­нив­шие друг друга епи­скопы.

Вале­риан (253–260) в начале своего прав­ле­ния был бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, но под вли­я­нием друга Мар­ки­ана, фана­тика-языч­ника, начал в. пре­сле­до­ва­ния.

Эдик­том 257 г. он при­ка­зал ссы­лать в зато­че­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей, и запре­тил хри­сти­а­нам созы­вать собра­ния. Сослан­ные епи­скопы из мест зато­че­ния управ­ляли своими паствами, и хри­сти­ане по-преж­нему соби­ра­лись на собра­ния.

В 258 г. после­до­вал второй эдикт, пове­ле­вав­ший каз­нить свя­щен­но­слу­жи­те­лей, хри­стиан высших клас­сов обез­глав­ли­вать мечом, знат­ных женщин ссы­лать в зато­че­ние, при­двор­ных, лишив прав и имений, отправ­лять на работы в цар­ские поме­стья. О низших клас­сах ничего не гово­ри­лось, но с ними тогда и без этого посту­пали жестоко. Нача­лось жесто­кое изби­е­ние хри­стиан. В числе постра­дав­ших были рим­ский епи­скоп Сикст II с четырьмя диа­ко­нами, св. Киприан, еп. Кар­фа­ген­ский, при­няв­ший муче­ни­че­ский венец на глазах паствы.

Гал­лиен (260–268). Он двумя эдик­тами объ­явил хри­стиан сво­бод­ными от пре­сле­до­ва­ний, воз­вра­тил им кон­фис­ко­ван­ное иму­ще­ство, молит­вен­ные дома, клад­бища и пр. Таким обра­зом, хри­сти­ане обрели право на иму­ще­ство.

 Для хри­стиан надолго насту­пило спо­кой­ное время.

Доми­ций Авре­лиан (270–275), как грубый языч­ник, не был рас­по­ло­жен к хри­сти­а­нам, но и он при­зна­вал за ними предо­став­лен­ные им права.

Так, в 272 г., будучи в Антио­хии, он решил дело иму­ще­ствен­ных инте­ре­сов церкви (еп. Павел Само­сат­ский, низ­ло­жен­ный за ересь, не хотел отдать храм и дом епи­скопа вновь постав­лен­ному еп. Домну) и в пользу закон­ного епи­скопа.

В 275 г. Авре­лиан решил воз­об­но­вить пре­сле­до­ва­ния, но в том же году был убит во Фракии.

В период тет­рар­хии:

запад

восток

август – Мак­си­миан Геркул

август – Дио­кле­тиан

кесарь – Кон­стан­ций Хлор

кесарь – Гале­рий

С 305 года

август – Кон­стан­ций Хлор

август – Гале­рий

кесарь – Север, затем Мак­сен­тий

кесарь – Мак­си­мин Даза

С 312 года

С 313 года

август – Кон­стан­тин

еди­но­власт­ное прав­ле­ние

август – Лики­ний

еди­но­власт­ное прав­ле­ние


Мак­си­миан Геркул (286–305) готов был пре­сле­до­вать хри­стиан, осо­бенно, нахо­див­шихся в его войске и нару­шав­ших воин­скую дис­ци­плину отка­зом от при­не­се­ния язы­че­ских жертв.

Дио­кле­тиан (284–305) в про­дол­же­ние почти 20 первых лет своего прав­ле­ния не пре­сле­до­вал хри­стиан, хотя лично был при­вер­жен к язы­че­ству. Он согла­сился только издать эдикт об уда­ле­нии хри­стиан из войска. Но в конце прав­ле­ния под вли­я­нием зятя Гале­рия издал четыре эдикта, из кото­рых самым страш­ным был издан­ный в 304 г., согласно кото­рому все хри­сти­ане пого­ловно осуж­да­лись на пытки и муче­ния с целью при­ну­дить их к отре­че­нию от веры.

Нача­лись самые страш­ные гоне­ния, кото­рые до тех пор испы­тали хри­сти­ане.

Кон­стан­ций Хлор, всегда смот­рел на хри­стиан без предубеж­де­ния.

Кон­стан­ций только для види­мо­сти испол­нял неко­то­рые эдикты, как, напри­мер, допу­стил раз­ру­ше­ние несколь­ких церк­вей,

Гале­рий, зять Дио­кле­ти­ана, нена­ви­дел хри­стиан. Будучи кеса­рем, он мог только огра­ни­читься частич­ными пре­сле­до­ва­ни­ями хри­стиан,

В 303 г. Гале­рий насто­я­тельно тре­бо­вал изда­ния общего закона, целью кото­рого было полное истреб­ле­ние хри­стиан.

Дио­кле­тиан под­чи­нился вли­я­нию зятя.

(Подробно об этих гоне­ниях рас­ска­зы­вает их совре­мен­ник Евсе­вий, еп. Кеса­рий­ский в своей цер­ков­ной исто­рии.)

Став авгу­стом-импе­ра­то­ром, про­дол­жал пре­сле­до­ва­ния с той же жесто­ко­стью.

Пора­жен­ный тяжкой и неиз­ле­чи­мой болез­нью, убе­дился, что ника­кая чело­ве­че­ская сила не может уни­что­жить хри­сти­ан­ства. Поэтому в 311 г., неза­долго до своей смерти, выбрав одного из своих пол­ко­вод­цев, Лики­ния, вместе с ним и с запад­ным импе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном издалэдикт о пре­кра­ще­нии гоне­ния на хри­стиан.

Эдикт был обя­за­те­лен для кеса­рей.

Мак­сен­тий, мало забо­тив­шийся об управ­ле­нии, не пре­сле­до­вал хри­стиан систе­ма­ти­че­ски, огра­ни­чи­ва­ясь лишь част­ными истя­за­ни­ями и пору­га­ни­ями.

и оста­вался тира­ном своих под­дан­ных, как хри­стиан, так и языч­ни­ков.

Мак­си­мин после смерти в 311 г. Гале­рия начал было по-преж­нему пре­сле­до­вать хри­стиан, запре­щал им стро­ить, изго­нял из горо­дов, неко­то­рых увечил. Им были пре­даны смерти: Силван Емес­ский,

Памфил, кеса­рий­ский пре­сви­тер

Лукиан, антио­хий­ский пре­сви­тер и ученый

Петр Алек­сан­дрий­ский и др.

В 313 году импе­ра­торы Кон­стан­тин и Лики­ний издают Милан­ский эдикт, про­воз­гла­ша­ю­щий сво­бод­ное испо­ве­да­ние хри­сти­ан­ства.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки