Ап. 74
О вызове обвиняемого епископа на собор епископов.
О вызове обвиняемого епископа на собор епископов.
О том, что обвинение на епископа принимать только от 2-х или 3-х свидетелей из верных.
О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).
Обо порядке судебных тяжб между клириками (и запрете обращения в светский суд).
О том, что обвиняющий клириков, не должен быть принимаем без исследования.
О запрете изверженному епископу или диакону подавать апелляцию царю.
О том, что, если во время суда над епископом, епископы той области имеют между собою разногласие, то митрополит может призвать других епископов из сопредельной области, для разрешения вопроса.
О невозможности апелляции после единогласного решения епископов области об извержении епископа. Настоящее правило отменено 4‑м правилом Сардикийского собора.
О порядке рассмотрения апелляции осуждённого епископа.
О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).
О том, что осужденный своим епископом пресвитер должен заявить об этом соседним епископам, чтобы с их помощью по возможности примириться.
О чрезвычайном суде для рассмотрения жалобы против клирика, когда невозможен Собор епископов. Этот суд должен состоять для епископа – из 12 епископов, для пресвитера – из 6 епископов и для диакона – из трех.
О запрете клирикам пренебрегать церковным судом в угоду светскому по церковным делам.
О том, что церковным судьям первой инстанции нет никакого оскорбления в том, если в высшем суде, т.е. во второй инстанции, решение их будет изменено, за исключением того случая, когда будет доказано, что эти судьи судили несправедливо.
О запрете аппеляции против приговора, вынесенного избранными по согласию обеих сторон судьями, хотя бы число судей было менее указанного 12 правилом этого собора.
О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на какого-либо епископа.
О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на пресвитера, диакона и низших клириков.
Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу.
О возможности для членов клира, которые участвуют в судебном разбирательстве, с позволения правящего епископа, переносить тяжбу в суд ближайшей епархии.
О ходатайстве к императорам о возвращении церковным судам права решения вопросов частного права между христианами, с тем, чтобы решения этих судов считались окончательными.
О ходатайстве к императорам о воспрещении знатным лицам брать под свою защиту и настаивать на освобождении от наказания клириков, осуждённых церковным судом.
О порядке рассмотрения жалоб и обвинений клириков. Обвиняемые должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду.
О том, что некоторые дела, решенные на епархиальных соборах, могут быть пересмотрены и решены вторично, причем после решения избранных по взаимному договору судей нельзя более обращаться к другому высшему суду.
О том, что спорные дела, возникающие между членами клира, могут разбираться только на церковных судах. О возможности клирикам в исключительных случаях ходатайствовать перед императором о назначении ему епископского суда.
Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно).
О том, что после суда избранных судей нельзя больше, под угрозой наказания, обращаться к высшему суду.
О процедуре аппеляции для клириков, не довольных решением своих епископов.
О запрете принимать жалобы на клириков от тех (клириков и мирян), кто отлучён от церковного общения.
О запрете принимать жалобы на членов клира от актёров, от лиц, на которых лежит пятно бесчестия (инфамии); от еретиков и язычников.
О том, что если кто-либо подаст одновременно несколько жалоб на клирика, и первая из них будет опровергнута, то не должно допустить обвинителя до подачи прочих жалоб.
Предписание не принимать в качестве свидетелей против членов клира всех тех лиц, которые лишены права подавать на них жалобы.
О хранении клириками тайны исповеди, выражающемся в лишении значения свидетельства епископа, в том случае, если он говорит, что некто исповедался ему в совершенном им преступлении, чего тот не желает признать.
О том, что епископ, отлучивший кого-либо незаконно за тот грех, который он исповедал ему наедине, сам должен быть лишен общения со стороны других епископов до покаяния.
О праве подсудимого на отвод судей по сомнению в их беспристрастии (дело еп. Петра).