Почему священников называют отцами

Роман Махань­ков

В Еван­ге­лии, обра­ща­ясь к апо­сто­лам, Хри­стос дей­стви­тельно про­из­но­сит слова: «…Не назы­вай­тесь учи­те­лями, ибо один у вас Учи­тель – Хри­стос, все же вы братья; и отцом себе не назы­вайте никого на земле, ибо один у вас Отец, Кото­рый на небе­сах; и не назы­вай­тесь настав­ни­ками, ибо один у вас Настав­ник – Хри­стос» (Мф.23:8–10). Заме­ча­тельна эта запо­ведь тем, что она… нико­гда не испол­ня­лась хри­сти­а­нами! С момента воз­ник­но­ве­ния Церкви свя­щен­ни­ков при­нято име­но­вать «отцами» и «настав­ни­ками». За пре­де­лами храма, напри­мер, в школах, те же хри­сти­ане, не заду­мы­ва­ясь, назы­вали и назы­вают своих пре­по­да­ва­те­лей учи­те­лями. И тем более это каса­ется обра­ще­ния к род­ному отцу.

Уже апо­столы, к кото­рым, соб­ственно, и были обра­щены слова Христа, не только не запре­щали, но первые начали име­но­вать себя отцами, настав­ни­ками и учи­те­лями. Апо­стол Павел в посла­нии к коринф­ским хри­сти­а­нам пишет: «…Хотя у вас тысячи настав­ни­ков во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе бла­го­вест­во­ва­нием» (1Кор.4:15). То есть он назы­вает себя духов­ным отцом Коринф­ской Церкви. Апо­стол Иаков сове­тует: «Не многие делай­тесь учи­те­лями» (Иак.3:1). И вообще в своих посла­ниях апо­столы очень часто исполь­зо­вали обра­ще­ние: «дети мои». Так могли обра­щаться к своим слу­ша­те­лям только те, кого, в свою оче­редь, назы­вали «отцами».

Как объ­яс­нить это про­ти­во­ре­чие между еван­гель­ской цита­той и пове­де­нием апо­сто­лов? Либо они пошли против запо­веди своего Учи­теля, непра­вильно поняли и иска­зили Его учение – либо Иисус, не раз­ре­шив хри­сти­а­нам име­но­ваться «учи­те­лями» и «отцами», все же имел в виду нечто иное, нежели фор­маль­ный запрет исполь­зо­вать эти слова в обра­ще­нии к людям.

Если при­нять первый вари­ант, мы попа­даем в тупик: все Еван­ге­лия напи­саны апо­сто­лами. Полу­ча­ется логи­че­ское про­ти­во­ре­чие: если они сами назы­ва­лись «учи­те­лями» и «отцами», то зачем вообще надо было остав­лять эту запо­ведь Христа в Еван­ге­лии? Ради обли­че­ния самих себя?

Если же мы дове­ряем уче­ни­кам Христа и, в конце концов, просто здра­вому смыслу, то эту запо­ведь надо пони­мать как-то иначе. В таком случае, что же все-таки имел в виду Иисус?

Необ­хо­димо про­честь эту фразу в кон­тек­сте, не выры­вая ее из еван­гель­ского повест­во­ва­ния. Ведь Библия – это не набор цитат, а цель­ный и связ­ный текст. Слова об отцах и учи­те­лях Хри­стос про­из­нес в Иеру­са­лиме за несколько дней до рас­пя­тия. Тогда в городе было осо­бенно мно­го­людно, ведь при­бли­жался празд­ник Пасхи. Хри­стос, зная, что с Ним вскоре про­изой­дет, исполь­зует это время, чтобы про­из­не­сти Свои послед­ние про­по­веди.

Однако и тогдаш­ние рели­ги­оз­ные учи­теля народа – фари­сеи и книж­ники – исполь­зуют в своих целях людей, при­шед­ших к Иисусу. Считая Христа лже­про­ро­ком и лже­мес­сией, они при боль­шом коли­че­стве сви­де­те­лей пыта­лись ском­про­ме­ти­ро­вать Его, уло­вить на какой-нибудь фразе, что в даль­ней­шем могло бы послу­жить пово­дом к обви­не­нию.

После оче­ред­ной неудав­шейся попытки учи­те­лей и отцов изра­иль­ского народа «уло­вить Иисуса в слове» Хри­стос обра­ща­ется к людям с жест­кой обли­чи­тель­ной речью против их рели­ги­оз­ных настав­ни­ков:

«На Мои­се­е­вом седа­лище* сели книж­ники и фари­сеи. Итак, все, что они велят вам соблю­дать, соблю­дайте и делайте; по делам же их не посту­пайте: ибо они гово­рят и не делают. Свя­зы­вают бре­мена тяжкие и неудо­бо­но­си­мые и воз­ла­гают их на плечи людям, а сами не хотят и пер­стом дви­нуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; рас­ши­ряют хра­ни­лища** свои и уве­ли­чи­вают вос­кри­лия*** одежд своих; также любят пред­воз­ле­жа­ния на пир­ше­ствах и пред­се­да­ния в сина­го­гах и при­вет­ствия в народ­ных собра­ниях, и чтобы люди звали их: «учи­тель! учи­тель!» А вы не назы­вай­тесь учи­те­лями: ибо один у вас Учи­тель – Хри­стос; все же вы братья. И отцом себе не назы­вайте никого на земле: ибо один у вас Отец, Кото­рый на небе­сах. И не назы­вай­тесь настав­ни­ками: ибо один у вас Настав­ник – Хри­стос». (Еван­ге­лие от Матфея, глава 23, стихи 2–10).

Из кон­тек­ста видно, что речь идет о вещах более важных, нежели сло­во­оупо­треб­ле­ние. Хри­стос обли­чает здесь опре­де­лен­ное состо­я­ние чело­века, взяв­шего на себя учи­тель­ство. Во-первых, изра­иль­ские учи­теля сами не сле­дуют тому, чему учат, во-вторых, болеют тще­сла­вием.

Эти еван­гель­ские слова отно­сятся, конечно, не только к тем, кого непо­сред­ственно обли­чал Иисус, но и к совре­мен­ным хри­сти­а­нам и их настав­ни­кам. Во что же может вылиться учи­тель­ское тще­сла­вие, почему Хри­стос так обли­чал его? Пред­ставьте, напри­мер, учи­теля исто­рии, кото­рый на лек­циях заяв­ляет: «Я созда­тель, пове­ли­тель и дви­га­тель миро­вой исто­рии. Все, что я вам рас­ска­зы­ваю – я сотво­рил сам». Навер­ное, ничего, кроме сожа­ле­ния, такая лич­ность не вызо­вет. Ведь все пони­мают, что пре­по­да­ва­тель любой дис­ци­плины всего лишь посред­ник в пере­даче знаний, а его учи­тель­ство – это слу­же­ние. Будь то исто­рия, мате­ма­тика или химия.

Тем более это отно­сится к рели­ги­оз­ным настав­ни­кам. Их при­зва­ние – слу­же­ние Богу. И чело­век, кото­рый забы­вает это, по мнению хри­сти­ан­ства, не может назы­ваться учи­те­лем. Именно такое учи­тель­ство и обли­чил Хри­стос. И в таком зна­че­нии после­до­ва­тели Христа дей­стви­тельно не могут и не должны назы­ваться учи­те­лями.

Если же свя­щен­ники учат и про­по­ве­дуют, не пре­тен­дуя на исклю­чи­тель­ность своей миссии, пони­мая, что учение, кото­рое они про­по­ве­дуют, не их соб­ствен­ное, и они только ведут ко Христу, то им, как и апо­сто­лам, ничто не мешает назы­ваться учи­те­лями и отцами.

Но если вы вдруг услы­шите, что некто, пусть даже и свя­щен­ник, назы­вает себя «новым хри­стом», «источ­ни­ком откро­ве­ния», «осно­ва­те­лем тре­тьего завета» – или даже просто заяв­ляет об исклю­чи­тель­но­сти своего духов­ного опыта как един­ственно вер­ного – к под­лин­ному хри­сти­ан­ству он не имеет ника­кого отно­ше­ния. Очень часто именно такие люди, выры­вая запо­ведь Христа из кон­тек­ста, тол­куют ее как запрет сло­во­упо­треб­ле­ния и строго-настрого запре­щают име­но­вать себя отцами, настав­ни­ками и учи­те­лями. Обычно в сектах все назы­вают друг друга «бра­тьями». Что же меня­ется от этого? Да ничего! Можно выпу­стить тысячи инструк­ций, запре­ща­ю­щих слово «отец», но при это стать самым насто­я­щим идолом для своих после­до­ва­те­лей. При этом скромно име­но­ваться «братом». Но какая раз­ница, кому обма­ну­тые люди отдают свои квар­тиры и рабски, фана­тично под­чи­ня­ются – отцу Х или брату Y?

Тех, кто внес наи­боль­ший вклад в раз­ви­тие хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, при­нято назы­вать отцами и учи­те­лями Церкви. Но они нико­гда не при­сва­и­вали себе звания спа­си­те­лей чело­ве­че­ства. Апо­столы срав­ни­вали себя с зем­ле­дель­цами, рабо­та­ю­щими на поле, кото­рое при­над­ле­жит Богу. Поэтому свя­щен­ники – духов­ные отцы и учи­теля, всегда очень боятся стать Отцами и Учи­те­лями для своих духов­ных чад, т. е. вместо Хри­стова учения учить чему-то своему, и вместо того, чтобы вести чело­века ко Христу, при­ве­сти к себе.



При­ме­ча­ния:

* Мои­се­ево седа­лище – мета­фо­ри­че­ский образ учи­тель­ства. Именно пророк Моисей на горе Синай принял от Бога и пере­едал Его Закон изра­иль­скому народу. То есть он был первым учи­те­лем Изра­иля.
** Хра­ни­лища – повязки или коро­бочки со сло­вами запо­ве­дей Божьих, кото­рые учи­теля еврей­ского народа делали на лбу и на руках в соот­вет­ствии с пове­ле­нием Самого Бога. Такие повязки назы­ва­лись «хра­ни­ли­щами», потому что хра­нили народ от забве­ния Бога.
*** Вос­кри­лия – для того, чтобы изра­иль­ский народ не забы­вал Бога, Он пове­лел при­ши­вать к краям одежды гиа­цин­то­вые кисти. Таким обра­зом, «вос­кри­лия одежд» состо­яли из пур­пурно-голу­бых кистей, при­ши­тых к краям верх­ней одежды евреев. И «хра­ни­лища», и «вос­кри­лия» должны были только лишь напо­ми­нать народу о Боге. Но рели­ги­оз­ные учи­теля Изра­иля пре­вра­тили их в сим­волы своей власти.

журнал «Фома»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки