Муче­ники

***

Му́ченик  (греч. martis — сви­де­тель) – чело­век, при­няв­ший муче­ния и смерть за испо­ве­да­ние веры в Иисуса ХристаПоте­ряв­ший душу свою ради Меня сбе­ре­жет ее (Мф.10:39). Важно отме­тить, что хри­сти­ан­ский муче­ник пре­тер­пе­вает муче­ния и смерть за испо­ве­да­ние Хри­сто­вой веры, любые другие обсто­я­тель­ства муче­ний и смерти не при­чис­ляют чело­века к этому лику святых.

Гре­че­ское слово martis, кото­рое было пере­ве­дено на сла­вян­ский и затем на рус­ский словом «муче­ник», сле­дует пере­во­дить – «сви­де­тель». Из этого видно, что во вре­мена гоне­ний зна­че­ние при­да­ва­лось не столько муче­ниям, кото­рые пре­тер­пе­вали муче­ники, сколько стой­ко­сти их сви­де­тель­ства – испо­ве­да­ния хри­сти­ан­ства.

По древ­нему учению Церкви, муче­ни­че­ская кровь смы­вает все грехи, и в исто­рии Церкви известны случаи, когда некре­ще­ные люди, испо­ве­дав­шие веру во Христа и после этого пре­тер­пев­шие муче­ния, почи­та­лись в Церкви как святые муче­ники. Про них гово­ри­лось, что они кре­щены своей кровью. 

***

Когда появи­лись первые муче­ники? Каково их зна­че­ние для Церкви?

Первые муче­ники появи­лись еще в апо­столь­ский период. Их муче­ни­че­ство было резуль­та­том пре­сле­до­ва­ний со сто­роны иудеев, смот­рев­ших на хри­стиан как на опас­ную секту и обви­няв­ших их в бого­хуль­стве. В Новом Завете содер­жится несколько сви­де­тельств о муче­ни­ках, постра­дав­ших от этих гоне­ний. Рас­про­стра­не­ние Церкви соот­не­сено с муче­ни­че­ством св. Сте­фана (Деян.8:4 и далее). В Новом Завете гово­рится, напри­мер, и об Антипе, «верном сви­де­теле (μάρτυς)» Божием, умерщ­влен­ном в Пер­гаме (Откр.2:13). Рим­ские власти в этот началь­ный период хри­стиан не пре­сле­до­вали, не отли­чая их от иудеев (иуда­изм же был в Риме доз­во­лен­ной рели­гией). Так, иудеи в несколь­ких слу­чаях пыта­лись пре­дать ап. Павла на суд рим­ским вла­стям, однако, эти власти отка­зы­ва­лись осуж­дать апо­стола, поскольку рас­смат­ри­вали выдви­га­е­мые против него обви­не­ния как рели­ги­оз­ные споры внутри иуда­изма, в кото­рые они не желали вме­ши­ваться (Деян.18:12–17; Деян.23:26–29; Деян.26:30–31). Один­на­дцать из две­на­дцати апо­сто­лов (кроме апо­стола Иоанна Бого­слова) закон­чили жизнь муче­ни­че­ским подви­гом. В ранний период именно муче­ни­че­ство спо­соб­ство­вало рас­про­стра­не­нию Церкви, и в этом плане оно также высту­пало как про­дол­же­ние апо­столь­ского слу­же­ния. По словам Тер­тул­ли­ана, кровь хри­стиан была тем семе­нем, из кото­рого про­из­рас­тала вера.

Что такое Муче­ни­че­ские акты?

Муче­ни­че­ские акты (лат. acta martyrum), другие назва­ния: акты муче­ни­ков, акты святых (acta sanctorum) – наиме­но­ва­ние сбор­ни­ков древ­ней­ших изве­стий о муче­ни­ках. Раз­ли­ча­ются два типа подоб­ных актов. Первый тип пред­став­лен офи­ци­аль­ными судеб­ными про­то­ко­лами тех про­цес­сов, кото­рые велись рим­скими вла­стями против хри­стиан. Второй тип муче­ни­че­ских актов – это записи оче­вид­цев-хри­стиан, стре­мив­шихся сохра­нить для церкви досто­вер­ное опи­са­ние стра­да­ний и победы подвиж­ника.

Когда появи­лись первые муче­ники в рус­ской Церкви?

В исто­рии Рус­ской Церкви первые муче­ники появи­лись еще до кре­ще­ния Руси князем Вла­ди­ми­ром: по сооб­ще­нию Пове­сти вре­мен­ных лет в 983 г. киев­ские языч­ники убили двух варя­гов-хри­стиан Фео­дора и Иоанна (отца и сына). В 1015 г. были убиты свв. князья Борис и Глеб; пони­ма­ние их гибели как муче­ни­че­ства сви­де­тель­ствует о рас­ши­ре­нии в рус­ской духов­но­сти самого этого поня­тия: хотя свв. Борис и Глеб были убиты не за веру, а в резуль­тате меж­до­усо­бия, их сми­ре­ние в смерти и сле­до­ва­ние Христу и чтимым муче­ни­кам в непро­тив­ле­нии мучи­те­лям вос­при­ни­ма­лись как хри­сти­ан­ский подвиг.

Ста­но­вится ли муче­ни­ком еретик, идущий на смерть за Христа?

С древ­ней­ших времен Цер­ковь почи­тала стра­дальца муче­ни­ком только тогда, когда име­лось полное убеж­де­ние, что чело­век не осту­пился во время муче­ни­че­ского подвига, а совер­шил его в един­стве с Цер­ко­вью, все­цело пре­дав­шись в руки все­с­па­си­тель­ного Про­мысла Божия. Поэтому  к святым не могли быть при­чис­лены постра­дав­шие ере­тики или схиз­ма­тики, а также отпав­шие из-за цер­ков­ного рас­кола или из-за пре­да­тель­ства, или по нецер­ков­ным моти­вам.

«Если члены Церкви, при­зван­ные к муче­ни­че­ству за истин­ную веру, встре­ча­ются с так назы­ва­е­мыми «муче­ни­ками», после­до­ва­те­лями фри­гий­ской ереси (т. е. мон­та­низма), они дер­жатся особо и уми­рают, не входя с ними в обще­ние», – пишет о пози­ции Церкви при­ме­ни­тельно к муче­ни­че­ству мон­та­ни­стов Евсе­вий Кеса­рий­ский (“Цер­ко­ва­ная Исто­рия”, глава 28).  

9‑е и 34‑е пра­вила Лаоди­кий­ского собора, несо­мненно отра­жа­ю­щие уже сло­жив­ше­еся цер­ков­ное воз­зре­ние, прямо назы­вают скон­чав­шихся не за Пра­во­слав­ную веру лже­му­че­ни­ками и воз­бра­няют (под угро­зой отлу­че­ния) членам Церкви посе­щать места их захо­ро­не­ний с какой бы то ни было целью:
На клад­бища всяких ере­ти­ков, или в так име­ну­е­мыя у них муче­ни­че­ския места, да не будет доз­во­лено цер­ков­ным ходити для молитвы или для вра­че­ва­ния. А ходя­щим, аще суть верные, быти лишен­ными обще­ния цер­ков­наго на некое время. Каю­щихся же и испо­ве­да­ю­щих, яко согре­шили, прии­мати во обще­ние.
Вся­кому хри­сти­а­нину не подо­бает остав­ляти муче­ни­ков Хри­сто­вых и отхо­дити ко лже­му­че­ни­кам, кото­рые, то есть, у ере­ти­ков нахо­дятся или сами ере­ти­ками были. Ибо сии уда­лены от Бога: того ради при­бе­га­ю­щие к ним да будут под клят­вою.

Счи­та­ется ли муче­ни­ком за Христа тот, кто про­во­ци­рует своих гони­те­лей?

Цер­ко­вью, как пра­вило, не при­зна­ва­лись свя­тыми муче­ни­ками хри­сти­ане, наме­ренно добив­ши­еся смерти своим вызы­ва­ю­щим пове­де­нием. Так, епи­скоп Мен­сурий Кар­фа­ген­ский (начало IV в.) запре­щал своей пастве посе­щать в тем­ни­цах тех, кто попа­дал туда из-за оскорб­ле­ния языч­ни­ков, а Эль­вир­ский Собор, бывший в 305 году, прямо поста­но­вил, что убитые в похо­дах при раз­ру­ше­нии язы­че­ских капищ и идолов не должны быть при­зна­ва­емы муче­ни­ками.

Можно ли доб­ро­вольно искать себе муче­ни­че­ства?

Отве­чая на этот вопрос, сле­дует вспом­нить, что такое цар­ский путь в жизни хри­сти­а­нина. Цар­ский путь – это путь рас­су­ди­тель­ной уме­рен­но­сти в борьбе со стра­стями и в стя­жа­нии доб­ро­де­те­лей, умение найти в любом дела­нии сере­дину между изли­ше­ством и недо­стат­ком, между рев­но­стью не по разуму и теп­лохлад­но­стью и т. д. Дру­гими сло­вами цар­ский или сред­ний путь состоит в знании своей меры. Поэтому насто­я­щий муче­ник не «нары­ва­ется» на стра­да­ние, но и не кривит душой и не спа­са­ется бег­ством. Св. Гри­го­рий Бого­слов писал: «Закон муче­ни­че­ства таков, чтобы, как щадя гони­те­лей и немощ­ных, не выхо­дить на подвиг само­вольно, так выйдя не отсту­пать, потому что первое есть дер­зость, а послед­нее – мало­ду­шие» (Слово 43).

Какие муче­ники упо­ми­на­ются на про­ско­ми­дии?

Пред­став­ле­ние о муче­ни­ках как заступ­ни­ках за людей перед Богом, как о посто­янно при­сут­ству­ю­щих членах цер­ков­ной общины выра­зи­лось и чине литур­гии, в част­но­сти в про­ско­ми­дии. В честь муче­ни­ков выни­ма­ется 5‑я частица из 3‑ей (девя­ти­чин­ной) просфоры, раз­де­ля­е­мой по чинам святых. Согласно рус­скому слу­жеб­нику эта частица выни­ма­ется «в честь и память» «Свя­таго Апо­стола, пер­во­му­че­ника и архи­ди­а­кона Сте­фана, святых вели­ких муче­ни­ков Димит­рия, Геор­гия, Фео­дора Тирона, Фео­дора Стра­ти­лата и всех святых муче­ник, и муче­ниц: Феклы, Вар­вары, Кири­а­кии, Евфи­мии и Парас­кевы, Ека­те­рины и всех святых муче­ниц» (в разных пра­во­слав­ных тра­ди­циях набор имен может варьи­ро­ваться). Кроме того, муче­ники с древ­ней­ших времен особо упо­ми­на­ются в хода­тай­ствен­ной молитве (intercessio), про­из­но­си­мой непо­сред­ственно после пре­ло­же­ния Святых Даров (epiclesis), и для них отде­ля­ется особая частица на про­ско­ми­дии (при при­го­тов­ле­нии веще­ства Святых Даров).

***

См. НОВО­МУ­ЧЕ­НИКИ, МАР­ТИ­РО­ЛОГ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки