О борьбе с искушениями – архимандрит Кирилл (Павлов)

О борьбе с искушениями – архимандрит Кирилл (Павлов)


Бла­го­да­ре­ние Гос­поду Богу, доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры, что Гос­подь нас хра­нит, Гос­подь нас любит. Вот уже про­шло две недели вели­ко­пост­ного поприща, две недели, как мы здесь, на этом свя­том месте, встре­чаем свое спа­се­ние и при­но­сим покаяние.

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Бла­го­да­ре­ние Гос­поду Богу, доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры, что Гос­подь нас хра­нит, Гос­подь нас любит. Вот уже про­шло две недели вели­ко­пост­ного поприща, две недели, как мы здесь, на этом свя­том месте, встре­чаем свое спа­се­ние и при­но­сим пока­я­ние. Свя­тая Цер­ковь во дни Вели­кого поста пред­ла­гает нам для углуб­ле­ния нашего пока­я­ния, для рев­но­сти об исправ­ле­нии себя вос­по­ми­на­ния о стра­да­ниях Хри­сто­вых. Потому что ничто так не бла­го­при­ят­ствует, не содей­ствует искрен­нему рас­ка­я­нию, как вос­по­ми­на­ния о стра­стях и смерти Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. Потому что ни что иное, как наши с вами грехи, воз­вели на Крест, на смерть Бого­че­ло­века. И вы сего­дня, доро­гие, слы­шали, как Свя­тое Еван­ге­лие нам нари­со­вало ужас­ную кар­тину страш­ных муче­ний, стра­да­ний и смерти Бого­че­ло­века, Кото­рый за нас с вами при­нял все эти невы­но­си­мые, тяж­кие стра­да­ния и муки. Ужасна была ночь, начав­ша­яся для Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста Геф­си­ман­скими скор­бями. Ужасны были и утро, и день пят­ницы… Да, эта ночь нача­лась для Бого­че­ло­века ужас­ными, тяже­лыми иску­ше­ни­ями. Прежде всего Он пре­тер­пел жесто­кую внут­рен­нюю борьбу с Самим Собою, тягост­ные душев­ные стра­да­ния, быв­шие пред­вку­ше­нием Его мук и стра­да­ний крест­ных. Он скор­бел, Он ужа­сался перед чашей Своих стра­да­ний. И окон­чи­лась эта ночь пред­на­чи­на­тель­ными стра­да­ни­ями Его во дворе пер­во­свя­щен­ника Каиафы. Утро и день пят­ницы были уже утром и днем Его самых ужас­ных стра­да­ний и самой уни­зи­тель­ной, тяг­чай­шей Его смерти. Но в ту ночь тяже­лому иску­ше­нию под­вергся, доро­гие, не один только Спа­си­тель. В ту страш­ную ночь тяже­лым иску­ше­ниям под­верг­лись Его воз­люб­лен­ные уче­ники — апо­столы, а также и враги Его. Пред Его уче­ни­ками стоял вопрос: либо побе­дить иску­ше­ния и раз­де­лить участь сво­его Боже­ствен­ного учи­теля, то есть при­нять стра­да­ния и смерть вме­сте с Ним, либо под­даться страху и изме­нить любви к Нему, оста­вить Его одного среди стра­да­ний, скор­бей, среди вра­гов Его.

А перед вра­гами Его сто­яло дру­гое иску­ше­ние: либо внять здра­вому рас­судку, голосу сове­сти и отка­заться от своих злоб­ных замыс­лов — пре­дать на смерть Его, либо вос­поль­зо­ваться удоб­ным слу­чаем и удо­вле­тво­рить свои все­воз­мож­ные стра­сти и пре­дать на смерть Спа­си­теля, соде­лав­шись таким обра­зом свер­ши­те­лями чудо­вищ­ного пре­ступ­ле­ния — богоубийства.

Так что всем в эту страш­ную ночь, страш­ное время, пред­сто­яло вели­чай­шее иску­ше­ние, испы­та­ние, и всем надо было бодр­ство­вать и ограж­дать себя щитом молитвы, чтобы при помощи ее вос­тор­же­ство­вать над иску­ше­ни­ями. Поэтому в эту ночь Сам Спа­си­тель как нико­гда духовно бодр­ство­вал и как нико­гда уси­ленно молился, и Своим уче­ни­кам Он вну­шал так же бодр­ство­вать и молиться, говоря: бодр­ствуйте и моли­тесь, чтобы не впасть в иску­ше­ние: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Но никто из них, кроме Спа­си­теля, не бодр­ство­вал и не молился. Уче­ники Его не моли­лись потому, что были отяг­чены сном. Они спали. Враги также духовно не бодр­ство­вали. Если они и бодр­ство­вали, то — гре­ховно. Они стро­или свои ковы: как бы пре­дать Спа­си­теля на смерть, как удо­вле­тво­рить свои раз­но­об­раз­ные стра­сти. Поэтому все они в эту ночь под бре­ме­нем иску­ше­ния — как и апо­столы, так и враги — пали. И только Один духовно бодр­ство­вав­ший и неустанно молив­шийся Отцу Сво­ему Небес­ному Спа­си­тель одер­жал победу над этими искушениями.

Ход и исход этого иску­ше­ния, кото­рому в эту страш­ную ночь под­верг­лись и Спа­си­тель, и уче­ники Его, и враги, весьма для нас с вами, доро­гие, поучи­тельны и должны быть все­гда перед нашими гла­зами, чтобы нам одер­жать победы над сво­ими иску­ше­ни­ями. Прежде всего исто­рия этого испы­та­ния пока­зы­вает нам, что при извест­ных обсто­я­тель­ствах ино­гда и лег­кие иску­ше­ния одер­жи­вают верх над иску­ша­е­мыми. И наобо­рот: бывает, что и самые силь­ные иску­ше­ния побеж­дает чело­век. И вот к тому-то хри­сти­а­нин и дол­жен стре­миться: чтобы одер­жи­вать победы над под­сте­ре­га­ю­щими его искушениями.

Прежде всего надо заме­тить, что самому сла­бому иску­ше­нию в эту ночь под­верг­лись враги Хри­стовы. Они не могут ука­зать ника­кой ува­жи­тель­ной при­чины сво­его паде­ния. Ника­кой опас­но­сти для их жизни лич­ной, для обще­ствен­ного порядка не пред­став­ля­лось, не могло быть здесь и страха перед поте­рею сво­его иму­ще­ства или поте­рею своих закон­ных прав. Ничто их не вынуж­дало к тому, чтобы совер­шить такое зло­дей­ское дело. В этих злых наме­ре­ниях ими руко­во­дили исклю­чи­тельно ничем не изви­ня­е­мые стра­сти и пороки. Никто из них не мог, положа руку на сердце, без угры­зе­ния своей сове­сти, прямо ска­зать, что, совер­шая бого­убий­ство, он тем самым делает дело Бого­угод­ное. Хотя враги Хри­стовы и оправ­ды­вали свои зло­де­я­ния тем, что якобы они ограж­дают народ иудей­ский от опас­ного лже­учи­теля и воз­му­ти­теля народ­ного спо­кой­ствия, но это была ложь, кле­вета. Они могли оправ­ды­вать себя таким обра­зом перед посто­рон­ними людьми, но не перед своей сове­стью. Совесть их, без­условно, вопи­яла им о неви­нов­но­сти пре­да­ва­е­мого ими на смерть Спа­си­теля, о чистоте Его жизни и о спа­си­тель­но­сти Его Боже­ствен­ного уче­ния. Поэтому не это побуж­дало их пре­дать Спа­си­теля на смерть, а именно стра­сти, кото­рые обу­яли их души. Злоба, зависть, месть — вот что вол­но­вало их души, вот что было при­чи­ной, что побуж­дало их нало­жить руки на Хри­ста Спа­си­теля и пре­дать Его на смерть.

Много было обсто­я­тельств, кото­рые, каза­лось, спо­соб­ство­вали тому, чтобы они изме­нили свое реше­ние, не сде­ла­лись бого­убий­цами. Прежде всего сам ужас этого дела — пре­дать чело­века на смерть без вся­кой при­чины. Так же и пре­да­тель­ство Иуды. Не какая-то опас­ность, а его низ­кая корысть, при­стра­стие к день­гам, жела­ние полу­чить 30 среб­ре­ни­ков, овла­деть день­гами — вот те стра­сти, кото­рые завла­дели его душой. Эти стра­сти и яви­лись при­чи­ною того, что он сде­лался пре­да­те­лем. И невер­ный при­го­вор Пилата… Пилату ничто не угро­жало. То, чем его пугали, что он не будет дру­гом кесарю, — это все при­зрач­ная опас­ность. А вот его пре­зрен­ное угод­ни­че­ство перед наро­дом, этой безум­ной тол­пой, его свое­ко­ры­стие, его мало­ду­шие — вот что было истин­ной при­чи­ной того, что из его уст исшел при­го­вор пре­дать Спа­си­теля в руки синед­ри­она. И несмотря на то, что и жена его при­слала посланца и умо­ляла, и про­сила его не делать Пра­вед­нику ника­кого зла, пре­да­ние Гос­пода на смерть совершилось.

Одним сло­вом, ува­жи­тель­ных при­чин у вра­гов к тому, чтобы не пасть, не было. Они вполне могли про­ти­во­стать своим иску­ше­ниям, но они пали. Почему пали? Потому что души их были обла­да­емы мно­го­раз­лич­ными стра­стями, но никто из них не искал лекар­ства от своей стра­сти, никто не боролся со сво­ими стра­стями. Страст­ные порывы души предот­вра­ща­ются только посто­ян­ным, бди­тель­ным наблю­де­нием, посто­ян­ной борь­бою с ними, но из вра­гов никто не бодр­ство­вал, никто не ста­рался бороться со сво­ими стра­стями. Наобо­рот: их бодр­ство­ва­ние, все их вни­ма­ние было обра­щено на изыс­ки­ва­ние средств к тому, чтобы удо­вле­тво­рить свои стра­сти. И вот стра­сти полу­чили пол­ную сво­боду, и они идут от одного пре­ступ­ле­ния к дру­гому пре­ступ­ле­нию. Таким обра­зом, катятся в поги­бель. Кроме этого, немощны чело­ве­че­ские силы — они укреп­ля­ются только бла­го­дат­ной помо­щью свыше, кото­рая испра­ши­ва­ется лишь через молитву. И чело­век, испро­сив­ший Божьей помощи, тор­же­ствует победу над иску­ше­ни­ями. Потому что сво­ими силами невоз­можно побе­дить иску­ше­ния. А враги Хри­стовы — они не моли­лись. И как они могли молиться, когда их души уто­пали во вся­кой злобе, во вся­ких стра­стях? Поэтому и неуди­ви­тельно, что сво­ими немощ­ными чело­ве­че­скими силами, при­том извра­щен­ными стра­стями, они не могли про­ти­во­стать иску­ше­нию, и под уда­ром иску­ше­ния они пали, и пали безвозвратно.

Доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры! Немало среди нас людей, кото­рые также под­вер­жены раз­но­об­раз­ным стра­стям и поро­кам, людей, для кото­рых по этой при­чине вся­кое лег­кое иску­ше­ние, неиз­бежно слу­ча­ю­ще­еся с каж­дым, может ока­заться роко­вым в деле их спа­се­ния, гибель­ным. Очень легко может статься, что и мы ста­нем зло­дей­ство­вать, подобно вра­гам Хри­сто­вым, ста­нем пре­да­те­лями для своих дру­зей и зна­ко­мых и погу­бим ближ­него сво­его, и вообще при­чи­ним много бед ближ­ним, если не будем бодр­ство­вать над собою и ограж­дать себя. Во избе­жа­ние такого исхода необ­хо­димо посто­янно очи­щать свою душу от раз­лич­ных стра­стей, кото­рые живут и воюют в ней, укреп­лять свою душу нрав­ственно, тем самым давать ей силы для борьбы с иску­ше­ни­ями. А если нашу неочи­щен­ную душу постиг­нет иску­ше­ние, то в таком слу­чае обя­за­тельно надо удво­ить бди­тель­ность и уси­лить свой молит­вен­ный подвиг. Только посред­ством этих доб­ро­де­те­лей мы можем себя спа­сти от иску­ше­ний и одер­жать победу над ними, уга­сить раз­жжен­ные стрелы лукавого.

Более силь­ному иску­ше­нию, конечно, под­верг­лись уче­ники — апо­столы Хри­стовы, хотя они и любили Спа­си­теля, любили искренно, любили от всего сердца. Когда они давали обе­ща­ние быть Ему вер­ными, то были искренни, и готовы были за Него душу поло­жить. Но враг чело­ве­че­ского рода для испы­та­ния их при­бе­рег для них силь­ное иску­ше­ние. Он под­вер­гает их опас­но­сти, опас­но­сти смерти вме­сте с Бого­че­ло­ве­ком. И стра­хом перед смер­тью, перед стра­да­ни­ями он колеб­лет их муже­ство, их тер­пе­ние, их вер­ность, их любовь к Спа­си­телю. И вот, неограж­ден­ные молит­вою и бодр­ство­ва­нием, уче­ники Хри­стовы пали. Хотя пали, конечно, не без­воз­вратно, не без вос­став­ле­ния, как враги Хри­стовы. Это и нам хоро­ший урок — не быть само­на­де­ян­ными, не идти навстречу иску­ше­ниям и опас­но­стям, если наде­емся только на свои соб­ствен­ные силы. Чем меньше надежды на самих себя, чем меньше духов­ной дре­моты, тем больше надежды на Божию помощь, тем больше успеха в деле отра­же­ния иску­ше­ний. И это да будет уро­ком для всех!

И, нако­нец, самому силь­ному иску­ше­нию под­вергся Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Кото­рый все эти иску­ше­ния побе­до­носно отра­зил. Все стрелы лука­вого, вся злоба адская была сосре­до­то­чена, направ­лена на Спа­си­теля. Ему при­шлось пере­не­сти самые тяже­лые, ужас­ные душев­ные и телес­ные стра­да­ния. Прежде всего — невер­ность, мало­ду­шие Его люби­мых уче­ни­ков, пре­да­тель­ство Иуды, отре­че­ние Петра. Он питал к уче­ни­кам такую любовь, вос­пи­ты­вал их для апо­столь­ского слу­же­ния! А они ока­за­лись такими невер­ными! И, конечно, этим они при­чи­нили глу­бо­кую боль любя­щему сердцу Спа­си­теля. И много дру­гих иску­ше­ний пред­сто­яло Спа­си­телю, когда непра­вед­ные судьи обви­няли Его — Судью всей Все­лен­ной, когда нече­сти­вые рабы осуж­дали Его, обви­няли Его, рас­пи­нали Его. Конечно, Он мог бы, как Созда­тель всей твари, явить Свою Боже­ствен­ную силу, посра­мить всех Своих вра­гов. Но, послуш­ный воле Отца Сво­его Небес­ного, Он совер­шает спа­се­ние чело­ве­че­ского рода не со сла­вою, не в силе, а само­уни­чи­же­нием, сми­рен­ным пере­не­се­нием стра­да­ний и смер­тью Своей.

Итак, Гос­подь побе­до­носно отра­зил все иску­ше­ния. Отра­зил потому, что Он гото­вился к Своим иску­ше­ниям: Он бодр­ство­вал, молился Отцу Сво­ему Небес­ному. И вот этою все­силь­ною Небес­ною помо­щью Он все эти иску­ше­ния отразил.

Доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры! Немало иску­ше­ний встре­чает каж­дого из нас. Тем более сей­час — в наше смут­ное и тре­вож­ное время, когда над миром надви­га­ется чер­ная туча, в том числе и над нашей стра­ною, и над Цер­ко­вью. И мы стоим ныне в ожи­да­нии вся­ких испы­та­ний. Каж­дый дол­жен это пом­нить и ограж­даться бодр­ство­ва­нием и молит­вами. Нико­гда нельзя забы­вать предо­сте­ре­же­ние Спа­си­теля нашего, Кото­рый при­дет вто­рично на землю: бодр­ствуйте, потому что не зна­ете ни дня, ни часа, в кото­рый при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский (Мф. 25, 13). Бодр­ствуйте, трез­ви­тесь и моли­тесь потому, что пред При­ше­ствием Хри­ста Спа­си­теля будут вели­кие на земле стра­хо­ва­ния, ужас­ные явле­ния. Как Свя­тое Еван­ге­лие нам откры­вает: вос­ста­нут лжехри­сты и лже­про­роки и дадут зна­ме­ния и чудеса, чтобы пре­льстить, если воз­можно, и избран­ных. Вы же бере­ги­тесь… (Мк. 13, 22–23). Будут вели­кие зна­ме­ния, чудеса. И поэтому Спа­си­тель пре­ду­пре­ждает и гово­рит: как мол­ния исхо­дит от востока и видна бывает даже до запада, так будет при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ского (Мф. 24, 27). А всем этим лож­ным про­ро­кам, кото­рые при­дут именно с той целью, чтобы обма­нуть, пре­льстить даже избран­ных, Гос­подь гово­рит: не верьте (Мф. 24, 26). Одним сло­вом, вели­кие ждут испы­та­ния каж­дого веру­ю­щего во Хри­ста. Гос­подь при­зы­вает: смот­рите же за собой, чтобы сердца ваши не отяг­ча­лись объ­яде­нием и пьян­ством и забо­тами житей­скими, и чтобы день тот не постиг вас вне­запно (Лк. 21, 34). И апо­стол Павел гово­рит: Как днем, будем вести себя бла­го­чинно, не пре­да­ва­ясь ни пиро­ва­ниям и пьян­ству, ни сла­до­стра­стию и рас­пут­ству, ни ссо­рам и зави­сти (Рим. 13, 13). Но обле­ки­тесь, как избран­ные Божии, свя­тые и воз­люб­лен­ные, в мило­сер­дие, бла­гость, сми­рен­но­муд­рие, кро­тость, дол­го­тер­пе­ние, снис­ходя друг другу и про­щая вза­имно, если кто на кого имеет жалобу: как Хри­стос про­стил вас, так и вы. Более же всего обле­ки­тесь в любовь, кото­рая есть сово­куп­ность совер­шен­ства. И да вла­ды­че­ствует в серд­цах ваших мир Божий, к кото­рому вы и при­званы в одном теле, и будьте дру­же­любны. Слово Хри­стово да все­ля­ется в вас обильно, со вся­кою пре­муд­ро­стью; научайте и вра­зум­ляйте друг друга псал­мами, сла­во­сло­вием и духов­ными пес­нями, во бла­го­дати вос­пе­вая в серд­цах ваших Гос­поду (Кол. 3, 12–16). Поэтому, доро­гие бра­тия и сестры, бодр­ствуйте, трез­ви­тесь, хра­ните свою пра­во­слав­ную веру в Рас­пя­того и Вос­крес­шего Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. А наи­паче почаще про­из­но­сите в сердце своем эти слова: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда при­и­деши во Цар­ствие Твоем. Аминь.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки