Ап. 1
О том, что епископа посвящают в сан 2 или 3 епископа.
О том, что епископа посвящают в сан 2 или 3 епископа.
О том, что пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.
О том, что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад.
О том, что начатки плодов посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю.
О недопустимости для клириков изгонять свою жену под видом благочестия.
О недопустимости для клириков «мирских попечений».
О недопустимости для клириков праздновать Пасху прежде весеннего равноденствия с иудеями.
О необходимости причащения клирикам, совершающим Евхаристию.
Об отлучении принявших и принятых в клир без представительной грамоты.
О епитимии для утаивших от епископа об отлучении.
О непозволительности епископу покидать свою епархию.
О недопустимости клирикам оставлять свою епархию.
Об отлучении епископа, принявшего клирика без увольнительного письма.
О том, что не могут быть клириками двоеженцы и блудники.
О препятствиях к пребыванию в клире со стороны брачного статуса.
О том, что скопец, ставший таковым по независящим от него причинам, может быть епископом.
О том, что изобличенный в блуде, или в клятвопреступлении, или в краже извергается из сана, но не отлучается, как уже наказанный.
Об извержении клириков, бивших своих обидчиков из верных или и неверных.
Об отлучении запрещённых клириков, дерзнувших самовольно совершать богослужения.
О симонии: извержении и отлучении клириков, поставленных в священный сан за деньги.
О симонии: извержении и отлучении клириков, поставленных и поставивших в священный сан под давлением светской власти.
О том, что отделившийся от епископа без вины и устроивший другой алтарь, будет лишен сана вместе с принявшим его.
О том, чтобы отлученных их собственными епископами не принимать или не разрешать от епитимии другим епископам.
О необходимости подвергать испытанию в вере клириков, переходящих из других епархий.
О субординации епископов.
О том, что епископ должен рукополагать клириков только в пределах своей епархии.
Об отлучении клириков, не принявших порученное им служение.
О том, что собрания епископов каждой епархии должны проходить дважды в год: в четвертую неделю пятидесятницы и 12 октября.
О том, что епископы не обязаны давать отчета в управлении церковными вещами, при этом епископ и не имеет права раздавать сии вещи в дар своим родственникам или продавать.
О непозволительности пресвитеру, или диакону без воли своего епископа совершать то, что поручено епископу.
О том, что епископ не должен смешивать своего личного имущества с церковным.
О том, что епископ должен блюсти церковное имущество, а подаяния производить через пресвитеров и диаконов.
Об извержении клириков, преданным пьянству и участиям в азартных играх.
О том, что клирик, требующий процентов за долг, если не перестанет, извергается.
О том, что клирик, молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается.
Об извержении тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков.
Об извержении тех епископов и священников, которые повторно крестят истинно крещёных, и которые не перекрещивают крещёных еретиками.
О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не во имя Отца и Сына и Святого Духа, лишается священства.
О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не тремя погружениями, но одним в смерть Господа, лишается священства.
Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.
Об извержении клириков, которые не принимают покаяния обратившихся грешников.
Об извержении клириков не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания.
Об извержении клириков, причиняющих обиду епископу.
О том, что епископ должен учить благочестию клир и народ. В противном случае отлучается; а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению.
Об отлучении и извержении немилосердных клириков.
О том, что священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается.
О том, что клирик дважды рукоположенный извергается вместе с рукополагающим, если первая рука не была еретическая.
О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной).
О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.
О вызове обвиняемого епископа на собор епископов.
О том, что обвинение на епископа принимать только от 2-х или 3-х свидетелей из верных.
О том, что епископ сам не должен назначать себе наследника.
О том, что имеющий телесный недостаток (хромота, отсутствие глаза), может быть епископом, если достоин.
О том, что глухой или слепой не может быть епископом.
О непозволительности поставлять в епископы новокрещённого или недавно оставившего порочный образ жизни.
О непозволительности епископу или пресвитеру участвовать в публичных светских делах.
Об извержении клириков, совмещающих священническое и воинское служение.
О епитимии для тех, кто принёс жертву идолам по принуждению, но скорбя об этом.
О 2‑х летней епитимии для пиршествующих с язычниками, но принесённой с собой пищей.
О том, что хорепископ недолжен рукополагать без дозволения епископа.
О необходимости вернуть проданное пресвитерами вдовствующей кафедры церковное имущество или деньги за него.
Об отлучении епископов не принятых в те епархии, в которые наречены, но отошедших в другие и причинявших насилие предстоятелям их.
О возможности пребывания в свящ. сане и рукоположения скопцов.
О недопустимости поставления неофитов пресвитерами и епископами.
О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин.
О порядке поставления и утверждения епископа.
О том, что отлучённые одним епископом не должны приниматься другими.
Предписание каждой областной церкви собирать два раза в год епископский собор.
О власти крупнейших кафедр (Александрийской, Римской, Антиохийской и пр.).
О необходимости согласия митрополита для избрания епископа.
О митрополичьем достоинстве епископа Элии (Иерусалима).
Об отлучении от причащения (до 13 лет) вернувшихся на воинскую службу (требовало отречения).
Предписание причащать кающихся грешников, находящихся при смерти.
О воспрещении клирикам переходить из одной епархии в другую.
О непринятии клириков, самовольно покинувших свои церкви.
О нарушениях диаконами богослужебной дисциплины и их положении в иерархии.
О том, что сельские пресвитеры в городской церкви не должны священнодействовать в присутствии епископа, или пресвитеров града.
О незыблемости канонических территориальных границ между Церквами.
Устанавливается место в диптихе Константинопольского епископа после Римского.
О недействительности хиротонии еп. Максима Киника на Константинопольскую кафедру.
О «томосе западных». Mens legislatoris – стремление показать единство веры с Западом.
О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).
Об осуждении (извержении) митрополитов, поддерживающих ереси Нестория и Целестия.
Об осуждении (извержении) епископов за те же проступки.
О недействительности прещений, наложенных Несторием.
О недействительности пересмотра несторианами дел законно осуждённых клириков.
О недействительности пересмотра несторианами дел законно осуждённых клириков.
О необходимости хранить неповреждённым Никео-Цареградский Символ веры.
Об утверждении автокефалии Кипрской Церкви (оспаривалась Антиохийской).
Об анафеме внецерковным молитвенным собраниям и дерзающим священнодействовать в молитвенном доме без ведома епископа.
Об анафеме принимающим или дающим плодоприношение без епископа, или того лица, которому введена церковная экономия.
Об анафеме принимающим плодоприношения без епископа, или лица поставленного заведовать благотворениями.
Об осуждении симонии (рукоположения за мзду).
О запрете клирикам и монахам вступать в распоряжение мирскими делами «из сребролюбия».
О том, что молитвенный дом, или монастырь не может быть построен без воли епископа. И монахи должны подчиняться епископу и не оставлять своего монастыря без благословения.
О подтверждении запрета клирикам самовольно переходить в другую епархию.
О недействительности т.н. «абсолютных» рукоположений (без принадлежности к храму).
Об обязательном подчинении территориальному епископу «богаделен, монастырей и храмов мученических».
Обо порядке судебных тяжб между клириками (и запрете обращения в светский суд).
О допустимости только «мирных» писем, а не «представительных» грамот для бедных.
О запрете образовывать новые церковные области по царским декретам.
О запрете служения в другом городе клирикам [и чтецам] без «представительных» грамот.
О запрете брака монахам и «девам, посвятившим себя Богу».
О границах епархий, 30‑летнем сроке т.н. «присвоения по давности по церковным делам, а также о возможности в судебных вопросах апеллировать к Константинополю.
Против церковных заговоров и «составления скопищ» (злонамеренных совещаний).
О созыве областных соборов епископов не реже двух раз в год.
О запрете перехода клириков в другую епархию без благословения своего епископа.
О том, что обвиняющий клириков, не должен быть принимаем без исследования.
Об извержении клириков, расхищающих имущество умершего епископа.
О том, что клирики и монашествующие, без дозволения епископа пребывающие в Константинополе и производящие смятения, должны быть изгоняемы из города.
О запрете передавать в мирское употребление монастыри и их имущество.
О необходимости избрания епископа на вдовствующую кафедру в трёхмесячный срок.
О необходимости епископам иметь для управления имуществом эконома из состава клира.
О прерогативах Константинопольской кафедры.
О запрете низводить епископа в пресвитерскую степень (либо восстановить, либо низвергнуть).
О разрешении отсрочки подписания «Томоса Флавиану» египетскими епископами.
О запрете изменять узаконенное предание о дате празднования Пасхи.
О епитимии священнослужителям, самовольно оставившим место служения.
О том, что священнослужитель, изверженный собором, по упорству будет совершать богослужение; то он не может иметь восстановления в чине.
Об извержении диакона или пресвитера, презирающего епископа, и отступающего от него.
О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор.
О запрете принимать пресвитеров, и диаконов, или и епископов без представительной грамоты того епископа, от которого они приняли рукоположение.
О том, что представительные грамоты для отлучающихся из епархии пресвитеров могут выдавать только епископы.
О подчинении епископов митрополитам.
О полномочиях хорепископов (сельских епископов).
Клирик, приходящий к царю без повеления своего митрополита, должен быть лишен и общения и сана.
О запрете изверженному епископу или диакону подавать апелляцию царю.
О запрете епископу самовольно переходить в другую епархию или вмешиваться в её управление.
О том, что, если во время суда над епископом, епископы той области имеют между собою разногласие, то митрополит может призвать других епископов из сопредельной области, для разрешения вопроса.
О невозможности апелляции после единогласного решения епископов области об извержении епископа. Настоящее правило отменено 4‑м правилом Сардикийского собора.
Об извержении епископа, не имеющего епархии, который самовольно захватил вдовствующую кафедру.
Об отлучении епископа, принявшего рукоположение, но уклоняющегося от епископского служения.
Епископ, по уважительной причине не могущий прибыть в свою область, да участвует и в чести и служении епископском, не вмешиваясь в дела церкви, где пребывает, а ожидает решение собора.
О том, что епископ поставляется исключительно собором и с согласия митрополита.
О необходимости собора епископов каждой митрополии дважды в год в присутствии митрополита.
О запрете перемещения епископов на другие кафедры.
О том, чтобы каждый из епископов управлял делами своей епархии, и в другую не отходил совершать рукоположения и делать другое что-либо принадлежащее епископам без согласия местного епископа.
О том, что епископ, даже при приближении своей кончины, не должен поставлять другого епископа вместо себя
О том, что епископ должен сделать опись своего имущества и сделать его известным, а также имущества церковного, и это должны знать пресвитеры и диаконы, дабы по кончине его собственное имущество было употреблено по его воле.
О том, что епископ должен управлять церковным имуществом. В случае нарушений подлежит ответственности пред собором.
Об усилении епитимии (до извержении и прекращении церковного общения) епископам, самовольно переходящим со своих кафедр в более богатые.
Если епископ оправдывает свой переход в другую епархию (см. предыдущее Правило) мнимым народным волеизъявлением, то лишается святого причастия даже на смертном одре.
О том, что ни один епископ не имеет права переходить в другую область для совершения какого-либо священнодействия без приглашения епископа данной области. О том, что споры между епископами должен решать их областной собор. Об порядке рассмотрения апелляции осуждённого епископа.
О том, что не должно поставлять нового епископа на место изверженного из сана на время аппеляции.
О порядке рассмотрения апелляции осуждённого епископа.
Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места.
О церковной благотворительности епископов.
Об оказании епископами благотворительности в воинском стане через диаконов.
О порядке подачи прошений епископами.
О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательно убедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника.
О том, что епископ не должен оставлять свою епархию и переходить в другую для проповеди и или служения. При этом срок возможного отлучения с кафедры аналогичен установленному раннее для мирян: не более трёх воскресных дней в продолжение трех седмиц.
О порядке посещения епископами своих владений в иных епархиях.
О запрете епископам принимать в общение клириков, отлучённых в других епархиях.
О порядке апелляций изверженных диаконов и священников на решения своего епископа.
О запрете епископам возводить в иерархические степени служащих иных епархии.
Постановления 11 и 12 правил настоящего собора относительно отсутствующих из своих областей епископов применяются этим правилом к пресвитерам и диаконам.
О том, что епископ может покидать свою кафедру более чем на три недели в случае насилия или безвинного осуждения.
О недействительности рукоположений клириков, совершённых незаконными епископами.
Против епископов, нарушивших постановления 7, 8 и 9 этого собора.
Против епископов, нарушивших постановления 7, 8 и 9 этого собора.
О том, чтобы впредь соборы каждой митрополичьей области собирались раз в году.
О запрете клирикам заниматься ростовщичеством.
Предписание под угрозою извержения, чтобы никто из епископов не смел жить в браке.
О необходимости клирикам для перехода в другую епархию иметь отпускную грамоту от своего епископа.
О необходимости клирикам, по уважительной причине оставившим свои церкви, возвратиться после прекращения этих причин.
О том чтобы епископы, предстоятели церквей регулярно проповедовали; чтобы проповедь основывалась на Священном Писании, и оно изъяснялось не иначе как святыми отцами.
О недопустимости епископу самовольно проповедовать в чужой епархии.
О запрете симонии и извержении не только того, кто таким путем достиг какой-либо иерархической степени, но и того, кто его поставил
О запрете клирикам требовать денежную или иную оплату за причащение.
О том, что собор епископов представляет собой 1‑ю инстанцию в спорах о границах областей
О совершении священнодействий в домовых храмах лишь по благословению епископа.
О запрете епископу и пресвитеру совершать евхаристию на вине, не смешанном с водой.
О неприкосновенности, после смерти епископа, имущества епископской кафедры со стороны правящего митрополита.
О подтверждении сложившегося ранее диптиха первенствующих епископов Церкви (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский).
О епископах не смогших не по своей вине отправиться в свой город.
Об установлении границ епархий в соответствии с административным делением государств.
По поводу переселения Кипрской Церкви на территорию Константинопольского патриархата.
О минимальном возрасте пострижения в монашество (от 10 лет на усмотрение епископа).
О том, что жена поставляемого во епископы, должна, по предварительному согласию, поступить в монастырь, удалённый от места служения её мужа.
О том, что готовящиеся ко крещению должны пройти обучение основам веры.
О епитимии для клириков и мирян, пропустивших подряд 3 воскресных богослужения.
Предписывает при наложении епитимий руководствоваться духом рассудительности.
Об обетах, касающихся священнического служения.
О запрете двоеженцам быть священнослужителями.
О возможности епископу смягчить или увеличить наказание за невольное убийство.
О праве епископа прощать чистосердечно кающегося грешника и сокращать сроки епитимии.
Предписание епископам не освобождать от епитимии тех, которые не обнаруживают плодов чистого покаяния, и даже таковых закоренелых грешников оставлять на произвол судьбы.
Наставление епископам о том, как они должны поступать с грешниками, а именно: как должно всячески заботиться об их спасении.
Предписание испытывать строго всех желающих поступить в клир и оставлять на решение епископа.
О симонии, прикрываемой мнимым благочестием.
Предписание принимать в церковное общение каждого искренне кающегося и оставляющего свой грех.
О том, что выборы священнослужителей должны совершаться только полноправными членами церкви.
О принятии из ереси фригов только после оглашения и крещения.
Об условиях поставления епископов и требованиях к ним.
О запрете избрания священных лиц высших иерархических степеней “народными сборищами”.
О чине древней литургии и позволении причащаться в алтаре только священнослужителям.
О запрете служить заклинателями лицам не поставленным епископом.
Предписание епископам участвовать в соборах.
О запрете клирикам путешествовать без грамоты от епископа.
О запрете клирикам путешествовать без повеления от епископа.
О запрете крестить в Великую субботу катехуменов, которые сообщили об этом желании епископу менее чем за две недели.
О необходимости катехизации перед крещением.
О том, что оглашенные принявшие крещение в болезни, обязаны после выздоровления продолжить изучение веры.
О необходимости пресвитерам оказывать епископам подобающую их сану честь.
Повеление периодевтам и пресвитерам ничего не творить без воли епископа.
О запрете епископам и пресвитерам совершать Таинство Евхаристии в домах.
О том, чтобы все принявшие священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью, в т.ч. предыдущих 6 Вселенских Соборов.
Об образовательном цензе кандидатов во епископы.
О недействительности поставлений в степени клира под давлением светской власти.
О запрете еписк. симонии – епитимии клирикам и закрытие храмов «ради истязания злата».
О еще одном новом, более утонченном, виде симонии: «хвастовство» прежними приношениями и поставлением в клир.
Об обязательности ежегодного Собора епископов в каждой области.
Об обязательности наличия в каждом храме мощей св. мучеников.
Писания против честных икон причисляются к еретическим книгам.
Об устранении клириков от мирских занятий.
О должности эконома в Церкви.
Об общем запрете отчуждения церковного имущества.
О запрете с амвона в церкви читать или петь без хиротесии и о хиротесии чтецов.
О возбранении для клириков щегольства и пышности в одежде.
О созидании монашествующими новых молитвенных домов.
О запрете пребывания женщин в архиерейских домах и мужских монастырях.
О симонии в виде принятия в клир или монастырь за деньги
О необходимости соблюдать постановления Никейского собора.
О нерушимости хранения веры, изложенной Святыми отцами.
О необходимости для клириков непорочной жизни.
О необходимости клирикам воздерживаться от своих жён, готовясь приступить к святыне.
О запрете епископам переходить границы своих областей ради корысти и вообще всем клирикам заниматься ростовщичеством.
О желательности пресвитерам разрешать отлучённых, находящихся при смерти, с благословения епископа.
О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).
О том, что, если епископ или пресвитер примет в церковное общение праведно изверженных, да будет сам извержен.
Об анафеме пресвитеру, ушедшему в раскол от своего епископа.
О том, что осужденный своим епископом пресвитер должен заявить об этом соседним епископам, чтобы с их помощью по возможности примириться.
О чрезвычайном суде для рассмотрения жалобы против клирика, когда невозможен Собор епископов. Этот суд должен состоять для епископа – из 12 епископов, для пресвитера – из 6 епископов и для диакона – из трех.
Об извержении епископа, давшего устное согласие на избрание известного кандидата, но затем откажется от данного им голоса без доказательств вины ставленника.
О достаточности представительства на ежегодных соборах лишь одного епископа из Триполи и о представительстве клириков в церковном суде этой небольшой области.
О запрете клирикам пренебрегать церковным судом в угоду светскому по церковным делам.
О том, что церковным судьям первой инстанции нет никакого оскорбления в том, если в высшем суде, т.е. во второй инстанции, решение их будет изменено, за исключением того случая, когда будет доказано, что эти судьи судили несправедливо.
О запрете аппеляции против приговора, вынесенного избранными по согласию обеих сторон судьями, хотя бы число судей было менее указанного 12 правилом этого собора.
О воспрещении детям священнослужителей участвовать в богохульных сборищах.
О том, что ни одно духовное лицо не имеет права зарабатывать себе пропитание каким-либо постыдным или бесчестным делом.
О том, что Мавритания Ситифенская должна иметь своего правящего епископа.
О необходимости ставленникам в степени клириков предварительно изучить постановления Соборов.
Об обязательном созыве каждый год диоцезальных соборов, на которых должны участвовать все митрополиты или по 2 их местоблюстителя.
О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на какого-либо епископа.
О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на пресвитера, диакона и низших клириков.
О воспрещении всем членам клира уступать что-либо из своего имущества неправославным христианам по завещанию, дарственной, или иным способом, хотя бы они были и их родственники.
Об обязанности епископов Африканской Церкви иметь отпускную грамоту от своего митрополита при поездках в Рим.
О необходимости клирикам соблюдать супружеский пост перед совершением Таинства Евхаристии.
О процедуре согласования продажи церковной собственности не приносящей дохода, в случае крайней нужды.
Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу.
О том, что каждый, осужденный первым судом клирик, должен оставаться под тем наказанием, которое на него наложено первым судом, до тех пор, пока высший суд не освободит его от этого наказания.
О возможности для членов клира, которые участвуют в судебном разбирательстве, с позволения правящего епископа, переносить тяжбу в суд ближайшей епархии.
О том, что клирики, не повинующиеся своему епископу, желающему возвести их на высшие степени, лишаются и имеющегося сана.
Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения.
О необходимости пресвитерам и епископам согласовывать продажу церковного имущества.
О подтверждении решений Иппонского собора 393 г.
Рекомендация клирикам не предоставлять своим детям свободы до тех пор, пока последние не приобретут полной выдержки и не сумеют вести себя сообразно своему положению.
Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры.
О запрете для неженатых клириков и монахов заходить ко вдовам и девицам, без разрешения церковной власти.Но и получив разрешение не могут заходить без сопровождающих.
О наименовании епископа первенствующей кафедры.
О запрете обычая устраивать в церкви пиршества.
О власти епископа определять кающимся время покаяния, сообразно различию и степени их грехов. О том, что пресвитер может разрешить кающегося грешника только в случае крайней необходимости и в отсутствие епископа. О том, что великие грешники, по истечении назначенного им времени покаяния, получают прощение публично перед церковными вратами.
О надзоре за жизнью дев, посвящённых Богу.
О невозобновляемости крещения, о невозобновляемости правильно совершенного рукоположения, о запрете епископу оставлять свою кафедру и самовольно занимать другую.
О необходимости не менее трёх епископов для поставления епископа.
О процедуре избрания епископа при возниконовении в народе спора о его кандидатуре.
Об объявлении даты празднования Пасхи в епархиях Африканской Церкви через их представителей на ежегодном соборе
О необходимости посещении епископом своей удалённой области в Мавритании.
Об извержении пресвитеров и епископов, превышающих свои территориальные и властные полномочия.
О том, что ни один епископ не должен принимать и рукополагать в своей церкви клирика, принадлежащего юрисдикции другого епископа.
О рукоположении во епископа какой-либо епархии духовного лица, не принадлежащего к той митрополичьей области, в состав которой входит данная епархия.
О том, что епископ может пользоваться юрисдикцией только в том городе и в тех приходах, которые вверены ему собором, отнюдь не распространяя своей власти на другие, ближайшие приходы.
О ходатайстве к императорам о воспрещении знатным лицам брать под свою защиту и настаивать на освобождении от наказания клириков, осуждённых церковным судом.
О не покорившемся решению церковного суда, осуждённом и низвергнутом епископе Екитии и необходимости делегатам собора употребить все меры к тому, чтобы изгнать его, дабы он прекратил нарушать церковный мир.
О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне.
О воспрещении каждому епископу оставлять то место, которое ему было определено в начале для его постоянного местопребывания, и находиться в каком-либо другом месте вверенной ему области.
О необходимости ежегодно объявлять всем церквам проконсульской Африки после общего собора, созывавшегося в Карфагене, о дне, в который надлежало в текущем году праздновать Христово Воскресение.
Воспрещение епископу оставаться управляющим вдовствующей церкви более одного года.
Постановление ходатайствовать у императоров о назначении особых защитников-экдиков, которые имели бы возможность вместе с епископами оберегать бедных от насилия богачей.
О порядке созыва епископов на общий собор всей Африканской церкви.
Предписание епископу Кресконию, оставившему свое место и силою захватившему освободившуюся епископскую кафедру в Тубуне, явиться пред общим собором.
Постановление послать в Иппон нескольких епископов для водворения нарушенного Екитием мира и для поставления нового епископа.
Об отлучении от общения с остальными епископами того из них, кто примет без увольнительной (отпускной) грамоты от подлежащего епископа какого-либо монаха с тем, чтобы зачислить его в свой клир или поставить его игуменом одного из своих монастырей.
Об анафеме епископу, завещавшему свое имущество после смерти какому-либо еретику или язычнику, хотя и родственнику своему. При этом даже имя его не должно упоминаться в церковных диптихах.
Предписание по распоряжению епископа разрушать храмы, построенные под предлогом прославления мучеников, а в действительности не только не имеющие под алтарем мощей мучеников или частицы их, но никто и не помнил, чтобы там когда-либо находился или страдал какой-нибудь мученик.
О привилегии Карфагенского епископа составлять от имени всех и подписывать каждую грамоту, отправляемую от общего Африканского собора.
Об определении старшинства епископов на основании их специальных грамот.
Решение прервать общение с епископом Кводвултдеем до тех пор, пока он не подвергнется суду.
Одобрение отставки не принятого народом епископа Максимиана (бывшего донатиста) и постановление избрать на его место другого епископа.
О необходимости выдавать рукополагаемым епископам грамоты с указанием года и дня рукоположения, дабы не возникало никакого сомнения о младших и старших.
О том, что каждый, посвященный в известной епархии в чтеца, не может без согласия подлежащего епископа быть принятым в другую епархию.
Об переговорах с предводителями донатистов.
О том, что общий собор епископов нужно созывать только в тех случаях, когда того потребует какое-либо особое дело, касающееся всей Африканской церкви, в противном же случае ежегодно должны созываться обычные епархиальные соборы.
О том, что некоторые дела, решенные на епархиальных соборах, могут быть пересмотрены и решены вторично, причем после решения избранных по взаимному договору судей нельзя более обращаться к другому высшему суду.
Постановление ходатайствовать перед государственной властью о назначении 5 исполнителей для распределения их по разным епархиям Африканской церкви.
О свободе действий делегатов, посланных от собора к императорскому двору.
О том, что новая епархия может образоваться при условии, если последует решение епископского собора данной митрополичьей области под председательством подлежащего митрополита и согласие епископа выделить из-под своей юрисдикции некоторые места, принадлежащие к его епархии.
Об утверждении епископов на территориях, обращающихся от донатистов.
О суде по жалобе на епископа Маврентия, в связи с отсутствием его обвинителей.
Послание к римскому епископу Иннокентию с просьбой о водворении в Римской и Александрийской церквах мира в связи с изгнанием епископом Феофилом Иоанна Златоуста и отлучением его Иннокенитием за такой поступок.
Предписание читать в церкви только те молитвы, которые просмотрены на соборах и одобрены последними для употребления в церкви.
О том, что спорные дела, возникающие между членами клира, могут разбираться только на церковных судах. О возможности клирикам в исключительных случаях ходатайствовать перед императором о назначении ему епископского суда.
Об отлучении клириков, принадлежащих к Африканской церкви, самовольно отправившихся в Италию без отпустительной грамоты.
О воспрещении (под угрозой отлучения) епископам обращаться к императорскому двору только с согласия первенствующато епископа или митрополита, и после получения на то особой грамоты.
О делегатах, посылаемых ко двору с представлением против донатистов и против язычников.
Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно).
О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.
О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.
О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.
О том, чтобы ни один епископ не простирал самовольно своих прав на какой-либо народ (территорию), находящуюся de facto под властью другого епископа.
О необходимости епископам употреблять все усилия для приведения донатистов в кафолическое единение и санкциях за небрежение об этом.
О том, что после суда избранных судей нельзя больше, под угрозой наказания, обращаться к высшему суду.
О санкциях епископам за небрежение об обращении донатистов.
О лишении епископства за ложное извещение об обращении донатистов.
О процедуре аппеляции для клириков, не довольных решением своих епископов.
О возможности для епископа постричь в монашество девицу до наступления 25-летнего возраста, в случае когда её целомудрию угрожает опасность, или, когда, находясь при смерти, она сама, или ее родители, или опекуны, умоляют не дать ей умереть без иноческого чина.
Об избрании 3-х представителя из каждой епархии для довершения дел настоящего Собора.
О необходимости избрания заместителей в связи с тем, что многие епископы жаловались на затруднительность дальнейшего пребывания в Карфагене.
О хранении клириками тайны исповеди, выражающемся в лишении значения свидетельства епископа, в том случае, если он говорит, что некто исповедался ему в совершенном им преступлении, чего тот не желает признать.
О том, что епископ, отлучивший кого-либо незаконно за тот грех, который он исповедал ему наедине, сам должен быть лишен общения со стороны других епископов до покаяния.
О том, что епископ может быть извергнут из сана только собором епископов.
О том, что монастыри могут быть основаны только с благословения епископа. О неприкосновенности монастырей и их имущества.
О принятии в монашеский чин.
Об отлучении для монахов, самовольно оставивших монастырь и игуменах нерадеющих об их возвращении.
Об отлучении монахов, самовольно оставивших свой монастырь и лиц, принявших их.
О запрете епископам употреблять доходы епископии на сооружение зданий для собственной надобности под видом монастырей.
О епитимии для оскопляющих кого-либо кроме как по болезни.
О запрете священнослужителям, под угрозой извержения, применять телесные наказания собственноручно или посредством других лиц.
Об необходимости пресвитерам, служащим Литургию или совершающим Таинство Крещения в домовых церквях, под угрозой извержения не совершать этого без назначения епископа.
Об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего.
Аналогично предыдущему правилу в отношении епископа к своему митрополиту.
Аналогично двум предыдущим в отношении пресвитеров, епископов и митрополитов по отношению к своему патриарху. В случае же, если кто-либо из епископов начнет проповедовать еретическое учение, тогда прочие священно- и церковнослужители обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха.
Об отречении епископа от своей кафедры, и о лишении архиерейства епископа, отсутствующего в своей епархии более 6-ти месяцев без уважительной причины.
О том, чтобы впредь никто из мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но провел на всякой священнослужительской ступени положенное законом время.
О согласии между римской и константинопольской церквами в лице папы Иоанна VIII и патрарха Фотия.
О запрете епископам из мирян принимать монашество.
Об анафеме всякому, кто осмелится бить, или заключать в темницу епископа.
О епитимиях священникам, вступившим в церковное общение с арианами.
Об обжаловании пресвитером решения епископа о его низложении.
Об избрании и поставлении пресвитеров и других клириков.
Об избрании при каждом епархиальном управлении эконома.
О праве подсудимого на отвод судей по сомнению в их беспристрастии (дело еп. Петра).
О том, что епархиальные средства должны быть в полном и безусловном управлении правящего епископа.
О недопустимости удаления от священнослужения через отречение от него.
О симонии.
О симонии.