Отец

***

Оте́ц (в рели­ги­оз­ном смысле) —

1) Бог в Его отно­ше­нии к чело­веку (Исх.4:22);

2) одно из трех Лиц Пре­свя­той Троицы; Бог Отец (Ин.3:35);

3) духов­ный настав­ник по отно­ше­нию к духов­ному чаду; духовни́к;

4) личное обра­ще­ние к свя­щен­но­слу­жи­телю (как пра­вило к свя­щен­нику или диа­кону, с добав­ле­нием имени); также рас­про­стра­нено обра­ще­ние «батюшка» без добав­ле­ния имени;

5) дьявол в отно­ше­нии тех, кто живут по его воле (Ин.8:44).

Тра­ди­ция назы­вать свя­щен­ника или диа­кона отцом вполне при­ме­нима и для тех, кто вне Церкви, ведь если мы гово­рим “това­рищ майор” или “гос­по­дин пре­зи­дент”, мы же вовсе необя­за­тельно счи­таем майора своим това­ри­щем, а пре­зи­дента — своим гос­по­ди­ном.

***

Почему Бог име­ну­ется Отцом?

Бог име­ну­ется Отцом в двух зна­че­ниях.

Во вре­мена Вет­хого Завета Бог откры­вался чело­веку как Творец мира (см.: Тво­ре­ние из ничего), Царь и Вла­дыка все­лен­ной, Источ­ник жизни и благ.

Вместе с тем, по мере готов­но­сти чело­века к при­ня­тию более воз­вы­шен­ных откро­ве­ний, Он откры­вался как Забот­ли­вый, Любя­щий Попе­чи­тель, Добрый, Благой, Спра­вед­ли­вый и Мило­серд­ный Отец.

В период повсе­мест­ного пре­об­ла­да­ния идо­ло­по­клон­ства особым отно­ше­нием к Богу поль­зо­вался Изра­иль­ский народ. В этой связи он счи­тался наро­дом избран­ным.

Осо­бен­ная бли­зость отно­ше­ний между Небес­ным Царём и Изра­и­лем отме­чена в Писа­нии в таких, напри­мер, алле­го­риях, как отно­ше­ния между Жени­хом и Неве­стой, Мужем и Женой (Ос.2:16), но часто — в форме отно­ше­ний между Отцом и детьми (Исх.4:22).

Итак, ана­ло­гия между отцом и детьми, спро­ек­ти­ро­ван­ная в сферу рели­ги­оз­ных отно­ше­ний Бога и чело­века, под­чер­ки­вает, насколько Гос­подь близок к людям. В то же время она напо­ми­нает им и об их сынов­них (дочер­них) обя­зан­но­стях перед Твор­цом как перед Истин­ным и Без­упреч­ным Отцом.

Во вре­мена Нового Завета воз­мож­ность усы­нов­ле­ния Богу откры­лась всем без исклю­че­ния людям. Она реа­ли­зу­ется через веру, Таин­ство Кре­ще­ния и при­об­ще­ние к Истин­ной Церкви (такой Цер­ко­вью явля­ется Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь).

С другой сто­роны, Имя Отец может обо­зна­чать не Бога вообще (не Вышнюю Троицу), в Его отно­ше­нии к людям, но исклю­чи­тельно Одно из трёх Боже­ствен­ных Лиц: Бога Отца).

Отцом Он назван, прежде всего, по отно­ше­нию к Еди­но­род­ному Сыну (Богу Слову), Кото­рого вечно рож­дает из Своей сущ­но­сти, и Кото­рый имеет от Него, как Сын от Отца, всё, что ни имеет: бытие, Боже­ствен­ную сущ­ность, Боже­ствен­ные свой­ства и совер­шен­ства. Поскольку не только Сын, но и Святой Дух имеет от Него (Бога Отца) бытие, постольку Отец назы­ва­ется Единым и Без­на­чаль­ным Нача­лом в Пре­свя­той Троице.

Почему свя­щен­ники име­ну­ются отцами?

Каждый чело­век несёт на себе отпе­ча­ток Боже­ствен­ных совер­шенств, черты образа Божьего. По мере рас­кры­тия этих черт путём жизни во Христе, чело­век больше и больше упо­доб­ля­ется Богу. Пред­по­ла­га­ется, что свя­щен­ники изби­ра­ются из числа наи­бо­лее пра­вед­ных и достой­ных хри­стиан (ср. тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ляв­ши­еся к избра­нию диа­ко­нов: «выбе­рите из среды себя… изве­дан­ных, испол­нен­ных Свя­того Духа и муд­ро­сти» (Деян.6:3)). Это значит, что свя­щен­ник, даже и просто как чело­век, в боль­шей сте­пени, нежели другие, отоб­ра­жает в себе совер­шен­ства Небес­ного Отца.

В своей пас­тыр­ской дея­тель­но­сти свя­щен­ник совер­шает таин­ство Кре­ще­ния (духовно рож­дает во Христа) и духовно окорм­ляет членов вве­рен­ной ему общины, про­яв­ляя искрен­нюю жерт­вен­ную любовь и заботу о вве­рен­ной ему пастве, явля­ясь духов­ным отцом для своих духов­ных чад.

Поскольку свя­щен­ники в своём слу­же­нии упо­доб­ля­ются Богу как Небес­ному Отцу, и кроме того упо­доб­ля­ются лучшим земным отцам, как доб­ро­со­вест­ным попе­чи­те­лям и вос­пи­та­те­лям своих детей, постольку они и име­ну­ются отцами.

***

бла­жен­ный Фио­фи­лакт Бол­гар­ский: 
“Хри­стос не запре­щает назы­ваться учи­те­лями, но воз­бра­няет страстно желать этого наиме­но­ва­ния и вся­че­ски ста­раться о при­об­ре­те­нии его. Учи­тель­ское досто­ин­ство в соб­ствен­ном смысле при­над­ле­жит только Богу. Также и сло­вами: «отцом не назы­вайте» не воз­бра­няет почи­тать роди­те­лей; напро­тив, Ему угодно, чтобы мы почи­тали роди­те­лей и осо­бенно духов­ных отцов. Этими сло­вами Хри­стос воз­во­дит нас к позна­нию истин­ного Отца, то есть Бога, так как отец в соб­ствен­ном смысле есть Бог, плот­ские же роди­тели не суть винов­ники нашего бытия, а только содей­ство­ва­тели и орудия Божии. Пока­зы­вая пользу сми­рен­но­муд­рия, Хри­стос гово­рит, что боль­ший из нас должен быть слугой и послед­ним. Кто будет сам себя воз­вы­шать, считая себя чем-то вели­ким, тот будет поки­нут Богом и унижен.”

cвт. Иоанн Зла­то­уст:
“Это не то значит, чтобы они никого не назы­вали отцом, но чтобы знали, кого соб­ственно должно назы­вать отцом. Как учи­тель не есть учи­тель в соб­ствен­ном смысле, так и отец. Один Бог есть винов­ник всех — и учи­те­лей, и отцов.”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки