145

Правило 146

147

Предписание не принимать в качестве свидетелей против членов клира всех тех лиц, которые лишены права подавать на них жалобы.

В качестве свидетелей не допускать к свидетельству тех, кого предписано не допускать и к обвинению, а также и тех, кого сам обвинитель приведет из собственного дома. Свидетельства от лиц, не достигших 14-летнего возраста, не принимать.

Μάρτυρας δὲ εἰς μαρτυρίαν μὴ εἰσδέχεσθαι, τοὺς μηδὲ πρὸς κατηγορίαν εἰσδεχθῆναι παραγγελθέντας, ἢ ἔτι μὴν οὓς αὐτὸς ὁ κατήγορος ἐκ τοῦ ἰδίου οἴκου προσκομίσει· μαρτυρία δὲ ἐντὸς κείρας ἐνιαυτῶν δεκατεσσάρων μὴ προσδεχθείη.[1]

Толкования

Зонара. Сказав об обвинителях, отцы собора дают теперь постановление и о свидетелях, и говорят, что тех, коим запрещено делать обвинительные доносы, не должно допускать и к свидетельству: а те, кого должно допускать, не должны быть несовершеннолетними (не достигшие еще 14-ти лет своей жизни), и суть несовершеннолетние (ἅνηβοι), ибо у них мышление еще не твердо, и потому им не может быть дозволено свидетельствовать. Кроме того (правило) не позволяет обвинителю приводить домашних свидетелей; а домашние суть те, которые из его дома. Но не всем таковым законы запрещают свидетельствовать, а некоторым только, именно: подвластным того самого лица, которое приводит их, или незначительным подручникам, которых можно заставлять (делать показания) и, в случае непослушания, наказывать. А если подчиненные будут достойны уважения, как-то священники, или диаконы, или грамматики и все подобные им, то не должны быть не допускаемы к свидетельству.

Аристен. И кому нет 14-ти лет.
Таковой не допускается к свидетельству по причине несовершеннолетия; ибо свидетельствующему, сверх того, чтобы он был почтенным и православным, нужно еще быть твердым (в мыслях), а мысль несовершеннолетнего скользит. 2‑я же статья 17‑й главы 1‑го титула 21‑й книги (Василик) не допускает к свидетельству против кого нибудь в преступлении – и того, кому меньше 20-ти лет.

Аристен. Обвинитель не представляет свидетелей из собственного дома.
Свидетельства домашних не принимаются и по законам; ибо 21‑я глава 1‑го титула 21 книги (Василик) говорит буквально так: «обвиняющий не может приводить своих домашних во свидетели»; и 25‑я глава того же титула и книги: «свидетельства домашних отвергаются». А под домашними свидетелями разумей тех, которые состоят под властию кого-либо и могут принимать от него приказания: таковые не должны быть допускаемы к свидетельству ни за своего господина, ни против того, кто его обвиняет, ни в уголовном иске, ни в гражданском. А если кто-либо, начиная иск против другого, пожелает воспользоваться свидетельством чужих домашних, то это не запрещается. Ибо из одного дома могут и отец, и сын подвластный, и два подвластные сына – брата свидетельствовать и за и против кого нибудь, как говорит 15‑я глава того же 1‑го титула 21‑й книги.

Вальсамон. Отцы собора, сказав об обвинителях, теперь дают постановление о свидетелях, и говорят, что желающие свидетельствовать против посвященных лиц в уголовных делах должны быть таковы же, как и допускаемые правилами к обвинению, так что кто не допускается к обвинению, не должен быть допускаем и к свидетельству. Кроме того, правило отвергает домашних свидетелей и несовершеннолетних, т. е. имеющих менее 14-ти лет. Только таких лиц устраняет от свидетельства (настоящее) правило. А 1‑й титул 21‑й книги Василик не допускает к свидетельству в уголовном суде и других различных лиц: прочитай этот титул. Свидетелями из дома обвинителя считаются все те, которые живут вместе с ним и которым он может приказывать. Ибо 6‑я глава 1‑го тит. 21‑й книги говорит: «недостоин веры тот свидетель, кому я могу приказывать свидетельствовать»; 24‑я глава: «обвинитель не может приводить домашних свидетелей»; 27‑я глава: «свидетельства домашних отвергаются»; 2‑я статья 11‑й главы 51-го титула 60‑й книги, где говорится: «незначительные домашние кражи не должно делать предметом общественного суда». Домашние же (кражи) суть те, которые делают рабы у господина, отпущенники у патронов, наемники у нанимателей, если живут у них. Сопоставляя настоящее правило, которое говорит, что имеющие менее 14-ти лет не должны свидетельствовать, а только старшие, с 20‑ю главою 1‑го титула 21‑й книги, говорящую буквально так: «обвинитель не может призывать к свидетельству того, кто публично обвиняется, ни того, кому меньше 20-ти лет», кто-нибудь спросит: на что же мы должны обращать внимание? И мне кажется, что скорее на закон; ибо тот, кому менее 20-ти лет, хотя и более 14-ти, не должен быть допускаем к свидетельству в уголовном деле, как не обладающий еще твердым мышлением. При том закон и много позднее правила, потому что он был принят в пересмотренный кодекс Василик спустя много лет после настоящего собора. Прочти еще 75‑е правило святых Апостолов.

Славянская кормчая. Правило 131. Ни 14-ти лет отрок приатен.

Толкование. И сей на послушество не приатен есть, не совершенного ради возраста. Подобает бо послушествующему честну и правоверну быти, и тверд ум имети. Не совершеный же возрастом, ползок есть помышлением. 2‑е же изложение, 17‑е главы, 1‑е грани, 21‑х царских книг, глаголет: аще не будет 20-ти лет возрастом, такового на послушество о гресе ни на кого не приимати.

Правило 132. Клеветник от своего дому, послухов не поставляет.

Толкование. Своего дому послуси отвержены суть, и градскими законы. Глаголет бо, 21‑я глава, 1‑е грани, 21‑х книг царских, яве сице: клеветник домашних своих послух, не может привести. И 25‑я главы, тоя же грани, тех же царских книг глаголет: яко домашняя свидетельства отметаема суть. Домашния же свидетели разумей, иже под властию некоего, и могуще повеленая им от него творити, таковии убо ни по нем самом, ни на иного, на него же он клевещет, во свидетельство не приатни, или о греховных, или о инех яже имениа винах. Аще же ин судим бывая, и восхощет от иного дому свидетеля привести, не возбранится ему. От единого бо дому и отец и сын, под властию его сый, и два брата под властию отчею суще, или на кого, или по ком не могут свидетельствовати, якоже 21‑я глава тоя же грани, рекше 1‑я, 21‑х царских книг повелевает.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΡΛΑ´

Комментировать