Проповеди протоиерея Александра Глебова

Проповеди протоиерея Александра Глебова


Оглав­ле­ние

Проповедь на Евангелие по Марку: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»,

Январь 29-ое 2012

Так можно давать подать кесарю или нет? Хри­стос столь мудро отве­тил на этот ковар­ный вопрос, что сама Его фраза «отда­вайте кеса­рево кесарю, а Божие Богу» при­об­рела широ­кую извест­ность. А вопрос был дей­стви­тельно про­сто убой­ный. Как мы слы­шали из сего­дняш­него еван­ге­лия, задан он был Хри­сту не про­сто так, не ради того, чтобы дей­стви­тельно узнать, можно ли с точки зре­ния Спа­си­теля пла­тить подать кесарю или нет?

Это было не празд­ное любо­пыт­ство, а тон­кий и очень опас­ный под­вох. Еван­ге­лист прямо гово­рит, что фари­сеи пошли и сове­ща­лись, как бы уло­вить Его в сло­вах. Сове­ща­лись, то есть тща­тельно про­ду­мы­вали, какой задать вопрос, и глав­ное, как его сфор­му­ли­ро­вать таким обра­зом, чтобы любой ответ на него поста­вил бы Хри­ста в затруд­ни­тель­ное поло­же­ние. Да не про­сто в затруд­ни­тель­ное поло­же­ние, а любой из отве­тов Хри­ста гро­зил для Него катастрофой.

Вопрос пред­ва­ря­ется прав­ди­вой, но не типич­ной для фари­сеев оцен­кой слов и дел Спа­си­теля. Они гово­рят: «Учи­тель! мы знаем, что Ты спра­вед­лив, и истинно пути Божию учишь, и не забо­тишься об уго­жде­нии кому-либо; ибо не смот­ришь ни на какое лицо». То есть Ты не лице­при­я­тен, Ты все­гда честен, Ты спра­вед­лив, Ты учишь ходить по путям Божиим, поэтому Ты дол­жен честно, не укло­ня­ясь и не лукавя, отве­тить на наш вопрос. Ну и затем сле­дует сам вопрос: «Итак, скажи нам: как Тебе кажется? поз­во­ли­тельно ли давать подать кесарю, или нет?»

Ну и как отве­тить на такой вопрос?

Если Хри­стос ска­жет, что нет, не надо пла­тить подать кесарю, то фари­сеи тут же доне­сут на Него рим­ским вла­стям. Они ска­жут, что Хри­стос при­зы­вает к сабо­тажу, учит народ не пла­тить налоги, да и вообще отка­зы­ва­ется при­знать власть кесаря. Хри­стос будет, конечно, немед­ленно аре­сто­ван и, навер­ное, каз­нен, как под­стре­ка­тель к мятежу.

А если Хри­стос ска­жет «да», пла­тите подать кесарю, что тогда поду­мает народ, кото­рый окру­жает Хри­ста, кото­рый идет за Хри­стом и кото­рый видит в Нем Мес­сию. Да, пус­кай такого Мес­сию, каким Он им пред­став­ля­ется, как царь-осво­бо­ди­тель. Но какой же Он царь-осво­бо­ди­тель, если вме­сто того, чтобы начать борьбу с пора­бо­ти­те­лями, Он с ними сотруд­ни­чает? При­зы­вает народ быть лояль­ным Риму и пла­тить дань кесарю?

Можно только дога­ды­ваться, с каким нетер­пе­нием, и с каким внут­рен­ним лико­ва­нием ожи­дали фари­сеи ответа от Хри­ста. Любой Его ответ – это Его пора­же­ние: либо народ от Него отвер­нется, либо рим­ляне с Ним покон­чат – в любом слу­чае победа за фарисеями.

Ответ Хри­ста это холод­ный душ фари­сеям. Он не только с честью вышел из, каза­лось бы, без­вы­ход­ной ситу­а­ции, но и Своим отве­том воз­да­вать Богу Божие, а кесарю кеса­рево, пока­зал нам, каким обра­зом соот­не­сти в своей жизни свою веру в Бога и обя­зан­но­сти гражданина.

Вот эта тема вза­и­мо­от­но­ше­ний хри­стиан с граж­дан­ской вла­стью все­гда вол­но­вала людей. Уже в апо­столь­ских посла­ниях мы видим, насколько акту­аль­ной эта тема была в мире пер­вых хри­стиан. Я про­ци­ти­рую неко­то­рые отрывки из апо­столь­ских посланий.

«Бога бой­тесь, царя чтите», – пишет апо­стол Петр в Пер­вом Собор­ном Послании.

«Прежде всего, прошу совер­шать молитвы, про­ше­ния, моле­ния, бла­го­да­ре­ния за всех чело­ве­ков, за царей и за всех началь­ству­ю­щих, дабы про­во­дить нам жизнь тихую и без­мя­теж­ную во вся­ком бла­го­че­стии и чистоте». Вот это инте­ресно, что в этом отрывке из посла­ния апо­стола Павла к Тимо­фею апо­стол Павел при­зы­вает молиться за царя, а когда он писал это посла­ние, то царем-то был Нерон, пер­вый из рим­ских кеса­рей, кото­рый воз­двиг кро­ва­вое гоне­ние на Церковь.

«Напо­ми­най им пови­но­ваться и поко­ряться началь­ству и вла­стям», – пишет апо­стол Павел сво­ему уче­нику Титу.

И еще зачи­таю одно сви­де­тель­ство из Посла­ния апо­стола Павла к Рим­ля­нам, в кото­ром апо­стол разъ­яс­няет, почему мы должны быть покорны вла­стям. Он пишет: «Вся­кая душа да будет покорна выс­шим вла­стям, ибо нет вла­сти не от Бога; суще­ству­ю­щие же вла­сти от Бога уста­нов­лены. Посему про­ти­вя­щийся вла­сти про­ти­вится Божию установлению».

Так вот в чем дело, ока­зы­ва­ется. Власть дана нам от Бога. А тот, кто про­ти­вится вла­сти, про­ти­вится Божию уста­нов­ле­нию. И вот что важно. Апо­стол здесь не дает оценки вла­сти. Он не гово­рит, что это власть хоро­шая, а эта пло­хая. Он гово­рит, что сам инсти­тут вла­сти явля­ется Боже­ствен­ным установлением.

Ну и дей­стви­тельно, убери власть – нач­нется хаос, анар­хия. Чело­ве­че­ское обще­ство не может жить в усло­виях без­вла­стия. Все из нас, что хорошо пом­нят, что тво­ри­лось в нашей стране в начале девя­то­стых годов про­шлого века, когда власть была сла­бой и неэф­фек­тив­ной. Госу­дар­ство было не спо­собно защи­тить своих граж­дан от про­из­вола и наси­лия. И как часто тогда можно было услы­шать поже­ла­ние силь­ной руки и силь­ной вла­сти. И к тому же любой вла­сти, хоть Ста­лина, кого угодно, лишь бы пре­кра­тить этот бес­пре­дел и поря­док навел. Потому что в таком хаосе жить невоз­можно. Хаос про­ти­вен Божию замыслу. Гос­подь Сам уста­но­вил инсти­тут власти.

Власть, конечно, бывает раз­ная, как в эффек­тив­но­сти своей поли­тики, так и в отно­ше­нии к Церкви. Но испол­не­ние граж­дан­ского долга – это свя­щен­ная обя­зан­ность вся­кого хри­сти­а­нина, вне зави­си­мо­сти от того, лояльна эта власть к Церкви или нет. И Цер­ковь все­гда при­дер­жи­ва­лась этого прин­ципа, бук­вально с пер­вых дней сво­его бытия, что и отра­жа­ется в апо­столь­ских посла­ниях, отрывки из кото­рых я уже сего­дня цити­ро­вал, в молитве за власть, в покор­но­сти вла­сти. Хотя в то время, когда писа­лись эти посла­ния, вла­стью-то являлся император-язычник.

А если вспом­нить нашу недав­нюю исто­рию, ХХ век, Вели­кая Оте­че­ствен­ная война. Ведь тогдаш­нее руко­вод­ство нашей страны про­воз­гла­сило воин­ству­ю­щий ате­изм. Пред­во­ен­ная пяти­летка так и назы­ва­лась «Пяти­летка без­бо­жия». Была постав­лена задача, чтобы к 42 году на тер­ри­то­рии страны не было ни одного храма и ни одного священнослужителя.

А вот немцы, окку­панты, на захва­чен­ных тер­ри­то­риях откры­вали храмы и в них вос­ста­нав­ли­ва­лись бого­слу­же­ния. Так что же, может, было бы пра­вильно людям церкви помо­гать нем­цам сверг­нуть бого­бор­че­скую власть? Нет. С пер­вых же, не то что с пер­вых, а в пер­вый же день войны 22 июня 41 года, а это вос­кре­се­нье сов­пало с неде­лей всех свя­тых в земле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, так вот сразу после литур­гии Пат­ри­ар­ший Место­блю­сти­тель Мит­ро­по­лит Сер­гий обра­тился с про­по­ве­дью и воз­зва­нием к пастве Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви спло­титься про­тив агрес­сора и всту­пить с ним в бес­по­щад­ную борьбу.

И те мил­ли­оны веру­ю­щих людей, в том числе и свя­щен­но­слу­жи­те­лей, кото­рые жизни свои поло­жили на поле брани, гибли не за гос­под­ство марк­сист­ской идео­ло­гии во всем мире, они сра­жа­лись за Родину; они, совер­шая воен­ный подвиг, испол­няли свой граж­дан­ский долг. Так что под­лин­ный хри­сти­а­нин – это образ­цо­вый граж­да­нин своей страны.

Но есть область, кото­рой свет­ская власть не имеет права касаться – это духов­ная внут­рен­няя жизнь чело­века. И если госу­дар­ство дер­зает брать на себя функ­цию рели­ги­оз­ного или без­ре­ли­ги­оз­ного учи­тель­ства и обя­зы­вает своих граж­дан испо­ве­до­вать ту идео­ло­гию, кото­рую испо­ве­дует руко­вод­ство страны, то здесь хри­сти­а­нин дол­жен не под­чи­ниться госу­дар­ству. Хотя часто такое непод­чи­не­ние сто­ило людям жизни. Каж­дый день Цер­ковь вспо­ми­нает память того или иного муче­ника. Это как раз те люди, кото­рые, будучи доб­рыми и испол­ни­тель­ными граж­да­нами своей страны, отка­за­лись при­знать гос­под­ство свет­ской вла­сти в своих серд­цах и душах. Они пред­по­чли смерть и веч­ную жизнь со Хри­стом зем­ной и бла­го­по­луч­ной жизни без Христа.

Зна­чит, отда­вать Богу Божие – это внут­рен­няя уста­новка чело­века быть вер­ным Богу, вне зави­си­мо­сти от того, чья власть. Рели­ги­оз­ная жизнь чело­века может быть под­кон­трольна только Богу и никому более. Отда­вать кесарю кеса­рево это при­зна­ние вла­сти, как Богом уста­нов­лен­ного инсти­тута, без кото­рого обще­ство нор­мально жить не может, а также доб­ро­со­вест­ное испол­не­ние своих обя­зан­но­стей, как граж­да­нина по отно­ше­нию к стране, в кото­рой ты живешь.

Комментировать

*

1 Комментарий

  • Про­по­ведь о свя­том Про­роке, Пред­тече и Кре­сти­теле Иоанне — НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ, 08.03.2015

    […] Про­то­и­е­рей Алек­сандр Глебов […]

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки