Ап. 2
О том, что пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.
О том, что пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.
О том, что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад.
О том, что начатки плодов посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю.
О недопустимости для клириков изгонять свою жену под видом благочестия.
О недопустимости для клириков «мирских попечений».
О недопустимости для клириков праздновать Пасху прежде весеннего равноденствия с иудеями.
О необходимости причащения клирикам, совершающим Евхаристию.
О недопустимости клирикам оставлять свою епархию.
О том, что не могут быть клириками двоеженцы и блудники.
О препятствиях к пребыванию в клире со стороны брачного статуса.
О запрещении клирикам быть поручителями.
О том, что изобличенный в блуде, или в клятвопреступлении, или в краже извергается из сана, но не отлучается, как уже наказанный.
Об извержении клириков, бивших своих обидчиков из верных или и неверных.
Об отлучении запрещённых клириков, дерзнувших самовольно совершать богослужения.
О симонии: извержении и отлучении клириков, поставленных в священный сан за деньги.
О том, что отделившийся от епископа без вины и устроивший другой алтарь, будет лишен сана вместе с принявшим его.
О том, чтобы отлученных их собственными епископами не принимать или не разрешать от епитимии другим епископам.
О необходимости подвергать испытанию в вере клириков, переходящих из других епархий.
Об отлучении клириков, не принявших порученное им служение.
О непозволительности пресвитеру, или диакону без воли своего епископа совершать то, что поручено епископу.
О том, что епископ должен блюсти церковное имущество, а подаяния производить через пресвитеров и диаконов.
Об извержении клириков, преданным пьянству и участиям в азартных играх.
О том, что клирик, требующий процентов за долг, если не перестанет, извергается.
О том, что клирик, молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается.
Об извержении тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков.
Об извержении тех епископов и священников, которые повторно крестят истинно крещёных, и которые не перекрещивают крещёных еретиками.
О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не во имя Отца и Сына и Святого Духа, лишается священства.
О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не тремя погружениями, но одним в смерть Господа, лишается священства.
Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.
Об извержении клириков, которые не принимают покаяния обратившихся грешников.
Об извержении клириков не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания.
Об извержении клириков, причиняющих обиду епископу.
Об отлучении причетников, причиняющих обиду пресвитеру или диакону.
О том, что епископ должен учить благочестию клир и народ. В противном случае отлучается; а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению.
Об отлучении и извержении немилосердных клириков.
О том, что священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается.
О том, что клирик дважды рукоположенный извергается вместе с рукополагающим, если первая рука не была еретическая.
О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной).
О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.
О непозволительности епископу или пресвитеру участвовать в публичных светских делах.
Об извержении клириков, совмещающих священническое и воинское служение.
О епитимии пресвитерам, которые время гонений уступали мучителям и приносили жертвы, но потом возобновили подвиг за веру.
О том, что хорепископ недолжен рукополагать без дозволения епископа.
О необходимости клирикам, воздерживающихся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана.
О необходимости вернуть проданное пресвитерами вдовствующей кафедры церковное имущество или деньги за него.
О возможности пребывания в свящ. сане и рукоположения скопцов.
О недопустимости поставления неофитов пресвитерами и епископами.
О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин.
О принятии в Церковь наватиан.
О необходимости предварительного испытания ставленников.
О воспрещении клирикам переходить из одной епархии в другую.
О непринятии клириков, самовольно покинувших свои церкви.
О нарушениях диаконами богослужебной дисциплины и их положении в иерархии.
О запрете пресвитеру жениться и переводе в разряд кающихся за блуд или прелюбодеяние.
О запрете пресвитеру пиршествовать на браке двоеженца.
О запрете священнодействия пресвитерам, «согрешивших телом».
О поставлении во пресвитера не ранее 30 лет от роду.
О нежелательности поставления во пресвитера крещёного в болезни.
О том, что сельские пресвитеры в городской церкви не должны священнодействовать в присутствии епископа, или пресвитеров града.
Об анафеме сомневающимся причаститься от женатых пресвитеров.
Об осуждении симонии (рукоположения за мзду).
О недействительности т.н. «абсолютных» рукоположений (без принадлежности к храму).
О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).
О запрете низводить епископа в пресвитерскую степень (либо восстановить, либо низвергнуть).
О запрете изменять узаконенное предание о дате празднования Пасхи.
О епитимии священнослужителям, самовольно оставившим место служения.
О том, что священнослужитель, изверженный собором, по упорству будет совершать богослужение; то он не может иметь восстановления в чине.
Об извержении диакона или пресвитера, презирающего епископа, и отступающего от него.
О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор.
О запрете принимать пресвитеров, и диаконов, или и епископов без представительной грамоты того епископа, от которого они приняли рукоположение.
О том, что представительные грамоты для отлучающихся из епархии пресвитеров могут выдавать только епископы.
О подчинении епископов митрополитам.
О полномочиях хорепископов (сельских епископов).
Клирик, приходящий к царю без повеления своего митрополита, должен быть лишен и общения и сана.
О запрете изверженному епископу или диакону подавать апелляцию царю.
О том, чтобы каждый из епископов управлял делами своей епархии, и в другую не отходил совершать рукоположения и делать другое что-либо принадлежащее епископам без согласия местного епископа.
О том, что епископ должен сделать опись своего имущества и сделать его известным, а также имущества церковного, и это должны знать пресвитеры и диаконы, дабы по кончине его собственное имущество было употреблено по его воле.
О молитве священнослужителя в присутствии ариан или других еретиков.
О том, что священнослужители не должны сочетать незаконные браки.
О возможности причащения мужчин, имеющих накануне «ночное истечение».
О невозможности проскомидийного поминовения сознательных самоубийц.
О порядке рассмотрения апелляции осуждённого епископа.
О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательно убедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника.
О запрете епископам принимать в общение клириков, отлучённых в других епархиях.
О порядке апелляций изверженных диаконов и священников на решения своего епископа.
Постановления 11 и 12 правил настоящего собора относительно отсутствующих из своих областей епископов применяются этим правилом к пресвитерам и диаконам.
О брачном состоянии ставленников в клир.
О епитимии для совративших женщину, посвятившую себя Богу.
О запрете вступать в брак клирикам (и иподиаконам) после поставления.
О должностной субординации между клириками разных степеней.
О запрете клирикам заниматься ростовщичеством.
Осуждается обязательность целибата для диаконов и пресвитеров.
Об установлении канонического возраста посвящения в пресвитеры – 30 лет, диаконы – 25 лет, диакониссы – не ранее 40 лет.
О запрете симонии и извержении не только того, кто таким путем достиг какой-либо иерархической степени, но и того, кто его поставил
О запрете клирикам требовать денежную или иную оплату за причащение.
О пожизненном запрещении в служении с сохранением своей степени пресвитеров, по неведению вступивших в незаконный брак.
О запрете клирикам соединять и разделять народу виноград с бескровною жертвою.
О том, что иноплеменные священники, если воздерживаются по согласию от совокупления со своими супругами, не должны вовсе иметь общения с ними.
О совершении священнодействий в домовых храмах лишь по благословению епископа.
О запрете епископу и пресвитеру совершать евхаристию на вине, не смешанном с водой.
О том, что крещение должно неукоснительно совершаться в храме.
О том, что готовящиеся ко крещению должны пройти обучение основам веры.
О епитимии для клириков и мирян, пропустивших подряд 3 воскресных богослужения.
Предписывает при наложении епитимий руководствоваться духом рассудительности.
Об обетах, касающихся священнического служения.
О запрете двоеженцам быть священнослужителями.
Об обетах, касающихся священнического служения.
О пресвитерах, по неведению вступивших в воспрещённый брак.
О епитимии диаконам и пресвитерам «осквернившимися устами».
О том, что выборы священнослужителей должны совершаться только полноправными членами церкви.
О принятии из ереси фригов только после оглашения и крещения.
Об условиях поставления епископов и требованиях к ним.
О запрете избрания священных лиц высших иерархических степеней “народными сборищами”.
О том, что не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера без его повеления. Подобно и причётникам с иподиаконами в присутствии диакона.
О запрете иподиаконам прикасаться к святому дискосу и святому потиру в то время, когда приносится Святая Жертва, или переносить их во время Великого входа.
О запрете иподиаконам носить орарь и напоминание им находиться неотлучно при церковных вратах.
О запрете священно- и церковнослужителям входить в корчемницу.
О необходимости катехизации перед крещением.
О том, что оглашенные принявшие крещение в болезни, обязаны после выздоровления продолжить изучение веры.
Повеление совершать в Великий Пост Таинство Евхаристии только в субботние и воскресные дни.
О запрете в Великий Пост совершать празднования мученикам, за исключением суббот и воскресных дней.
О необходимости пресвитерам оказывать епископам подобающую их сану честь.
Повеление периодевтам и пресвитерам ничего не творить без воли епископа.
О запрете епископам и пресвитерам совершать Таинство Евхаристии в домах.
О том, чтобы все принявшие священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью, в т.ч. предыдущих 6 Вселенских Соборов.
О недействительности поставлений в степени клира под давлением светской власти.
О запрете еписк. симонии – епитимии клирикам и закрытие храмов «ради истязания злата».
Писания против честных икон причисляются к еретическим книгам.
Об устранении клириков от мирских занятий.
О необходимости для клириков непорочной жизни.
О необходимости клирикам воздерживаться от своих жён, готовясь приступить к святыне.
О запрете епископам переходить границы своих областей ради корысти и вообще всем клирикам заниматься ростовщичеством.
О запрете пресвитерам освящения св. мира, посвящение дев, освящение церквей, публично разрешать отлучённых кающихся на литургии.
О желательности пресвитерам разрешать отлучённых, находящихся при смерти, с благословения епископа.
О том, что, если епископ или пресвитер примет в церковное общение праведно изверженных, да будет сам извержен.
Об анафеме пресвитеру, ушедшему в раскол от своего епископа.
О том, что осужденный своим епископом пресвитер должен заявить об этом соседним епископам, чтобы с их помощью по возможности примириться.
О чрезвычайном суде для рассмотрения жалобы против клирика, когда невозможен Собор епископов. Этот суд должен состоять для епископа – из 12 епископов, для пресвитера – из 6 епископов и для диакона – из трех.
О достаточности представительства на ежегодных соборах лишь одного епископа из Триполи и о представительстве клириков в церковном суде этой небольшой области.
О запрете клирикам пренебрегать церковным судом в угоду светскому по церковным делам.
О том, что церковным судьям первой инстанции нет никакого оскорбления в том, если в высшем суде, т.е. во второй инстанции, решение их будет изменено, за исключением того случая, когда будет доказано, что эти судьи судили несправедливо.
О запрете аппеляции против приговора, вынесенного избранными по согласию обеих сторон судьями, хотя бы число судей было менее указанного 12 правилом этого собора.
О воспрещении детям священнослужителей участвовать в богохульных сборищах.
О том, что ни одно духовное лицо не имеет права зарабатывать себе пропитание каким-либо постыдным или бесчестным делом.
О необходимости ставленникам в степени клириков предварительно изучить постановления Соборов.
О запрете крестить и причащать покойников.
О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на пресвитера, диакона и низших клириков.
О необходимости клирикам соблюдать супружеский пост перед совершением Таинства Евхаристии.
О том, что все извергнутые из священного сана должны пожизненно оставаться в разряде мирян.
Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу.
О том, что клирики, не повинующиеся своему епископу, желающему возвести их на высшие степени, лишаются и имеющегося сана.
Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения.
О необходимости пресвитерам и епископам согласовывать продажу церковного имущества.
Рекомендация клирикам не предоставлять своим детям свободы до тех пор, пока последние не приобретут полной выдержки и не сумеют вести себя сообразно своему положению.
Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры.
О запрете для неженатых клириков и монахов заходить ко вдовам и девицам, без разрешения церковной власти.Но и получив разрешение не могут заходить без сопровождающих.
О власти епископа определять кающимся время покаяния, сообразно различию и степени их грехов. О том, что пресвитер может разрешить кающегося грешника только в случае крайней необходимости и в отсутствие епископа. О том, что великие грешники, по истечении назначенного им времени покаяния, получают прощение публично перед церковными вратами.
О невозобновляемости крещения, о невозобновляемости правильно совершенного рукоположения, о запрете епископу оставлять свою кафедру и самовольно занимать другую.
Об извержении пресвитеров и епископов, превышающих свои территориальные и властные полномочия.
О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне.
Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно).
О процедуре аппеляции для клириков, не довольных решением своих епископов.
О епитимии для оскопляющих кого-либо кроме как по болезни.
О запрете священнослужителям, под угрозой извержения, применять телесные наказания собственноручно или посредством других лиц.
Об извержении низших клириков, вступающих в мирские начальственные должности.
Об необходимости пресвитерам, служащим Литургию или совершающим Таинство Крещения в домовых церквях, под угрозой извержения не совершать этого без назначения епископа.
Об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего.
Аналогично двум предыдущим в отношении пресвитеров, епископов и митрополитов по отношению к своему патриарху. В случае же, если кто-либо из епископов начнет проповедовать еретическое учение, тогда прочие священно- и церковнослужители обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха.
О том, чтобы впредь никто из мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но провел на всякой священнослужительской ступени положенное законом время.
О согласии между римской и константинопольской церквами в лице папы Иоанна VIII и патрарха Фотия.
О епитимиях священникам, вступившим в церковное общение с арианами.
О необходимости предварительного испытания ставленников.
Об обжаловании пресвитером решения епископа о его низложении.
Об избрании и поставлении пресвитеров и других клириков.
О порядке расследований обвинений против священника.
О праве подсудимого на отвод судей по сомнению в их беспристрастии (дело еп. Петра).
О симонии.
О симонии.