81

Правило 82

83

О воспрещении каждому епископу оставлять то место, которое ему было определено в начале для его постоянного местопребывания, и находиться в каком-либо другом месте вверенной ему области.

Угодно было не позволять никакому епископу оставлять свою главную кафедру и переходить в какую-либо церковь, расположенную в его области, или, долгое время сверх надлежащего занимаясь личными делами, оставлять прилежную заботу о своем престоле.

Πάλιν ἤρεσεν, ὥστε μηδενὶ ἐξεῖναι ἐπισκόπῳ, καταλειφθείσης τῆς αὐθεντικῆς αὐτοῦ καθέδρας, πρός τινα ἐκκλησίαν ἐν διοικήσει καθεστῶσαν ἑαυτὸν ἀποφέρειν, ἢ ἐν οἰκείῳ πράγματι, ὑπὲρ ὃ χρὴ ἐπὶ πολὺ ἀπασχολουμένῳ, ἀμελεῖν τῆς φροντίδος καὶ τῆς συνεχείας τοῦ ἰδίου θρόνου.

Толкования

Зонара. И справедливость, и точный смысл божественных правил требуют, чтобы епископы пребывали в собственных епископиях, и учили людей, и устрояли их, а не оставляли главного места своей кафедры, то есть первоучрежденных своих престолов, и не удалялись в другую церковь. Ибо многие из епископов имеют церкви в других местах, подчиненных ими округов, которые правила называют приходами (παροικίαι) и в которых обыкновенно не поставляются епископы. Итак, правило постановляет, что епископ не должен удаляться в такую церковь и проводить в ней время, пренебрегая собственным народом; но или поставлять там хорепископа, или управлять тамошними людьми чрез пресвитера, а епископы должны пребывать при своих церквах, и «в собственном деле не должны упражняться более надлежащего», оставляя попечение о своем престоле, то есть постоянное и непрерывное пребывание в своей епископии и учение людей. Выражение: «более надлежащего» здесь употреблено неопределенно, а в 16‑м правиле собора, бывшего в храме святых Апостолов, так называемого Перво-второго, божественные отцы, бывшие на нем, определили, что епископ не должен отлучаться из своей епископии более чем на 6 месяцев; епитимия же не соблюдающему сего правила есть извержение. А 11‑е правило Сардикийского собора, как можно судить по приведенному там примеру, ещё более сокращает время отлучки епископа, если только он не побуждается к тому какою-либо нуждою. Об отлучке епископов из своих церквей дают постановления и различные новеллы, содержащиеся в третьей книге Василик, титуле 1‑м, в различных главах.

Аристен. Постановлено, чтобы ни один епископ, оставив главное место своей кафедры, не переходил на другое, или, упражняясь в собственном деле, не пренебрегал своим престолом.
Епископу не только запрещено различными правилами переходить из города в город, но настоящее правило не дозволяет и того, чтобы он оставлял церковь, изначала назначенную для его кафедры, и переходил в другую церковь, находящуюся в той же епархии, перенося на нее честь (епископии); также не допускает, чтобы он в собственном деле упражнялся более надлежащего и пренебрегал попечением и учением людей.

Вальсамон. Некоторые епископы, оставляя первоучрежденные свои кафедры, удалялись оттуда и оставались в каких-либо других церквах, принадлежащих к их епархии, которые, может быть, были многолюднее или доходнее. Итак, отцы определили, что никакому епископу не дозволяется делать сие, даже и по собственному делу не отлучаться на долго от назначенной ему церкви и таким образом нерадеть о учении народа. Таково правило. Но кто-нибудь спросит, применимо ли это правило и к тем архиереям, которые потеряли первоначальные свои кафедры как занятые неверными, или они непредосудительно могут переходить в другие церкви своей епархии? Решение. Некоторые говорили, что епископ может делать это самовольно; другие – что ему нужно соборное разрешение; иные еще утверждали, что это делается царским указом. А мне кажется, что если таковой митрополит желает перейти на престол своей епископии по той причине, что первоначальная его церковь занята неверными, он должен водвориться в ней по царскому указу и соборному разрешению, как это и было с митрополитом Неокесарии, имевшим седалище в своей епископии Инеи, с митрополитом Писидийской Антиохии, избравшим седалище в Сизополе, и со многими другими; а если приход не имеет чести епископского престола, то водворяться в нем должно только по соборному разрешению, а не самовольно, как говорят некоторые, дабы не поступить вопреки апостольскому правилу и прочим, постановляющим, что епископ без воли собора не должен делать ничего такого, что кажется новым. Еще кто-нибудь спросит: если правило определяет так, то может ли епископ в силу царского указа и соборного разрешения переходить с первоначальной своей кафедры, хотя бы и не занятой неверными, на кафедру своей епископии, или вообще в церковь своей епархии? Решение. То и другое должно быть дозволено епископу царским указом и соборным разрешением, а не как-нибудь иначе. Ибо по этой причине не был выслушан и Деркский епископ, искавший много раз перехода из Дерка в местечко Филей, потому что оно было многолюднее; и многие другие архиереи, имевшие бедные церкви, но управшие многими многолюдными и богатыми епископиями, просили о том же, но по силе настоящего правила не были выслушаны. Заметь это и имей в памяти ввиду просьб о перемещениях, каковые уже и дозволены некоторым архиереям. Ищи Халкидонского собора правила 12‑е и 17‑е, в которых говорится, что церкви должны следовать тому, что определяется царскою властию. А поскольку настоящее правило постановляет, что епископ не должен отлучаться более, чем должно, от порученной ему церкви (а сколько именно – не определяет), то прочти 16‑е правило собора, бывшего в храме святых Апостолов, и истолкуй настоящее правило согласно с помещенными в нем законами.

Славянская кормчая. Правило 72. Не подобает ни единому же епископу оставити господькое седалище и на ино преселитися: или во своих вещех упражняющуся, о своем престоле нерадети.

Толкование. Не токмо от града во град преходити епископу, различными правилы возбранеямо есть, но ни ветхие епископии оставити, идеже бе искони престол церкве его, и в другую церковь, сущую в пределе его преити, и оные честь в сию преложити, правило се не пращает; но ни в своих особных вещех упражнятися ему, паче потребы не оставляет: и о попечении, и о учительстве людей своих нерадети (ние) возбраняет.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΟΑ´

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки