10

Правило 11

12

О том, что епископ не должен оставлять свою епархию и переходить в другую для проповеди и или служения. При этом срок возможного отлучения с кафедры аналогичен установленному раннее для мирян: не более трёх воскресных дней в продолжение трех седмиц.

Для того случая, когда епископ переходит из одного города в другой или из одной епископской области в другую, трудясь ради тщеславия и для собственной похвалы или по ревности к вере, и желает провести там довольно длительное время, а епископ того города неискусен в наставлении, – мы определяем, чтобы первый не пренебрегал последним и не проповедовал слишком часто, стремясь постыдить и уничижить лицо местного епископа. Ибо это обыкновенно становится поводом к смятениям, и епископ стремится такой хитростью посягнуть на чужую кафедру и захватить ее, без колебаний решаясь оставить порученную ему Церковь и перейти в другую. Итак, должно определить для этого время (поскольку и не принимать епископа считается делом бесчеловечным и злым). Вспомните, как в прошлом отцы наши определили: если мирянин, оставаясь в городе, три воскресных дня в течение 3‑х недель не приходит в собрание, да будет отстранен от общения. Итак, если это постановлено относительно мирян, то не должно, не прилично и не полезно епископу, если он не имеет никакой настоятельной необходимости или затруднительного дела, долго отсутствовать в своей Церкви и печалить вверенный ему народ.

Ὅσιος ἐπίσκοπος, εἶπεν· Καὶ τοῦτο δὲ ὁρίσαι ὀφείλομεν, ἵνα ἐπίσκοπος, ὅταν ἐξ ἑτέρας πόλεως παραγίνηται εἰς ἑτέραν πόλιν, ἢ ἀπὸ ἑτέρας ἐπαρχίας εἰς ἑτέραν ἐπαρχίαν, κόμπου χάριν ἐγκωμίοις οἰκείοις ὑπηρετούμενος, ἢ θρησκείας καθοσιώσει, καὶ πλείονα χρόνον βούλοιτο διάγειν, καὶ μὴ ὁ τῆς πόλεως ἐκείνης ἐπίσκοπος ἔμπειρος ᾖ διδασκαλίας, μὴ καταφρονῇ ἐκείνου, καὶ συνεχέστερον ὁμιλῇ, καταισχύνειν καὶ κατευτελίζειν τὸ πρόσωπον τοῦ αὐτόθι ἐπισκόπου σπουδάζων· αὕτη γὰρ ἡ πρόφασις εἴωθε ταράχους ποιεῖν· καὶ ἐκ τῆς τοιαύτης πανουργίας τὴν ἀλλοτρίαν καθέδραν ἑαυτῷ προμνηστεύεσθαι καὶ παρασπᾶσθαι σπουδάζῃ, μὴ διστάζων τὴν αὐτῷ παραδοθεῖσαν ἐκκλησίαν καταλιμπάνειν, καὶ εἰς ἑτέραν μεθίστασθαι. Ὁριστέον τοίνυν ἐπὶ τούτῳ χρόνον, ἐπειδὴ καὶ τὸ μὴ ὑποδέχεσθαι ἐπίσκοπον τῶν ἀπανθρώπων καὶ σκαιῶν εἶναι νενόμισται. Μέμνησθε δὲ ἐν τῷ προάγοντι χρόνῳ τοὺς Πατέρας ἡμῶν κεκρικέναι, ἵνα, εἴ τις λαϊκὸς ἐν πόλει διάγων τρεῖς Κυριακὰς ἡμέρας ἐν τρισὶν ἑβδομάσι μὴ συνέρχοιτο, ἀποκινοῖτο τῆς κοινωνίας. Εἰ τοίνυν περὶ τῶν λαϊκῶν τοῦτο τεθέσπισται, οὐ χρή, οὐδὲ πρέπει, ἀλλ᾽ οὐδὲ συμφέρει ἐπίσκοπον, εἰ μηδεμίαν βαρυτέραν ἀνάγκην ἔχοι, ἢ πρᾶγμα δυσχερές, ἐπὶ πλεῖστον ἀπολείπεσθαι τῆς ἑαυτοῦ ἐκκλησίας, καὶ λυπεῖν τὸν ἐμπεπιστευμένον αὐτῷ λαόν. Ἅπαντες οἱ ἐπίσκοποι εἰρήκασι· Καὶ ταύτην τὴν γνώμην σφόδρα εἶναι πρεπωδεστάτην ὁριζόμεθα.

Толкования

Зонара. Если епископ перейдет из одного города в другий, или в другую область ради тщеславия, то есть чтобы показать себя и получить похвалу за красноречие, или для совершения богослужения с вящщею важностию, или для исследования о вере и о том, как должно совершать богослужение (ибо служение есть богослужение), то есть как совершать богослужение в преподобии, как веровать, (выражение: θρησκείας καθοσιώσει – для совершения богослужения с вящщею важностию – может быть понято и иначе, то есть для определения веры, так чтобы вера была определена, – и или отвергнута, или утверждена; ибо καθοσίωσις значит и отделение (άφορισμός), как в выражении: такой – то отлучен (καθωσιώθη), то есть отделен для наказания; каково, например, и следующее выражение: спаси раба твоего, яко преподобен есмь, то есть отделен тебе и тебе посвящен), – и если пожелает пробыть там долгое время, а епископ той страны не будет красноречив так, чтобы быть в состоянии учить; то не должен проповедывать часто, к уничижению епископа страны и к посрамлению его как неученого. Ибо это, говорит, причиняет смятение, или и делается с хитрою целию, чтобы своим красноречием возбудить удивление в людях той страны и предобручить себе престол той страны, а в следствие сего таковый не поколеблется оставить свою церковь и переместиться в другую. Итак, должно определить, сколько времени епископ должен проводить, удаляясь в страну, или город, где есть епископ; ибо и не принимать епископу своего соепископа – дело нечеловеколюбивое и жестокое, худое и злое. Итак, поскольку, говорит, отцы наши, то есть отцы так называемого Трулльского 6‑го собора, – ибо им принадлежит 80‑е правило, – определили, что, если какой мирянин, пребывая во граде, в 3 седмицы не приидет в церковное собрание, должен быть лишен общения, то есть отлучен; а если это сказано относительно мирян, то и не прилично и не полезно, чтобы епископ оставлял свою церковь надолго, – если только не имеет какой-либо важной нужды, или какого-нибудь трудного дела.

Аристен. Епископ, будучи призываем епископом, если призывающий неученый, не должен проповедовать часто: ибо это есть поношение для неученого и искание его епископии; а то и другое не безупречно.

Аристен. Без тяжкой необходимости неудобно епископу надолго оставлять свою церковь.
Если кто из епископов прибудет в другой город, быв призван местным епископом, и призвавший его не опытен в слове учения: то призванный не должен часто учить народ и говорить проповеди; ибо это обыкновенно производит смятения и внушает пренебрежение к епископу, который призвал. Притом, кажется, что чрез это выставление себя он домогается для себя чужой церкви и привлекает к себе народ, и желает оставить вверенную ему церковь и перейти в другую. Итак, по этим причинам святый собор определил, что принятый епископ не должен оставлять своей церкви более чем на 3 седмицы, но должен возвращаться к вверенному ему народу, если только какая-нибудь, важнейшая нужда, или какое-нибудь трудное дело не принудит его оставить и на более продолжительное время.

Вальсамон. Отнимая всякой повод к соблазну, отцы определили, чтобы епископ не переходил из города в город, или из епархии в епархию по гордости и корыстолюбию; а если это будет не по такой причине, но для временного отдыха, или по другому законному побуждению, то он не должен надмеваться, будучи, может быть, красноречив, тогда как местный епископ, может быть, неучен, и не должен стремиться к похвалам догматическими проповедями (ибо это и есть служение, то есть богослужение и вера), а местного епископа унижать, как не имеющего опытности в догматическом учении, но должен пребывать в безмолвии и оказывать подобающую честь местному епископу. Ибо что бывает, говорит, вопреки сему, то причиняет многое смятение, и подает подозрение, что он старается о том, чтобы оставить свою церковь и присвоить себе церковь принадлежащую другому. Поэтому-то, признав невозможным, чтобы епископ продолжительное время пребывал в чужой епархии, присовокупили, что так как не принимать местным епископам архиереев других епархий не братолюбно и не человечно, а правилами постановлено, чтобы и мирянин не оставлял церкви на 3 воскресные дня, или, в противном случае, был вне общения, то это же правило должно непременно иметь действие и по отношению к архиереям. Посему отцы и определили, что ни один епископ не должен надолго оставлять свою церковь и стеснять вверенный ему народ, разве будет иметь какую-нибудь тяжкую необходимость, или какое-нибудь трудное дело. Прочти святых Апостолов правило 14‑е, 15‑е, настоящего собора правило 12, 16, 17‑е, Карфагенского собора правило 23 (32) и 71 (82), 6‑го собора правило 17, 18 и 20‑е, – и узнаешь, как наказываются те, которые учат вне своей области. Прочти еще 16‑е правило Перво-второго собора и что нами написано в нем, – и узнаешь, сколько времени епископы могут проводить вне своих епископий. Пo сей причине здесь и не сказано пространнее об этом предмете. Но иной спросит: 80‑е правило 6‑го собора, то есть Трулльского, определило отлучать тех мирян, которые в 3 воскресные дня не приходят и не принимают участия в церковных собраниях, а сей собор много позднее настоящего собора; каким образом настоящее правило, предшествующее по времени упоминает о нем? Решение. Никакое другое правило ранее настоящего собора ничего такого не определило; но содержащееся в этом правиле действовало, как кажется, издревле не письменно, как и многое другое; а в последствии Трулльский собор изложил определение об этом и письменно.

Славянская кормчая. Правило 12. Позван епископ от епископа, позвавшему же его невежде сущу, да не глаголет почасту в людех. Порок бо есть невеждному, и обругание епископии его, и обое не беспорока.

Правило 13. Без нужды тяжки, бедно есть епископу свою церковь надолзе оставляти.

Толкование, обема правилома. Аще который епископ в другий град прейдет, позван бысть епископом страны тоя: и аще же будет позвавый его епископ невежда, неведый добре божественных писаний, и учительству не искусен, позваный епископ да не учит прилежно люди, и да не глаголет в народе много божественных писаний: таковое бо дело мятеж составляет, и преобидение творит позвавшему его епископу. Мнитжеся указанием такового учения, чюжду себе обручая церковь, и люди к себе привлачая, и тщася преданую ему церковь оставити, и в ту преити. Сего ради убо повеле сей святый собор, да позванный епископ вящще 3‑й недель от своея церкве да не останет, но к порученым ему людем да возвратится, аще не некая нужда тяжка, и вещь неудобна сотворит его вящще того пребыти от своея церкве.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать