Делание

Де́лание (греч. πρᾶξις – прак­сис) хри­сти­ан­ское – духов­ная дея­тель­ность, направ­лен­ная на упо­доб­ле­ние Богу и соеди­не­ние с Ним, осу­ществ­ля­е­мая в соот­вет­ствии с нор­мами Закона Божьего, уче­нием, кано­нами и тре­бо­ва­ни­ями Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Можно ли при­рав­ни­вать дела­ние к духов­ному подвигу?

Духов­ный подвиг – это необя­за­тельно уход в пустыню и реа­ли­за­ция себя в каче­стве монаха-отшель­ника; жизнь, пре­ис­пол­нен­ная суро­выми постами и бде­ни­ями. В прин­ципе, любое систе­ма­ти­че­ское, доб­ро­со­вестно совер­ша­е­мое духов­ное дела­ние, соот­вет­ству­ю­щее при­зва­нию хри­сти­а­нина, можно назвать духов­ным подви­гом.

Хри­сти­ан­ское дела­ние – это пери­о­ди­че­ски совер­ша­е­мые дей­ствия или посто­ян­ная дея­тель­ность?

Хри­сти­а­нин при­зван посто­янно жить жизнью по Христу, во Христе. Хри­сти­ан­ское дела­ние под­ра­зу­ме­вает регу­ляр­ные моле­ния, регу­ляр­ное посе­ще­ние хра­мо­вых бого­слу­же­ний, регу­ляр­ное соблю­де­ние уста­нов­лен­ных Цер­ко­вью постов, регу­ляр­ное совер­ше­ние добрых дел, регу­ляр­ное вни­ма­ние к своему пове­де­нию, к себе как к хри­сти­а­нину, анализ своих (нрав­ственно оце­ни­ва­е­мых) поступ­ков, мыслей, жела­ний, помыс­лов, работу, направ­лен­ную на пре­об­ра­же­ние своей лич­но­сти и пр.

Всякое ли дела­ние, име­ну­е­мое «доб­ро­де­ла­нием», угодно Богу?

Если мы вни­ма­тельно вчи­та­емся в Еван­ге­лие, то заме­тим, что далеко не всякое дела­ние, назы­ва­е­мое в оби­ходе доб­ро­де­ла­нием, угодно Богу. Нрав­ствен­ная оценка таких видов дела­ния может зави­сеть от разных фак­то­ров (моти­вов, целей и пр.). Напри­мер, не всякая мило­стыня угодна Богу (см. Мф.6:1-4). То же самое можно ска­зать о молитве (Мф.6:5-8) и посте (Мф.6:16-18). Поло­жим, моти­вом пода­я­ния мило­стыни может слу­жить не жела­ние уго­дить Богу, помочь нуж­да­ю­ще­муся, а жела­ние выка­зать себя перед окру­жа­ю­щими в выгод­ном свете. Моле­ние тоже может осу­ществ­ляться напо­каз, также как и соблю­де­ние поста.

Насколько важен поря­док в дела­нии?

Любое труд­ное, слож­ное дело тре­бует опре­де­лен­ного порядка. Напри­мер, можно постро­ить план отно­си­тельно того-то и того-то, при­вя­зав его к цер­ков­ному или граж­дан­скому кален­дарю. Конечно, бывает, что строго при­дер­жи­ваться гра­фика в духов­ной жизни не полу­ча­ется, но из этого не сле­дует делать необ­ду­ман­ного ско­ро­па­ли­тель­ного вывода, напри­мер, о необ­хо­ди­мо­сти отказа от гра­фика совсем. График можно скор­рек­ти­ро­вать, изме­нить и т. п.

Какие пре­пят­ствия могу воз­ни­кать в духов­ной дея­тель­но­сти?

Жизнь хри­сти­а­нина бывает свя­зана с мно­го­чис­лен­ными иску­ше­ни­ями. Иску­ше­ния могут быть раз­ными по форме, по содер­жа­нию. Опас­ность от иску­ше­ний усмат­ри­ва­ется в том, что они могут отвра­тить нас от того доб­рого дела­ния, кото­рое мы на себя берем. Напри­мер, утром в вос­кре­се­нье вместо похода в храм хочется поспать; молитву вече­ром хочется оста­вить, потому что устали; нет жела­ния погру­жаться в чтение свя­щен­ных книг, потому что «нет вре­мени». Это далеко не самые слож­ные ситу­а­ции – список может быть бес­ко­неч­ным.

Можно ли гово­рить о дела­нии как о дела­нии рук, уст, тела, души и т. п.?

Пре­по­доб­ный Илия Экдик учит: «Дела­ние тела есть пост и бдение, дела­ние уст – псал­мо­пе­ние. Но молитва лучше псал­мо­пе­ния, и мол­ча­ние дра­го­цен­нее слова. Рук дела­ние есть то, что ими без­ро­потно дела­ется; а ног то, что ими по пер­вому мано­ве­нию испол­ня­ется. Дела­ние души есть воз­дер­жа­ние с про­сто­тою и про­стота, воз­держно дей­ству­ю­щая; а ума – молитва в созер­ца­нии, и в молитве созер­ца­ние Бога».

Какое дела­ние самое труд­ное?

По мнению многих святых подвиж­ни­ков, одним из самых труд­ных видов хри­сти­ан­ского дела­ния явля­ется трез­ве­ние ума. Когда ум хри­сти­а­нина нахо­дится в долж­ном состо­я­нии, тогда он спо­со­бен, при помощи Божьей, про­ти­во­дей­ство­вать гре­хов­ным помыс­лам, жела­ниям, стрем­ле­ниям. И наобо­рот, когда ум нахо­дится в рас­слаб­лен­ном состо­я­нии, ослаб­ля­ется и его спо­соб­ность сопро­тив­ляться гре­хов­ным иску­ше­ниям.

Что нам даёт духов­ное дела­ние?

Бла­го­даря духов­ному дела­нию душа хри­сти­а­нина спо­доб­ля­ется глу­бо­кого еди­не­ния с Богом и ближ­ними. Чело­век ещё на этой земле ста­но­вится при­част­ни­ком Небес­ного Цар­ствия.

Цитаты о дела­нии

«Должно начи­нать от дея­тель­ной жизни, а потом уже при­хо­дить и в умо­со­зер­ца­тель­ную, ибо без дея­тель­ной жизни в умо­со­зер­ца­тель­ную прийти невоз­можно. Путь дея­тель­ной жизни состав­ляют: пост, воз­дер­жа­ние, бдение, коле­но­пре­кло­не­ние, молитва и прочие телес­ные подвиги; путь умо­со­зер­ца­тель­ной жизни состоит в воз­но­ше­нии ума ко Гос­поду Богу, в сер­деч­ном вни­ма­нии, умной молитве и созер­ца­нии чрез тако­вые упраж­не­ния вещей духов­ных…»
епи­скоп Вар­нава (Беляев)

«Не будь стро­гим судиею тех, кото­рые сло­вами учат о вели­ких доб­ро­де­те­лях, когда видишь, что сами они к бла­гому дела­нию ленивы; ибо недо­ста­ток дела часто вос­пол­ня­ется поль­зою оного учения. Мы не все стя­жали все в равной мере: неко­то­рые имеют пре­вос­ход­ство более в слове, чем в деле; а в других напро­тив дело силь­нее слова».
прп. Иоанн Лествич­ник

«Духов­ное дела­ние – это “стя­жа­ние чистоты сер­деч­ной”».
прп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин

«Духов­ное дела­ние ведет чело­века к глу­бо­кому еди­не­нию с Богом».
Ева­грий Пон­тий­ский

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки