Не называйте никого отцом

Питер Гилл­квист

Оглав­ле­ние


Прошло уже несколько деся­ти­ле­тий с тех пор, как Бинг Кроссби вопло­тил на кино­экране образ, за кото­рый он поль­зу­ется в Аме­рике любо­вью по сей день – отца О’М­алли. В нашем доме в тече­ние многих лет мы с Мери­лин берем детей и заси­жи­ва­емся допоздна, чтобы посмот­реть по теле­ви­зору рож­де­ствен­ский повтор этого фильма. Несколько раньше в этом веке один из выда­ю­щихся гума­ни­стов нашего вре­мени, отец Фла­на­ган, осно­вал Моло­деж­ный Город в Небраске. Это учре­жде­ние стало извест­ным на всю страну, при­ютом для без­дом­ных моло­дых людей. Мать Тереза, забо­тя­ща­яся о бедных и обез­до­лен­ных в Индии, явля­ется во многих отно­ше­ниях его совре­мен­ным «двой­ни­ком».

Но как мы должны отно­ситься к этим титу­лам? Мы вос­хи­ща­емся делом и лич­но­стью таких людей, но разве Библия не запре­щает назы­вать кого-либо из людей отцом?

Будучи раньше ради­каль­ным про­те­стан­том, я назы­вал свя­щен­ника отцом только в случае абсо­лют­ной необ­хо­ди­мо­сти – иногда про себя молит­венно прося Гос­пода про­стить меня. И теперь, когда я сам свя­щен­ник, я вижу такие же коле­ба­ния у других. Это была одна из про­блем, с кото­рой мы боро­лись на пути к Пра­во­сла­вию.

Неко­то­рые утвер­жде­ния, сде­лан­ные Иису­сом Хри­стом, часто ока­зы­ва­лись пово­дом для боль­ших раз­но­гла­сий, как внутри, так и вне Церкви. Его слова из Еван­ге­лия от Матфея: «И отцом себе не назы­вайте никого на земле, ибо один у вас Отец, Кото­рый на небе­сах» (Мф.23:9), – не ока­за­лись исклю­че­нием. Я должен при­знаться, что для нас, еван­ге­ли­че­ских хри­стиан, состав­ляло боль­шую труд­ность звать насто­я­те­лей пра­во­слав­ных при­хо­дов отцами.

Про­блема интер­пре­та­ции

Неко­то­рые про­те­стант­ские интер­пре­та­торы уве­рены, что Иисус ука­зы­вал на недо­пу­сти­мость име­но­ва­ния цер­ков­ных руко­во­ди­те­лей отцами. Разу­ме­ется, они счи­тают, что под «отцами» в данном месте Писа­ния име­ется в виду духов­ный отец, Исходя из этого, они отка­зы­ва­ются назы­вать свое духо­вен­ство отцами, пред­по­чи­тая такие наиме­но­ва­ния как пастор, пре­по­доб­ный или даже брат.

Поэтому вна­чале поз­вольте отме­тить, что «духов­ный отец» – это скорее тол­ко­ва­ние слов Гос­пода, нежели то, что Он в дей­стви­тель­но­сти имел в виду. Я не отри­цаю необ­хо­ди­мо­сти тол­ко­ва­ния Писа­ния. Я лишь хочу под­черк­нуть, что Гос­подь сказал «отец», а не «духов­ный отец».

Что здесь явля­ется пред­ме­том спора? То, что, поня­тое бук­вально, пре­ду­пре­жде­ние Иисуса против име­но­ва­ния кого-либо отцом ока­зы­ва­ется не только запре­щает име­но­вать свя­щен­ни­ков отцами, но также лишает этого назва­ния земных отцов, древ­них отцов Церкви, и даже отцов города – не так ли? Ибо в дей­стви­тель­но­сти утвер­жде­ние Гос­пода, как оно выгля­дит в тексте, озна­чает, что только одна Лич­ность может когда-либо име­но­ваться Отцом, а именно, наш Отец, Сущий на небе­сах.

Но должны ли слова Гос­пода пони­маться бук­вально, как это обычно дела­ется? Дей­стви­тельно ли мы не можем назы­вать пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков отцами? Если же это так, то сразу воз­ни­кает про­блема с несколь­кими дру­гими биб­лей­скими местами, вклю­чая неко­то­рые выска­зы­ва­ния Апо­стола Павла. Коринф­ской церкви Апо­стол писал: «Ибо, хотя у вас тысячи настав­ни­ков во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе» (1Кор.4:15). Не назы­вает ли себя Павел духов­ным отцом корин­фян – «отцом Павлом», если хотите?

Кроме того, он смело ссы­ла­ется на своих духов­ных пред­ков как на наших «отцов». А к отцам по плоти из Колосса он обра­ща­ется сле­ду­ю­щим обра­зом: «Отцы, не раз­дра­жайте детей ваших, дабы они не уны­вали» (Кол.3:21). Оче­видно, что Апо­стол Павел не пони­мал слова Гос­пода Иисуса Христа так, что отцом должно назы­вать только небес­ного Отца.

Можно также вспом­нить, что когда богач увидел на небе­сах «Авра­ама и Лазаря на ложе его» и обра­тился к Авра­аму: «отче Авра­аме!», тот не отве­тил «Разве ты не знаешь, что только бог Отец может быть назван Отцом?» Наобо­рот, он сказал: «Чадо! Вспомни» (Лк.16:20–31).

Другие титулы

Но давайте посмот­рим дальше. В добав­ле­ние к словам «один у вас Отец», Иисус также про­воз­гла­сил: «Не назы­вай­тесь учи­те­лями, ибо одни у вас Учи­тель – Хри­стос» (Мф.23:8). Однако, Иисус Хри­стос Сам при­знал Нико­дима «учи­те­лем Изра­и­ле­вым» (Ин.3:10). И в антио­хий­ской церкви опре­де­лен­ные люди назы­ва­лись «про­ро­ками и учи­те­лями» (Деян.13:1).

Апо­стол Павел не только считал учи­те­лей дарами Божи­ими Церкви, но и не колеб­лясь назы­вал самого себя «учи­те­лем языч­ни­ков» (1Тим.2:7). Кроме того, в насто­я­щее время боль­шин­ство из нас назы­вали неко­то­рых людей учи­те­лями вос­крес­ной школы. В семи­на­рии, одной из высо­чай­ших реко­мен­да­ций, кото­рой мог удо­сто­иться про­по­вед­ник семи­нар­ской церкви – это быть пред­став­лен­ным в каче­стве ода­рен­ного учи­теля Библии. Таким обра­зом, данная дис­кус­сия выхо­дит далеко за пре­делы любой про­те­стант­ско-като­ли­че­ской поле­мики.

Сле­до­ва­тельно, говоря, что мы не должны звать отцом и учи­те­лем никого, кроме Бога Отца и Самого Христа, Гос­подь Иисус не имел ввиду обсуж­дать про­блему исполь­зо­ва­ния данных форм обра­ще­ния как тако­вых. Ключ для иско­мого тол­ко­ва­ния дает нам кон­текст упо­мя­ну­того отрывка.

В стихе со сло­вами «отцом … не назы­вайте никого на земле» наш Гос­подь обли­чает неко­то­рых совре­мен­ных Ему фари­сей­ских учи­те­лей, кото­рые исполь­зо­вали эти спе­ци­аль­ные обра­ще­ния для дости­же­ния соб­ствен­ных целей. И если бы эти веро­от­ступ­ни­че­ские учи­теля исполь­зо­вали другие титулы, вроде пре­по­доб­ного или пас­тора, Иисус, мне кажется, сказал бы также: «Не назы­вайте никого пре­по­доб­ными или пас­то­рами».

Что имели в виду фари­сей­ские учи­теля

Так для каких же целей фари­сеи исполь­зо­вали титулы «отец» и «учи­тель»? Ответ сле­дует искать, по край­ней мере, в двух обла­стях, клю­че­вых для власти: учи­тель­стве и личных каче­ствах.

Рас­смот­рим сна­чала учение этих фари­сей­ских учи­те­лей. Они начали его с пра­виль­ных поло­же­ний, с Закона Моисея. Иисус сказал: «На Мои­се­е­вом седа­лище сели книж­ники и фари­сеи» (Мф.23:2). Мои­сеев Закон был под­лин­ным пре­да­нием. Бог дал его Изра­илю через Моисея. Обя­зан­но­стью фари­сей­ских учи­те­лей было сохра­нить это пре­да­ние и пере­дать его в неиз­мен­ном виде сле­ду­ю­щему поко­ле­нию.

Слиш­ком часто, однако, слу­ча­лось, что тот или иной учи­тель добав­лял кру­пицу соб­ствен­ной муд­ро­сти к под­лин­ному пре­да­нию, тем самым замут­няя его. Вместо того, чтобы пере­дать от поко­ле­ния к поко­ле­нию этот свя­щен­ный залог вместе с его под­лин­ным истол­ко­ва­нием, такой учи­тель добав­лял личную интер­пре­та­цию. В свою оче­редь его уче­ники, став сами учи­те­лями и под­ра­жая настав­нику, делали то же самое. И Боже­ствен­ное пре­да­ние в оче­ред­ной раз пре­вра­ща­лось в пре­да­ние чело­ве­че­ское. (Неко­то­рые вещи нико­гда не изме­ня­ются, не так ли!).

Конеч­ным резуль­та­том всего этого про­цесса было све­де­ние на нет под­лин­ного Мои­се­ева пре­да­ния. Именно этим фари­сей­ским учи­те­лям Иисус гово­рил: «Ибо вы, оста­вивши запо­ведь Божию, дер­жи­тесь пре­да­ния чело­ве­че­ского» (Мк.7:8). И затем: «Хорошо ли, что вы отме­ня­ете запо­ведь Божию, чтобы соблю­сти свое пре­да­ние… устра­няя слово Божие пре­да­нием вашим, кото­рое вы уста­но­вили» (Мк.7:9, 13).

Для того, чтобы покон­чить с этим чело­ве­че­ским пре­да­нием, вытес­нив­шим пре­да­ние Моисея, и вер­нуть людей к истине, Иисус сказал своим уче­ни­кам: «А вы не назы­вай­тесь учи­те­лями». Дру­гими сло­вами, он пове­ле­вал им не исполь­зо­вать свое поло­же­ние отцов и учи­те­лей как воз­мож­ность для груп­пи­ровки после­до­ва­те­лей вокруг своих част­ных мнений. Ибо посту­пать таким обра­зом озна­чало «затво­рять Цар­ство Небес­ное чело­ве­кам».

Вместо этого с при­хо­дом Христа эти фари­сей­ские учи­теля – а на самом деле все, кто бы ни про­по­ве­до­вал Слово Божие, – при­званы были верно пере­да­вать своим после­до­ва­те­лям под­лин­ное пре­да­ние только одного Учи­теля: Самого Христа. Библия назы­вает это кон­крет­ное пре­да­ние, сло­вами Апо­стола Иоанна, «уче­нием Хри­сто­вым».

В дей­стви­тель­но­сти, как мы отме­чали раньше, именно поэтому учение Две­на­дцати стало известно как «апо­столь­ское учение».

С их вре­мени сме­ня­ю­щие друг друга поко­ле­ния отцов и учи­те­лей Церкви пере­да­вали и охра­няли апо­столь­ское учение о Христе со всей тща­тель­но­стью, ибо оно пред­став­ляет под­лин­ное тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния.

Эту вер­ность под­лин­ному хри­сти­ан­скому веро­уче­нию. кстати ска­зать, можно лучше всего уви­деть в дея­тель­но­сти Семи Все­лен­ских Собо­ров Церкви, созы­вав­шихся между чет­вер­тым и вось­мым веками. Каж­дому, кто объ­яв­ляет себя учи­те­лем хри­сти­ан­ской веры, над­ле­жит точно при­дер­жи­ваться Апо­столь­ского учения, пере­дан­ного от поко­ле­ния к поко­ле­нию посред­ством этих Собо­ров. В про­тив­ном случае он под­вер­га­ется риску вве­де­ния своего соб­ствен­ного «част­ного мнения».

Так же как спра­вед­ливо, что всем учи­те­лям хри­сти­ан­ской веры необ­хо­димо выбрать пра­виль­ную отправ­ную точку, а именно, Свя­щен­ное Писа­ние, правда и то, что они должны дать пра­виль­ное и точное истол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния, осно­ван­ное на учении, пере­дан­ном свя­тыми и боже­ствен­ными учи­те­лями и отцами Церкви, осо­бенно на Семи собо­рах.

Почему Семь Все­лен­ских Собо­ров так важны? Потому, что они ука­зы­вают на под­лин­ное учение о Лич­но­сти Гос­пода Иисуса Христа и о Святой Троице. Они верно отра­жают учение Свя­щен­ного Писа­ния о един­ствен­ном истин­ном Учи­теле и Настав­нике, Иисусе Христе. Учи­теля и отцы, кото­рые пред­ла­гают част­ные тол­ко­ва­ния, про­ти­во­ре­ча­щие учению о Христе, изло­жен­ном на Семи Все­лен­ских Собо­рах, не должны, по-моему, при­зна­ваться истин­ными учи­те­лями и отцами.

Личные каче­ства учи­те­лей

Вторым важным момен­том в руко­вод­стве фари­сей­ских учи­те­лей, бес­по­ко­ив­шим Иисуса, был личный харак­тер. Он заме­тил глав­ный недо­ста­ток в харак­тере книж­ни­ков и фари­сеев, кото­рый можно назвать само­воз­вы­ше­нием. Они исполь­зо­вали свое поло­же­ние отцов и учи­те­лей среди народа Божьего для того, чтобы воз­вы­шать самих себя. Они хотели быть уве­рен­ными в том, что полу­чают соот­вет­ству­ю­щее при­зна­ние – офис с ков­рами и при­мы­ка­ю­щей сауной, и сереб­ри­стый четы­рех­двер­ный «Бьюик». Видя эти лич­ност­ные недо­статки, Иисус сказал: «боль­ший из вас да будет вам слуга; ибо кто воз­вы­шает себя, тот унижен будет; а кто уни­жает себя, тот воз­вы­сится» (Мф.23:11–12).

Их дух само­воз­вы­ше­ния про­яв­лялся в несколь­ких аспек­тах. Во-первых, в лице­ме­рии. «Ибо они гово­рят, – сказал Иисус, – и не делают». Много слов и мало дела. Их слова мало стоили, так как пол­но­стью про­ти­во­ре­чили их пове­де­нию. Они хва­ли­лись дол­гими молит­вами и при этом «поедали дома вдовиц».

Они пред­по­чи­тали клясться хра­мо­вым золо­том, нежели самим храмом, освя­ща­ю­щим золото, обна­ру­жи­вая тем самым свою скры­тую любовь к день­гам. Хотя они и пла­тили деся­тину с мяты, аниса и тмина, что делали охотно, но пре­не­бре­гали гораздо более важным в законе: судом, мило­стью и верой.

Поскольку они были лице­ме­рами в этом и многом другом. Гос­подь поды­то­жил Свое обли­че­ние сло­вами: «Так и вы по наруж­но­сти каже­тесь людям пра­вед­ными, а внутри испол­нены лице­ме­рия и без­за­ко­ния» (Мф.23:28). Оче­видно, их «внут­рен­нее» не соот­вет­ство­вало их «внеш­нему», потому что они были полны духа само­воз­вы­ше­ния и эго­изма.

Другим про­яв­ле­нием их духа само­воз­вы­ше­ния была явная недо­ста­точ­ность соб­ствен­ного реаль­ного слу­же­ния. «Свя­зы­вают бре­мена тяже­лые и неудо­бо­но­си­мые и воз­ла­гают на плечи людям, а сами не хотят и пер­стом дви­нуть их» (Мф.23:4).

Нельзя было обна­ру­жить грязи у них под ногами, или пятен на их одеж­дах. Они просто были груп­пой обле­нив­шихся руко­во­ди­те­лей, кото­рые ожи­дали услу­же­ния от других, вместо того, чтобы слу­жить самим. Неуди­ви­тельно поэтому, что Иисус велел не упо­доб­ляться им, ибо «боль­ший из вас да будет вам слуга» (Мф.23:11).

Тре­тьим про­яв­ле­нием их духа само­воз­вы­ше­ния была само­влюб­лен­ность, выра­жав­ша­яся в жела­нии быть на виду у людей. Она про­яви­лась также в их любви к пред­се­да­тель­ству на пир­ше­ствах и в сина­го­гах и при­вет­ствиям в народ­ных собра­ниях, так, чтобы люди звали их при этом «учи­тель! учи­тель!» Такая само­влюб­лен­ность была прямым нару­ше­нием Мои­се­ева закона, на хра­не­ние кото­рого они пре­тен­до­вали. Ибо весь Мои­сеев закон может быть сум­ми­ро­ван в двух вели­ких запо­ве­дях, наи­боль­шая из кото­рых: «Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разу­ме­нием твоим» (Мф.22:37).

И вторая, подоб­ная ей запо­ведь: «Воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» (Мф.22:39).

Таким обра­зом, эти отцы и учи­теля не вос­пи­ты­вали свой народ в любви к Богу и ближ­нему. Напро­тив, они про­яв­ляли дух само­воз­вы­ше­ния и эго­изма, испол­нен­ный любви к себе.

Реше­ние Христа

Сле­до­ва­тельно, перед лицом отвра­ти­тель­ного и постыд­ного веро­от­ступ­ни­че­ства этих рели­ги­оз­ных вождей Иисус сказал своим уче­ни­кам: «Отцом себе не назы­вайте никого на земле, ибо один у вас отец, Кото­рый на небе­сах». В то время, как отец Авраам и другие вели­кие дея­тели в исто­рии Изра­иля своей вер­но­стью заслу­жили такой титул, фари­сеи и книж­ники утра­тили роль отцов. Они должны были пре­кра­тить исполь­зо­ва­ние такой формы обра­ще­ния, а вместо этого покло­ниться Самому Богу как Пер­во­ис­точ­нику всего отцов­ства.

Сделав Свое пре­ду­пре­жде­ние, Иисус обра­тился к нам с вели­чай­шим из всех пове­ле­ний. Он указал в Своей Церкви отцов и учи­те­лей и тех, кого они ведут к любви к Богу и ближ­нему.

Как сле­дует посту­пать нам?

С самого начала исто­рии Церкви, подобно тому, как это было в вет­хо­за­вет­ном Изра­иле, те, кто пома­зы­вался Богом на слу­же­ние, назы­ва­лись опре­де­лен­ными име­нами: пророк, учи­тель, рабби (в Изра­иле) и отец. Позд­нее появи­лись и другие титулы, такие как пре­по­доб­ный, пастор, про­фес­сор или брат (для неко­то­рых еван­ге­ли­че­ских пас­то­ров и като­ли­че­ских и пра­во­слав­ных мона­хов). Эти наиме­но­ва­ния выра­жают как теплое отно­ше­ние, так и досто­ин­ство. Так же как в наших семьях есть тот, кого мы с любо­вью назы­ваем отцом, так и в хри­сти­ан­ском брат­стве мы почи­таем и будем почи­тать тех, кто привел нас к новому рож­де­нию через Гос­пода Иисуса Христа. Какое же имя под­хо­дит им больше, чем отец?

Иисус пре­ду­пре­дил против наиме­но­ва­ния недо­стой­ных людей отцами и учи­те­лями, чтобы сохра­нить чистоту руко­во­ди­те­лей Своего свя­того народа. Явля­ются ли они епи­ско­пами, отцами, учи­те­лями, диа­ко­нами или пас­то­рами, все они должны оста­ваться вер­ными истин­ному учению Церкви Христа и про­яв­лять в своем харак­тере боже­ствен­ное сми­ре­ние, вво­дя­щее Цер­ковь в любовь Святой Троицы и ближ­него.

Будучи сам свя­щен­ни­ком, я нахожу удо­вле­тво­ре­ние в наиме­но­ва­нии стар­ших собра­тьев свя­щен­ни­ков отцами, ибо дей­стви­тельно рас­смат­ри­ваю их как тако­вых. В самом при­ходе этот титул служит теплой и интим­ной раз­гра­ни­чи­тель­ной линией, кото­рая отли­чает (но не раз­де­ляет) тех в теле Хри­сто­вом, кто при­зван вести других и про­яв­лять о них заботу.

Во время нашего «путе­ше­ствия», после того, как мы согла­си­лись исполь­зо­вать термин «отец» в каче­стве подо­ба­ю­щего наиме­но­ва­ния свя­щен­ника, мы ска­зали людям, что они, разу­ме­ется, сво­бодны про­дол­жать упо­треб­лять термин пастор, если так для них проще. Вскоре, однако, более есте­ствен­ным тер­ми­ном стал отец и именно его мы исполь­зуем сего­дня.

Резуль­та­том этого стали две вещи. Люди знают, что суще­ствует духов­ный «глава дома», постав­лен­ный для того, чтобы сим­во­ли­зи­ро­вать гла­вен­ство Христа и быть про­вод­ни­ком Его мило­сер­дия и любви. Кроме того, обра­ще­ние «отец» служит духо­вен­ству напо­ми­на­нием о том, кем они явля­ются: не только хоро­шими ора­то­рами, или адми­ни­стра­то­рами, или пра­ви­те­лями, или про­по­вед­ни­ками – но в первую оче­редь, отцами для народа Божьего. Если они явля­ются тако­выми, то и все осталь­ные их роли имеют гораздо больше шансов на успех.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки