Подвиг

Литература по теме

По́двиг

1) поступок или развернутое во времени действие, осознанно совершаемое во исполнение Божественной воли, связанное с преодолением значительных трудностей, самоотверженностью (примеры: аскетический подвиг; монашеский подвиг; подвижническая жизнь);
2) героический (доблестный, самоотверженный) поступок, совершенный во благо ближнего (ближних);
3) действие выдающегося характера, совершаемое человеком на поприще трудовой деятельности во благо людей (трудовой подвиг).

Человек, ищущий спасения, должен следовать по стопам Христовым (1Пет.2:21). Следование за Христом подразумевает подвижническую жизнь: жизнь во Христе. Спаситель неоднократно говорил о важности подвига: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк.13:24). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8:34-35). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Свт. Феофан Затворник так поясняет эти слова: «Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь притрудную, подвижническую. Этим на пути к Царствию отрицается всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских: есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем». Саможаление святитель считал врагом всякого добра. Подвиги имеют вспомогательное значение на пути к христианскому совершенству и должны соответствовать своей цели на каждом этапе этого пути. Главной целью всех трудов и подвигов он называет очищение сердца от страстей. При этом следует помнить, что любые богоугодные труды и подвиги в духовной жизни должны совершаться с надеждой на Бога, Его благодатью. Спаситель Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Osmar Schindler David und Goliath 1 – Подвиг
«Давид и Голиаф». Осмар Шиндлер

Христианин должен вести подвижническую жизнь не от случая к случаю, а на постоянной основе. Христианский подвиг должен совершаться со смирением и соизмеряться с частными обстоятельствами и возможностями человека. Чрезмерное, непосильное взваливание на себя подвижнических обязательств (как то: особенные молитвенные правила, ночные бдения, дополнительный пост, ношение вериг и т.п.) может привести к плачевным и даже трагическим последствиям. На совершение особых христианских подвигов следует испрашивать благословения духовника. Важно особо внимательно относиться и к тем видам подвижничества, которые могут причинить вред здоровью. Свт. Феофан Затворник пишет о воздержании: «Последний предел воздержания есть – не заходить за ту черту, за которой воздержание начинает расстраивать здоровье тела, и еще – не простирать воздержания до изнеможения, лишающего сил исполнять лежащие на ком обязанности. Соблюдая эту меру, воздержание может являться в очень сильной степени и не быть укорным. Укорным здесь может быть только то, если кто обратит в неотложный закон для всех одну меру воздержания; потому что по разной крепости телесной у людей это определение может оказаться для иных разрушительным. Почему оно оставлялось и оставляется всегда на свободу».

Не может быть богоугодным подвиг, противоречащий каким-либо обязанностям христианина по отношению к другим людям и нарушающим их богоугодные права. Например, Слово Божие запрещает самовольное разлучение супругов: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в [посте и] молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:5), а церковное правило осуждает тех, кто под предлогом подвижничества, оставляет собственных несовершеннолетних детей: «Если кто-то бросит своих детей и не будет их воспитывать и приводить, насколько от него зависит, к подобающему благочестию, но под предлогом подвижничества станет нерадеть о них, да будет анафема» (15-й канон Гангрского собора).

Церковь осуждает «подвижничество», основанное на ложных, противоречащих христианскому благочестию мотивах (например, из-за гнушения материей, как это было у еретиков-гностиков). Апостол Павел пишет, что «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол.2:23). Подвиг важен не сам по себе, а в связи с правоверием подвижника и с посвящением Господу Иисусу Христу дел подвижничества. Поэтому свт. Иоанн Златоуст писал об аскезе еретиков: «Хотя старание о девстве и у нас, и у еретиков одинаково, а может быть у них и гораздо большее; но плод этих трудов не одинаков: для них (готовятся) узы, слезы, скорби и вечные мучения, а для нас – участь ангельская, блистательные светильники и главнейшее из всех благ – общение с Женихом. Отчего же так, – за одни и те же труды возмездие противоположное? Оттого, что они (еретики) избрали девство, чтобы поставить закон противный Богу; а мы это делаем, чтобы исполнить Его волю». Также и об иудеях: «Не говори мне, что (иудеи) постятся; но докажи то, согласно ли с волей Божьей они это делают; если же нет, то пост их – беззаконнее всякого пьянства. Должно не на дела их только смотреть, но исследовать и причину дел».

Христианским подвижникам, сохранившим себя по благодати Божией до конца своей земной жизни, обещана великая награда. Апостол Павел пишет о себе в конце жизни: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7-8).

О героических поступках, совершенных во благо ближних

Помимо аскетических подвигов, верующие и неверующие люди ежедневно совершают героические поступки, за которые некоторые даже получают государственные награды. Как следует относиться к этому?

Важно понимать, что, по слову прп. Серафима Саровского, «лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает». Поэтому подвиг христианина по любви к ближним может считаться христианской добродетелью. Те же, неверующие люди, которые совершают добро и даже отдают свои жизни ради ближних, несомненно, получат определенную награду от Бога, однако эти дела естественного добра, сами по себе, без веры, не способны привести их к спасению и заслужить им вечную награду на небесах. Спасти человека для вечной жизни может только Христос по вере в Него.

Такие «подвиги», которые связаны с нарушением заповедей Божьих (как, например, например, самоубийство из-за страха попасть в плен; героический захват крепости стороной, начавшей несправедливую войну; вообще любые дела совершенные из греховных побуждений), не могут считаться добром, даже если они приносят кому-то временную славу и выгоду.

Цитаты о подвиге

«Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями».
Гал.5:24

«Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш».
свт. Феофан Затворник

«Подвигоположник наш Господь Иисус Христос прямо заповедует совершенство как цель, назначение и смысл христианской жизни: Мф.5:47, “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.
Но для поврежденного грехом, падшего и смертного человеческого естества исполнение этого сыновнего долга или, иными словами, шествие в жизнь вечную этим спасительным путем не может не быть превосхождением обычного устроения жизни “по стихиям мира сего”, т.е. не может не быть подвигом.
(1Пет.1:13-16) “Посему, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят”.
(Лев.11:44) “Ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят”.
Священное Предание нашей Церкви, святоотеческая, аскетическая и житийная литература преисполнена не только вдохновляющими описаниями образцов исполнения этого Божественного призыва обожения, но и практическими – даже можно сказать, техническими – указаниями, наставлениями и советами для дерзающих подвизаться в “искусстве святости”».
иерей Георгий Белькинд

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka