Проповедь в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы – архимандрит Кирилл (Павлов)

Проповедь в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы – архимандрит Кирилл (Павлов)


Сего­дня, доро­гие бра­тия и сестры, празд­нуя отда­ние Пре­об­ра­же­ния, мы схо­дили с Фавора и сего­дня же, всту­пив в пред­праздн­ство Успе­ния, мы должны затем перейти в Геф­си­ма­нию – ко гробу Бого­ма­тери, да видим конеч­ное елико на Ней таинство.

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Сего­дня, доро­гие бра­тия и сестры, празд­нуя отда­ние Пре­об­ра­же­ния, мы схо­дили с Фавора и сего­дня же, всту­пив в пред­праздн­ство Успе­ния, мы должны затем перейти в Геф­си­ма­нию – ко гробу Бого­ма­тери, да видим конеч­ное елико на Ней таин­ство. Бла­го­ра­до­стен Фавор, душе­усла­ди­тельна и Геф­си­ма­ния. Свя­тая Цер­ковь назы­вает Успе­ние Божией Матери послед­ним на Ней таин­ством, послед­ним из тех, коими сопро­вож­да­лась вся зем­ная Ее жизнь. Вся жизнь Пре­свя­той Девы по сво­ему виду и содер­жа­нию была чем-то таин­ствен­ным и чуд­ным, нося­щим на себе зна­ме­ния Боже­ствен­ной печати. Для про­слав­ле­ния Божией Матери и нашего нази­да­ния, с верою и любо­вью вспом­ним, что это были за таин­ства, совер­шив­ши­еся Про­мыш­ле­нием Божиим на Ней.

Пер­вое таин­ство в жизни Бого­ма­тери откры­лось в самом Ее рож­де­нии, про­ис­хож­де­нии на свет Божий. От кого про­изо­шла Она? От пре­ста­ре­лых роди­те­лей – вслед­ствие осо­бен­ной молитвы и обета. Пре­муд­ро­сти Божией угодно было, чтобы Та, Кото­рая должна родить Бого­че­ло­века, Сама яви­лась пло­дом не столько есте­ствен­ных сил чело­ве­че­ской при­роды, сколько наи­тия бла­го­дати Божией. И вот пре­ста­ре­лые Иоаким и Анна, достиг­шие пре­клон­ных лет, когда теря­ется уже для людей вся­кая надежда стать отцом и мате­рью, бла­го­даря своей креп­кой вере и надежде на Все­мо­гу­ще­ство Божие, по молит­вам своим полу­чают чистый дар неба – Пре­бла­го­сло­вен­ную Марию. Так совер­ши­лась пер­вая тайна на Ней – во время Ее рождения.

Вто­рое таин­ство яви­лось над Ней во время вве­де­ния Ее во Храм трех­лет­ней Отро­ко­ви­цей. Уже самое вве­де­ние Ее в таком воз­расте было необык­но­венно, как след­ствие осо­бен­ного, чрез­вы­чай­ного обета пра­вед­ных Иоакима и Анны посвя­тить плод молитв своих Гос­поду. И таким обра­зом Она с самых юных лет могла срод­ниться духом и серд­цем со всем свя­тым. Нахо­дясь в Храме на вос­пи­та­нии, Она должна была бы, как и про­чие девы, пре­бы­вать только в пред­две­рии его, но между тем мы видим, как Свя­тую Отро­ко­вицу пер­во­свя­щен­ник по осо­бому откро­ве­нию вво­дит во Свя­тая Свя­тых, куда мог вхо­дить только он сам лишь одна­жды в год. Пре­муд­ро­сти Боже­ствен­ной было угодно, чтобы буду­щая Матерь Божия, оду­шев­лен­ный Кивот Божий, пре­бы­вала там, где хра­нился Ее про­об­раз – ков­чег Завета с ман­ною и скри­жа­лями. Так совер­ши­лась вто­рая тайна на Деве – во время Ее вве­де­ния во Храм.

Тре­тье таин­ство над Ней откры­лось по дости­же­нии Ею совер­шен­но­ле­тия. Вет­хий Завет, как известно, не знал состо­я­ния дев­ства, посвя­щен­ного Богу и освя­щен­ного Зако­ном, так, как знает и пони­мает его Цер­ковь ново­за­вет­ная, поэтому Пре­свя­тая Дева Мария, достиг­нув опре­де­лен­ного воз­раста, по при­меру про­чих дев, должна была избрать Себе супруга. Но Дева Мария объ­явила, что Она твердо реши­лась во всю жизнь не при­над­ле­жать никому, кроме еди­ного Бога. Пер­во­свя­щен­ники ока­за­лись в недо­уме­нии, как посту­пить; после сове­ща­ний и молитв они поло­жили обру­чить Ее такому чело­веку, кото­рый согла­сился бы носить имя мужа, не поль­зу­ясь его пра­вами. Жре­бий пал на пра­вед­ного старца Иосифа, и так Пре­чи­стая стала Супру­гой, не пре­ста­вая быть Девой, соче­тая в Себе таким обра­зом дев­ство и супру­же­ство, бла­го­сло­ве­ние Вет­хого и бла­го­дать Нового Завета. Эта тайна обру­че­ния слу­жила до вре­мени покро­вом, необ­хо­ди­мым для совер­ше­ния вели­кой тайны вопло­ще­ния Сына Божия. А как совер­ши­лась самая тайна Бого­во­пло­ще­ния, известно из Еван­ге­лия. Дева изрекла: Се, Раба Гос­подня (Лк. 1:38), и сила Выш­него осе­нила Ее, и Слово стало пло­тию. Это было таин­ство из всех таинств, но им не закон­чи­лись таин­ства, дол­жен­ству­ю­щие совер­шиться над Ней. Они только углу­би­лись, соде­ла­лись неви­ди­мее, оста­ва­ясь весьма нази­да­тель­ными и уте­ши­тель­ными для нас.

За этими таин­ствами сле­дует и тайна Рас­пя­тия. На Кре­сте был не один Сын, но была и Матерь. В про­дол­же­ние всей жизни Своей Она была на кре­сте, а осо­бенно – на Гол­гофе. Иначе и не могло быть. Ведь Сам Боже­ствен­ный Сын Ее ска­зал: Иже не при­и­мет кре­ста сво­его и в след Мене гря­дет, несть Мене достоин (Мф. 10:38). Кто же был достой­нее Гос­пода, нежели Матерь Его? Поэтому никто и нико­гда не носил такого кре­ста в про­дол­же­ние всей своей жизни, как Пре­бла­го­сло­вен­ная Дева Мария.

Крест Ее сла­гался не из дерева или веще­ства, а из тех скор­бей и уни­чи­же­ний, в кото­рых пре­бы­вала Божия Матерь до самой Своей смерти. При­уго­то­ван­ная явиться Мате­рью Творца неба и земли и при­вет­ство­ван­ная Архан­ге­лом как бла­го­сло­вен­ная между женами, Она в то же время должна стра­дать от подо­зре­ния со сто­роны хра­ни­теля Сво­его дев­ства, будто бы Она бра­ко­окра­до­ван­ная. Не крест ли это?

Ей при­бли­жа­ется время родить Того, Кото­рого Цар­ствию не будет конца, но для семей­ства их не нахо­дится места в гости­ни­цах виф­ле­ем­ских, и Она рож­дает Его в вер­тепе и пола­гает в яслях. Не крест ли это? Ангелы поют: Слава в выш­них Богу (Лк. 2:14), пас­тыри и волхвы покло­ня­ются и при­но­сят дары, а злоб­ный Ирод ищет убить Мла­денца, и им при­хо­дится ночью бежать в Еги­пет. Разве это не крест? А на Гол­гофе что чув­ство­вало Ее чистое сердце, когда Сын Ее в муках вопиял: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оста­вил? (Мф. 27:46). Здесь, без сомне­ния, испол­ни­лось во всей силе ужас­ное пред­ска­за­ние Симеона: И Тебе Самой ору­жие прой­дет душу (Лк. 2:35).

За тай­ной рас­пя­тия после­до­вало усы­нов­ле­ние Бого­ро­дице Хри­стова уче­ника Иоанна и вве­де­ние Ее как матери этого Апо­стола в его дом. Так во всю жизнь Свою пред­опре­де­лено было Ей пре­бы­вать в неиз­вест­но­сти, неся долю про­стой сми­рен­ной хри­сти­анки. И в этом заклю­ча­лась вели­кая Боже­ствен­ная тайна. Ведь не без зна­че­ния были ска­заны эти уди­ви­тель­ные слова со Кре­ста: Жено! се, сын Твой (Ин. 19:26). Ими и опре­де­лялся харак­тер всей даль­ней­шей жизни Бого­ма­тери. Когда Боже­ство Сына, с Вос­кре­се­нием и воз­не­се­нием Его на небо, откры­лось во всей силе, когда мир начал пре­кло­няться пред име­нем Рас­пя­того, тогда Матери Иису­со­вой есте­ственно пред­сто­яла вели­чай­шая честь и слава, подо­ба­ю­щая Матери Сына Божия, Спа­си­теля всех чело­ве­ков. Никто, без сомне­ния, не мог быть достой­нее Марии вся­кой хвалы, вся­кого почи­та­ния. Однако слава и честь, воз­да­ва­е­мые Пре­свя­той Деве в про­дол­же­ние зем­ной жизни Ее, лишили бы Матерь точ­ней­шего сход­ства с Боже­ствен­ным Сыном, Кото­рый до конца жизни Своей не имел где главы при­к­ло­нить; сопро­вож­да­лось бы такое про­слав­ле­ние Ее и неко­то­рыми неудоб­ствами в деле рас­про­стра­не­ния Евангелия.

Доро­гие бра­тия и сестры, Свя­тая Цер­ковь пове­ле­вает нам не скор­беть в день Успе­ния Божией Матери, а радо­ваться, потому что в такой див­ной кон­чине Пре­бла­го­сло­вен­ной Девы к уте­ше­нию всех яви­лась с осо­бен­ным тор­же­ством сила Гос­пода, Кото­рый смер­тию Своей и Вос­кре­се­нием сокру­шил жало смерти и из страш­ной и мучи­тель­ней­шей сде­лал ее для вер­ных Своих после­до­ва­те­лей радост­ной и бла­жен­ной. Здесь – пер­вая при­чина нашей радости.

Во-вто­рых, мы раду­емся о Самой Пре­чи­стой, ибо Она после скор­бей и стра­да­ний, кото­рыми, по пред­ска­за­нию пра­вед­ного Симеона, пре­ис­пол­нена была Ее жизнь, нако­нец полу­чила награду, соот­вет­ству­ю­щую Ее доб­ро­де­тели. Пре­чи­стая Дева до самой бла­жен­ной кон­чины Своей ума­ляла Себя, сми­ря­лась, тер­пела; но с этих пор, со дня Ее Успе­ния, начи­на­ется и Ее воз­ве­ли­че­ние и про­слав­ле­ние. Таким обра­зом при гробе Бого­ма­тери обна­ру­жи­лось новое зна­че­ние смерти, дан­ное ей Вос­крес­шим из гроба: будучи доселе нака­за­нием за грех, она сде­ла­лась теперь сви­де­тель­ни­цей доб­ро­де­тели, награ­дой за подвиги, совер­шен­ные в жизни.

Тре­тью при­чину радо­сти изъ­яс­няет цер­ков­ная песнь: В молит­вах Неусы­па­ю­щую Бого­ро­дицу и в пред­ста­тель­ствах непре­лож­ное упо­ва­ние гроб и умерщ­вле­ние не удер­жа­ста (Кондак Успе­ния.- Ред.). Если при жизни Своей Она была Хода­та­и­цей за бед­ных пред Сыном Своим, то по пре­став­ле­нии Ее и воз­не­се­нии на небо во всей силе стали испол­няться ска­зан­ные Ею в уте­ше­ние скор­бев­шим об Ее отше­ствии слова: “Не оставлю вас в сирот­стве по Моем пре­став­ле­нии – не только вас, но и мир буду посе­щать, нази­рать и помо­гать бед­ным”. По Своем пре­став­ле­нии Пре­свя­тая Дева стала могу­ще­ствен­ней­шей Пред­ста­тель­ни­цей и Заступ­ни­цей за всех, поис­тине Мате­рью всего хри­сти­ан­ского мира.

Вос­по­ми­ная, доро­гие бра­тия и сестры, бла­жен­ную кон­чину Бого­ма­тери, мы должны поза­бо­титься о том, чтобы и себя достойно при­го­то­вить к смерти, чтобы встре­тить нам ее не со стра­хом, но с радо­стью; а для этого нужно посто­ян­ное памя­то­ва­ние о ней. Это памя­то­ва­ние будет посте­пенно при­го­тов­лять нашу душу к пере­ходу в веч­ную жизнь, отре­шать сердце от всех чув­ствен­ных страст­ных зем­ных при­вя­зан­но­стей. Свя­тые Отцы гово­рят: “Кто стя­жал память смерти, тот нико­гда не может согрешить”.

Вто­рое сред­ство про­тив страха смерти – чистая совесть. Чело­век с чистой сове­стью может спо­койно пере­сту­пить порог веч­но­сти – смерть телес­ную. Такой чело­век может спо­койно ска­зать с пра­вед­ным Симео­ном: Ныне отпу­ща­еши раба Тво­его, Вла­дыко, по гла­голу Тво­ему, с миром (Лк. 2:29). Но у кого же совесть может быть дей­стви­тельно спо­койна? – У того, кто ста­рался жить истинно хри­сти­ан­ской жиз­нью, кто был послуш­ным сыном Церкви, кто при­ми­рился с Богом и людьми, кто при­го­то­вился к смерти таин­ством Пока­я­ния, кото­рое сни­мает тяго­те­ю­щее над сове­стью бремя гре­хов, и вку­сил в таин­стве При­ча­ще­ния Тело и Кровь Христовы.

Сле­ду­ю­щее силь­ное сред­ство для чело­века про­тив страха смерти – вера его в без­смер­тие души. Тело раз­ру­ша­ется и истле­вает, а дух, создан­ный Богом для без­смер­тия, оста­ется жить вечно.

Послед­нее же и самое могу­ще­ствен­ное сред­ство есть вера не только в то, что душа без­смертна, но и в то, что будет неко­гда время, когда она соеди­нится со своим вос­крес­шим, про­слав­лен­ным телом для веч­ной жизни за гро­бом – бла­жен­ной для пра­вед­ни­ков, мучи­тель­ной для греш­ных. Имея живую веру в эту истину, хри­сти­а­нин не только не будет бояться смерти, но и даже с радо­стью встре­тит ее, когда она при­дет к нему. Эта живая вера в суще­ство­ва­ние за гро­бом веч­ной бла­жен­ной жизни оду­шев­ляла без­чис­лен­ные сонмы муче­ни­ков в пер­вые века хри­сти­ан­ства и делала смерть для них самым радост­ным собы­тием, несмотря на страш­ные мучения.

Доро­гие бра­тия и сестры, взи­рая на бла­жен­ное успе­ние Бого­ма­тери, пот­щимся и сами усер­дием в доб­ро­де­тель­ной жизни и пре­зре­нием к пороку сде­лать свою кон­чину мир­ной. Чем достигла столь бла­жен­ной кон­чины Пре­свя­тая Дева? – Чисто­той цело­муд­рия, стро­го­стью воз­дер­жа­ния, посто­ян­ством в молитве, сми­ре­нием и тер­пе­нием в труд­ных обсто­я­тель­ствах, упо­ва­нием на Про­мысл Божий. Поэтому, под­ра­жая при­меру Бого­ма­тери, идите путем тес­ным, кото­рый при­во­дит к веч­ной жизни. Да, дей­стви­тельно, на этом пути необ­хо­димо тер­пе­ние. И потому, укреп­ля­ясь надеж­дою на Бога, тер­пите в сча­стье, чтобы не увлечься обо­льще­нием, тер­пите и в несча­стье, чтобы не впасть в мало­ду­шие среди тяж­ких испы­та­ний. Тер­пите все скорби и болезни и все труд­но­сти, какие надобно тер­петь, чтобы усто­ять на пра­вед­ном пути. Ибо пре­тер­пе­вый до конца, той спа­сен будет (Мф. 10:22). Так посту­пая, каж­дый из нас будет иметь истин­ный мир в душе и надежду бла­жен­ной мир­ной кон­чины; послед­ний час не будет стра­шить нас, и конец насто­я­щей жизни ста­нет для нас нача­лом жизни веч­ной, и гроб – лестви­цею к небу. Аминь.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки