Поучение в Неделю святых жен-мироносиц — архиепископ Елпидифор (Бенедиктов)

Поучение в Неделю святых жен-мироносиц — архиепископ Елпидифор (Бенедиктов)

(1 голос5.0 из 5)

За тор­же­ствен­ным празд­но­ва­нием во славу вос­крес­шего Гос­пода Иисуса Хри­ста свя­тая Цер­ковь непо­сред­ственно совер­шает ныне празд­не­ство в честь свя­тых жен-миро­но­сиц. Почему? Потому, конечно, что они пер­выя при­яли от Ангела радост­ную весть о вос­кре­се­нии Гос­пода, пер­выя спо­до­би­лись узреть Вос­крес­шего, и пер­выя яви­лись про­воз­вест­ни­цами вос­кре­се­ния Хри­стова самим Апо­сто­лам. Но что было при­чи­ною, что Гос­подь свя­тых жен-миро­но­сиц спо­до­бил пер­вых быть при­част­ни­цами радо­сти сво­его вос­кре­се­ния? Нет сомне­ния, что при­чина сему заклю­ча­ется в душах и серд­цах свя­тых жен, в их жизни и делах и осо­бен­ном отно­ше­нии к Гос­поду Иисусу. Не будем рас­кры­вать всей их жизни и всех дея­ний, о коих гово­рят свя­щен­ное Писа­ние и цер­ков­ное пре­да­ние: обра­тим только вни­ма­ние на тот их посту­пок, кото­рый чтен­ное ныне Еван­ге­лие пред­став­ляет взо­рам нашим и по кото­рому оне полу­чили имя Миро­но­сиц. И этот один посту­пок состав­ляет вели­чай­шую их славу, и для нас пред­став­ляет много поучи­тель­наго и назидательнаго.

Иисус Хри­стос, кото­раго свя­тыя жены сопро­вож­дали в стран­ство­ва­ниях Его по земле иудей­ской, от Кото­раго, как уче­ницы, поуча­лись исти­нам спа­се­ния, и кото­рому слу­жили от име­ний своих, взем­лется от среды живых, по при­го­вору ослеп­лен­ных зави­стию и зло­бою пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин народа иудей­скаго осуж­да­ется на смерть, при­гвож­да­ется ко кре­сту, и нако­нец пола­га­ется во гроб. При этом все, даже при­бли­жен­ней­шие Его уче­ники, раз­се­е­ва­ются, как овцы, неиму­щия пас­тыря, забы­вая боже­ствен­наго сво­его Учи­теля и забо­тясь о своей только без­опас­но­сти. Что же среди такого страха и смя­те­ния — что делают свя­тыя жены-миро­но­сицы? Оне при­го­тов­ляют дра­го­цен­ныя аро­маты и миро и идут ко гробу — воз­дать послед­ний долг свой умер­шему Учи­телю, пома­зать Его тело. Масти — дра­го­цен­ныя; но свя­тыя жены не жалеют издер­жек на при­об­ре­те­ние их. Не стра­шит свя­тых миро­но­сиц еще не раз­се­яв­шийся мрак нощ­ный, среди кото­раго оне пред­при­ни­мают путь свой ко гробу; не ужа­сает их стража воин­ская, кото­рою окру­жен был гроб. не удер­жи­вает их злоба и угроза вра­гов Гос­пода Иисуса, еще при жизни Его запо­ве­дав­ших, чтобы отлу­чаем был от сон­мища вся­кой, кто только осме­лится явно обна­ру­жить свою к Нему при­вер­жен­ность (Ин.9:22). Что же сла­бых жен делает столько муже­ствен­ными и без­страш­ными? Что так неудер­жимо вле­чет их ко гробу Умер­шаго? Не есть ли это любовь пла­мен­ней­шая и чистей­шая, креп­кая яко смерть (Песн.8:6), кото­рой, по слову Апо­стола, ничто не может пога­сить, ни скорбь и тес­нота, ни смерть, ни живот, ни высота, ни глу­бина, ни ина тварь кая (Рим.8:35, 38, 39)? Умер воз­люб­лен­ный Учи­тель; но Он жив в любя­щих серд­цах их. И чего бы они не при­несли Ему, чем бы не пожерт­во­вали? Но Умер­шему ничего более уже не нужно, как только миро и аро­маты: и свя­тыя жены при­но­сят Ему эту послед­нюю и един­ствен­ную в насто­я­щем слу­чае жертву любви и усер­дия. За тако­вую-то неиз­мен­ную и живей­шую любовь и пре­дан­ность жен-миро­но­сиц Гос­подь и удо­стоил их пер­вых явле­нием Своим по вос­кре­се­нии, пер­вых вос­приял в радость Сво­его вос­кре­се­ния, и Цер­ковь про­слав­ляет их, как избран­ней­ших из жен, и пред­став­ляет в при­мер для под­ра­жа­ния не женам только, но и мужам всем.

И как нам, бра­тие, подобно свя­тым Миро­но­си­цам, не любить Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста всем суще­ством нашим, всею кре­по­стию души и сердца нашего? Как не искать Его всеми помыш­ле­ни­ями на всех путях наших. Как не устрем­ляться к Нему всеми жела­ни­ями и чув­ство­ва­ни­ями нашими? Он на небе; но все­гда и с нами, бла­го­творя нам, подая дожди с небссе и вре­мена пло­до­носна (Деян.14:17). Он столько воз­лю­бил нас, что пре­дал себя на смерть за грехи наши, чтобы даро­вать нам жизнь веч­ную. Он выну хода­тай­ствует о нас пред Богом Отцем своим, подает Духа Свя­таго все­о­свя­ща­ю­щаго и вся Боже­ствен­ныя силы, яже к животу и бла­го­че­стию (2Пет.1:3), чтобы всех нас при­ве­сти в насле­дие уго­то­ван­наго Им для нас Цар­ствия небес­наго. И что еще? Он, все­б­ла­гий и все­щед­рый, в свя­тей­шем таин­стве Евха­ри­стии подает нам в пищу и питие самое чест­ное тело и самую чест­ную кровь Свою, да, при­об­ща­ясь без­смерт­ной сей тра­пезы, при­ча­стимся бла­жен­наго купно с Ним без­смер­тия. После всего этого, что соде­лал и делает для нас, ради нашего спа­се­ния, дра­жай­ший и слад­чай­ший нам Спа­си­тель, — что есть у нас, чем бы мы не должны послу­жить, чего не могли бы мы при­не­сти Ему? Не при­не­сем ли Ему в жертву и души и тела наши? Не пре­да­дим ли Ему все­цело самих себя и весь живот наш. Теперь Он — Гос­подь наш уже не во гробе, а на пре­столе славы: не миро и аро­маты, как погре­бен­ному, а живая любовь и дела, слу­жа­щия к про­слав­ле­нию имени Его, яко живу­щаго во веки веков, суть жертва Ему от нас бла­го­при­ят­ная. Бла­го­дать, мило­сер­дие, кро­тость, воз­дер­жа­ние, тер­пе­ние, сми­рен­но­муд­рие и все дру­гия хри­сти­ан­ския доб­ро­де­тели, а в слу­ча­ю­щихся гре­хо­па­де­ниях немед­лен­ное и искрен­нее рас­ка­я­ние и исправ­ле­ние: — вот что мы должны, вме­сто мира и аро­ма­тов, при­но­сить вос­крес­шему Гос­поду и Спа­си­телю нашему, и мы насле­дуем бла­жен­ный жре­бий убла­жа­е­мых нами Мироносиц.

Свя­тыя жены-миро­но­сицы с миром и аро­ма­тами поспе­шили ко гробу Гос­пода Иисуса, как повест­вуют Еван­ге­ли­сты, с самаго ран­няго утра, когда мрак нощ­ный еще не раз­се­ялся, когда едва начи­нало только раз­све­тать. Чему это научает нас. Тому, что мы жизнь свою и каж­дый день в жизни должны начи­нать делами веры и любви ко Гос­поду. Про­буж­да­емся мы от сна нощ­наго? Пер­вая мысль, пер­вое чув­ство­ва­ние, пер­вое слово, пер­вый вздох наш должны обра­щаться и устрем­ляться ко Гос­поду Богу; в молитве должны мы воз­бла­го­да­рить Его все­б­ла­гаго, что Он сохра­нил нас здра­выми и невре­ди­мыми в нощь пре­шед­шую, и при­звать Его бла­го­сло­ве­ние на день пред­сто­я­щий: Его бла­го­сло­ве­ние бла­го­по­спе­шит нам во всех делах наших днев­ных. С дру­гой сто­роны, самая жизнь наша должна начи­наться и освя­щаться слу­же­нием Богу. Едва только начи­нает раз­кры­ваться душа и смысл в детях. пер­выя поня­тия, какия хотят вну­шить им, должны быть поня­тия о Боге-Творце, Про­мыс­ли­теле и Спа­си­теле нашем. С самых юных лет в душах и серд­цах наших должна быть внед­ря­ема любовь ко Гос­поду; с самых ран­них дней должны мы напи­ты­ваться духом веры и бла­го­че­стия, упраж­няться в хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях. Кто от юно­сти своей серд­цем познает и воз­лю­бит Гос­пода Бога и доб­ро­де­тель, тот и во всю жизнь свою надеж­нее соблю­дет в себе этот вер­ный залог вся­каго блага вре­мен­наго и веч­наго, зем­наго и небес­наго. Напро­тив, когда сердце изсох­нет уже от зноя паля­щих стра­стей, заро­с­тет тер­нием раз­лич­ных пороч­ных наклон­но­стей и навы­ков. тогда, если и поже­ла­ете, напрасно будете сеять в таком сердце семена веры и бла­го­че­стия; они не про­из­рас­тут и не при­не­сут плода. А какая участь чело­века без веры и доб­ро­де­тели? Самая жал­кая и горест­ная и во вре­мени и в веч­но­сти! От юно­сти убо да воз­лю­бим Гос­пода Бога и Спа­си­теля нашего всем серд­цемь своим. да слу­жим Ему и сло­вом и делом во вся дни живота нашего; да взы­щем Его всего кре­по­стию души и сердца на всех путях жизни нашей: и обря­щем Его, яко не далече от еди­наго кого­ждо нас суща.

Тру­ден для нас этот подвиг. много пре­пят­ствий для доб­ро­де­тели и внутрь и вне нас. Плоть наша со страстьми и похотьми весьма рано воз­стает на нас и густым мра­ком обле­гает дух наш, чтобы он не видел Солнца правды; мир с сво­ими соблаз­нами и иску­ше­ни­ями, с пер­вых дней наших, повсюду раз­сти­лает сети, пола­гает камни пре­ты­ка­ния, чтобы запи­нать нас на пути доб­ро­де­тели. Чтоже? При таких труд­но­стях должны ли мы оста­ваться на рас­пу­тиях мира и не стре­миться ко Гос­поду Богу, не идти к Нему путем веры и бла­го­че­стия, усту­пая своим стра­стям, увле­ка­ясь соблаз­нами, устра­ша­ясь и избе­гая труд­но­стей? Посмот­рите еще на свя­тых жен-миро­но­сиц. И для них доступ ко Гос­поду, лежав­шему во гробе, много был затруд­нен и какбы заграж­ден вовсе кам­нем велиим зело, и их это пре­пят­ствие не мало сму­щало: одна­кож оне идут испол­нить свя­тое жела­ние сердца сво­его. И чтоже? При­хо­дят ко гробу, и — камень уже отва­лен от гроба: — Ангел отвра­тил то затруд­не­ние, кото­раго оне осо­бенно стра­ши­лись. Да не стра­шимся, бра­тие, и мы ника­ких труд­но­стей на пути доб­ро­де­тели. Имея в сердце твер­дую веру и живую любовь ко Гос­поду, оду­ше­вимся только искрен­ней­шим жела­нием и непре­клон­ною реши­мо­стию бла­го­уго­ждать Гос­поду и ходить по путям запо­ве­дей Его. Тогда и для нас все пре­грады на путях сих, все камни соблазна и пре­ты­ка­ния будет отстра­нять Ангел наш Хра­ни­тель; и сам вели­каго совета Ангел — Гос­подь наш будет вспо­мо­ще­ство­вать нам все­силь­ною Своею бла­го­да­тию, для кото­рой нет ничего невозможнаго.

Свя­тыя Миро­но­сицы паче меры и чая­ния сво­его были награж­дены от Гос­пода за свою горя­чую любовь и усер­дие к Нему. Оне шли к умер­шему, а сре­тили Его уже вос­крес­шим. шли со скор­бию и сле­зами, а услы­шали от Него: радуй­теся. Да сре­тит и нас Гос­подь таким же сло­вом радо­сти, когда и мы при­дем ко гробу сво­ему и отсюда пред­ста­нем пре­столу славы Его. И Он непре­менно так встре­тит нас, если только мы, подобно Миро­но­си­цам, послу­жим Ему от дней своих пер­вых до послед­них, пре­бу­дем тверды в любви к Нему и верны в испол­не­нии Его запо­ве­дей. Аминь.

Источ­ник: Поуче­ние в неделю свя­тых жен-миро­но­сиц, Прео­свя­щен­ней­шаго Елпи­ди­фора, епи­скопа Вят­скаго и Сло­бод­скаго. // Хри­сти­ан­ское чте­ние, изда­ва­е­мое при С.-Петербургской Духов­ной Ака­де­мии. — СПб.: В Типо­гра­фии Коро­лева и Комп., 1855. — Часть I. — С. 252–258.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки