Главная » Алфавитный раздел » С » Самоотвержение

Самоотвержение

( Самоотвержение 2 голоса: 5 из 5 )

 

Самоотверже́ние — то же, что самоотречение; готовность жертвовать своими частными интересами во имя торжества Божественной воли.

В отличие от значения, вкладываемого в этот термин обще-обиходным употреблением, церковное сознание наполняет его другим смыслом: если в обычном значении под самоотвержением подразумевается готовность человека поступится собственными интересами ради кого-то или чего-то, то в христианском понимании жертвование своими частными интересами ради исполнения воли Пресвятой Троицы по высокому счёту никогда не означает действия в ущерб себе.

Напротив, способствуя, с самоотверженностью, реализации Божественных предначертаний, человек приближается к главной цели своей земной жизни — единению с Богом, обожению, стяжанию вечного блаженства на Небесах.

О необходимости посвящения себя делу самоотверженного послушания Богу Христос выразился прямо и ёмко: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Совершенно отвергнуть себя, не значит забыть про свои интересы, а значит отвергнуть всё то, что отягощает и мешает идти по пути Правды и Истины, отвергнуть такие черты своей самости как эгоизм, самомнение, своеволие, гордость, строптивость. Отвергнуть себя — значит перестать считать мерилом всех своих мыслей и поступков свое зыбкое, ненадёжное «Я», и начать соизмерять их с законом Божьим.

Грешный человек склонен к самообману и поэтому, даже если он и настроен делать добро, но делать исключительно так, как подсказывает собственный рассудок, он обязательно подскользнётся, зашатается и падёт: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12).

Дело в том, что в полной мере путь Правды и Истины, возводящий на Небо, известен единственно Всеведущему Богу: «как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9). А Бог всем желает спасения и никому не желает зла. Вот почему каждому человеку необходимо строить свою жизнь в русле тех ориентиров, которые предначертаны свыше; и вот почему главным мотивом любого нравственного действия должно служить не стремление осуществить его как-то по-своему, а желание угодить Господу, исполнить Его волю.

Согласно этому принципу строили свою жизнь даже и ветхозаветные праведники: «Господи! путеводи меня в правде Твоей» (Пс. 5:9); «Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся» (Иов. 23:11). Тем более это должно лечь в основу и стать незыблемым правилом для христиан: «как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол. 2:6).

Именно к этому располагает понятие «вера», «завет». Вера подразумевает доверие и верность, а завет — исполнение надлежащих условий. Быть верующим есть не что иное как вверить себя в волю Божью и жить по условиям Завета, который Он с нами заключил, Новый Завет.

Некоторые великие подвижники интерпретировали самоотвержение, как отсечение своей воли во всём и почитание себя за ничто (ср.: Преподобных Варсонофия и Иоанна ответы на вопросы учеников, Вопрос 254). Нередко это (и само по себе острое) определение доводится до абсурда. И напрасно (см. по этому поводу: Христианское и псевдо-христианское смирение).

Через призыв, обращенный к Своим потенциальным последователям — отвергнуть себя, — Христос не лишает их права самостоятельных решений, творческой инициативы. Человек — образ Божий. И такие особенности этого образа как разум и воля даны ему не для того, чтоб он их заглушал. Напротив, уподобление Богу подразумевает раскрытие и развитие этих способностей. Другое дело, что любая творческая инициатива, любое самостоятельное действие должно производиться человеком не бесчинно, а в соответствии с общим призванием и предназначением: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Выражаясь кратко, требование Господа о самоотречении, адресованное всем искупленным, заключается в том, чтобы совлечься «ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9), облечься в Нового, во Христа (Гал. 3:27), и идти путём светлым, святым (Ис. 35:8). Этот путь преодолевается в синергии, соработничестве человека и Бога

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru