Ап. 2
О том, что пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.
О том, что пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.
О необходимости причащения клирикам, совершающим Евхаристию.
О запрете христианам молиться с отлучёнными от Церкви даже келейно.
О запрете клирикам молиться вместе с изверженными из сана.
Об отлучении принявших и принятых в клир без представительной грамоты.
О епитимии для утаивших от епископа об отлучении.
О недопустимости клирикам оставлять свою епархию.
Об отлучении епископа, принявшего клирика без увольнительного письма.
О том, что не могут быть клириками двоеженцы и блудники.
О препятствиях к пребыванию в клире со стороны брачного статуса.
О том, что не могут быть клириками женатые на двух сестрах или племяннице.
О запрещении клирикам быть поручителями.
О том, что скопец, ставший таковым по независящим от него причинам, может быть епископом.
О том, что не может быть принят в клир оскопивший себя.
О том, что клирик, оскопивший себя, должен быть извержен из клира.
О том, что изобличенный в блуде, или в клятвопреступлении, или в краже извергается из сана, но не отлучается, как уже наказанный.
О том, что из вступивших в клир безбрачными, могут жениться только чтецы и певцы.
Об извержении клириков, бивших своих обидчиков из верных или и неверных.
О симонии: извержении и отлучении клириков, поставленных и поставивших в священный сан под давлением светской власти.
О том, что отделившийся от епископа без вины и устроивший другой алтарь, будет лишен сана вместе с принявшим его.
Об отлучении клириков, не принявших порученное им служение.
О том, что клирик, молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается.
Об извержении тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков.
Об извержении тех епископов и священников, которые повторно крестят истинно крещёных, и которые не перекрещивают крещёных еретиками.
Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.
Об извержении клириков, которые не принимают покаяния обратившихся грешников.
Об извержении клириков не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания.
Об отлучении клириков, посещающих питейные дома.
Об извержении клириков, причиняющих обиду епископу.
Об отлучении причетников, причиняющих обиду пресвитеру или диакону.
Об отлучении смеющихся над слепыми, глухими, и хромыми.
О том, что епископ должен учить благочестию клир и народ. В противном случае отлучается; а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению.
Об отлучении и извержении немилосердных клириков.
Об извержении клириков, читающих в храме апокрифические книги под видом истинных.
О невозможности входить в состав причта блудникам и прелюбодейцам.
О том, что отрекшийся Христа подлежит и отлучению; а кто отречется от клира, тот, в случае обращения, принимается как мирянин.
О том, что священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается.
О том, что постящийся в воскресенье или субботу (кроме Великой) клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что молящийся с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что клирик-убийца извергается; мирянин отлучается.
О том, что клирик дважды рукоположенный извергается вместе с рукополагающим, если первая рука не была еретическая.
О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной).
О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с иудеями или язычниками, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении.
О том, что похищающий воск, или елей церковный отлучается, с возвращением похищенного в пятикратном размере.
Об отлучении тех, кто присвоит церковный священный сосуд или ткань.
О том, что бесноватый не приемлется в клир и не допускается до молитвы с верными.
О непозволительности производить в клир рабов без согласия их господ.
О том, что князю и царю не по правде досаждающий клирик подлежит извержению, мирянин – отлучению.
Об утверждении канона книг Священного Писания.
В который час должно прекращать пост пред днем Пасхи.
О принятии в общение клириков и мирян, которые убегали от гонителей, но быв схвачены, исповедали христианство, даже если приняли по принуждению идоложертвенное.
О том, что хорепископ недолжен рукополагать без дозволения епископа.
О необходимости клирикам, воздерживающихся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана.
О необходимости вернуть проданное пресвитерами вдовствующей кафедры церковное имущество или деньги за него.
О возможности пребывания в свящ. сане и рукоположения скопцов.
О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин.
О том, что отлучённые одним епископом не должны приниматься другими.
Предписание каждой областной церкви собирать два раза в год епископский собор.
О принятии в Церковь наватиан.
О необходимости предварительного испытания ставленников.
О невозможности падшим (отрекшимся) находиться в священном сане.
О степенях покаяния падших не по принуждению (12 лет).
Предписание причащать кающихся грешников, находящихся при смерти.
О воспрещении клирикам переходить из одной епархии в другую.
О непринятии клириков, самовольно покинувших свои церкви.
О запрете клирикам заниматься ростовщичеством.
О принятии павлиан (манихеев) через крещение. О диакониссах.
О запрете коленопреклонений по воскресным дням и во все дни Пятидесятницы.
О невозможности принять священный сан тому, чья жена обличена в прелюбодеянии. О невозможности совершать церковное служение до необходимого развода в этом случае для клирика.
О том, что сельские пресвитеры в городской церкви не должны священнодействовать в присутствии епископа, или пресвитеров града.
О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).
О недействительности прещений, наложенных Несторием.
Об осуждении (извержении) остальных нижестоящих клириков за те же проступки.
О недействительности пересмотра несторианами дел законно осуждённых клириков.
О недействительности пересмотра несторианами дел законно осуждённых клириков.
О необходимости хранить неповреждённым Никео-Цареградский Символ веры.
О непозволительности оставаться в клире тем, которые добровольно вышли на подвиг, пали и возобновили подвиг.
О пребывании в клире претерпевших мучения, хотя и против их воли насильно обращённых.
О том, что надлежит поститься в среду и пятницу и воспрещении коленопреклонений в день воскресный.
Об анафеме сомневающимся причаститься от женатых пресвитеров.
Об анафеме внецерковным молитвенным собраниям и дерзающим священнодействовать в молитвенном доме без ведома епископа.
Об анафеме принимающим или дающим плодоприношение без епископа, или того лица, которому введена церковная экономия.
Об анафеме презирающим вечери любви (агапы).
Об анафеме постящимся в день воскресный ради мнимого подвижничества.
Об утверждении канонов предшествующих Соборов.
Об осуждении симонии (рукоположения за мзду).
О запрете клирикам и монахам вступать в распоряжение мирскими делами «из сребролюбия».
О подтверждении запрета клирикам самовольно переходить в другую епархию.
О недействительности т.н. «абсолютных» рукоположений (без принадлежности к храму).
О недопустимости самовольного сложения священного сана или оставления монашества.
Об обязательном подчинении территориальному епископу «богаделен, монастырей и храмов мученических».
Обо порядке судебных тяжб между клириками (и запрете обращения в светский суд).
О запрете клирикам числиться одновременно в двух епархиях.
О допустимости только «мирных» писем, а не «представительных» грамот для бедных.
О запрете служения в другом городе клирикам [и чтецам] без «представительных» грамот.
Против церковных заговоров и «составления скопищ» (злонамеренных совещаний).
О запрете перехода клириков в другую епархию без благословения своего епископа.
О том, что обвиняющий клириков, не должен быть принимаем без исследования.
Об извержении клириков, расхищающих имущество умершего епископа.
О том, что клирики и монашествующие, без дозволения епископа пребывающие в Константинополе и производящие смятения, должны быть изгоняемы из города.
О необходимости епископам иметь для управления имуществом эконома из состава клира.
О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).
О запрете изменять узаконенное предание о дате празднования Пасхи.
О епитимии священнослужителям, самовольно оставившим место служения.
О том, что священнослужитель, изверженный собором, по упорству будет совершать богослужение; то он не может иметь восстановления в чине.
Об извержении диакона или пресвитера, презирающего епископа, и отступающего от него.
О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор.
О запрете принимать пресвитеров, и диаконов, или и епископов без представительной грамоты того епископа, от которого они приняли рукоположение.
О том, что представительные грамоты для отлучающихся из епархии пресвитеров могут выдавать только епископы.
О подчинении епископов митрополитам.
О полномочиях хорепископов (сельских епископов).
Клирик, приходящий к царю без повеления своего митрополита, должен быть лишен и общения и сана.
О запрете изверженному епископу или диакону подавать апелляцию царю.
О том, чтобы каждый из епископов управлял делами своей епархии, и в другую не отходил совершать рукоположения и делать другое что-либо принадлежащее епископам без согласия местного епископа.
О том, что епископ должен сделать опись своего имущества и сделать его известным, а также имущества церковного, и это должны знать пресвитеры и диаконы, дабы по кончине его собственное имущество было употреблено по его воле.
О том, что причащение по неведению должно ускорить крещение принявшего его лица.
О молитве священнослужителя в присутствии ариан или других еретиков.
О том, что священнослужители не должны сочетать незаконные браки.
О возможности причащения мужчин, имеющих накануне «ночное истечение».
О невозможности проскомидийного поминовения сознательных самоубийц.
Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места.
О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательно убедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника.
О запрете епископам принимать в общение клириков, отлучённых в других епархиях.
О порядке апелляций изверженных диаконов и священников на решения своего епископа.
О запрете епископам возводить в иерархические степени служащих иных епархии.
О недействительности рукоположений клириков, совершённых незаконными епископами.
О неизменности правил предшествующих Вселенских, Поместных соборов и св. отцов.
О брачном состоянии ставленников в клир.
О епитимии для совративших женщину, посвятившую себя Богу.
О возбранении одиноким клирикам держать дома посторонних женщин.
О запрете вступать в брак клирикам (и иподиаконам) после поставления.
О должностной субординации между клириками разных степеней.
О запрете клирикам содержать корчму.
О запрете клирикам заниматься ростовщичеством.
О запрете клирикам и мирянам общаться с держащимися иудейского вероисповедания.
Об установлении канонического возраста посвящения в пресвитеры – 30 лет, диаконы – 25 лет, диакониссы – не ранее 40 лет.
О необходимости клирикам для перехода в другую епархию иметь отпускную грамоту от своего епископа.
О необходимости клирикам, по уважительной причине оставившим свои церкви, возвратиться после прекращения этих причин.
О пострижении волос изверженными из сана.
О запрете симонии и извержении не только того, кто таким путем достиг какой-либо иерархической степени, но и того, кто его поставил
О запрете клирикам требовать денежную или иную оплату за причащение.
О запрете клирикам и монахам ходить на скачки и театральные представления.
Предписание клирикам носить одежду, специально для них установленную.
О запрете клирикам соединять и разделять народу виноград с бескровною жертвою.
О необходимости клирикам хранения литургического поста и в Великий Четверг.
О совершении священнодействий в домовых храмах лишь по благословению епископа.
Об осуждении практики рукополагать только выходцев из священнического сословия.
Против церковных сговоров и «составления скопищ».
О 4‑х летнем испытании в монастыре, желающих нести монашеские подвиги в затворе.
О запрете азартных игр для мирян и клириков.
О запрете быть зрителем или исполнителем развлечений вносящих рассеянность в душу (смехотворства, театра, плясок) для клириков и мирян.
О днях совершении Литургии Преждеосвященных Даров Великим постом.
О запрете практики вкушать яйца и сыр в субботние и воскресные дни Великого поста.
О том, что не подобает приносить к алтарю мёд и молоко.
О том, что крещение должно неукоснительно совершаться в храме.
О запрете верным участвовать в языческих обрядах и увеселениях.
О епитимии для соблюдающих языческие обряды (скачущих через костры).
О епитимии для вкушающих кровь (извержение для клириков, отлучение для мирян).
О запрете в храме совершать агапы, вкушать пищу, постилать ложа.
О запрете внутри ограды храма устраивать корчемницы и торговые лавки.
О запрете клирикам и монахам мыться в общественных банях вместе с женщинами.
Запрет одного обряда, связанного с Рождеством Христовым.
О епитимии для клириков и мирян, пропустивших подряд 3 воскресных богослужения.
Против армян, которые к трисвятой песне прибавляли слова: “распныйся за ны”.
О епитимии содержащим блудниц (извергать клириков, отлучать мирян).
О запрете вводить в храм животных без величайшей нужды.
О времени прекращения Великого поста (полночь Великой субботы).
О запрете коленопреклонений от вечернего входа субб. до вечернего входа в воскресенье.
О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).
О епитимии для превращающих священные места в жилые.
О запрете вносить мясо в храм.
Предписание при причащении слагать руки во образ креста.
О том, что духовные лица, лишённые сана по причине блуда, не могут вступать в брак с женщиной, ради которой лишились чина.
Об обетах, касающихся священнического служения.
О запрете двоеженцам быть священнослужителями.
Об условиях, при которых мирянин, промышлявший лихоимством, может быть удостоен священства.
Об обетах, касающихся священнического служения.
О необходимости монахам произнесения обета девства (безбрачия).
О том, что за тяжкое прегрешение клирики должны быть низложены со своей степени, однако, при этом, не отлучены от святого причастия
О том, что нанесший ближнему смертный удар, есть убийца, даже если защищался.
О том, что все падшие клирики наказываются одинаково – запретом церковного служения.
О епитимии вступающим в борьбу с разбойниками и убивающим их.
О епитимии для чтеца имевшего половое общение со своею обручницей до венчания.
О епитимии диаконам и пресвитерам «осквернившимися устами».
О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин.
Предписание испытывать строго всех желающих поступить в клир и оставлять на решение епископа.
О симонии, прикрываемой мнимым благочестием.
О догматах и церковном Предании.
О церковном Предании.
О том, что недавно крещёных не подобает производить в священнический чин.
О запрете клирикам заниматься ростовщичеством.
О том, что выборы священнослужителей должны совершаться только полноправными членами церкви.
О принятии из ереси фригов только после оглашения и крещения.
О запрете избрания священных лиц высших иерархических степеней “народными сборищами”.
О запрете обычая в посылать из одного прихода в другой Святые Дары, в качестве подарка на праздник Пасхи.
О запрете мирянам, не принадлежащие к клиру в качестве певцов, становиться на амвон и самовольно петь.
Предписание о совершении церковных богослужений в субботу, как и в другие дни.
Предписание не петь в храме псалмы безпрерывно, а перемежать с чтениями.
О том, что вполне достаточно существующих молитв и для вечерни и для девятого часа и потому никто не имеет права составлять новых молитв и читать их в церкви.
О чине древней литургии и позволении причащаться в алтаре только священнослужителям.
О том, что не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера без его повеления. Подобно и причётникам с иподиаконами в присутствии диакона.
О запрете иподиаконам прикасаться к святому дискосу и святому потиру в то время, когда приносится Святая Жертва, или переносить их во время Великого входа.
О запрете иподиаконам носить орарь и напоминание им находиться неотлучно при церковных вратах.
О запрете носить орарь чтецам и певцам.
О запрете священно- и церковнослужителям входить в корчемницу.
О запрете иподиаконам исполнять во время богослужения обязанности священнослужителей и воспрещении им раздавать народу Святое причастие.
О запрете служить заклинателями лицам не поставленным епископом.
О том, что не подобает ничего уносить с собой с агап.
О запрете совершать агапы в храмах.
О запрете мыться в общественных банях вместе с женщинами.
О запрете молиться с еретиками.
Об извержении клириков, верящих или занимающихся гаданиями, астрологией или носящих талисманы.
О запрете принимать от иудеев опресноки.
О запрете участвовать в языческих праздниках.
О запрете клирикам путешествовать без грамоты от епископа.
О запрете клирикам путешествовать без повеления от епископа.
О запрете церковнослужителям оставлять церковные двери ради молитвы.
Повеление совершать в Великий Пост Таинство Евхаристии только в субботние и воскресные дни.
О запрете в Великий Пост совершать празднования мученикам, за исключением суббот и воскресных дней.
О запрете христианам присутствовать на свадьбах в то время, когда там происходят представления, приличествующие только язычникам.
О запрете христианам организовывать пиршества, вводящие в соблазн окружающих.
О необходимости пресвитерам оказывать епископам подобающую их сану честь.
Повеление периодевтам и пресвитерам ничего не творить без воли епископа.
Предписание употреблять при церковных богослужениях только канонические книги Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле.
Перечисляются канонические книги Ветхого и Нового Завета (см. предыдущее Правило), кроме Апокалипсиса, который не был ещё известен во Фригии как каноническая книга Нового Завета.
О том, чтобы все принявшие священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью, в т.ч. предыдущих 6 Вселенских Соборов.
О запрете еписк. симонии – епитимии клирикам и закрытие храмов «ради истязания злата».
О еще одном новом, более утонченном, виде симонии: «хвастовство» прежними приношениями и поставлением в клир.
Писания против честных икон причисляются к еретическим книгам.
Об устранении клириков от мирских занятий.
Об общем запрете отчуждения церковного имущества.
Об епитимиях для обративших в мирские жилища «епископии», храмы и монастыри.
О запрете с амвона в церкви читать или петь без хиротесии и о хиротесии чтецов.
О воспрещении клирикам служения в двух церквах ради корысти.
О возбранении для клириков щегольства и пышности в одежде.
О созидании монашествующими новых молитвенных домов.
О симонии в виде принятия в клир или монастырь за деньги
О запрете двойных (смешанных) монастырей и об образе общения монахов и монахинь.
О запрете монашествующим самовольно менять монастырь.
Об образе жизни и взаимоотношениях христиан, в т. ч. об их трапезах.
О каноне библейских книг.
О нерушимости хранения веры, изложенной Святыми отцами.
О необходимости для клириков непорочной жизни.
О необходимости клирикам воздерживаться от своих жён, готовясь приступить к святыне.
О запрете епископам переходить границы своих областей ради корысти и вообще всем клирикам заниматься ростовщичеством.
О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).
О том, что, если епископ или пресвитер примет в церковное общение праведно изверженных, да будет сам извержен.
Об анафеме пресвитеру, ушедшему в раскол от своего епископа.
О том, что осужденный своим епископом пресвитер должен заявить об этом соседним епископам, чтобы с их помощью по возможности примириться.
О чрезвычайном суде для рассмотрения жалобы против клирика, когда невозможен Собор епископов. Этот суд должен состоять для епископа – из 12 епископов, для пресвитера – из 6 епископов и для диакона – из трех.
О достаточности представительства на ежегодных соборах лишь одного епископа из Триполи и о представительстве клириков в церковном суде этой небольшой области.
О запрете клирикам пренебрегать церковным судом в угоду светскому по церковным делам.
О том, что церковным судьям первой инстанции нет никакого оскорбления в том, если в высшем суде, т.е. во второй инстанции, решение их будет изменено, за исключением того случая, когда будет доказано, что эти судьи судили несправедливо.
О запрете аппеляции против приговора, вынесенного избранными по согласию обеих сторон судьями, хотя бы число судей было менее указанного 12 правилом этого собора.
О воспрещении детям священнослужителей участвовать в богохульных сборищах.
О том, что ни одно духовное лицо не имеет права зарабатывать себе пропитание каким-либо постыдным или бесчестным делом.
О том, чтобы ни одно духовное лицо не должно взимать процентов на отданное взаймы.
О необходимости ставленникам в степени клириков предварительно изучить постановления Соборов.
О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на пресвитера, диакона и низших клириков.
О запрете детям клириков вступать в брак с язычниками или еретиками.
О воспрещении всем членам клира уступать что-либо из своего имущества неправославным христианам по завещанию, дарственной, или иным способом, хотя бы они были и их родственники.
Перечисление всех книг Священного Писания, которые должно признавать каноническими для чтения в церкви.
О необходимости клирикам соблюдать супружеский пост перед совершением Таинства Евхаристии.
О том, что все извергнутые из священного сана должны пожизненно оставаться в разряде мирян.
Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу.
О том, что каждый, осужденный первым судом клирик, должен оставаться под тем наказанием, которое на него наложено первым судом, до тех пор, пока высший суд не освободит его от этого наказания.
О возможности для членов клира, которые участвуют в судебном разбирательстве, с позволения правящего епископа, переносить тяжбу в суд ближайшей епархии.
О том, что клирики, не повинующиеся своему епископу, желающему возвести их на высшие степени, лишаются и имеющегося сана.
Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения.
Рекомендация клирикам не предоставлять своим детям свободы до тех пор, пока последние не приобретут полной выдержки и не сумеют вести себя сообразно своему положению.
Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры.
Об отмене обычая освящать вместе со Святыми Дарами мёд и вино для новокрещённых.
О запрете для неженатых клириков и монахов заходить ко вдовам и девицам, без разрешения церковной власти.Но и получив разрешение не могут заходить без сопровождающих.
О запрете клирикам без нужды питания в пути посещать корчемницы.
Повеление клирикам совершать Таинство Евхаристии натощак.
О запрете обычая устраивать в церкви пиршества.
О возможности чтения в храме, в те дни года, когда совершается воспоминание о смерти святых мучеников, описание их страданий.
О том, что Божественная Литургия должна совершаться натощак.
О невозобновляемости крещения, о невозобновляемости правильно совершенного рукоположения, о запрете епископу оставлять свою кафедру и самовольно занимать другую.
О том, что ни один епископ не должен принимать и рукополагать в своей церкви клирика, принадлежащего юрисдикции другого епископа.
О рукоположении во епископа какой-либо епархии духовного лица, не принадлежащего к той митрополичьей области, в состав которой входит данная епархия.
О возможности приёма в клир Православной Церкви донатистских клириков.
О ходатайстве к императорам о возвращении церковным судам права решения вопросов частного права между христианами, с тем, чтобы решения этих судов считались окончательными.
О ходатайстве к императорам о воспрещении знатным лицам брать под свою защиту и настаивать на освобождении от наказания клириков, осуждённых церковным судом.
О приятии раскаявшихся клириков донатистов в клир в своих степенях священства.
О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне.
О порядке рассмотрения жалоб и обвинений клириков. Обвиняемые должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду.
Об отлучении от общения с остальными епископами того из них, кто примет без увольнительной (отпускной) грамоты от подлежащего епископа какого-либо монаха с тем, чтобы зачислить его в свой клир или поставить его игуменом одного из своих монастырей.
О том, что каждый, посвященный в известной епархии в чтеца, не может без согласия подлежащего епископа быть принятым в другую епархию.
О необходимости ходатайствовать перед государственной властью о назначении экдиков для защиты как церковных интересов, так и интересов неимущих.
Предписание читать в церкви только те молитвы, которые просмотрены на соборах и одобрены последними для употребления в церкви.
О том, что спорные дела, возникающие между членами клира, могут разбираться только на церковных судах. О возможности клирикам в исключительных случаях ходатайствовать перед императором о назначении ему епископского суда.
Об отлучении клириков, принадлежащих к Африканской церкви, самовольно отправившихся в Италию без отпустительной грамоты.
Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно).
О том, что после суда избранных судей нельзя больше, под угрозой наказания, обращаться к высшему суду.
О процедуре аппеляции для клириков, не довольных решением своих епископов.
О запрете принимать жалобы на клириков от тех (клириков и мирян), кто отлучён от церковного общения.
О запрете принимать жалобы на членов клира от актёров, от лиц, на которых лежит пятно бесчестия (инфамии); от еретиков и язычников.
О том, что если кто-либо подаст одновременно несколько жалоб на клирика, и первая из них будет опровергнута, то не должно допустить обвинителя до подачи прочих жалоб.
Предписание не принимать в качестве свидетелей против членов клира всех тех лиц, которые лишены права подавать на них жалобы.
О хранении клириками тайны исповеди, выражающемся в лишении значения свидетельства епископа, в том случае, если он говорит, что некто исповедался ему в совершенном им преступлении, чего тот не желает признать.
О том, что епископ, отлучивший кого-либо незаконно за тот грех, который он исповедал ему наедине, сам должен быть лишен общения со стороны других епископов до покаяния.
О епитимии для оскопляющих кого-либо кроме как по болезни.
О запрете священнослужителям, под угрозой извержения, применять телесные наказания собственноручно или посредством других лиц.
Об извержении присвоивших или обративших в личное небогослужебное употребление алтарные священные сосуды или облачения, и отлучении так же использующих церковные вещи, находящиеся вне алтаря.
Об извержении низших клириков, вступающих в мирские начальственные должности.
Об необходимости пресвитерам, служащим Литургию или совершающим Таинство Крещения в домовых церквях, под угрозой извержения не совершать этого без назначения епископа.
О том, чтобы впредь никто из мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но провел на всякой священнослужительской ступени положенное законом время.
О каноне библейских книг.
О согласии между римской и константинопольской церквами в лице папы Иоанна VIII и патрарха Фотия.
О том, как надлежит поститься накануне Богоявления, если таковое случится в воскресенье.
О епитимиях священникам, вступившим в церковное общение с арианами.
О необходимости предварительного испытания ставленников.
Об обжаловании пресвитером решения епископа о его низложении.
О том, что преступление, совершенное до крещения, не принимается во внимание при принятии в клир, а совершенное после крещения, препятствует рукоположению.
О том, чтобы перед осуждением клирика была расследована жалоба против него.
Об избрании и поставлении пресвитеров и других клириков.
О том, что приношения для евхаристии, по употреблении нужного для таинства, должны разделять между собою принадлежащие к клиру.
О порядке расследований обвинений против священника.
Об избрании при каждом епархиальном управлении эконома.
Об употреблении церковных доходов и на содержание вдовиц, убогих и странствующих.
О возможности рукополагать кафаров (новациан), желающих вступить в церковь.
О праве подсудимого на отвод судей по сомнению в их беспристрастии (дело еп. Петра).
О недопустимости удаления от священнослужения через отречение от него.
О необходимости проверки ставленников на то, не состояли ли они в браке и не извержены ли из монастыря или иной епархии.
О симонии.
О симонии.