О невозможности проскомидийного поминовения сознательных самоубийц.
Вопрос 14: Если кто, будучи вне себя, наложит на себя руки или повесится, за него должно быть приношение или нет?
Ответ: Священнослужитель должен рассудить, действительно ли такой человек был вне ума, когда сделал это, потому что часто родственники пострадавшего, желая добиться того, чтобы за него совершалось приношение и молитва, лгут и говорят, что он был не в себе. А человек поступая так или от обиды человеческой, или по какому-то иному поводу от малодушия, и о таком не подобает совершать приношения, потому что он самоубийца. Поэтому священнослужитель непременно должен со всей тщательностью исследовать дело, чтобы не подвергнуться осуждению.
Ἐάν τις μὴ ἔχων ἑαυτὸν χειρίσηται ἢ κρημνίσῃ ἑαυτόν, εἰ γίνεται προσφορὰ ὑπὲρ αὐτοῦ ἢ οὔ; Ἀπόκρισις. Ὑπὲρ αὐτοῦ διακρίναι ὀφείλει ὁ κληρικός, εἰ τὸ ἀληθὲς ἐκφρενὴς ὢν πεποίηκε τοῦτο. Πολλάκις γὰρ οἱ διαφέροντες τῷ πεπονθότι, θέλοντες ἐπιτυχεῖν τῆς προσφορᾶς καὶ τῆς ὑπὲρ αὐτοῦ εὐχῆς, καταψεύδονται καὶ λέγουσιν, ὅτι οὐκ εἶχεν έαυτόν. Ἐνίοτε δὲ ἀπὸ ἐπηρείας ἀνθρώπων ἢ ἄλλως πως ἀπὸ ὀλιγωρίας πεποίηκε τοῦτο, καὶ οὐ χρὴ προσφορὰν ἐπάνω αὐτοῦ γενέσθαι, αὐτοφονευτὴς γὰρ ἑαυτοῦ ἐστι. Δεῖ οὖν πάντως τὸν κληρικὸν μετ᾿ ἀκριβείας ἐρευνῆσαι, ἵνα μὴ ὑπὸ κρῖμα πέσῃ.
Толкования
Вальсамон. Будучи спрошен: если кто, не имея здравого ума, но помешавшись в рассудке, саморучно убьет себя, или бросится с утеса, должно ли за него совершать молитву и приношение? – отец сказал, что, если человек поднял на себя руки, или бросился с утеса, или умертвил себя другим способом действительно потому, что был вне ума, и не знал, что делает, должно быть за него моление и приношение. Но призываемые для молитвы должны тщательно исследовать, не поднял ли он на себя рук от малодушия, или от обиды людской, или по другой какой-либо причине, добровольно и в сознании того, что делает; ибо за такого не должно ни молиться, ни совершать приношения, потому что он самоубийца.
Синопсис. За самоубийцу не должно быть приношения, разве только он по истине был вне ума.
Славянская кормчая. Правило 14-е. Аще убо кто сам себе убиет, или заколет, или удавит, приношение не принесется за него, токмо аще не будет во истину ум погубил, подобает бо их причетником испытовати о сем со истязанием.
Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.
Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.
Комментарий канониста проф. А. С. Павлова:
Замечательно в этом правиле предписание, чтобы священник в каждом отдельном случае самоубийства лично удостоверялся в действительной причине его, а не полагался бы на свидетельство близких к самоубийце лиц, которые, желая доставить ему церковное погребение и поминовение, часто говорят неправду, именно утверждают, что несчастный лишил себя жизни, находясь «вне ума». В настоящее время, когда самоубийства сделались, можно сказать, эпидемией в нашей общественной жизни, такая неправда обыкновенно прикрывается формальным медицинским удостоверением в том, что самоубийство совершено в состоянии безпамятства и умопомешательства, — и на основании этого документа священники считают себя не только в праве, но даже обязанными, без всяких с своей стороны исследований и возражений, погребать самоубийце по церковному обряду. Против такой антиканонической практики, явно благоприятствующей умножению числа самоубийств, в недавнее время справедливо возстал один из наших епархиальных преосвященных (Макарий, епископ Томский), предписавший приходским священникам своей епархии, чтобы они, на основании точного смысла выше приведенного правила Тимофея Александрийского, не полагались безусловно на упомянутые медицинские свидетельства, а руководились бы своими личными сведениями о физическом и духовном состоянии своего прихожанина, неожиданно наложившего на себя руку (Номоканон при Большом Требнике / Изд. подгот. А.С. Павлов. М., 1897. С. 321-322).
Комментировать