15

Правило 16

17

О возбранении для клириков щегольства и пышности в одежде.

Всякая роскошь и украшение тела чуждо священническому чину. Потому епископов или клириков, украшающих себя пышными и яркими одеждами, нужно исправлять, если же они будут упорствовать, подвергать епитимии, равно как и умащающих себя благовонными мазями. Поскольку же горький корень – ересь хулителей христианства, возникнув, стала нечистым пятном для Кафолической Церкви, а принявшие ее не только возгнушались иконографическими изображениями, но и отвергли всякое благоговение, негодуя на свято и благочестиво живущих, и исполнилось на них написанное: Грешнику благочестие ненавистно (Сир.1:25), то если найдутся насмехающиеся над теми, кто одевается в дешевую и скромную одежду, пусть насмешников исправляют епитимией. С древних времен всякий посвященный муж носил одежду строгую и скромную, потому что все, что принимается не ради потребности, но для украшения, подлежит обвинению в суетности, как сказал Василий Великий. Никто также не надевал разноцветной одежды из шелковых тканей (ἐκ σηρικῶν), и на края одежды не нашивал лоскутов другого цвета, потому что слышали от богоглаголивого языка, что носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

Πᾶσα βλακεία, καὶ κόσμησις σωματική, ἀλλότριαί εἰσι τῆς ἱερατικῆς τάξεως, καὶ καταστάσεως. Τοὺς οὖν ἑαυτοὺς κοσμοῦντας ἐπισκόπους, ἢ κληρικούς, δι᾿ ἐσθήτων λαμπρῶν καὶ περιφανῶν, τούτους διορθοῦσθαι χρή· εἰ δ᾿ ἐπιμένοιεν, ἐπιτιμίῳ παραδίδοσθαι· ὡσαύτως καὶ τοὺς τὰ μύρα χριομένους. Ἐπεὶ δὲ ῥίζα πικρίας ἄνω φύουσα, μίασμα γέγονε τῇ καθολικῇ ἐκκλησίᾳ, ἡ τῶν χριστιανοκατηγόρων αἵρεσις. καὶ οἱ ταύτην δεξάμενοι, οὐ μόνον τὰς εἰκονικὰς ἀναζωγραφήσεις ἐβδελύξαντο, ἀλλὰ καὶ πᾶσαν εὐλάβειαν ἀπώσαντο, τοῖς σεμνῶς καὶ εὐσεβῶς βιοῦσι προσοχθίζοντες· καὶ πεπλήρωται ἐπ᾿ αὐτοῖς τὸ γεγραμμένον· Βδέλυγμα ἁμαρτωλῷ θεοσέβεια· εἰ εὑρεθῶσι τοίνυν τινὲς ἐγγελῶντες τοῖς τὴν εὐτελῆ καὶ σεμνὴν ἀμφίεσιν περικειμένοις, δι᾿ ἐπιτιμίου διορθούσθωσαν. Ἐκ γὰρ τῶν ἄνωθεν χρόνων, πᾶς ἱερατικὸς ἀνὴρ μετὰ μετρίας καὶ σεμνῆς ἀμφιάσεως ἐπολιτεύετο. Πὰν γὰρ ὃ μὴ διὰ χρείαν, ἀλλὰ διὰ καλλωπισμὸν παραλαμβάνεται, περπερείας ἔχει κατηγορίαν, ὡς ὁ μέγας ἔφη Βασίλειος· ἀλλ᾿ οὐδέ ἐκ σηρικῶν ὑφασμάτων πεποικιλμένην ἐσθῆτα ἐνεδέδυντο, οὐδέ τινα προσετίθεσαν ἐτερόχροα ἐπιβλήματα ἐν τοῖς ἄκροις τῶν ἱματίων. Ἤκουσαν γὰρ ἐκ τῆς θεοφθόγγου γλώσσης, ὅτι οἱ τὰ μαλακὰ φοροῦντες ἐν τοῖς οἴκοις τῶν βασιλέων εἰσίν.

Толкования

Зонара. И 27‑е правило 6‑го собора дает постановление о священническом одеянии. Но когда иконоборцы ниспровергли церковные обычаи, то и настоящий собор признал потребным дать законоположение об этом, и повелевает епископам, или клирикам, украшающим себя светлыми одеждами, исправляться, или, если будут упорствовать, подвергать их епитимии; подобным образом и употребляющим благовонные масти. Но поскольку, говорит, ересь христианохульников и приявшие оную и честными иконами возгнушались, и всякое благоговение отвергли, ненавидя и отвращаясь людей, живущих честно, то аще обрящутся посмевающиеся носящим простое и скромное одеяние, должны быть подвергнуты епитимии, дабы исправились. Ибо от древних времен, говорит собор, священные мужи жили умеренно и честно. Потом приводит во свидетельство и Василия Великого, который истолковывает, что значит суетность. Он говорит, что все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности. Собор говорит, что и разноцветных одежд из шелку (это значение имеет слово, шелковые, то есть получаемые из шелковичных червей, ибо словом называются черви) священные лица в древности не носили, и не налагали никаких воскрилий другого цвета на края своих одежд, – и далее приводит евангельское изречение.

Аристен. Епископы, или клирики, украшающие себя светлыми одеждами, или употребляющие благовонные масти, да исправятся; а если упорствуют, да подвергнутся епитимии. Ясно.

Вальсамон. Поскольку иконоборцы превратили все церковное устройство и благоговение в нестроение и неблагоговение, ибо у них клирикам и епископам, присоединявшимся к ним, было дозволено жить неблагоговейно и к себе невнимательно, дабы они покорны были воле их, а потому и священническое одеяние изменено на более роскошное и более светское; то по сей причине богоносные отцы определили, украшающих себя светлыми одеждами и после увещания не исправляющихся подвергать епитимии; точно также наказывать и употребляющих благовонные масти. А поскольку эти же еретики кроме сего подвергали осмеянию живущих скромно и благоговейно и по смирению употреблявших бедные одежды; то божественные отцы определили, делающих что-либо таковое исправлять епитимиями; потому что, говорят, священники всегда довольствовались не роскошным и скромным одеянием (и Василий Великий более светлую одежду не для нужды тела устроенную назвал суетностью, то есть роскошью). И шелковой, то есть приготовленной из шелку (ибо – суть шелковичные черви) одежды священные мужи не носили и не возлагали на края своих одежд никаких воскрилий другого цвета, то есть пурпурных; и потом приводят евангельское изречение. Прочти еще 27‑е правило 6‑го Собора. А когда были обвиняемы клирики носившие блестящие одежды, так называемые екзамитовые, у которых нижния части были не только другого цвета, но и златотканые, и при этом имели многоценные золотые письмена; то некоторые говорили, что правило изречено по причине бывшего в те времена бесчиния в церквах и великого неблагоговения клириков; но что предписания этого правила не приложимы ныне, когда, по благодати Божией, видим в церкви всякое благоустроение и благоговение, и когда клирики в честь Богу носят более светлые одежды. Но так говорившим было сказано, что они говорят несправедливо; ибо это правило всеобщее и предписания его должны иметь силу и действие во веки веков; а живущие вопреки ему справедливо должны быть подвергнуты епитимиям, если не исправятся.

Славянская кормчая. Епископом и прочим причетником ризами не украшатися. Епископи или пресвитери, или диакони, украшающиеся светлыми ризами, или миром помазующеся, рекше благоуханными вонями, да преставше оттого исправятся: пребывающии же в том, запрещение приимут. Се разумно.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки