Самоотвержение

***

Самоотверже́ние — то же, что само­от­ре­че­ние; готов­ность жерт­во­вать своими част­ными инте­ре­сами во имя тор­же­ства Боже­ствен­ной воли.

В отли­чие от зна­че­ния, вкла­ды­ва­е­мого в этот термин обще-оби­ход­ным упо­треб­ле­нием, цер­ков­ное созна­ние напол­няет его другим смыс­лом: если в обыч­ном зна­че­нии под само­от­вер­же­нием под­ра­зу­ме­ва­ется готов­ность чело­века посту­пится соб­ствен­ными инте­ре­сами ради кого-то или чего-то, то в хри­сти­ан­ском пони­ма­нии жерт­во­ва­ние своими част­ными инте­ре­сами ради испол­не­ния воли Пре­свя­той Троицы по высо­кому счёту нико­гда не озна­чает дей­ствия в ущерб себе.

Напро­тив, спо­соб­ствуя, с само­от­вер­жен­но­стью, реа­ли­за­ции Боже­ствен­ных пред­на­чер­та­ний, чело­век при­бли­жа­ется к глав­ной цели своей земной жизни — еди­не­нию с Богом, обо­же­нию, стя­жа­нию веч­ного бла­жен­ства на Небе­сах.

О необ­хо­ди­мо­сти посвя­ще­ния себя делу само­от­вер­жен­ного послу­ша­ния Богу Хри­стос выра­зился прямо и ёмко: «если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Совер­шенно отверг­нуть себя, не значит забыть про свои инте­ресы, а значит отверг­нуть всё то, что отя­го­щает и мешает идти по пути Правды и Истины, отверг­нуть такие черты своей само­сти как эгоизм, само­мне­ние, свое­во­лие, гор­дость, строп­ти­вость. Отверг­нуть себя — значит пере­стать счи­тать мери­лом всех своих мыслей и поступ­ков свое зыбкое, нена­дёж­ное «Я», и начать соиз­ме­рять их с зако­ном Божьим.

Греш­ный чело­век скло­нен к само­об­ману и поэтому, даже если он и настроен делать добро, но делать исклю­чи­тельно так, как под­ска­зы­вает соб­ствен­ный рас­су­док, он обя­за­тельно под­скольз­нётся, заша­та­ется и падёт: «Посему, кто думает, что он стоит, бере­гись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12).

Дело в том, что в полной мере путь Правды и Истины, воз­во­дя­щий на Небо, изве­стен един­ственно Все­ве­ду­щему Богу: «как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9). А Бог всем желает спа­се­ния и никому не желает зла. Вот почему каж­дому чело­веку необ­хо­димо стро­ить свою жизнь в русле тех ори­ен­ти­ров, кото­рые пред­на­чер­таны свыше; и вот почему глав­ным моти­вом любого нрав­ствен­ного дей­ствия должно слу­жить не стрем­ле­ние осу­ще­ствить его как-то по-своему, а жела­ние уго­дить Гос­поду, испол­нить Его волю.

Согласно этому прин­ципу стро­или свою жизнь даже и вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ники: «Гос­поди! путе­води меня в правде Твоей» (Пс. 5:9); «Нога моя твердо дер­жится стези Его; пути Его я хранил и не укло­нялся» (Иов. 23:11). Тем более это должно лечь в основу и стать незыб­ле­мым пра­ви­лом для хри­стиан: «как вы при­няли Христа Иисуса Гос­пода, так и ходите в Нем» (Кол. 2:6).

Именно к этому рас­по­ла­гает поня­тие «вера», «завет». Вера под­ра­зу­ме­вает дове­рие и вер­ность, а завет — испол­не­ние над­ле­жа­щих усло­вий. Быть веру­ю­щим есть не что иное как вве­рить себя в волю Божью и жить по усло­виям Завета, кото­рый Он с нами заклю­чил, Новый Завет.

Неко­то­рые вели­кие подвиж­ники интер­пре­ти­ро­вали само­от­вер­же­ние, как отсе­че­ние своей воли во всём и почи­та­ние себя за ничто (ср.: Пре­по­доб­ных Вар­со­но­фия и Иоанна ответы на вопросы уче­ни­ков, Вопрос 254). Нередко это (и само по себе острое) опре­де­ле­ние дово­дится до абсурда. И напрасно (см. по этому поводу: Хри­сти­ан­ское и псевдо-хри­сти­ан­ское сми­ре­ние).

Через призыв, обра­щен­ный к Своим потен­ци­аль­ным после­до­ва­те­лям — отверг­нуть себя, — Хри­стос не лишает их права само­сто­я­тель­ных реше­ний, твор­че­ской ини­ци­а­тивы. Чело­век — образ Божий. И такие осо­бен­но­сти этого образа как разум и воля даны ему не для того, чтоб он их заглу­шал. Напро­тив, упо­доб­ле­ние Богу под­ра­зу­ме­вает рас­кры­тие и раз­ви­тие этих спо­соб­но­стей. Другое дело, что любая твор­че­ская ини­ци­а­тива, любое само­сто­я­тель­ное дей­ствие должно про­из­во­диться чело­ве­ком не бес­чинно, а в соот­вет­ствии с общим при­зва­нием и пред­на­зна­че­нием: «будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный» (Мф. 5:48).

Выра­жа­ясь кратко, тре­бо­ва­ние Гос­пода о само­от­ре­че­нии, адре­со­ван­ное всем искуп­лен­ным, заклю­ча­ется в том, чтобы совлечься «вет­хого чело­века с делами его» (Кол. 3:9), облечься в Нового, во Христа (Гал. 3:27), и идти путём свет­лым, святым (Ис. 35:8). Этот путь пре­одо­ле­ва­ется в синер­гии, сора­бот­ни­че­стве чело­века и Бога

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки